Тема любви в комедии Лопе Де Вега

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 14.11.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕМА ЛЮБВИ В ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ XVI-XVII ВВ. 5
1.1. Любовная тематика в традиционном испанском театре. 5
1.2. Любовная тема в театре Лопе де Вега: традиционное и новаторское. 13
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ТЕМЫ ЛЮБВИ В КОМЕДИИ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА «СОБАКА НА СЕНЕ» 19
2.1. Система образов и ее композиционная структура 19
2.2. Своеобразие любовного конфликта 23
2.3. Авторская идея комедии 26
2.4. Традиции Ренессанса и барокко в комедии «Собака на сене» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32





Фрагмент для ознакомления

«Нет, Теодоро. Знайте твердо:
Марселы больше быть не может.
Бросайте взор куда угодно,
Но только не сюда. Марсела
К вам не вернется.» [10, с.3]
Диана превращается в настоящую «собаку на сене» - сама не может себе позволить быть рядом с любимым человеком и в то же время не хочет отпускать его от себя.
Таким образом, соединив эти две формы конфликта в сценическом действии, драматург с достоверной точностью показывает всю гамму чувств, переживаемых героями пьесы.
С любовным конфликтом в пьесе Лопе непосредственно связана тема чести - основная для испанского театра того времени. Честь нельзя купить или продать, ею нельзя поделиться или принести в жертву своей выгоде. Честь – это то, что отличает благородного человека, независимо от его происхождения. Характерно, что образцом чести в пьесе выступает не высокородный идальго, а слуга. Узнав о проделке Тристана, Теодоро отказывается от счастья, построенного на обмане. Несмотря на официальное признание сыном графа Лудовико, Теодоро просит у Дианы разрешения уехать.
«…Граф Лудовико
Признал, что я его наследник.
И я бы мог стать вашим мужем,
Жить в полном счастье, в полном блеске,
Но внутреннее благородство
Не позволяет мне так дерзко
Вас обмануть. Я человек,
Который по природе честен.
Поэтому я вновь прошу
О разрешении уехать,
Не оскорбив в моей сеньоре
Любовь, и кровь, и совершенства.» [10, с.4 Подчеркнуто нами – Д.П.]
В образе Теодоро Лопе де Вега раскрывает истинное представление о человеческой чести, которая заставляет человека жертвовать собой во имя любви. Любовь к женщине, неравной ему по положению, не позволяет Теодоро компрометировать Диану перед людьми ее круга. Тем самым герой проявляет свое благородство и честь. Диана любит Теодоро, несмотря на разницу в социальном положении, потому что увидела в нем благородного и честного человека. Драматург подчеркивает, что подлинное чувство, заставляющее жертвовать собой во имя любви, и есть честь, поэтому оправдывает банальный обман, к которому прибегает Тристан. Таким образом, честь восстановлена в глазах людей, но пред Богом и Теодоро, и Диана – это люди чести: он - потому что дерзнул полюбить женщину, не равную ему по положению, она - потому что полюбила благородного человека, не обращая внимания на его происхождение. Таким образом, любовь есть высшее воплощение чести, а права любви – это права чести. Диана и Теодоро соединяются перед Богом и людьми, их честь восстановлена.
2.3. Авторская идея комедии
В пьесе «Собака на сене» Лопе де Вега прославляет великую, неистощимую силу любви. Любовь есть моральное начало новой жизни, побеждающие на своем пути любые преграды.
Борьба между своей дворянской честью и гордостью, принадлежностью к определенному сословию и любовью к слуге становится основной темой всей пьесы, а также является стимулом для развития сюжета.
Авторская идея комедии может быть сведена к следующим заключениям:
Любовь есть наивысшая уравнивающая сила. Не имеет значения, к какому сословию принадлежат любящие. Если их чувства настоящие, истинные, они равны перед Богом и людьми.
Какие бы препятствия ни встречались на пути любви, даже самые сильные предрассудки, молодым людям необходимо с ними бороться и отстаивать свое чувство. И в этом им помогают ум, находчивость, сила чувства и Бог.
Прежние обычаи нелепы. Мужчина и женщина равны в правах выбора возлюбленной/возлюбленного. Их стремления обрести свою любовь честны и благородны.
Истинная ценность человека не зависит от его сословной принадлежности. Главные качестве человеческой души – это честь, благородство, порядочность, богатый внутренний мир.
Таким образом, Лопе де Вега отразил в пьесе «Собака на сене» все противоречия внутри феодальной семьи, столкновение между родовой честью и правами личности. И только любовь, в чем драматург был убежден, есть всемогущая сила, способная сделать влюбленных равными друг другу. В любви нет богатых и бедных, важна только глубина их чувств и желание быть вместе, несмотря ни на что.
2.4. Традиции Ренессанса и барокко в комедии «Собака на сене»
Ренессансные мотивы в пьесе Лопе де Вега «Собака на сене» проявляются в том, что главная героиня Диана де Бельфлор влюбляется в своего секретаря, человека, стоящего по социальному положению ниже ее. То есть драматург показывает, что любовь не зависит от сословных и иных условностей. Теодоро, несмотря на незнатное происхождение, оказывается человеком с богатой и благородной душой. Теодоро талантлив, образован, благороден, на первое место выходят его личные человеческие качества. Героиня признается себе:
«Я столько раз невольно замечала,
Как Теодоро мил, красив, умён,
Что если бы он знатным был рожден,
Я бы его иначе отличала.» [10, с.1]
Контрастом Теодоро выступают два представителя дворянского сословия — граф и маркиз, отличающиеся от него подлостью, нечистоплотностью, способные даже на убийство ради достижения своих целей (нанимают убийцу, чтобы покончить с Теодоро).
Понимание любви как высшей, созидательной мировой силы Лопе де Вега переводит в план реальных человеческих отношений. Интрига заключается в том, что Диана, узнав об отношениях Теодоро и служанки Марселы, делает все, чтобы разрушить их отношения, ведь, как оказывается, она сама влюблена в молодого человека. Таким образом, Диана превращается в «собаку на сене» - не позволяет себе открыто показывать свое отношение к Тодоро и в то же время запрещает ему отношения с Марселой.
Окончание пьесы также является проявлением ренессансного отношения к действительности: ум и глубокое чувство помогают героям самостоятельно добиться счастья. Главные герои соединяются не только благодаря уловке слуги Теодоро Тристана, но и в результате глубокого внутреннего перерождения, осознания истинных ценностей - прежде всего духовных (здесь приходится говорить о барочных традициях в пьесе - об этом см. ниже).
Речь героев отличается гибкостью, эмоциональной насыщенностью, яркой образностью. В качестве примера можно привести объяснения Рикардо:
«Вы так красивы, что, взглянув на вас,
Я убеждён, что вы благополучны.
У женщины — как опыт учит нас —
Здоровье с красотою неразлучны.
Вы свежестью так радуете глаз,
Что лишь невежда, лишь глупец докучный,
Который до рассудка не дорос,
Вам о здоровье задал бы вопрос.» [10, с.1]
Барочное начало в пьесе «Собака на сене» заключается в том, что любовь помогла героям раскрыть в себе те черты, о которых они раньше не догадывались. Самодовольная графиня де Бельфлор обнаруживает в себе обычную женщину, способную на глубокое чувство к другому человеку, готовую поступиться своей родовой честью ради того, чтобы быть с ним рядом. То есть она сознательно приносит в жертву свою гордость во имя любви. Таким образом, Диана в течение всего действия проходит путь внутренней духовной эволюции.
Барочное начало также проявляется в противоречивости любви Дианы. Порывы ее чувств резко контрастируют друг с другом, переходя от равнодушия к ревности, а от ревности к обожанию. Таким образом, драматургом точно описан резкий переход от одного чувства к другому, отражена скрытая связь любви и ненависти.
Наследие барокко в пьесе проявляется и в том, что человек, в представлении автора, по природе своей не свободен, он зависим от разных обстоятельств. Диана и Теодоро не имеют возможности открыто проявлять свои чувства друг к другу из-за сословных предрассудков, общественного мнения. Именно в душах героев идет борьба любви и правил чести, которая понимается первоначально как честь сословная. Но любовь способна преодолеть все препятствия. Более того, она способна открыть героям истинное содержание и общепринятых, на первый взгляд, понятий, когда честь – это не сословное чванство, а готовность пожертвовать собой ради любимого человека, и сам внутренний мир человека (по сути, соединение Диана и Теодоро - результат их внутренней духовной эволюции, преодоления собственных иллюзий. ошибок и заблуждений).
 Таким образом, комедия «Собака на сене» - одно из произведений Лопе де Вега, где конфликтная ситуация между традиционными взглядами и гуманистическими идеями Возрождения становится не результатом столкновения различных персонажей, а лишь следствием внутренних переживаний и душевной борьбы главных героев.
 
Заключение
Лопе де Вега прожил интересную жизнь. Он стал поистине выдающимся представителем своего времени. Драматург по праву считается одним из “титанов Возрождения”.
В настоящей работе были проанализированы:
место и роль темы любви в испанской драматургии XVI-XVII вв.
2. традиционное и новаторское в трактовке любовной темы в театре Лопе де Вега,
3. особенности художественного решения темы любви в комедии Лопе де Вега «Собака на сене».
В результате анализа было установлено:
Испанский театр эпохи Возрождения включал в себя несколько жанровых направлений: итальянский театр Ренессанса, античный театр, народный театр, религиозная драма, драматическая поэзия, светская драма.
Развитие испанского ренессансного театра неразрывно связано с именем Лопе де Руеда, который стал родоначальником жанра комедии. Именно он заложил те предпосылки, которые в будущем сделали литературный ренессансный испанский театр доступным простым людям. Лопе де Руэда использовал в своих пьесах образы обычных людей, наделенных яркой, сочной речью. Таким образом, комедия становится основным жанром в испанской драматургии.
Любовная тематика в традиционном испанском театре становится одной из любимых зрителями. Появляется новый жанр - «комедии плаща и шпаги», в которых любовь трактуется как та великая сила, которая дает человеку волю, мужество, находчивость. Самым ярким представителем испанской любовной драматургии является Лопе де Вега, который в своем творчестве довел этот жанр до совершенства.
Лопе де Вега становится новатором в испанской драматургии эпохи Ренессанса. В своих пьесах драматург уделяет большое внимание внутреннему миру человека, богатству и широте его души. Центральное место в пьесах Лопе де Вега занимает любовь. По глубокому убеждению автора, любовь есть глубокое, всепоглощающее чувство, способное полностью преобразить человека, духовно обогатить его. Никакие сословные предрассудки и общественное мнение не способны разрушить настоящую, истинную любовь. Влюбленным необходимо бороться за свое право на счастье, даже если это счастье приходится отстаивать с помощью нарушения норм, считающихся общепризнанными.
Одной из ключевых тем в испанской драматургии является тема чести. Это свойство благородного человека, независящее от его сословной принадлежности. Лопе де Вега был убежден, что именно честь заставляет человека жертвовать собой ради любви. Поэтому драматург оправдывает «ложь во спасение» как способ воссоединения влюбленных. По мнению драматурга, любовь есть высшая честь, а значит права любви и права чести абсолютно равнозначны. И если любящие воссоединяются, то их честь восстановлена перед Богом и людьми.
В комедиях Лопе де Вега ведущая роль в борьбе за свою любовь принадлежит женщине. Героини пьес обаятельны, верны, способны к самопожертвованию во имя любви. Вступая в борьбу за счастье, женщина из слабого существа превращается в сильного и смелого борца. Драматург утверждает, что любовь есть животворящая сила, способная раскрыть в человека все его способности.
Комедия «Собака на сене» является, пожалуй, самым известным произведением Лопе де Вега. В основе конфликта пьесы не только борьба между дворянской честью, принадлежностью к определенному сословию и любовью к слуге, но и борьба разных, порой взаимоисключающих чувств в душах героев. Драматург с психологической точностью описывает переживания главных героев, их внутренний конфликт между чувствами и сословными предрассудками. И только любовь способна преодолеть все препятствия, потому что перед ней и Богом все равны.
К числу художественных особенностей пьесы следует также отнести:
- использование античных (Тристана называют Улиссом, Икаром) и фольклорных (песни, игры) реминисценций;
- включение сонетов непосредственно в текст (их 8), других поэтических приемов – в частности, особой рифмовки для благозвучия;
- использование образа героя-пикаро (Тристан), традиционного для народного фарсового театра;
- переплетение в сюжете социальных и любовных линий.
Лопе де Вега считается величайшим мастером по созданию богатой коллекции художественных образов. Персонажи его пьес обладают яркой индивидуальностью. Несмотря на то, что со времен Лопе де Вега прошло несколько столетий, его образы по-прежнему остаются актуальными и запоминающимися.
Лопе де Вега на всю жизнь сохранил безграничную веру в человека, в свой народ и его будущее. Его произведения буквально пропитаны этой верой. Творчество Лопе де Вега вошло в золотой фонд мировой литературы, а «Собака на сене» навсегда стала классикой изображения сложного, противоречивого и прекрасного чувства - чувства любви.



Библиографический список
Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно литературном и текстологическом аспектах. М.,1975.
Большая Советская энциклопедия.
Дживелегов А.,Бояджиев Г.: История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Испанский театр: Развитие национальной драматургии. (http://svr-lit.ru/svr-lit) (дата обращения: 29.06.2018)
Испанский театр «Художественная литература». Москва 1969 год.
К. Державин. Драматургия Лопе де Вега (http://svr-lit.ru/svr-lit) (дата обращения: 01.07.2018)
Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939.
Лопе де Вега «Девушка с кувшином» (fictionbook.ru) (дата обращения: 03.07.2018)
Лопе де Вега «Драмы и комедии». – М.: Правда, 1991.
Лопе де Вега «Пьесы». Мистецтво 1979 год.
Лопе де Вега «Собака на сене» (iknigi.net) (дата обращения: 03.07.2018)
Лопе де Вега и эволюция представлений о любви в общественном сознании / В. Ю. Силюнас // Вестник истории, литературы, искусства : [альманах] / Рос. акад. наук. Отделение историко-филолог. наук; [гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин]. - М.: Собрание; Наука, 2007.
Н. И. Балашов «Испанская классическая драма» Издательство: "Наука". 1975.
Плавскин З.И. Испанская литература XVI в./ З.И. Плавскин. - М., 1985.
Плавскин З.И.: Испанская литература. Драматургия зрелого и позднего возрождения. (http://svr-lit.ru/svr-lit) (дата обращения: 29.06.2018)
Поэзия испанского барокко. СПб., Наука, 2006.
Силюнас В. Испанский театр XVI—XVII веков. — М., 1995
 Силюнас В. Лопе де Вега и революция в жанре комедии: предпосылки «новой комедии» // Театр во времени и пространстве. М., 2002.
Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский - М.: Советская энциклопедия, 1961
Тирсо де Молина. Благочестивая Марта. // Перевод Т. Щепкиной-Куперник. 1935 (https://www.litmir.me) (дата обращения: 03.07.2018)
 Хаткина, Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса / Н.В. Хаткина. - М.: Мир книги, 2008.
Штейн А.Л. История испанской литературы. - М.: Едиториал УРСС, 2001.













33

Библиографический список
1. Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно литературном и текстологическом аспектах. М.,1975.
2. Большая Советская энциклопедия.
3. Дживелегов А.,Бояджиев Г.: История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Испанский театр: Развитие национальной драматургии. (http://svr-lit.ru/svr-lit) (дата обращения: 29.06.2018)
4. Испанский театр «Художественная литература». Москва 1969 год.
5. К. Державин. Драматургия Лопе де Вега (http://svr-lit.ru/svr-lit) (дата обращения: 01.07.2018)
6. Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939.
7. Лопе де Вега «Девушка с кувшином» (fictionbook.ru) (дата обращения: 03.07.2018)
8. Лопе де Вега «Драмы и комедии». – М.: Правда, 1991.
9. Лопе де Вега «Пьесы». Мистецтво 1979 год.
10. Лопе де Вега «Собака на сене» (iknigi.net) (дата обращения: 03.07.2018)
11. Лопе де Вега и эволюция представлений о любви в общественном сознании / В. Ю. Силюнас // Вестник истории, литературы, искусства : [альманах] / Рос. акад. наук. Отделение историко-филолог. наук; [гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин]. - М.: Собрание; Наука, 2007.
12. Н. И. Балашов «Испанская классическая драма» Издательство: "Наука". 1975.
13. Плавскин З.И. Испанская литература XVI в./ З.И. Плавскин. - М., 1985.
14. Плавскин З.И.: Испанская литература. Драматургия зрелого и позднего возрождения. (http://svr-lit.ru/svr-lit) (дата обращения: 29.06.2018)
15. Поэзия испанского барокко. СПб., Наука, 2006.
16. Силюнас В. Испанский театр XVI—XVII веков. — М., 1995
17. Силюнас В. Лопе де Вега и революция в жанре комедии: предпосылки «новой комедии» // Театр во времени и пространстве. М., 2002.
18. Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский - М.: Советская энциклопедия, 1961
19. Тирсо де Молина. Благочестивая Марта. // Перевод Т. Щепкиной-Куперник. 1935 (https://www.litmir.me) (дата обращения: 03.07.2018)
20. Хаткина, Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса / Н.В. Хаткина. - М.: Мир книги, 2008.
21. Штейн А.Л. История испанской литературы. - М.: Едиториал УРСС, 2001.

Вопрос-ответ:

В чем состоит тема любви в комедии Лопе Де Вега "Собака на сене"?

Тема любви в комедии "Собака на сене" проявляется через сложные отношения главных героев, их страсти, ревность и стремление к достижению счастья.

Какие особенности художественного решения темы любви можно выделить в комедии Лопе Де Вега "Собака на сене"?

В комедии "Собака на сене" можно отметить систему образов и ее композиционную структуру, своеобразный любовный конфликт, авторскую идею комедии, а также влияние традиций Ренессанса и барокко на ее художественное решение.

Какую роль играет любовная тематика в традиционном испанском театре?

Любовная тематика занимает важное место в традиционном испанском театре, она является одной из ключевых тем, которая позволяет раскрыть сложные отношения между героями и создать комические ситуации.

Какие новаторские элементы внес Лопе де Вега в тему любви?

Лопе де Вега внес новаторские элементы в тему любви, представив более сложные отношения героев, включив страсть, ревность и стремление к достижению счастья в свои комедии.

Какие традиции Ренессанса и барокко можно найти в комедии Лопе Де Вега "Собака на сене"?

В комедии "Собака на сене" присутствует влияние традиций Ренессанса и барокко, которые проявляются в художественной композиции, мотивах и символах, использовании жанровых элементов и прочих характеристиках произведения.

Какая тема была основной в комедии Лопе Де Вега "Собака на сене"?

Основная тема комедии "Собака на сене" - любовь.

Какую роль играет любовная тематика в испанском театре XVI-XVII веков?

Любовная тематика играет важную роль в испанском театре XVI-XVII веков, она является одним из центральных элементов многих пьес того времени.

Какие особенности художественного решения темы любви можно выделить в комедии Лопе Де Вега "Собака на сене"?

Особенности художественного решения темы любви в этой комедии включают систему образов и их композиционную структуру, своеобразный любовный конфликт, авторскую идею комедии, а также использование традиций Ренессанса и барокко.

Какие традиции влияли на комедии Лопе Де Вега, связанные с темой любви?

Комедии Лопе Де Вега, связанные с темой любви, были влияны традициями Ренессанса и барокко.

Какую идею преследовал Лопе Де Вега, создавая комедию "Собака на сене"?

Авторской идеей комедии "Собака на сене" было исследование любовных отношений и их сложностей.

Какая тема рассматривается в статье?

В статье рассматривается тема любви в комедии Лопе Де Вега.