Формирование представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 79 79 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 01.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
1.1 Категория «время» как объект исследования 8
1.2 Проблема развития представлений о времени у дошкольников в психолого- педагогических исследованиях 14
1.3 Специфика восприятия времени младшими дошкольниками 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1 Программа эмпирического исследования 35
2.2 Начальный уровень сформированности представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста 41
2.3 Направления и технология педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени 46
2.4 Эффективность предложенной технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


Фрагмент для ознакомления

Педагог спрашивал детей: «Ребята, хотите пойти солнышком полюбуемся? А к какому окошку нам надо подойти?«Светит солнышко в окошкоСмотрит в нашу комнатуМы похлопаем в ладошиОчень рады солнышку»Наконец, после ужина вечером: «Ребята, а скажите, почему сейчас стало не так светло, как было днём? Где же наше солнышко? Оно собирает свои лучики. Окошки светятся почему? и т.д.Дидактическая игра «Альбом Зайчика». Представляет собой такой, фотоальбом на который можно одеть мягкую игрушку-обложку. Альбом затем наполняется фотографиями детей экспериментальной группы, которые были сделаны в разное время суток. При этом фотографии располагаются таким образом, чтобы была возможность их сравнить, выделить существенные признаки времени суток. Эту игру возможно проводить следующим образом: «Тук-тук. А кто пришёл к нам в гости? Зайка - попрыгайка. С кем же Зайка - попрыгайка пришёл на этот раз? Давайте с вами посмотрим. Ребята, кто же это? Маша. Почему Маша жмурит глазки. Да ведь это ярко солнышко светит. А когда это бывает? С каждым так называемым «приходом» Зайки-попрыгайки дошкольники знакомятся с новыми фотографиями и все с нетерпением ждут, когда наконец в альбоме появятся их фотографии.Еще одна форма работы с детьми экспериментальной группы – это рассматривание иллюстраций к знакомым детям сказкам по принципу сравнения. В этом случае ребята не только вспоминали сюжет какой-либо сказки, любимых сказочных героев, но также и учатся определять каждую часть суток по характерным объективным показателям.Подвижные игры. Например: «Солнышко и лучики». В этом случае дети выстраиваются по кругу. В центре этого круга воспитатель, который играет роль солнышка. По сигналу: «Утро» - дети экспериментальной группа медленно поднимают руки вверх, а также тянутся на носочках. Затем по сигналу: «День» - ребята разбегаются по группе. Далее по сигналу: «Вечер» они дружно бегут к солнышку. «Ночь» - дети вместе с солнышком садятся на колени, затем закрывают глазки. Педагог говорит: «Что нам солнышко покажет?» (в этом случае по сигналу «Утро» дети должны тянутся на носочках, затем поднимают руки вверх. Далее по сигналу «День» - дети производят движения рук в стороны, вперёд, назад. Если сигнал «Вечер», то дети руки поднимают вверх и опускают вниз, садясь при этом на коврик. Наконец, по сигналу «Ночь» - дети закрывают глазки руками, потом они открывают лицо, изображая при этом луну, сжимают и разжимают кулачки, тем самым имитируя звёзды в небе.Нравились детям и игры с пирамидой. Например, это игра «Части суток». Эта игра способствовала закреплению у них представлений о всех частях суток, а также формированию умения определять как по характерной деятельности, так и объективным показателям каждую из них. Указанная игра – это такая пирамида, каждая грань которой – это одна из четырёх частей суток, которые различаются по своему цвету: день – жёлтый, вечер – синий, ночь – чёрная, утро – голубое. К этой пирамиде также прилагаются разрезные картинки, которые изображают признаки каждой отдельной части суток.Все вышеперечисленные игры и упражнения детям дают возможность увидеть доминирование голубого цвета в утренние часы, в дневные – желтого, в вечерние – синего и чёрного цвета в ночное время. Таким образом, признак цвета становится своего рода показателем разных частей суток.Четвертый блокЭто позволило нам перейти в четвертому этапу формирующей работы. На обозначенном этапе при формировании у детей экспериментальной группы представлений о частях суток применяются цветные знаки (это, например, квадратики жёлтого, голубого, синего, а также чёрного цвета) как особые модели, которые символизируют один из значимых признаков каждой части суток – то есть её цветовую гамму. Такой цветной знак отражает существенные признаки каждой из частей суток, которые связаны как с разным положением солнца, так и степенью освещенности земной поверхности. В дальнейшей работе с детьми обобщённые знаки служить будут наглядным материалом для установления последовательности между частями суток, а также помогут детям сформировать необходимые представление о продолжительности суток.В рамках формирующего этапа экспериментальной работы переход к использованию цветовых символов в качестве условных знаков осуществлялся следующим образом. На проводимых занятиях к картинке прикреплялся соответствующий квадратик. Показывая ряд картинок со знаками, детям предлагалось отобрать именно те, на которых изображено утро, день, вечер, а также ночь.Верность отбора проверялась через анализ содержания картинок. Несколько позднее детям ЭГ предлагались исключительно цветные знаки в качестве раздаточного материала. Ребятам показывалась картинка либо читались отрывки стихотворений. Детям необходимо было определить, в какую именно часть суток это происходит, поднимают соответствующий знак. Кроме этого, на четвертом этапе формирующего эксперимента дети знакомились со значением слова «сутки», при этом, не раскрывая его количественную и порядковую характеристику. То есть оно выступало как обобщение, а именно: детям сообщалось, что сутки состоят из 4-х частей – день, вечер, ночь, утро.Происходило знакомство детей и с такими понятиями, как «сначала», «потом», «позже», «раньше». Для достижения обозначенной цели нами также применялись игры и упражнения:«Цепочка времени». В этом случае детям предлагались картинки с изображением людей разных полов в различные периоды времени. Ребятам было необходимо картинки выложить последовательно. Так же использовались подобные картинки с изображением сказочных персонажей; отдельные игры с сериями картинок по знакомым детям сюжетам сказок; игры с моделированием (в этом случае герои в сказке представлялись в виде геометрических фигур, например: волк – серый треугольник, лиса – оранжевый круг и т. д. Использовались различные предметы - заместители; а также игр и упражнения из педагогической технологии М.В. Крулехт, например: «Оденься сам», когда дети экспериментальной группы определяют последовательность одевания на прогулку непосредственно с опорой на схему. Упражнение под название «Готовим салат», в рамках которого дети по картинкам должны определить последовательность обработки и приготовления различных овощей и т.т.В рамках работы по формированию у младших школьников экспериментальной группы представлений об общих признаках времён года мы основывались на том, что развитие у детей четвёртого года жизни такого рода представлений напрямую связано с его конкретным, жизненным опытом. Основной формой работы по ознакомлению детей с признаками времён года выступали прогулки, рассматривание детьми картин, иллюстраций, проведение наблюдений, которые были подкреплены соответствующими произведениями устного народного творчества, а также художественной литературы.Закрепление полученных детьми ЭГ знаний осуществлялось в следующих играх и упражнениях:1) Игра «Три медведя». В этом случае необходимо было одеть плоскостные фигурки, которые изображали медведей, в такую одежду, которая соответствует сезону.2) Игра «Оденем куклу на прогулку».3) Игра «Посели животных в лес». При этом детям раздавались карты с изображением леса в различные временные сезоны, а также картинки, на которых были изображены животные на фоне разных временных признаков.Игры с моделями:1) «Когда это бывает?». Модель являла собой круг, который был разделен на четыре части золотого, красного, зелёного, а также серебристого цвета. На каждой из частей крепились картинки с изображением тех явлений, предметов, а также атрибутов, которые соответствуют каждому сезону. Ребята рассматривали содержание каждой из частей модели, составляли рассказы, выбирали ту часть модели, которая соответствует отрывкам стихотворений или загадкам о времени года.2) «Волшебный цветок». Детям предлагалась более усложненная модель: то есть картинки-признаки отсутствовали, однако оставался условный знак отдельного времени года – то есть цветовой фон и символ: весна – сосулька с капелью, зима – это снежинка, лето – это солнце красное, осень – это желтый листочек.Предоставлялся также набор карточек в форме лепестков, на которых изображены явления, атрибуты, предметы, которые соответствуют каждому времени года. Ребята должны были лепестки расположить по окружности модели.В рамах игр с модулями применялись следующие: выбирались наиболее запоминающиеся яркие признаки времён года и оформлялись в виде четырех подвесных модулей, которые в себе сочетают оттенки, свойственные для каждого отдельного времени года. Обозначенные модули использовались также и в следующих играх:- составление детьми небольших описаний сезонных явлений;- игра «Найди, что опишу» (взрослый описывает отдельное природное явление, ребята находят среди модулей его признак);- подвижная игра «Живые загадки». Взрослый читает отрывок стихотворения с обязательным описанием отдельного признака, ребята выполняют соответствующие в этом случае движения и бегут под музыку к тому модулю, о котором была загадка.Игры с Капой и Тошей. Укажем в этом отношении, что Капа и Тоша – это две капельки, девочка и мальчик. Данных героев периодически вводили в качестве постоянных сказочных персонажей непосредственно на занятиях по ознакомлению детей экспериментальной группы с происходящим сезонными изменениями. Капельки каждый раз попадают в разные проблемные ситуации, решить которые необходимо дети. Кроме этого, у Капы и Тоши есть комплекты одежды на каждый сезон по набору признаков и цветовых оттенков (например, зима – это белые, голубые снежинки; весна – это оттенки зелёного, подснежники, зелёные листочки и т. д.)Игры с пирамидой «Времена года». Названное пособие изготовляется по аналогичному принципу, что и пирамида «Части суток». Исключением является то, что изменяется цвет граней (зелёный, серебристый, красный, а также золотой) и содержание тех карточек, которые затем крепятся к пирамиде (то есть теперь это же признаки времён года).В рамках формирующего этапе экспериментальной работы дети частями суток, а также признаками времён года знакомились не только через игровую деятельность, но и на специально организованной деятельности (то есть на занятиях). Таким образом, дети экспериментальной группы в рамках формирующего эксперимента знакомились как с частями суток, та и признаками времён года. Основными принципами реализации предложенных блоков являлись: систематичность (то есть от простого к сложному), наглядность, целенаправленность, действенность, цикличность, непрерывность, игровой подход, эмоциональностью. Эффективность предложенной технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представления о времени показана нами в следующем параграфе.2.4 Эффективность предложенной технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времениС целью выявления эффективности предложенной нами технологии педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени был проведен контрольный этап экспериментальной работы.После завершения формирующего этапа осуществлялась повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп по том же методикам, которые применялись на констатирующем этапе экспериментальной работы.Полученные нами результаты приведены ниже.Результаты повторной диагностики по методике «Найди картинку» для выявление знаний младших школьников ЭГ и КГ о частях суток и общих сезонных изменениях отражены в табл. 8Таблица 8Уровень сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ знаний о частях суток и общих сезонных изменениях на контрольном этапе экспериментальной работыБаллы Уровень Экспериментальная КонтрольнаяАбс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)Абс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)3,5 – 4баллаВысокий940,9418,22,5 – 3 баллаСредний 1254,51254,50,5 – 2 баллаНизкий14,5627,3Более наглядная произошедшая в показателях динамика показана на рис. 1Рис. 1. Динамика уровня сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ знаний о частях суток и общих сезонных изменениях на контрольном этапе экспериментальной работыКак видно из таблицы 8 и рисунка 1 положительная динамика прослеживается как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако если в ЭГ число детей, показавших высокий уровень сформированности знаний о частях суток и общих сезонных изменениях на контрольном этапе экспериментальной работы, возросло на 31 %, то в контрольной группе – только на 4,6 % (1 ребенка). Детей с низким уровнем в экспериментальной группе снизилось на 31,9 %, при том, как в контрольной группе только на 13,6 %. Средний уровень на первый взгляд и в той, и в другой группе в числовом отношении практически неизменился, однако часть детей со среднем уровнем улучшили свои показатели, и «перешли» на высокий уровень, а часть детей из группы «низкий уровень» перешли в средний.В любом случае дети экспериментальной группы на повторной диагностике показали более положительную динамику, нежели дети контрольной группы.Результаты повторной диагностики по второй методике, то есть дидактической игре. «Что покажет солнышко» (модель) для определения уровня знаний детей о частях суток показаны в табл. 9.Таблица 9Уровень сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ понимания частей суток и на контрольном этапе экспериментальной работыБаллы Уровень Экспериментальная КонтрольнаяАбс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)Абс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)3,5 – 4баллаВысокий1045,5418,22,5 – 3 баллаСредний 11501254,50,5 – 2 баллаНизкий14,5627,3Более наглядная произошедшая в показателях динамика показана на рис. 2Рис. 2. Динамика уровня сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ понимания частей суток на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работыСогласно табл. 9 и рис. 2. также отмечается более положительная динамика именно у детей экспериментальной группы. Так, высокий уровень сформированности понимания частей суток на контрольном этапах экспериментальной работы в ЭГ показало уже 45,5 % против 13,6 % – на констатирующем. При том, как в контрольной группе – 18,2 % на контрольном этапе против 9,1 % - на констатирующем. Число детей в экспериментальной группе с низким уровнем сформированности понимания частей суток на констатирующем сократилось с 40,9 % до 4,5 %. При том, как в контрольной группе – с 36,4 % до 17,3 %. То есть и в этом случае в экспериментальной группе прослеживается более положительная динамика.Результаты повторной диагностики детей ЭГ и КГ дляопределения уровня знаний детей о таких временных понятиях, как «сначала» и «потом» проведены в табл. 10Таблица 10Уровень сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ знаний детей о временных понятиях «сначала» и «потом»на контрольном этапе экспериментальной работыБаллы Уровень Экспериментальная КонтрольнаяАбс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)Абс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)3баллаВысокий1045,5731,82 баллаСредний 1254,5940,90баллаНизкий00627,3Более наглядная произошедшая в показателях динамика показана на рис. 3.Рис. 3. Динамика уровня сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ о временных понятиях «сначала» и «потом» на контрольном этапе экспериментальной работы Как наглядно видно из табл. 10 и рис. 3. в экспериментальной и контрольной группах число детей, которые в правильной последовательности разложили только две картинки изменилось незначительно. Однако число тех, кто верно определил все случае «сначала» и «потом» в экспериментальной группе после формирующего эксперимента возросло на 27,3 %. При том, как в контрольной группе подобная динамика составила только 9,2 %. Число детей, которые не смогли разложить три картинки в верной последовательности при повторной диагностике в экспериментальной группе снизалось на 31,8 %, то есть ни один ребенок не показал низкий уровень. А в контрольной группе этот показатель сократился на 14,5 %. Все это наглядно свидетельствует о более положительной динамке в экспериментальной группе.Наконец, результаты, которые нами были получены с помощью методики, направленной на выявление сформированности у детей ЭГ и КГпредставлений о значениях слов «вчера», «сегодня», «завтра» показаны нами в табл. 11.Таблица 11Уровень сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ представлений о значениях слов «вчера», «сегодня», «завтра» на контрольном этапе экспериментальной работыБаллы Уровень Экспериментальная КонтрольнаяАбс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)Абс. показатель (чел.)Относит.Показатель (%)7 – 10 балловВысокий1254,5731,83 – 6 баллаСредний 1045,511502 – 2,5 баллаНизкий00418,20-1 баллКритический 0000Более наглядная произошедшая в показателях динамика показана на рис. 4.Рис. 4. Динамика уровня сформированности у младших дошкольников ЭГ и КГ представлений о значениях слов «вчера», «сегодня», «завтра» на контрольном этапе экспериментальной работыТо есть и в этом случае более положительная динамика прослеживается именно в экспериментальной группе.Например, Ярослав из экспериментальной группы весьма обстоятельно ответил Незнайке на следующий вопрос «Что такое вчера и что такое завтра», он смог последовательно выстроить свой ответ, используя при этом для своего ответа правильные глагольные формы. Например, он говорил: «Вчера - это день, который закончился после того, как вымол лицо лег спать. Сейчас это «сегодня», а «завтра» наступит, когда моя мама меня утром разбудит и мы пойдем в садик».В четырех случаях при выполнением ребенком их контрольной группы задания «Почему ты считаешь, что ….. было вчера?» возникли некоторые сложности, например, чтобы определить объективность ответа того ребенка, который не посещал детский сад накануне, пришлось родителям задавать вопросы утром, во время приема детей, либо же вечером, то есть в то время, когда родители уже приходили за детьми. То есть, если в экспериментальной группе после формирующего эксперимента половина детей уверенно отвечали на вопросы диагностики, а остальные отвечали с небольшими ошибками, то в контрольной группе уверенно отвечали только порядка 1/3 детей. Остальные же дети контрольной группы показали уровень сформированности представлений о времени. У этих детей имеются определенные знания, но онинеполные, недостаточно обобщенные, а также во многом неосознанные. Сводные показатели оценок детей ЭГ и КГ нами приведены в приложении 3-4.Входе повторнойдиагностики нами была проведена проверка результатов науровень статистической значимости различий по параметру «мотивация» при помощи статистических критериевУилкоксона. Все данные обрабатывались в статистической программе SPSS десятой версии. Полученные нами результаты показаны в табл. 12.Таблица 12Оценка значимости различий показателей сформированности представлений о времени у детей ЭГ и КГ после формирующего этапе экспериментальной работыПоказателиСреднее значение для ЭГУровень значимости p≤0,05Среднее значение для КГУровень значимости, ПараметрДо экспериментаПосле экспе-риментаДо экспериментаПосле экспериментаСформированность у младших дошкольников знаний о частях суток и общих сезонных изменениях27, 729,30,00029,2728,170,078Продолжение табл. 12Сформированность у младших дошкольников о временных понятиях «сначала» и «потом»25,3320,230,00029,2728,170,078Представления о значениях слов «вчера», «сегодня», «завтра» 32,2034,430.00336,035,570,009Традиционно принято, что p-уровень корреляции дифференцируется на три следующих уровня: - p≤0,05 >0,01 – это низкая статистическая значимость; - p≤0,01>0,001 – это средней силы статистическая значимость; - p≤0,001 – это высокая статистическая значимость.Проведенный нами математический анализ показал, что в экспериментальной группе по всем указанным параметрам произошли значительные изменения. Воспитанники после формирующего этапа экспериментальной работы показали более высокую статистическую значимость знаний о частях суток и общих сезонных измененияхпонимания слов «сначала» и «потом» и среднюю статистическую понимания слов «вчера», «сегодня», «завтра». При этом ученики контрольной группы показали низкую статистическую значимость о частях суток и общих сезонных изменениях, а также понятиях «сначала» и «потом»и среднюю статистическую значимость понимания слов «вчера», «сегодня», «завтра».Выводы по главе 2Для выявления уровня сформированности представлений у детей младшего школьного возраста представлений о времени эффективно использовать совокупность методик игрового характера, направленных на выявление знаний детей о частях суток, об общих сезонных изменениях, о понимании детьми значениях слов «сначала» и «потом» «сначала» и «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».Проведенная нами первоначальная диагностика по специально подобранным методикам показала: 1) преобладание среднего и низкого уровня сформированности у детей младшего школьного возраста представлений о времени; 2) применение математической статистики позволило выявить однородность показателей в экспериментальной и контрольной группах на начальном этапе.Недостаточность знаний детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе экспериментальной работы обусловила необходимость проведения формирующего этапе эксперимента. В основу формирующего эксперимента был положен игровой метод и работа с детьми в режимные момента. Также предложенная нами технология педагогической работы по формированию у младших дошкольников представлений о времени включала в себя 4 блока, которые различаются своими целевыми ориентирами: 1) формирование у младших дошкольников представлений о частях суток; 2) привитие знаний о различиях утра, дня, вечера и ночи; 3) расширение знаний детей о цветовых изменениях в течение суток; 4) применение символики в формировании знаний детей о суточных изменениях.Проведенная повторная диагностика детей ЭГ и КГ на контрольном этапе экспериментальной работы показала эффективность предложенных нами форм и методов работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное нами исследование способствует решению одной из наиболее актуальных проблем современности, которые связаны с выработкой педагогических форм, методов средств, являющимся адекватными развитию детей младшего дошкольного возраста, а также способствующих освоению ими способов познания мира. В соответствии с поставленными в работе задачами нами было выявлено:1) Такая категория, как время является одновременно неизменным и сложным для осознания феномен природы. При этом в качестве материальной основой формирования понятий и представлений о времени выступает различение. Исследователями было установлено, что ориентировка индивида во времени формируется и затем совершенствуется именно в неразрывной связи с деятельностью.2) В детском возрасте при формировании представлений о времени могут возникнуть существенные затруднения. То есть дети испытывают трудности при определении времени на часах, у многих дошкольников отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения.В этом отношении качестве тех факторов, на основе которых происходит формированиеу дошкольников чувство времени, выступают: значение временных эталонов, а также переживание –чувствование детьми длительности временных интервалов; развитие у дошкольников определение времен года и периодов суток. Значимым является и то, что время воспринимается дошкольникомопосредованно, через конкретизацию временных единиц, а также отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. В связи с этим дошкольниковнеобходимо знакомить с такими интервалами времени, которыми возможно измерять и определять длительность, последовательность, а также ритмичность их действий, различных видов деятельности.Основными Базовыми задачами по выработке у дошкольников временных представлений является работа по формированию:первичной практической ориентировки во времени;чувства времени; отдельных «временных» эталонов;понятий и начальных представлений об отдельных свойствах времени. Немаловажную роль в этом отношении играют: накопление социального опыта в разных видах деятельности, игровые средства, природные и общественные и явления окружающей действительности, модели в качестве материальных и материализованных форм наглядности.В рамках проведения нами экспериментальной работы были подобраны специальные диагностические методики и выработаны показатели и критерии сформированности у младших дошкольников представлений о времени, был модифицирован в соответствии с возрастными особенностями респондентов диагностический инструментарий.Проведенная диагностика на констатирующем этапе экспериментальной работы с детьми экспериментальной и контрольных групп (всего 44 ребенка) показало, что у младших дошкольников доминирует недостаточный для этого возраста (средний и низкий) уровень сформированности представлений о времени. Было установлено, что имеющиеся у детей знания о частях суток не достаточно полные, а также недостаточно обобщенные; младшие дошкольники затрудняются в аргументировании своих ответов, связанные с временными аспектами. Скорее всего, это обусловлено тем, что воспитатели при формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о времени уделяют недостаточно внимания игровым методам и привитию временных представлений детям в режимные моменты. Вторым выводом первичной диагностики детей стало то, что применение математической статистики позволило выявить однородность показателей в экспериментальной и контрольной группах на начальном этапе экспериментальной работы.Для разрешения данной проблемы нами была разработана технология педагогической работы, включающая в себя 4 блока с различными целевыми ориентирами: формирование представлений о частях суток; привитие детям знаний о различиях утра, дня, вечера и ночи; расширение знаний детей младшего дошкольного возраста о цветовых изменениях в течение суток; применение символики при формировании знаний детей о суточных изменениях. Последовательность этих блоком была выстроена на тематической и логической последовательности – от простого к сложному. В основу формирующего эксперимента был положен игровой метод и работа с детьми в режимные момента.Проведенная на стадии контрольного эксперимента повторная диагностика детей ЭГ и КГ показала, что в экспериментальной группы в сравнении контрольной прослеживается ярко выраженная положительная динамика – практически во всех заданиях дети экспериментальной группы показали более высокий результат. Произошедшие в контрольной группе изменения можно охарактеризовать как незначительные и объяснить естественным развитием детей.Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила заключить, что формирование у младших дошкольников представлений о времени будет более успешным прииспользовать игровые методы и режимные моменты, а также осуществлении педагогической работа поэтапно и логически выстроено; от простого к сложному. Это полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБлехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – М.: Междунар. педагогическая академия, 2005. – 288 с.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду кн. для воспитат. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с..Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой / Л.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 244 с.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. – 512 с.Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 80-81.Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / Л.В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопр. дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 57-60.Гусарова, Н.Н. Беседы по картинке: Времена года / Н.Н.Гусарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.- 42 с.Звонова,Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста/ Е.В. Звонова // Вестн.Рос. нового ун-та. – 2016. – № 2. – С. 113- 118.Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.Зенина, Т. Наблюдаем, познаём, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 27-35.Зинченко, В.П. Человек в пространстве времен / В.П. Зинченко // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 17 – 20.Игнатьева, Ю. Календарь «Круглый год» / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. – 2006. – №17. – С. 3 - 5.Изучаем календарь / сост. И.А. Андреева. – Мн.: Современная шк.: Кузьма, 2008. – 186 с.Истоки: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. –М.: Карапуз, 2007. – 305 с.Каминкова, М. С чего начинается время? / М. Каминкова //Первое сент., прил. нач. шк. – 2000. – № 36. – С. 4.Кашапов, Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности / Р. Кашапов. – М.: Аст-Пресс, 2004. – 320с.Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е.Н. Лебеденко. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80с.Леушина, Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.А. Леушина. – М.: Просвещение 1984. – 368 с.Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников / С.Д. Луцковская. – СПб.: Питер, 2009. – 212 с.Луцковская, С.Д. Психологические условия становленияпредставлений о времени / С.Д. Луцковская // Психолог в шк. – 1999. – № 1. – С. 63-73. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская. – М., 1977. – 173с. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста/ Т. Мусейибока // Дошкольное воспит. – 2012. – №2. – С. 21 – 23.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Р.Л. Березина, В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 94с.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агентство, 2016. – 374 с.От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников:метод. рекомендации/ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасов. – М.: Баласс, 2013. – 176с.Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инельдер; пер. с фр. Э. Пчелкиной. – М: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 416 сРихтерман, Т.Д. Понимание отношений временной последовательности детьми дошкольного возраста/ Т.Д. Рихтерман // Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду: межвуз. сб. науч. тр. – Л., 1990. – С. 56-65.Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детейдошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 110с.Рубинштейн, С.Л. О восприятии времени и пространства / С.Л. Рубинштейн // Мир психологии. – 1999. – № 4. – С. 32 – 34.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2013. – 544 с.Соколова, Е. И. Детям о времени / Е.И. Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. Сополова, Е.И. Время и пространство / Е. Сополова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 278 с.Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Ярославль:Академия развития, 1996. – 240с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html . - Загл. с экрана. – (дата обращения: 22.05.2018).Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова //Дошкольное воспит. – 2000. – № 7. – С. 23 – 25.Шалимова, Т. Время в этюдах / Т. Шалимова // Обруч. – 2006. – №6. – С. 19-21.Шевченко, Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства : дисс. ... канд.пед. наук/ Т.С. Шевченко. – Ростов н/Д, 1999. – 246 с.Щербаков, Е. Формирование временных представлений / Е. Щербаков, О. Фунтикова // Дошкольное воспит. – 1988. – №3. – С. 14-18.Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве / Д.Б. Эльконин // Детская психология. – М.: Академия, 2007. – С. 306-317.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Сводная таблица набранных детьми экспериментальной группы баллов на констатирующем этапе экспериментальной работыРебенок БаллыДиагностика 1Диагностика 2Диагностика 3Диагностика 4Никита М.2,5337Диана Ж.3335Тарас В.2,52,528Наташа С.1107Марина Ц.2,52,524Андрей К.3,53,525Катерина С.2,52,527Даниил К.3335Михаил Ф.1,51,504Анастасия И.2,52,525Иван К.2,52,526Дима Р.2,52,525Александра С.1108Вера М.1,51,506Полина А.1102Ваня П.3325Дима К.2,51,502,5Таня Б.3337Оксана О.3,53,522Сафия Ш.1,51,526Матвей Л. 0,50,502,5Владик К.1,51,522Приложение 2Сводная таблица набранных детьми контрольной группы баллов на констатирующем этапе экспериментальной работыРебенок Баллы Диагностика 1Диагностика 2Диагностика 3Диагностика 4Аня Д.2,52,528Боря Д1127Алина А3,53,535Женя К2,53,539Дина Э0.50.504Оля З.2,52,525Даша Ш3338Петя С.2,52,524Рома Н2202,5Гриша В.2,52,525Алексей М.3323Таня В.2,52,524Люда К.4437Женя Т.2,52,524Рома К.0,5203Уля М.3325Ксюша Г.1102Маша Г.3,53,533Стас К.1102Дима Л.2224Миша Э.0,50,502Ульяна О.1102Приложение 3Сводная таблица набранных детьми экспериментальной группы баллов на контрольном этапе экспериментальной работыРебенок БаллыДиагностика 1Диагностика 2Диагностика 3Диагностика 4Никита М.3,53,537Диана Ж.43,535Тарас В.3,53,538Наташа С.12,527Марина Ц.3,53,535Андрей К.4437Катерина С.2,52,537Даниил К.43,537Михаил Ф.2,52,525Анастасия И.33,535Иван К.3,53,528Дима Р.3,53,527Александра С.31,528Вера М.2,5327Полина А.2,51,523Ваня П.3325Дима К.32,524Таня Б.33,537Оксана О.4433Сафия Ш.2,52,527Матвей Л. 2,52,524Владик К.2,52,523Приложение 4Сводная таблица набранных детьми контрольной группы баллов на контрольном этапе экспериментальной работыРебенок БаллыДиагностика 1Диагностика 2Диагностика 3Диагностика 4Аня Д.2,52,538Боря Д1127Алина А3,53,535Женя К2,53,539Дина Э0.5102Оля З.2,52,537Даша Ш3338Петя С.2,52,524Рома Н2,52,503Гриша В.2,52,525Алексей М.4323Таня В.2,52,524Люда К.4437Женя Т.2,52,524Рома К.12,503Уля М.3327Ксюша Г.2,5103Маша Г.3,53,534Стас К.21,522Дима Л.2,52,524Миша Э.1102Ульяна О.11,502

1. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Междунар. педагогическая академия, 2005. – 288 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду кн. для воспитат. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 214 с..
4. Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой / Л.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 244 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. – 512 с.
6. Гендрякова, М. Время в зеркале детской игры / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 80-81.
7. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / Л.В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопр. дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 57-60.
8. Гусарова, Н.Н. Беседы по картинке: Времена года / Н.Н.Гусарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.- 42 с.
9. Звонова, Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Е.В. Звонова // Вестн. Рос. нового ун-та. – 2016. – № 2. – С. 113- 118.
10. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
11. Зенина, Т. Наблюдаем, познаём, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 27-35.
12. Зинченко, В.П. Человек в пространстве времен / В.П. Зинченко // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 17 – 20.
13. Игнатьева, Ю. Календарь «Круглый год» / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. – 2006. – №17. – С. 3 - 5.
14. Изучаем календарь / сост. И.А. Андреева. – Мн.: Современная шк.: Кузьма, 2008. – 186 с.
15. Истоки: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. –М.: Карапуз, 2007. – 305 с.
16. Каминкова, М. С чего начинается время? / М. Каминкова //Первое сент., прил. нач. шк. – 2000. – № 36. – С. 4.
17. Кашапов, Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности / Р. Кашапов. – М.: Аст-Пресс, 2004. – 320с.
18. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е.Н. Лебеденко. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80с.
19. Леушина, Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.А. Леушина. – М.: Просвещение 1984 . – 368 с.
20. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников / С.Д. Луцковская. – СПб.: Питер, 2009. – 212 с.
21. Луцковская, С.Д. Психологические условия становления представлений о времени / С.Д. Луцковская // Психолог в шк. – 1999. – № 1. – С. 63-73.
22. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская. – М., 1977. – 173 с.
23. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / Т. Мусейибока // Дошкольное воспит. – 2012. – №2. – С. 21 – 23.
24. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Р.Л. Березина, В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.
25. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 94 с.
26. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агентство, 2016. – 374 с.
27. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
28. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод. рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасов. – М.: Баласс, 2013. – 176 с.
29. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инельдер; пер. с фр. Э. Пчелкиной. – М: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 416 с
30. Рихтерман, Т.Д. Понимание отношений временной последовательности детьми дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман // Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду: межвуз. сб. науч. тр. – Л., 1990. – С. 56-65.
31. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 110 с.
32. Рубинштейн, С.Л. О восприятии времени и пространства / С.Л. Рубинштейн // Мир психологии. – 1999. – № 4. – С. 32 – 34.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2013. – 544 с.
34. Соколова, Е. И. Детям о времени / Е.И. Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
35. Сополова, Е.И. Время и пространство / Е. Сополова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 278 с.
36. Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html . - Загл. с экрана. – (дата обращения: 22.05.2018).
38. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова //Дошкольное воспит. – 2000. – № 7. – С. 23 – 25.
39. Шалимова, Т. Время в этюдах / Т. Шалимова // Обруч. – 2006. – №6. – С. 19-21.
40. Шевченко, Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства : дисс. ... канд. пед. наук / Т.С. Шевченко. – Ростов н/Д, 1999. – 246 с.
41. Щербаков, Е. Формирование временных представлений / Е. Щербаков, О. Фунтикова // Дошкольное воспит. – 1988. – №3. – С. 14-18.
42. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве / Д.Б. Эльконин // Детская психология. – М.: Академия, 2007. – С. 306-317.

Вопрос-ответ:

Какие основные категории времени исследованы в данной статье?

В данной статье исследуется категория времени как объект исследования, а также проблема развития представлений о времени у дошкольников и специфика восприятия времени младшими дошкольниками.

В каком возрасте формируются представления о времени у детей?

Формирование представлений о времени происходит у детей младшего дошкольного возраста, то есть примерно в возрасте 3-6 лет.

Какие аспекты исследования формирования представлений о времени у детей были проведены в данном исследовании?

В данном исследовании проведены эмпирические исследования формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста. Исследование включает в себя анализ категории времени как объекта исследования, исследование проблемы развития представлений о времени у дошкольников и специфики восприятия времени младшими дошкольниками.

В чем состоит специфика восприятия времени младшими дошкольниками?

Специфика восприятия времени младшими дошкольниками заключается в их ограниченной возможности ориентироваться во времени, слабо развитой понятийной и логической стороне представлений о времени, а также в их предпочтении живых и наглядных проявлений времени перед его абстрактными и аналоговыми проявлениями.

Какими методами было проведено эмпирическое исследование формирования представлений о времени у детей?

В эмпирическом исследовании формирования представлений о времени у детей было использовано несколько методов, включая наблюдение, беседу и игровые ситуации. Эти методы позволили изучить восприятие времени детьми и выявить особенности их представлений и понимания временных категорий.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста?

Теоретическими основами формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста являются категория время как объект исследования, проблема развития представлений о времени у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях, а также специфика восприятия времени младшими дошкольниками.

Какие особенности восприятия времени имеют младшие дошкольники?

Младшие дошкольники, в связи с особенностями их развития, имеют специфическое восприятие времени. Они еще не обладают абстрактным пониманием времени и воспринимают его преимущественно через конкретные события и повторяющиеся рутины в своей жизни.

Какие проблемы в исследованиях формирования представлений о времени у дошкольников возникают?

В исследованиях формирования представлений о времени у дошкольников возникают проблемы связанные с определением категории времени как объекта исследования, а также с развитием представлений о времени у детей на психолого-педагогическом уровне.

Какие результаты эмпирического исследования формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста?

Эмпирическое исследование формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста позволило выявить особенности восприятия времени детьми этого возраста. Например, они лучше различают время дня (утро, день, вечер) и имеют представление о последовательности временных событий.

Каковы основные теоретические выводы исследования формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста?

Основными теоретическими выводами исследования формирования представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста являются установка на специфичную семантику временных понятий, развитие представлений о последовательности временных событий и восприятие времени через конкретные рутины и события в жизни ребенка.

Какие основные категории времени рассматриваются в исследовании?

В исследовании рассматриваются категории времени как объект исследования, проблема развития представлений о времени у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях, а также специфика восприятия времени младшими дошкольниками.