З. Фрейд и его концепция культуры.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 12 12 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 14.08.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Культура: понятие, подходы к определению 4
Глава 2. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12



Фрагмент для ознакомления

Для З. Фрейда же природа является источником страдания, поскольку индивид, лишенный ограничивающего влияния механизмов культуры, становится рабом своих первичных влечений.Складывается главный парадокс человека: «чем добродетельнее человек, тем суровей и подозрительнее делается совесть». И тем более несчастным чувствует себя человек, существующий в культуре – внешние угрозы, такие как боязнь утраты любви и уважения окружающих были перемещены механизмом культурывнутрь психологии самого индивида. З. Фрейд подходил к этой проблеме, исходя из следующих вопросов: каковы цели жизни людей, если судить об этом на основании их поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? Его ответом стало утверждение, что люди, в первую очередь стремятся к счастью. Это стремление, по его мысли, имеет положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия с одной стороны, переживание наслаждения, – с другой. Таким образом, смысл человеческой жизни, по мнению З. Фрейду, заключается в том, чтобы быть счастливым, и избегать неудовольствия, несчастий и болезней. Однако парадокс заключается в том, что культура, как механизм, обеспечивающий относительную консолидацию людей в относительно же гармоничное существование, достигает этого посредством подавления возможности реализации индивидуального стремления человека к счастью посредством чувства вины или совести.Таким образом, вопрос о происхождении культуры приравнивается З. Фрейдом к вопросу о происхождении и функционировании феномена человеческой совести. Появление этого психического образования самым существенным образом трансформировало внутренний мир человека, обусловив начало собственно человеческой истории – истории жизни индивидов в культуре. Именно этот психический феномен, по мысли З. Фрейда, объясняет предпосылки и факторы антропосоциогенеза.З. Фрейд объясняет происхождение культуры и, соответственно, человека современного типа через акт отцеубийства, совершенного первобытными людьми, которое привело к раскаянию первобытного человека.Видимое нарушение причинно-следственной связи (раскаяние выступает следствием наличия совести), З. Фрейд снимает через утверждение двойственности человеческой психики. Так как раскаяние было результатом амбивалентности чувств к отцу: после удовлетворения ненависти к отцу, любовь к нему получила выражение в раскаянии за содеянное, произошла идентификация «Сверх-Я» с отцом. В результате, «в наказание за агрессивное деяние против отца его власть получило «Сверх-Я», устанавливающее ограничения, налагающее запреты на повторение деяния».Таким образом, оригинальная психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда является, с одной стороны, результатом осмысления ученым современных культурных реалий на основе полученных им в ходе анализа человеческой психики результатов, но в то же время и продолжением философских традиций XIX в., сочетавших внимание к глубинам внутреннего мира и субъективизм. ЗаключениеВ данной работе на основе сочинения «Неудовлетворенность культурой» была рассмотрена концепция культуры З. Фрейда.В первой главе охарактеризовано понятие «культура», выделены подходы к определению термина «культура» и сформулировано основное определение культуры, как совокупности знаний, нравственности, искусства, верований, обычаев и законов, усвоенных человеком, как членом общества. Во второй главе рассмотрены основные положения психоаналитической концепции культуры, изложенной З. Фрейдом в сочинении 1930 г. «Неудовлетворенность культурой».Помимо ведущего основания данной концепции – метода психоанализа З. Фрейда, который был разработан не только как прикладная методика исследования человеческой психики, но и как универсальная система объяснения всей совокупности человеческих проявлений, были также выделены такие истоки концепции, как философия С. Кьеркегора, Ф. Ницше, для которых характерно повышенное внимание к глубинам человеческого сознания, и социальные потрясения начала ХХ в., заставившие З. Фрейда направить его рассуждения в русло обоснования неустранимости агрессии из природы человека.Культура, согласно, З. Фрейду выступает механизмом ограничения инстинктивных стремлений человека к разрушению и смерти (Танатосу). Свои ограничения культура реализует на внешнем и внутреннем (внедренном в каждого индивида) уровне. Внутренний уровень представлен психическим образованием «Сверх-Я» (внутренний регулятор, совесть), формирование которого как архетипа З. Фрейд соотносит с актом отцеубийства, совершенного первобытными людьми, тогда как на уровне отдельно взятого индивида «Сверх-Я» формируется из страха утраты любви окружающих. «Сверх-Я» является механизмом подавления природной агрессии человека, которая направляется на «Я», а не на окружающих индивидов, тем самым выступая гарантом возможности относительной консолидации людей в обществе. На индивидуальном уровне «Сверх-Я» формируется через восприятие установленных культурой этических норм, которые фиксируют принадлежность явлений к «добру» или «злу». Из этого следует, что, во-первых, мораль не является врожденным качеством человека и, во-вторых, этические нормы направлены не на достижение индивидуального счастья каждого человека, а на сохранение коллективного бытия. Этим противоречием З. Фрейд объясняет «страдания индивидуального сознания», существующего в культуре. Эти страдания в некоторой степени снимаются через сублимацию инстинкта разрушения в творчество, научную и общественную деятельность и т. д. Список использованной литературыАртановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.Жеребин А. И. Вертикальная линия. Философская проза Австрии в русской перспективе / А.И. Жеребин – Санкт-Петербург : Мірь: Изд-во СПбГУ, 2004. – 302 с.Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.Ромах О. В. Множественность трактований понятия культура / О.В. Ромах // Аналитика культурологии. – 2013. - № 26. – С. 40-44.Столбова Н. В. Между одиночеством и диалогом (Фридрих Ницше и Леонгард Франк) / Н.В. Столбова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2011. - № 4 . – С. 22-31.Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. – Москва : Ренессанс, 1992. – 289 с.

Список использованной литературы
1. Артановский С. Н. Понятие культуры в истории европейской мысли / С.Н. Артановский // Аналитика культурологии. – 2012. - № 24. – С. 6-10.
2. Жеребин А. И. Вертикальная линия. Философская проза Австрии в русской перспективе / А.И. Жеребин – Санкт-Петербург : Мірь: Изд-во СПбГУ, 2004. – 302 с.
3. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.
4. Ромах О. В. Множественность трактований понятия культура / О.В. Ромах // Аналитика культурологии. – 2013. - № 26. – С. 40-44.
5. Столбова Н. В. Между одиночеством и диалогом (Фридрих Ницше и Леонгард Франк) / Н.В. Столбова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2011. - № 4 . – С. 22-31.
6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. – Москва : Ренессанс, 1992. – 289 с.

Вопрос-ответ:

Что такое концепция культуры у Зигмунда Фрейда?

Концепция культуры у Зигмунда Фрейда представляет собой рассмотрение влияния культурных норм и ценностей на развитие человека. Фрейд считал, что индивидуальное психическое развитие неразрывно связано с социокультурным контекстом.

Какова роль природы в психоаналитической концепции культуры Зигмунда Фрейда?

Для Зигмунда Фрейда природа играет роль источника страдания. Он считает, что без ограничений и механизмов культуры, человек становится рабом своих первичных влечений, что приводит к страданию.

Какой парадокс связан с концепцией культуры Зигмунда Фрейда?

Основным парадоксом в психоаналитической концепции культуры Зигмунда Фрейда является то, что чем более добродетельным человек становится, тем более строгой и подозрительной становится его совесть. Также, он чувствует себя более несчастным.

Какие подходы используются для определения понятия "культура"?

Для определения понятия "культура" существуют различные подходы. Они включают социологический, антропологический, психологический и другие подходы. Каждый подход предлагает свою интерпретацию культуры и ее значимости в различных областях человеческой жизни.

Что Зигмунд Фрейд считает источником страдания у человека?

Зигмунд Фрейд считает, что источником страдания у человека является природа. Если человек лишен ограничивающего влияния механизмов культуры, он становится рабом своих первичных влечений, что приводит к страданию.

Каковы основные концепции Фрейда относительно культуры?

Основные концепции Фрейда относительно культуры гласят, что культура служит механизмом подавления инстинктов и контроля над первичными влечениями, что ведет к снижению страданий и созданию общественного порядка.

Почему Фрейд считает, что природа является источником страдания?

Фрейд считает, что природа является источником страдания, потому что без ограничивающего влияния механизмов культуры, человек становится рабом своих первичных влечений, которые не всегда приносят ему счастье и наслаждение.

Каков главный парадокс, о котором говорит Фрейд?

Главный парадокс, о котором говорит Фрейд, заключается в том, что чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается его совесть. Человек, который стремится быть нравственным и соблюдать правила культуры, часто ощущает больше неудовлетворенности и несчастья.

Какова роль культуры согласно Фрейду?

Согласно Фрейду, роль культуры заключается в подавлении инстинктов и установлении контроля над первичными влечениями. Культура помогает создать общественный порядок и сделать жизнь людей более управляемой и предсказуемой.

Почему добродетельный человек может ощущать больше несчастья?

Добродетельный человек может ощущать больше несчастья, потому что согласно Фрейду, он более сознателен и подвержен влиянию своей совести. Чем больше человек стремится быть нравственным и следовать правилам культуры, тем больше он ощущает внутреннего конфликта и моральных треволнений.