Анализ обеспечения безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Промышленная безопасность
  • 95 95 страниц
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 23.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА…………………….……………...6
1.1. Понятие охраны труда……………………………………..……………………6
1.2. Особенности охраны труда…………………………………………………….15
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА……………………………..........20
2.1. Правовое регулирование государственной политики в области охраны труда……………………………………………………………………………………20
2.2. Зарубежный опыт в области охраны труда…………………………...............34
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ…………………………………………………………….41
3.1. Основные проблемы безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли……………………………………………………...41
3.2. Перспективы государственной политики в области охраны труда…………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……..85
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...93

Фрагмент для ознакомления

Руководителям организаций рекомендуется организовывать для всех работников систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.
Планирование мероприятий по охране труда должно осуществляться в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 г. № 181 (8( на основе:
- анализа состояния охраны труда;
- установления причин производственного травматизма и профзаболеваемости;
- выявления производств, участков, цехов и рабочих мест, условия труда на которых не соответствует установленным государственным нормам и требованиям.
В рамках социального партнёрства на уровне отдельного хозяйства или предприятия основной формой планирования работы по охране труда должна выступать разработка соглашений по охране труда, ежегодно заключаемых между администрацией и профкомом, между работодателем и работниками, и программы улучшения условий и охраны труда.
Планирование работы по охране труда может быть перспективным (несколько лет), текущим (годовым) и оперативным (квартальным, месячным) при наступающей или наступившей опасности, при авариях и несчастных случаях. Перспективный план при таком варианте приобретает роль основного организующего документа для планирования мероприятий по охране труда и базируется на основе комплексного подхода. Такой план входит, как правило, в качестве составной части в план экономического и социального развития хозяйства.
Мероприятия, предусмотренные перспективным и годовыми планами, включаются в коллективные договора и соглашения по охране труда, поскольку в составлении коллективного договора принимают участие все работники хозяйства, эти планы являются средством улучшения условий труда и быта работников. Месячные или оперативные планы составляются в случаях ликвидации последствий несчастных случаев, выявления возможных аварий или несчастных случаев.
В целях улучшения работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, повышения качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда следует руководствоваться «Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда».
В Рекомендациях дан подробный перечень мероприятий, которые следует включать в планы работы по охране труда, и соответствующих нормативных правовых актов. Существенная роль отводится организационным мероприятиям. Для этого следует четко определить права и обязанности в области охраны труда всех работников: от работодателя до рабочего. Следует также определить степень участия и взаимодействия подразделений и служб организации по реализации задач управления охраной труда.
В основу можно положить следующие основные задачи управления: обучение и инструктаж по охране труда; пропаганда вопросов охраны труда; обеспечение безопасности оборудования и производственных процессов.
Как отмечается в работе «Уровень обучения и повышения квалификации специалистов по их должностным статусам, так же как и ответственность за соблюдение норм охраны и безопасности труда, должны быть значительно повышены» [41, с. 125]. Определенное место должно быть уделено мероприятиям по обобщению и внедрению опыта работы без травм и аварий.
Необходимой мерой является оснащение производственных участков аптечками с набором надлежащих медикаментов, перевязочных и других материалов, мазями и пастами для защиты возможных открытых повреждений на теле работников.
Достаточно большое число производств требует постоянного или периодического контроля за состоянием воздушной среды в помещениях, уровнями электромагнитных излучений и другими вредными воздействиями на работников, сертификации производственных объектов, оценки соответствия оборудования требованиям действующих норм и правил и других нормативных документов, представляется необходимым провести модернизацию оборудования на ряде предприятий. Объемы такой работы достаточно большие и вследствие наличия устаревшего парка оборудования повлекут значительные затраты.
Однако, проведение таких работ, как монтаж новых тормозных, сигнальных, предохранительных, блокировочных устройств, установка дистанционных систем управления оборудованием, различных автоматических и полуавтоматических систем, приобретение защитных приспособлений, создание и оснащение газоспасательных, водоспасательных станций, нанесение на оборудование и коммуникации опознавательной окраски и знаков безопасности необходимо предусматривать в программах улучшения условий труда.
Кроме того, следует проработать мероприятия по внедрению технических систем, обеспечивающих защиту работников от воздействия опасных или вредных производственных факторов, сигнализацию, своевременно оповещающую об их появлении.
В раздел «Технические мероприятия» рекомендуется также включать внедрение автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления технологическими процессами, системы автоматического регулирования технологических режимов, частичные, но необходимые изменения технологии работ.
Проведение технических мероприятий, направленных на проверку уровня шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих, электромагнитных и других вредных излучений в соответствие с требованиями государственных стандартов и норм, требует достаточно больших ассигнований и объективно продолжительно при их выполнении. В то же время внедрение их позволяет получить не только социальный эффект в виде улучшения условий труда, но и экономический от сокращения ресурсных потерь.
Выбор того или иного технического мероприятия зависит от конкретных условий и требует проведения соответствующих расчетов. Следует предусмотреть мероприятия по доведению освещенности до требуемых нормативов. При этом должны быть охвачены не только рабочие места, но и проходы, проезды, вспомогательные помещения и другие участки. В число технических мероприятий, при необходимости, следует включать перепланировку производственного оборудования, устройство новых дверных проемов, переходных мостков, слом и строительство новых перегородок, тамбуров и другие работы.
Уделить внимание мерам по механизации складирования, транспортирования сырья, готовой продукции, материалов, веществ и уборке производственных помещений. Как отмечается в работе [31, с. 45] «Актуальность совершенствования управления охраной труда в организациях обуславливается многими факторами:
- существенным потенциалом опасных или вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
- относительно высоким уровнем травматизма и профессиональной заболеваемости среди работников отрасли;
- обострением проблем в условиях рыночных отношений;
- необходимостью совершенствования нормативного правового регулирования отношений среди субъектов промышленного производства и т.д.».
Учитывая выше сказанное, процесс совершенствования охраны труда безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли, должен быть глубоко проработан на всех управленческих уровнях, как по функциональным составляющим, так и по организации его проведения. Он должен быть понятен и доступен специалистам всех уровней управления, непосредственным организаторам работ и самим работникам.
В основу его осуществления должны быть положены современные модели, признанные в развитых странах, включающие комплексные предупредительные мероприятия, а также базовые положения экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, в том числе за счёт дальнейшего совершенствования и развития страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, суть которых заключается в формировании нормативных механизмов, методов и инструментов, позволяющих объективно выявлять опасные или вредные факторы среды и трудового процесса, управлять ими, обеспечивая достойные условия на каждом конкретном рабочем месте. Поиск новых подходов к управлению охраной труда, как на федеральном, так и на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социально-трудовой сфере.
Принятие Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оказало и продолжает оказывать существенное влияние на изменение в сторону снижения числа занятых на работах с неблагоприятными условиями труда.
Здесь ещё раз хочется подчеркнуть, что проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) – законодательно закреплённая обязанность для работодателя, результаты которой направлены:
– совершенствование технологии и модернизацию производства, которые способствуют росту производительности труда и количества выпускаемой продукции, а это ведёт к увеличению прибыли, сокращению штатной численности организации;
– на создание безопасных условий труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе, что способствует сохранению жизни и здоровья работников, а также сокращению компенсационных выплат и расходов на дополнительные отпуска и т.д.
Результаты СОУТ всё больше находят применение:
– при планировании мероприятий по модернизации производства;
– при реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными производственными факторами;
– при определении очерёдности выполнения реабилитационных и предупредительных мер с учётом финансовых возможностей, а также при целевом обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, которые дают возможность снижать классы или подклассы условий труда.
Решение рассмотренных проблем должно стать приоритетом для руководителей и специалистов всех организаций и предприятий агропромышленного комплекса. Только при этом условии оно может выступить гарантией коренного улучшения ситуации безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли по вопросам охраны труда и сохранения здоровья персонала, укрепления экономики хозяйств и развития промышленного комплекса России.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам и предложениям:
В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, целесообразно помимо выплат из средств социального страхования на компенсацию вреда здоровью работника предусмотреть возмещение работодателем расходов, понесенных работником вследствие травмы или несчастного случая, произошедших с работником на производстве. Это позволит повысить материальную заинтересованность руководителей предприятий (работодателей) в создании безопасных условий трудовой деятельности и будет способствовать дополнительной социальной защите работников.
Действующее законодательство, научные суждения и законы логики позволяют нам сформулировать собственное определение исследуемого понятия: «Охрана труда – система мероприятий, обеспечивающая безопасные условия трудовой деятельности, гигиены труда и управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте для сохранения жизни, здоровья и работоспособности работников при исполнении ими своих должностных обязанностей». В данном контексте охрана труда представлена как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на защиту работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Она не может рассматриваться без взаимосвязи с социально- экономическим положением хозяйствующего субъекта и вида экономической деятельности.
Для снижения негативных тенденций, которые всё более проявляются в повседневной деятельности в области ЭПБ, и исходя из опыта общения с профессиональными структурами (институты, выполняющие работы по ЭПБ, крупные ЭО), представляются целесообразными следующие пути выхода из сложившейся ситуации, что позволит гарантировать техногенную безопасность РФ:
Дополнительно к лицензированию ввести обязательную Государственную аккредитацию ЭО, дающую право выполнять работы в области ЭПБ. Критерии аккредитации: наличие собственной материально-технической и научно-исследовательской базы, аккредитованных лабораторий, кадров, работающих на постоянной основе, оснащенности актуализированной нормативной документацией, наличие архива технических документов, ведущегося в соответствии с законом РФ об архивах, сертифицированной системы менеджмента качества, охраны труда и промышленной безопасности по OHSAS 18001, договора о страховании ответственности, аттестованных рабочих мест, нормативных документов, разработанных специалистами, производственный контроль и т.п. Экспертная организация должна иметь прозрачную налоговую и бухгалтерскую отчетность, зарегистрированный в трудовой инспекции коллективный договор, по которому работодатель гарантирует права персонала и его социальную защищенность.
Специалисты экспертных организаций должны участвовать в конференциях, семинарах, форумах по промышленной безопасности, ежегодных конкурсах по методам неразрушающего контроля, организовываемых профессиональным сообществом.
Национальному органу по аккредитации, Ростехнадзору создать комиссию и провести всестороннюю объективную проверку всех экспертных организаций на предмет их компетентности и возможности оказывать качественные услуги.
Ростехнадзор, совместно с профессиональным сообществом в области промышленной безопасности разработать план развития этой сферы на 3-5 лет, включая совершенствование нормативно-технической базы, в которой отражались бы механизмы перехода, в том числе на законодательной основе, с существующих классических подходов проведения экспертизы промышленной безопасности на системы оценки ТУ по фактическому техническому состоянию, реагирующего обслуживания (системы мониторинга, обследования, основанные на оценках риска, иных передовых стратегиях обслуживания и ремонта оборудования), способствующие безопасному увеличению межремонтных пробегов технологических установок и предусмотреть государственное финансирование таких работ.
Законодательно совершенствовать механизмы проведения тендерных процедур в госкорпорациях и других организациях, не относящихся к государственным. Необходимо вести разумную ценовую политику, гарантирующую покрытие объективных затрат на проведение экспертизы промышленной безопасности, а не по демпинговым ценам. Во главу угла должно ставиться качество работ и ее научно-технический уровень, и это касается всех видов работ, а не только экспертизы промышленной безопасности. Необходима прозрачность в осуществлении закупок услуг и продукции и понимание участниками этого процесса того, по каким критериям та или иная организация признана победителем тендера.
В соответствии с Приказом (9( Ростехнадзора законодательно ввести требования об авансировании работ по экспертизе промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости регулирования сферы охраны безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли. Для каждого государства должно являться приоритетным установление и развитие основных направлений государственной политики в сфере охраны труда. Так как человеческий ресурс является ценнейшим капиталом, принцип гуманизма и охраны безопасности и здоровья работников должен позиционироваться как центральный принцип современного государства. Применяться и реализовываться направления государственной политики должны на всех уровнях от федеральных органов власти и заканчивая профессиональными союзами, только так можно выстроить систему, всецело защищающую и поддерживающую работников.
Современная модель организации охраны безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли претерпевает некоторые изменения, направленные на внедрение механизмов управления профессиональными рисками и экономического стимулирования работодателя. При этом выделение двух уровней организации охраны труда позволяет не только в методических целях систематизировать нормативный материал и структурировать исследования в этой области, но и последовательно выявлять ключевые проблемы и способы их устранения как в рамках государственного управления охраной труда, так и в координации производственного процесса работодателем.
Из-за такого количества несчастных случаев можно сделать вывод, что проблема охраны труда требует постоянного совершенствования и регулирования, а так же пристального внимания. Этим объясняется такой интерес к этой проблеме, связанной с обеспечением безопасных условий труда. Но проблемой является открытие новых, инновационных подходов в силу сложности этой темы. Правовое регулирование этой проблемы является специфичным: небольшая нормативная база, сложность правоприменения.
Мы можем констатировать, что, несмотря на существенные улучшения ситуации по смертельному травматизму и травматизму с тяжелыми последствиями, проблемы остаются. Особо выделяется проблема профзаболеваний.
Основными причинами высокой смертности от профзаболеваний являются:
– отсутствие заинтересованности работодателя в выявлении профзаболеваний, ведь это может повлечь за собой повышение суммы страховых взносов в Фонд социального страхования;
– незаинтересованность самих работников в обнаружении профзаболевания, так как это может привести к потере высокооплачиваемой работы;
– формализм в проведении медосмотров и отсутствие профилактики.
Данную проблему, по мнению экспертов, можно решить только на государственном уровне при помощи:
Разработки на региональном уровне целевых программ по улучшению условий труда и тотального контроля за их исполнением;
Пропаганды профилактики своевременного выявления профзаболеваний через такие средства, как теле- видение, радио, выставки и семинары;
Организации обучения работодателей и работников основным способам сохранения здоровья и трудоспособности на рабочем месте и негативном воздействии на организм вредных производственных факторов и возможных путях снижения этого воздействия;
Контроля за соблюдением режимов труда и отдыха на предприятиях. Нужно помнить, что люди являются главным богатством каждого работодателя и государства в целом
Проанализировав, взяв лучшие практики по охране труда в других странах, и адаптировав их на Российские реалии, мы и тем самым сможем снизить уровень травматизма на предприятиях РФ.
Однако существует и ряд недостатков, требуемых корректировки:
Работники не владеют информацией о преимущественных причинах и характере несчастных случаев на своих рабочих местах и в целом по предприятию.
Численность службы ПЭБ, ОТ и ГЗ не соответствует Методическим рекомендациям. Количество внутренних инструкторов в области ПЭБ, ОТ и ГЗ не соответствует нормативно- требуемой численности. Персонал не обучен требованиям Корпоративных стандартов в области ПЭБ, ОТ и ГЗ.
Линейными руководителями не в полной мере осуществляется контроль за деятельностью подрядчиков в области ПЭБ, ОТ и ГЗ.
При проведении инструктажей не используются карты анализа и оценки рисков или карты- подсказки.
Сотрудники, участвующие в расследовании происшествий, не обучены в соответствии с требованиями стандартов компании.
Не проводится ежегодный внутренний аудит системы управления ПЭБ, ОТ и ГЗ
Руководство компании заинтересовано в высококвалифицированных кадрах, серьёзное внимание уделяют вопросам обучения персонала, организации его труда, сохранению здоровья и обеспечению безопасных условий труда.
На предприятии назначены ответственные за организацию работ и контроль за охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью. За анализируемый период не было зафиксировано ни одного случая производственной травмы.
Вместе с тем, в системе охраны труда персонала были выявлены следующие недостатки:
( недостаточная эффективность медико-профилактических мероприятий;
( не разработана корпоративная политика безопасности и охраны труда персонала;
( низкий уровень дисциплины некоторых категорий персонала;
( формальный подход некоторых руководителей к проведению инструктажа по технике безопасности и охране труда;
( не разработан инструмент для оценки текущей деятельности предприятия в области охраны труда и безопасности;
( не учитываются антропометрические данные персонала и его физические возможности при выполнении работы;
( отсутствует система учета и ведение журналов учета легких травм на производстве (статистика по незначительным травмам, порезам не ведётся);
( слабая организация рабочих мест;
( слабая мотивация персонала на сохранение своего здоровья;
( недостаточный контроль руководителей за выполнением соблюдения требований охраны труда и техники безопасности;
( не подвергаются сомнению действия руководителя при указании на его ошибку со стороны подчинённых.
С целью совершенствования охраны труда безопасности персонала на перерабатывающем производстве в газовой отрасли предлагаются следующие рекомендации:
Систематизировать работу по охране труда по пяти основным функциональным направлениям: планирование; организация, координация и регулирование; стимулирование, контроль; учёт, анализ и оценка.
Разработать меры мотивационной политики безопасности труда на предприятии.
Разработать систему учета и ведения журналов учета легких травм на производстве.
Разработать медико-профилактические мероприятия с учётом анализа причин заболеваемости и нетрудоспособности персонала. Разработать корпоративную политику безопасности и охраны труда персонала и довести до сведения всех сотрудников компании.
Регулярно проводить разъяснительную работу о необходимости соблюдения дисциплины на производстве с целью сохранения здоровья и обеспечения безопасности труда персонала.
Пересмотреть степень ответственности руководителей за формальный подход к проведению инструктажа по технике безопасности и охране труда и увязать стимулирующие выплаты руководству за отсутствие нарушений техники безопасности после проведённых инструктажей.
Разработать инструмент для оценки текущей деятельности предприятия в области охраны труда и безопасности.
При выписывании наряда на определённые виды работ учитывать антропометрические данные персонала и его физические возможности при выполнении конкретной работы.
Организовать мониторинг за состоянием рабочих мест на предприятии.
Разработать систему мотивации для персонала, нацеленного на сохранение здоровья и тех, кто в течение года не берёт листы нетрудоспособности.
Продумать механизм доведения информации со стороны персонала об ошибке непосредственного руководителя, касающегося охраны труда и техники безопасности, до вышестоящего руководства с целью всестороннего изучения возникшей проблемы.
Разработать и внедрить на предприятии систему управления охраной труда.
Сформировать единую электронную базу учёта травм различной степени тяжести и происшествий на предприятии с целью организации работы по анализу и оценке профессиональных рисков. Организовать на регулярной основе проведение конкурса "Лучший кайдзен проект по охране и безопасности труда" и внедрить в практику разработанное Положение о конкурсе.
Таким образом, охрана труда - комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Система управления охраной и безопасностью труда – это совокупность элементов по планированию, организации, мотивации и контролю за реализацией решений по различным мероприятиям, направленным на сохранение здоровья и работоспособности персонала в процессе трудовой деятельности, а также обеспечение безопасности труда. Предложенные рекомендации позволят обеспечить безопасные условия труда для персонала, создадут основ для сохранения здоровья работников.
В связи с этим нами предлагается ряд мероприятий по улучшению системы управления в области ПЭБ, ОТ и ГЗ:
Обеспечить регулярное информирование работников о динамике происшествий и количественных показателях в области ПЭБ, ОТ и ГЗ. Провести анализ достаточности человеческих ресурсов и их эффективности для обеспечения безопасного ведения технологического режима и выполнения работ.
Обеспечить информирование всех работников о целях и задачах в области ПЭБ, ОТ и ГЗ. Систематически доводить результаты выполнения мероприятий в области ПЭБ, ОТ и ГЗ до линейного персонала. Повысить прозрачность регистрации микротравм у подрядных организаций. Привести численность службы ПЭБ, ОТ и ГЗ в соответствие с требуемой, провести анализ распределения функциональных обязанностей службы ПЭБ, ОТ и ГЗ, включая временные затраты на их выполнение. Организовать обучение внутренних инструкторов в области ПЭБ, ОТ и ГЗ.
Внедрить стандарт управления Подрядчиками. Обеспечить заключение Соглашения в области ПЭБ, ОТ и ГЗ со всеми подрядными организациями. Организовать обучение сотрудников подрядных организаций стандартам компании в области ПЭБ, ОТ и ГЗ. К осуществлению производственного контроля привлекать руководителей подрядных организаций на объектах выполнения работ.
Учитывать выявленные риски в области ПЭБ, ОТ и ГЗ при формировании бюджета на ремонт, модернизацию оборудования.
Провести анализ незначительных происшествий на предмет корректной их классификации.
Обучить сотрудников, участвующих в расследовании происшествий, в соответствии с требованиями стандартов компании.
Организовать проведение ежегодного проведения аудита системы управления ПЭБ, ОТ и ГЗ в соответствии со стандартами компании.
Обеспечить оснащение учебного класса по ГО и ЧС для проведения занятий с должностными лицами органов управления ГО и ЧС и работниками. Разместить в операторных, на информационных стендах административно-бытовых корпусов и в других легкодоступных местах уголки ГО и ЧС для информирования персонала. Провести инвентаризацию СИЗ и другого имущества ГО с целью определения его состояния, годности по срокам службы и дальнейшего списания и освежения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в качестве некоторых вариантов предотвращения причин и условий, способствующих возникновению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях г. Иркутска, могут быть обозначены следующие.
Важным аспектом в управлении охраной труда работников является ответственность работодателя. Работодателям нужно усилить внимание к вопросам соблюдения требований законодательства РФ об охране труда. Важно своевременно проводить специальную оценку условий труда и выполнять планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанные по ее результатам; оценивать профессиональный риск как вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника. Следует модернизировать производственное оборудование и технологические процессы производства с целью снижения влияния на работников вредных производственных факторов.
Экономическая эффективность управления системой охраны труда также является одним из главных направлений по снижению травматизма. Здесь важно разработать экономические основы охраны труда, а также провести оценку проводимых мероприятий по улучшению условий в области охраны труда на базе современных методов исследований. Комитет по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска должен продолжать взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Совершенствование системы управления охраны труда возможно при повышении качества обучения охране труда. Здесь имеет смысл говорить о разработке образовательных стандартов, усилении контроля качества образования и подготовки специалистов в образовательных учреждениях.
С целью развития у работающих качеств, способствующих безопасной работе, возможно путем усиления мотивации и стимулирования работников к безопасному труду.
На любом предприятии должен быть выработан свой стандарт стимулирования работ по охране труда, который основывается на общих положениях и требованиях СУОТ. В нашем видении стандарт стимулирования работ по охране труда должен включать в себя следующие пункты (с возможными вариациями, дополнениями и исключениями в зависимости от специализации конкретного предприятия):
( соответствие рабочего места требованиям законодательства об охране труда;
( отсутствие претензий требований охраны труда, промышленной и электробезопасности у работников, работающих на этих рабочих местах;
( недопущение и своевременное предупреждение несчастных случаев на предприятии;
( выявление и устранение недостатков в организации труда, являющихся потенциально опасными и своевременное их устранение;
( поощрение безаварийности в работе (особенно актуально для предприятий транспортной сферы);
( профилактика травматизма на предприятии путем проведения семинаров, лекций, разбором уже случившихся несчастных случаев как на данном предприятии, так и случаев, ставших общеизвестными;
( проведение различных конкурсов на предприятии, направленных на улучшение условий и охраны труда, как например: «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства», «Лучшая идея (проект) по улучшению условий и охраны труда», «Лучший специалист по охране труда» и т. п.
Способы и методы стимулирования (материальные, моральные, социальные, социально-психологические) работ и мероприятий по охране труда на каждом предприятии вырабатываются самостоятельно, учитывая специфику предприятия, его возможности по экономическим и социально-доступным показателям. При эффективной работе системы должны улучшиться условия и безопасность труда работников, снизиться уровень производственных рисков, травматизма и профессиональной заболеваемости. В результате этого повысится производительность труда, качество выпускаемой продукции и социальная привлекательность рабочих мест.
Предлагается два основных направления предупреждения несчастных случаев или снижения вероятности их возникновения:
Устранение факторов, повышающих вероятность несчастных случаев. Устранив их, конструкторы значительно понизят вероятность получения травм.
Повышение уровня соответствующих правовых и специальных технических знаний работников безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли. Это поспособствует пониманию ответственности, выработке разумной осторожности при выполнении работ, связанной с возникновением чрезвычайных ситуаций и также уменьшит риск получения травм. Необходимо отметить, что изменить отношения людей к вопросам безопасности труда совсем не просто. Доказательством этого служит традиционно высокое количество несчастных случаев со смертельным исходом по таким группам причин как:
- эксплуатация неисправной техники;
- неудовлетворительная организация труда;
- нарушение правил техники безопасности работниками.
Устранение опасных факторов, т.е. создание безопасных технологий, задача очень масштабная и сама по себе не способна решать проблему полностью, поскольку вероятность возникновения травмоопасной ситуации зависит и от соблюдения работающими соответствующих инструкций.
Из сказанного следует, что положительный эффект может быть достигнут при комплексном подходе, который включает не только инженерные мероприятия по устранению опасных факторов, но и обучение, пропаганду безопасных приемов работы, использование средств защиты и т. п.
Необходимо отметить, что существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации фактически парализована и не соответствует требованиям, появившимся в результате формирования рыночных отношений и развития предпринимательства. Изменение организационных, экономических, финансовых и правовых условий функционирования агропромышленного комплекса требует пересмотра системы организации обучения безопасности труда.
Учитывая выше сказанное, процесс совершенствования охраны труда безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли, должен быть глубоко проработан на всех управленческих уровнях, как по функциональным составляющим, так и по организации его проведения. Он должен быть понятен и доступен специалистам всех уровней управления, непосредственным организаторам работ и самим работникам.
В основу его осуществления должны быть положены современные модели, признанные в развитых странах, включающие комплексные предупредительные мероприятия, а также базовые положения экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, в том числе за счёт дальнейшего совершенствования и развития страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, суть которых заключается в формировании нормативных механизмов, методов и инструментов, позволяющих объективно выявлять опасные или вредные факторы среды и трудового процесса, управлять ими, обеспечивая достойные условия на каждом конкретном рабочем месте. Поиск новых подходов к управлению охраной труда, как на федеральном, так и на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социально-трудовой сфере.
Принятие Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оказало и продолжает оказывать существенное влияние на изменение в сторону снижения числа занятых на работах с неблагоприятными условиями труда.
Здесь ещё раз хочется подчеркнуть, что проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) – законодательно закреплённая обязанность для работодателя, результаты которой направлены:
– совершенствование технологии и модернизацию производства, которые способствуют росту производительности труда и количества выпускаемой продукции, а это ведёт к увеличению прибыли, сокращению штатной численности организации;
– на создание безопасных условий труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе, что способствует сохранению жизни и здоровья работников, а также сокращению компенсационных выплат и расходов на дополнительные отпуска и т.д.
Результаты СОУТ всё больше находят применение:
– при планировании мероприятий по модернизации производства;
– при реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными производственными факторами;
– при определении очерёдности выполнения реабилитационных и предупредительных мер с учётом финансовых возможностей, а также при целевом обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, которые дают возможность снижать классы или подклассы условий труда.
Решение рассмотренных проблем должно стать приоритетом для руководителей и специалистов всех организаций и предприятий агропромышленного комплекса. Только при этом условии оно может выступить гарантией коренного улучшения ситуации безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли по вопросам охраны труда и сохранения здоровья персонала, укрепления экономики хозяйств и развития промышленного комплекса России.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6986.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6991.
Закон Воронежской области от 08.06.2012 № 77-ОЗ «Об охране труда в Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 30.05.2012) Собрание законодательства Воронежской области, 13.06.2012, № 16 (часть I), ст. 575.
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 № 14742) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 39, 28.09.2009.
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2012 № 23513) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30855) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
Письмо Минтруда РФ от 23.01.1996 № 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте)», «Рекомендациями по примерному содержанию раздела «Условия и охрана труда» в коллективном договоре, предусматривающего обязательства работодателя перед трудовым коллективом организации в области условий и охраны труда») // Образование в документах, № 17, 1997.
ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст) // М., Стандартинформ, 2009.


Международные правовые акты

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Бюллетень международных договоров, 2002, № 2, с. 54 – 61.
Закон Великобритании о фабриках 1961 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
Закон Великобритании об охране здоровья и технике безопасности на производстве 1974 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.

Специальная литература

Аббасова, Е. В. Охрана труда [Текст] : некоторые вопросы правового регулирования / Е. В. Аббасова // Российская юстиция. -2016. - № 12. - С. 9 -10 .
Акатнова, М. И. Возмещение вреда от несчастного случая на производстве как одна из гарантий права работников на охрану труда [Текст] : международный аспект / М. И. Акатнова // Социальное и пенсионное право. -2016. - № 2. - С. 46 – 50.
Алексеева, Л. В. Дополнительные отпуска работникам лесозаготовок [Текст] / Л. В. Алексеева // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -2017. - № 4. - С. 55 – 60.
Артамонов, В. В. Современные проблемы создания благоприятных условий труда и стратегия законотворчества [Текст] / В. В. Артамонов // Вестник Воронежского государственного университета : Серия «Право». -2017. - № 1. - С. 241 – 245.
Белецкий, И. А. Общественная опасность преступного нарушения правил безопасности при производстве работ или оказании услуг [Текст] / И. А. Белецкий // Научный вестник Омской академии МВД России.-2016. - № 2. - С. 31 – 36.
Бутаева, Е. М. Государственное управление системой охраны труда в России [Текст] : современный контекст / Е. М. Бутаева // Гражданин и право. -2018. - № 2. - С. 36 – 53.
Бутаева, Е. М. Гарантии и компенсации лицам, работающим во вредных условиях [Текст] : правовые основы и материалы судебной практики / Е. М. Бутаева // Трудовые споры. -2017. - № 8. - С. 58 – 68.
Бутаева, Е. М. Государственная политика в сфере охраны труда [Текст] / Е. М. Бутаева // Гражданин и право. -2017. - № 10. - С. 18 -25.
Веретехина, С. В. Совершенствование системы охраны труда как инструмент повышения эффективности труда [Текст] / С. В. Веретехина // Вопросы трудового права . -2017. - № 3. - С. 70 – 74.
Власенко, М. С. Основные гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда [Текст] / М. С. Власенко //Закон и право. -2016. - № 6. - С. 73 – 75.
Воронцов, Д. И. Перспективные направления противодействия стрессу на рабочем месте [Текст] : юридико-экономический аспект / Д. И. Воронцов // Право и экономика. Документы. Комментарии. Практика . -2018. - № 2. - С. 67 – 72.
Гребенщиков, А. В. Дифференциация - способ сочетания интересов в сфере труда [Текст] / А. В. Гребенщиков // Петербургский юрист. -2016. - № 3. - С. 59 - 66 .
Гревцева, О. В. Как разработать инструкции по охране труда [Текст] / О. В. Гревцева // Справочник кадровика. -2016. - № 3. - С. 90- 102.
Гревцева, О. В. Вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу [Текст] / О. В. Гревцева // Справочник кадровик. -2016. - № 7. - С. 117- 127.
Евтеева, Е. Ю. Профессиональные заболевания [Текст] / Е. Ю. Евтеева // Трудовое право. -2017. - № 10. - С. 43 – 57.
Ермаков, Д. Н., Матвеева, А. С. Актуальные аспекты совершенствования деятельности региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений [Текст] / Д. Н. Ермаков, А. С. Матвеева // Право и государство. -2016. - № 2. - С. 88 – 93.
Заимова, Ю. Ф. Гармонизация норм международного права и российского законодательства в сфере охраны труда [Текст] / Ю. Ф. Заимова // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки : сборник докладов Международной научно-практической конференции, секции трудового права и права социального обеспечения. -М.: Проспект, 2016. -С. 182 – 186.
Зиядова, Д. З., Мурзаева, Д. Г. Уголовно-правовое воздействие нарушению требований охраны труда [Текст] / Д. З. Зиядова, Д. Г. Мурзаева // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 7. - С. 15 – 16.
Иванов, А. Б. К вопросу о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [Текст] / А. Б. Иванов // Вопросы трудового права . -2017. - № 11. - С. 58 – 64
Иглин, А. В. Особенности трудового права Евросоюза [Текст]/ А. В. Иглин // Трудовое право в России и за рубежом. -2016. - № 3. - С. 60 – 63.
Исламова, В. Р., Лысенко, Н. А. Гарантии и компенсации для работников занятых во вредных и (или) опасных условиях труда [Текст] / В. Р. Исламова, Н. А. Лысенко // Евразийский юридический журнал. -2017. - № 6. - С. 150 – 151.
Иркабаева, Р. И., Муталов, С. В., Мусина, Д. Р. Косвенный метод оценки эффективности затрат на охрану труда и промышленную безопасность [Текст] / Р. И. Иркабаева, С. В. Муталов, Д. Р. Мусина // Евразийский юридический журнал. -2016. - № 8. - С. 348 – 350.
Калинин, И. Б. Аналитический обзор изменений в трудовом законодательстве [Текст] / И. Б. Калинин // Вопросы трудового права . -2017. - № 4. - С. 10 – 18.
Кирсанова, Д. А. Понятие рабочего места, отвечающего целям проведения специальной оценки условий труда [Текст] / Д. А. Кирсанова // Бизнес в законе. -2016. - № 2. - С. 319 – 321.
Колесова, Н. С. Обеспечение права на охрану здоровья [Текст] : демографические и институциональные индикаторы/ Н. С. Колесова // Труды Института государства и права РАН. -2017. - № 3. - С. 124 – 143.
Корешева, С. Г. Профессиональные стандарты [Текст] : результаты опроса работодателей и работников / С. Г. Корешева, Н. Я. Гарафутдинова // Вопросы трудового права . -2017. - № 4. - С. 20 – 25.
Коробченко, В. В. Действие специальных норм трудового права во времени [Текст] / В. В. Коробченко // Петербургский юрист. -2016. - № 3. - С. 52 – 58.
Корж, В. А. Практика применения законодательства о СОУТ [Текст] / В. А. Корж, интервьюер Л. Потапова // Справочник кадровика. -2016. - № 4. - С. 10 – 17.
Корючина, И. А. Инспекции труда - к вопросу о повышении эффективности деятельности [Текст] / И. А. Корючина // Трудовое право в России и за рубежом. -2016. - № 1. - С. 36 – 37.
Кравченко, Ю. А. Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда [Текст] / Ю. А. Кравченко // Арбитражная практика. -2018. - № 1 - 2. - С. 94 – 102.
Крылов, К. Д. Федеральное законодательное регулирование сферы труда [Текст] / К. Д. Крылов // Lex Russica. -2017. - № 6. - С. 75 – 84.
Михайлов, А. В. Некоторые аспекты правового регулировании специальной оценки условий труда [Текст] / А. В.Михайлов // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -2018. - № 1. - С. 35 – 37.
Михайлов, А. В. Дифференциация правовых норм по охране труда [Текст] / А. В. Михайлов // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 2. - С. 94 – 97.
Михайлов, А. В. Отдельные вопросы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] / А. В. Михайлов // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 2. - С. 98 – 100.
Пачурин, Г. В., Щенников, Н. И., Курагина, Т. И. Охрана труда. Методика проведения расследований несчастных случаев на производстве : учебное пособие / Г. В. Пачурин, Н. И. Щенников, Т. И. Курагина. -2-е изд., доп., учеб. -М. : Форум : Инфра-М, 2017. -144 с.
Петров, А. Я. Законопроект Минтруда России по вопросам охраны труда [Текст] : что не учтено его разработчиками / А. Я. Петров // Трудовое право в России и за рубежом. -2018. - № 1. - С. 17 – 21.
Петров, А. Я. Законы субъектов РФ об охране труда [Текст] : устаревшие нормы, дублирование, коллизии / А. Я. Петров // Трудовое право в России и за рубежом. -2017. - № 2. - С. 44 – 47.
Петров, А. Я. Права и обязанности работодателя в сфере охраны (безопасности и гигиены) труда [Текст] / А. Я. Петров // Адвокат. -2017. - № 2. - С. 28 - 36 .
Петров, А. Я. Службы (подразделения) гигиены труда [Текст] / А. Я. Петров // Вопросы трудового права . -2017. - № 2. - С. 50 – 58.
Петров, А. Я. Охрана, безопасность и гигиена труда работников транспорта [Текст] : некоторые правовые аспекты / А. Я. Петров // Вопросы трудового права. -2016. - № 4. - С.40 – 47.
Петров, А. Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда : актуальные вопросы трудового права : учебно-практическое пособие / А. Я. Петров. -Учеб. изд. -М. : Проспект, 2016. -416 с.
Петров, А. Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда : актуальные вопросы трудового права : учебно-практическое пособие / А. Я. Петров. - Учеб. изд. -М. : Проспект, 2017. -416 с.
Сапфирова, А. А. Предупреждение нарушений трудовых прав работников Федеральной службой по труду и занятости [Текст] / А. А. Сапфирова // Современное право. -2017. - № 1. - С. 36 – 38.
Старцев, Н. Н. Проблема дифференциации по субъектам трудового права [Текст] / Н. Н. Старцев // Петербургский юрист. -2016. - № 3. - С. 82 – 86.
Филимоненко, М. П. Зарубежный опыт регулирования отношений в сфере охраны труда [Текст] / М. П. Филимоненко // Трудовое и социальное право. -2016. - № 3. - С. 56 – 59.
Харитонов, М. М. Случаи обязательности профессиональных стандартов для работодателей [Текст] / М. М. Харитонов // Российский юридический журнал. -2017. - № 2. - С. 129 – 135.
Хныкин, Г. В. Локальные нормативные акты, посвященные охране труда работников [Текст] / Г. В. Хныкин // Вопросы трудового права. -2016. - № 3. - С. 29 – 39.
Чудова, Е. А. Некоторые вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда в правовых актах социального партнерства [Текст] / Е. А. Чудова // Законодательство. -2016. - № 8. - С. 40 – 44.
Чудова, Е. А. Правовые проблемы создания и деятельности службы охраны труда в организациях [Текст] / Е. А. Чудова // Трудовое право в России и за рубежом. -2016. - № 3. - С. 44 – 46.
Шипова, В. М. Кто проверит здоровье граждан, готовящихся к труду и обороне? [Текст] / В. М. Шипова // Правовые вопросы в здравоохранении. -2016. - № 9. - С. 80 – 82.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 4 – Система управления охраной труда и промышленной безопасностью








ПРИЛОЖЕНИЕ 2












ПРИЛОЖЕНИЕ 3















6


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6986.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6991.
6. Закон Воронежской области от 08.06.2012 № 77-ОЗ «Об охране труда в Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 30.05.2012) Собрание законодательства Воронежской области, 13.06.2012, № 16 (часть I), ст. 575.
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2009 № 14742) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 39, 28.09.2009.
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2012 № 23513) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
9. Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30855) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
10. Письмо Минтруда РФ от 23.01.1996 № 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте)», «Рекомендациями по примерному содержанию раздела «Условия и охрана труда» в коллективном договоре, предусматривающего обязательства работодателя перед трудовым коллективом организации в области условий и охраны труда») // Образование в документах, № 17, 1997.
11. ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст) // М., Стандартинформ, 2009.


Международные правовые акты

12. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
14. Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Бюллетень международных договоров, 2002, № 2, с. 54 – 61.
15. Закон Великобритании о фабриках 1961 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.
16. Закон Великобритании об охране здоровья и технике безопасности на производстве 1974 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2018 г.

Специальная литература

17. Аббасова, Е. В. Охрана труда [Текст] : некоторые вопросы правового регулирования / Е. В. Аббасова // Российская юстиция. -2016. - № 12. - С. 9 -10 .
18. Акатнова, М. И. Возмещение вреда от несчастного случая на производстве как одна из гарантий права работников на охрану труда [Текст] : международный аспект / М. И. Акатнова // Социальное и пенсионное право. -2016. - № 2. - С. 46 – 50.
19. Алексеева, Л. В. Дополнительные отпуска работникам лесозаготовок [Текст] / Л. В. Алексеева // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -2017. - № 4. - С. 55 – 60.
20. Артамонов, В. В. Современные проблемы создания благоприятных условий труда и стратегия законотворчества [Текст] / В. В. Артамонов // Вестник Воронежского государственного университета : Серия «Право». -2017. - № 1. - С. 241 – 245.
21. Белецкий, И. А. Общественная опасность преступного нарушения правил безопасности при производстве работ или оказании услуг [Текст] / И. А. Белецкий // Научный вестник Омской академии МВД России.-2016. - № 2. - С. 31 – 36.
22. Бутаева, Е. М. Государственное управление системой охраны труда в России [Текст] : современный контекст / Е. М. Бутаева // Гражданин и право. -2018. - № 2. - С. 36 – 53.
23. Бутаева, Е. М. Гарантии и компенсации лицам, работающим во вредных условиях [Текст] : правовые основы и материалы судебной практики / Е. М. Бутаева // Трудовые споры. -2017. - № 8. - С. 58 – 68.
24. Бутаева, Е. М. Государственная политика в сфере охраны труда [Текст] / Е. М. Бутаева // Гражданин и право. -2017. - № 10. - С. 18 -25.
25. Веретехина, С. В. Совершенствование системы охраны труда как инструмент повышения эффективности труда [Текст] / С. В. Веретехина // Вопросы трудового права . -2017. - № 3. - С. 70 – 74.
26. Власенко, М. С. Основные гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда [Текст] / М. С. Власенко //Закон и право. -2016. - № 6. - С. 73 – 75.
27. Воронцов, Д. И. Перспективные направления противодействия стрессу на рабочем месте [Текст] : юридико-экономический аспект / Д. И. Воронцов // Право и экономика. Документы. Комментарии. Практика . -2018. - № 2. - С. 67 – 72.
28. Гребенщиков, А. В. Дифференциация - способ сочетания интересов в сфере труда [Текст] / А. В. Гребенщиков // Петербургский юрист. -2016. - № 3. - С. 59 - 66 .
29. Гревцева, О. В. Как разработать инструкции по охране труда [Текст] / О. В. Гревцева // Справочник кадровика. -2016. - № 3. - С. 90- 102.
30. Гревцева, О. В. Вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу [Текст] / О. В. Гревцева // Справочник кадровик. -2016. - № 7. - С. 117- 127.
31. Евтеева, Е. Ю. Профессиональные заболевания [Текст] / Е. Ю. Евтеева // Трудовое право. -2017. - № 10. - С. 43 – 57.
32. Ермаков, Д. Н., Матвеева, А. С. Актуальные аспекты совершенствования деятельности региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений [Текст] / Д. Н. Ермаков, А. С. Матвеева // Право и государство. -2016. - № 2. - С. 88 – 93.
33. Заимова, Ю. Ф. Гармонизация норм международного права и российского законодательства в сфере охраны труда [Текст] / Ю. Ф. Заимова // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки : сборник докладов Международной научно-практической конференции, секции трудового права и права социального обеспечения. -М.: Проспект, 2016. -С. 182 – 186.
34. Зиядова, Д. З., Мурзаева, Д. Г. Уголовно-правовое воздействие нарушению требований охраны труда [Текст] / Д. З. Зиядова, Д. Г. Мурзаева // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 7. - С. 15 – 16.
35. Иванов, А. Б. К вопросу о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [Текст] / А. Б. Иванов // Вопросы трудового права . -2017. - № 11. - С. 58 – 64
36. Иглин, А. В. Особенности трудового права Евросоюза [Текст]/ А. В. Иглин // Трудовое право в России и за рубежом. -2016. - № 3. - С. 60 – 63.
37. Исламова, В. Р., Лысенко, Н. А. Гарантии и компенсации для работников занятых во вредных и (или) опасных условиях труда [Текст] / В. Р. Исламова, Н. А. Лысенко // Евразийский юридический журнал. -2017. - № 6. - С. 150 – 151.
38. Иркабаева, Р. И., Муталов, С. В., Мусина, Д. Р. Косвенный метод оценки эффективности затрат на охрану труда и промышленную безопасность [Текст] / Р. И. Иркабаева, С. В. Муталов, Д. Р. Мусина // Евразийский юридический журнал. -2016. - № 8. - С. 348 – 350.
39. Калинин, И. Б. Аналитический обзор изменений в трудовом законодательстве [Текст] / И. Б. Калинин // Вопросы трудового права . -2017. - № 4. - С. 10 – 18.
40. Кирсанова, Д. А. Понятие рабочего места, отвечающего целям проведения специальной оценки условий труда [Текст] / Д. А. Кирсанова // Бизнес в законе. -2016. - № 2. - С. 319 – 321.
41. Колесова, Н. С. Обеспечение права на охрану здоровья [Текст] : демографические и институциональные индикаторы/ Н. С. Колесова // Труды Института государства и права РАН. -2017. - № 3. - С. 124 – 143.
42. Корешева, С. Г. Профессиональные стандарты [Текст] : результаты опроса работодателей и работников / С. Г. Корешева, Н. Я. Гарафутдинова // Вопросы трудового права . -2017. - № 4. - С. 20 – 25.
43. Коробченко, В. В. Действие специальных норм трудового права во времени [Текст] / В. В. Коробченко // Петербургский юрист. -2016. - № 3. - С. 52 – 58.
44. Корж, В. А. Практика применения законодательства о СОУТ [Текст] / В. А. Корж, интервьюер Л. Потапова // Справочник кадровика. -2016. - № 4. - С. 10 – 17.
45. Корючина, И. А. Инспекции труда - к вопросу о повышении эффективности деятельности [Текст] / И. А. Корючина // Трудовое право в России и за рубежом. -2016. - № 1. - С. 36 – 37.
46. Кравченко, Ю. А. Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда [Текст] / Ю. А. Кравченко // Арбитражная практика. -2018. - № 1 - 2. - С. 94 – 102.
47. Крылов, К. Д. Федеральное законодательное регулирование сферы труда [Текст] / К. Д. Крылов // Lex Russica. -2017. - № 6. - С. 75 – 84.
48. Михайлов, А. В. Некоторые аспекты правового регулировании специальной оценки условий труда [Текст] / А. В.Михайлов // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -2018. - № 1. - С. 35 – 37.
49. Михайлов, А. В. Дифференциация правовых норм по охране труда [Текст] / А. В. Михайлов // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 2. - С. 94 – 97.
50. Михайлов, А. В. Отдельные вопросы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Текст] / А. В. Михайлов // Пробелы в российском законодательстве. -2017. - № 2. - С. 98 – 100.
51. Пачурин, Г. В., Щенников, Н. И., Курагина, Т. И. Охрана труда. Методика проведения расследований несчастных случаев на производстве : учебное пособие / Г. В. Пачурин, Н. И. Щенников, Т. И. Курагина. -2-е изд., доп., учеб. -М. : Форум : Инфра-М, 2017. -144 с.
52. Петров, А. Я. Законопроект Минтруда России по вопросам охраны труда [Текст] : что не учтено его разработчиками / А. Я. Петров // Трудовое право в России и за рубежом. -2018. - № 1. - С. 17 – 21.
53. Петров, А. Я. Законы субъектов РФ об охране труда [Текст] : устаревшие нормы, дублирование, коллизии / А. Я. Петров // Трудовое право в России и за рубежом. -2017. - № 2. - С. 44 – 47.
54. Петров, А. Я. Права и обязанности работодателя в сфере охраны (безопасности и гигиены) труда [Текст] / А. Я. Петров // Адвокат. -2017. - № 2. - С. 28 - 36 .
55. Петров, А. Я. Службы (подразделения) гигиены труда [Текст] / А. Я. Петров // Вопросы трудового права . -2017. - № 2. - С. 50 – 58.
56. Петров, А. Я. Охрана, безопасность и гигиена труда работников транспорта [Текст] : некоторые правовые аспекты / А. Я. Петров // Вопросы трудового права. -2016. - № 4. - С.40 – 47.
57. Петров, А. Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда : актуальные вопросы трудового права : учебно-практическое пособие / А. Я. Петров. -Учеб. изд. -М. : Проспект, 2016. -416 с.
58. Петров, А. Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда : актуальные вопросы трудового права : учебно-практическое пособие / А. Я. Петров. - Учеб. изд. -М. : Проспект, 2017. -416 с.
59. Сапфирова, А. А. Предупреждение нарушений трудовых прав работников Федеральной службой по труду и занятости [Текст] / А. А. Сапфирова // Современное право. -2017. - № 1. - С. 36 – 38.
60. Старцев, Н. Н. Проблема дифференциации по субъектам трудового права [Текст] / Н. Н. Старцев // Петербургский юрист. -2016. - № 3. - С. 82 – 86.
61. Филимоненко, М. П. Зарубежный опыт регулирования отношений в сфере охраны труда [Текст] / М. П. Филимоненко // Трудовое и социальное право. -2016. - № 3. - С. 56 – 59.
62. Харитонов, М. М. Случаи обязательности профессиональных стандартов для работодателей [Текст] / М. М. Харитонов // Российский юридический журнал. -2017. - № 2. - С. 129 – 135.
63. Хныкин, Г. В. Локальные нормативные акты, посвященные охране труда работников [Текст] / Г. В. Хныкин // Вопросы трудового права. -2016. - № 3. - С. 29 – 39.
64. Чудова, Е. А. Некоторые вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда в правовых актах социального партнерства [Текст] / Е. А. Чудова // Законодательство. -2016. - № 8. - С. 40 – 44.
65. Чудова, Е. А. Правовые проблемы создания и деятельности службы охраны труда в организациях [Текст] / Е. А. Чудова // Трудовое право в России и за рубежом. -2016. - № 3. - С. 44 – 46.
66. Шипова, В. М. Кто проверит здоровье граждан, готовящихся к труду и обороне? [Текст] / В. М. Шипова // Правовые вопросы в здравоохранении. -2016. - № 9. - С. 80 – 82.

Вопрос-ответ:

Что такое охрана труда?

Охрана труда - это система мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Какие особенности имеет охрана труда?

Охрана труда имеет ряд особенностей, таких как: учет специфики конкретного производства, применение индивидуальных и коллективных средств защиты, обучение и профилактика профессиональных заболеваний и травм.

Какое правовое регулирование существует в области охраны труда?

В области охраны труда существует правовое регулирование, которое определяет требования к безопасным условиям труда, порядок проведения инструктажей и обучения работников, а также ответственность за нарушение правил охраны труда.

Как реализуется государственная политика в области охраны труда?

Государственная политика в области охраны труда реализуется через правовое регулирование, проведение проверок и аудитов условий труда, а также контроль за соблюдением требований безопасности на рабочих местах.

Зачем нужен анализ обеспечения безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли?

Анализ обеспечения безопасности труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли необходим для выявления возможных угроз и рисков, а также разработки мероприятий по улучшению условий и снижению вероятности производственных травм и аварий.

Какие основные принципы лежат в основе государственной политики в области охраны труда?

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются соблюдение требований безопасности и гигиены труда, предупреждение профессиональных рисков и несчастных случаев на производстве, защита трудящихся от вредных и опасных условий труда, социальная защита работников в случае профессиональных заболеваний или травм и другие.

Какие особенности охраны труда существуют на перерабатывающем производстве в газовой отрасли?

Особенности охраны труда на перерабатывающем производстве в газовой отрасли включают наличие опасных веществ, высокие температуры и давления, специфические технологические процессы, которые требуют особого внимания к безопасности. Также важным аспектом является контроль за эффективностью средств индивидуальной и коллективной защиты, а также обучение работников правилам безопасности и профилактике профессиональных заболеваний.

Какое правовое регулирование существует для государственной политики в области охраны труда?

Государственная политика в области охраны труда регулируется различными законодательными актами, включая Конституцию Российской Федерации, Трудовой кодекс, Федеральный закон "О техническом регулировании", а также отдельные нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования к безопасности и гигиене труда, обязанности работодателей и работников в этой сфере, процедуры проведения инспекций и контроля со стороны государственных органов.

Что включает в себя механизм реализации государственной политики в области охраны труда?

Механизм реализации государственной политики в области охраны труда включает в себя такие составляющие, как разработка нормативных актов и стандартов безопасности труда, проведение инспекций и контроль со стороны государственных органов, обучение и пропаганда правил безопасности среди работников, социальная защита работников в случае травм или профессиональных заболеваний, а также сотрудничество между государством, работодателями и профсоюзами в решении вопросов охраны труда.