Роль церкви в Испании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 04.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОЛИТИЧЕСКЙ ИСТОРИИ ИСПАНИИ 4
1.1 Историческое формирование католической церкви в Испании 4
1.2 Религиозное образование и влияние идеологов католицизма на политическую мысль 10
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ИСПАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ 17
2.1 Католицизм и секуляризация в испанской культуре 17
2.2 Роль религии в испанской политике и социальной сфере 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26


Фрагмент для ознакомления

Еще Ф. Франко, после прихода к власти одобрил влияния католической церкви на социальную жизнь граждан, провозгласив католицизм, как единственную и законную религию. Всё это привело к тому, что церковь могла печатать книги, иметь собственность и принимать участие в законодательной деятельности, касающейся сферы гражданской жизни: были приняты законы, признающие церковные браки, как единственно возможные, запрещающие разводы, аборты и использование средств контрацепции. Жизнь женщин полностью контролировалась религиозными канонами. Церковь и Франко, во время режима националистов, бились в едином ритме.Социальное учение католической церкви, сформированное в XX веке, является основой деятельности современной РКЦ в отношении государства и общества. Согласно этому учению безразличие к происходящему в своей стране недопустимо, поэтому испанские священники призывают паству к участию в политической жизни.Из двух главных партий Испании наиболее лояльно к церкви относится «Народная партия» и ее избиратели, а сторонники РСПИ, напротив, скорее противостоят церковным идеалам.В настоящее время сложно говорить о проценте верующих, так как этих людей невозможно посчитать. Католик – это не значит воцерковленный испанец, соблюдающий все католические традиции, факт крещения тоже не может однозначно приписать того или иного испанца к числу «правоверных католиков». Можно быть крещеным, но не верить, или верить, но не соблюдать обряды.По данным церкви число крещеных к середине 2000-х годов составляло 95%, и эта цифра существенно не меняется; следовательно, почти каждый испанец проходит обряд крещения. При этом определяют себя как католики только 80% испанцев. Получается, что 4/5 населения страны являются носителями католического мировоззрения. Это невероятно большая цифра, в современную эпоху глобального мира, когда границы национальных культур стираются, Испания по уровню самосознания остается оплотом католицизма. Однако стоит заметить, что число католиков постепенно снижается.Реалии «секулярной эпохи» проявляются в изменении отношения испанцев к религии. Ревностных католиков, живущих в строгом соответствии с догматикой и предписаниями церкви, в стране осталось немного, около 2 процентов.Многие испанцы продолжают посещать мессы, расценивая это как дань традиции или непреложное правило и часть национальной культуры. Лишь немногие испытывают в этом духовную потребность. Особенно очевиден «отход от веры» в среде испанской молодежи.Сегодня в Испании 75% населения католики, причем истово выполняющие все требования религии. Одним из важнейших требований религии является паломничество – поклонение святым местам, которых в стране великое множество. Почти каждый город, городок или населенный пункт имеют своих святых, которые им покровительствуют и праздники, им посвященные, превращаются в народные гуляния с танцами, песнями и карнавальными шествиями.Наиболее остро противоречия между догматами церкви и современными либеральными ценностями, поддерживаемыми государством, очевидны в вопросах брака и семьи. Испания одной из первых среди европейских стран узаконила однополые браки, что вызывало полемику в обществе и резкий протест церкви и истинных католиков, считающих это страшным грехом. Также испанская церковь резко выступила против легализации абортов.Состояние института традиционного брака также противоречит наставлениям церкви. Католицизм не признает развода, а современные люди относятся к вопросам создания семьи достаточно легкомысленно, придерживаясь светских позиций. Большинство испанцев предпочитают церковному венчанию светский брак, а молодежь и вовсе зачастую живет в гражданском браке, без оформления. В Испании также существует так называемое «зарегистрированное сожительство» (“parejadehecho”). Подобные формы взаимоотношений католическая церковь расценивает как блуд. Позицию церкви по вопросам брака поддерживают в основном люди старшего поколения.Рассуждая о культуре, представлениях испанце в их повседневной жизни, следует отметить, что представления современных испанцев о жизни и смерти, аде и рае лишь частично совпадают с догматами католической церкви. Например, все большую популярность среди испанцев приобретает вера в потусторонние силы, идеи в духе мистики и эзотерики. В повседневной жизни большинство испанцев руководствуются «здравым смыслом» и юридическим законом, а не канонами веры. Однако примерно половина испанцев живет в соответствии с христианскими представлениями о спасении души.Календарь современного испанца, в том числе и государственные праздники страны, во многом соотносятся с церковным календарем, например, сильны католические традиции в новогодних праздниках, среди которых главный – День Волхвов, или День Трех Королей – имеет глубокую религиозную основу.Как уже было отмечено, с 1979 года существует соглашение с Ватиканом, регламентирующее отношения этих двух институтов, несмотря на то, что официально церковь отделена от государства. Это свидетельствует о весьма важной роли религии в Испании. В ХХI веке наблюдается тенденция неуклонного роста пожертвований на социальныенужды,а также государство освобождает все конфессии от уплаты налогов на принадлежащую ей недвижимость, используемую для отправления культовых обрядов. И хотя преподавание Закона Божьего в испанских школах не является обязательным, до 30% детей школьного возраста обучаются в частных католических учебных заведениях. Так, испанские школьники и студенты обязаны выбрать предмет для изучения: этику или религию. При выборе ими религии, ею всегда становится католицизм. Традиции отмечать превратившиеся в веселые гулянья с песнями и танцами религиозные праздники, несомненно, является яркой чертой религии в Испании. Так, например, в каждом населенном пункте существует свой святой-покровитель, в честь которого раз в году устраивается большой праздник. Но и многие праздники в стране носят религиозный характер. Практически на каждый день приходится день какого-либо святого. Испанцы с огромной радостью собираются отметить именины своих родственников, отмечая их почти как свой собственный день рождения.Со всего света в Испанию приезжают туристы для того, чтобы почувствовать дух настоящей испанской культуры. Среди особо интересных и почитаемых праздников можно упомянуть: День Волхвов, День поминовения усопших, Страстная неделя, в течение которой проходят во всех городах Испании крестные ходы и Пасха, а также праздники всех святых – покровителей местных жителей.Особенности тех или иных праздников, связанных с религией, в каждом районе стране свои, но все они сопровождаются обилием вина и еды, а зачастую и устраиваются процессии. Однако SemantaSanta − страстная неделя − для всех испанцев проходит одинаково. Грешники, облачённые в высокие колпаки, красного цвета и прорезями для глаз принимают участие в уличных шествиях. Во время праздника они показывают сцены распятия Христа и истязают себя. Таким образом, испанцы скорбят по сыну Господнему и пытаются покаяться в своих грехах, очищая душу. Конечно, самый почитаемый религиозный праздник в стране это Рождество. Главным символом, которого является не ёлка, а belen, в дословном переводе обозначающий«ясли». По своей сути, это макет рождения младенца Христа. Рассматривая вопрос о других вероисповеданиях, существующих в Испании, следует сказать, что прочие вероисповедания в Испании не запрещены. Вследствие этого, на протяжении многих веков на территории современной Испании осталось множество мечетей в результате исторического господства Халифата. Сейчас основную часть прихожан мечетей составляют иммигранты, в частности из Алжира и Марокко.По одним данным, приверженцев мусульманской веры в Испании насчитывается около миллиона.На сегодняшний день в стране существуют автономные города, в которых доля мусульман составляет 40%. Общее число исповедующих ислам 1 млн. 200 тысяч, хотя лидеры мусульманских партий говорят о 2-х миллионах приверженцев.Число протестантов в Испании достигает полумиллиона. В настоящее время за счет миграции из стран Востока увеличивается число православных христиан, их количество с конца прошлого столетия возросло до 880-900 тысяч человек.Так же, как большинство испанцев, испанские цыгане − кале придерживаются католической веры, хотя некоторые из них являются евангелистами. Примерно 1,2 миллионом прихожан представлена протестантская ветвь христианской веры в Испании. Вследствие того, что во времена зверства инквизиции евреи были на многие века изгнаны с территории Испании,иудаизм исповедует менее процента верующих.Таким образом, можно с уверенностью сказать, что католицизм является основополагающей религией в Испании и на сегодняшний день. Так, в Испании 76% населения относится к католической ветви христианской религии, исповедуют иные религии лишь чуть более 2%. Кроме того, согласно социологическим данным, нерелигиозными считают себя или вообще не верят в бога всего около 22% испанцев. Следует отметить, что строгий и обязательный религиозный культ в Испании все же отсутствует: так, многие верующие признаются, что не посещают церковные службы. Причиной тому может служить память о жестоком прошлом испанской инквизиции у народа; с того периода никого не обязывают придерживаться христианского вероисповедания. Несмотря на все противоречия, Испания продолжает оставаться католической страной. Многими испанцами католицизм воспринимается как часть национальной культуры, а сохранившиеся католические традиции – дань истории страны. Религиозные праздники отмечаются очень широко: они имеют вид массовых гуляний с песнями и карнавальными шествиями. В гуляньях принимают участие практически все жители населенных пунктов.ЗАКЛЮЧЕНИЕИспания и религия – это два довольно тесных понятия, практически неразрывно связанных между собой. С началом реконкисты – изгнания мавров с территории государства, проходящее под христианскими знамёнами – начинается активное вытеснение ислама. И по окончанию вытеснения арабов, Испания попала под влияние другой религии – католицизма.С этого времени начинают проводиться церковные реформы. Среди них и утверждение церковного суда, и святой инквизиции, которая преследует еретиков по всей стране. Католицизм был закреплен в Конституции 1876 года единственным официально поддерживаемым вероисповеданием в начале XX века, что имело негативные последствия для страны.Время тридцатых годов двадцатого века стало для испанского католицизма трагическим. Гражданская война этих лет призывала сжигать храмы, начинается время жестокого и кровавого террора, за период которого было убито почти семь тысяч священников, сожжены и разрушены церкви, уничтожено уникальных религиозных произведений искусства. Сегодня можно утверждать, чтокатолицизм является основополагающей религией в Испании ввиду того, что в Испании около 80% населения относится к католической ветви христианской религии. Церковь в Испании сохраняет свое влияние и на сегодняшний день, при этом характер вмешательства с жизнь народа утрачен ею после падения диктатуры Ф. Франко. Церковь остается значимым социальным институтом для испанского народа, однако влияние ее в XX веке ослабло и сегодня ограничено в целом религиозным воспитанием народа. Таким образом, цели, поставленные при написании работы, достигнуты и задачи выполнены. Было рассмотрено историческое формирование католической церкви в Испании; религиозное образование и влияние идеологов католицизма на политическую мысль; исследованы католицизм и секуляризация в испанской культуре и роль религии в испанской политике и социальной сфере.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБолотов В. В. Лекции по истории древней церкви. В 4 томах. − Издательство: Харвест, 2008. − 576 с.Бунина З.Б. Католическая церковь современной Испании (60-е - первая половина 70-х годов) // Проблемы испанской истории: сборник статей. − М.: Наука, 1979. − 342 с.Конституции государств Европы в 3 т. Т2 / под ред. Л. А. Окунькова. − М.: Норма, 2001. − 840 с.Лейн Э. Христианские мыслители (сборник). − Издательство: Мирт, 1997. – 352 с.Пономарева Л.В. Испанский католицизм XX века. − М.: Наука,1989. – 288с.Санников С. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие / учебное пособие по истории церкви. − Издательство: Богомыслие, 2001. − 704 с. Санчес С.М. Испанская католическая церковь и постфранксистская демократизация / С.М. Санчес, Р.Э. Ромеро // Новое литературное обозрение. − 2009. − №100. − С.835-840.Хегглунд Б. История западного богословия. − Издательство: Фонд «Лютеранское Наследие», 2008. – 468 с.Чарльз Г. История инквизиции. В трех томах. − Издательство: Ладомир, 1994. − 608 с.Католицизм и роль религии в современной Испании / [электронный ресурс] :https://espanarusa.com/ru/pedia/article/614894

1. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. В 4 томах. − Издательство: Харвест, 2008. − 576 с.
2. Бунина З. Б. Католическая церковь современной Испании (60-е - первая половина 70-х годов) // Проблемы испанской истории: сборник статей. − М.: Наука, 1979. − 342 с.
3. Конституции государств Европы в 3 т. Т2 / под ред. Л. А. Окунькова. − М.: Норма, 2001. − 840 с.
4. Лейн Э. Христианские мыслители (сборник). − Издательство: Мирт, 1997. – 352 с.
5. Пономарева Л. В. Испанский католицизм XX века. − М.: Наука,1989. – 288 с.
6. Санников С. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие / учебное пособие по истории церкви. − Издательство: Богомыслие, 2001. − 704 с.
7. Санчес С. М. Испанская католическая церковь и постфранксистская демократизация / С. М. Санчес, Р. Э. Ромеро // Новое литературное обозрение. − 2009. − №100. − С.835-840.
8. Хегглунд Б. История западного богословия. − Издательство: Фонд «Лютеранское Наследие», 2008. – 468 с.
9. Чарльз Г. История инквизиции. В трех томах. − Издательство: Ладомир, 1994. − 608 с.
10. Католицизм и роль религии в современной Испании / [электронный ресурс] : https://espanarusa.com/ru/pedia/article/614894

Вопрос-ответ:

Какая роль церкви играла в политической истории Испании?

Церковь в Испании имела значительное влияние на политическую историю. Она играла роль важного института в политическом устройстве страны, с огромным влиянием на всех уровнях власти.

Как формировалась католическая церковь в Испании?

Формирование католической церкви в Испании проходило в ходе исторических событий и изменений. В начале христианства были свидетельские сообщества, затем церковная организация постепенно укреплялась и развивалась, становясь важным институтом государства.

Какое влияние имела церковь на общественную жизнь в Испании?

Церковь имела значительное влияние на общественную жизнь Испании. Религия, особенно католицизм, играла важную роль в испанской культуре и идеологии. Церковь также оказывала влияние на политику и социальную сферу страны.

Как католическая церковь влияла на политическую мысль в Испании?

Идеологи католицизма в Испании оказывали значительное влияние на политическую мысль. Религиозное образование и взгляды католической церкви имели важное значение для формирования политических идеологий и установок тех, кто занимался политической деятельностью.

Какова роль религии в испанской политике и социальной сфере?

Религия, особенно католицизм, имела значительную роль в испанской политике и социальной сфере. Церковь оказывала влияние на принятие политических решений, формирование законодательства и моральных ценностей общества. Религиозные праздники и обряды также играли важную роль в культурной и социальной жизни испанцев.

Какую роль играла католическая церковь в политической истории Испании?

Католическая церковь в Испании играла важную роль в политической истории страны. Она была институтом, который оказывал сильное влияние на правительство и принимал активное участие в формировании политической мысли. Церковь также оказывала влияние на образование и идеологию, что способствовало закреплению католической веры в обществе.

Как католическая церковь формировалась в Испании?

История формирования католической церкви в Испании включает несколько этапов. Начиная с периода Римской империи, христианство начало проникать на территорию Испании, и католическая церковь начала свое становление. Позже, во времена средневековья, церковь получила еще большую власть и стала одной из основных институций государства. В современной Испании католическая церковь продолжает иметь значительное влияние на политическую и социальную сферы.

Какое влияние оказывают идеологи католицизма и религиозное образование на политическую мысль в Испании?

Идеологи католицизма и религиозное образование играют важную роль в формировании политической мысли в Испании. Католическая церковь является одним из главных источников идей и ценностей, которые влияют на политическую систему страны. Религиозное образование также способствует укреплению веры и ценностей католицизма, что отражается в политических взглядах испанского населения.

Каким образом католицизм и секуляризация влияют на испанскую культуру?

Католицизм является неотъемлемой частью испанской культуры, и его влияние прослеживается в различных аспектах жизни и искусства страны. Одновременно с этим, происходит процесс секуляризации, который ослабляет религиозные традиции и отношения в обществе. Эти два процесса, католицизм и секуляризация, взаимодействуют и оказывают влияние на испанскую культуру, создавая особую мозаику ценностей и традиций.

Какое влияние оказывает католическая церковь на политическую историю Испании?

Католическая церковь играла и продолжает играть значительную роль в политической истории Испании. Влияние церкви прослеживается со времен ее исторического формирования, когда она играла решающую роль в борьбе с инфиделями и была важным союзником испанских королей. В дальнейшем, влияние идеологов католицизма на политическую мысль Испании становилось все более заметным, а роль религии в испанской политике и социальной сфере неоспорима.