Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины.
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 18.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Предмет, объект и методология общей теории права и государства как науки 5
Глава 2. Предмет и объект учебной дисциплины «Теория государства и права» 15
Глава 3. Современная наука и учебная дисциплина теории права 21
Заключение 36
Библиография 39
Приложение 42
В настоящее время научные данные теории государства и права, изложенные в соответствующих учебниках, отличаются многообразием подходов к изложению учебного материала по одним и тем же вопросам, смешиванием категориального аппарата юридической науки с категориями политологии и даже противоречивостью высказываемых суждений [42, с. 278]. Логика изложения учебного материала тоже многообразна и в ряде случаев ущербна. Например, материал о современных правовых системах мира подается прежде, чем правовые понятия, характеризующие эти системы; отдельные положения теории права освещаются, исходя из разных подходов правопонимания без указания на это; проблемы же современного правопонимания излагаются вместе с понятием права тогда, когда еще нет для этого теоретических предпосылок [39, с. 8]. Представляется, что такие и некоторые другие подходы с определенной корректировкой пригодны для подготовки магистров права и не вполне пригодны для подготовки бакалавров. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» указывается пять видов профессиональной деятельности, для исполнения которых у студентов в процессе обучения должны быть сформированы соответствующие профессиональные компетенции. Но в структуре основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта ни в учебных циклах и проектируемых результатах их освоения, ни в перечне дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий не нашли отражения образовательные средства для подготовки студентов к нормотворческой деятельности [29, с. 8]. Одной темы в учебнике по данной проблеме явно недостаточно. По всей видимости, составители Федерального государственного образовательного стандарта дидактическим единицам для подготовки бакалавров к нормотворческой деятельности отводят место в вариативной части учебного цикла основной образовательной программы, определяемого самим учебным заведением. Вряд ли это правильно. Все знания и профессиональные компетенции для всех видов профессиональной деятельности бакалавра, определенных стандартом, должны иметь место в обязательной (базовой) части учебного цикла основной образовательной программы. Ведь вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре [33, с. 5]. А при существующем подходе вариативная часть учебного цикла дисциплин будет в определенной степени подменять, а не углублять его базовую часть. Более того, разные учебные заведения по-разному наполнят вариативную часть учебного цикла основной образовательной программы и по-разному будут готовить бакалавров к нормотворческой деятельности. Разное будет и качество подготовки, так как требования стандарта для подготовки бакалавра к нормотворческой деятельности до конца не определены [36, с. 59]. Налицо проблема реализации данного стандарта в образовательной деятельности. Данное обстоятельство обусловливает необходимость подготовки учебника по теории государства и права с новой логикой изложения учебного материала. Особенно это касается разделов, посвященных теории права. Анализ и обобщение материала существующих изданий позволяет предложить следующую структуру учебника по теории государства и права для студентов бакалавриата. В первом разделе необходимо охарактеризовать современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Особое внимание следует уделить вопросу задач и структуре учебного курса с учетом общекультурных и профессиональных компетенций обучаемых, определенных стандартом. Второй раздел, как и в прежних изданиях, должен быть отведен вопросам происхождения государства и права. Эти вопросы для юридической науки и юридического образования имеют фундаментальный характер. Они помогают уяснить природу, сущность, формы и социальное назначение государства и права [40, с. 3]. Традиционно учебники по теории государства и права включают два основных учения: учение о государстве и учение о праве. В третьем разделе «Учения о государстве» нужно изложить вопросы, касающиеся сущности, формы, функций и механизма государства, а также теории правового государства [38, с. 40]. Учение о праве включает статику права и динамику права. Им следует посвятить четвертый и пятый разделы. В четвертом разделе нужно систематизировать вопросы, касающиеся понятия, принципов, функций и типологии права, характеристики норм и источников права, системы права и системы законодательства, а также правосознания и правовой культуры [34, с. 31]. Логика изложения материала пятого раздела (учение о государственно-правовом регулировании) должна отличаться от традиционного изложения в существующих учебниках по теории государства и права. Автор исходит из того факта, что правовое регулирование состоит из двух этапов: правотворчества и реализации права [30, с. 28]. Поэтому в данном разделе вначале нужно изложить вопросы понятия и механизма правового регулирования, а затем - правотворчества и реализации права. Понятие правового регулирования является базовым, а потому обусловливает производные от него понятия правомерного поведения, правонарушения, юридической ответственности, законности, правопорядка, юридических презумпций, фикций и преюдиций и некоторых других [37, с. 25]. Правотворчеству нужно отвести отдельную главу, в которой нужно изложить все виды правотворчества: и законотворчество, и подзаконное правотворчество, и локальное нормотворчество. Помимо понятия и форм реализации права к общим вопросам реализации права следует отнести так называемые негативные факторы правового регулирования: правовые пробелы и юридические коллизии. В такой комплектации данные вопросы ранее в юридической литературе не излагались. Завершать раздел должна глава о юридической технике. Юридическую технику нужно рассматривается как средство выражения результатов правового регулирования. Проблема заключается в том, что понятия юридической и законодательной техники трактуются по-разному. Сторонники широкого понимания этих понятий включают в их содержание процессуально-процедурные аспекты. Например, В.В. Лазарева в содержание своего учебника включила главы следующего содержания: «Правотворческая процедура», «Опубликование и вступление в силу нормативных актов», «Толкование как вид юридической работы», «Техника толкования нормативных актов», «Техника ведения договорной работы», «Применение как тип осуществления права» [35, с. 98]. Аналогичный подход имеет место и у Д.В. Чухвичева. Позиция широкого понимания юридической техники ведет к абсурду в науке: под это понятие подпадают все виды юридического процесса (уголовного, гражданского, арбитражного, избирательного, бюджетного и т.п.) [41, с. 506]. Кроме того, криминалистические средства и методы, а также тактические приемы производства следственных действий тоже подпадают под понятие юридической техники. Подобные подходы представляются неправомерными в первую очередь из-за своей методологической невыдержанности. Не учитывается языковая природа юридической техники. Она суть письменная речь в правотворчестве и реализации права. Законодательная техника является разновидностью юридической техники. Расширительное толкование данного понятия приводит к тому, что оно охватывает своим содержанием весь законотворческий процесс и связанные с ним аспекты. Реально же она находит свое выражение лишь в результатах этого процесса, т.е. в актах правотворчества. Поэтому в данной главе следует изложить общие вопросы юридической техники (родовые признаки), имеющие одинаковое значение и для правотворчества, и для реализации права [31, с. 124]. При этом автор исходит из того, что преподавание особенной части юридической техники должно быть «привязано» к профилям подготовки бакалавров юриспруденции и углублять положения общей части юридической техники в дисциплинах вариативной части программы. В шестом разделе предлагается изложить результаты анализа и обобщения теоретических положений относительно понятия, классификации и содержания современных правовых систем. В разных правовых системах по-разному понимают право. Поэтому вопрос о проблеме современного правопонимания нуждается в изложении не традиционно при освещении понятия права, а в комплексе с правовыми системами современности [13, с. 45]. Правовые системы современного мира являются самостоятельной темой или разделом многих учебников по теории государства и права и одновременно содержанием учебной дисциплины «Сравнительное правоведение». В последние годы данная проблема все больше освещается на страницах юридической печати. Направление научного исследования данного предмета получило название юридической компаративистики. Причем при освещении одних и тех же вопросов ученые используют различные подходы и взгляды [8, с. 98]. Например, существуют разные подходы к определению понятия правовой системы, используются неоправданные синонимы к обозначению понятия «правовая семья», но наиболее дискуссионным в науке является вопрос о критериях классификации национальных правовых систем [18, с. 88]. Кроме того, существует неопределенность при освещении правовых систем, содержащих в своем составе религиозное право, признаваемое и обеспечиваемое государством. Современный мир в последние десятилетия стремительно меняется под воздействием глобализационных и некоторых других факторов. Меняется и теоретическое знание [32, с. 8]. Издатели едва поспевают, а иногда и не поспевают за стремительным изменением в содержании научного знания. Отдельные положения изданных учебников морально и фактологически стареют в течение года [22, с. 15]. Данное обстоятельство относится и к компаративистике, которая содержит множество дискуссионных вопросов. Излагая вопросы национальных правовых систем, отдельные ученые делают акценты на исторические аспекты, на зарождение и развитие национальных правовых систем в ущерб содержательной стороне их сегодняшнего состояния. Поэтому в учебнике по теории государства и права нужно изложить самые принципиальные вопросы юридической компаративистики, которые должны найти свое последовательное развитие в курсе «Сравнительного правоведения».Выводы по 3 Главе:Цель современной науки теории права должна воплощать идеи гуманизма в правовой системе российского общества. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно должны входить естественно-правовые начала, высокие правовые абстракции и идеалы, что потребует переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и человека. Такое переосмысление должно отвечать объективно назревшим и реально происходящим процессам возвышения человека в жизни общества.ЗаключениеКаждая сформированная наука имеет свой весьма ограниченный предмет исследования. Под предметом науки понимается совокупность изученных моделей функционирования и развития взаимосвязанных явлений в определенной сфере объективной реальности.В наиболее обобщенной структуре правовой науки можно представить, как состоящую из общих теоретических и исторических правовых наук отраслевых правовых наук, а также специальных юридических наукТаким образом, необходимо определить предмет теории государства и права как наиболее общие закономерности происхождения, функционирования и развития государственно-правовых явлений. Объектом теории государства и права являются государственно-правовые явления, изучаемые этой наукой.Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права являются основными направлениями ее деятельности, характеризующими ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особенно тесная связь существует между гуманитарными (социальными) науками, такими как философия, история, экономика, политология, социология, социальная психология.Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводит к тому, что некоторые из их сторон, аспекты изучаются многими юридическими науками.На основании проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.Теория государства и права — это наука из блока социальных наук, т.к. изучает общественные явления — государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.Теория государства и права — это политико-юридическая наука, политико-юридический характер которой вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство — явление политическое, право — явление юридическое. Таким образом, данная наука носит двойственный, политико-юридический характер.Теория государства и права — это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право представляют собой разнопорядковые явления, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они и определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.Теория государства и права — это наиболее общая, но не единственная наука о государстве и праве. Государство и право как объективно существующие явления изучаются и другими социальными, в частности юридическими науками. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.Теория государства и права — это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.Теория государства и права — это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам в абстрактной среде относится прежде всего философия, а в конкретной отрасли научного знания, кроме нее подобную роль могут выполнять и другие науки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.При изучении своего предмета наука теории государства и права рассматривает государство и право, как самостоятельные и независящие друг от друга явления в процессе генезиса, но обязательно учитывает их взаимосвязь в ходе эволюции.Итак, теория государства и права — наука, изучающая государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.Как учебная дисциплина теории государства и права выполняет очень важные функции: позволяет перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин и развивает абстрактное, аналитическое мышление формирует политическую и правовую культуру, т. е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку.Библиография«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.Алексеев С.С. Общая теория права. — Т. 1. — М., 1981. — С. 15.Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998.Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2001.Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 832 с.Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Науч.-практич. пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М.: Юриспруденция, 2000.Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: Эксмо, 2008.Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2000.Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005.Корельского В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.Красноярова Н.И. Защита прав кредитора на уровне саморегулирования контрагентами условий договоров внутреннего и внешнего оборота. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009.Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. — М.: Юрид. лит., 1987. — 144 с.Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1: Государство. М., 2007. С. 17.Новый юридический словарь. / Под ред. Азрилияна. — 2-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2008. — 1152 с.Общая теория права. / Под ред. А. С. Пиголкина. — М., 1994. — С. 12.Основы государства и права. Т. 2. Основы права. Учебное пособие./Под ред. А.И. Солодова. М, 2012 г.Перевалов В.Д. О концепции развития системы юридического образования в России // Российский юридический журнал. 1995. № 4.Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000.Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов. / Под. ред. Нерсесянца B.C. М., 2002.Российское государство и право на рубеже тысячелетия (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. 2000. № 7.Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. — СПб., 2006. — С. 8−12.Современный словарь иностранных слов. М., 1993.Сорокин П.Л. Элементарный учебник по общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 2011.Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2010 г.Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева, М., 2001 г.Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко, М., 2010 г.Теория государства и права. / Под ред. Пиголкина А.С. — М., 2006. — С. 28.Теория государства и права. /Под ред. В.М. Крельского, В.Д. Перевалова, М., 2000 г.Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Мутузова, А.В. Малько. М., 2005.Теория государства и права. Часть 1. Теория государства / Под ред. проф. А.Б. Венгерова. М, 2001 г.Теория государства и права: учеб. / отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2011. С. 31.Теория государства и права: Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2011 г.Теория государства и права: Ч. 2 Теория права./Под ред. В.Н. Осипова М., 2005 г.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2010 г.Цыбулевская О.М. Нравственные основания современного российского права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. — 688 с.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2012 г.Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 2011 г.Приложение
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. — Т. 1. — М., 1981. — С. 15.
5. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998.
6. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2001.
7. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 832 с.
8. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Науч.-практич. пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М.: Юриспруденция, 2000.
9. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
10. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2000.
11. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005.
12. Корельского В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.
13. Красноярова Н.И. Защита прав кредитора на уровне саморегулирования контрагентами условий договоров внутреннего и внешнего оборота. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009.
14. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. — М.: Юрид. лит., 1987. — 144 с.
15. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1: Государство. М., 2007. С. 17.
16. Новый юридический словарь. / Под ред. Азрилияна. — 2-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2008. — 1152 с.
17. Общая теория права. / Под ред. А. С. Пиголкина. — М., 1994. — С. 12.
18. Основы государства и права. Т. 2. Основы права. Учебное пособие./Под ред. А.И. Солодова. М, 2012 г.
19. Перевалов В.Д. О концепции развития системы юридического образования в России // Российский юридический журнал. 1995. № 4.
20. Права человека: Учеб. для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000.
21. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов. / Под. ред. Нерсесянца B.C. М., 2002.
22. Российское государство и право на рубеже тысячелетия (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. 2000. № 7.
23. Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. — СПб., 2006. — С. 8−12.
24. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.
25. Сорокин П.Л. Элементарный учебник по общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 2011.
26. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2010 г.
27. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
28. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева, М., 2001 г.
29. Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко, М., 2010 г.
30. Теория государства и права. / Под ред. Пиголкина А.С. — М., 2006. — С. 28.
31. Теория государства и права. /Под ред. В.М. Крельского, В.Д. Перевалова, М., 2000 г.
32. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Мутузова, А.В. Малько. М., 2005.
33. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства / Под ред. проф. А.Б. Венгерова. М, 2001 г.
34. Теория государства и права: учеб. / отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2011. С. 31.
35. Теория государства и права: Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2011 г.
36. Теория государства и права: Ч. 2 Теория права./Под ред. В.Н. Осипова М., 2005 г.
37. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2010 г.
38. Цыбулевская О.М. Нравственные основания современного российского права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.
39. Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. — 688 с.
40. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2012 г.
41. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.
42. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 2011 г.
Вопрос-ответ:
Что является предметом и объектом общей теории права и государства?
Предметом общей теории права и государства являются основные законы, правовые нормы, принципы и институты, которые регулируют отношения в обществе. Объектом же являются право и государство в их сущностных и функциональных характеристиках.
Какова методология общей теории права и государства?
Методология общей теории права и государства включает системный, исторический, сравнительный анализ, а также логические, прогностические и эвристические методы исследования. Она позволяет установить закономерности в развитии права и государства, определить их основные структурные элементы и функции.
Чем отличается учебная дисциплина "Теория государства и права" от общей теории права и государства как науки?
Учебная дисциплина "Теория государства и права" является частью общей теории права и государства, но имеет преимущественно практическую направленность. Она изучает основы правовой системы и государственного устройства, а также взаимосвязи между правом и государством.
Какова роль теории государства и права в современной науке и практике?
Теория государства и права играет важную роль в современной науке и практике. Она позволяет осмыслить и структурировать знания о праве и государстве, развивать и совершенствовать правовую систему и государственное устройство, а также решать практические проблемы правоприменения и правотворчества.
Какие подходы к изложению учебного материала в научных данных имеются в теории государства и права?
В научных данных теории государства и права применяются различные подходы к изложению учебного материала. Некоторые авторы ориентируются на системный анализ права и государства, другие акцентируют внимание на историческом и сравнительном анализе, а третьи применяют логические и диалектические методы для объяснения правовых явлений и процессов.
Что такое общая теория права и государства?
Общая теория права и государства - это научная дисциплина, которая изучает основные принципы, структуру, функции и взаимосвязи правовой системы и государственного устройства.
Каков предмет и объект общей теории права и государства?
Предметом общей теории права и государства являются право и государство, их структура, функции, принципы и идеи. Объектом исследования являются законодательство, системы права, правовые нормы, правомерное поведение граждан и т.д.
Какие методологические подходы используются в общей теории права и государства?
В общей теории права и государства используются различные методологические подходы, такие как дедуктивный, индуктивный и исторический подходы. Также применяются сравнительно-правовой и социологический подходы для изучения правовых явлений.