Теория и методика обучения физике
Заказать уникальный реферат- 48 48 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 06.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Уметь: объяснять причину магнитных аномалий.
Комбинированный урок Физика. Основная школа.7 – 9 классы. 1 часть. Просвещение-МЕДИА, 2005 56/5 Действие магнитного поля на проводник с током.
Электромагнитная индукция.
Лабораторная работа №11 «Изучение явления электромагнитной индукции» знать/понимать
Принцип работы электродвигателей, их преимущества
Уметь: наблюдать и описывать действие магнитного поля на проводник с током, явление электромагнитной индукции, проводить экспериментальные исследования действия магнитного поля на проводник с током.
урок изучения нового материала и первичного его усвоения Физика. Основная школа.7 – 9 классы. 1 часть. Просвещение-МЕДИА, 2005
1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий - Рамка с током вблизи провода; 57/6 Электровигатель. Лабораторная работа № 12 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Повторение темы «Электромагнитные явления» Уметь: применять полученные знания для предупреждения опасного воздействия на организм человека электромагнитного излучения; объяснять устройство и принцип действия электродвигателя.
Комбинированный урок 58/7 Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа № 6 по теме «Электромагнитные явления» знать/понимать
Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы
Уметь: применять полученные знания Комбинированный урок 59/1 Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. знать/понимать
роль света в жизни человека, в природе; прямолинейное распространение света только в однородной среде; тень и полутень.
Уметь: приводить примеры естественных и искусственных источников света; пояснять, почему мы видим предметы, не являющиеся источниками света. урок изучения нового материала и первичного его усвоения 1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий - Возникновение солнечного затмения
60/2 Отражение света. Закон отражения света. знать/понимать
устройство оптического диска, как сделать пучок света «видимым»; понятия падающего луча, отражённого луча, угла падения, угла отражения.
Уметь: наблюдать и описывать явление отражения, проводить опыты по изучению зависимости угла отражения света от угла падения, изображать падающий на зеркало и отражённый лучи; показывать углы падения и отражения; пояснять свойство обратимости светового луча урок изучения нового материала и первичного его усвоения Физика. Основная школа.7 – 9 классы. 1 часть. Просвещение-МЕДИА, 2005
1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий - Свеча и ее отражение
61/3 Плоское зеркало знать/понимать
свойства изображения предмета в плоском зеркале.
Уметь: схематически изображать отражение луча от плоского зеркала; объяснять смысл терминов: «действи-тельное» и «мнимое» изображения, «зеркальное» и «диффузное» отражения; доказывать справедливость утверждения «Изображение в плоском зеркале симметрично предмету». урок изучения нового материала и первичного его усвоения 62/4 Преломление света. Закон преломления света.
знать/понимать
проявление и суть явления преломления света.
Уметь: изображать падающий и преломлённый лучи для двух случаев: свет переходит в оптически более плотную среду, и наоборот, в оптически менее плотную; пояснять термин «кажущаяся глубина водоёма», наблюдать и описывать явление преломления света. урок изучения нового материала и первичного его усвоения 1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий
-Закон отражения и преломления света трехмерный
- Полное внутреннее отражение
- Преломление на двух поверхностях призмы 63/5 Линза. Фокусное расстояние линзы.
знать/понимать
сферические линзы, их параметры; формулу для вычисления оптической силы линзы.
Уметь: показывать на рисунке виды выпуклых и вогнутых линз, фокусные расстояния и ход параллельного оптической оси пучка лучей после прохождения выпуклой и вогнутой линз. Комбинированный урок Физика. Основная школа.7 – 9 классы. 1 часть. Просвещение-МЕДИА, 2005
1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий - Фокусное расстояние линзы; Построение изображения квадрата в собирающей линзе; Построение изображения стрелки в собирающей линзе; Построение изображения точки в собирающей линзе. 64/6 Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. знать/понимать
все факторы, определяющие характер изображения, полученного с помощью линзы: тип линзы, расстояние от неё до рассматриваемого предмета.
Уметь: строить ход луча, падающего параллельно оптической оси линзы, и луча, проходящего через её оптический центр; характеризовать изображение предмета, полученное в фото-, киноаппарате, объяснять устройство и принцип действия очков, фотоаппарата. Комбинированный урок Физика. Основная школа.7 – 9 классы. 1 часть. Просвещение-МЕДИА, 2005 65/7 Лабораторная работа № 13 «Получение изображения при помощи линзы» Уметь: применять полученные знания на практике, измерять фокусное расстояние собирающей линзы.
66/8 Контрольная работа № 7 по теме «Световые явления»
знать/понимать
определение, нахождение изученных величин
Уметь : применять полученные знания при решении задач Урок контроля и оценки 67 Резерв (Повторение: Тепловые явления, электрические явления) знать/понимать
определение, нахождение изученных величин Урок обобщения и систематизации знаний 68 Итоговая контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебник (включён в Федеральный перечень):
• Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс [Текст]: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2017.
Сборники тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
• Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2002.
• Марон А.Е. Физика. 8 класс [Текст]: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон.- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 123.
Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. [Текст]/М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение, 1965.-235 с.
Методическая литература
Буров. Фронтальные экспериментальные задания по физике. [Текст]/ Буров - М.: Просвещение, 1981.- с.
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная связь. Идеальность [Текст]:Пособие для учителя/А.А.Гин. – М.: Вита – Пресс, 1999. – 88 с.
Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. Физика. 8 класс [Текст]: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 8 класс»/ Под.ред. Е.М.Гутник. – М.: Дрофа, 2001, - 96с.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6 – 7 классах средней школы [Текст]: Кн. для учителя/ Л.А.Горев.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 175с., ил.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]: Издание 2-е/ И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. Образования/ под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст]/Е.Д. Патаракин.- 2-е изд., испр. – М:Интуит.ру, 2007. – 64с.:ил.-(учебно-методическое пособие)
Перельман Я.И. Занимательная физика. [Текст]: В двух книгах. Книга 1./Я.И.Перельман. – Д.: ВАП, 1994. – 223с.
Сетевая форма обучения [Текст]/ авт.-сост. И.В.Вылегжанина.- Киров: КИПК и ПРО, 2008 – 64с.- (Серия «Ресурсы развития современного урока»).
Сетевая форма обучения [Текст]/ авт.-сост. И.В.Вылегжанина.- Киров: КИПК и ПРО, 2008 – 64с.- (Серия «Ресурсы развития современного урока»).
Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы [Текст]/ Н.К.Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008. – 656с
Шабловский В. Занимательная физика. [Текст]/ В. Шабловский – СПб.: Тригон, 1997 – 416с.
Медиаресурсы
Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7–11». [Электронный ресурс] – ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий [Электронный ресурс]/ под ред. Н.К. Ханнанова. – М.: 1С, 2004
Физика [Электронный ресурс]: Основная школа 7 – 9 классы: часть 1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: Просвещение – МЕДИА, 2005.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Физика, 8 класс [Электронный ресурс] /под ред. Н.К. Ханнанова. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2009
Конспект урока по физике
8 класс, 2 четверть, ноябрь
Тема урока: «Кипение. Удельная теплота парообразования»
Тип урока: урок изучения нового материала;
Цели:
Образовательные:
сформировать понятие кипения как парообразования;
выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения;
Воспитательные:
создать условия по формированию устойчивого интереса на уроке;
выявить практическую значимость изучаемых явлений;
Развивающие:
продолжать работы по развитию наблюдательности и внимательности при проведении опытов и демонстраций.
Оборудование: спиртовка, колба, горячая вода, шприц (насос Комовского (насос Шинца), колба, трубка, пробка), доска, мел.
План урока
Этап Время, мин Приемы и методы 1. Организационный 1-2 Сообщение учителя 2. Повторение пройденного 5-6 Тест 3. Изучение нового материала 20-25 Физический эксперимент. Рассказ. Беседа. Работа с учебником, тетрадью. 4. Подведение итогов. Домашнее задание. 7 Обобщение. Выводы. Записи на доске и в дневниках.
Ход урока:
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный этап. Повторение пройденного.
Изучение нового материала
Домашнее задание
Здравствуйте, присаживайтесь.
В начале урока мы напишем самостоятельную работу по вариантам, задания у вас на столе.
(Приложение 1)
А сейчас давайте еще раз вспомним, что такое парообразование?
Какой способ перехода жидкости в пар мы изучили на прошлом уроке? А есть ли еще способ, как он называется?
Начнем нашу работу с наблюдения за процессом кипения воды в колбе, периодически будем измерять температуру воды, результаты записываем на доске. Во время эксперимента обсуждаем происходящие явления, организуется беседа с классом.
– Каким явлением сопровождается процесс кипения?
– Почему и где образуются пузырьки?
При нагревании воды, растворенный в ней газ выделяется на дне и стенках сосуда (на неоднородностях и микротрещинках), образуя воздушные пузырьки. Они начинают появляться задолго до кипения. В эти пузырьки испаряется вода. Пузырек, наполненный паром, при достаточно высокой температуре начинает раздуваться.
Достигнув определенных размеров, он отрывается от дна, поднимается к поверхности воды и лопается. При этом пар покидает жидкость. Если вода прогрета недостаточно, то пузырек пара, поднимаясь в холодные слои, схлопывается. Возникающие при этом колебания воды приводят к появлению во всем объеме воды огромного количества мелких пузырьков воздуха: так называемый "белый ключ".
А как вы считаете, какие силы действуют на пузырек? Попытайтесь изобразить это на доске?
Пузырек прижат ко дну, поскольку на нижнюю поверхность силы давления не действуют. При нагреве пузырек увеличивается за счет выделения в него газа и отрывается от дна, когда подъемная сила будет немного больше прижимающей. Размер пузырька, способного оторваться от дна, зависит от его формы.
А сейчас давайте обобщим все наши ответы и прочитаем, что же такое кипение..
А какую температуру будем называть температурой кипения?
А теперь давайте снова обратимся к результатам нашего опыта, что мы видим?
Запишем и запомним –
Во время кипения температура жидкости не изменяется.
Давайте обратим внимание на Таблицу 5 на стр. 45.
О чем она нам говорит?
Вопросы по таблице – например, температура кипения воды или молока выше? Какое вещество мы можем вскипятить прямо в руках?
То есть, от вещества у нас зависит температура кипения.
Давайте запишем в тетради:
Зависимость температуры кипения от:
1. Рода вещества
Ответь мне на такой вопрос:
При перегонке нефть нагревают, в результате чего из смеси выделяется сначала бензин, а затем керосин и др. Что можно сказать о температуре кипения этих веществ?
А теперь обратите внимание, что написано в заголовке таблицы?
Оказывается, температура кипения зависит от атмосферного давления.
Отметим в тетради
2. Внешнего давления
- Чем выше давление, тем выше температура кипения. И наоборот – чем ниже давление, тем ниже температура кипения.
ДЕМОНСТРАЦИЯ кипения при пониженном давлении –шприц.
(так как в школе может отсутствовать насос Комовского, можно использовать обычный шприц. Опыт получится хорошо, можно было четко наблюдать процесс образования пузырьков.)
Итак, при кипении пузырьки у нас образуются на трещинках, неровностях. А замечали ли Вы, что бывает, если в горячую, закипающую воду добавить соль?
А как вы думаете, почему так происходит?
Запишем –
3. Наличия примесей
Итак, чтобы температура испаряющейся жидкости не изменялась, к жидкости необходимо подводить определенное количество теплоты. Так, чтобы испарить воду массой 1 кг при температуре 100 °С, требуется 2,3*106 Дж энергии.
Все подводимое количество теплоты идет на образование пара. Причем различные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для превращения их в пар при температуре кипения.
Нам необходимо ввести понятие еще одной физической величины – прочитаем определение на стр. 48.
L – удельная теплота парообразования. Единица измерения 1 Дж/кг
Давайте обратим внимание на таблицу 6. Удельная теплоемкость эфира больше удельной теплоемкости спирта?
Кстати, опыты показывают, что конденсируясь, пар отдает то количество энергии, которое пошло на его образование.
Чтобы вычислить количество теплоты Q, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения, нужно удельную теплоту парообразования умножить на массу.
Q=Lm
Какое количество энергии необходимо для превращения в пар воды массой 200 г, взятой при температуре кипения?
Дано СИ Решение
m= 200 г 0,2 кг Q=L*m
L= 2,3*106 Дж/кг Q= 2,3*106(Дж/кг) * 0,2 (кг) = 0,46*106 (Дж)
Q - ? Ответ: Q=0,46*106 (Дж)
Итоги
Вот мы с вами изучили 2 вида парообразования – Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?
Изменяется ли температура жидкости во время кипения?
Домашнее задание
§ 18,20 –читать, ответить на вопросы, знать определения и формулы, на стр. 51, Упр10 №4,5. Построить график.
Проверим в начале урока. До свидания. Письменная работа учащихся на листах.
Парообразование - явление превращения жидкости в пар.
(Испарение)
(Кипение)
Учащиеся наблюдают, обсуждают, помогают в измерении температуры. Делают записи на доске и в тетради
Шум, испарение, образование пузырьков
На воздушный пузырек объемом на дне сосуда действует подъемная сила:
Fпод = Fархимеда - Fтяжести
Открываем страницу 44
(стр.45)
Температура после закипания жидкости не изменяется.
Делают записи в тетради.
Открывают Таблицу 5.
Записывают в тетради
Самая низкая температура кипения у бензина. Керосин кипит при более высокой температуре. Температуры у этих веществ различные.
(при нормальном атмосферном давлении)
(Из-за наличия примесей)
Делают записи в тетради
Ищут ответ.
Делают записи в тетради
Испарение происходит при любой температуре и с поверхности жидкости.
(нет)
Делают записи
1
• Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс [Текст]: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2017.
Сборники тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
• Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2002.
• Марон А.Е. Физика. 8 класс [Текст]: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон.- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 123.
• Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. [Текст]/М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение, 1965.-235 с.
Методическая литература
1. Буров. Фронтальные экспериментальные задания по физике. [Текст]/ Буров - М.: Просвещение, 1981.- с.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная связь. Идеальность [Текст]:Пособие для учителя/А.А.Гин. – М.: Вита – Пресс, 1999. – 88 с.
3. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. Физика. 8 класс [Текст]: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 8 класс»/ Под.ред. Е.М.Гутник. – М.: Дрофа, 2001, - 96с.
4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6 – 7 классах средней школы [Текст]: Кн. для учителя/ Л.А.Горев.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 175с., ил.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]: Издание 2-е/ И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192с.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. Образования/ под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузне¬цова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
7. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст]/Е.Д. Патаракин.- 2-е изд., испр. – М:Интуит.ру, 2007. – 64с.:ил.-(учебно-методическое пособие)
8. Перельман Я.И. Занимательная физика. [Текст]: В двух книгах. Книга 1./Я.И.Перельман. – Д.: ВАП, 1994. – 223с.
9. Сетевая форма обучения [Текст]/ авт.-сост. И.В.Вылегжанина.- Киров: КИПК и ПРО, 2008 – 64с.- (Серия «Ресурсы развития современного урока»).
10. Сетевая форма обучения [Текст]/ авт.-сост. И.В.Вылегжанина.- Киров: КИПК и ПРО, 2008 – 64с.- (Серия «Ресурсы развития современного урока»).
11. Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы [Текст]/ Н.К.Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008. – 656с
12. Шабловский В. Занимательная физика. [Текст]/ В. Шабловский – СПб.: Тригон, 1997 – 416с.
Медиаресурсы
1. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7–11». [Электронный ресурс] – ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
2. 1С: Школа. ФИЗИКА, 7–11классы. Библиотека наглядных пособий [Электронный ресурс]/ под ред. Н.К. Ханнанова. – М.: 1С, 2004
3. Физика [Электронный ресурс]: Основная школа 7 – 9 классы: часть 1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: Просвещение – МЕДИА, 2005.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
6. Физика, 8 класс [Электронный ресурс] /под ред. Н.К. Ханнанова. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2009
Вопрос-ответ:
Как объяснить причину магнитных аномалий?
Магнитные аномалии могут быть вызваны различными факторами, такими как геологические особенности, наличие металлических руд, геомагнитные вариации и другие. Для объяснения причин магнитных аномалий необходимо проводить специальные геофизические исследования и анализировать полученные данные.
Как проводить комбинированный урок по физике в основной школе для 7-9 классов?
Для проведения комбинированного урока по физике в основной школе для 7-9 классов необходимо задействовать различные методы и формы работы: лекционную, практическую, экспериментальную. Важно учитывать интересы и возможности учащихся, осуществлять персональный подход к каждому, использовать современные образовательные технологии.
Каким образом действует магнитное поле на проводник с током?
Магнитное поле влияет на проводник с током с помощью силы Лоренца, которая действует перпендикулярно к направлению тока и магнитным линиям поля. Это приводит к возникновению силы, направленной вдоль проводника и вызывающей его перемещение или деформацию.
Какие преимущества у электродвигателей и принцип их работы?
Электродвигатели используются в различных устройствах и механизмах благодаря своим преимуществам: высокой надежности, эффективности, регулируемой скорости и крутящего момента, низким затратам на обслуживание. Принцип работы электродвигателей основан на явлении электромагнитной индукции, при которой электрический ток в обмотках создает магнитное поле, взаимодействующее с другими магнитными полями и вызывающее вращение ротора.
Как осуществлять наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током в явлении электромагнитной индукции?
Для наблюдения и описания действия магнитного поля на проводник с током в явлении электромагнитной индукции следует проводить специальные лабораторные эксперименты. Необходимо измерять величину тока, магнитного поля, силу взаимодействия и записывать полученные результаты. Важно также проводить анализ полученных данных и делать выводы о влиянии различных факторов на явление электромагнитной индукции.
Что такое магнитные аномалии и почему они возникают?
Магнитные аномалии - это отклонения от нормального поведения магнитного поля. Они могут быть вызваны различными факторами, такими как наличие магнитных материалов вблизи проводников или изменение конфигурации магнитного поля.
Как объяснить действие магнитного поля на проводник с током?
Магнитное поле действует на проводник с током, создавая силу, называемую магнитной силой Лоренца. Эта сила направлена перпендикулярно и к направлению тока, и к направлению магнитного поля. Если проводник перемещается в магнитном поле или магнитное поле меняется во времени, то возникает электромагнитная индукция, что в свою очередь приводит к появлению ЭДС в проводнике.
Как работают электродвигатели и какие у них преимущества?
Принцип работы электродвигателей основан на явлении электромагнитной индукции. Они состоят из проводников, перемещающихся в магнитном поле, что вызывает образование магнитных сил Лоренца и движение этих проводников. Это позволяет преобразовывать электрическую энергию в механическую.
Какие навыки необходимы для наблюдения и описания действия магнитного поля на проводник с током и явления электромагнитной индукции?
Для наблюдения и описания действия магнитного поля на проводник с током и явления электромагнитной индукции необходимы навыки работы с экспериментальным оборудованием, умение проводить измерения и анализировать полученные данные. Также важно иметь понимание основных законов электромагнетизма и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений.