Система человек-машина;

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: ОБЖ
  • 36 36 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.07.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Система человек-машина 5
1. Описание системы в общем 5
2. Описание системы водитель-автомобиль 7
3. Человек как оператор системы «человек-машина» 11
4. Управление с обратной связью в системе человек-машина (водитель-авто) 13
5. Схема безопасной работы системы человек-машина 32
Заключение 34
Список использованных источников 36



Фрагмент для ознакомления

Для водителей, склонных к риску, характерно стремление сознательно идти на обострение в ситуациях взаимодействия с другими участникам движения. Главное, что отличает таких водителей, это сознательное или безотчетное желание испытать риск и получить ту самую «дозу адреналина».С целью принятия своевременных действий для восстановления нормального состояния психики большое значение имеет осуществление контроля за психологическим состоянием водителя или организации контроля за психическим состоянием водителей при работе на линии.Имеющаяся нормативная база и сформированные на ее основе информационные массивы обеспечивают возможность анализа оперативной информации, необходимой для оценки профессиональных рисков, разработки целенаправленных стратегий предотвращения несчастных случаев, средства для мониторинга здоровья и безопасности труда и эффективного регулирования в этой сфере.Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.Порядок расследования несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний устанавливается законодательством [1]. Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников, а также их представителей.Результаты расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда для формулирования соответствующих рекомендаций. Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности СУОТ руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.По результатам расследования несчастного случая на производстве проводят анализ производственного травматизма и составляют акт о расследовании по установленной форме. Анализ несчастных случаев осуществляют с применением:- статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;- топографических методов, при которых наносятся на плане территории обозначения места, где происходили несчастные случаи в течение не скольких лет;- монографических исследований длительного анализа отдельных несчастных случаев;- экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включают специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представителей работодателя, представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждают приказом (распоряжением) работодателя. Руководителя, непосредственно отвечающего за охрану труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включают.Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводит комиссия, образуемая работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включают государственного инспектора по охране труда, представителей органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включают также представителя органа санитарно-эпидемиологической службы РФ.В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и, по возможности, объяснения от пострадавшего.При расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;- фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.В настоящее время Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен статьями 227-231 ТК РФ и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73.В целях расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливают следующие документы:- приказ (распоряжение) работодателя о со здании комиссии по расследованию несчастного случая;- планы, эскизы, схемы, а при необходимости фото- и видеоматериалы места происшествия;- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;- экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной зашиты в соответствии с действующими нормами;- выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;- другие документы по усмотрению комиссии. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством РФ.Методология мониторинга и оценки риска воздействия производственных факторов на безопасность и здоровье человека является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением. В международной практике оценка рисков является основой, краеугольным камнем систем управления производством. Основной целью проведения мониторинга профессиональных рисков является сохранение жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. Оценка профессиональных рисков расценивается в качестве первоначального этапа при определении подходов к управлению безопасностью и защитой здоровья работников, а также построению системы охраны труда на предприятии. Увеличение финансирования на профилактические мероприятия однозначно не может быть решающим фактором снижения производственного травматизма. Достаточное финансирование только в совокупности с другими мероприятиями в сфере охраны труда, дает положительный эффект [3].В этом контексте следует обратить внимание на явный резерв улучшения многих сторон охраны труда, а именно система управления охраной труда должна реально функционировать на уровне организации.Организация должна выполнять требования, установленные нормативно-правовыми актами в сфере охраны труда [4, 8]. Одновременно должен осуществляться переход от затратной модели управления охраной труда к модели, позволяющей реализовать превентивный подход к сохранению здоровья и жизни работников на производстве, а также сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.5. Схема безопасной работы системы человек-машинаВ настоящее время на всех автопредприятиях необходимо ввести медицинский контроль психического состояния водителей.С целью проведения объективного контроля психофизиологического состояния водителей, выявляющих индивидуальную предрасположенность к ДТП рекомендуем разработать следующие методики для оценки личностных качеств водителя:недооценка опасных последствий своих действий;присутствие авантюризма (отсутствие чувства меры);недостаточная осмотрительность и осторожность, пренебрежение ПДД;переоценка собственных возможностей (ошибки оценки параметров ситуации);завышенная самооценка профессионального мастерства.Другой вопрос, что делать, если кандидат по результатам тестирования не соответствует психофизиологическому эталону профпригодности. Мы решили задачу следующим образом. Поскольку законодательство исключает критерий психофизиологической профпригодности, то выводы следующие:повышать обученность;организация контроля направленного на коррекцию психофизиологического состояния водителяпланирование эксперимента на добровольной основе с перестановкой кадров по психофизиологическому состоянию и с учетом показателей здоровья водителей.ЗаключениеВ настоящее время растет число регулируемых пешеходных переходов; строят надземные и подземные пешеходные переходы. Однако такие мероприятия требуют больших финансовых и трудовых затрат, поэтому наданном этапе больше внимание уделяется реализации относительно малозатратных проектов:•применение двуцветной дорожной разметки типа «зебра» сустановкой световозвращающих отражателей и дополнительного верхнего освещения;•оборудование на подъездах к пешеходным переходам участков дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости с установкой дорожных знаков 5.20 «Искусственная неровность»;•установка металлических желтых ограждений вблизи переходов, направляющих пешеходные потоки;•дублирование дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и установка односекционного светофора с мигающим желтым сигналом над переходом.Ожидалось, что принятие п. 14.1 ПДД РФ в редакции «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода» и повышение штрафных санкций к водителям за нарушение данного пункта Правил существенно снизит число ДТП на дорогах в местах перехода пешеходов.Однако, несмотря на совершенствование конструкции пешеходных переходов, на повышение штрафа, который предусмотрен за то, что водители не уступили дорогу пешеходу, пока еще нарушений Правил водителями остается на весьма высоком уровне.Принимаемые изменения и дополнения в ПДД РФ и КоАП не освобождают пешеходов от обязанности выполнять предъявляемые к ним требования. Однако при составлении административных материалов чаще всего виновность в нарушении Правил возлагают на водителей. Оспорить эти решения удается только с помощью видеозаписей автомобильного видеорегистратора.Прирассмотрения уголовных дел, возбужденных по наезду ТС на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, в качестве одногоиз доказательств для принятия решений, служит автотехническая ситуационная экспертиза, в ходе которой определяется момент возникновения опасности для движения и наличие у водителя технической возможности предотвратить наезд [3].В обстановке уверенного и без остановочного выхода пешехода на проезжую часть в зоне пешеходного перехода в близи ТС, момент возникновения опасности для движения может быть принят с момента обнаружения водителем пешехода, движущегося в направлении перехода. А это значит, что экспертное исследование дорожно-транспортной ситуации может быть проведено с принятием момента возникновения опасности для движения водителя не с момента выхода на проезжую часть, а с момента обнаружения водителем пешехода. И не исключено, что такое исследование может привести к выводам о наличии у водителя ТС технической возможности предотвратить наезд на пешехода путем снижения скорости или полной остановки. На основании такого вывода действия водителя могут квалифицироваться, как находящиеся в причинно-следственной связи с наступившими последствиями ДТП.Осознание всеми участниками дорожного движения, как водителями, так и пешеходами, всей полноты ответственности за свои действия во взаимоотношениях на пешеходном переходе может стать одним из механизмов, положительно влияющих на повышение безопасности движения на дорогах страны.Список использованных источниковСальвенди Г.Ч еловеческий фактор. Том 3. Часть 1. - М.: Мир, 1991. – 487 с.Шеридан Т.Б., Феррелл У.Р. Системы человек-машина: модели обработки информации, управления и принятия решений человеком-оператором: пер. с англ. / под ред. К.В. Фролова. - М.: Машиностроение, 1980. – 398 с.Ротенберг Р.В. Основы надежности системы водитель-автомобиль-дорога-среда. - М.: Машиностроение, 1986. - 216 с.Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин А.А. и др.; Единая транспортная система: учеб.для вузов/ под ред. В.Г. Галабурды. - М.: Транспорт, 2001. - 303 с.Пугачев И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения: учеб.пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 270 с.Коноплянко, В.И. / Организация и безопасность движения: Учеб.длявузов / В.И. Коноплянко, - М.: Высш. шк., 2007.-383 с/Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.Н. Проблемы системногоинженерно–психологического проектирования. М.: Изд. МГУ, 1971. – 94 с.Инженерная психология. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: Наука, 1977. – 304 с.Антомонов Ю.Г. Принципы нейродинамики. – К.: Наукова думка, 1974. – 200 с.

2. Сальвенди Г.Ч еловеческий фактор. Том 3. Часть 1. - М.: Мир, 1991. – 487 с.
3. Шеридан Т.Б., Феррелл У.Р. Системы человек-машина: модели обработки информации, управления и принятия решений человеком-оператором: пер. с англ. / под ред. К.В. Фролова. - М.: Машиностроение, 1980. – 398 с.
4. Ротенберг Р.В. Основы надежности системы водитель-автомобиль-дорога-среда. - М.: Машиностроение, 1986. - 216 с.
5. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин А.А. и др.; Единая транспортная система: учеб. для вузов/ под ред. В.Г. Галабурды. - М.: Транспорт, 2001. - 303 с.
6. Пугачев И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 270 с.
7. Коноплянко, В.И. / Организация и безопасность движения: Учеб. для вузов / В.И. Коноплянко, - М.: Высш. шк., 2007. - 383 с/
8. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.Н. Проблемы системного инженерно–психологического проектирования. М.: Изд. МГУ, 1971. – 94 с.
9. Инженерная психология. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: Наука, 1977. – 304 с.
10. Антомонов Ю.Г. Принципы нейродинамики. – К.: Наукова думка, 1974. – 200 с.

Вопрос-ответ:

Что такое система "человек-машина"?

Система "человек-машина" представляет собой взаимодействие человека и машины, где человек выполняет функции оператора, а машина – исполняет задачи по командам оператора. Эта система является основой водительского опыта и включает в себя принятие решений во время управления автомобилем.

Какова роль водителя в системе "человек-машина"?

Водитель играет роль оператора в системе "человек-машина". Он принимает решения и выдает команды машине, контролирует ее поведение на дороге. Водитель должен обладать навыками управления автомобилем, иметь знания о правилах дорожного движения и быть внимательным и ответственным.

Как человек влияет на работу системы "человек-машина"?

Человек как оператор системы "человек-машина" влияет на ее работу своими решениями и командами. Он принимает решения на основе сенсорной информации и своего опыта, контролирует поведение машины и взаимодействует с другими участниками дорожного движения. Правильные решения и внимательность водителя помогают обеспечить безопасность и эффективность движения.

Что такое управление с обратной связью в системе "человек-машина"?

Управление с обратной связью в системе "человек-машина" предполагает постоянную передачу информации между водителем и машиной. Водитель получает обратную связь о состоянии автомобиля через сенсоры и отклики системы, а затем корректирует свое поведение и команды, чтобы достичь желаемого результата. Это помогает поддерживать стабильность и безопасность движения.

Как обеспечивается безопасная работа системы "человек-машина"?

Безопасная работа системы "человек-машина" зависит от взаимосвязи между водителем, машиной и другими участниками дорожного движения. Водитель должен соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным и предсказуемым для других участников. Машина должна быть технически исправной и обладать надежной системой управления. Эффективное взаимодействие всех компонентов системы позволяет обеспечить безопасность на дороге.

Что такое система "человек-машина"?

Система "человек-машина" - это взаимодействие человека и машины, где человек является оператором машины и осуществляет управление ею.

Какова роль водителя в системе "человек-машина"?

Водитель является основным оператором системы "человек-машина". Он управляет автомобилем, принимает решения и выполняет действия по вождению.

Что определяет поведение человека в системе "человек-машина"?

Поведение человека в системе "человек-машина" определяется его когнитивными и физическими возможностями, опытом вождения, эмоциональным состоянием и мотивацией.

Что такое управление с обратной связью в системе "человек-машина"?

Управление с обратной связью в системе "человек-машина" предполагает постоянное взаимодействие между водителем и автомобилем, где информация о состоянии автомобиля передается водителю, а он в свою очередь принимает решения и влияет на работу автомобиля.