Типология библиотек

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 28 28 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 25.08.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Теоретические вопросы типологии и особеностей библиотек 4
1.1 Классификация библиотек 4
1.2 Общие сведения о системе картотек и каталогов библиотеки 12
2 Зарубежный опыт типологии библиотек 20
2.1 Состояние американских библиотек 20
2.2 Проблемы и тенденции развития библиотек США 24
Заключение 27
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

Ассоциация публичных библиотек (PLA) и компания «WebJunction» создали страницу на Facebook «Библиотеки и опиоидный кризис», где работники библиотеки могут обсуждать кризис здоровья и делиться полезными ресурсами.
Школьные библиотеки и библиотекари имеют жизненно важное значение для образовательного сообщества. Школьная библиотека является уникальной и важной частью учебного сообщества, и, когда ею управляет квалифицированный школьный библиотекарь, она готовит всех учащихся к поступлению в вузы, к карьере и полноценной общественной жизни.
В сегодняшнем политическом климате, школьные библиотеки сталкиваются с проблемами фейковых новостей, ростом нетерпимости и недостатком финансирования. Школьные библиотеки поддерживают учебные программы, поощряют творчество и продвигают обучение на протяжении всей жизни. Школьные библиотекари знают, какие именно ресурсы необходимы учащимся и как их использовать. Они сотрудничают с учителями в разработке конструктивного опыта обучения, и готовят учащихся к совершенствованию их успехов в колледже.
Руководители школ и школьные библиотекари не одиноки в создании государственных планов ESSA. Американская ассоциация школьных библиотекарей (AASL), как национальная профессиональная организация школьных библиотекарей, следит за ESSA и отслеживает признание этого закона в отдельных штатах. С 2016 по 2017 гг. AASL и Офис ALA по пропаганде библиотек провели государственные семинары в более чем 40 штатах.
Цель этих семинаров была не только в том, чтобы информировать школьных библиотекарей о законодательных инициативах, но самое главное - познакомить их с разработкой индивидуального, продуманного для каждого штата, плана информационно-пропагандистской деятельности и создания коалиции, чтобы убедиться в том, что школьные библиотекари включились в государственный план ESSA. Последующие интервью с участниками семинаров показали значительное повышение общей степени удобства программ по пропаганде школьных библиотек. Это окажет долгосрочное воздействие на все информационно-пропагандистские мероприятия на государственном уровне.
На закрытии Национальной конференции и выставки AASL, проходившей с 9 по 11 ноября 2017 г. в Финиксе, штат Аризона, Американская Ассоциация школьных библиотекарей (AASL) объявила о введении новых стандартов, которыми теперь долгие годы будут пользоваться школьные библиотекари.
Национальные стандарты школьных библиотек для учащихся и школьных библиотекарей – это новаторское издание, которое предоставляет школьным библиотекарям структуру для разработки учебной программы с учетом их местных особенностей и повышения успехов учащихся за счет их персонализированного опыта. Интегрированная структура стандартов AASL, представленная в книге, отражает комплексный подход к преподаванию и обучению, который демонстрирует связь между учащимися, библиотекарями и стандартами.
Национальные стандарты школьных библиотек AASL позволяют персонифицировать каждого ученика и каждого школьного библиотекаря, а также постоянно адаптировать школьную библиотеку к локальным потребностям, индивидуальным возможностям библиотекаря и преимуществам учащихся.

Проблемы и тенденции развития библиотек США
Многие библиотеки активно пытались привлечь финансирование к обеспечению ресурсов и подготовке персонала.
Это необходимо в первую очередь для решения как серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются подростки, так и для удовлетворения потребностей традиционно недостаточно представленных групп населения. Опрос 2017 года, проведенный Ассоциацией библиотечных услуг для молодёжи (YALSA), показал, что работа 51,9% респондентов обращена к подросткам, которые не являются постоянными пользователями библиотек, и примерно такое же количество респондентов (51,2%) работают над развитием своих навыков культурной компетентности.
Согласно недавнему докладу Института Эриксона «Медиа грамотность в раннем детстве», дети сталкиваются с цифровыми медиа во многих местах, включая библиотеки. Библиотеки предоставляют семьям пространство для взаимодействия с цифровыми инструментами и медиа ресурсами, которые обеспечивают им доступ к информации.
Для маленьких членов библиотечных сообществ детские библиотекари являются самым надежным ресурсом.
Также в стране с готовностью признается функция библиотек как общественных центров. В статье Института Брукингса библиотекари даже упоминаются как “специальные социальные работники и навигаторы”, которые “помогают местным жителям разобраться в сложностях жизни”. Эта роль особенно очевидна и никогда не была более существенной, чем в периоды кризиса, в 2017 у нас тоже было немало проблем — от стихийных бедствий до стрельбы в школьных кампусах.
В 2017 году серьезное сопротивление со стороны библиотек Америки получили негативные факторы в отношении Института музейного и библиотечного обслуживания (агентства, которое оказывает федеральную поддержку библиотекам и музеям в США) и Федеральной политики, которая влияет на доступ общественности к информации.
К моменту официального начала нового финансового года, в октябре 2017, Комитеты по ассигнованиям обеих палат Конгресса приняли законопроекты, которые поддерживали (а в Сенате увеличили на 4 миллиона долларов) финансирование библиотек.
Центр будущего библиотек ALA определил основные тенденции, которые в будущем повлияют на библиотеки. Среди них:
Старение. Стареющая рабочая сила и население будут влиять на рабочие места, государственные бюджеты, политику и семейную жизнь. Для библиотек это может означать изменение характеристик их пользователей, а также характеристик самих библиотекарей и библиотечных специалистов.
Неравенство доходов. По данным Института политических исследований, за последние 30 лет в Соединенных Штатах заметно возросло неравенство доходов. Библиотечные услуги, помогающие развивать навыки, а, следовательно, и вертикальную социальную мобильность, вероятно, станут еще более важными.
Сетевое обучение. Социальные и цифровые медиа средства, доступные посредством интернета, предоставят учащимся неограниченные возможности для поиска и приобретения новых знаний и навыков.
Для того чтобы сетевое обучение помогло создать равные условия для имущих и неимущих, учащиеся должны иметь регулярный доступ к новым и появляющимся технологиям и интернету. Библиотеки, предоставляющие такой доступ, смогут лучше интегрироваться в сетевую среду обучения.
Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь.
Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в данном случае, библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Для массовой работы российских библиотек прошлых лет были характерны некоторые недостатки, приведшие к падению её привлекательности: излишняя идеологизация; трудности привлечения читателей; отсутствие у библиотечных работников креативных, коммуникативных способностей, необходимых именно для этого вида деятельности; ограниченность методов массовой работы, которая объяснялась необходимостью получения одобрения вышестоящих организаций, в результате чего, библиотекам проще было работать по шаблону, используя традиционные приемы [4, с. 9].
Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо.
Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50-60 %, а то, в чём он принимал непосредственное участие – на 90 %.
В библиотеках большой популярность пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми элементами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).
В последнее время в библиотеках популярностью пользуется квесты («quest» – поиск) – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении.
Подобные игры-путешествия по библиотеке, направлены на решение сразу нескольких задач: проверить знания о жизни и творчестве выдающихся людей, дополнить их интересными сведениями и, что немаловажно, познакомить участников с библиотекой, её ресурсами и услугами через увлекательную форму игры.
Еще одна важная тенденция в проведении массовых мероприятий – переход на диалоговые формы (дискуссии, обзоры-диалоги, вечера-диалоги).
Интерактивные формы общения приближают библиотеку к молодым читателям, в какой-то степени делают её «своей». Именно молодежная аудитория особенно негативно воспринимает заорганизованность, жёсткую регламентацию, формализм. Выступая в роли модератора, библиотекарь должен уметь моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями.
Новый формат презентаций, имеющих привлекательную, яркую внешнюю оболочку, взятый на вооружение библиотекарями – печа-куча (Pecha Kucha). Он был придуман в Токио (в переводе с японского «Печа-куча» – болтовня) и подразумевает рассказ-презентацию, где выступающие (спикеры) готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов. Тематика выступлений может быть самая разная.
В библиотеках широкое распространение получила такая интерактивная форма работы с читателями, как акция – действие, направленное на достижение какой-либо цели. Смысл любой акции – возможность и умение донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий.
Библиотечные акции позволяют наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек.
Среди акций в помощь продвижению чтения и книги можно выделить флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, где в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия, неожиданные для окружающих (сценарий), и затем одновременно быстро расходится.
Поддерживать компетенцию библиотечных специалистов на должном уровне способно профессиональное самообразование, которое, в частности, предполагает систематическое чтение специальной профессиональной литературы. Библиотеки всех уровней активно занимаются выпуском издательской продукции разнообразной библиотечной тематики, которую размещают на своих сайтах/блогах. Их анализ позволил выявить ряд изданий в помощь освоению инновационных форм массовой работы.
В современных условиях библиотеки должны занять свою нишу на рынке услуг в сфере отдыха, культуры. Массовая работа библиотек может способствовать этому во многом.

Список использованных источников

Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход/ М. Я. Дворкина. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - 112 с.
Качалова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. — СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.
Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / Коготков Д. Я.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; Под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. — СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.
Степанов В. К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки / В. К. Степанов / / Библ. дело — 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат. 8-ой междунар. Науч. Конф. (Москва 24-25 апр., 2003). - М., 2003. - С. 99-100.
Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, данные / Э. Р. Сукиасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. - 191 с.


Степанов В. К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки / В. К. Степанов / / Библ. дело — 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат. 8-ой междунар. Науч. Конф. (Москва 24-25 апр., 2003). - М., 2003. - С. 99-100.
Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, данные / Э. Р. Сукиасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. - 191 с.
Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / Коготков Д. Я.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; Под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. — СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.
Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход/ М. Я. Дворкина. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - 112 с.
Качалова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. — СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.












2



4

5

4

Список использованных источников

1. Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход/ М. Я. Дворкина. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - 112 с.
2. Качалова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. — СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.
3. Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / Коготков Д. Я.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; Под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. — СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.
4. Степанов В. К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки / В. К. Степанов / / Библ. дело — 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат. 8-ой междунар. Науч. Конф. (Москва 24-25 апр., 2003). - М., 2003. - С. 99-100.
5. Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, данные / Э. Р. Сукиасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. - 191 с.

Вопрос-ответ:

Что такое типология библиотек?

Типология библиотек - это классификация и систематизация библиотек в зависимости от их функций, направлений деятельности, организационных форм и других характеристик.

Какие есть особенности библиотек?

Библиотеки имеют свои особенности, такие как наличие коллекции книг и других медиа материалов, организацию доступа к информации, проведение мероприятий и программ для пользователей, а также поддержку образования и культуры в обществе.

Какова классификация библиотек?

Библиотеки классифицируются по различным признакам, включая тип учреждения (общественные, школьные, научные и т.д.), отрасль науки (техническое, медицинское, художественное и т.д.), формы собственности (государственные, частные), специализацию в работе (детские, музыкальные, сельские).

Какие картотеки и каталоги используются в библиотеках?

В библиотеках используются различные системы картотек и каталогов, такие как алфавитные каталоги, система десятичной классификации, электронные базы данных и другие, которые помогают пользователю найти нужную информацию в библиотеке.

Каково состояние американских библиотек?

Американские библиотеки находятся в хорошем состоянии, они широко используют современные технологии для предоставления доступа к информации и активно осуществляют образовательные и культурные программы для своих посетителей. Они также активно занимаются проблемой опиоидного кризиса и предоставляют помощь людям, страдающим от зависимости.

Какими бывают типы библиотек?

Существует несколько типов библиотек в зависимости от их функционального назначения. В основе классификации лежат такие параметры, как доступность, специализация и юридический статус. Основные типы библиотек: научные, публичные, школьные, специализированные и музейные.

Какие картотеки и каталоги существуют в библиотеках?

Библиотечные картотеки и каталоги используются для систематизации и хранения информации о книгах и других изданиях. Существуют различные типы картотек и каталогов: алфавитный каталог, систематический каталог, предметный каталог, авторский каталог и т.д.

Какое состояние американских библиотек?

Состояние американских библиотек может быть оценено как благополучное. В США существует развитая система публичных библиотек, обладающих широкими возможностями для читателей. Библиотеки активно используют современные технологии и инновационные методы работы.