Жанровые особенности монологической речи и их учет в методике обучения иностранному языку.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 23 23 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 01.08.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Жанровые особенности монологической речи. 4
1.1 Говорение как вид речевой деятельности. 4
1.2 Монологическая речь и её особенности. 8
Вывод по первой главе. 12
Глава 2. Методика обучения монологической речи на иностранном языке. 13
2.1 Технология обучения монологу. 13
2.2 Система упражнений для обучения монологическому высказыванию. 17
Вывод по второй главе. 21
Заключение. 22
Список литературы. 23

Фрагмент для ознакомления

На этапе подготовительных упражнений внимание должно быть сосредоточено на операциях, которые помогают пользоваться аналогией; определять по различным признакам необходимое; выбирать правильное решение из двух предлагаемых; восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст; ориентироваться в структуре предложений; переносить найденное решение в новые ситуации.
Для примера приведем лишь некоторые виды подготовительных упражнений:
Ответить на вопрос, употребив образцы.
Заменить в предложении выделенные слова синонимами или антонимами.
Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы.
Подобрать предложения в хронологическом порядке.
Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
Расширить/сократить указанные предложения.
Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.
Объяснить указанные слова на иностранном языке.
Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.
Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию.
Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).
После доведения навыка работы с тренировочными упражнениями до автоматизма, что соответствует автоматизации необходимых речевых операций, следует приступать к упражнениям на развитие навыка монологической речи.
Описание картинок.
Репродуктивные упражнения (традиционный пересказ).
Ситуативные упражнения (дополнить, завершить описание ситуации, сделать вывод).
Дискутивные упражнения (учебная дискуссия и комментирование).
Композиционные упражнения (рассказ по предложенной ситуации или сюжету).
Обучение монологу должно происходить поэтапно, так в IV – V классах следует обучать фрагментарному высказыванию, в VI-VII - монологическому единству, в старших классах – выступлению.
Обучение жанровые особенности в этом случае варьируются также согласно этапам обучения. Например, на начальном этапе нецелесообразно использовать сложные предложения, тогда как на продвинутом уровне сложные предложения должны уже стать основой монолога. То же качается и объема самого высказывания. Интонация и слова-обращения должны быть доведены до автоматизма еще на этапе тренировочных упражнений. Если на начальном этапе обучение иностранному языку основывается на разговорных конструкциях, упрощенных по своей форме, то с переходом на каждый последующий этап обучения, порядок слов в монологической речи больше соответствует литературной норме.
Выбор упражнений в развитии монологической речи ориентируются на:
1) Возраст и уровень общей образованности учащихся.
2) Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.
3) Особенности речевой ситуации.
4) Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.
5) Индивидуальные особенности личности обучаемых.
При освоении, изучении чего-то нового неизбежно возникают трудности. Как упоминалось ранее, обучение монологической речи и в частности её жанровым особенностям на иностранном языке проходит в три этапа: на первом – вырабатываются языковые автоматизмы, на втором – происходит отбор языковых средств, на третьем – развивается умение инициативной речи. На каждом из этих этапов может возникнуть своя индивидуальная трудность у любого из обучающихся.
Проанализировав подходы зарубежных и отечественных методистов, мы выделили часто встречающиеся трудности при обучении монологической речи на иностранном языке с учетом жанровых особенностей:
Непонимание речевой задачи – учащиеся не владеют темой, не понимают, чего от них хочет преподаватель, поэтому предпочитают молчать или говорить, что им трудно и они не будут ничего делать.
Психологический дискомфорт – монологическое высказывание направлено на аудиторию, даже если это всего один человек. У учащихся возникает боязнь выступления как такового.
Страх ошибки – боязнь авторитета учителя, который может подвергнуть критике выступление посредством указания на ошибки грамматического, лексического или стилистического характера.
Нехватка языковых средств – небольшой словарный запас, препятствующий выражению мысли.
Чувство неестественности – особенно при работе в группе, для участников которой странно говорить друг с другом на неродном языке и, соответственно, возникает тенденция к его неиспользованию.
Основной задачей педагога в таких ситуациях является создание комфортной обстановки, которая обуславливается похвалой, мотивирующими высказываниями, иногда даже использовании тактильных средств. Поскольку ситуацию говорения необходимо создавать, иначе исчезнет самая важная характеристика монологического высказывания – целенаправленность.
Что касается преодоления трудности нехватки языковых средств, то здесь можно использовать опоры, т.е. модели программы высказывания. Их назначение – помочь формированию монологического высказывания за счет создания ассоциативного ряда жизненного и речевого опыта учащихся. Необходимые ассоциации в основном вызываются двумя путями: вербальным (текст, план, схема, слово, фраза, подпись и проч.) и изобразительным (фильм, картинка, рисунок, фотография, цифры, даты и проч.). Опоры всегда информативны. Соответственно, учащиеся могут их использовать при создании монологического высказывания установками речевых упражнений.
Показателями сформированности монологических умений служат количественные и качественные параметры речи. К первым относятся темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями являются: соответствие теме и ситуации общения, лингвистическая нормативность, логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность высказывания. Текущий и итоговый контроль осуществляется в процессе выполнения условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в устной форме.













Вывод по второй главе.
Определив цель обучения монологической речи как формирование монологических умений и поставив задачи, мы выяснили , что монологическое высказывание – это умение выражать свои мысли с помощью речевых конструкций, которые необходимо специально формировать. При этом выделяют уровни сформированности для каждого этапа обучения. Рассмотрели особенности двух подходов к обучению монологической речи «снизу - вверх» и «сверху - вниз». Провели исследование системы упражнений с учетом жанровых особенностей монологической речи. Выяснили, что упражнения в целом делятся на подготовительные и речевые, выбор которых ориентируется на этап обучения иностранному языку. Определили трудности и рассмотрели некоторые пути их решения. На основании полученной информации, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо разработать ряд методических рекомендаций (общих и индивидуальных) соответственно возрасту, уровню владения языком, индивидуальных особенностей учащихся, а также особенностей речевой ситуации.











Заключение.
Навыки говорения не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, существуют и уроки, направленные на развитие навыков говорения.
Объектом исследования являлась монологическая речь и её жанровые особенности. В ходе исследования соответственно поставленным задачам, мы определили все необходимые понятия (речь, монолог, жанр) и дали их характеристику. Во второй главе мы рассмотрели технологию обучения монологической речи на иностранном языке, трудности при обучении и некоторые пути их решения, а также проанализировали систему упражнений для обучения монологическому высказыванию.
Все это, в контексте учета жанровых особенностей монологической речи, позволило нам сделать вывод, что основной подход к обучению монологической речи является поэтапным и делится на три уровня. Жанровые особенности при этом для каждого этапа свои. Система упражнений для обучения монологическому высказыванию на иностранном языке в целом делится на два вида: тренировочный и коммуникативный. Право выбора метода и подхода обучения монологической речи на иностранном языке остается за преподавателем, который должен, при этом, учитывать ряд особенностей.
Жанровые особенности так или иначе присутствуют в упражнениях на каждом этапе формирования навыка монологического высказывания. Поскольку монолог не существовал бы без своих специфических особенностей.
В связи с проведенным теоретическим исследованием темы и анализом полученных данных рекомендуется разработать методическое пособие для каждого этапа обучения монологической речи на иностранном языке с учетом ее жанровых особенностей, принимая во внимание возможные трудности в освоении необходимого навыка.
Таким образом, цель данного исследования достигнута.



































1

Список литературы.
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.-- М., Просвещение, 1977, с. 278.
2. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.
3. Ваулина Ю.Е., Дули Дж. Spotlight (Student`s book 7). – М.: «Просвещение», 2010. — с.56
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам (Пособие для учителя). — М.: «АРКТИ», 2000. — с.165
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — с. 190; 198-206
6. Душкова Н.Н Об использовании метода проектов при обучении иностранному языку в средней школе./ Высшее образование сегодня, 2009 №3. — с. 84-86
7. Закирова Ф.К. [Текст]/ Иностранные языки в школе//гл. ред. Каменицкая Н.П. — М.: «Просвещение — 2011, №9 — с.96
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст]/ И.А.Зимняя. - М., 1991.
9. Иванова Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть I/ Иванова Т.В.; Киреева З.Р.; Сухова И.А. — Уфа: Изд. БГПУ, 2009. — с. 126
10. Иванова Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть II/ Иванова Т.В.; Киреева З.Р.; Сухова И.А. — Уфа: Изд. БГПУ, 2009.—с.31-81
11. Иванова Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Практикум. Иванова Т.В.; Киреева З.Р.; Сухова И.А. — Уфа: Изд. БГПУ, 2009. — с. 103-130
12. Карманова Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.
13. Лазарева А.С. Podcasting как средство управления качеством обучения устной речи в рамках курса «деловой английский»/ Язык и культура. 2008 №2. — с. 92-99
14. Лапидус Б.А. [Текст]/ Иностранные языки в школе//гл. ред. Каменицкая Н.П. — М.: «Чеховский полиграфический комбинат» — 2011, №8 — с.126
15. Мещерякова Т.М. [Текст]/ Иностранные языки в школе//гл. ред. Каменицкая Н.П. — М.: «Чеховский полиграфический комбинат» — 2011, №4 — с.126
16. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
17. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 209 с.
18. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В.Рогова. - М.: Радуга, 2004. - 245 с.
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (Базовый курс лекций), 3-е изд. — М.: «Просвещение», 2005. — с. 164-174
20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (Продвинутый курс), 2-е изд. — М.: «Астрель», 2010. — с. 272
21. Скалкин, В. Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей [Текст] / В. Л. Скалкин. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. - 153 с.
22. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам. — М.: «Педагогика», 1998. — с. 107
23. Частухина А.Ю. Развитие навыков устной речи./Иностранные языки в школе/Золотые страницы//гл. ред. Каменицкая Н.П. — М.: «Чеховский полиграфический комбинат» — 2011, №4 — с. 98-103

Вопрос-ответ:

Какие особенности монологической речи рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются жанровые особенности монологической речи, включая говорение как вид речевой деятельности и особенности монологической речи.

Что такое говорение как вид речевой деятельности?

Говорение в данной статье рассматривается как вид речевой деятельности, который включает монологическую речь и имеет свои особенности.

Какие особенности монологической речи описываются в первой главе?

В первой главе описываются особенности монологической речи, такие как ее жанровые особенности и специфика самого монолога.

Каковы выводы по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи заключаются в обобщении жанровых особенностей монологической речи и ее значимости для обучения иностранному языку.

Что рассматривается во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматривается методика обучения монологической речи на иностранном языке, включая технологию обучения и систему упражнений.

Что такое монологическая речь?

Монологическая речь - это форма высказывания, при которой один человек говорит без прерывания и без сопровождения репликами других.

Какие особенности имеет монологическая речь?

Монологическая речь отличается от диалогической тем, что она требует большей самостоятельности и высказывания своих мыслей. В монологе важно правильно организовать мысли, использовать языковые средства и определенную структуру.

Как можно обучать монологической речи на иностранном языке?

Обучение монологической речи на иностранном языке требует использования определенной методики. Одним из способов является использование технологии обучения монологу, которая включает различные этапы и упражнения, направленные на развитие навыков монологической речи.

Какие упражнения можно использовать для обучения монологическому высказыванию?

Система упражнений для обучения монологическому высказыванию может включать задания на развитие лексического запаса, грамматических навыков, а также тренировку организации мыслей и структуры высказывания.

Какие выводы можно сделать по главе о жанровых особенностях монологической речи?

Из главы о жанровых особенностях монологической речи можно сделать вывод, что монологическая речь требует от говорящего большей самостоятельности и навыков организации мыслей. Также особенности монологической речи нужно учитывать при разработке методики обучения иностранному языку.

Какие особенности имеет монологическая речь?

Монологическая речь характеризуется тем, что она выполняется одним говорящим без прямого взаимодействия с другими участниками коммуникации. Говорящий имеет полный контроль над процессом выражения своих мыслей и идей. Монологическая речь имеет свои жанровые особенности, такие как научный доклад, презентация, монологическое высказывание и другие.

Какая методика обучения монологической речи на иностранном языке существует?

Для обучения монологической речи на иностранном языке используется различные методики. Одна из таких методик - технология обучения монологу, которая включает в себя постепенное развитие навыков самостоятельного высказывания, изучение типичных моделей монологической речи, а также обучение правильной организации и структурирования высказывания. Кроме того, важным компонентом методики обучения монологической речи является система упражнений, которая помогает развивать лексические и грамматические навыки, а также улучшать произношение и интонацию.