ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 25.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ ООПТ, ИХ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ 6
2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПЯТСТСВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ООПТ 9
2.1. Экологический туризм, как перспектива и проблема развития ООПТ 12
2.2. Проблема управления земельными ресурсами в границах ООПТ 14
2.3. Противоречивость требований особого режима хозяйственной деятельности на территории ООПТ и социально-экономического развития 17
3. ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ООПТ 21
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВГосударственную Думу РФ внесены законодательные инициативы: в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предлагается внести поправки, благодаря которымстанет возможно признавать утратившими природную ценность и исключать из списка охраняемых объектов территории заповедников. В настоящее время, такой шаг, как изменение границ заповедников невозможен. Предполагается, что утрата заповедниками или отдельными их территориями охранного статуса будет возможнапосле проведения государственной экологической экспертизы. Результаты которой, пойдут на рассмотрение, для принятия решения по вопросу изменения границ в органы исполнительной власти в зависимости от статуса заповедника: правительство РФ, региональные или органы местного самоуправления.Однако последствия принятия таких поправок могут иметь неоднозначное значение для системы ООПТ как в отношении развития, так и в отношении управления. Положительной стороной вопроса будет являться то факт, что муниципальные образования получат возможность развивать и обустраивать свои территории, не нарушая действующего законодательства. Сдругой, вполне естественно будет предположить, что в возможностях изменения границ заповедников будут иметь прямую заинтересованность различные юридические лица, которые имеют претензии на данные территории, особенно в свете продвижения экологического туризма и создания необходимой для него инфраструктуры. Принятие этих поправок к закону «Об особо охраняемых территориях» может привести к фальсификации результатов, по признанию территорий утративших природную ценность, например из-за прохождения пожара. Недостатка финансирования ООПТ можно решить путем стимулирования интереса населения к экологическому познавательному туризму в ООПТ. Тем боле, что стратегия развития познавательного туризма на ООПТ федерального значения на период до 2020года одобрена Министерством природы РФ. И кроме того такой отдых должен составить конкуренцию заграничным турам, и повысить доступность отдыха для населения в целом. Однако необходимо подчеркнуть, что развитие познавательного туризма не должно мешать и входить в противоречие с основным предназначением ООПТ – сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, и ведением научной работы. Поэтому, по мнению Яковлевой (2016)необходимо внести дополнения в ФЗ № 33, которыедадут возможность исключить резонанс между природоохранным законодательством с подходами программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так изменения должны коснуться вопросов функционального зонирования территорий, входящих в международную сеть биосферных резерватов. Данная задача в заповедниках и национальных парках уже решается, благодаря более мягкому режиму охраны, здесь формируются визит-центры, прокладываются экологические тропы, и обустраиваются объекты туристической инфраструктуры. То есть существует возможность привлечения частного капитала, для созданиячастно-государственного партнерства, направленногона расширение туристической инфраструктуры для реализации возможностей регулируемого отдыха и экологического туризма на заповедных территориях.Согласно мнения Степницкого, одним из ключевых вопросов, определяющих устойчивость развития любой системы ООПТ является эффективность государственного управления данной системой. Последняя в немалой мере определяется рациональной структурой государственного управления в данной сфере. Оптимальным вариантом представляется практика создания специализированных государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ регионального уровня на примере Краснодарского края. Для решения проблем развития ООПТ необходимо выполнить следующие мероприятия:- выполнять международные обязательствавзятые Россией в сфере сохранения биологического разнообразия и среды обитания, если они не противоречат законом страны;- создать единую, по функционалу связанную систему ООПТ в РФ, отойдя от фрагментарного расположения ООПТ, при этом важно к созданию новой ООПТ приступить с планом, в том числе это касается и планирования сети новых ООПТ, которые должны быть равномерно распределены по территории страны и охватывать все природные зоны и уникальные объекты;- важно избегать создания ООПТ без научного обоснования и тем более в угоду чьим-либо интересам и инициативам, в процессе создания приходится постоянно идти на компромиссы, которые конечно имеют свои рамки, ограниченные возможностями ООПТ осуществлять деятельность по охране экосистем. Важно помнить, что, если режим вновь созданной территории устраивает абсолютно всех, особая охрана, и коммерческая заготовка древесины, тут тебе и недропользование. Значит заведомо допущена ошибка в планировании, возможно присутствует личная заинтересованность. - необходимо разработать нормативно-правые актов, направленных на совершенствование системы государственного управления системой ООПТ, в особенно в сфере земельных отношений;- повысить качество и доступность услуг, оказываемых ООПТ в рамках экологического туризма, в том числе за счет повышения имиджа территории;- в том числе через реализацию и развитие частно-государственного партнерства в данной отрасли с целью привлечения инвестиций;- обеспечить сохранение экологической стабильности на нарушенных территориях и помощь по выходу их из кризиса; - интегрировать систему ООПТ в процессы социально-экономического развития региона, за счет формирования комплекса условий необходимых для экономического роста и развития на основе рационального природопользования, поддержания экологически стабильной и здоровой среды обитания, высокого качества жизни, сохранения объектов национального природного и культурного наследия для будущих поколений;- обеспечить экологическую стабильность региона. Эти шаги не только могут помочь с решением текущих проблем развития ООПТ, но и создать благоприятное впечатление о территории и людях к нему причастных, но и улучшить финансовый климат территории и региона. Таким образом решение проблем ООПТ связанных с его развитием необходимо начинать с проработки нормативно-правовых актов, для устранения разночтений и неточностей. Далее необходимо решить вопросы экологического туризма, в частности правомочности, определения термина. ЗАКЛЮЧЕНИЕООПТ называют территории, изъятые их оборота с целью сохранения уникальных природных комплексов и объектов. Бывают нескольких видов и категорий, в зависимости от значимости и местонахождения. Выделяют ООПТ федерального, регионального и местного значения. Основу управления этими территория, определение их правового статуса находится в введении федерального закона N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях».Развитию сети ООПТ в России мешает ряд проблем, начало которых вол многом тянется из 90-х гг. ХХ века, когда страна находилась на переломном этапе своего развития. Сюда относятся проблемы, вызванные несовершенством законодательных актов и их противоречием самим себе, особенно после серии поправок, внесенных в начале XXI в. Но, в целом федеральный закон доказал свою состоятельность.Проблемы, мешающие развитию ООПТ это прежде всего их неравномерность в распределении по территории страны, и что затрудняет проектирование и создание новых ООПТ. Другой проблемой являются несогласованность различных органов власти в процессе управления ООПТ, что приводит не только к ухудшению состояния территории, но и к снижению популярности подобных территорий и решений у населения.Кроме того, важными проблемами развития ООПТ являютсявопросы земельного права, распространяющиеся в том числе и на частных лиц, чьи участки попадают в зону ООПТ. Несовершенство проработки на законодательном уровне этих вопросов привело к большому количеству судебных разбирательств по данному вопросу. Другим важным вопросом являются точное определение статуса и понятия экологического туризма, что позволит правильно произвести зонирование функциональных территорий ООПТ, чтобы благие намерения, преследуемые данным видом просветительского отдыха, принесли свои плоды, и не сделали вклад в разрушение ООПТ. Еще одной проблемой являющейся очень важной для нормального функционирования ООПТ, и социально-экономического развития территории является противоречие правовых актов и поправок к ним. В данном случае несовершенство правовой базы вместо улучшения экологической ситуации может привести к ее ухудшению, выражающему в уменьшении поголовья рыб из-за эпизоотий, по причине слишком плотной популяции.Решение всех перечисленных проблем возможно на законодательном уровне путем подведения под одно целое нормативной базы, и что снизит возможность разночтения. Другими путями развития будет являться создание эффективного органа управления ООПТ, привлечение финансирования воспитание экологического сознания населения.Таким образом основной проблемой развития ООПТ являются несовершенство правовой базы, отсутствие системы управления и недостаток финансирования. СПИСОКИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыФедеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995, N 12, ст. 1024.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // «Российская газета», N 6, 12.01.2002.Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // «Парламентская газета», N 241, 23.12.2004.Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011.«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.Приказ Минприроды России от 09.11.2012 N 376 «Об утверждении Положения о Забайкальском национальном парке» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26986) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,N 16, 22.04.2013 (прил. к Положению не приводятся).Приказ Росрыболовства от 07.04.2009 N 283 (ред. от 26.04.2012) «Об утверждении Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2009 N 13850) // «Российская газета», 22.05.2009,N 92.«Положение об охране водных биоресурсов и порядке рыболовства в акватории оз. Байкал и других водоемах ФГУ «Забайкальский национальный парк» (утв. Приказом ФГУ «Забайкальский национальный парк» от 12.05.2006 №37) – Документ опубликован не был – URL: http://russia.bestpravo.com/fed2008i/data048/tex048281.htm (дата обращения 20.06.2018).2. Научная литератураГришина В. В. Основные проблемы применения земельного законодательства о правовом режиме особо охраняемых природных территорий // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 3-5. — URLhttps://moluch.ru/archive/110/27566/ (дата обращения: 20.06.2018).Доклад министра природных ресурсов Республики Бурятия Б.Д. Ангаева «Проблемы осуществления традиционного природопользования и хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории» на Круглом столе в Государственной Думе Российской Федерации, 21 мая 2012., Москва. URL: http://www.baikalfund.ru/bd/2012/oopt/oopt.wbp?doc_id=883d1b56-2d26-407f-bf38-cb63d3db6b0a. Мех Н.В. Особо охраняемые природные территории, как ресурс экологического образования/ Н.В. Мех// Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. Самарская Лука. 2009. – Т. 18. - № 2. – С. 221-227.Стадолин М.Е. Особо охраняемые природные территории местного значения: проблемы управления и развития / М.Е. Стадолин, Е.В. Ямчук // Вестник ГУУ. 2017. -№3. -С. 195-199.Тихонова Т. В. Оценка эффективности направлений развития особо охраняемых природных территорий Республики Коми / Т.В. Тихонова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. -№1 (37). - С. 182-185.Яковлева И.А. Актуальные вопросы развития системы особо охраняемых природных территорий/ И.А. Яковлева// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12 (часть 2) – С. 438-443. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39435. Крейдлин М.Л. Правовые проблемы развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации /М.Л. Крейдлин. URL: http://ekollog.ru/pravovie-problemi-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-oopt-federalen.html. Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации. URL: http://zmdosie.ru/resursy/les/1287-pravovoe-obespechenie.Степаницкий В.Б. Развитие систем ООПТ в регионах России и сохранение биоразнообразия /В.Б. Степаницкий. URL: http://news.zapoved.ru/2016/03/09/razvitie-sistem-oopt-v-regionah-rossii-i-sohranenie-bioraznoobraziya/.
1. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995, N 12, ст. 1024.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // «Российская газета», N 6, 12.01.2002.
3. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // «Парламентская газета», N 241, 23.12.2004.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011.
5. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
6. Приказ Минприроды России от 09.11.2012 N 376 «Об утверждении Положения о Забайкальском национальном парке» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26986) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 16, 22.04.2013 (прил. к Положению не приводятся).
7. Приказ Росрыболовства от 07.04.2009 N 283 (ред. от 26.04.2012) «Об утверждении Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2009 N 13850) // «Российская газета», N 92, 22.05.2009.
8. «Положение об охране водных биоресурсов и порядке рыболовства в акватории оз. Байкал и других водоемах ФГУ «Забайкальский национальный парк» (утв. Приказом ФГУ «Забайкальский национальный парк» от 12.05.2006 №37) – Документ опубликован не был – URL: http://russia.bestpravo.com/fed2008i/data048/tex048281.htm (дата обращения 20.06.2018).
9. Гришина В. В. Основные проблемы применения земельного законодательства о правовом режиме особо охраняемых природных территорий // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/110/27566/ (дата обращения: 20.06.2018).
10. Доклад министра природных ресурсов Республики Бурятия Б.Д. Ангаева «Проблемы осуществления традиционного природопользования и хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории» на Круглом столе в Государственной Думе Российской Федерации, 21 мая 2012., Москва. URL: http://www.baikalfund.ru/bd/2012/oopt/oopt.wbp?doc_id=883d1b56-2d26-407f-bf38-cb63d3db6b0a.
11. Мех Н.В. Особо охраняемые природные территории, как ресурс экологического образования/ Н.В. Мех// Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. Самарская Лука. 2009. – Т. 18. - № 2. – С. 221-227.
12. Стадолин М.Е. Особо охраняемые природные территории местного значения: проблемы управления и развития / М.Е. Стадолин, Е.В. Ямчук // Вестник ГУУ. 2017. -№3. -С. 195-199.
13. Тихонова Т. В. Оценка эффективности направлений развития особо охраняемых природных территорий Республики Коми / Т.В. Тихонова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. -№1 (37). - С. 182-185.
14. Яковлева И.А. Актуальные вопросы развития системы особо охраняемых природных территорий/ И.А. Яковлева// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12 (часть 2) – С. 438-443. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39435.
15. Крейдлин М.Л. Правовые проблемы развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации /М.Л. Крейдлин. URL: http://ekollog.ru/pravovie-problemi-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-oopt-federalen.html.
16. Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации. URL: http://zmdosie.ru/resursy/les/1287-pravovoe-obespechenie.
17. Степаницкий В.Б. Развитие систем ООПТ в регионах России и сохранение биоразнообразия /В.Б. Степаницкий. URL: http://news.zapoved.ru/2016/03/09/razvitie-sistem-oopt-v-regionah-rossii-i-sohranenie-bioraznoobraziya/.
Вопрос-ответ:
Какие есть виды особо охраняемых природных территорий?
Виды особо охраняемых природных территорий включают заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, биосферные заповедники, памятники природы и другие.
Что такое особо охраняемые природные территории?
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это части земной поверхности, где сохраняется природная среда, включающая разнообразие живых организмов и их среду обитания, а также природные объекты и явления, имеющие научное, экологическое, культурное, рекреационное или иное общественное значение. ООПТ играют важную роль в сохранении биоразнообразия и природных ресурсов.
Какие функции выполняют особо охраняемые природные территории?
Особо охраняемые природные территории выполняют ряд функций, таких как сохранение биоразнообразия, защита редких и исчезающих видов, регулирование водных режимов, предоставление возможностей для научных исследований, образования и экологического туризма, а также смягчение последствий климатических изменений.
Как экологический туризм может стать проблемой развития особо охраняемых природных территорий?
Экологический туризм может стать проблемой развития особо охраняемых природных территорий, если не соблюдаются правила поведения в природе, не контролируется количество туристов, не сохраняются экосистемы и не учитывается уязвимость природы к человеческому воздействию. Несбалансированное развитие туризма может привести к негативным последствиям для окружающей среды и биоразнообразия.
Какие бывают виды особо охраняемых природных территорий?
Виды особо охраняемых природных территорий могут включать заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, биосферные заповедники, памятники природы и другие.
Какое значение и функции имеют особо охраняемые природные территории?
Особо охраняемые природные территории имеют огромное значение для сохранения биологического разнообразия, охраны уникальных экосистем, сохранения животных и растений, проведения научных исследований, образования и экологического туризма.
Какие проблемы препятствуют эффективному развитию особо охраняемых природных территорий?
Проблемы могут быть связаны с низким уровнем финансирования, недостаточной контрольной и надзорной деятельностью, недостатком квалифицированного персонала, неправильным использованием территории внутри ООПТ, противоречивостью требований особого режима хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.
Как экологический туризм может быть перспективой и проблемой развития особо охраняемых природных территорий?
Экологический туризм может привлекать дополнительные средства для развития особо охраняемых природных территорий, но при неправильной организации и нагрузке на экосистемы может стать источником негативного влияния на природу.
Какие варианты решения современных проблем развития особо охраняемых природных территорий существуют?
Варианты решения могут включать увеличение финансирования, улучшение контроля и надзора, усиление научной деятельности и экологического образования, эффективное использование земельных ресурсов внутри ООПТ, разработку комплексных стратегий развития, учет мнения и интересов всех заинтересованных сторон.
Какие виды особо охраняемых природных территорий существуют?
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают в себя различные типы природных объектов, такие как заповедники, национальные парки, заказники, природные парки и другие. Каждый из них имеет свои уникальные свойства и цели охраны.
Какие функции выполняют особо охраняемые природные территории?
ООПТ выполняют несколько функций. Они играют важную роль в сохранении биологического разнообразия, охране редких и исчезающих видов, регулировании экологических процессов, обеспечении экологической устойчивости и предоставлении мест для научных исследований и экологического туризма.