Система работы по коррекции сложной дислалии у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 50 50 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 05.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Дислалия у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие дислалии; этиология, симптоматика сложных форм и классификация 5
1.2. Методика логопедической работы с дошкольниками с дислалией 15
1.3. Особенности коррекционной работы с детьми со сложной дислалией ……………………………………………………………………………18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коррекции сложной дислалии у детей дошкольного возраста 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы обследования при разных формах дислалии 27
2.3. Программа коррекции сложной дислалии с детьми дошкольного возраста 29
2.4. Анализ реализации коррекционного воздействия 30
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список литературы 46

Фрагмент для ознакомления

В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков [6].Было составлено планирование работы по развитию и коррекции фонематического восприятия у детей со сложной дислалией (Приложение 4). Этапы обучения представлены в Приложении 5Таким образом, развитие фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.2.4. Анализ реализации коррекционного воздействияКоличественно-качественный анализ исследования фонематического восприятия у дошкольников ЭГ и КГ представлен далее (Таблица 1).Таблица 1Анализ результатов исследования фонематического восприятия у дошкольников ЭГ и КГ на констатирующем этапе исследованияФИ ребенкаI серияII серияIII серияИтогоАБВАБВАБВГЭкспериментальная группаАлександр Ф.23332232222,4Александр Б.33322232222,4Валентина Ш.33333243222,8Виктория З.33323243322,8Дмитрий Б.44333342223Евгений Ц.44433332333,2Максим Б.33332233332,8Михаил Д.33433343333,2Контрольная группаАлексей М.55555554454,8Антон Г.44444354444Борис Ц.54455444344,2Вера Н.33344443443,6Виктор П.44443344433,7Диана К.44555444554,5Дмитрий Е.55555455444,7Игорь Щ.44443344433,7Все дошкольники справились с заданиями в той или иной степени. Все испытуемые экспериментальной группы допускали большое количество ошибок. Специфика их была такова, что допущенные ошибки дети не могли исправить самостоятельно. У некоторых детей с более сложными примерами дислалии различение касалось не только смежных звуков, но и звуков, которые могут быть описаны как контрастные. При работе детям приходилось повторять материал, что тесно связано с особенностями развития речи. Проанализируем средние показатели детей со сложной степенью дислалии (Рис. 1). Рис. 1 – Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ и КГ (в баллах)Воспроизведение оппозиционных слогов с изменением согласной показал, что у дошкольников ЭГ и КГ затруднено (Рис. 2). Рис. 2 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ и КГ за выполнение заданий I серии (в баллах)Рисунки свидетельствуют о том, что показатели воспроизведения согласных звуков у детей экспериментальной группы существенно отличаются от группы контрольной. В то же время даже у детей контрольной группы наблюдались существенные ошибки в выполнении заданий на шипящие. Огрмоные трудности у детей с дислалией были обусловлены звукопроизношением шипящих и свистящих звуков: [са-ша-са], а также звонких и глухих согласных: [ва-фа-ва], [за-са-за]. Огрмоныетрудноси происходили в тех слогах, где были нарушены звукопроизношения у детей. Даже, если они исправлялись, звуки были неустойчивы. Контрольная группа обнаружила хороший результат. Средний балл выполнения – 4,0, когда в экспериментальной группе только 2,9.Упражнение на измененную согласную было доступно для всех дошкольников, однако, некоторые трудности все же были. Так в звукокомплексе«га–ги–го», «да–ди–ду» дошкольники произносили «га–гы–го», «да–ду–ду».Ошибки были частотными. Среди дошкольников с дислалией только 2 ребенка допустили по 1 ошибке. Все остальные неправильно выполнили более половины заданий.Средний балл выполнения задания дошкольниками КГ составил – 4,1, когда в экспериментальной группе только 3,2.Третье задание достаточно просто далось детям контрольной группы. Трудности возникли только с последней группой слогов, так как дети начали забывать задание. Ошибки были частотными. Среди дошкольников с дислалией только 2 ребенка допустили по 1 ошибке. Все остальные неправильно выполнили более половины заданий. Интересным стал тот факт, что ряды, состоящие из 2-3 слогов дались детям достаточно легко, ряды же, которые состояли из 4-5 звуков представляли определенную сложность в решенииСредний балл выполнения задания дошкольниками КГ составил – 4,1, когда в экспериментальной группе только 3,2.Результаты выполненной работы представлены ниже (Рис. 3).Рис. 3 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ и КГ за выполнение заданий II серии (в баллах)На основании рисунка можно говорить о том, что показатели детей ЭГ существенно ниже, чем показатели детей КГ. Среди дошкольников с сложной формой дислалии очень малое количество детей смогли справиться с поставленной задачей. Мы предполагаем, что к концу выполнения упражнения дети забыли слоги, на которых нужно хлопнуть. Средний балл выполнения задания дошкольниками КГ составил – 4,3, когда в экспериментальной группе только 2,7.Дошкольники КГ и ЭГ на фоне других слогов несколько хуже смогли звуки. Дифференциация была осложнена особенностями восприятия. Из КГ только 4 дошкольники выполнили задание правильно, 3 дошкольники допустили по 1 ошибке при определении звука [ц] и [щ]. и 3 дошкольника КГ правильно выполнили половину задания. Трудности возникли при определении звуков [ч], [ц], [ш]. Средний балл выполнения задания дошкольниками КГ составил – 4,1, когда в экспериментальной группе только 2,5.Еще сложнее дались задания, которые были связан с выделением звуков в контексте слова. 3 дошкольника КГ правильно выполнили половину заданий. Трудности были тесно связаны с определением согласных. Среди дошкольников ЭГ только 3 человека выполнили правильно меньше половины. Трудности возникли, в первую очередь, со звуками, которые относятся к оппозиционным и расположены в абсолютном конце или на стыке согласных. 7 дошкольников правильно выполнили меньше половины задания. Только 2 дошкольника КГ выполнили задание правильно, 5 дошкольников допустили по 1 ошибке. Затруднялись определить [т] в слове «люстра», [м] – «лампа». Средний балл выполнения задания дошкольниками КГ составил – 3,9, когда в экспериментальной группе только 2,3.Представим результаты выполненного задания (Рис. 4).Рис. 4 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ и КГ за выполнение заданий III серии (в баллах)Как видно, показатели различения звуков в слове отличаются у ЭГ и КГ. Справились с заданием только 4 дошкольника, допустив по 1 ошибке в контрольной группе. Как правило, это были слова с парными звуками по твердости-мягкости (Юля – юла).В случае же с группой экспериментальной только 4 дошкольника смогли выполнить половину заданий, что связано со сложностями восприятия. Не все они смогли правильно воспринимать услышанное слово. Только 4 дошкольника, обусловленного дислалией правильно выполнили половину задания, указав на неверно произносимые слова «батон», кукла», «танки». 2 дошкольника правильно указали слова «батон», кукла». В остальных случаях ошибки были очевидными. Трудности возникли и при работе с картинками по заданным условиям. Так на слово на звук [л] дети положили картинки робот, лук, лопата, лампы и т.д. С заданиями справились только 3 ребенка из 7. Большинство ошибок было связано с дифференциацией звуков. Анализ результатов детей представлены на (Рис. 5).Рис. 5 – распределение дошкольников ЭГ и КГ по уровню развития фонематического восприятия (в % от общего числа детей ЭГ и КГ)Очевидно, что показатели речевого развития у детей с дислалией существенно отличается от показателей нормотипичных детей. Перейдем к анализу результатов диалогической речи дошкольников. Результаты взаимодействия со взрослыми в группах представлены следующим образом.Таблица 2Выявление ведущей формы общения со взрослыми в ЭГ (в баллах)ЗаданияЭкспериментальная группа1234567891011121. Порядок выбора ситуации2111111112112. Основной объект внимания в первые минуты опыта1213112121113 Характер активности по отношению к объекту внимания1101222112104. Уровень комфортности во время эксперимента1112100100015. Анализ речевых высказываний детей6446446445446. Продолжительность деятельности121121122121Среднее значение2,01,81,32,31,81,52,01,71,71,81,51,3Независимо от того, выбирали дети игрушку или книгу, для всех ответов детей характерным становится бедность словаря, сложности в звукопроизношении. Приведем в качестве примера разговор Михаила. Я: Ну что ты определился, что мы будем делать? Читать, поговорим или сыграем?Михаил: игратьЯ: Хорошо, какая игра тебя интересует?Михаил. Хотю поиграть в тихы (на столе стоят игрушечные часы)Примечательным становится тот факт, что ни один из детей не выбрал беседу. Очевидно, связано это с особенностями восприятия мира у детей с дислалией их замкнутостью в общении. Рис. 6 - Показатели ответовОчевидно, что большинство детей принадлежит к среднему и низкому уровню развития диалогической речи, что объясняется психологическими особенностями для детей с дислалией. Таблица 3Выявление ведущей формы общения со взрослыми в КГ (в баллах)ЗаданияКонтрольная группа1234567891011121. Порядок выбора ситуации2223323333322. Основной объект внимания в первые минуты опыта3333133333333. Характер активности по отношению к объекту внимания1214334424124. Уровень комфортности во время эксперимента4453442445235. Анализ речевых высказываний детей79810898987776. Продолжительность деятельности222323222332Среднее значение3,23,73,54,33,54,03,74,23,74,23,23,2Визуально результаты представлены на рис. 7.Рис. 7 - Показатели ответовПонаблюдав за уровнем ответов детей в ходе проведения исследования, можно говорить о падении среднего показателя. Это говорит о том, что между собой дети с дислалией взаимодействуют хуже, чем, когда дети взаимодействуют со взрослыми. Чаще всего приходилось быть связующим звеном в ходе общения. Это обусловлено тем, что дети с дислалией привыкли чувствовать, что их не понимают, что существенно осложняет их самовосприятие и, как следствие, осложняет попытки взаимодействия. В целом, примерно то же обнаруживает и при наблюдении – дети с менее развитой диалогической речью меньше других взаимодействуют с другими, они менее активны в играх, так как им очень сложно сформулировать свою мысль. Сравнив показатели взаимодействия между контрольной и экспериментальной группой, можно с уверенностью говорить о том, что показатели одинаково низкие в обеих группах. Тем не менее, показатели экспериментальной группы все же существенно ниже.Задание по сюжетной картинке, в целом, было достаточно сложным для детей. Они терялись и фокусировались либо на одном признаке, либо на незначительных элементах исследования. Как следствие, сами рассказы начинали сводиться к перечислению предметов, изображённых на картинке. В лучшем случае рассказ удавался только при обращении к помощи воспитателя.Таким образом, проанализировав результаты исследования в контрольной и экспериментальной группе, мы выяснили, что показатели экспериментальной группы существенно ниже, чем у контрольной. Существенно страдает как уровень морфологии, так и уровень взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. Но взаимодействие со взрослыми, на наш взгляд, дается детям с ФФНР несколько проще. После того, как была проведена серия работ с детьми с дислалией, нами был проведен повторный срез результатов детей (Таблица 3).Таблица 3Анализ результатов исследования фонематического восприятия у дошкольников ЭГ на контрольном этапе исследованияФИ ребенкаI серияII серияIII серияИтогоАБВАБВАБВГАлександр Ф.34333332222,8Александр Б.34333232332,9Валентина Ш.34343343223,1Виктория З.33433343333,2Дмитрий Б.44444342233,4Евгений Ц.44443343333,5Максим Б.33433243333,1Итого 3,23,63,53,33,22,73,62,52,62,8 Таблица свидетельствует о том, что все дети, так или иначе, справились с поставленными заданиями. Тем не менее, несмотря на то, что показатели были достаточно высокими, уровень развития речи не находится на должных показателях. Но количественные и качественные результаты при выполнении заданий очевидны.Проанализируем результаты детей на контрольном и констатирующем этапе исследования (рис. 8). Рис. 8 – Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы (в баллах)Очевидно, что в речи детей наметились существенные изменения. Впрочем, показатели не стабильны, так как не для всех детей произошел скачок в развитии. При дислалии более легкой степени были обнаружены высокие показатели, чем у детей с сложной формой дислалией – это тесно связано с патогенезом развития речи. Разница составила от 0,2 до 0,5 среднего балла.Воспроизведение оппозиционных слогов с изменением согласной показал, что у дошкольников ЭГ после коррекционной наметились улучшения (рис. 9). Рис. 9 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы за выполнение заданий I серии (в баллах)Рисунок говорит о том, что дети обнаружили существенные улучшения в области звукопроизношения. Среди дошкольников было значительное количество детей, которые допустили по 1 ошибке. Трудности возникли при произношении слогов с лабиализованными гласными. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе составил – 3,2, на контрольном этапе 3,6.При выполнении 3 задания большинство испытуемых справились с заданиями. 5 дошкольников при повторении допустили по 1 ошибке, когда повторяли звуковые ряды с согласной. Как правило, в этих звуках происходила замена или опущение звука. Остальные дети повторили правильно только половину из перечисленных звуков. Как правило, это были ряды из 2 и 3 звуков. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе составил – 3,2, на контрольном - 3,5.Результаты проработки звуков в звуковых рядах представлены на рис. 10Рис. 10 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы за выполнение заданий II серии (в баллах)Как видно из показателей, звукопроизношение большинства детей существенно улучшилось. 3 дошкольника допустили по 1 ошибке, при которой дети не всегда определяли заданный звук. Например: [с] определили в мягком варианте [с'], звук [ц] определили как [с']. 7 дошкольников правильно выполнили половину заданий. Трудности со звуками были связаны с примерами тех звуков, которые не были доведены до автоматизма. Как правило, это касалось оппозиционных звуков. Средний балл выполнения задания дошкольниками на констатирующем этапе исследования составил 2,7, на контрольном – 3,3.Результаты узнавания, различения и сравнения слов представлены далее (Рис.11).Рис. 11 - Среднее значение, полученными дошкольниками ЭГ до и после коррекционной работы за выполнение заданий III серии (в баллах)Рисунок обнаруживает незначительные изменения показателей речи данной группы детей. Дети достаточно хорошо справились с поставленными заданиями. 6 детей допустили по 1 ошибке: мишка-мышка, кочка-кошка. 4 дошкольника правильно выполнили половину заданий. Данные слова отличались по показателями твердости-мягкости. На контрольном этапе исследования средний балл составилсоставил 3,4 балла, на контрольном этапе – 3,6.Подводя итоги контрольного этапа исследования, отметим, что после коррекционной работы были получены следующие данные:Высокий уровень – 1 дошкольник;Средний уровень – 6 дошкольников;Низкий уровень - 0.Более наглядно результаты исследования представлены на рисунке 12.Рис. 12 – Распределение дошкольников ЭГ до и после коррекционной работы по уровню развития фонематического восприятия (в % от общего числа детей ЭГ )Как видно из рисунка. показатели речи детей после того, как была проведена работа, существенно изменились. В группу с высоким уровнем вошел 1 дошкольник с дислалиейдислалией, набрав 3,5 балла, что составляет нижнюю границу высокого уровня. 2 дошкольника набрали по 3,4 балла, что составляет верхнюю границу среднего уровня.Качественные изменения были обнаружены и в случаях сложной дислалии. Если на этапе констатирующего исследования эти дети имели низкий уровень, то на контрольном этапе они перешли в группу со средним уровнем развития фонематического восприятия. Выводы по второй главеПроведенное исследование говорит о том, что показатели детей с дислалией были значительно улучшены. Все испытуемые экспериментальной группы допускали большое количество ошибок. Специфика их была такова, что допущенные ошибки дети не могли исправить самостоятельно. У некоторых детей с более сложными примерами дислалии различение касалось не только смежных звуков, но и звуков, которые могут быть описаны как контрастные. При работе детям приходилось повторять материал, что тесно связано с особенностями развития речи. На контрольном этапе качественные изменения были обнаружены в случаях сложнойдислалии. Если на этапе констатирующего исследования эти дети имели низкий уровень, то на контрольном этапе они перешли в группу со средним уровнем развития фонематического восприятияЗаключениеДислалия становится сегодня одной самых распространенных форм нарушения речи детей. Несмотря на достаточно большое количество исследований, связанных с изучением этого речевого нарушения, вопросы исследования речи остаются актуальными, так как количество детей растет. Сегодня усилия логопедов и дефектологов все чаще направлены на развитие речи. На качество обучения детей в школе значительное влияние оказывает не только правильное звукопроизношение, богатый лексический запас, правильно построенные грамматические конструкции, но и достаточно развитое фонематическое восприятие.К концу дошкольного детства у детей должно быть хорошо сформировано фонематическое восприятие. В силу некоторых физиологических и психологических причин у дошкольников начинает страдать произношение и, как следствие, коммуникация. Теоретический анализ показал, что такое речевое нарушение, как дислалия в последнее время встречается очень часто.У таких детей имеются нарушения речевой и неречевой симптоматики. В норме овладение фонематическими функциями осуществляется у детей в раннем и дошкольном возрасте. Однако при дислалии границы формирования фонетической стороны отодвигаются, что составляет определенные трудности в овладении не только произношением, но и грамотой в школьном периоде.По определению многих ученых и логопедов-практиков основными симптомами дислалии являются нарушения фонематического восприятия и звукопроизношения. Фонематическое восприятие и артикуляция являются взаимообусловленными. Поэтому при дислалии нарушение фонематического восприятия может предшествовать нарушению артикуляторной моторики, а может занимать и второстепенную позицию.Проведенное исследование говорит о том, что показатели детей с дислалией были значительно улучшены. Все испытуемые экспериментальной группы допускали большое количество ошибок. Специфика их была такова, что допущенные ошибки дети не могли исправить самостоятельно. У некоторых детей с более сложными примерами дислалии различение касалось не только смежных звуков, но и звуков, которые могут быть описаны как контрастные. При работе детям приходилось повторять материал, что тесно связано с особенностями развития речи. На контрольном этапе качественные изменения были обнаружены в случаях сложной дислалии. Если на этапе констатирующего исследования эти дети имели низкий уровень, то на контрольном этапе они перешли в группу со средним уровнем развития фонематического восприятияСписок литературы

1. Архипова Г.Ф. Стёртая дизартрия у детей. // Учебное пособие для студентов вузов/. – М. «Астель»,2008.- 319 с.
2. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
3. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми //Дефектология. 1976. - № 5
4. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
6. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. — 1-е изд.. — Л., 1983
7. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи - М., 197
8. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко.-М.: Энергоиздат, 2002
9. Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XXXXI веков //Проблемы детской речи: Сборник. - СПб, 1999. -
10. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006.-141c.
12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
13. Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи.
14. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка / А.Н. Гвоздев — M. АПН РСФСР, 1949
15. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
16. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
17. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
18. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
19. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
20. Жинкин Н. И. Механизмы речи - М., 1958
21. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
22. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, 1996. №5.-10c.
23. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей.- М., Гиа-пресс, 1999.
25. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
26. Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999.
27. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб, 2004
28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 192-с.
29. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992- С. 61- 69.
30. Лопатина Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии//
31. Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.-5c.
33. Лупеко, Е. • Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973
35. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
36. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.
37. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
38. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т. А. Марковой.—М.: Просвещение, 1982.—128с.
39. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991 – 250 с.
40. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
41. Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.
42. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
43. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
44. Петров А.В., Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Метод.пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
45. Синицына Е.С. Умные слова. - М., Лист, 1999.
46. Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.
47. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
48. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976
49. Соколенко Н. И. Посмотри и назови.- СПб., Библиополис, 1996.
50. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
51. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
52. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
53. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
54. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.
55. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. -- М.: МГОПИ, 1993.
57. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
58. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи //Дефектология. – 1986. – №5. С. 69 – 75.
59. Чижова, О. Игровые занятия – средство развития памяти. Для детей подготовительной к школе группы// Дошкольное образование, № 4, 2013
60. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
61. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, С. 42–63.
62. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
63. Шмаков С. Игры-потехи, забавы-утехи. - Липецк, Ориус, 1994.
64. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с
65. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.


Вопрос-ответ:

Что такое дислалия? Какова ее этиология?

Дислалия - это речевое нарушение, связанное с ошибками в артикуляции звуков. Этиология дислалии может быть различной: генетическая предрасположенность, нарушения работы нервной системы, повреждения голосовых органов и др.

Как проявляется дислалия у детей дошкольного возраста?

Дислалия у детей дошкольного возраста проявляется ошибками в произношении звуков, заменой их на другие звуки или звуковые сочетания. Также дети могут испытывать трудности в осознании и формировании звуков, построении предложений и общении с окружающими.

Какова классификация сложных форм дислалии?

Классификация сложных форм дислалии включает разделение их на артикуляторные, речевые и слуховые формы. Артикуляторные формы связаны с нарушениями работы артикуляционных органов, речевые формы - с общими нарушениями произношения звуков, а слуховые формы - с неверным восприятием и анализом звуков.

Какая методика логопедической работы рекомендуется для детей с дислалией?

Методика логопедической работы с детьми с дислалией включает комплексную систему упражнений на развитие артикуляционных органов, усиление слухового восприятия и анализа звуков, развитие речи и формирование навыков правильного произношения. В работе с детьми используются игровые и интерактивные методики.

Какие особенности есть при коррекционной работе с детьми со сложной дислалией?

При коррекционной работе с детьми со сложной дислалией необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возрастные и психофизические возможности. Важно создать доверительную атмосферу, использовать мотивационные игры и упражнения, постепенно увеличивая сложность и объем тренировок.

Что такое дислалия у детей дошкольного возраста?

Дислалия - это нарушение произношения звуков речи. У детей дошкольного возраста дислалия может проявляться в неправильном артикулировании отдельных звуков или групп звуков.

Какие могут быть причины дислалии у детей дошкольного возраста?

Причины дислалии у детей дошкольного возраста могут быть разными: генетическая предрасположенность, недостаток слухового восприятия, недостаточное развитие артикуляционного аппарата, неправильное моделирование речи родителями и т.д.

Как проявляется сложная дислалия у детей дошкольного возраста?

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста проявляется в нарушении произношения нескольких звуков или групп звуков. Дети могут заменять звуки, пропускать звуки или искажать их.

Как проводится логопедическая работа с дошкольниками с дислалией?

Логопедическая работа с дошкольниками с дислалией включает в себя различные упражнения и игры, которые направлены на развитие правильного произношения звуков. Логопед использует разные методики и техники, чтобы помочь ребенку улучшить свою речь.

Какие особенности есть в коррекционной работе с детьми со сложной дислалией?

Коррекционная работа с детьми со сложной дислалией требует большой терпеливости и индивидуального подхода. Детям может потребоваться дополнительная помощь в улучшении слухового восприятия и артикуляционного аппарата. Важно создать комфортную и доверительную атмосферу для работы с ребенком.

Что такое дислалия?

Дислалия - это речевое нарушение, характеризующееся нарушениями звукового строя речи. Возникает из-за анатомо-физиологических причин, нарушений функций анализатора.