Особенности речи в пожилом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 48 48 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 14.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей речи в пожилом возрасте 5
1.1 Анализ методологической литературы по проблеме особенностей речи в пожилом возрасте. 5
1.2 Общая характеристика пожилого возраста 7
1.3 Развитие организма и личности в пожилом возрасте 13
1.4 Особенности речи в пожилом возрасте 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей речи в пожилом возрасте. 32
2.1 Выявление уровня речевых возможностей у пожилых людей 32
2.2. Преодоление речевых проблем пожилых людей 39
2.3. Анализ проведенной работы 43
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1 53
Приложение 2 54
Приложение 3 55

Фрагмент для ознакомления

Средний уровень (2 балла) значит то, что в значительной степени рассказ соответствует изображенной ситуации. Характеристика такого рассказа:Есть искажение отдельных смысловых элементов; Основные смысловые звенья имеются, но может быть нарушена последовательность отдельных событий или есть пропуски отдельных смысловых звеньев;В рассказе есть отдельные неправильные предложения, а связующие звенья отсутствуют или представлены эпизодически, ограниченно;Рассказ состоит из простых предложений и очень краткий. Низкий уровень (1 балл) ставится, когда рассказ только частично соответствует изображаемой ситуации.Характеристика такого рассказа:Имеются искажения смысла;Пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3);Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения.Имеется только воспроизведения отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними;Рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. 3. Обработка и интерпретация результатов.Результаты анкетирования экспериментальной и контрольной группы у пожилых людей отражены в таблице 1.Таблица 1. Результаты анкетирования экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента.Контрольная группаЭкспериментальная группаНаличие высшего образования (одного и более)Имя Ф.Уровень речевых возможностей у пожилых людейНаличие высшего образования (одного и более)Имя Ф.Уровень речевых возможностей у пожилых людей+Алыкова Татьяна Дмитриевнавысокий-Самозванова Галина НиколаевнанизкийПродолжение таблицы 1+Левыкина Елена Михайловнасредний+Сеновалова Мария Николавнасредний+Сопоцько Александр Александровичнизкий_Сопоцько Ольга Емельяновнавысокий-Вовнянко Анатолий Борисовичнизкий+ВовнянкоЗофияАхмедовнасредний-Матвеев Сергей Генадьевичвысокий+Иванова Ольга Александровнасредний+Логинова Жанна Александровнанизкий-Афтомонова Лилия Петровнавысокий+Майбах Алевтина Петровнасредний-Кирсанов Андрей Николаевичнизкий-Мишкин Андрей Андреевичсредний-Курусь Виктор СергеевичнизкийДля статистической обработки воспользуемся критерием Манна-Уитни [31]. Для этого используем таблицу, в которой высокий уровень = 3, средний = 2, низкий = 1. Контрольная группа — это 1, экспериментальная – 2.Получим таблицу:Таблица 2Имя Ф.Уровень речевых возможностей у пожилых людейПринадлежность к группеАлыкова Татьяна Дмитриевна31Сопоцько Ольга Емельяновна32Афтомонова Лилия Петровна32Матвеев Сергей Генадьевич31Сеновалова Мария Николавна22ВовнянкоЗофияАхмедовна22Иванова Ольга Александровна22Продолжение таблицы 2Левыкина Елена Михайловна21Майбах Алевтина Петровна21Мишкин Андрей Андреевич21Сопоцько Александр Александрович11Вовнянко Анатолий Борисович11Кирсанов Андрей Николаевич12Логинова Жанна Александровна11Курусь Виктор Сергеевич12Самозванова Галина Николаевна12Выполнив расчет получим:Таблица 3Автоматический расчет U-критерия Манна-УитниШаг 2№Выборка 1Ранг 1Выборка 2Ранг 213 30.5 1 7.5 23 30.5 2 21.5 33 30.5 2 21.5 43 30.5 1 7.5 52 21.5 2 21.5 62 21.5 2 21.5 72 21.5 2 21.5 111 7.5 1 7.5 121 7.5 1 7.5 131 7.5 2 21.5 141 7.5 1 7.5 151 7.5 2 21.5 161 7.5 2 21.5 Суммы: 296 232Результат: UЭмп = 96Полученное эмпирическое значение Uэмп(96) находится в зоне незначимости.Критические значенияUКрp≤0.01p≤0.056683Если полученное значение U меньше табличного или равно ему, то признается статистическая значимость различий между уровнями признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Достоверность различий тем выше, чем меньше значение U.Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что у пожилых людей уровень речевых возможностей низкий или средний. Для повышения этого уровня необходимо провести определенные мероприятия, способствующие решению данной проблемы.2.2. Преодоление речевых проблем пожилых людейЭтап (октябрь 2017 г.) - формирующий эксперимент. Цель: организовать и провести в экспериментальной группе работу по преодолению речевых проблем пожилых людей.Исходя из результатов проведенного исследования, обобщив опыт выдающихся ученых этой области, мы выделили основные принципы и направления работы по данной проблеме:1. Принцип взаимосвязи речевого, сенсорного и умственного развития пожилых людей. 2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода.3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 5. Принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия.6. Патогенетический принцип.7. Принцип последовательности.8. Принцип отбора лингвистического материала. На начальном этапе коррекционной работы задачами восстановления речи являются: 1) восстановление или растормаживание произносительной стороны речи; 2) восстановление аналитического письма и чтения; 3) стимулирование элементарной ситуативной речи;4) преодоление нарушений понимания речи. В ходе работы по восстановлению и растормаживанию речи пожилых людей необходимо строго учитывать особенности личности каждого конкретного человека. Растормаживание проводится позаранее разработанной, специальной программе для пожилых людей (подробная методикаприведена в Приложении 3). Программа должна содержать определённые задачи и соответствующие им приемы, методы, способы работы, дифференцированные в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Многие авторы доказали, что развитие речи находится в тесной связи с развитием руки. В связи с этим в программу восстановления и растормаживания речи целесообразно включить метод трудотерапии.Основная цель трудотерапии – развитие действий с предметами, что влияет положительно не только на активизацию речевой функции, но и на формирование познавательных психических процессов. В трудотерапию входят следующие упражнения: - разминание пальцами глины, пластилина; - застегивать крючки, пуговицы, замочки, молнии на специальной тренировочной доске; - катание каждым пальцем по очереди камешек, бусиноки т.д.; - шитье, вязание на спицах. Еще одним эффективным методом является договариваниепоговорок, пословиц. Пожилому человеку сначала говорится первая часть поговорки, а затем задание усложняется, т.е. говорится только вторая часть. Если онне может сказать, то на специальных карточках выбираетсянеобходимый ответ.Также в процессе растормаживания речи можно использовать пение хорошо известных песен (можно применять магнитофонную запись). У большинства пожилых людей, которые перешли рубеж шестидесятилетнего возраста, есть проблемы с речевой памятью. Для тренировки развернутого высказывания и памяти хорошо использовать короткие тексты, соответствующие интересам пожилых людей, которые желательно пересказывать, а при необходимости к контексту подбирать наводящие вопросы.Помимо вышеуказанных методов, эффективно использовать прием игр. Можно применятьвсевозможные игры: шашки, лото, шахматы, конструкторы для взрослых. Психологический механизм игровых приемов заключается в следующем:а) игра переключает внимание с речевой деятельности на другую деятельность и тем самым делает речь непроизвольным и автоматизированным актом, благодаря чему у пожилого человека могут возникать целые фразы (ситуативная речь), включенные в игровую деятельность;б) игра создает также и благоприятный для занятий положительный эмоциональный фон, что способствует растормаживанию речи и снятию инертности речевой деятельности.Применение шахмат, шашек, домино дает высокий эффект, поскольку способствует не только растормаживанию речи, но и актуализации и закреплению продуктивных слов.Процедура применения приема игр требует хорошего эмоционального фона, естественности игровой ситуации. Игры проводятся в начале и середине занятий. Начало каждого урока для пожилого человека всегда является наиболее сложным, поскольку он озабочен своими речевыми трудностями, своим состоянием, тревожен и т.д.При подборе материала, заданий, процедуре проведения занятий важно учитывать индивидуальные характеристикипожилых, их особенности личности, интересы.Также в ходе растормаживания речи эффективно использование эмоциональных методов: обозначений, которые связаны с любимым делом или профессией пожилого человека и т.д. К примеру, с одним из них (пианистом), у которогобыло недоступно пение со словами и отмечался распад автоматизированных рядов, можно провести пение по нотам, он с видимым удовольствие и легкостью пропоет гамму. С другим пожилым человеком, у которого также наблюдается распад автоматизированной речи, растормаживание целесообразнее начать с просмотра семейного фотоархива. При просматривании фотографий, он эмоционально их комментирует.Л.С. Цветкова [16]в подобных случаях предлагает применять интонационные методы: - пожилому человеку произносится четко интонированное предложение, и он должен найти картинку или ее составные части соответствующую интонации (данный метод называется «интонированное предложение»);- на основе картинок с эмоциональным сюжетом самостоятельное интонирование;- с целью применения сохранного речевого ритма у пожилых следует широко использовать чтение известных стихов, ритмическое проговаривание с одновременным ритмическим отстукиванием разнообразных фраз и т.д.Все эти методы и приемы работы ориентированы на растормаживание и восстановление моторной стороны соответствующих предложений и слов на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми пожилой человек работает, обобщения слов в группы и т.д.Возможно также сочетание приемов, которое будет определяться психологом в зависимости от личностных особенностей пожилого человека, его эмоционального состояния, обстановки во время занятий. Также хорошего эффекта можно достигнуть при применении компьютерных программ, которые на сегодняшний день активно разрабатываются.Таким образом, можно сделать вывод, что уровень речевых возможностей у пожилых людейповысится, если использовать разработанные нами приемы и методы.2.3. Анализ проведенной работы3 этап (ноябрь 2017 г.) - контрольный эксперимент. Цель: анализ результатов работы; сравнительный анализ результатов исследования первоначального уровня речевых возможностей пожилых людей, определение степени влияния разработанных методов и приемов.На контрольном заключительном этапе эксперимента было снова проведено исследование речи пожилых людей. При этом применялась та же методика, что и в констатирующем эксперименте.Результаты анкетирования экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 3 и 4.Таблица 4.Результаты анкетирования экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе экспериментаКонтрольная группаЭкспериментальная группаНаличие высшего образования (одного и более)Имя Ф.Уровень речевых возможностей у пожилых людейНаличие высшего образования (одного и более)Имя Ф.Уровень речевых возможностей у пожилых людей+Алыкова Татьяна Дмитриевнавысокий-Самозванова Галина Николаевнасредний+Левыкина Елена Михайловнасредний+Сеновалова Мария Николавнасредний+Сопоцько Александр Александровичнизкий_Сопоцько Ольга Емельяновнавысокий-Вовнянко Анатолий Борисовичнизкий+ВовнянкоЗофияАхмедовнавысокий-Матвеев Сергей Генадьевичвысокий+Иванова Ольга Александровнавысокий+Логинова Жанна Александровнанизкий-Афтомонова Лилия Петровнасредний+Майбах Алевтина Петровнасредний-Кирсанов Андрей Николаевичсредний-Мишкин Андрей Андреевичсредний-Курусь Виктор СергеевичсреднийТаблица 5. Сравнительные данные уровня речевых возможностей на контрольном этапе экспериментаАвтоматический расчет U-критерия Манна-УитниШаг 2№Выборка 1Ранг 1Выборка 2Ранг 213 30 1 6 23 30 2 19.5 33 30 2 19.5 43 30 2 19.5 53 30 1 6 62 19.5 1 6 72 19.5 2 19.5 82 19.5 2 19.5 92 19.5 2 19.5 102 19.5 2 19.5 112 19.5 2 19.5 122 19.5 1 6 132 19.5 1 6 141 6 1 6 151 6 1 6 161 6 1 6 Суммы: 324 204Результат: UЭмп = 68Критические значенияUКрp≤0.01p≤0.056683Полученное эмпирическое значение Uэмп(68) находится в зоне неопределенности.Итак, контрольный эксперимент позволил сделать следующие выводы:- в контрольной группе высокий, средний и низкий уровень остались прежними;- в экспериментальной группе высокий уровень повысился, средний остался прежним, низкий уровень уменьшился.Таким образом, в ходе экспериментальной работы, которая проходила в три этапа, мы пришли к следующим выводам.На констатирующем этапе эксперимента у пожилых людей контрольной и экспериментальной групп мы выявили первоначальный (исходный) уровень речевых возможностей. На основании этих данных можно утверждать, что низкий и средний уровень имеет значительная часть (КГ - 6 (75%), ЭГ - 6 (75%) из 16 человек) пожилых людей. В ходе формирующего эксперимента нами были разработаны приемы, методы и способы, направленные на восстановление или растормаживание речи. На заключительном этапе экспериментальной работы мы сравнили показатели результатов по экспериментальной и контрольной группе. Согласно результату диагностики, в контрольной и экспериментальной группах произошли количественные и качественные изменения. Сравнение и анализ этих данных показывает, что существенные изменения наблюдаются именно в экспериментальной группе.Качественный анализ результатов диагностического исследования указывает на то, что пожилым людям нравится выполнять подобные задания, в связи с чем необходима специально организованная работа, целью которой является оказание помощи пожилым людям с проблемами речи.Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что уровень речевых возможностей у детей пожилых людей повышается, если целенаправленно применять комплекс определенных приемов, методов и способов.Выводы по второй главеПроведя исследования по проблеме уровня речевых возможностей у пожилых людей, в котором приняло участие 16 человек 60-65 лет, можно отметить, что преобладает уровень сформированности низкий и средний. В ходе работы по восстановлению и растормаживанию речи пожилых людей необходимо строго учитывать особенности личности каждого конкретного человека. Растормаживание производится с помощью разнообразных приемов, методов, способов. К ним относятся: трудотерапия, проговаривание поговорок, пословиц, пение хорошо известных песен, игры (шахматы, шашки, домино), интонационные методы.После проведения занятий с применением вышеуказанных методов и приемов, выяснили, что в контрольной группе высокий, средний и низкий уровень остались прежними, а в экспериментальной высокий и средний уровни повысились, низкий уменьшился. Это позволяет с уверенностью сказать, что правильно подобранные средстваявляются важнейшим фактором в повышении уровня речевых возможностей пожилых людей.ЗаключениеАнализ теоретических исследований и практики психологической деятельности показал, что проблема речевых возможностей пожилых людей была и остается в центре внимания психологов. Грамотная и правильная речь - это залог успешной жизнедеятельности в обществе.Старение является процессом неизбежным и универсальным, представляя собой генетически запрограммированный процесс, который сопровождается определенными возрастными изменениями в организме. Данному процессу подвержены все телесные системы и органы организма, даже при оптимальных средовых и генетических условиях.Выделение периода старости (геронтогенеза) и старения связано с целым комплексом психологических, биологических и социально-экономических причин, поэтому можно отметить, что период позднего онтогенеза изучается разными дисциплинами.Очевидно, что речь человека зависит от возраста. Так, например, язык пожилых людей более консервативен, в речи старшего поколения больше слов, которые сегодня выходят из употребления. Исследователи стараются продемонстрировать, что пожилые люди утрачивают, теряют какие-то речевые навыки и способности, которые им были свойственны, когда они были моложе.Также в ходе работы было проведено исследование, включающее в себя три этапа, по проблеме уровня речевых возможностей у пожилых людей, в котором приняло участие 16 человек 60-65 лет. По результатам эксперимента мы выяснили, что у наших испытуемых преобладает низкий и средний уровни.Для построения работы по восстановлению и растормаживанию речи пожилых людейнами были разработаны приемы, методы и способы, такие как трудотерапия, договаривание поговорок, пословиц, пение песен, игры (шахматы, шашки, домино), интонационные методы. После проведения занятий с применением вышеуказанных методов и приемов, выяснили, что в контрольной группе высокий, средний и низкий уровень остались прежними, а в экспериментальной высокий и средний уровни повысились на 9,1%, низкий уменьшился на 18,2%. Это позволяет с уверенностью сказать, что правильно подобранные средства являются важнейшим фактором в повышении уровня речевых возможностей пожилых людей.Итак, проведенное в работе исследование позволило получить следующие результаты:Проанализирована психологическая и методическая литература по проблеме особенностей речи в пожилом возрасте.Изучены общие характеристики пожилого возраста.Рассмотрены особенности речи в пожилом возрасте.Выявленуровень речевых возможностей у пожилых людей.Разработаны приемы и методы преодоление речевых проблем пожилых людей.Таким образом, можно сделать вывод, что цель, поставленная в работе, полностью достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2003. - 670 с.АвербухЕ.С. Краткое руководство по психиатрии. - Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1973. - 200 с.Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — СПб.: Питер, 2005.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2005.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - 386 с.Бахтин Н.Б, Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие. — СПб.: Гуманитарная Академия, 2004. — 336 с.Бовуар де С. Старость. Социальная геронтология: современные исследования. - М: РАН ИНИОН, 2004. –140 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – 340 с.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.Гулина М.А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с. Давыдовский И. Геронтология. – М.: Медицина, 1966. – 300 с.Демографический энциклопедический словарь/ Под ред. Д.И. Валентей. — М.: Сов. энцикл., 1985. — 608 с.Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: Эксмо, 2003 – 546 с.Кон И.С. Социология личности. - М.,1987. - 365 с.Корнилов К., Теплов Б., Шварц Л. Психология. – М. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1941. – 376 с.Краснова О.В. Геронтопсихологический словарь. – М., 2010. – 326 с. Краснова О.В. Социальная психология старения. – М., 2002. – 288 с.Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. – М.: Принтер, 2000. – 52 с. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1997. - 405 с.Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. - №2. - С. 6-11.Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. — М.: Воронеж, 2000. – 167 с.Науменко О.В. Гендерные и возрастные особенности произношения. – Николаев: Изд-во Черноморского государственного университета им. П. Могилы, 2014. – 87 с.Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2003. - 257 с.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с. Основы геронтологии. Общая гериатрия / Под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 715 с.Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.Технологии активизации пожилых людей. Методические материалы в помощь специалистам системы социальной защиты населения города Москвы. – М., 2009. – 14 с. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 416 с.Электронный расчен по критерию Манна-Уитни // Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/mann-whitney_02.htmlКиселева З.Г. Итоги и перспективы. - Социальное обеспечение. 1997. №4. Для людей старшего возраста. // Социальное обеспечение. 1999. №7. С. 12-16.Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1999. - 164 с.Приложение 1Рис.1 – Газетная статья для пересказаПриложение 2Рис.2 – Рисунок-сюжет для составления самостоятельного пересказаПриложение 3Начнем занятие с того, чтобы улучшить восприятие и понимание речи на слух. Методика стимулирования понимания речи на слух для пожилых людей основана на:Соотнесении ими интонаций и жеста;Вызывании определенных двигательных и мимических реакций у пенсионера;Использовании фонологических особенностей интонаций. Чтобы простимулировать понимание речи пенсионеру нужно выполнить различные действия по устной инструкции педагога.Здесь восстановление основывается на одном из ключевых свойств головного мозга, это – способность к компенсации. Для восстановления нормального уровня восприятия используется два компенсационных механизма: прямые и обходные:Применение прямых растормаживающих методов работы.Нужно активировать речевую деятельность и снять тормозной фон.Людей, посредством различных заданий, настойчиво побуждают к активному речевому общению.Упражнения:Порядковый счет от 1 до 10.— Счет с любой произвольной цифры (от 5, 6 и т.д.).— Выделить цветом любую цифру (или две). Считать от 1 до 10, но приэтом выделенные цифры произносить громко, остальные — шепотом (вполголоса).— Те же самые приемы, только счет должен происходить в обратном порядке.Называть все дни недели.Перечислить месяцы года.Обходные методы.Они определяются как произвольное освоение способом восприятия речи и собственного говорения. Это подтверждается тем, что:Обходные методы требуют от пожилого человека реализации пострадавшей функции новым способом, который отличается от привычного, который упрочнился в преморбидной речевой практике. Восстановление ряда речевых функций требует подключения неречевых опор. Таким образом, последовательность работы над речевыми и неречевыми функциями решается в каждом конкретном случае и зависит от того, какое сочетание вербальных и невербальных компонентов у человека. Эффект такого метода достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций. Восстановлению речи способствует:Вовлечениепенсионера в простые неречевые виды деятельности, такие как:— конструировать что-либо из кубиков, сложить пазл, срисовывать картинку, схему и т.д., нарисовать предмет, сюжетов и т.д.— игра в лото, домино, игральные карты.— последовательно разложить картинки, создав серию, сюжет.Задания, которые предполагают понимание речи:— показ частей тела,— показ предметов, действий на картинках,— выполнение простых инструкций.Можно выполнять стимулирование простых диалогов, которые требуют ответа одним – двумя словами или жестом.Можно стимулировать чтения и письма, предлагая такие задания, как:— разложить подписи под картинками,— поработать с предметным лото,— называть цифры и буквы,— записывать под диктовку цифры и буквы,— писать и читать привычные и простые слова и фразы.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2003. - 670 с.
2. Авербух Е.С. Краткое руководство по психиатрии. - Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1973. - 200 с.
3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — СПб.: Питер, 2005.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2005.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - 386 с.
7. Бахтин Н.Б, Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие. — СПб.: Гуманитарная Академия, 2004. — 336 с.
8. Бовуар де С. Старость. Социальная геронтология: современные исследования. - М: РАН ИНИОН, 2004. – 140 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – 340 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
11. Гулина М.А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
12. Давыдовский И. Геронтология. – М.: Медицина, 1966. – 300 с.
13. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. — М.: Сов. энцикл., 1985. — 608 с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: Эксмо, 2003 – 546 с.
15. Кон И.С. Социология личности. - М., 1987. - 365 с.
16. Корнилов К., Теплов Б., Шварц Л. Психология. – М. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1941. – 376 с.
17. Краснова О.В. Геронтопсихологический словарь. – М., 2010. – 326 с.
18. Краснова О.В. Социальная психология старения. – М., 2002. – 288 с.
19. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. – М.: Принтер, 2000. – 52 с.
20. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1997. - 405 с.
21. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. - №2. - С. 6-11.
22. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. — М.: Воронеж, 2000. – 167 с.
23. Науменко О.В. Гендерные и возрастные особенности произношения. – Николаев: Изд-во Черноморского государственного университета им. П. Могилы, 2014. – 87 с.
24. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2003. - 257 с.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
26. Основы геронтологии. Общая гериатрия / Под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 715 с.
27. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
28. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.
29. Технологии активизации пожилых людей. Методические материалы в помощь специалистам системы социальной защиты населения города Москвы. – М., 2009. – 14 с.
30. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 416 с.
31. Электронный расчен по критерию Манна-Уитни // Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/mann-whitney_02.html
32. Киселева З.Г. Итоги и перспективы. - Социальное обеспечение. 1997. №4.
33. Для людей старшего возраста. // Социальное обеспечение. 1999. №7. С. 12-16.
34. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980
35. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1999. - 164 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты особенностей речи в пожилом возрасте рассматриваются в статье?

В статье рассматривается анализ методологической литературы по проблеме особенностей речи в пожилом возрасте, а также даётся общая характеристика пожилого возраста, развития организма и личности.

Какие особенности речи характерны для пожилого возраста?

В пожилом возрасте часто наблюдаются особенности в речи, такие как замедленная скорость речи, снижение словарного запаса, проблемы с произношением и пониманием речи, трудности в структурировании высказывания и запоминании новой информации.

Каким образом проводилось эмпирическое исследование особенностей речи в пожилом возрасте?

В ходе исследования были выявлены уровни речевых возможностей у пожилых людей, а также рассмотрены факторы, влияющие на качество и понимание речи в пожилом возрасте.

Какие проблемы могут возникать в речи в пожилом возрасте?

В пожилом возрасте могут возникать следующие проблемы в речи: замедленная скорость произнесения слов, сниженная точность артикуляции, затруднения в словарном запасе, забывчивость и трудности в запоминании новой информации.

Как влияет пожилой возраст на развитие речи?

Пожилой возраст может приводить к снижению скорости и точности речи, уменьшению словарного запаса, трудностям в понимании и выражении мыслей, а также проблемам со структурированием высказывания.

Какие особенности речи характерны для пожилого возраста?

В пожилом возрасте наблюдаются некоторые особенности речи, такие как замедление темпа речи, уменьшение объема словарного запаса, трудности с поиском нужных слов, а также изменение синтаксической структуры предложений.

Какие факторы влияют на развитие речи в пожилом возрасте?

Развитие речи в пожилом возрасте зависит от различных факторов, включая физическое состояние организма, когнитивные функции, уровень образования и социокультурный контекст.

Как можно измерить уровень речевых возможностей у пожилых людей?

Уровень речевых возможностей у пожилых людей можно измерить с помощью различных тестов и анализа их лексического и грамматического разнообразия, скорости речи, пауз и ошибок в речи.