исследование влияния теплообмена на пропускную способность нефтепровода( 10 %)
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 25.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 6
1.СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 7
1.1. Cведения о природно-климатических, гидрометеорологических и инженерно-геологических условиях района строительства перехода нефтепровода 7
1.2. Выбор и обоснование трассы перехода нефтепровода 9
1.3.Организационно-технологическая схема производства работ 11
1.3.1.Схема организации работ по сооружению подводного перехода МН 11
1.3.2.Подготовительные работы 12
1.3.3.Обозначение коммуникаций и передача участка магистрального нефтепровода подрядчику 12
1.3.4.Оформление разрешительной документации на производство работ 13
1.3.5.Подготовка рабочих строительных площадок 14
1.3.6.Устройство временных переездов 14
1.3.7.Погрузо-разгрузочные, транспортные и складские работы 15
1.3.8.Земляные работы 16
1.3.9.Демонтаж площадок 17
1.3.10.Методы производства работ по технической рекультивации 17
1.3.11.Работы по биологической рекультивации 18
1.4. Основные технологические решения 18
1.5. Конструктивные решения 22
1.6. Испытания перехода нефтепровода 24
1.7. Защита трубопроводов от корозии 25
1.8. Расчетная часть 26
1.8.1.Исходные данные для расчета морского перехода нефтепровода 26
1.8.2.Определение расчетной толщины стенки трубопровода 28
1.8.3.Проверка условий прочности 29
1.8.4.Расчет допускаемого радиуса упругого изгиба 31
1.8.5.Проверка на отсутствие недопустимых пластических деформаций 31
1.8.6.Проверка общей устойчивости трубопровода в продольном направлении 32
1.8.7. Расчет устойчивости морского нефтепровода против всплытия 36
1.8.8. Проверка нефтепровода против смятия 40
1.8.9.Расчёт максимального тягового усилия при протаскивании дюкера 40
1.8.10.Гидравлический расчёт 41
2.СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ 44
2.1. Сведения о материале свариваемых труб 44
2.2.Разработка технологического процесса сваривания труб в нитку 45
2.2.1.Общие сведения об автоматической сварке на барже трубоукладчике 45
2.2.2.Разработка конструкции сварного шва 46
2.2.3. Расчет расхода электродного материала и электрических параметров 46
2.2.4.Схема сварки в защитных газах 48
2.2.5.Этапы создания сварного шва 49
2.2.6.Установка создания кромок трубы 50
2.2.7.Система для сварки корня шва 50
2.2.8.Наружная сварочная сисетма 52
3.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
3.1.Анализ потенциальных опасностей 54
3.2. Анализ травматизма 54
3.3.Промсанитария 55
3.3.1.Освещение 55
3.3.2.Производственный шум 55
3.3.3.Производственная вибрация 56
3.4.Техника безопасности 57
3.4.1.Мероприятия по охране труда на строительной площадке 57
3.4.2.Монтажные работы 57
3.5.Противопожарные требования и средства пожаротушения 59
3.6.Электробезопасность 60
3.7.Чрезвычайные ситуации 62
4.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 66
4.1.Состояние окружающей среды в зоне действия строительных работ 66
4.2.Источники воздействия на окружающую среду при ведении строительных работ 68
4.2.1.Воздействие на атмосферу 69
4.2.2.Воздействие на водные объекты 70
4.2.3.Воздействие на почвенно-растительный покров 71
4.3.Мероприятия по охране окружающей среды 72
4.3.1.Охрана атмосферного воздуха 72
4.3.2.Охрана земель и почв 73
4.3.3.Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения 75
4.3.4.Утилизация отходов строительства 76
4.2.5.Охрана биоресурсов 77
5.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧАСТЬ 78
5.1.Капитальные вложения 78
5.2.Текущие издержки 79
5.2.1.Амортизационные отчисления 79
5.2.2.Эксплуатационные расходы 79
5.3.Прибыль 79
5.4.Оценка экономической эффективности сооружаемого перехода 82
5.4.1.Чистый дисконтированный доход 82
5.4.2.Внутренняя норма доходности 83
5.4.3.Индекс доходности 84
5.4.4.Срок окупаемости 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Организация защиты предусматривает создание резерва для обеспечения рабочих и служащих СИЗ, определение порядка их хранения и выдачи, порядок укрытия рабочих, служащих и членов их семей в защитных сооружениях или вывода их за границы очага поражения. Все указанные мероприятия конкретизируются штабом ГО и ЧС.
Обеспечение беспрепятственной эвакуации людей с территорий площадок проектируемых объектов достигается устройством внутриплощадочных дорог на территории и пешеходных дорожек, а с баржи путем эвакуации в спасательные лодки.
При необходимости эвакуации персонала управление осуществляется:
передачей по системе оповещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах и т.п.);
трансляцией текстов, содержащих информацию о необходимом направлении движения.
Повышению уровня безопасности эвакуации в особый период способствует, в том числе, наличие достаточного числа единиц транспортных средств.
В близи подводного перехода в радиусе 100 км АЭС – отсутствуют, так же нет и химических производств.
О. Сахалин располагается по обе стороны регионального тренда с севера на юг распределенной сейсмичности на северо-восточной оконечности Евразийской тектонической плиты. Восточно-Сахалинская и Центрально-Сахалинская зоны разломов являются основными зонами разломообразования в северной части о. Сахалин. В этих зонах можно выделить три основных разлома, определяющих сейсмичность северной части о. Сахалин:
• Пильтунский разлом,
• Верхне-Пильтунский разлом, и
• Центрально-Пильтунский разлом.
Пильтунский и Верхне-Пильтунский разломы Восточно-Сахалинской зоны располагаются в непосредственной близости площадок БКП Чайво и Одопту и их присутствием определяется повышенный уровень опасности колебаний грунта, прогнозируемый для этих площадок. Пильтунский и Верхне-Пильтунский разломы оказывают сильнейшее влияние на сейсмичность по сухопутным и морским трассам трубопроводов. Повторяемость землетрясений в целом снижается в направлении с востока на запад острова.
Анализ имеющихся данных по разломам показывает, что трасса предлагаемого морского трубопровода не пересекает каких-либо приповерхностных разломов.
4.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
4.1.Состояние окружающей среды в зоне действия строительных работ
Биологические сообщества поверхностных водоемов территории реализации проекта представлены разнообразными планктонными организмами, бентосом, макрофитами и рыбами.
В водотоках, расположенных в районе трассы нефтепровода, сообщество фитопланктона представлено водорослями, относящимися к отделам диатомовых, зеленых, криптофитовых и сине-зеленых средней суммарной биомассой - 0.19 г/м (пределы изменчивости 0.07-0.33 г/м ).
Зоопланктон водотоков в районе трассы нефтепровода представлен в основном коловратками, ветвистоусыми и веслоногими ракообразными средней биомассой - 0.002 г/м (пределы изменчивости 0.00-0.01 г/м ).
Численность бентосных организмов в ручьях и малых реках исследуемой территории составляет 200-715 экз./м , биомасса - 0.03-158 г/м .
Видовой состав ихтиофауны верхних течений малых водотоков на исследуемой территории не отличается разнообразием. Количественно преобладают ручьевая мальма, сибирский усатый голец, амурская колюшка.
Средние показатели численности и биомассы ихтиофауны внутренних водоемов составили соответственно 0,18 шт./м и 1,37 г/м .
Почвенный покров района трассы нефтепровода "Чайво" – Де-Кастри представлен преимущественно подзолистыми почвами разной степени оподзоливания и торфяными почвами в их типичных проявлениях и переходных состояниях.
Преобладающими типами растительности в районе трассы являются лиственничные леса и редколесья, кедровостланики. Болотами и заболоченными территориями занята незначительная часть землеотвода трассы в поймах пересекаемых водотоков. Значительная часть территории проектируемого строительства покрыта гарями.
Редкие и охраняемые виды растений по результатам полевых исследований в районе трассы не обнаружены.
Сельскохозяйственной ценности территория трассы нефтепровода не имеет.
Териофауна. В районе трассы нефтепровода охотничье-промысловые животные немногочисленны. Основными охотничьими видами являются заяц-беляк и лисица. Общая численность лисиц в районе трассы оценивается в 15-20 особей, зайцев - 25-30 особей. Возможны единичные заходы медведя и северного оленя. Однако в связи с активными строительными работами на объектах проекта "Сахалин-1" из-за влияния фактора беспокойства вероятность встреч данных животных невелика. На территории трассы может встречаться дикий северный олень - вид, занесенный в Красную книгу Сахалинской области. Основные места обитания дикого северного оленя находятся вне рассматриваемой территории, однако возможны заходы оленя в район работ.
В районе трассы нефтепровода места обитания рукокрылых отсутствуют. Встречи рукокрылых возможны только в случае единичных залетов. В районе трассы в лесных местообитаниях численность насекомоядных (семейство землероек) составляет 34-45 особей/га, на местах, пройденных пожарами, насекомоядные отсутствуют. В лесных биоценозах встречаются грызуны, среди которых наиболее многочисленны красная, красно-серая и сахалинская полевки, обычны бурундук и восточно-азиатская мышь.
Амфибии и рептилии. Общая плотность популяции земноводных в исследуемом районе составляет 140-282 особей/га.
Орнитофауна. Общее число гнездящихся птиц составляет 129 видов, в том числе оседлых - 13 видов. Наибольшее число оседлых видов среди представителей отряда воробьиных (11 видов) и сов (7 видов). Большую часть гнездящихся птиц составляют воробьиные -103 вида.
Птиц, кочующих в зимний период, 80 видов. Лидируют по числу кочующих птиц воробьиные (35 видов), чайки и чистики (19 видов). Пролетных, перелетных, летне-кочующих - 206 видов, самыми многочисленными являются воробьиные (104 вида), ржанкообразные (72 вида) и гусеобразные (37 видов). Залетных птиц - 32 вида, из них наиболее многочисленны ржанкообразные - 11 видов.
Компактные места гнездования птиц, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, на территории строительства отсутствуют, однако в период сезонных миграций и кочевок возможно появление на территории проекта следующих редких и охраняемых видов птиц: сахалинского чернозобика, охотского улита, турухтана, круглоносого плавунчика, длиннопалого песочника, черныша, орлана-белохвоста, белоплечего орлана, чеглока, беркута, кречета, острохвостого песочника, дальневосточного кроншнепа, кроншнепа-малютки, кулика-сороки, короткоклювого пыжика, лебедя-кликуна, черной кряквы, белоклювой гагары.
Территория нефтепровода "Чайво" – Де-Кастри находится вне пределов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Сахалинской области.
Наличие активных сейсмических зон (пересечения приповерхностных разломов) по трассе перехода нефтепровода через Татарский пролив отсутствуют.
4.2.Источники воздействия на окружающую среду при ведении строительных работ
Проект перехода оптимизирован для нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Строительная полоса, необходимая для строительства нефтепровода, частично занята лесом и луговой растительностью и требуется выполнить расчистку полосы временного отвода земель. Расчистку от кустарника выполнить корчевателями-. Лес диаметром ствола более 17см валить, а затем выполнить расчистку территории от пней корчевателями . Порубочные остатки, захоронить в яме на строительной полосе, а деловую древесину вывезти в населенные пункты для использования в хозяйственных целях.. После окончания строительных работ предусмотрен посев трав на площади расчистки от леса.
Для защиты леса от пожара запрещено использование неисправных, пожароопасных транспортных и строительно-монтажных средств. В целях уменьшения пожарной опасности предусматривается устройство перепаханных полос на границе между строительной полосой и лесом.
Проектируемый объект является потенциальным источником негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды по следующим видам воздействия:
загрязнение атмосферного воздуха при строительстве и эксплуатации объекта;
загрязнение поверхностного стока и миграция загрязняющих веществ со сточными водами в подземные воды, а также в Татарский пролив;
нарушение исходного состояния почвогрунтов;
воздействие на животный мир
загрязнение окружающей среды отходами, образующимися при строительстве и эксплуатации объекта.
Воздействие проектируемого объекта нарушает сложившееся равновесие и взаимодействие между отдельными компонентами окружающей среды.
На объекте отсутствуют источники электромагнитного воздействия, вибрации и радиационного загрязнения окружающей среды.
Строительство трубопроводов осуществляется с учетом природоохранного законодательства РФ.
К природоохранным мероприятиям относятся все виды деятельности в период строительства и эксплуатации объекта, направленные на снижение отрицательного воздействия на природную среду и рациональное использование природных ресурсов.
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства при строительстве нефтепровода будут предусмотрены мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды.
Мероприятия, снижающие негативное воздействие на почвенно-растительный покров:
- вывод древесины и порубочных остатков или их захоронение в местах с низким уровнем грунтовых вод;
- складывание верхнего слоя почвы для последующего его использования при рекультивации;
- избежание нарушение естественной дренажной сети;
- рекультивация отчуждаемых для строительства земель;
- сокращение количества потерь, проливов и сливов грунтовочных, изоляционно-полимерных, битумных, лакокрасочных и горючесмазочных материалов/
В охранной зоне магистрального нефтепровода запрещена высадка лесных насаждений.
4.2.1.Воздействие на атмосферу
Загрязнение атмосферы источниками выбросов объекта строительства является основным видом воздействия на состояние воздушного бассейна в районе его размещения. При строительстве происходит временное загрязнение атмосферы.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу происходят при производстве следующих работ:
подготовительный период - выбросы от дорожных машин при расчистке полосы;
монтажные и строительные работы - выбросы от грузоподъемных механизмов;
доставка материалов и оборудования на площадку.
Основное количество выбросов, составляют выбросы от передвижных источников. Выбросы от источников незначительные и кратковременные и не могут оказать влияния на формирование фоновых концентраций в районе размещения объекта.
При работе строительной техники в атмосферу попадают следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, углеводороды, диоксид азота, оксид азота, сажа, сернистый газ, бенз(а)пирен. Бенз(а)пирен является вредным веществом первого класса опасности из-за своих канцерогенных свойств.
При ведении сварочных работ в атмосферу выделяются: марганец и его соединения, оксид железа, неорганическая пыль, фтористый водород, фториды.
4.2.2.Воздействие на водные объекты
В процессе производства работ по сооружению нефтепровода наиболее вероятное воздействие будет выражено: загрязнением окружающей водной среды в результате неорганизованного выноса (сброса) загрязняющих веществ с территорий временных площадок и территории строительства, выпадением на поверхность воды загрязненных аэрозолей как, от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, так и передвижных, нарушением естественного поверхностного стока, определённым ущербом руслам и поймам пересекаемых водотоков использованием воды на нужды строительства.
Воздействие на окружающую водную среду в процессе строительства оказывают дождевые сточные воды, образующиеся на строительных площадках. В результате выпадения атмосферных осадков, происходит неорганизованный вынос (сброс) загрязняющих веществ с этих площадок за пределы их по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги и непосредственно в водные объекты.
Нежелательными последствиями воздействия процесса гидроиспытаний нефтепровода на окружающую водную среду могут быть: изменение условий сложившегося стока в результате забора воды для нужд гидроиспытаний трубопровода из водотока; возможная гибель рыбы в результате забора воды из водотока; возможное загрязнение поверхностных вод при сбросе вод после гидроиспытания трубопровода.
Расход воды при строительстве идет на хозяйственно-питьевые, производственные нужды, пожаротушение.
Питьевая вода и вода для бытовых нужд на площадке производства - привозная, доставляется автотранспортом. Хранение воды - согласно санитарно-гигиенических норм.
Вблизи площадки производства работ предусмотрено передвижные вагончиков для размещения рабочих и биотуалы, так же имеются каюты и биотуалеты на барже-трубоукладичке.
Подрядчик несет ответственность за заключение договора на водопользование.
Качество воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, после предварительной очистки должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Вода, подаваемая на нужды пожаротушения не должна содержать нефтепродуктов.
4.2.3.Воздействие на почвенно-растительный покров
Выполнение работ по строительству приведет к механическому нарушению и разрушению почвенно-растительного покрова.
Работы, связанные с нарушением почвенно-растительного слоя, будут происходить в результате непосредственного механического воздействия на территорию при:
разработке траншеи;
организации площадок для размещения бытовых вагончиков, стоянки и заправки техники;
организации подъездной дороги и временных переездов.
При выполнении земляных работ и передвижении строительной техники произойдет нарушение рельефа и уплотнение грунта. Площадь нарушения рельефа ограничена границей полосы отвода земель.
Главные источники воздействия на геологическую среду – гусеничный и автотранспорт, временные дороги, временные поселки строителей, проведение подготовительных работ и работ, химическое загрязнение в результате выбросов атмосферных загрязнителей, возможное засорение территории образующимися твёрдыми отходами строительного производства, бытовыми отходами, порубочными остатками и нефтепродуктами.
Воздействие на почвенно-растительный покров связывается с механическим повреждением в результате проведения подготовительных и строительных работ, химическим загрязнением в результате выбросов атмосферных загрязнителей, возможным засорением территории образующимися твёрдыми отходами строительного производства, бытовыми отходами, порубочными остатками и нефтепродуктами.
Отходы, образующиеся в период строительства нефтепровода подразделяются на токсичные и нетоксичные.
Отнесение отходов производства и потребления к классу опасности производится на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утверждённых приказом МПР России № 511 от 15 июня 2001 года.
При строительстве нефтепроводов образуются отходы II, III, IV и V классов опасности. К наиболее опасным (II класс) относятся отработанные неповреждённые свинцовые аккумуляторы с не слитым электролитом.
К основным отходам относят: отходы лесопиления, изношенные резинотехнические изделия (изношенные автопокрышки), отходы стекла, текстильных изделий и строительных материалов, нефтепродукты (отработанные масла всех видов), металлолом, огарки сварочных электродов, шлак сварочный, строительный и бытовой мусор, промасленная ветошь.
Деловая древесина после её вырубки сразу же вывозится для дальнейшего использования при устройстве лежнёвых дорог в период строительства.
Изъятый минеральный грунт идёт на подсыпку (излишки вывозятся на площадки захоронения порубочных остатков), плодородный слой (растительный слой) должен быть снят заранее с перемещением его во временный отвал для дальнейшего использования при благоустройстве и восстановлении земель.
Порубочные остатки частично измельчаются на месте с помощью специальной техники и рассеиваются в полосе рекультивации, частично – вывозятся на площадки захоронения. На эти площадки также вывозятся и пни.
4.3.Мероприятия по охране окружающей среды
4.3.1.Охрана атмосферного воздуха
В целях уменьшения загрязнения атмосферного воздуха токсичными соединениями предусматриваются следующие мероприятия:
обязательная диагностика на допустимую степень выброса вредных веществ в атмосферу двигателей транспортных средств, строительных машин и механизмов;
осуществление запуска и прогрева двигателей транспортных средств, строительных машин по утвержденному графику;
организация санитарно-защитной зоны от объектов;
поддержание в полной технической исправности технологического оборудования и пылеочистного оборудования;
планово-предупредительные ремонты технологического оборудования и пылеочистного оборудования; систематический контроль за состоянием и регулировкой топливных систем автотехники;
контроль за составом выхлопных газов;
комплектация парка техники строительными машинами с силовыми установками, обеспечивающими минимальные удельные выбросы вредных веществ в атмосферу (оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и т.д.);
проведение систематического контроля за техническим состоянием машин и механизмов;
запрет на сжигание промасленной ветоши, автопокрышек и других видов горючих отходов;
при перевозке дренирующего и местного грунтов необходимо предусмотреть оснащение специальными тентами для укрытия кузова автомобиля от пыления перевозимых сыпучих грузов;
применение малосернистого и неэтилированного видов топлива, обеспечивающее снижение выбросов вредных веществ;
контроль за состоянием атмосферы согласно требованиям ГОСТов.
Предусмотренные мероприятия позволяют обеспечить минимальное количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
До начала производства работ рабочие и инженерно-технический персонал должны пройти инструктаж по соблюдению требований охраны окружающей среды при выполнении предусмотренных проектом работ. Подробные инструкции и развернутый перечень мероприятий по охране окружающей среды должны быть разработаны генподрядчиком применительно к местным условиям и согласованы со всеми заинтересованными организациями.
4.3.2.Охрана земель и почв
Для обеспечения минимизации вредного влияния на территорию, отводимую для производства работ, должно обеспечиваться:
рациональное и эффективное использование земли в границах отвода;
запрещение деятельности, не предусмотренной технологией проведения работ по реконструкции и эксплуатации, особенно вне пределов отвода и с использованием техники;
контроль отведенной территории;
соблюдение ее границ;
контроль движения транспортных средств.
При проектировании осуществлено:
оптимизация размещения объектов;
выявление и использование всех технических и технологических возможностей предотвращения и сокращения загрязнений воды, воздуха, почвенного покрова;
планирование обоснованных и опробированных методов рекультивации, строгая регламентация рекультивационных работ.
Рекультивация предусмотрена в два этапа: технический и биологический, выполняемые последовательно. Работы по технической рекультивации выполняются строительной организацией. Биологическая рекультивация выполняется землепользователями за счет средств, предусмотренных сводной сметой.
Техническая рекультивация предусматривает выполнение следующих видов работ:
снятие плодородного слоя почвы мощностью 20см бульдозером;
вывоз снятого плодородного слоя с участков, отводимых в долгосрочную аренду на расстояние 5км;
возвращение и равномерное распределение снятого с участков, отводимых во временное пользование, плодородного слоя почвы на рекультивируемой поверхности, при этом площадь и толщина слоя восстановления плодородного грунта равна площади и толщине слоя снятого плодородного грунта;
окончательная планировка в полосе рекультивации после нанесения плодородного слоя почвы с сохранением естественного рельефа поверхности.
Проектом предусмотрено снятие почвенно-плодородного слоя мощностью 0,2м на участках:
разработки траншеи;
площадки под размещение бытовых вагончиков;
площадки стоянки и заправки техники;
амбара для гидроиспытаний;
подъездной дороги и временных переездов;
технологических площадок.
Биологический этап рекультивации выполняется после завершения технического этапа.
Биологический этап рекультивации должен быть направлен, прежде всего, на закрепление поверхностного слоя почвы корневой системой растений, создание сомкнутого травостоя и предотвращение развития водной и ветровой эрозии почв на нарушенных землях.
При подготовке почв для посева особое внимание должно быть направлено на сохранение влаги в почве, придание поверхностному слою мелкокомковатого сложения, выравниванию поверхности. Это достигается планировкой нарушенных земель
Посев трав выполнить после окончания работ в тихую, безветренную погоду.
Для посева использовать семена трав местного происхождения, как наиболее приспособленных к местным почвенно-климатическим условиям. При подборе семенного материала целесообразно пользоваться услугами местных семеноводческих хозяйств или закупать адаптированные к данным условиям семена многолетних трав в других регионах.
Высеваемые травы должны обладать способностью быстро создавать замкнутый травостой и прочную дернину, устойчивую к смыву, быстро отрастать после скашивания.
4.3.3.Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения
Для защиты от загрязнения поверхностных вод при производстве работ предусмотрены следующие мероприятия:
своевременная уборка отходов производства и потребления;
при подготовке строительных площадок следует избегать направления уклона местности в сторону поверхностных вод в целях предотвращения попадания в нее неорганизованного стока;
минимально необходимые объекты снятия растительного слоя;
заправка строительной техники в случае необходимости топливом производится при помощи специальных топливозаправщиков на оборудованной заправочной площадке с водонепроницаемым покрытием;
запрещение использования неисправных, пожароопасных транспортных и строительно-монтажных средств;
автотранспорт заправляется только на стационарной АЗС;
материалы, применяемые при строительстве, рекомендованы к использованию не образуют побочных химически активных веществ и имеют сертификат качества;
строго соблюдать режимы прибрежной и водоохраной зон водного объекта.
Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются:
использование сточных вод для удобрения почв;
размещение мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах прибрежных защитных полос запрещаются:
распашка земель;
размещение отвалов размываемых грунтов.
Наряду с природоохранными мероприятиями на предприятии должны проводиться организационные мероприятия: назначение лиц, ответственных за водоснабжение и канализацию; регулярное контролирование качества и объемов отводимых стоков; первичный учет объемов водопотребления и водоотведения и др.
4.3.4.Утилизация отходов строительства
При строительстве образуются следующие отходы:
мусор бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масел менее 15%);
остатки и огарки стальных сварочных электродов;
шлак сварочный;
тара из-под лакокрасочных материалов;
лом и отходы черных металлов;
отходы изолированных проводов и кабелей;
отходы корчевания пней;
отходы сучьев, ветвей от лесоразработок;
бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме.
При реконструкции для уменьшения загрязнения отходами стройплощадка оснащается мусоросборниками для сбора мусора, отдельно собираются отходы, загрязненные нефтепродуктами.
4.2.5.Охрана биоресурсов
С целью минимизации техногенного воздействия на растительный покров предлагается реализовать природоохранные мероприятия: максимальное сохранение подроста и напочвенного покрова; запрет движения техники вне имеющихся подъездных путей; рекультивация территории, отводимой под временные производственные площадки после окончания строительства; строжайшее соблюдение правил противопожарной безопасности; организация локального мониторинга
Охрана растительного и животного мира представляет собой совокупность мероприятий, направленных на сохранение и поддержание популяционно-видового состава, численности видов и среды обитания животных и растений на уровне, обеспечивающем их нормальное существование.
На всех этапах производства работ предусматриваются мероприятия, направленные на охрану растительного и животного мира включающие в себя:
выполнение правил пожарной безопасности при работе;
запрет на движение без производственной необходимости вездеходного транспорта вне существующих дорог;
выполнение работ строго в границах, определенных нормативными документами;
использование при проведении работ площадей, на которых отсутствуют пути массовых миграций и места сезонных концентраций животных и птиц;
проведение разъяснительной работы с персоналом и запрет на ввоз и хранение орудий охоты;
строительная деятельность при пересечении водотоков будет осуществляться по возможности вне нерестовых периодов.
5.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧАСТЬ
В этом разделе излагается методика оценки экономической эффективности проекта, осуществляемого за расчетный период. Рассматривается способ прокладки магистрального нефтепровода через Татарский пролив.
Для оценки экономической эффективности сооружения перехода будем определять величины капитальных и эксплуатационных затрат, амортизации, после чего определим основные технико-экономические показатели проектов.
5.1.Капитальные вложения
Затраты включают стоимость капитальных вложений без учета НДС и дополнительные затраты. Стоимость капитальных вложений учитывает все затраты, связанные с проектированием и строительством:
стоимость основного технологического оборудования;
стоимость строительно-монтажных работ;
прочие затраты (управление проектом, проектирование, технический надзор, затраты, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду, отвод земли под строительство, страхование, резерв на непредвиденные расходы).
Дополнительные статьи затрат, в частности затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание, учитываются в расчетах экономической эффективности проекта.
Стоимость комплекса работ и затраченных материалов приведена в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Капитальное вложение в строительство перехода.
№ п/п Наименование показателя Значение 1 Инвестиции, млн.руб. 107,892 2 Срок строительства, лет 1 3 Срок использования, лет 30 4 Норма дисконтирования, % 12 5 Амортизация равными долями, % 8,3 6 Налог на прибыль, % 20
Период строительства перехода через реку составляет 1 года с учетом проектных работ, инженерных изысканий и сооружения данного объекта.
5.2.Текущие издержки
5.2.1.Амортизационные отчисления
Порядок учета амортизируемого имущества определен в соответствии с Налоговым Кодексом РК. Период отчисления - год ввода объекта в эксплуатацию (2012 год). Остальные основные средства - по линейному методу начисления амортизации.
Годовые амортизационные отчисления приняты в процентах от стоимости основных фондов, в данном случае от капитальных вложений и составляют 8,3% (8955 тыс. руб./год). Значения амортизационных отчислений в последующих годах (30 лет) оставляем неизменными.
Величина амортизационных отчислений определена в соответствии с Постановлением Правительства РК от 1 января 2002 года №1 «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы».
5.2.2.Эксплуатационные расходы
Эксплуатационные расходы – это все затраты на строительство перехода в течение года, которые определяются на основе составления сметы эксплуатационных расходов.
Структура эксплуатационных расходов приведена в таблице 5.2.
Таблица 5.2 - Структура эксплуатационных расходов
Наименования материалов и услуг Расходы, % Расходы, тыс. руб. Топливо 4,12% 321,2438 Электроэнергия 28,66% 2233,5475 Оплата труда 15,44% 1203,319 Единый социальный налог 5,25% 409,12846 Ремонтно-техническое обслуживание 17,40% 1356,4193 Прочие расходы (аренда, командировочные и т.д.) 29,13% 2270,549 Итого 100% 7794,20706
5.3.Прибыль
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятием.
Прибыль от реализации равна:
,
где П – прибыль от реализации, тыс.руб.;
В – выручка от транспорта нефти, тыс. руб.:
Э – эксплуатационные расходы, тыс. руб.;
АО – амортизационные отчисления, тыс. руб..
Налогооблагаемая прибыль (НОП) равна прибыли от реализации (П). Ставка налога на прибыль равна 20%. Данный налог берется от налогооблагаемой прибыли.
Чистая прибыль (ЧП) равна:
,
где НОП – налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.;
Нпр – налог на прибыль, тыс. руб.
Значения всех перечисленных показателей сведем в таблицу 5.3.
Таблица 5.3 - Налогооблагаемая прибыль, налог на прибыль и чистая прибыль (убыток)
Годы Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. Налог на прибыль, тыс. руб. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 2011 -107892 0 -107892 2012 -84052 0 23840 2013 -60212 0 23840 2014 -36372 0 23840 2015 -12532 0 23840 2016 11308 2261,6 9046,4 2017 23840 4768 19072 2018 23840 4768 19072 2019 23840 4768 19072 2020 23840 4768 19072 2021 23840 4768 19072 2022 23840 4768 19072 2023 23840 4768 19072 2024 23840 4768 19072 2025 23840 4768 19072 2026 23840 4768 19072 2027 23840 4768 19072 2028 23840 4768 19072 2029 23840 4768 19072 2030 23840 4768 19072 2031 23840 4768 19072 2032 23840 4768 19072 2033 23840 4768 19072 2034 23840 4768 19072 2035 23840 4768 19072 2036 23840 4768 19072 2037 23840 4768 19072 2038 23840 4768 19072 2039 23840 4768 19072 2040 23840 4768 19072 2041 23840 4768 19072
Чистый денежный поток (ЧДП) представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации:
.
Так как в первый год идет строительство объекта, то ЧДП в этот год равно чистой прибыли (убытку) за эти же годы (таблица 5.4).
Таблица 5.4 - Чистый денежный поток
Годы Чистый денежный поток, тыс. руб. 2011 -107892 2012 32795,036 2013 32795,036 2014 32795,036 2015 32795,036 2016 18001,436 2017 28027,036 2018 28027,036 2019 28027,036 2020 28027,036 2021 28027,036 2022 28027,036 2023 28027,036 2024 28027,036 2025 28027,036 2026 28027,036 2027 28027,036 2028 28027,036 2029 28027,036 2030 28027,036 2031 28027,036 2032 28027,036 2033 28027,036 2034 28027,036 2035 28027,036 2036 28027,036 2037 28027,036 2038 28027,036 2039 28027,036 2040 28027,036 2041 28027,036
5.4.Оценка экономической эффективности сооружаемого перехода
В качестве критериев эффективности приняты следующие показатели:
внутренняя норма доходности (ВНД, или IRR);
чистый дисконтированный доход (ЧДД), или чистая текущая стоимость (NPV);
год (период) окупаемости.
Показатели экономической эффективности были рассчитаны при следующих условиях формирования денежных потоков:
расчетный период – 30 лет;
шаг расчета – 1 год;
ставка дисконта – 12%.
5.4.1.Чистый дисконтированный доход
Дисконтированием денежного потока называется приведение его интервальных денежных значений сальдо к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения. В качестве момента приведения выбирается начало первого (нулевого) года расчетного периода.
Чистый дисконтированный доход (интегральный экономический эффект) – приведенная к начальному моменту проекта величина дохода, который ожидается после возмещения вложенного капитала и получения годового процента, равного норме дисконта.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков, поступлений и выплат, производимых в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период.
,
где Вt – выручка от реализации в году t;
Кt – капитальные вложения в году t;
Эt – эксплуатационные затраты в году t без амортизационных отчислений и налогов, включаемых в состав себестоимости продукции;
Нt – налоговые выплаты в году t;
АО – амортизационные отчисления в году t;
Ен – ставка дисконтирования.
В данном дипломном проекте расчет произведен по формуле:
.
Полученные значения ЧДД сведем в таблицу 5.5.
Таблица 5.5 - Чистый дисконтированный доход с накопительным итогом
Годы ЧДД, тыс. руб. 2011 -107892 2012 -78610,71786 2013 -52466,71594 2014 -29123,85709 2015 -8282,018833 2016 1932,479395 2017 16131,84807 2018 28809,85581 2019 40129,50558 2020 50236,33573 2021 59260,29123 2022 67317,39434 2023 74511,23641 2024 80934,30969 2025 86669,19655 2026 91789,63124 2027 96361,44793 2028 100443,4271 2029 104088,0514 2030 107342,1802 2031 110247,6524 2032 112841,8239 2033 115158,0485 2034 117226,1062 2035 119072,5863 2036 120721,2292 2037 122193,2319 2038 123507,5199 2039 124680,9914 2040 125728,7338 2041 126664,218
5.4.2.Внутренняя норма доходности
Другим важным показателем эффективности проекта является внутренняя норма доходности (ВНД). ВНД показывает темпы роста инвестируемого капитала. Значение этого показателя соответствует годовому проценту, который ожидается получить на вложенный в реализацию проекта капитал. ВНД – это значение переменной нормы дисконта, при котором чистый дисконтированный доход обращается в ноль.
По условию норма дисконтирования , значение ЧДД проекта составляет 73537,48 тыс.руб. Рассчитаем ЧДД при .
Для расчета ЧДД используем формулу:
,
Построим график зависимости ЧДД от нормы дисконтирования (рис. 5.1).
Рис. 5.1. График зависимости ЧДД от ставки дисконтирования
Из графика видно, что ЧДД=0 при ВНД = 28%.
5.4.3.Индекс доходности
Индекс доходности рассчитывается по следующей формуле:
,
где - капиталовложения, млн. руб.;
- норма дисконтирования.
5.4.4.Срок окупаемости
Срок окупаемости проекта – продолжительность периода от начального момента реализации проекта до момента окупаемости. Момент окупаемости является тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого накопленный дисконтированный денежный поток становится положительным и в дальнейшем остается неотрицательным (срок окупаемости с учетом дисконтирования).
Срок окупаемости проекта определим из графика зависимости ЧДД от времени (рис. 5.2)
Рисунок 5.2. Зависимость ЧДД от времени
Из графика видно, что время окупаемости эксплуатации, т.е. по истечении этого времени ЧДД перестает быть отрицательным, доходы от эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям.
Согласно проведенным расчетам, ЧДД предложенного проекта положителен, ИД>1, ВНД>, следовательно, проект считается рентабельным, что свидетельствует о целесообразности финансирования и реализации данного проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы произведены расчеты нефтепровода на прочность и устойчивость, так же выполнен гидравлический расчет участка, рассмотрена технология сооружения перехода открытым (траншейным) методом с учетом условий района строительства. Приняты основные решения по организации работ.
Произведенные расчеты показывают, что нефтепровод с выбранной толщиной стенки обеспечивает прочность на период эксплуатации. По экономическим расчетам можно сделать вывод, что сооружение перехода нефтепровода через Татарский пролив является экономически эффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы.
СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы.
СНиП 2.04.12-86. Расчет на прочность стальных трубопроводов.
Коршак А.А. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов: Учебник для ВУЗов/ А.А.Коршак, А.М.Нечваль; Под ред. А.А.Коршака. – СПб.: Недра, 2008. – 46 с.
Мовсум-заде Э.М. Морская нефть. Трубопроводный транспорт и переработка продукции скважин/ Б.Н. Мастобаев, Ю.Б. Мастобаев; Под редкцией А.М. Шамазова. – СПб.: Недра, 2006.-192с.
Мустафин Ф.М., Быков Л.И., Васильев Г.Г., – Технология сооружения газонефтепроводов/ и др. Под редакцией Г.Г. Васильева. Т.1: Учебник.- Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. 632с.
СНиП 3.04.01-87. Изоляционные и отделочные покрытия.
Алиев Р.А. Трубопроводный транспорт нефти и газа/ Р.А.Алиев, В.Д.Белоусов, А.Г.Немудров – М.: Недра, 1988. – 368 с.
Николаев А.К. Проектирование газонефтепроводов, компрессорных и насосных станций. Учебное пособие/ А.К. Николаев, В.П. Докукин – СПб.: 2006. – 77 с.
Дизенко Е. И. Противокоррозионная защита трубопроводов и резервуаров/ Е.И. Дизенко, В.Ф. Новоселов, П.И. Тугунов, В.А. Юфин – М.: Недра, 1978. – 199 с.
ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытания.
Бойцов Ю.П. Технология металлов и трубопроводно-строительных материалов: методические указания к лабораторным работам/ Ю.П. Бойцов, В.И. Болобов, С.Л.
Инструкция по применению труб в газовой и нефтяной промышленности. – М.: 1996.
СН 452-73. Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов.
Бабин Л.А., Быков Л.И., Волохов В.Я. Типовые расчеты по сооружению трубопроводов. Учебное пособие для ВУЗов.– М.: Недра, 1979. – 176 с.
Бронштейн И.Н. Справочник по математике/ И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев – М.: Физматлит, 1998.
Суворов А.Ф. Сварочно-монтажные работы в трубопроводном строительстве/ А.Ф. Суворов, Г.Г. Васильев, Ю.А. Горяинов, Ю.Э. Кинцлер – М.: ЗАО “Звезда”, 2006.
Вайншток С.М. Транспорт нефти и газа/ С.М. Вайншток, Г.Г. Васильев, Г.Е. Коробков, А.А. Коршак – М.: ООО “Недра-Бизнесцентр”, 2002.
Бойцов Ю.П. Технология металлов и трубопроводно-строительных материалов: методические указания к лабораторным работам/ Ю.П. Бойцов, В.И. Болобов, С.Л. Иванов, Э.А. Кремчеев – СПб.: 2007.
Суворов А.Ф. Сварочно-монтажные работы в трубопроводном строительстве/ А.Ф. Суворов, Г.Г. Васильев, Ю.А. Горяинов, Ю.Э. Кинцлер – М.: ЗАО “Звезда”, 2006. – 240 с.
СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.
Череповицын А.Е. Организация и управление производством. Методические указания к курсовому проекту/ А.Е. Череповицын – СПб.: 2007. – 23 с.
Бузова И.А. Коммерческая оценка инвестиций/ И.А. Бузова, Г.А. Моховикова, В.В. Терехова – СПб.: Питер, 2004.
107
76
77
1. СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы.
2. СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы.
3. СНиП 2.04.12-86. Расчет на прочность стальных трубопроводов.
4. Коршак А.А. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов: Учебник для ВУЗов/ А.А.Коршак, А.М.Нечваль; Под ред. А.А.Коршака. – СПб.: Недра, 2008. – 46 с.
5. Мовсум-заде Э.М. Морская нефть. Трубопроводный транспорт и переработка продукции скважин/ Б.Н. Мастобаев, Ю.Б. Мастобаев; Под редкцией А.М. Шамазова. – СПб.: Недра, 2006.-192с.
6. Мустафин Ф.М., Быков Л.И., Васильев Г.Г., – Технология сооружения газонефтепроводов/ и др. Под редакцией Г.Г. Васильева. Т.1: Учебник.- Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. 632с.
7. СНиП 3.04.01-87. Изоляционные и отделочные покрытия.
8. Алиев Р.А. Трубопроводный транспорт нефти и газа/ Р.А.Алиев, В.Д.Белоусов, А.Г.Немудров – М.: Недра, 1988. – 368 с.
9. Николаев А.К. Проектирование газонефтепроводов, компрессорных и насосных станций. Учебное пособие/ А.К. Николаев, В.П. Докукин – СПб.: 2006. – 77 с.
10. Дизенко Е. И. Противокоррозионная защита трубопроводов и резервуаров/ Е.И. Дизенко, В.Ф. Новоселов, П.И. Тугунов, В.А. Юфин – М.: Недра, 1978. – 199 с.
11. ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытания.
12. Бойцов Ю.П. Технология металлов и трубопроводно-строительных материалов: методические указания к лабораторным работам/ Ю.П. Бойцов, В.И. Болобов, С.Л.
13. Инструкция по применению труб в газовой и нефтяной промышленности. – М.: 1996.
14. СН 452-73. Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов.
15. Бабин Л.А., Быков Л.И., Волохов В.Я. Типовые расчеты по сооружению трубопроводов. Учебное пособие для ВУЗов.– М.: Недра, 1979. – 176 с.
16. Бронштейн И.Н. Справочник по математике/ И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев – М.: Физматлит, 1998.
17. Суворов А.Ф. Сварочно-монтажные работы в трубопроводном строительстве/ А.Ф. Суворов, Г.Г. Васильев, Ю.А. Горяинов, Ю.Э. Кинцлер – М.: ЗАО “Звезда”, 2006.
18. Вайншток С.М. Транспорт нефти и газа/ С.М. Вайншток, Г.Г. Васильев, Г.Е. Коробков, А.А. Коршак – М.: ООО “Недра-Бизнесцентр”, 2002.
19. Бойцов Ю.П. Технология металлов и трубопроводно-строительных материалов: методические указания к лабораторным работам/ Ю.П. Бойцов, В.И. Болобов, С.Л. Иванов, Э.А. Кремчеев – СПб.: 2007.
20. Суворов А.Ф. Сварочно-монтажные работы в трубопроводном строительстве/ А.Ф. Суворов, Г.Г. Васильев, Ю.А. Горяинов, Ю.Э. Кинцлер – М.: ЗАО “Звезда”, 2006. – 240 с.
21. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
22. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.
23. Череповицын А.Е. Организация и управление производством. Методические указания к курсовому проекту/ А.Е. Череповицын – СПб.: 2007. – 23 с.
24. Бузова И.А. Коммерческая оценка инвестиций/ И.А. Бузова, Г.А. Моховикова, В.В. Терехова – СПб.: Питер, 2004.