формирование культуры безопасного поведения у обучающихся в образовательной организации
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 19.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Безопасное поведение как одна из современных концепций безопасности жизнедеятельности 5
1.1. Понятие опасности, безопасности, безопасного типа поведения 5
1.2. Особенности личности безопасного поведения и пути ее формирования у детей 11
Вывод к главе 1 18
ГЛАВА 2. Формирование культуры безопасного поведения у детей в рамках образовательного учреждения – проблемы и пути их преодоления 19
2.1. Показатели социальной безопасности на примере опроса детей 15-17 лет 19
2.2. Рекомендации по повышению эффективности системы формирования безопасного поведения у детей в рамках образовательного учреждения 21
Вывод к главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29
11, приложение 2), 42 человека прослушали лекцию о действиях в случае угрозы теракта (82,4%) (рис. 12, приложение 2). Т.е. в целом ситуация с обучением должна быть благополучной, но это не так.Неудовлетворительную оценку эффективности обучения поставили 12 человек (23,5%), удовлетворительную – 9 человек (17,6%), хорошую – 16 человек (31,4%), отличную – 14 человек (27,5%) (рис. 13, приложение 2). На этом фоне закономерен факт дефицита у детей знаний. Так, 42 человека из 51 (82,4%) опрошенных нуждаются в дополнительной информации, а 8 человек нуждаются в ней частично (15,7%) (рис. 14, приложение 2). Среди наиболее предпочтительных источников информации дети указали сеть Интернет (38 человек, 74,5%), среди наименее популярных оказались газеты и журналы (1 человек, 2,0%) (рис. 15, приложение 2). Указывая на недостатки обучения, дети сообщили, что занятия скучные (94,1%, 48 человек), ведутся непонятным языком (70,6%, 36 человек), сползутся не качественные, непонятные и малоинформативные учебники (58,8%, 30 человек), нет практического компонента (39,2%, 20 человек). Все полученные данные позволяют говорить о том, что система обучения детей нормам безопасности жизнедеятельности в целом и особенностям обеспечения социальной безопасности не соответствует потребности детей и, как следствие, современным требованиям в области образования.2.2. Рекомендации по повышению эффективности системы формирования безопасного поведения у детей в рамках образовательного учрежденияПолученные сведения позволяют дать следующие рекомендации по повышению эффективности системы формирования безопасного поведения у детей в рамках образовательного учреждения:Обеспечить учебные заведения соответствующей литературой, которая будет в интересной форме доносить до учащихся необходимую информацию.Организовать обучение педагогов по конкретным проблемам безопасного повеления среди детей.Организовать интернет-портал, на котором выкладывать необходимую информацию о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях. Составить программу обучения таким образом, чтобы дети част заданий выполнять с учетом этого ресурса. Обеспечить практические занятия, например посещение музеев, специальных учреждений, просмотр фильмов, занятия по защите от нападения и т.д.Вести регулярный контроль за уровнем знаний детей о социальных опасностях.Вывод к главе 2Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день существует проблема низкого качества обучения основам безопасности жизнедеятельности, что приводит к низкому уровню культуры безопасного поведения среди детей. Это приводит к тому, что большое число опрошенных ведут нездоровый образ жизни, не доверяют взрослым при решении проблем, не обращают внимание на необходимость защиты своих жизней и здоровья.В результате проделанной работы были даны рекомендации по повышению эффективности системы формирования безопасного поведения у детей в рамках образовательного учреждения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении проделанной работы можно сказать, что безопасное поведение у детей – это одна из проблем современной безопасности жизнедеятельности, изучение которой позволяет выстраивать эффективную систему формирования личности безопасного поведения в детском возрасте. Учитывая все вышесказанное нами были сделаны следующие выводы: Опасность – это совокупность факторов, которые в той или иной мере и ситуации могут нанести физический, моральный и (или) материальный ущерб человеку, обществу, государству. Под безопасностью понимается совокупность параметров окружающей среды, которые обеспечивают сохранность жизни и здоровья индивида, материальных ценностей. Одной из важных составляющих безопасности является безопасное поведение личности. Личность безопасного поведения – это совокупность психофизиологических черт индивида, обеспечивающих минимальный риск для жизни и здоровья его, окружающих, среды.Крайне важно выстраивать процесс обучения детей основам безопасной жизнедеятельности с учетом особенностей их психофизиологических особенностей, стремясь при этом к формированию личности безопасного поведения. В результате практической части исследования было выявлено, что уровень безопасного поведения детей после прохождения ими стандартного курса безопасности жизнедеятельности не достаточен. Так, дети продолжают употреблять наркотики и алкоголь, курить, не доверяют взрослым в решении проблем криминального характера. Это связано с тем, что современная система обучения основам безопасности жизнедеятельности не отвечает потребностям детей и во многом не отвечает нормам педагогики и психологии.В результате проделанной работы были даны рекомендации по повышениюэффективности системы формирования безопасного поведения у детей в рамках образовательного учреждения, которые могут быть использованы в учебных заведениях. В результате проделанной работы можно заключить, что цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБезопасность жизнедеятельности: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. БондинВ.И., СемехинЮ.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2015. – 349 с.Гордиенко М.В. Изучение младшего школьника с позиции выявления качеств личности безопасного типа поведения// Омский научный вестник, 2008. – №6 (74). - С. 118-122. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб. – М.: Росстат, 2017. – 170 с.Исмаилов Ш.О. Культура безопасного поведения личности// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №4. – С. 14-17. Исмаилов Ш.О. Модель формирования безопасного поведения личности// ИзвестияДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №2. – С. 30-34. КрепшаН.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.КудяшевН.П. Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков// Вестник ВятГУ, 2009. – №3. – С. 103-106. Магомедов М.Г., Магомедов Р.В. Технология формирования безопасного поведения личности// Вестник ГУУ, 2014. - №8. – С. 257-260.Паля Д.Н., ШерстневЕ.Ю. Формирование опыта безопасного поведения в дорожном движении у учащихся младших классов// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. – №2. – С. 52-57. Свиридова И.А. Социально-психологические аспекты процесса формирования личности безопасного типа поведения// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2012. – №3. – С. 60-62.Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению// Вестник ЧГПУ, 2010. – №8. – С. 195-203. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни// Образование и наука, 2010. – №6. – С. 49-58. Статистика МЧС по чрезвычайным ситуациям по годам. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii (15.06.2018).Степанов И.О. Разработка и обоснование средств и методов развития безопасного поведения старшеклассников// Ученые записки университета Лесгафта, 2007. – №3. – С. 79-82. Стрельцов В.В. Рискогенный характер девиантного поведения представителей российских субкультурных молодежных сообществ// Теория и практика общественного развития, 2009. – №3-4. – С. 170-179.Толочко Е.И Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема// Человек и образование, 2015. – №1 (42). – С. 173-179.Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538/ (15.06.2018).Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект/ Министерство образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (15.06.2018).ПРИЛОЖЕНИЕ 1Уважаемые ученики. Данный опрос проводится с целью изучения распространения здорового образа жизни среди подростков. Опрос анонимный. Просим Вас откровенно ответить на все вопросы анкеты.АНКЕТАВаш возраст?15 лет16 лет17 летВаш пол?МужскойЖенскийВы курите?Пробовал (-а), но бросил (-а)ДаНетВы принимаете алкоголь?Пробовал (-а), но бросил (-а)ДаНетВы употребляете психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?Пробовал (-а), но бросил (-а)ДаНетВы вдыхаете токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?Пробовал (-а), но бросил (-а)ДаНетПриходилось ли Вам подвергаться шантажу, мошенничеству, бандитизму?ДаНетКак Вы действовали, когда подверглись шантажу, мошенничеству, бандитизму?Сообщил взрослымПопросил о помощи друзейСправился своими силамиДругое _________________________________________________Как Вы относитесь к суициду?Задумывался (задумывалась)Делал попытки совершить самоубийствоСчитаю это глупостьюСталкивались ли Вы с венерическими заболеваниями?ДаНетЗатрудняюсь ответитьПроходили ли Вы обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности?ДаНетРассказывали ли Вам о вреде алкоголя, наркотиков, других токсичных веществ?ДаНетРассказывали ли Вам о действиях в случае угрозы теракта?ДаНетОцените эффективность обучения безопасности жизнедеятельности, которое Вы прошли?НеудовлетворительноУдовлетворительноХорошоОтличноНуждаетесь ли Вы дополнительной информации о мерах по предупреждению опасностей?ДаОтчастиНетКакие источники информации Вы предпочитаете для получения дополнительных сведений о мерах по предупреждению опасностей?КнигиГазеты, журналыЗанятия в школеИнтернетЛистовки, буклетыПочему, по Вашему мнению, обучение основам безопасности жизнедеятельности не эффективно (вписать ответ)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе!ПРИЛОЖЕНИЕ 2Рис. 1. Распределение опрошенных по возрасту Рис. 2. Распределение опрошенных по полу Рис. 3. Отношение опрашиваемых к курениюРис. 4. Отношение опрашиваемых к алкоголю Рис. 5. Отношение опрашиваемых к психоактивным веществамРис. 6. Отношение опрашиваемых к токсичным веществамРис. 6. Ответ опрашиваемых на вопрос «Приходилось ли Вам подвергаться шантажу, мошенничеству, бандитизму?»Рис. 7. Ответ опрашиваемых на вопрос «Как Вы действовали, когда подверглись шантажу, мошенничеству, бандитизму?»Рис. 8. Отношение опрашиваемых к суицидуРис. 9. Ответ опрашиваемых на вопрос «Сталкивались ли Вы с венерическими заболеваниями?» Рис. 10. Ответ опрашиваемых на вопрос «Проходили ли Вы обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности?» Рис. 11. Ответ опрашиваемых на вопрос «Рассказывали ли Вам о вреде алкоголя, наркотиков, других токсичных веществ?»Рис. 12. Ответ опрашиваемых на вопрос «Рассказывали ли Вам о действиях в случае угрозы теракта?»Рис. 13. Ответ опрашиваемых на вопрос «Оцените эффективность обучения безопасности жизнедеятельности, которое Вы прошли?»Рис. 14. Ответ опрашиваемых на вопрос «Нуждаетесь ли Вы дополнительной информации о мерах по предупреждению опасностей?»Рис. 14. Ответ опрашиваемых на вопрос «Какие источники информации Вы предпочитаете для получения дополнительных сведений о мерах по предупреждению опасностей?»
1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
2. Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2015. – 349 с.
3. Гордиенко М.В. Изучение младшего школьника с позиции выявления качеств личности безопасного типа поведения// Омский научный вестник, 2008. – №6 (74). - С. 118-122.
4. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб. – М.: Росстат, 2017. – 170 с.
5. Исмаилов Ш.О. Культура безопасного поведения личности// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №4. – С. 14-17.
6. Исмаилов Ш.О. Модель формирования безопасного поведения личности// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №2. – С. 30-34.
7. Крепша Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.
8. Кудяшев Н.П. Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков// Вестник ВятГУ, 2009. – №3. – С. 103-106.
9. Магомедов М.Г., Магомедов Р.В. Технология формирования безопасного поведения личности// Вестник ГУУ, 2014. - №8. – С. 257-260.
10. Паля Д.Н., Шерстнев Е.Ю. Формирование опыта безопасного поведения в дорожном движении у учащихся младших классов// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. – №2. – С. 52-57.
11. Свиридова И.А. Социально-психологические аспекты процесса формирования личности безопасного типа поведения// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2012. – №3. – С. 60-62.
12. Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению// Вестник ЧГПУ, 2010. – №8. – С. 195-203.
13. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни// Образование и наука, 2010. – №6. – С. 49-58.
14. Статистика МЧС по чрезвычайным ситуациям по годам. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii (15.06.2018).
15. Степанов И.О. Разработка и обоснование средств и методов развития безопасного поведения старшеклассников// Ученые записки университета Лесгафта, 2007. – №3. – С. 79-82.
16. Стрельцов В.В. Рискогенный характер девиантного поведения представителей российских субкультурных молодежных сообществ// Теория и практика общественного развития, 2009. – №3-4. – С. 170-179.
17. Толочко Е.И Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема// Человек и образование, 2015. – №1 (42). – С. 173-179.
18. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538/ (15.06.2018).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект/ Министерство образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (15.06.2018).
Формирование эмоциональной устойчивости у школьников с девиантным поведением
Тема
«Формирование эмоциональной устойчивости у школьников с девиантным поведением»
Подростковый период является одним из самых благодатных для становления личности человека, чтобы понять их образ жизни, в целом, оценки реального мира. В молодости, естественно, является желание изменить мир. Отсутствие жизненного опыта дает смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни.
Из моего опыта, что пришел контингент уже приходят к нам с неблагоприятными для здоровья, психического состояния, такие как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность, страх, раздражительность, агрессия, депрессии и так далее жизненные ситуации Трудные, кризис, стресс, конфликты предъявляют повышенные требования к ресурсам личности. Это связано с интерес к изучению эмоциональной стабильности человека от различных воздействий внешней среды, а также способов рационального использования индивидуальных возможностей, овладения навыками саморегуляции поведения и эмоционального состояния.
Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости стоит в подростковой среде. Таким образом, исследования русских психологов последних лет показывают, что 90% подростков находятся в состоянии эмоционального напряжения, а 75% из них уже имеют определенные заболевания, стресс, этиологии.
Основная задача образования - дать каждому обучающемуся, с учетом его психофизических особенностей, уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, но и развивать потенциальные способности.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - система фактов или фактов, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Под структурой девиантного поведения понимается сочетание специфики и динамики составных частей отклоняющегося от нормы или гармонии поведения. К типам девиантного поведения являются разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимодействия индивида с реальностью и механизмов возникновения поведенческих аномалий. Формы девиантного поведения включают в себя клинические проявления отклоняющегося поведения.