Концепция «сервисного» государства
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 04.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Концепция «сервисного» государства как парадигма реформ государственного управления 5
1.1. Основные постулаты «сервисной» модели государственного управления 5
1.2. Сущность концепции «сервисного» государства 9
2. Исследования обеспечения и реализации концепции «сервисного государства» в мировой практике 14
2.1. Международный и отечественный опыт реализации сервисного государства 14
2.2. Сервисное государство как функциональная модель современного государства 20
Заключение 28
Литература 29
Следовательно, должны отличаться форма и содержание государственной власти и местного самоуправления как институтов политической системы. С целью улучшения качества обслуживания потребителей административных услуг также необходимо усовершенствовать процедуру мониторинга и оценивания качества оказания административных услуг. Для этого следует привлечь к проведению оценки качества предоставления административных услуг общественные организации, а также обеспечить регулярное освещение результатов мониторинга предоставления административных услуг в СМИ. По нашему мнению, сфера административных услуг позволяет быстрее других составных систем публичных услуг реализовать потенциал сервисного подхода. Реформы в этой сфере должны стать первым этапом внедрения элементов «сервисной» модели в отечественную государственно-управленческую практику.По мнению автора, развитие модели «сервисного государства», которое должнозаниматься предоставлением услуг связано с изменением ориентиров в государстве: понимание того, что государство существует для человека, а не наоборот. Кроме того, развитию такой модели способствуют современные технологии и открытые стандарты, которые позволяют обеспечить превращение государства в сервисную организацию по предоставлению услуг населению (гражданам) и компаниям. Многие политики и руководители органов государственной власти говорят о том, что в 2010 году будет трудно оправдать сохранение вертикальной структуры государственного управления и предоставления государственных услуг на базе обособленных вертикальных ведомств с узкими функциями [13]. Обобщая, можно сделать вывод, что в России для повышения степени удовлетворения населения качественными государственными и муниципальными услугами надо переориентировать государственных служащих на необходимость перехода к системе управления, направленной на то, что они являются органами, которые оказывают услуги населению. Переход к такой системе взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами возможен лишь путем разработки и проведения соответствующих учебных программ, консультаций, семинаров государственных служащих, открытия специализированных служб помощи населению для предоставления консультационных услуг по вопросам предоставления государственных услуг, переход к электронной системе предоставления услуг, то есть размещение на официальных сайтах государственных органов, правил, требований, порядка предоставления соответствующих услуг, необходимых электронных бланков и других документов. Что касается качества предоставления услуг, то на уровне министерств должны существовать службы контроля качества услуг, которые бы занимались опросом населения, проведением постоянного мониторинга степени удовлетворенности населения государственными услугами, разработкой и совершенствованием систем индикаторов оценки качества услуг, аудитом и разработкой рекомендаций для подотчетных ведомств. В связи с развитием сервисной модели власти дальнейших разработок требует процесс взаимоотношений института государства с другими институтами политической системы страны.Приоритетами дальнейшего реформированиясистемы предоставления административных услуг в рамках сервисной концепции государственного управления должно стать повышение качества административных услуг, а также ввод механизма предоставления административных услуг в электронной форме. Рост удовлетворенности граждан и бизнеса качеством предоставления административных услуг будет способствовать повышению уровня доверия граждан к государству.Переосмыслениефункций государства как услуг преследует две цели: 1) отобразить функциональную децентрализацию и деконцентрацию современного государства, что имеет следствием появление альтернативных вариантов достижения людьми своих целей; 2) сформировать новую парадигму государственности, которая бы более точно отображала цели государства в современные времена, а также те методы, которыми эти цели могут быть достигнуты.Как раз с учетом этих целей и развивается концепция сервисного государства как функциональной модели современной государственности. Как представляется, можно выделить такие ключевые характеристики сервисного государства: 1) сервисное государство тяготеет к минимальному государству, однако не тождественно ей. В сервисном государстве большая часть функций реализуется «по запросу», то есть сервисное государство является пассивным. Однако при этом те функции, которые требуют постоянной публичного участия государства - охрана порядка, миграция, защита границ и т. п. - могут комбинировать традиционные активные формы реализации функций с предоставлением соответствующих услуг обществу; 2) сервисное государство функционирует на конкурентной основе. Демонополизация функций ведет к появлению альтернативных субъектов предоставления услуг, которые раньше имели исключительный статус функций государства. Теперь развитые гражданские общества постепенно институционно вытесняют государство; 3) сервисное государство должно в первую очередь оказывать те услуги, которые общество в целом или отдельные социальные группы не могут получить самостоятельно от других институтов. Идет речь в первую очередь о том, что государство оказывает услуги незащищенным слоям населения, с тем, чтобы компенсировать неравенство возможностей в доступе к услугам; 4) сервисное государство является «скромным» государством в том понимании, что его функционирование должно быть подчинено рациональной рыночной логике. Сервисное государство должно учитывать все существенные экономические обстоятельства при предоставлении услуг, чтобы это вписывалось в общую структуру государственных расходов: ни одной услуги не может оказываться посредством других услуг; 5) с точки зрения субъектного наполнения, сервисное государство - это государство узкоспециализированных специалистов, причем не обязательно управленцев. В рамках сервисной функциональной модели управления как таковое будет отходить на второй план, тогда как на первый план выходит эффективность и скорость принятия решения и достижения результата;6) функционирование сервисного государства происходит в ситуативном режиме, что позволяет быстрее адаптировать алгоритм принятия решений к конкретному случаю. Отсюда и отход от глобальных всеобъемлющих стратегий и планов действий, что сегодня становится все более заметным в государственном управлении.Таким образом, можно утверждать, что сервисное государство - это функциональная модель современного государства, сориентированная на максимальную деконцентрацию и децентрализацию функций, реализация которых осуществляется, как правило, на конкурентных принципах в ситуативном режиме. Переход к функциональной модели сервисного государства является на наш взгляд вопросом времени. Современное государство по ряду позиций не может конкурировать с самоорганизацией общества, которое за счет технологического прорыва последних десятилетий приобрело возможность быстро и эффективно преодолевать самые разнообразные проблемные ситуации. Для России это является особенно актуальным, поскольку низкая эффективность государственного аппарата является общеизвестным фактом и проблемой, которая требует первоочередного решения. На сегодня приоритетным заданием перед нашим государством должен стать кардинальный пересмотр выполняемых им функций с максимальной их деконцентрацией и децентрализацией.ЗаключениеКак свидетельствует анализ,государство все еще ориентируется на застарелые функциональные модели, которые достались в наследство еще с Советского Союза. Жесткая централизация управления, низкая эффективность и инертность государственного аппарата, несостоятельность адаптации к современным технологическим платформам, высокая моральная обветшалость методов государственного управления и подавления инициативности на местах порождают ситуацию, когда государство продолжает держать в монополии как можно больше функций, даже не имея реальной возможности их надлежащим образом реализовать. На наш взгляд, кардинальная ревизия функциональной структуры государства может помочь ему выйти из глубокого институционного кризиса и выйти на высокие темпы развития.Ключевым понятием в рамках теоретической функциональной модели сервисного государства является понятие услуги, под которой следует понимать действия государственных органов относительно реализации функций и заданий государства, определенных на законодательном уровне.Развитие модели сервисного государства, которое должно заниматься предоставлением услуг, связано с изменением ориентиров в государстве: понимание того, что государство существует для человека, а не наоборот. Кроме того, развитию такой модели способствуют современные технологии и открытые стандарты, которые позволяют обеспечить превращение государства в сервисную организацию по предоставлению услуг населению (гражданам) и компаниям. Тем же смещается акцент скарательной, наблюдательной или воспитательной функций государства к организационно-управленческой. Для России такое смещение акцентов деятельности государства будет требовать существенного переосмысления принципов деятельности, как и необходимости существования многих органов государственной власти; пересмотра отношения государственных служащих к гражданам; привлечение частной инициативы вместо сохранения государственной монополии для выполнения части функций государстваЛитератураВарламова Н.В. Посттоталитаризм: проблемы теории // Политические проблемы теории государства / Отв. ред. Н.Н. Деев. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. – С. 16-28.Венедиктова И.В. Юридическая природа публичных услуг. Серия: Право. – Выпуск № 1(5). – 2009. – С. 66-69.Дубич К. В. Менеджериализм в предоставлении государственных услуг населению в социальной сфере: опыт Великобритании / К. В. Дубич // Публичное администрирование: теория и практика. Электронный сборник научных трудов. − 2012. − № 2(8).Евдокименко В., Поляк О. Управленческие, административные и общественные услуги как сегмент региональных рынков // Региональная экономика. – 2004. – № 4. – С. 16-24.Коженко Я., Мамычев А. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации / Я. Коженко, А. Мамычев // Власть. - 2010. − № 3. − С. 44 − 47.Коженко Я. В. Особенности правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг в сервисном государстве / Я. В. Коженко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. − № 1. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ 107-7602.Коженко Я. В. Концепции »сильного« и «сервисного» государства в контексте модернизации государственного управления в России: общее и отличное / Я. В. Коженко // Фундаментальные исследования. - 2012. − № 3. − С. 744−747.Коршун Т. С. Переосмысление функций государства в условиях современной европейской цивилизации // Философия. Культура. Жизнь. - 2015. Вып. 42. - С. 47-59.Купряшин Г. Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 312 с.Мартынова С. Э. Требовательность общества к качеству публичных услуг в России: на примере Томской области / С. Э. Мартынова // Современные исследования социальных проблем. − 2011. − № 3. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/ issues/2011/3/martynova.pdf.Мартынова С. Э. Концепция »сервисного« госу-дарства в контексте постиндустриальной парадигмы социального управления / С. Э. Мартынова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. − № 8. − С. 165 – 173.Мир словарей. Энциклопедия словарей и энциклопедий [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://mirslovarei.com/ content_eco/SOCIALNYJ-KAPITAL-SOCIAL-CAPITAL-72135.html.Модернизация государственного управления. Информационный документ подразделения Microsoft в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://edustyle.ru/file.php/2/Modernization.doc.Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/facul/facul_pravo/kaf_sviop/DocLib.Плющ В. О. Международный опыт формирования и функционирования института государственных услуг // Экономика и государство. - 2008. - № 10. - С. 84-86.Садлер Д. Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 3. – С. 52-55.Садлер Дж. Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании (выступление на Втором Европейском форуме по проблемам государственной службы – «Прозрачность и открытость в работе правительства: вызовы и возможности», Маахстрит, 1999 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexpub65.htmСидоренко С.В., Тарасова Н.А. Мониторинг как инструмент оценки качества услуг. Технология расчета коэффициента удовлетворенности потребителей с целью корректировки аспектов деятельности учреждений культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inesp.ru/directions/social/publications/publications_detail.php?ID=678.Тихомиров Ю.А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты. В кн.: Модернизация экономики и выращивание институтов [Текст]: в 2 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. – 2 кн. – С. 117-126.Фалина А. С. На стыке экономики и политики: концепция сервисного государства / А. С. Фалина // Государство, власть, управление и право: история и совре-менность: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2013. − С. 252−358.Фурщик М. А., Кураш А. П. Влияние технологий государственного управления на экономическое развитие / М. А. Фурщик, А. П. Кураш // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2010. − №2. − С. 36−47.Фалина А. С. На стыке экономики и политики: концепция сервисного государства / А. С. Фалина // Государство, власть, управление и право: история и современность: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2013. − С. 252 − 358. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО НППП «Ермак», 2004. – 730 с.Best Value Performance Indicators 2002/2003. Department for Transport, Local Government and the Regions. – London, DTLR, 2002. – 116 p.Geddes M. Poverty, Excluded Communities and Local Democracy / M. Geddes. – London: Sage, 2004. – 372 p.Putnam R. Making Democracy Work. Civic Tradition in Modern Italy. – Princeton: Princeton University Press, 1993. – 45 p.
1. Варламова Н.В. Посттоталитаризм: проблемы теории // Политические проблемы теории государства / Отв. ред. Н.Н. Деев. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. – С. 16-28.
2. Венедиктова И.В. Юридическая природа публичных услуг. Серия: Право. – Выпуск № 1(5). – 2009. – С. 66-69.
3. Дубич К. В. Менеджериализм в предоставлении государственных услуг населению в социальной сфере: опыт Великобритании / К. В. Дубич // Публичное администрирование: теория и практика. Электронный сборник научных трудов. − 2012. − № 2(8).
4. Евдокименко В., Поляк О. Управленческие, административные и общественные услуги как сегмент региональных рынков // Региональная экономика. – 2004. – № 4. – С. 16-24.
5. Коженко Я., Мамычев А. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации / Я. Коженко, А. Мамычев // Власть. - 2010. − № 3. − С. 44 − 47.
6. Коженко Я. В. Особенности правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг в сервисном государстве / Я. В. Коженко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. − № 1. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ 107-7602.
7. Коженко Я. В. Концепции »сильного« и «сервисного» государства в контексте модернизации государственного управления в России: общее и отличное / Я. В. Коженко // Фундаментальные исследования. - 2012. − № 3. − С. 744−747.
8. Коршун Т. С. Переосмысление функций государства в условиях современной европейской цивилизации // Философия. Культура. Жизнь. - 2015. Вып. 42. - С. 47-59.
9. Купряшин Г. Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 312 с.
10. Мартынова С. Э. Требовательность общества к качеству публичных услуг в России: на примере Томской области / С. Э. Мартынова // Современные исследования социальных проблем. − 2011. − № 3. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/ issues/2011/3/martynova.pdf.
11. Мартынова С. Э. Концепция »сервисного« госу- дарства в контексте постиндустриальной парадигмы социального управления / С. Э. Мартынова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. − № 8. − С. 165 – 173.
12. Мир словарей. Энциклопедия словарей и энциклопедий [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://mirslovarei.com/ content_eco/SOCIALNYJ-KAPITAL-SOCIAL-CAPITAL-72135.html.
13. Модернизация государственного управления. Информационный документ подразделения Microsoft в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://edustyle.ru/file.php/2/Modernization.doc.
14. Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/facul/facul_pravo/kaf_sviop/DocLib.
15. Плющ В. О. Международный опыт формирования и функционирования института государственных услуг // Экономика и государство. - 2008. - № 10. - С. 84-86.
16. Садлер Д. Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 3. – С. 52-55.
17. Садлер Дж. Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании (выступление на Втором Европейском форуме по проблемам государственной службы – «Прозрачность и открытость в работе правительства: вызовы и возможности», Маахстрит, 1999 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexpub65.htm
18. Сидоренко С.В., Тарасова Н.А. Мониторинг как инструмент оценки качества услуг. Технология расчета коэффициента удовлетворенности потребителей с целью корректировки аспектов деятельности учреждений культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inesp.ru/directions/social/publications/publications_detail.php?ID=678.
19. Тихомиров Ю.А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты. В кн.: Модернизация экономики и выращивание институтов [Текст]: в 2 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. – 2 кн. – С. 117-126.
20. Фалина А. С. На стыке экономики и политики: концепция сервисного государства / А. С. Фалина // Государство, власть, управление и право: история и совре- менность: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2013. − С. 252−358.
21. Фурщик М. А., Кураш А. П. Влияние технологий государственного управления на экономическое развитие / М. А. Фурщик, А. П. Кураш // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2010. − №2. − С. 36−47.
22. Фалина А. С. На стыке экономики и политики: концепция сервисного государства / А. С. Фалина // Государство, власть, управление и право: история и современность: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции / Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2013. − С. 252 − 358.
23. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО НППП «Ермак», 2004. – 730 с.
24. Best Value Performance Indicators 2002/2003. Department for Transport, Local Government and the Regions. – London, DTLR, 2002. – 116 p.
25. Geddes M. Poverty, Excluded Communities and Local Democracy / M. Geddes. – London: Sage, 2004. – 372 p.
26. Putnam R. Making Democracy Work. Civic Tradition in Modern Italy. – Princeton: Princeton University Press, 1993. – 45 p.
Вопрос-ответ:
Что такое концепция сервисного государства?
Концепция сервисного государства - это парадигма реформ государственного управления, основанная на идее о том, что государство должно предоставлять гражданам высококачественные услуги, а не только выполнять свои обязанности.
Какие основные постулаты сервисной модели государственного управления?
Основные постулаты сервисной модели государственного управления включают: ориентацию на потребности и ожидания граждан, внедрение принципа "одного окна" для упрощения взаимодействия с государством, повышение эффективности и прозрачности государственных услуг, а также активное использование информационных технологий.
Как можно описать сущность концепции сервисного государства?
Сущность концепции сервисного государства заключается в том, что государство должно быть ориентировано на граждан и предоставлять им максимально комфортные условия взаимодействия. Оно должно рассматривать граждан как клиентов и предлагать им широкий спектр государственных услуг с минимальными затратами времени и энергии. Такое государство должно быть открытым, прозрачным и эффективным в своей работе.
Какой международный и отечественный опыт реализации сервисного государства существует?
Международный опыт реализации сервисного государства включает примеры таких стран, как Сингапур, Швеция, Великобритания и Новая Зеландия, где были проведены успешные реформы государственного управления с акцентом на качество и доступность государственных услуг. В России также проводятся работы по внедрению сервисных принципов в государственное управление, в том числе в рамках Национального проекта "Цифровая экономика".
Что представляет собой сервисное государство как функциональная модель современного государства?
Сервисное государство, как функциональная модель современного государства, основывается на предоставлении гражданам качественных государственных услуг с применением современных информационных технологий. Оно строится на принципах эффективности, доступности, прозрачности и открытости. Главная задача сервисного государства - удовлетворение потребностей и ожиданий граждан в сфере государственного управления.
Чему соответствует сущность концепции сервисного государства?
Сущность концепции сервисного государства заключается в преобразовании государственного управления с ориентацией на удовлетворение потребностей и интересов граждан. Главной задачей сервисного государства является предоставление качественных и доступных услуг для всех категорий населения, с учетом их индивидуальных потребностей. Ключевыми принципами сервисного государства являются прозрачность, открытость, эффективность и результативность деятельности государственных органов.
Что такое концепция сервисного государства?
Концепция сервисного государства представляет собой парадигму реформ государственного управления, основанную на предоставлении гражданам высококачественных услуг со стороны государства. Эта концепция призвана изменить подход государственных органов к выполнению своих функций и улучшить взаимодействие с населением.