Использование мультимедийных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательных организациях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 13.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Образовательный процесс и мультимедийные технологии. 4
1.1 Понятие «мультимедиа» в образовательном процессе. 4
1.2 Роль образовательной организации в процессе внедрения мультимедийных технологий 7
Вывод по первой главе. 10
Глава 2. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам. 11
2.1 Мультимедийные технологии в организации учебного процесса 11
2.2 Использование мультимедийных технологий при обучении иностранному языку. 17
Вывод по второй главе. 24
Заключение. 25
Список литературы. 26



Фрагмент для ознакомления

Конечно, все вышесказанное должно выступать в комплексе с непосредственным участием педагога как консультанта процесса обучения, не овладевать полностью процессом, а служить лишь в качестве целесообразного «поддерживающего» средства.
Можно выделить три основных пути использования возможностей современных мультимедийных технологий в обучении иностранному языку. - использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;
- применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями;
- использование ресурсов сети Интернет.
Самыми доступными и популярными из мультимедийных средств обучения, используемых при обучении иностранному языку, является электронный учебник, обучающие программы-тренажеры и презентации. В своей работе мы хотели бы рассмотреть следующие средства:
1. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка.
Компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом. Авторы компьютерных обучающих программ ставят перед собой задачу не только повысить интерес к учебе, но и регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, что помогает в некоторой мере справляться с одной из причин отрицательного отношения к учебе – неуспеху.
Компьютерные программы при обучении иностранному языку эффективно используются для:
ознакомления с новым языковым материалом;
организации общения на иностранном языке;
предъявления на экране элементов страноведческого характера;
моделирования условий коммуникативной деятельности;
повышение мотивации при работе со знакомым дивайсом;
увеличения объема языковой тренировки;
выработки самооценки учащихся;
переноса языкового материала в другие виды речевой деятельности.
2. Использование Интернет-ресурсов
Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно оптимальными средствами достигнуть главной цели обучения иностранному языку – формированию коммуникативной компетенции. Для этого нужно:
интегрировать материал сети соответственно содержанию урока;
проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;
формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;
совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;
пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
3. Создание мультимедийной Power Point презентаций.
На сегодняшний день презентация на уроке иностранного языка, как, впрочем, и на любом другом, является своего рода планом урока, расширенным необходимыми графическими элементами, видеорядом или гиперссылками. Презентация может выступать как основным, так и вспомогательным средством обучения. Это своего рода оболочка, в которую заключена вся тезисная и информационная составляющая занятия.
Если говорить о самостоятельной творческой работе учащихся по созданию компьютерных презентаций, то следует отметить, что такая деятельность как нельзя лучше расширяет запас активной лексики, учит отбору ключевой информации и использованию разнообразных технических приемов.
Обучение иностранному языку в основе своей состоит из работы по формированию различных навыков всех видов речевой деятельности – говорения, аудирования, письма и чтения. И в принципе мультимедийные технологии являются своеобразной опорой для оптимального овладения этими видами речи на иностранном языке.
При обучении аудированию мультимедийные возможности позволяют преподавателю предложить учащимся список слов для перевода и фонетической обработки; предложить прослушать речь на изучаемом языке в соответствии с уровнем восприятия; позволяют формировать и развивать навыки аудирования на основе аутентичных текстов сети Интернет; позволяют произвести автоматический контроль правильности понимания прослушанного текста.
При обучении чтению мультимедийные возможности позволяют формировать и развивать навыки чтения, используя материалы сети разной степени сложности. Все классические приемы обучению работы стекстом, благодаря обучающим программам, оптимизируются и варьируются за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий и прочих средств.
При обучении говорению мультимедийные технологии позволяют совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети, а также совершенствовать умения диалогической речи посредством применения различных устных коммуникаторов; совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке. А при обучении говорению – формирование фонетических навыков говорения, например, при организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих мультимедийных программ.
Безграничны возможности мультимедиа при обучении грамматике при изучении практически любой темы. Мультимедийные технологии незаменимы при обучении лексики на основе тестовых и игровых компьютерных программ, расширяющих активные, пассивный и потенциальный словарь обучаемых. Автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов, аутентичные тексты –вот лишь самые очевидные элементы расширения и совершенствования лексического запаса.
Все перечисленные свойства мультимедийных программ помогают решить основную задачу языкового образования, определенную Программой по иностранным языкам — формирование у школьников разных компетенций и коммуникативной компетенции в частности.




51%











Вывод по второй главе.
Во второй главе, определив цель обучения иностранному языку как формирование вторичной языковой личности, мы рассмотрели целесообразность использования мультимедийных технологий в процессе обучения в целом и процессе обучения иностранному языку в частности. Дали характеристику самых доступных и популярных мультимедийных средств на сегодняшний день, а также выявили их преимущества и пути внедрения.
При обучении иностранному языку мультимедийные технологии направлены на развитие основных видов речевой деятельности, а также незаменимы при изучении грамматического и лексического материала.



66%















Заключение.
Согласно задачам нашего исследования, мы в первой части нашей работы определили понятие «мультимедиа», а также «мультимедийных технологий» и выявили их содержание. Рассмотрели процесс и функции интеграции мультимедийных средств в процесс образования. А также указали не только на преимущества использования мультимедийных технологий, но и на их недостатки. Мы рассмотрели роль образовательной организации в процессе внедрения мультимедийных технологий, на основании чего определили три основных направления работы образовательной организации в исследуемом вопросе:
1. Обеспечение необходимого материального оснащения процесса обучения.
2. Обеспечение доступа педагогов к необходимым ресурсам.
3. Организация обучения и переподготовки кадров соответственно требованиям мультимедийности образовательного процесса.
Определив цель обучения иностранному языку как формирование вторичной языковой личности, мы рассмотрели целесообразность использования мультимедийных технологий в процессе обучения в целом и процессе обучения иностранному языку в частности. Дали характеристику самых доступных и популярных мультимедийных средств на сегодняшний день, а также выявили их преимущества и пути внедрения.
При обучении иностранному языку мультимедийные технологии направлены на развитие основных видов речевой деятельности, а также незаменимы при изучении грамматического и лексического материала.
В связи с полученной информацией мы пришли к выводу, что процесс обучения иностранному языку на современном этапе не актуален без использования мультимедийных технологий и обусловлен современными требованиями к организации урока.
С связи с вышеперечисленным, можно считать, что цель данного исследования достигнута.
Список литературы.
Андерсен, Б., фон Брик, Б. Мультимедиа в образовании/ Б. Андерсен, Б. фон Брик. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с.
Беспалько, В.А. Составляющие педагогической технологии: учеб. пособие для вузов / В.А. Беспалько - М.: 1989.-с. 240
Вильямс, Р. Компьютеры в школе. Учебник для студентов вузов / Р. Вильямс - М: 1988.-с. 234
Григорьев, С.Г., Гришкун, В.В. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании// http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
Денисова, Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе / Л.Г. Денисова // ИЯШ №4/95.-с. 54
Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/ Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А.Обухова; Под ред. Л.А.Обуховой. М.: изд-во «5 за знания», 2005.
Использование мультимедиа технологий в общем среднем образова-нии [Электронный ресурс]: Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. 2006. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult1.html (дата обращения: 15.10.2012)
Китайгородская, Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // ИЯШ №6/88. - с. 41
Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // ИЯШ №2,3 2001.-с. 54
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебные пособия / Е.С. Полат - М.: 2000. - с. 224
Пустоварова А.С. Использование ИКТ на уроках английского языка как средство повышения качества обучения и развития познавательного ин-тереса учащихся. М.: Приорис, 2012.
Руденко-Моргун, О.И. Компьютерные технологии как новая форма обучения / О.И. Руденко-Моргун - М.: 2002.-с. 193
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2005. -208 с.
Селевко, К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / К. Селевко - М.: 1998. - с. 256
Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку / И.А. Соломахина, Г.Н. Малюкова. -М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2005. -264 с.
Цатурова, И.А., Петухова, А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебное пособие для студентов вузов / И.А. Цатурова - М.:2004.-с. 232

1. Андерсен, Б., фон Брик, Б. Мультимедиа в образовании/ Б. Андерсен, Б. фон Брик. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с.
2. Беспалько, В.А. Составляющие педагогической технологии: учеб. пособие для вузов / В.А. Беспалько - М.: 1989.-с. 240
3. Вильямс, Р. Компьютеры в школе. Учебник для студентов вузов / Р. Вильямс - М: 1988.-с. 234
4. Григорьев, С.Г., Гришкун, В.В. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании// http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
5. Денисова, Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе / Л.Г. Денисова // ИЯШ №4/95.-с. 54
6. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/ Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А.Обухова; Под ред. Л.А.Обуховой. М.: изд-во «5 за знания», 2005.
7. Использование мультимедиа технологий в общем среднем образова-нии [Электронный ресурс]: Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. 2006. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult1.html (дата обращения: 15.10.2012)
8. Китайгородская, Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // ИЯШ №6/88. - с. 41
9. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // ИЯШ №2,3 2001.-с. 54
10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебные пособия / Е.С. Полат - М.: 2000. - с. 224
11. Пустоварова А.С. Использование ИКТ на уроках английского языка как средство повышения качества обучения и развития познавательного ин-тереса учащихся. М.: Приорис, 2012.
12. Руденко-Моргун, О.И. Компьютерные технологии как новая форма обучения / О.И. Руденко-Моргун - М.: 2002.-с. 193
13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2005. -208 с.
14. Селевко, К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / К. Селевко - М.: 1998. - с. 256
15. Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку / И.А. Соломахина, Г.Н. Малюкова. -М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2005. -264 с.
16. Цатурова, И.А., Петухова, А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебное пособие для студентов вузов / И.А. Цатурова - М.:2004.-с. 232

Вопрос-ответ:

Какие возможности предоставляют мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам?

Мультимедийные технологии позволяют использовать различные видео- и аудиоматериалы, интерактивные задания, игры и симуляторы, что делает обучение более интересным и эффективным. Они позволяют создать аутентичную языковую среду, в которой учащиеся могут практиковать языковые навыки в реальных ситуациях. Кроме того, мультимедийные технологии дают возможность индивидуализировать обучение, адаптировать материал под уровень и потребности каждого ученика.

Какую роль играют образовательные организации в внедрении мультимедийных технологий в обучении?

Образовательные организации играют важную роль в внедрении мультимедийных технологий в обучении. Они должны создать соответствующую инфраструктуру, оснастить классы компьютерной и мультимедийной техникой, обеспечить доступ к интернету и качественным программам. Также они должны проводить подготовку и обучение педагогов, чтобы они умели эффективно использовать мультимедийные технологии в своей работе.

Как использование мультимедийных технологий влияет на результаты обучения иностранному языку?

Использование мультимедийных технологий положительно влияет на результаты обучения иностранному языку. Они делают процесс обучения более интересным и мотивирующим, что способствует улучшению усваивания и запоминания материала. Мультимедийные технологии позволяют более полно использовать все аспекты языка - аудирование, чтение, говорение и письмо. Это помогает развивать все языковые навыки учащихся.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании мультимедийных технологий на уроках иностранного языка?

При использовании мультимедийных технологий на уроках иностранного языка могут возникать некоторые проблемы. Например, нехватка компьютеров и интернета, несоответствие программного обеспечения учебным планам и целям курса, отсутствие подготовки педагогов к использованию таких технологий. Также некоторые учащиеся могут испытывать затруднения в работе с компьютером или неудобство от использования мультимедийных материалов.

Зачем использовать мультимедийные технологии на уроках иностранного языка?

Использование мультимедийных технологий на уроках иностранного языка позволяет создать более интерактивную и привлекательную обучающую среду, что способствует более эффективному усвоению материала. Мультимедийные технологии позволяют визуализировать информацию, предоставлять аудио и видеоматериалы, использовать интерактивные упражнения, что помогает разнообразить урок и сделать его более интересным для учеников.

Какие мультимедийные технологии можно использовать на уроках иностранного языка?

На уроках иностранного языка можно использовать различные мультимедийные технологии, такие как презентации, видеоролики, аудиоматериалы, интерактивные задания на компьютере, интернет-ресурсы и другие. Например, можно создать презентацию с изображениями и текстом, чтобы помочь ученикам запомнить новые слова или грамматические правила, или использовать видеоролики с носителями языка для развития навыков аудирования и произношения.

Какая роль образовательной организации в процессе внедрения мультимедийных технологий на уроках иностранного языка?

Образовательная организация играет важную роль в процессе внедрения мультимедийных технологий на уроках иностранного языка. Организация должна обеспечить доступ к необходимому оборудованию и программному обеспечению для работы с мультимедиа, а также обучить педагогов использованию этих технологий. Организация может также создать свою электронную библиотеку с мультимедийными материалами для поддержки процесса обучения иностранному языку.

Какие преимущества мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам?

Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам имеет ряд преимуществ. Во-первых, это помогает создать более интерактивную и мотивирующую обучающую среду. Во-вторых, мультимедийные технологии позволяют визуализировать информацию, что помогает лучше запомнить новые слова и грамматические правила. В-третьих, использование аудио и видеоматериалов помогает развить навыки аудирования и произношения. И, наконец, мультимедийные технологии позволяют использовать интерактивные упражнения, которые активизируют учеников и способствуют активному усвоению материала.