Форма, средства и методы культурно досуговых технологий.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 26.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические аспекты социально-культурной деятельности как основы культурно-досуговых технологий 6
1.1 Основные формы, методы, средства и подходы к повышению эффективности в социально-культурной сфере 6
1.2 Требования к культурно-досуговым технологиям 10
1.3 Совершенствование форм и методов социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий 11
2 Современные формы праздничной культуры и средства культурно-досуговых технологий 15
2.1 Российская праздничная культура: история и современность 15
2.2 Массовые общегосудрственные праздники в контексте праздничной культуры 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Заданный драматургический ход, который двигает развития сюжета, является главным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со радостным, светлым. Это находит выражение в специализированном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти танец, песни, кинофрагмент, отрывок из спектакля, они чередуются с массовыми движениями участников, публицистическими выступлениями.
Освоение городского пространства при помощи знаков праздника происходит, прежде всего, в аудиовизуальном направлении. Музыкальное сопровождение маркирует пространство праздничного действия, и в качестве музыкального декора используют шлягеры. Интересным направлением является, на взгляд автора, создание оригинальной линейки музыкальных идентификационных продуктов. К данным продуктам относят музыкальный слоган, музыкальный логотип праздника и музыкальный джингл (песню) праздника. Музыкальный джингл и логотип выполняют идентификационную функцию. К примеру, их активно используют в практиках футбольных болельщиков, а именно: «кричалки», гимн команды, речевки и т. д. и т. п. Слоган, как музыкальный, так и вербальный, ориентирован на мотивационное влияние, формирует определенное поведение, к примеру, задает модель празднования или собирает людей в назначенном месте.
В визуальной сфере происходят маркировка и захват пространства при помощи использования айдентики праздника — системы визуальных элементов, которые определяют визуальную идентификацию праздника, а также его влияющий потенциал. К айдентическим элементам относятся слоган праздника, логотип праздника, шрифт, цвет и некоторые другие образы. К примеру, в Чикаго на празднике святого Патрика является традиционным цветом зеленый, который представлен не только на всех промоматериалах, но в зеленый цвет окрашивают воду в реке Chicago river. Таким образом, даже природные объекты встраивают в праздничный стиль, образуя этим неповторимый и целостный образ.
Положительная нагруженность айдентических образов, основным из которых является логотип, позволяет их использовать в качестве оплачиваемого элемента для размещения на рекламной продукции спонсоров.
Городская архитектура является важным фактором праздника. Широкие городские проспекты являются любимым местом проведения городских праздников. Протяженность улицы задает кинематику праздника, его характерный темпоригм. Центральные улицы городов предполагают передвижение масс горожан в рамках определенного действия, а зрителей размещают на пешеходной зоне дороги. Следует отметить, что такая организация являлась характерной для всех ноябрьских и первомайских демонстраций. Так организованы почти все карнавалы. В Чикаго вдоль Millennium park — центрального парка города — национальные диаспоры города устраивают обычно праздничные передвижения. Костюмированные музыкальные номера с использованием спецэффектов и техники становятся интересным зрелищем для туристов и горожан.
Интересным способом организации праздника является использование зонирования пространства. Отметим, что это рационально сделать, когда аудитория праздника значительно отличается но нсихографическим и социодемографическим характеристикам и создать некоторый общий вектор праздника проблематично. В таком случае создают разные праздничные зоны со своим дискурсивным наполнением: от исполнения классической музыки до альтернативных субкультурных движений и музыкальных групп. Очевиден тот факт, что зонирование представляет собой возможность максимально хорошего обеспечения безопасности людей, что представляет собой актуальную проблему в современных условиях.
Следует отметить, что в последние годы выросло число корпоративных праздников, которые отличаются временной ориентацией во временной шкале «на настоящее» и фиксированным пространством действа. В значительной мере масса корпоративных праздников вытесняет традиционные городские праздники, заменяя бизнес-дискурсом живую ткань старого городского праздника, традиционного и экспансивного, либерального и массового.
Уход праздничной активности в корпоративный жанр имеет связь и с определенной архитектурной тенденцией, появлением так называемой «крепостной архитектуры». Здесь деловые центры, частные дома, а также правительственные здания проектируют с доступным и открытым пространством внутри за счет создания непроницаемого и закрытого внешнего периметра. Данная тенденция проявляется в осязаемой, конкретной форме, а именно — в разрушении, исчезновении публичного пространства, которое ранее служило пространством городского праздника.
Интересным является временной анализ праздника на микроуровне. Следует выделить его четыре временных этапа: дневной, утренний, ночной и вечерний. Каждому из этапов соответствуют своя целевая аудитория, свой жанр и вид дискурса, а также специализированные цели. Утренний этап, очевидно, определяет детский дискурс праздника, дневной —официальные мероприятия и семейный жанр, а вечерний, как правило, имеет связь с кульминацией праздника и маркирован молодежной целевой аудиторией. Ночная фаза — это андеграундовский, «неофициальный» этап праздника.
Следовательно, дискурсивный подход к празднику, его анализ в рамках пространственно-временных координат позволяют выделить его новые феномены, произвести классификацию праздников и обозначить методы повышения его эффективности.
Необходимо отметить, что государственные праздники в крупных городах РФ не выполняют одну из самых важных функций поддержания и формирования коллективной национальной идентичности русского/ российского народа.
Самый яркий пример — День России, 12 июня. День отсылает к событию исторически не укорененному, семантически неоднозначному, т. е. вместо праздника Мифа создан слабый, рыхлый миф Праздника — без семиотического наполнения и внутренней символической структуры. Как итог, в соответствии с данными ВЦИОМ, до сих пор около 70% россиян не знают, почему именно 12 июня предложено для празднования в качестве Дня России. Очень немногие граждане РФ также знают, когда празднуется День российского флага, и только треть знакома с каноническими значениями цветов российского триколора.
Что касается степени вовлеченности субъектов праздничного пространства в непосредственный «ритуал» праздника (творец, зритель, участник, комментатор, летописец), то для России очевидна ее соотнесенность с механизмами общества потребления: пик активности приходится на праздничные события с ярко выраженным форматом массовой культуры, неформальным/ контркультурным сценарием и рекламной маркировкой «Возьми бесплатно».
Примечательной чертой праздничного пространства современного города является нивелировка различий в пространственных решениях и драматургии самого городского праздника и различного рода социокультурных акций. Актуальные формы визуальных репрезентаций праздничного пространства в городе сведены к декорированию «интерьера» праздничного локуса. Универсальными предметными чертами праздника любого типа — от Нового года до Дня Победы — являются одни и те же вещи: шарики, флаги, фейерверки. Статус праздника в общественной иерархии символических деклараций данном случае определяется только числом и размером «ритуальных» предметов. В историческом ракурсе большая часть современных праздников является огненно-водными феериями, в художественном отношении — светомузыкальными шоу. В последнее время в московской праздничной культуре индустрией развлечений инициируются элементы ярмарочной карнавальности — клоунские носы, головные антенны «инопланетян», ростовые куклы, ходули, чайные балаганчики и т. п.
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.
Проведение массовых государственных праздников, как правило, является весьма значимым и радостным событием для большинства людей. Тем не менее, проведение всех городских государственных мероприятий имеет следующие особенности:
1. Они проходят на большом числе площадок.
2. Проходят под открытым воздухом.
3. Аудитория праздников является общедоступной.
Проведение массовых государственных праздников всегда связано с определёнными рисками провокаций беспорядков и даже терактов, это представляет повышенную опасность для городских жителей. И повышенную степень защиты со стороны органов ФСБ, внутренних дел, здравоохранения и МЧС.
Вышеизложенное указывает на необходимость грамотного руководства организацией и поведением массовых мероприятий.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Досуг при некоторых обстоятельствах может являться приоритетным фактором физического и духовного развития человека. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг содействует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, в конце концов, досуг признается существенным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных людей. Особенная ценность досуга состоит в том, что он может помочь ребенку, инвалиду, взрослому, пожилому человеку, осуществить в реальности то лучшее, что в нем есть.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность свободным временем.
Социально-культурное пространство-время оказывает значительное воздействие на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания молодежи, предоставляет возможность добиться успеха в любой области жизнедеятельности, помочь реализовать свои возможности. Социально-культурное пространство-время является одним из наиболее важных критериев цивилизации социума, развития рефлексивного сознания молодежи, способности к самопознанию, саморазвитию, самореализации в выбранной профессиональной деятельности.
Одним из основных критериев организации государственного праздника в социально-культурном пространстве-времени является познание, общение, воздействие, которое способно научить молодого человека жить в информационном потоке, создать условия и предпосылки для актуализации потребности, его непрерывного саморазвития, интереса, необходимости, обострения внимания, восприятия, которые личностно и творчески могут реализоваться в профессиональной деятельности.
Особенность проведения массовых городских праздников регионального масштаба и федерального масштаба заключается в их уникальности. Ни один из проводимых праздников не может иметь одинакового художественного решения и сюжета. Даже военные парады на Красной площади каждый раз уникальны.
Исследователи установили, что продуктивная самореализация и жизненный успех молодежи достигается за счет высокого уровня и длительного проявления социальной и творческой активности, гибкости и мобильности, развитой способности выходить из кризисных ситуаций.
Соответственно, для достижения данных целей во взаимодействии учреждений культуры и СМИ на базе социально-культурного пространства-времени происходят изменения содержания их деятельности с молодежью, мотивируя их проблемными ситуациями, значимыми смыслами, ориентируя на творческий подход к деятельности, на осмысленные нравственные выборы, которые моделируют возможные переживания и ситуации в период проведения и подготовки государственного праздника.
Список использованной литературы
Актуальные проблемы культурной политики современной России. Антологии. - Спб.: Ленанд, 2008. – 23с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2009. – 137-303 с.
Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культуры//Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. - М.: Наука, 2008. – 16-22 с.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2010. – 41-86 с.
Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический // Социол. исслед. 2008. № 5.
Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. «Социальная структура общества: в поисках адекватных ответов».// Социол. исслед, 2008, №7.
Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения// Вопросы экономики 2008, №2.
Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологический журнал, 2008, № 6.
Заславская Т. И. Социально-культурные аспекты трансформации российского общества// Социол. исслед. 2007, №8.
Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 2008. – 56-64 с.
Козрыев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал, 2009, № 2.
Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. – 56-57 с.
Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества.- М.: Эдиториал, 2007. – 122-126 с.
Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории, учеб. - М, 2008. – 103-104 с.
Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. - М.: МГУКИ, 2003. - 252 с.
Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи Социс- М., №1. 2002. – 105-110 с.
Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.
Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004. – 86-89 с.
Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества.- М.: Эдиториал, 2007. – 122-126 с.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2010. – 41-86 с.
Козрыев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал, 2009, № 2.
Актуальные проблемы культурной политики современной России. Антологии. - Спб.: Ленанд, 2008. – 23с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2009. – 137-303 с.
Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культуры//Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. - М.: Наука, 2008. – 16-22 с.
Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологический журнал, 2008, № 6.
Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1990. – с. 248.
Паренчук, Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации. - дис. на соиск. учен. степ. канд. культуролог. наук: 24.00.01 / Т.Н.Паренчук. - Кемерово, 2008. – с. 14.
Лаврикова, И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника / И.Н. Лаврикова / / Вестник Челябинского государственного университета. - №2. - 2011. - С. 74-78.
Черняк Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ: учеб. пособие / Ю. М. Черняк. – Минск: ТеатраСистемс, 2004. – 224 с., ил.
Ярошенко, Н.Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 5. – С. 27-34.
Школяр Л.В. Тенденции и перспективы раскрытия творческого потенциала молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 118-123.
Шарковская Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 136-141.
Вайсеро К.И. Практика реализации государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 146-153.
Чижиков В.В. Ресурсы культуры и культура как ресурс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 117-124.
Гагач М.Г. Современные направления социально-культурной работы с молодёжью // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 150-154.
2
3
6
15
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2009. – 137-303 с.
3. Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культу-ры//Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты ис-следования художественной культуры в переходных процессах. - М.: Наука, 2008. – 16-22 с.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2010. – 41-86 с.
5. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразий-ство: их сущность и общественно-политический // Социол. исслед. 2008. № 5.
6. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. «Социальная структура общества: в поисках адекватных ответов».// Социол. исслед, 2008, №7.
7. Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения// Вопросы экономики 2008, №2.
8. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологический журнал, 2008, № 6.
9. Заславская Т. И. Социально-культурные аспекты трансформации российского общества// Социол. исслед. 2007, №8.
10. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 2008. – 56-64 с.
11. Козрыев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал, 2009, № 2.
12. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. – 56-57 с.
13. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества.- М.: Эдиториал, 2007. – 122-126 с.
14. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории, учеб. - М, 2008. – 103-104 с.
15. Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. - М.: МГУКИ, 2003. - 252 с.
16. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи Социс- М., №1. 2002. – 105-110 с.
17. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.
18. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004. – 86-89 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты социально-культурной деятельности лежат в основе культурно-досуговых технологий?
Основой культурно-досуговых технологий являются теоретические аспекты социально-культурной деятельности, такие как удовлетворение потребностей населения в досуговых и культурных мероприятиях, сохранение и развитие культурного наследия, создание благоприятной среды для саморазвития и самореализации личности.
Какие формы, методы и средства используются для повышения эффективности социально-культурной сферы?
Для повышения эффективности социально-культурной сферы используются разнообразные формы, методы и средства. Например, организация концертов, выставок, театральных постановок, кинопоказов, спортивных мероприятий. Также широко применяются информационные технологии, социальные сети, специализированные программы и сервисы.
Какие требования предъявляются к культурно-досуговым технологиям?
К культурно-досуговым технологиям предъявляются такие требования, как доступность для всех категорий населения, разнообразие предлагаемых мероприятий, качество организации и проведения, адаптация к потребностям различных возрастных групп, способность создавать уникальные и запоминающиеся впечатления у участников.
Как можно совершенствовать формы и методы социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий?
Совершенствование форм и методов социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий может осуществляться через внедрение инновационных подходов, использование современных технических средств, привлечение квалифицированных специалистов, учет мнения и предпочтений аудитории, а также анализ и учет мировых тенденций в области культурно-досуговых мероприятий.
Какие основные формы и методы существуют в сфере социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий?
Основные формы и методы в этих сферах включают в себя организацию различных мероприятий (выставок, концертов, спектаклей и т.д.), проведение мастер-классов и тренингов, использование информационно-коммуникационных технологий, разработку и распространение культурных программ и многое другое.
Какие требования предъявляются к культурно-досуговым технологиям?
К культурно-досуговым технологиям требуется, чтобы они были доступными и интересными для широкого круга людей, способствовали развитию и обогащению культурного опыта, учитывали разнообразие интересов и потребностей публики, стимулировали творческую и активную деятельность, способствовали социо-культурному развитию сообществ и территорий.
Как можно повысить эффективность в социально-культурной сфере?
Для повышения эффективности в социально-культурной сфере можно использовать различные подходы, такие как внедрение инновационных технологий и методов работы, укрепление партнерских отношений между организациями, привлечение и поддержка молодежи и волонтёров, развитие культурного туризма и другие.
Каким образом можно совершенствовать формы и методы социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий?
Формы и методы социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий можно совершенствовать путем анализа и изучения потребностей и предпочтений аудитории, привлечения к процессу разработки и реализации программ и проектов специалистов различных областей, постоянного мониторинга и оценки результатов своей работы, адаптации к изменяющимся условиям и многое другое.