Асимметричная информация и неблагоприятный отбор на рынках

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 29 29 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 Определение, виды и формы асимметрии информации 5
1.2. Влияние асимметрии информации на экономический рост 9
1.3. Последствия асимметрии информации. 14
Глава 2. АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИЯ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28





Фрагмент для ознакомления

Вся эта ситуация приводит к тому, что финансовые посредники не могут содержать и платить зарплату опытным аналитикам и уходят с рынка.(Карагезьян У.В., 2016)В связи с тем, что рынок не может самостоятельно справиться с данным явлением, на первое место выходит государственная политика, главная задача которой формировать институты, которые прямо или косвенно будут помогать хозяйствующим субъектам в преодолении асимметрии информации. Одним из вариантов решения проблемы может стать то, что государство будет самостоятельно публиковать информацию, необходимую инвесторам, однако в реальности это трудно выполнимо, так как необходимо будет нанять целый штат опытных и знающих аналитиков, которые будут выполнять эту работу. При этом экономическую выгоду получить будет сложно, так как информация, которая доступна всем не предоставляет возможности для извлечения прибыли. Более того, в данном случае будет возникать проблема «агента – принципала» между государством и аналитиками, которые при самом плохом сценарии могут преследовать свои корыстные цели или вступить в сговор с заинтересованными компаниями. Более реальным шагом со стороны государства является обязать законодательно компании публиковать информацию о себе, что позволит заинтересованным инвесторам ею пользоваться. При этом государство берет на себя роль регулятора и контролера, а также предусматривает ответственность за непредоставление подобной информации или за сознательное предоставление недостоверной информации. В США таким государственным органом является Комиссия по ценным бумагам (Securities Exchange Commission – SEC), в России – Федеральная служба по финансовым рынкам. Более того, как в США, так и в России, компании, чьи ценные бумаги котируются на фондовых биржах должны ежегодно проходить проверку в независимой аудиторской компании, которая проверяет насколько компания выполняет требования бухгалтерского и налогового учетов, соблюдает законодательство. Однако, безусловно, есть негативный опыт таких компаний, как Enron, WorldCom и Parmalat, которые целенаправленно вводили инвесторов и партнеров в заблуждение о состоянии компании, публикуя ложные финансовые отчетности. Более того, компании вступали в сговор с аудиторскими компаниями, которые также обманывали заинтересованных лиц и скрывали истинное положение дел. Но в данном случае проблема асимметрии решается тем, что многие компании пользуются услугами крупных международных аудиторских фирм, которые стараются работать честно, так как потеря репутации на данном рынке однозначно приведет к потере клиентов. В финансовой сфере также особенно актуально проблема агента-принципала, которой более всего подвержены акции компаний. Разделение владения и управления компанией ведет к появлению этой проблемы, когда наемные менеджеры (агенты) преследуют собственные цели, а не действуют в интересах владельцев-акционеров (принципалов), так как менеджеры не настолько сильно заинтересованы в максимизации прибыли, как акционеры. Выходом из этого положения некоторые экономисты видят в необходимости ужесточения контроля за деятельность компаний – проведении дополнительных проверок аудиторскими компаниями, контроль за менеджментом. Однако, данный процесс контроля очень затратный в рамках денег и времени, даже экономисты дали этой проблеме свое название: проблема дорогостоящей верификации состояния компании (costly state verification). В качестве примера можно привести один из торговых районов Пакистана (Чамбер), где для ведения бизнеса некоторые заемщики, которые не могут работать с банками по причине отсутствия или испорченности кредитных историй, невозможности предоставления ликвидного залога, вынуждены обращаться за займами к ростовщикам. Процентные ставки по таким займам очень высокие и могут доходить до 80 процентов годовых в среднем, в то время как банки выдают кредиты под 12% годовых.Любопытным при этом является факт, что если проанализировать процент, взимаемый ростовщиками, то можно сделать вывод, что те расходы, которые вынуждены нести ростовщики с целью сбора, обработки информации о клиентах, контроля за использованием деятельности, взысканием долгов обуславливают данный драконовский процент. В случае отсутствия данных затрат, другими словами, отсутствия асимметрии информации на этом рынке, ставка была бы приблизительно равно банковской ставке. осуществлением Именно разница между ставкой ростовщика и ставкой банка – это и есть цена асимметричности информации на рынке. Однако проблема «халявщиков» неблагоприятного выбора снижает уровень мониторинга компании, так как другие акционеры компании платят за проверку деятельности компании. Как в случае неблагоприятного выбора, государство пытается частично решить проблему морального риска, что еще раз объясняет сильное регулирование финансового рынка. Многие государства ввели обязательства компаний публиковать отчетность, разработали и утвердили формы (для того, чтобы информация была унифицирована и инвесторы могли ею пользоваться), определили виды наказания за нарушения, однако на практике доказать нарушение очень сложно. Финансовые посредники, опять же, наиболее эффективны в решении проблемы агента-принципала. Так, например, на первоначальной стадии развития компаний большую роль играют венчурные компании, которые аккумулируют средства инвесторов и вкладываются в потенциально прибыльные проекты. В обмен на получение венчурного капитала, предприниматели отдают часть активов, или допускает людей из венчурных фондов к управлению или контролю за деятельностью компании. Активы новой компании не торгуемы ни для кого, кроме венчурной компании. Следовательно, не возникает проблемы клиентов, желающих пользоваться информацией, но не платить за нее. Если же компания занимает деньги на рынке не с помощью выпуска, акций, а выпуская долговые бумаги, то кредитор тратит гораздо меньше сил и времени на осуществление контроля за деятельностью компании.Только в тех случаях, когда компания перестает платить по своим обязательствам, кредитор включается в проблему морального риска. Так же, как и в случае неблагоприятного выбора, собственный капитал компании может стать гарантией выполнения своих обязательств и снижения морального риска. Именно потому что долговые контракты не требуют постоянного мониторинга и как следствие характеризуются более низкими затратами, инвесторы предпочитают этот способ вложений, по сравнению инвестициями в акции. Таким образом, асимметрия информации на финансовых рынках приводит к возникновению проблем неблагоприятного выбора и морального риска, что препятствует эффективному функционированию рынков. Инструменты решения этих проблем – частное производство и продажа информации, государственное регулирование с целью увеличения доступной информации на финансовых рынках, значимость поручительства и обеспечения собственным капиталом долговых обязательств компании и использования контроля и мониторинга. Проблема «халявщиков» отражает, что финансовые посредники, особенно банки, должны играть более важную роль, чем финансовые рынки, в финансировании компаний. (Феофанов Д.А., 2014)ЗАКЛЮЧЕНИЕРеальная рыночная экономика, в отличие от теории, характеризуется несовершенством информации, которая выражается в том, что она распределена асимметрично между участниками сделки, другими словами одна сторона знает о сделке больше другой. Данной характеристикой обладают все рынки, отличается только степень асимметричности. Наиболее выражена асимметрия в отношении товаров, качество которых невозможно или очень затратно проверить на момент покупки. Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики и скрытые действия, некоторые аналитики в качестве дополнительного вида выделяют еще и скрытые намерения. Влияние асимметрии на рынок значительно, так как она определяет поведение хозяйствующих субъектов, отражается на конкуренции, что в итоге сказывается на эффективности рынка в целом. Последствия асимметрии, среди которых можно выделить неблагоприятный отбор, моральный риск, ценовую дискриминацию, ограничение конкуренции характерны для многих отраслей, среди которых наиболее ярко проявляются финансовые рынки, рынок труда, рынок лекарственных и косметических средств. Актуальной проблемой связанной с асимметрией информации является также проблема «принципал - агент», когда одна сторона платит другой за выполнение определенных функций. Сложность же данного явления заключается в том, что могут возникнуть ситуации, когда агент и принципал имеют разные цели и эффективность взаимодействия снижается.Существуют различные способы борьбы с асимметрией: частично эту задачу берет на себя государства (обязательное лицензирование и стандартизация, законодательные требования государства к качеству продукции, защита прав потребителей и так далее). Рынок такое предлагает способы борьбы с негативными проявлениями асимметрии информации: сигналы рынка, добровольное соответствие стандартам качества, реклама, предоставление гарантий и выплата штрафов.Классическим примером рынка с ярко выраженной проблемой асимметрии рынка являются финансовые рынки и в частности банковская сфера. В данных сферах у клиентов возникает естественное желание скрыть часть информации о себе с целью получения кредита или, например, страховки, в то время как финансовая организация стремится к максимизации прибыли и порой не проводит качественный анализ своих клиентов. Благодаря развитию технологий и существенным инвестициям многие банки начинают пользоваться при анализе заемщиков программным обеспечением, которое позволят из внешних источников выявить большую часть интересующей информации о потенциальном заемщике и тем самым снизить асимметрию информации.Подводя итог, нужно сказать, что неэффективная работа рынков, ограничение конкуренции - это следствие асимметрии информации. Данная проблема, описанная еще в работах , не потеряла своей актуальности. Таким образом, существует потребность в теоретическом анализе данной проблемы, ее последствий, а также выработка практических методов, которые помогут снизить негативное влияние на хозяйствующие субъекты и на экономику в целом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002.Тарасевич Л.С. 50 лекций по микроэкономике: учебное пособие / Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев. – М.: Экономическая школа, 2000. Гущина Е.Г., Витальева Е.М., Волков С.К. Влияние асимметрии информации на экономический рост // Вестник АГТУ, 2017, №4. Дагуев М.К., Балкизов М.Х. Методы исследования информационно асимметрии на рыночное поведение // Управление экономическими системами,2014,№4. Карагезьян У.В. Властная асимметрия и неконкурентное поведение фирм на потребительских рынках // Вести Волгоградского государственного университета, 2016, №1 (34). Оборина А.В., Федосеева О.Н. Асимметрия информации в машиностроении // Apriori серия: гуманитарные науки,2016, №2. Осянин И.К. Асимметрия информации на рынке финансовых услуг // Ярославский педагогический вестник, 2012, №1.Подкатива Е.Б. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка //Деньги и кредит, 2010, №5. Феофанов Д.А. Асимметрия информации на финансовых рынках // Стратегии бизнеса, 2014, №2 (4). Интернет-источник: Анализ состояния и тенденции кредитования в России –“http://e-koncept.ru/2017/770329.html (доступен на дату 04.05.2018)Интернет-источник: Асимметричность информации –http://economicportal.ru/ponyatiya-all/asimmetrichnost-informacii.html (доступен на дату 04.05.2018)

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
2. Тарасевич Л.С. 50 лекций по микроэкономике: учебное пособие / Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев. – М.: Экономическая школа, 2000.
3. Гущина Е.Г., Витальева Е.М., Волков С.К. Влияние асимметрии информации на экономический рост // Вестник АГТУ, 2017, №4.
4. Дагуев М.К., Балкизов М.Х. Методы исследования информационно асимметрии на рыночное поведение // Управление экономическими системами,2014, №4.
5. Карагезьян У.В. Властная асимметрия и неконкурентное поведение фирм на потребительских рынках // Вести Волгоградского государственного университета, 2016, №1 (34).
6. Оборина А.В., Федосеева О.Н. Асимметрия информации в машиностроении // Apriori серия: гуманитарные науки,2016, №2.
7. Осянин И.К. Асимметрия информации на рынке финансовых услуг // Ярославский педагогический вестник, 2012, №1.
8. Подкатива Е.Б. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка //Деньги и кредит, 2010, №5.
9. Феофанов Д.А. Асимметрия информации на финансовых рынках // Стратегии бизнеса, 2014, №2 (4).
10. Интернет-источник: Анализ состояния и тенденции кредитования в России –“http://e-koncept.ru/2017/770329.html (доступен на дату 04.05.2018)
11. Интернет-источник: Асимметричность информации –http://economicportal.ru/ponyatiya-all/asimmetrichnost-informacii.html (доступен на дату 04.05.2018)

Вопрос-ответ:

Что такое асимметричная информация и какие виды и формы она может принимать?

Асимметричная информация - это ситуация, когда одна сторона взаимодействия имеет больше информации, чем другая, что может привести к неравновесию на рынке. Виды и формы асимметрии информации могут быть разными, например, информационная асимметрия может заключаться в том, что продавец имеет больше информации о качестве товара, чем покупатель. Также встречается асимметрия в доступе к информации, когда некоторые участники рынка имеют больше доступа к рыночной информации, чем другие.

Как асимметрия информации влияет на экономический рост?

Асимметрия информации может негативно повлиять на экономический рост. Например, наличие асимметрии информации может привести к неправильному распределению ресурсов, так как участники рынка принимают решения на основе не полной информации. Это может снижать эффективность использования ресурсов и ограничивать развитие экономики.

Какие последствия могут возникнуть из-за асимметрии информации?

Асимметрия информации может привести к различным последствиям. Например, на рынке товаров и услуг, асимметрия информации может привести к неблагоприятному отбору, когда продавцы предлагают низкокачественные товары и скрывают информацию о них. Также асимметрия информации может привести к снижению объема торговли и ухудшению условий сделок.

Как асимметрия информации влияет на финансовые рынки?

Асимметрия информации на финансовых рынках может привести к неблагоприятному отбору и риску морального риска. Например, если банк не обладает достаточной информацией о заемщике, он может предложить ему невыгодные условия кредита или вообще отказать в выдаче. Это может привести к снижению доступа к кредиту для некоторых заемщиков и ограничить инвестиции и экономический рост.

Что такое асимметрия информации?

Асимметрия информации - это ситуация, когда одна сторона рынка обладает большим количеством или более качественной информацией, чем другая сторона.

Какие виды и формы асимметрии информации существуют?

Существует несколько видов и форм асимметрии информации. Например, информационная асимметрия возникает, когда продавец товара знает больше о его качестве, чем покупатель. Функциональная асимметрия информации связана с неравномерным распределением информации между различными участниками рынка.

Как асимметрия информации влияет на экономический рост?

Асимметрия информации может негативно влиять на экономический рост. Если одна сторона рынка имеет лучшую информацию, она может использовать это преимущество для получения дополнительной выгоды. Это может привести к сокращению числа взаимовыгодных сделок и ограничению развития рынка.

Какие последствия может иметь асимметрия информации?

Асимметрия информации может привести к неблагоприятному отбору, когда лучшая информированность одной стороны рынка приводит к тому, что другая сторона становится неинтересной для сделок. Это может привести к снижению эффективности рынка, ограничению доступа к кредитам и увеличению степени риска для участников.

Как асимметрия информации влияет на финансовые рынки?

Асимметрия информации может иметь серьезное влияние на финансовые рынки. Она может привести к возникновению проблемы отбора, когда финансовые посредники не могут привлечь опытных аналитиков из-за невозможности содержать их и платить достойную зарплату. Это может привести к снижению качества анализа, повышению риска и негативному влиянию на стабильность рынка.