Разработка учебного пособия на тему Институциональная экономика ( электронный учебник)
Заказать уникальную дипломную работу- 97 97 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 29.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы институциональной экономики 9
1.1 Понятие института: институционально экономические отношения. 9
1.2 Трансакции и трансакционные издержки. 11
1.3 Право собственности. 15
1.4 Теория контрактов. 18
1.5 Теории фирмы. 22
1.6 Теория государства. 26
1.7 Институциональная экономическая теория. 29
Глава 2. Выбор среды разработки электронного учебного пособия «Институциональная экономика» 32
2.1. Анализ существующих сред создания электронных учебных пособий 32
2.2. Требования, предъявляемые к электронному учебному пособию «Институциональная экономика» 41
Глава 3. Разработка структуры электронного учебного пособия «Институциональная экономика» 45
3.1. Сценарий и алгоритм изучения электронного учебного пособия «Институциональная экономика» 45
3.2. Структура электронного учебного пособия «Институциональная экономика» 48
3.3. Разработка тестов для электронного учебного пособия. 52
Глава 4. Оценка экономической эффективности использования электронного учебного пособия «Институциональная экономика» 55
4.1 Составление сметы затрат на разработку электронного учебного пособия 55
4.2 Расчет показателей экономической эффективности использования электронного учебного пособия «Институциональная экономика» 64
Глава 5. Определение интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу 69
Глава 6. Безопасность жизнедеятельности. 82
6.1 Анализ вредных факторов при работе на ПЭВМ 82
6.2 Требования по эргономике и технической эстетике 83
6.3 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов информационной системы 86
6.4 Разработка мероприятий по снижению влияния вредных факторов 87
Заключение 92
Список использованных источников 94
Глоссарий 97
;Р – мощность, потребляемая одним персональным компьютером, Вт;tn – время программирования, чел.час;tотл – время отладки, чел.час;tд – время подготовки документации по задаче, чел.час.Мощность, которая потребляется персональным компьютером складывается из мощности, потребляемой монитором, и мощности, которую потребляет системный блок. Данные по потреблению мощности используемым компьютером приведены в таблице 4. Рассчитаем затраты на оплату электроэнергии Сэ по формуле (17):Прочие затраты Спр связаны с тиражированием программы и составляют 5-20% в общей сумме затрат (в зависимости от количества пользователей). Возьмем среднее значение:Найдем общие затраты по формуле (18):(18)Смета затрат на разработку программного продукта представлена в таблице 4.Таблица 4 – Смета затрат на разработку программного продуктаСтатьи затратИндекс затратСумма, руб.Структура, %1 Затраты на оплату труда программистаСЗП2332,464,72 Взносы на соц.страхованиеСЕСН699,7219,43 Затраты на оплату машинного времени на отладку программыСМ76,32,14 Затраты на оплату электроэнергии при отладке программыСЭ105,22,95 Прочие затратыСПР390,610,9Итого3604,22100,0Таким образом, в соответствии с приведенным выше расчетом, себестоимость разработки рассматриваемого программного продукта составляет 3604 рублей 22 копеек.4.2 Расчет показателей экономической эффективности использования электронного учебного пособия «Институциональная экономика»Эффективность разработки и использования программных продуктов в образовании можно оценить с трех сторон:- качественной;- экономической;- социальной.Качественная оценка программного продукта, используемого в образовательном процессе подготовки и повышения квалификации специалистов, характеризуется повышением абсолютных и качественных показателей успеваемости студентов, сокращением общих затрат времени всех участников образовательного процесса на подготовку, выполнение и контроль знаний, изменением структуры затрат времени.Экономическую эффективность разработки и использования новых программных продуктов можно оценить на стадии разработки – величиной затрат времени и общей себестоимостью - для разработчика и ценой программы - для пользователя, а также суммой экономического эффекта.Социальную эффективность новых программных средств можно оценить расширением возможности доступа к информационным ресурсам по времени, числу пользователей, географическим параметрам.Далее проведены расчеты экономической эффективности разработки электронного пособия.Экономическая эффективность в области автоматизации систем обработки информатизации связана с уменьшением трудозатрат, необходимых для получения результата, на документирование полученного результата, с ускорением проведения этих работ, с уменьшением ошибок и брака в документации, с оптимизацией полученных решений.Определение годового экономического эффекта Эф год от внедрения средств автоматизации можно рассчитать по формуле (19):(19)гдеЗб – затраты по базовому варианту (за базовый вариант принято проведение и выполнение практических занятий и других занятий посредством рукописных работ), руб./год;Зэ – затраты при использовании программного обеспечения, руб./год.Затраты по базовому варианту Зб определяются по формуле (20):(20)гдеЗПср – часовая средняя заработная плата, руб.;Тр – трудоемкость решения задачи, час./год (например, Тр проведения лабораторной работы в год определяется как произведение количества учебных часов на лабораторную работу по учебному плану и количества студентов, преподавателей, техников, участвующих в проведении лабораторной работы);d – удельный вес затрат на оплату труда в общей смете затрат организации-пользователя.Затраты по базовому варианту Зб определим по формуле (20):Затраты при использовании компьютерной программы (электронного пособия) Зэ можно определить по формуле (21):(21)гдеТг – время отводимое на работу с программой в год, час./год;См – стоимость одного машинного часа, руб./час;Еэф – коэффициент экономической эффективности, зависит от прогнозируемого времени использования программы и может иметь значение 0,1-1 (например, при разработке обучающих компьютерных программ в соответствии с действием Государственного образовательного стандарта равного 5 годам Еэф=0,2);Зобщ – эксплуатационные затраты при использовании программного обеспечения, руб. (равны стоимости программного обеспечения, итог таблицы 5).Определим годовой экономический эффект Эф год от внедрения средств автоматизации учебного процесса в сравнении с выполнением рукописных работ по формуле (19):Таким образом, так как значение Эф год. положительно (больше 0), то разработка программного обеспечения может быть признана экономически эффективной для заказчика.При оценке экономической эффективности программных продуктов для узкого и локального использования, например, в учебном процессе, экономический эффект рассчитанный по вышеизложенной методике может иметь и отрицательное значение.Эффективность разработки программного обеспечения специальных учебных дисциплин может определить путем сравнения цены программы и ее себестоимости разработки дипломниками, техниками, преподавателями учебного заведения.Цена программного продукта определяется по формуле (22):(22)гдеЦопт – расчетная оптовая цена компьютерной программы, руб.;С – себестоимость компьютерной программы, руб. (см выше);П – прибыль организации – разработчика программы, руб.(определяется по уровню нормативной рентабельности Rн=30-50%);НДС – налог на добавленную стоимость, определяемый по ставке 18%, руб.По формуле (22) рассчитаем цену программного продукта:Определим эффективность разработки программного обеспечения специальных учебных дисциплин по формуле (23):(23)Дополнительными показателями экономической эффективности являются:- абсолютная экономия трудозатрат, чел./час.;- относительная экономия трудозатрат, %.Абсолютная экономия трудозатрат Эаб определяется как разность трудоемкости решения задачи по базовому варианту (рукописным текстом) и с использованием компьютерной программы, т. е. по формуле (24):(24)Относительная экономия трудозатрат Эотн, обычно составляет 15-40%.Результаты расчетов сведены в таблицу 5.Таблица 5 – Сводная таблица показателейНаименование показателейЗначениеНормативное или рекомендуемое значение1 Трудозатраты на разработку программного продукта, чел./час.34,32 Затраты на разработку программного продукта, руб.3604,223 Годовой экономический эффект, руб.32028,46больше 04 Абсолютная экономия трудозатрат, чел./час493,75 Относительная экономия трудозатрат, %93,515-40Таким образом, по результатам оценки экономической эффективности разработки компьютерной программы можно сделать вывод, что трудозатраты на разработку программного продукта составляют 34,3чел./час., затраты на разработку программного продукта – 3604,22рублей, годовой экономический эффект составил 32028,46 руб., абсолютная экономия трудозатрат – 493,7 чел./час. и относительная экономия трудозатрат составляет 93,5 %.По результатам сделанных расчетов видно, что разработка компьютерной программы, рассмотренной в данной дипломной работе является экономически эффективной.Глава 5. Определение интегрального критерия уровня готовности к информационному обществуСовременный мир переживает период перехода в информационную эпоху. Внедрение информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности кардинально меняет как роль человека в производстве материальных ценностей, так и способ общения людей между собой. Исчезает понятие расстояния, мир преврашается в «глобальную» деревню, возникает новый тип трудовых отношений и новые продукты этих инновационных индустриальных отношений.Экономика информационного общества описывается термином «экономика знаний». Воспроизводство и производство новых знаний обеспечивает выживание общества и его прогресс.Основой для информационного общества выступает создание всемирной информационно-коммуникационной среды Интернет, развитие новых, в первую очередь, мобильных информационных технологий.Именно новая инфраструктура обеспечивает устойчивое экономическое развитие человечества.Попробуем оценить готовность города Екатеринбург к существованию в рамках информационного общества.Прежде всего, оценим те важные проблемы, касающихся развития информационного сектора социально-экономической жизни города Екатеринбурга и информационно-коммуникационной инфраструктуры, влияющих на дальнейшее успешное устойчивое развитие Екатеринбурга и интеграцию его в современное информационное общество и единое мировое информационное пространство:недостаточно обеспечены условия для развития информационной индустрии (производство информационных технологий, информационных ресурсов и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях городского хозяйства;отсутствие современной информационной среды для работы органов управления, хозяйствующих субъектов и их взаимодействия с населением препятствует обеспечению эффективного информационного обмена, свободного доступа всех граждан, независимо от места их проживания и социально-экономического положения, к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации;недостаточными темпами внедряются информационно-коммуникационные технологии в сфере бизнеса (электронная коммерция, телеработа), а также в сферах, имеющих особое значение для общества, таких как образование, культура, здравоохранение, городское хозяйство, социальная защита (дистанционное образование, телемедицина);отсутствие эффективного механизма информационного взаимодействия между государственными и муниципальными структурами управления и недостаточная согласованность работ различных городских структур и государственных учреждений и ведомств приводит к низкому уровню интеграции (совмещению) существующих систем государственного управления и местного самоуправления, неоправданному дублированию функций в различных системах, отсутствию общегородского комплекса стандартов, классификаторов, позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем;отсутствие удовлетворяющей современным требованиям законодательной и нормативно-правовой базы процессов информатизации, несмотря на заметный прогресс в этой области;для Екатеринбурга жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но и сформировать в городе функционально полную и эффективно действующую инфраструктуру поддержки инноваций, прежде всего в секторе информационно-коммуникационных технологий и за счет их внедрения в другие сферы;недостаточная информированность населения об использовании новых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями, а также слабый уровень владения знаниями и умениями в этой области, мешают формированию информационной культуры и успешному движению к информационному обществу.Решение указанных проблем является одним из необходимых условий устойчивого социально-экономического развития города Екатеринбурга.Чтобы обеспечить эффективное управление таким сложным механизмом, каким являетсягород необходимо создать муниципальные информационные ресурсы, доступные всем органам управления, хозяйствующим субъектам и гражданам. При этом формируемые информационные ресурсы приобретают свойства как интеллектуального общественного ресурса, так и одного из главных продуктов и товаров территории.В настоящее время наиболее перспективным в развитии и применении информационных технологий, в качестве средств структурированного доступа к региональным и мировым ресурсам, является направление, связанное с проектированием и использованием многофункциональных web-порталов. Поэтому развертывание вмасштабах города Екатеринбурга современных информационных решений, включающих информационный портал, коммуникационный «мост» («шлюз») между городскими информационными системами, общегородскую почтовую систему, централизованное хранилище данных и документов, систему управления публикацией материалов, значительно поднимет эффективность управления городом вцелом, обеспечивая, при интенсивном и правильно организованном использовании этих систем, быстрый возврат инвестиций. При этом использование современных информационно-коммуникационных технологий позволит существенно расширить формы и методы взаимодействия городских властных структур и граждан города Екатеринбурга, повысить качество этого взаимодействия, открытость городского управления, способствуя тем самым укреплению гражданского общества.Создание единого информационного пространства города Екатеринбурга и применение современных информационных технологий обеспечит доступ широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности, приведет к существенной экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц.Критерии оценки уровня готовности Екатеринбурга к информационному обществу определяют его принадлежность к одному из четырех уровней готовности к информационному обществу:1-й уровень - условия для перехода к информационному обществу отсутствуют;2-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созданы и используются малой частью общества;3-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созданы и используются значительной частью общества. Существует электронное расслоение общества;4-й уровень - большая часть общества использует в жизни и в профессиональной деятельности инфокоммуникационные технологии, услуги и информационные ресурсы. Осуществляются меры по преодолению электронного расслоения общества и других негативных последствий информатизации.Уровни готовности определяются по пяти направлениям, которые характеризуют развитие информатизации и проникновение современной компьютерной техники, услуг и информационных технологий в жизнь и деятельность общества:I-е направление - "Доступ к инфокоммуникациям» характеризуется обеспеченностью общества инфокоммуникационной инфраструктурой; ее доступностью населению и предприятиям; скоростью и качеством передачи информации; развитием местной сбытовой сети аппаратных и программных средств и услуг; развитием местной сети телекоммуникационного сервиса, сопровождения аппаратных и программных средств, развитием местной сети доступа к Интернету;II-е направление - "Инфокоммуникационное обучение" характеризуется обеспеченностью средних и высших учебных заведений компьютерами и ресурсами Интернета, уровнем подготовленности преподавателей к применению ИКТ в повседневной преподавательской деятельности, возможностью получения специального и общего образования в области информационных технологий в государственных и негосударственных средних специальных, высших учебных заведениях;III-е направление - "Инфокоммуникационное общество" характеризуется возможностьюширокого использования Интернета и его информационных ресурсов в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, а также средним объемом информации, получаемый одним человеком в год;IV-е направление - "Инфокоммуникационная экономика" характеризуется влияниеминформационных технологий на рынок труда, развитием электронной коммерции, появлением нового типа информационных отношений типа "Фирма - покупатель" и "Фирма - Фирма", переходом к "Электронному правительству", долей ВВП, получаемой от рынка информационных услуг;V-е направление - "Инфокоммуникационная политика" характеризуется влиянием органов власти на развитие телекоммуникационного сектора экономики, на рост конкурентного рынка и развитие услуг в этом секторе, на те ограничения, которые налагают лицензирование и стандарты на производственную и сбытовую деятельность в отношении информационных технологий и информационных ресурсов, на влияние правительства на процесс информатизациипосредством реализации государственных целевых программ и их концепций.Интегральный критерий для региона (КЭ) рассчитывается по методу Международной Академии Связи и представляется вектором, имеющим модуль (длина вектора) и угол, определяющий положение вектора относительно единичного вектора с единичными координатами, либо относительно вектора, выбранного за точку отсчета в n-мерном пространстве. Для его расчета необходимо определить следующие критериальные показатели. Экономический критерий (Кэ) – рассматривается в рамках IV-го направления - "Инфокоммуникационная экономика" и рассчитывается по формуле (25):КЭ = (25)гдеКэф- процент ВВП региона, обеспеченный за счет информационно - телекоммуникационной экономики; он может быть исчислен как отношение доходов от инфокоммуникаций к ВВП. Для города Екатеринбурга данный показатель равен 7,1% (2012г.) и 7,74% (2017) соответственно;КЭmin = 0%; КЭmax = 50%.КЭф МО города Екатеринбурга (2012 г.) = = 7,1%По прогнозам в 2017 году КЭф = 7,74%КЭ 2012 = = 0,142КЭ 2017 = = 0,155Комплексный информационно-технологический критерий – КИТопределяется с использованием методики программы развития Организации Объединенных Наций по формуле (26):КИТ = (26)гдеКТ, КД, КИ, КРИ- критериальные показатели.Критерий территориальности – Кт – характеризует процент покрытия территории региона инфокоммуникационными сетями, определяется с использованием методики Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле (27):КТ = ,(27)где КТф- фактический процент территории региона, покрытой инфокоммуникационными сетями. Для города Екатеринбурга, имеющего насыщенную инфраструктуру, данный показатель составляет 97% для периода 2012г., для 2017 г. – 99% соответственно.КТmin= 0%; КТmax = 100%.КТ 2012 = = 0,97КТ 2017 = = 0,99Критерий доступности - Кд определяет время, необходимое жителю региона для достижения инфокоммуникаций. Критерий доступности для города Екатеринбурга рассчитывается по формуле (28):Кд = 1- ,(28)гдеt– время, необходимое любому жителю для достижения инфокоммуникаций в регионе, мин. Для Екатеринбурга средний показатель времени доступности составил 5,6 мин. в 2012 году, а в 2017 году - 5,2мин.t min = 5 мин., t max = 15 мин.Кд 2012 = 1-= 0,94Кд 2017 = 1-= 0,98Информационный критерий – КИопределяется как индекс объема интерактивной информации в год на одного жителя и рассчитывается по формуле (29):Ки = ,(29)гдеI- объем интерактивной информации в год на одного жителя г. Екатеринбурга, байт. Объем интерактивной информации рассчитывается по формуле (30):I = (30)гдеNTA- количество телефонов (стационарных и мобильных) в регионе, ед. для Екатеринбурга показатели составили:- в 2012 году 575000ед. и 2659393 ед. соответственно;- в 2017 году – 630000ед. и 3158000ед. соответственно;Н- население региона, чел. Численность Екатеринбурга в 2012 году составила 1424702чел, в 2017г. снизилась до 1404945чел.V- средняя скорость передачи информации, Мбит/с. В 2012 году скорость составила 7 Мбит/с, в 2017 – 28 Мбит/с.Т- среднее время занятия канала, мин. В 2012 году этот показатель был равен 2600мин., в 2017 году онвырос до 3500мин.= 105байт,= 1010байт.I2012 = = 150,81×105 байтI2017 = = 964,43×105 байтКи 2012 = = 0,436Ки 2012 = = 0,597Критерий развития инфокоммуникаций – КРИ характеризует уровень наполнения общества инфокоммуникационными устройствами (терминалами) пользователя, определяется с использованием методики Программы развития Организации Объединенных Наций по формулам (31),(32):КРИ = (31)гдеИТА = (32)гдеD - плотность стационарных телефонов в регионе, ед. на 100 чел.;Плотность рассчитывается по следующей формуле (33):D=,(33)где=80%;=0%;Исот, ИПК,ИТВ – рассчитывается аналогично.;.В соответствии со статистическими и прогнозными данными, показатели плотности по видам составляют:DТА2012= 40,36 ед. на 100 чел., DТА2017= 44,84 ед. на 100 чел., DСОТ2012 = 186,7 ед. на 100 чел., DСОТ2017 = 224,8 ед. на 100 чел., DПК2012 = 3,1 ед. на 100 чел., DПК2017 = 6,2 ед. на 100 чел.,DТВ2012 = 52,3 ед. на 100 чел., DТВ2017 = 64,1 ед. на 100 чел.ИТА2012 = = 0,505, ИТА2017 = = 0,561, ИСОТ2012 = = 1,867, ИТА2017 = = 2,81, ИПК2012 = = 0,039, ИПК2017 = = 0,078, ИТВ2012 = = 0,65, ИТВ2017 = = 0,801. Определим критерий развития инфокоммуникаций в 2012 и 2017 гг.:КРИ2012 = = 0,765КРИ2017 = = 1,0625Критерий развития инфокоммуникаций составил 0,765 при требуемом 0,33.Рассчитаем комплексный информационно-технологический критерий:КИТ2012 = = 0,813КИТ2017 = = 0,907Результаты расчетов сведены в таблицу 6.Таблица 6 – Результаты расчетовКритерии2012год2017 годКЭ0,1420,155КТ0,970,99Кд0,940,98Ки0,4360,597КРИ0,7651,063КИТ0,8130,907Все критериальные показатели являются безразмерными относительными величинами, изменяющимися в пределах от нуля до единицы. Стремление критерия к единице означает движение к информационному обществу. Следует заметить, что определение конкретного значения показателяКИТв регионах России в настоящее время затруднительно из-за недостатка справочных данных: нет данных по доступности и степени покрытия инфокоммуникаций в регионах, время занятия канала и скорость передачи информации известны только как средние величины в целом по России. ПоэтомуКИТможет быть пока оценен только критериемКРИ.Данные критерии оценки готовности не в полной мере отвечают в целом сегодняшнему состоянию российской экономики. Отмечен высокий уровень информационного неравенства - как для различных групп населения, так и для отдельных регионов.Следует отметить, что данные критерии оценки готовности не в полной мере отвечают сегодняшнему состоянию экономики г. Екатеринбурга. Все же полученная в результате интегральная оценка готовности г. Екатеринбурга к информационному обществу позволила сопоставить нашу ситуацию с положением дел в других городах. Общую готовность г. Екатеринбурга к жизни в информационном мире можно оценить как близкую к третьему уровню из четырех, что отвечает состоянию «в движении». Хотя реальный уровень развития информационного общества в г. Екатеринбурге невысок, город находится на самом динамичном отрезке пути. На рисунке 3 изображено движение г. Екатеринбурга по пути к глобальному информационному обществу с 2012 до 2017 года.Рисунок 3 – Движение по пути к Глобальному информационному обществу города Екатеринбурга (2012, 2017г.)Глава 6. Безопасность жизнедеятельности.6.1 Анализ вредных факторов при работе на ПЭВМВредное воздействиеот эксплуатации компьютерной техники проявляется в синдроме компьютерного состояния пользователя (СКСП), который условно можно разделить на синдром длительных статистических нагрузок (СДСН), синдром длительных психологических нагрузок (СДПН), синдром длительных зрительных нагрузок (СДЗН), синдром запястного канала пользователя (СЗКП) и синдром нагрузки от излучения компьютера (СНИК).Синдром длительных статистических нагрузок (СДСН) проявляется вследствие длительного пребывания пользователя в одном и том же положении и повторения им одних и тех же операций. Этот синдром обусловлен статическим состоянием пользователя в процессе выполнения им операций на компьютере в результате несовершенности эргономических характеристик оборудования, мебели и рабочего места. Синдром длительных психологических нагрузок (СДПН) проявляется вследствие переработки большого объема информации за ограниченное время, необходимости решения задач и построения оптимальной стратегической модели управления системой. Мозг человека имеет определенные ограничения по объему обрабатываемой информации и времени, которое затрачивается на принятие решения. Как правило, рассматриваетсядва типа поведения пользователя при работе на компьютере:пользователь предоставлен сам себе и самостоятельно выбирает порядок и темп выполнения работы;пользователь ограничен жесткими рамками, самостоятельно ничего не выбирает и с точки зрения нагрузки полностью подчинен обстоятельствам.С ростом скорости действий параллельные режимы работы могут переходить в последовательные. Возможности человека ограничены и в большинстве случаев мозг не может обеспечить выполнение параллельных действий, что приводит к росту напряженности и увеличению количества неправильно принимаемых решений.В результатерост количества неправильно принимаемых решений приводит к дискомфорту или стрессу, ослаблению центральной нервной системы, влечет за собой различные психические заболевания, нервные срывы и депрессии.Синдром длительных зрительных нагрузок (СДЗН) возникаетвследствие большого напряжения на органы зрения и особенностей считывания информации с экрана монитора.Синдром запястного канала пользователя (СЗКП) проявляется из-за работы пальцами при выполнении с усилием операций на клавиатуре при несовершенстве самой формы клавиатуры. Этот синдром возникает при длительной и интенсивной работе на клавиатуре в условиях ограниченного пространства, частой нагрузки, нажатия на клавиши с усилием и, в то же время, из-за постоянной нагрузки без нажатия на большой палец правой руки.Синдром длительных нагрузок излучения (СДНИ) возникает из-за воздействия различных видов излучения от компьютера.6.2 Требования по эргономике и технической эстетикеКонструкциярабочего столадолжна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800 мм. При отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой высоте, равной 725 мм.Рабочий стол должен иметь пространство для постановки ног, которое составляет: высоту – не менее 600 мм, ширину – не менее 500 мм, глубину на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.Конструкция рабочего стула (кресла) должна поддерживать рациональную рабочую позу при работе с ПК, позволять изменять позу с целью снижения напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления.Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.Конструкция стула должна обеспечивать:ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;поверхность сиденья с закругленным передним краем;регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углов наклона вперед до 150 и назад до 50;высоту опорной поверхности спинки 30020 мм, ширину – не менее 380мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости – 400мм;угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0300;регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400мм;стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250мм и шириной 50-70мм;регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 23030мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500мм. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой с нескользящим, не электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300мм, глубину не менее 400мм, регулировку по высоте в пределах до 150мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 200. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10мм.Клавиатуру лучше всего располагать на расстоянии 10-15мм от края стола, тогда запястья рук будут опираться на стол. Желательно приобрести специальную подкладку под запястья, котораяпоможет избежать болезни кистей.6.3 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов информационной системыПлощадь на одно рабочее место с компьютером должна составлять не менее 6,0м2, а объем – не менее 20,0м3.Для обслуживания технических средств ИКТ необходим инженер-электронщик, который по плану должен уделять не менее одного дня в каждом месяце для обслуживания компьютерной техники, а в случае непредвиденного выхода технических средств из строя осуществлять их ремонт по заявке персонала.Инженер-программист с высшим образованием должен проводить обслуживание программного обеспечения в следующих случаях: выход из строя программного обеспечения; при неправильном использовании программногообеспечения; для проведения ежемесячного регламентного тестирования программных средств. Для поддержания ремонтопригодности компьютерной техники необходимо постоянно хранить в организации запасные изделия и приборы.6.4 Разработка мероприятий по снижению влияния вредных факторовРежим труда и отдыха при работе на компьютере выбирается в соответствии с СанПиНом 2.2.2/2.4.1340-03. Поскольку в конкретных условиях больших психологических нагрузок программист выполняет творческую работу в режиме диалога с компьютером, то его деятельность относится к группе В и категории работ III. Исходя из этих условий общее время перерыва на отдых должно составлять не менее 70 мин. в день.Необходимо учитывать, что затраты энергии при работе за компьютером меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя — на 10-25%, при вынужденной неудобной позе — на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена энергии в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при интенсивной умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Известно, что при чтении вслух в сидячем положении расход энергии повышается на 48%, при публичном выступлении с лекцией — на 94%, а у операторов ЭВМ- на 60-100% .Для снятия напряжения необходимо обеспечивать программиста оптимально организованным рабочим местом. Как уже говорилось, главные элементы рабочего места при работе с компьютером – это письменный стол и кресло. Основное рабочее положение - положение сидя. Эта рабочая поза вызывает минимальное утомление по сравнению с другими. Моторное поле — это пространство рабочего места, в котором осуществляются двигательные действия программиста. Максимальная зона досягаемости рук — это та часть моторного поля рабочего места, которая ограничивается дугами, которые описывают максимально вытянутые руки при движении их в плечевом суставе (рисунок 4).Оптимальная зона — это часть моторного поля рабочего места, которая ограничивается дугами, которые описывают предплечья при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.а — зона максимальной досягаемости; б — зона досягаемости пальцев при вытянутой руке; в — зона легкой досягаемости ладони; г — оптимальное пространство для грубой ручной работы; д — оптимальное пространство для тонкой ручной работы. Рисунок 4 - Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскостиВ соответствии с вышесказанным спланируем оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости рук: - дисплей –должен размещаться в зоне а;- клавиатура – размещается, как правило, в зоне г или д; - системный блок - размещается в зоне б или же под столом; - принтер –должен находиться в зоне а.Организация и оборудование рабочего места работника должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ 12.2.032-78. Высота рабочей поверхности выбирается на основе рекомендуемой — 680-760 мм. Высота рабочей поверхности второго уровня, на которую устанавливается клавиатура — 650 мм.Рекомендуемая высота сиденья кресла над уровнем пола должна быть в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край закругленным, а угол наклона спинки рабочего кресла — регулируемым.Положение экрана определяется:расстоянием считывания (0.70 + 0.10 м);углом считывания, который определяется направлением взгляда на 20 градусов ниже горизонтали к центру экрана.Зрительный комфорт определяется двум основным требованиями:четкости изображения на экране, надписей клавиатуре и текста в документах;достаточной освещенности и равномерно распределенной яркости между окружающейсредой и различными участками рабочего места.К рабочей позе программиста предъявляются следующие требования: шея наклонена не более чем на 20° (между осью «голова-шея» и осью туловища), плечи расслаблены, локти находятся под углом 80-100°, а предплечья и кисти рук — горизонтально. ЗаключениеИнформатизация –один из приоритетов модернизации отечественного образования, при этом главной задачей ставится создание в учебных заведениях электронной информационно-образовательной среды. Создаваемая инновационная образовательная среда рассматривается как одно из условий, которые могут обеспечить достижение нового, более высокого, качества образования. В современных условиях компьютеры достаточно широко применяются как при проведении занятий, так и при самостоятельном обучении студентов. За много лет развития образовательных информационных технологий во всем мире накоплен обширный опыт разработки способов проектирования и построения информационного пространства образовательных учреждений разных уровней.Информационная образовательная среда ВУЗа – это комплекс инновационных образовательных ресурсов и инструментов, которые должны обеспечивать условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения высшего образования.Рассмотренное в настоящей работеэлектронное учебное пособие может быть применено при изучении студентами курса «Институциональная экономика». Изучив его, студенты получат целостное представление о направлениях современной институциональной экономической теории, её основных понятиях, моделях и инструментах. Изучение этого курса одновременно углубляет представления студентов о теоретических закономерностях функционирования и развития современной рыночной экономики и вооружает их инструментарием, необходимым для решения прикладных, практико-ориентированных задач. Это обусловлено тем, что новая институциональная экономическая теория выступает не только частью академической науки, но и предоставляет инструменты для «социальной инженерии».Полученные при работе с этим электронным учебным пособием знания, умения и навыки могут послужить основой для изучения более «продвинутых» курсов «Институциональной экономики», а именно таких специальных курсов, как «Институциональные изменения», «Институциональное проектирование», «Экономика права».Список использованных источниковАгапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И.Агапова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.Беляев М.И. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, №3, 2011, сс. 38-46. Васильцова, В.М. Институциональная экономика: Учебное пособие (Стандарт третьего поколения) / В.М.Васильцова, С.А.Тертышный. - СПб.: Питер, 2013. - 256 c.Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle / М.А. Екимова. - Омск : Омская юридическая академия, 2015. - 22 с.Институциональная экономика : учебник / И.К.Ларионов, А.Т.Алиев, К.В.Антипов и др. ; под ред. И.К.Ларионова. – М. : Дашков и К°, 2017. - 360 с. Информационное общество : учебное пособие / О.В.Ахрамеева, И.Ф.Дедюхина, О.В.Жданова и др. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 58 с. Колосов, А.В. Институциональная экономика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В.Колосов. –М.: Юрайт, 2016. - 384 c.Коммуникативные технологии в информационном обществе : практикум / сост. Е.А.Сергодеева, М.Т.Асланова, Е.В.Сапрыкина. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 106 с. Левин, С.Н. Институциональная экономика : электронное учебное пособие / С.Н.Левин, А.А.Сурцева. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. - 194 с. : схем. - ISBN 978-5-8353-1792-9 ; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481568 (25.03.2018).Лебедева, И.Н. Институциональная экономика: Учебник для бакалавров / И.Н.Лебедева, И.П.Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 c.Лобачев, С. Основы разработки электронных образовательных ресурсов : учебный курс / С.Лобачев. - 2-е изд., исправ. - Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 189 с. Малкина, М.Ю., Логинова, Т.П., Лядова, Е.В. Институциональная экономика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 258 с.Мамаева, Л.Н. Институциональная экономика: Курс лекций / Л.Н.Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 c.Монаков, В.К. Электробезопасность: теория и практика : монография / В.К.Монаков, Д.Ю.Кудрявцев. - Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2017. - 185 с. Одинцова, М.И. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата, перераб.идоп / М.И.Одинцова. –М.: Юрайт, 2016. - 459 c.Олейник, А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н.Олейник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.Русановский, В.А. Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В.Манохина, В.А.Русановский, Н.И.Гвоздева, И.Э.Жадан; Под ред. Н.В.Манохина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 c.Осипов, В.С. Актуальные проблемы институциональной экономики: Теория и практика : учебное пособие / В.С.Осипов, И.И.Смотрицкая. – М. : Юнити-Дана, 2015. - 127 с. Сухарев, О.С. Институциональная экономика: Учебник и практикум / О.С.Сухарев. –М.: Юрайт, 2016. - 501 c.Технологии электронного обучения : учебное пособие / А.В.Гураков, В.В.Кручинин, Ю.В.Морозова, Д.С.Шульц. - Томск : ТУСУР, 2016. - 68 с. Urbietorbi : в 4-х т. / Российская академия наук, Институт экономики ; под ред. А.Е. Городецкого. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2015. - Том 4. Институты современной экономики. - 720 с.
1. Агапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И.Агапова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
2. Беляев М.И. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, №3, 2011, сс. 38-46.
3. Васильцова, В.М. Институциональная экономика: Учебное пособие (Стандарт третьего поколения) / В.М.Васильцова, С.А.Тертышный. - СПб.: Питер, 2013. - 256 c.
4. Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle / М.А. Екимова. - Омск : Омская юридическая академия, 2015. - 22 с.
5. Институциональная экономика : учебник / И.К.Ларионов, А.Т.Алиев, К.В.Антипов и др. ; под ред. И.К.Ларионова. – М. : Дашков и К°, 2017. - 360 с.
6. Информационное общество : учебное пособие / О.В.Ахрамеева, И.Ф.Дедюхина, О.В.Жданова и др. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 58 с.
7. Колосов, А.В. Институциональная экономика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В.Колосов. – М.: Юрайт, 2016. - 384 c.
8. Коммуникативные технологии в информационном обществе : практикум / сост. Е.А.Сергодеева, М.Т.Асланова, Е.В.Сапрыкина. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 106 с.
9. Левин, С.Н. Институциональная экономика : электронное учебное пособие / С.Н.Левин, А.А.Сурцева. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. - 194 с. : схем. - ISBN 978-5-8353-1792-9 ; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481568 (25.03.2018).
10. Лебедева, И.Н. Институциональная экономика: Учебник для бакалавров / И.Н.Лебедева, И.П.Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 c.
11. Лобачев, С. Основы разработки электронных образовательных ресурсов : учебный курс / С.Лобачев. - 2-е изд., исправ. - Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 189 с.
12. Малкина, М.Ю., Логинова, Т.П., Лядова, Е.В. Институциональная экономика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 258 с.
13. Мамаева, Л.Н. Институциональная экономика: Курс лекций / Л.Н.Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 c.
14. Монаков, В.К. Электробезопасность: теория и практика : монография / В.К.Монаков, Д.Ю.Кудрявцев. - Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2017. - 185 с.
15. Одинцова, М.И. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата, перераб.и доп / М.И.Одинцова. – М.: Юрайт, 2016. - 459 c.
16. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н.Олейник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
17. Русановский, В.А. Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В.Манохина, В.А.Русановский, Н.И.Гвоздева, И.Э.Жадан; Под ред. Н.В.Манохина. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 240 c.
18. Осипов, В.С. Актуальные проблемы институциональной экономики: Теория и практика : учебное пособие / В.С.Осипов, И.И.Смотрицкая. – М. : Юнити-Дана, 2015. - 127 с.
19. Сухарев, О.С. Институциональная экономика: Учебник и практикум / О.С.Сухарев. – М.: Юрайт, 2016. - 501 c.
20. Технологии электронного обучения : учебное пособие / А.В.Гураков, В.В.Кручинин, Ю.В.Морозова, Д.С.Шульц. - Томск : ТУСУР, 2016. - 68 с.
21. Urbi et orbi : в 4-х т. / Российская академия наук, Институт экономики ; под ред. А.Е. Городецкого. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2015. - Том 4. Институты современной экономики. - 720 с.
Вопрос-ответ:
Что такое институты в институциональной экономике?
Институты в институциональной экономике - это нормы, правила и процедуры, которые описывают организацию экономической и социальной жизни.
Какие трансакции и трансакционные издержки рассматриваются в институциональной экономике?
В институциональной экономике изучаются трансакции - это обмены товаров, услуг, ресурсов и информации. Трансакционные издержки - это затраты, связанные с организацией и проведением трансакций.
Что такое право собственности?
Право собственности - это правовая концепция, которая определяет права и обязанности владельца в отношении определенного имущества.
Какие теории фирмы рассматриваются в институциональной экономике?
В институциональной экономике изучаются различные теории фирмы, включая теорию свободной фирмы, теорию хозяйственного проекта и теорию организации.
Что изучает институциональная экономическая теория?
Институциональная экономическая теория изучает влияние институтов на экономическое поведение и результаты, а также разрабатывает институциональные решения для оптимизации экономических процессов.
Что такое институты в институциональной экономике?
Институты в институциональной экономике - это формальные и неформальные правила, нормы, обычаи и процедуры, которые определяют организацию экономической деятельности в обществе.
Какие трансакции рассматриваются в институциональной экономике?
Трансакции в институциональной экономике классифицируются как рыночные и неторговые. Рыночные трансакции относятся к купле-продаже товаров и услуг, а неторговые - к любым другим видам сделок, например, обмен информацией или установление правил поведения.
Что такое право собственности?
Право собственности - это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. В институциональной экономике право собственности рассматривается как один из основных институтов, определяющих экономические отношения.
Что изучает теория контрактов?
Теория контрактов изучает различные аспекты заключения и исполнения договоров и контрактов. Она помогает объяснить, каким образом строятся и функционируют контракты между различными экономическими агентами и как эти контракты влияют на экономическую деятельность.
Что изучает теория государства в институциональной экономике?
Теория государства в институциональной экономике изучает роль государства в экономической системе. Она анализирует, как государственные институты влияют на экономическую активность и каким образом они формируют правила и нормы, регулирующие экономические отношения.
Что такое институциональная экономика?
Институциональная экономика - это подраздел экономической науки, изучающий роль институтов (наборов правил, норм и процедур) в экономической жизни общества и их влияние на поведение экономических агентов.