Разнообразие технологий в системе В.Ф. Шаталова
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 19.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности педагогических технологий в системе В. Ф. Шаталова 4
2. Изучение курса физики крупными блоками (опорные конспекты по системе В. Ф. Шаталова) 6
3. Изучение нового материала с использованием структурно-логической схемы (как пример использования педагогической технолгии по системе В. Ф. Шаталова) 10
Заключение 12
Список литературы 13
Проблема так же заключается и в передаче этого опыта. В целом изученные нами образцы схем, представляют некий передовой опыт учителей исследователей.
Мы считаем, что разработанная типизация опорных конспектов, помогает более осознанно структурировать материал, а также представляет собой систему современных способов систематизации знаний при использовании опорных конспектов и структурно-логических схем.
3. Изучение нового материала с использованием структурно-логической схемы (как пример использования педагогической технолгии по системе В. Ф. Шаталова)
Изучение нового материала сводится к поэтапному построению структурно логической схемы. На изучение материала выделяют два урока. Учитель в месте с учениками выделяет ранее изученные методы. С этого момента начинается построение структурно логической схемы на доске и в тетрадях учеников. Изучение материала таким способом организуется в форме диалога с учащимися. Каждый рассматриваемый вопрос представляется в виде схемы, которая может содержать рисунки, краткие сокращения в виде знаков (сигналов), формулы и тд. При этом сохраняется заданная логика изучения материала. При построении знаков учащимся объясняется, какая информация заложена в данное обозначение, то есть осуществляется сопоставление теоретического материала с его графическим аналогом. В соответствии с логикой составления структурно логических схем изучение теоретического материала разделяется на три этапа: задание метода, выделение объекта, получение результата. В конце изучения каждого этапа, ученикам задаются вопросы, связанные с усвоением учебного материала и логики его построения. Ученикам предлагается задать вопросы к учителю по не понятным на их взгляд моментам рассказа учителя. В ходе рассказа учитель, где это возможно, проводит эксперименты. В заключение изучения подводятся общие итоги (при использовании вопросов): обращается внимание на логику построения материала, ключевые вопросы содержания (законы, физические явления, графики зависимости и тд.). В конце ученикам выдаются методические пособия для сравнения структурно логической схемы записанной в тетради с напечатанной в пособии. Это делается для устранения ошибок при воспроизведении схемы с доски в тетрадь. Построенная методика изложения нового материала применима ко всем построенными нами структурно логическим схемам. Приведем типичные вопросы, которые можно задать учащимся при первичной работе со структурно-логической схемой:
1. Какие физические знания исполняют роль метода в данной теме?
2. Что является объектом изучения в данной теме?
3. Какие новые знания мы получили при воздействии метода на объект?
Заключение
Выполненное теоретическое исследование особенностей педагогической системы В. Ф. Шаталова показывает его значимость и важность в педагогике и дидактике. Выдвинутые им принципы обучения и построения структурно-логических схем находят широкое применение в практике методистов и учителей.
В частности, нами было показано многообразие опорных конспектов различных авторов по физике, при этом в методике обучения физике существует целая педагогическая технология – теория усвоения материала крупными блоками.
Мы присоединяемся к мнению многочисленных методистов и учителей о важности и успешности применения методической системы В. Ф. Шаталова.
Список литературы
Крутский А.Н., Косихина О.С. Системно структурный подход к обучению и усвоению знаний // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2005. – №21. – С. 4.
Луппов Г.Д. Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах и тестах. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
Особенности системы обучения В. Ф. Шаталова [Электронный ресурс] / https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/11/03/osobennosti-sistemy-obucheniya-v-f-shatalova.
Понятие «педагогической технологии» [Электронный ресурс] / http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node3.html.
Сауров Ю.А., Барамзин Л.Н. Опорные конспекты. Молекулярная физика. Ч 1 // Физика: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1996. – №40. – С. 1.
Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: Просвещение, 1996. – 272 с.
1
1. Крутский А.Н., Косихина О.С. Системно структурный подход к обучению и усвоению знаний // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2005. – №21. – С. 4.
2. Луппов Г.Д. Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах и тестах. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
3. Особенности системы обучения В. Ф. Шаталова [Электронный ресурс] / https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/11/03/osobennosti-sistemy-obucheniya-v-f-shatalova.
4. Понятие «педагогической технологии» [Электронный ресурс] / http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node3.html.
5. Сауров Ю.А., Барамзин Л.Н. Опорные конспекты. Молекулярная физика. Ч 1 // Физика: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1996. – №40. – С. 1.
6. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: Просвещение, 1996. – 272 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности педагогических технологий присутствуют в системе В.Ф. Шаталова?
Одной из особенностей педагогических технологий в системе В.Ф. Шаталова является использование разнообразных методов и приемов обучения, таких как структурно-логические схемы, опорные конспекты и крупные блоки. Также в системе Шаталова акцент делается на индивидуализации обучения каждого ученика, что позволяет более эффективно осваивать учебный материал.
Как происходит изучение курса физики в системе В.Ф. Шаталова?
В системе В.Ф. Шаталова курс физики изучается крупными блоками. Это означает, что учебный материал разбит на отдельные блоки, которые изучаются последовательно и связно. Такой подход позволяет ученикам лучше усваивать материал, поскольку он целостно представлен и связан с предыдущими и последующими темами.
Как применяется структурно-логическая схема при изучении нового материала в системе В.Ф. Шаталова?
Структурно-логическая схема является одной из педагогических технологий, которая используется при изучении нового материала в системе В.Ф. Шаталова. Эта схема представляет собой графическое отображение логической структуры изучаемого материала. Она помогает ученикам лучше ориентироваться в предмете, выявлять взаимосвязи между темами и легче запоминать изучаемый материал.
Какова роль опорных конспектов в системе В.Ф. Шаталова?
Опорные конспекты являются важным элементом педагогических технологий в системе В.Ф. Шаталова. Они представляют собой краткое содержание изучаемого материала, составленное в виде схемы или таблицы. Опорные конспекты помогают учащимся систематизировать информацию, делать акцент на главных понятиях и событиях, что способствует более эффективному усвоению и запоминанию материала.
Какие особенности имеют педагогические технологии в системе В Ф Шаталова?
В системе В Ф Шаталова основными особенностями педагогических технологий являются разнообразие и интеграция различных методов и приемов обучения, а также активное использование современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет сделать учебный процесс более интерактивным, привлекательным и эффективным для учащихся.
Как происходит изучение курса физики в системе В Ф Шаталова?
Изучение курса физики в системе В Ф Шаталова основано на использовании крупных блоков опорных конспектов. Учащиеся изучают материал по главам, каждая из которых представляет собой отдельный блок с основной информацией, определениями, формулами и примерами. Это позволяет систематизировать знания, упростить процесс обучения и облегчить понимание сложных тем.
Как применяется структурно-логическая схема в системе В Ф Шаталова для изучения нового материала?
В системе В Ф Шаталова структурно-логическая схема используется как пример педагогической технологии для изучения нового материала. Учащиеся создают схему, в которой отображают основные понятия, связи между ними, законы и формулы. Это помогает структурировать информацию, улучшает запоминание и понимание материала, а также развивает навыки логического мышления и анализа.
Какую проблему можно выделить в передаче опыта использования педагогических технологий в системе В Ф Шаталова?
Одной из проблем в передаче опыта использования педагогических технологий в системе В Ф Шаталова является отсутствие доступной литературы, посвященной данной теме. Это затрудняет обмен опытом между педагогами и возможность повторения успешных практик. Необходимо создание специализированной литературы и образовательных ресурсов, которые смогут помочь другим учителям применять эффективные педагогические технологии.
Какие особенности педагогических технологий есть в системе В Ф Шаталова?
В системе В Ф Шаталова основная особенность педагогических технологий заключается в использовании структурно-логической схемы. Это позволяет представить материал в целостном виде и помогает студентам лучше понять взаимосвязи между различными темами в курсе физики.
Как можно изучать новый материал с использованием структурно-логической схемы в системе В Ф Шаталова?
В системе В Ф Шаталова можно изучать новый материал, используя структурно-логическую схему. Например, можно начать с общего понятия или определения, затем перейти к более детальному рассмотрению каждого элемента схемы. Таким образом, студенты смогут лучше ориентироваться в изучаемом материале и усвоить его более глубоко.