Нарушение внимания у детей со стертой дизартрией
Заказать уникальную дипломную работу- 92 92 страницы
- 61 + 61 источник
- Добавлена 21.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Характеристика внимания, виды внимания, свойства внимания
1.2. Развитие внимания в онтогенезе от рождения до 7 лет
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стертой дизартрией
1.4. Особенности внимания у дошкольников со стертой дизартрией
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика экспериментальной и контрольной групп
2.3. Содержание методики исследования внимания у дошкольников
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
4.1. Принципы коррекционной работы по формированию процессов внимания у дошкольников со стертой дизартрией
4.2. Методика коррекции внимания у детей со стертой дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ (КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА)
- 2006 - № 3. - С.63.
Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1984.
Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологии факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия, 2007.
Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009.
Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»/ Межвуз. Сб. научн. трудов Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л., 1989.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. — СПб: Издательство «Союз», 2005.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.
Лопатина С.П., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. — СП6: Образование, 2009.
Макарова С. В. Коррекция нарушений звукопроизношения как основа предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. – Екатеринбург, 1998.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 2005.
Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - С. 214 - 218.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 2007.
Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. — М.: Учпедизд, 2009.
Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1987.
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. — М., 1997.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Общая психология: Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998.
Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах / Расстройства речи и голоса в детском возрасте // Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1973.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Р.-на- Д.: «Феникс», 2003.
Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов внимания и памяти у первоклассников с ЗПР//Дефектология, № 4, 1980. - С. 35.
Правдина О.В. Логопедия. М., 2008.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2007.
Психология личности в трудах зарубежных психологов / Общая редакция А.А.Реана — СПб: Питер, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — СПб: Питер, 2006.
Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 2007.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 2010.
Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003.- №5.
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 2006, № 4.
Степанова О.А. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. –2006. - №11.
Токарева О.А. Дизартрия //Расстройства речи у детей и подростков. - М.: Изд-во МГПИ, 1969. - С.144-156.
Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,2010.
Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учеб.пособие для студентов высших и сред.спец.пед.учебзаведений: В 2т.т. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Шабалина Г.Ф., Зернова Л. П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Таблица 1
Сводная таблица результатов диагностики свойств внимания дошкольников со стертой дизартрией (ЭГ)
Дети Методика 1
(Кол. за минуты) Методика
2 Методика 3
(Кол. на карточке) Методика
4 1
2
3
4
5
Кол Ош 2 3
4
5
6
7 8 9 Кол Ош. Рома П. 31 29 26 23 22 108 2 2 3 2 2 3 6 5 7 74 0 Миша Л. 29 26 25 25 21 106 1 2 3 1 0 4 5 4 6 84 0 Костя А. 34 28 27 26 23 107 1 2 3 4 1 4 6 4 4 84 0 Анзор Т. 21 19 18 16 15 92 6 2 2 2 1 4 5 4 5 42 7 Марат Г. 18 20 20 22 23 101 4 2 2 1 1 1 2 2 3 54 1 Дима Р. 32 30 27 24 22 102 2 2 3 3 2 3 6 5 7 81 0 Аня Ч. 30 27 26 26 22 105 3 2 3 3 1 4 5 4 6 91 0 Вика Б. 33 29 28 27 24 94 2 2 3 4 1 4 6 4 4 85 0 Катя И. 20 18 17 16 15 106 4 2 2 3 2 4 4 5 5 49 3 Соня В. 17 19 19 21 22 96 6 2 2 1 1 2 3 2 3 56 6 Вова И. 29 27 25 24 21 103 4 2 3 4 3 4 5 4 4 69 2 Гена Б. 30 28 26 24 22 104 3 2 3 3 1 2 5 4 3 63 1 Олег Д. 28 26 25 24 21 102 6 2 3 4 2 3 4 5 4 72 1 Люда У. 31 27 26 26 23 105 4 2 3 4 1 3 5 4 5 76 2 Нина С. 29 28 26 24 22 104 2 2 3 3 2 4 4 5 4 67 3
Таблица 2
Сводная таблица результатов диагностики свойств внимания дошкольников с нормальным речевым развитием (КГ)
Дети Методика 1
(Кол. за минуты) Методика
2 Методика 3
(Кол. на карточке) Методика
4 1
2
3
4
5
Кол Ош 2 3
4
5
6
7 8 9 Кол Ош. Коля С. 36 33 32 36 33 110 2 2 3 2 2 3 6 5 7 74 0 Миша Е. 35 35 31 35 35 110 1 2 3 1 2 4 5 4 6 94 0 Миша С. 37 36 33 37 36 110 1 2 3 4 1 4 6 4 4 94 0 Денис Ч. 37 34 32 37 34 102 2 2 3 3 2 3 6 5 7 81 0 Вова Н. 36 36 32 36 36 105 3 2 3 3 2 4 5 4 6 94 0 Даша О. 27 26 26 27 26 107 4 2 2 3 2 4 4 5 5 51 2 Лена И. 36 34 33 36 34 110 3 2 3 2 2 3 6 5 7 72 0 Катя Т. 38 37 35 38 37 94 2 2 3 4 1 4 6 4 4 95 0 Ира Ф. 30 32 34 30 32 103 4 2 2 1 1 1 2 2 3 56 2 Маша Ж. 36 33 33 36 33 110 2 2 3 2 2 3 6 5 7 74 1 Костя О. 34 33 31 30 30 108 2 2 3 2 3 4 5 5 6 79 2 Ваня Е. 35 34 34 33 31 110 1 2 3 3 2 3 6 5 6 81 2 Паша К. 33 32 31 32 31 107 1 2 2 3 3 3 6 5 5 83 0 Галя П. 36 33 33 31 32 108 2 2 3 3 4 3 5 5 6 87 1 Тоня Ф. 37 35 34 34 33 110 3 2 3 3 4 3 6 5 7 91 0 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА)
Протокол обследования № 1
Имя, фамилия: Рома П. Возраст: 5 лет 10 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз второй половины беременности; роды стремительные.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устал, потерял интерес к заданию, не мог сосредоточиться в конце работы
1 31 2 29 3 26 4 23 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 2 фигуры), пропустил 2 звездочки 108 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Не хотел повторять последние попытки, внимание рассеивалось
2 2 3 3 4 2 5 2 6 3 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал.
Инструкцию понимал плохо, требовались пояснения, в ходе работы переспрашивал
74 0 Протокол обследования № 2
Имя, фамилия: Миша Л. Возраст: 5 лет 8 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - внутриутробная инфекция; роды преждевременные.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец К концу задания не мог полностью сосредоточиться, отвлекался, пытался задавать вопросы – зачем ему это «доделывать»
1 29 2 26 3 25 4 25 5 21 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 4 фигуры), пропустил 1 елочку 106 1 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В середине задания внимание рассеивалось, не мог сосредоточиться, пришлось стимулировать внимание похвалой, после чего вновь начал работать активно
2 2 3 3 4 1 5 0 6 4 7 5 8 4 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал.
Инструкцию понял но, в ходе работы спрашивал – «так ли он делает» 84 0
Протокол обследования № 3
Имя, фамилия: Костя А. Возраст: 6 лет 1 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз первой половины беременности; роды затяжные, асфиксия.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро потерял интерес к заданию, не мог сосредоточиться в конце работы и снизил скорость выполнения
1 31 2 29 3 26 4 23 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 3 фигуры), пропустил 1 звездочку 107 1 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек К последним попыткам сосредоточился, активно работал
2 2 3 3 4 2 5 2 6 3 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал.
Работал медленно, т.к. все время пытался сосредоточиться
84 0
Протокол обследования № 4
Имя, фамилия: Анзор Т. Возраст: 5 лет 11 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз второй половины беременности; роды стремительные.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Долго не мог сосредоточиться, раздражался, пытался вскочить с места, уйти
1 21 2 19 3 18 4 16 5 15 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 18 фигур), пропустил 2 звездочки, 3 елочки и 1 мячик. Невозможность сосредоточиться на задании вызывала у ребенка раздражение, нервничая, он делал еще больше ошибок 92 6 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Долго не мог сосредоточиться, внимание рассеивалось, раздражался
2 2 3 2 4 2 5 1 6 4 7 5 8 4 9 5 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел очень мало, сделал 7 ошибок – путал значки, которыми надо отмечать фигуры. Часто отвлекался 42 7 Протокол обследования № 5
Имя, фамилия: Марат Г. Возраст: 5 лет 7 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - без патологий, в возрасте 1 мес. перенес операцию (пилорастеноз), наркоз.
.Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Сосредоточение внимания наступило лишь после выполнения части задания, отмечено большое напряжение
1 18 2 20 3 20 4 22 5 23 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 9 фигур), пропустил 2 звездочки и 2 мяча 101 4 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Не хотел повторять последние попытки – «все равно плохо делает», не мог сосредоточиться
2 2 3 2 4 1 5 1 6 1 7 2 8 2 9 3 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел очень мало, сделал 1 ошибку – не отметил фигуру. При выполнении задания часто отвлекался, спрашивал – а что будет, если он «сделает плохо» 54 1
Протокол обследования № 6
Имя, фамилия: Дима Р. Возраст: 5 лет 8 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - без патологий, наследственные заболевания у матери – астма, гипертония.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устал, не мог сосредоточиться в конце работы, хотя и старался
1 32 2 30 3 27 4 24 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 28 фигур), пропустил 2 звездочки 102 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Старался сосредоточиться, в конце работы результаты улучшились
2 2 3 3 4 3 5 2 6 3 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал; очень старался все выполнить как можно лучше
81 0
Протокол обследования № 7
Имя, фамилия: Аня Ч. Возраст: 5 лет 7 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз первой половины беременности; роды затяжные, асфиксия.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец С трудом сосредотачивалась в конце работы, нервничала
1 30 2 27 3 26 4 26 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 5 фигур), пропустила 2 мяча и 1 елочку 105 3 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Беспокоилась, долго не могла сосредоточиться, внимание рассеивалось
2 2 3 3 4 3 5 1 6 4 7 5 8 4 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела не много, ошибок не сделала.
Не могла сосредоточиться в конце работы
91 0
Протокол обследования № 8
Имя, фамилия: Вика Б. Возраст: 5 лет 11 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - без патологий, патология родов - применение щипцов.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устала, не могла сосредоточиться в конце работы, расстраивалась
1 33 2 29 3 28 4 27 5 24 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 16 фигур), пропустила звездочку и мяч 94 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В ходе работы внимание рассеивалось, расстраивалась, слезы на глазах
2 2 3 3 4 4 5 1 6 4 7 6 8 4 9 4 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, но ошибок не сделала. В ходе работы сбивалась, путалась, была неуверенна в своих действиях
85 0
Протокол обследования № 9
Имя, фамилия: Катя И. Возраст: 6 лет 1 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз первой половины беременности; роды стремительные.
.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устала, не могла сосредоточиться, необходимо было специально организовывать и направлять ее внимание
1 20 2 18 3 17 4 16 5 15 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 4 фигуры), пропустила 2 звездочки и 2 елки
106 4 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Внимание рассеивалось, но к концу задания сосредоточилась
2 2 3 3 4 2 5 2 6 3 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, но ошибок не сделала, очень старалась сосредоточиться
74 0
Протокол обследования № 10
Имя, фамилия: Соня В. Возраст: 5 лет 11 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - без патологий; отклонение в развитии постнатального периода - гидроцефальный синдром.
.Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Низкий интерес к заданию, некоторое сосредоточение внимания наступило лишь после выполнения части задания
1 17 2 19 3 19 4 21 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 14 фигур), пропустила 3 звездочки, мяч и 2 елки 96 6 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Низкий интерес к заданию, внимание рассеивалось, не старалась сосредоточиться
2 2 3 2 4 1 5 1 6 2 7 3 8 2 9 3 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела очень мало, сделала 6 ошибок (отмечала не теми знаками фигуры), долго не могла сосредоточиться
56 6
Протокол обследования № 11
Имя, фамилия: Вова И. Возраст: 5 лет 9 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз второй половины беременности; роды затяжные, асфиксия.
.Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устал, потерял интерес к заданию, не мог сосредоточиться в конце работы
1 29 2 27 3 25 4 24 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 7 фигур), пропустил 2 звездочки и 2 мяча 103 4 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Низкий результат в последних попытках, внимание постоянно рассеивалось, ерзал на стуле, тер затылок и пр.
2 2 3 3 4 4 5 3 6 4 7 5 8 4 9 4 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, сделал 2 ошибки (перепутал значки), в ходе работы переспрашивал инструкцию
69 2
Протокол обследования № 12
Имя, фамилия: Гена Б. Возраст: 5 лет 5 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз первой половины беременности; роды затяжные, асфиксия.
.Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец С трудом смог сосредоточиться в конце работы, долго размышлял над выбором кольца
1 30 2 28 3 26 4 24 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 6 фигур), пропустил 2 звездочки и 1 мяч 104 3 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек При последних попытках внимание рассеивалось, долго думал, но не мог сосредоточиться
2 2 3 3 4 3 5 1 6 2 7 5 8 4 9 3 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, сделал 1 ошибку (перепутал значки), долго задумывался над тем, каким значком отметить следующую фигуру
63 1
Протокол обследования № 13
Имя, фамилия: Олег Д. Возраст: 5 лет 10 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - без патологий; отклонение в развитии постнатального периода - пониженный мышечный тонус.
.етодика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устал, не мог сосредоточиться в конце работы
1 28 2 27 3 26 4 25 5 21 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 8 фигур), пропустил 2 звездочки, 3 елки и мяч 102 6 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Внимание постоянно рассеивалось, к концу отвлекался, разглядывал предметы в комнате, приходилось направлять внимание
2 2 3 3 4 4 5 2 6 3 7 4 8 5 9 4 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал.
Внимание постоянно рассеивалось, к концу отвлекался
74 0
Протокол обследования № 14
Имя, фамилия: Люда У. Возраст: 5 лет 9 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - без патологий; роды - затяжные; отклонение в развитии постнатального периода - желтуха новорожденных.
.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устала, но старалась сосредоточиться – морщила лоб, закусывала губу, что-то проговаривала про себя
1 31 2 27 3 26 4 26 5 23 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 5 фигур), пропустила 2 звездочки и 2 мяча 105 4 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Старалась сосредоточиться и выполнить задание как можно лучше
2 2 3 3 4 4 5 1 6 3 7 5 8 4 9 5 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, сделала 2 ошибки - неправильно проставленные знаки.
76 2
Протокол обследования № 15
Имя, фамилия: Нина С. Возраст: 5 лет 8 мес.
Стёртая псевдобульбарная дизартрия, ОНР III уровня.
Анамнез: беременность матери - токсикоз первой половины беременности; роды затяжные, асфиксия.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Быстро устала, не могла сосредоточиться в конце работы
1 29 2 28 3 26 4 24 5 22 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 6 фигур), пропустила 2 звездочки 104 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек На последних попытках внимание рассеивалось приходилось направлять внимание, поощрять похвалой
2 2 3 3 4 3 5 2 6 4 7 4 8 5 9 4 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, сделала 3 ошибки - неправильно проставленные знаки. Инструкцию понимала плохо, требовались пояснения
67 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ (КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА)
Протокол обследования № 1
Имя, фамилия: Коля С. Возраст: 5 лет 10 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания снижалась по мере увеличения времени работы
1 36 2 33 3 32 4 36 5 33 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрел бланк со стимульным материалом до конца), пропустил 2 елки
110 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В середине потерял интерес к заданию, но сосредоточился к концу задания.
2 2 3 2 4 3 5 2 6 2 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал, в ходе работы переспрашивал инструкцию
74 0
Протокол обследования № 2
Имя, фамилия: Миша Е. Возраст: 5 лет 6 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания по мере увеличения времени работы не снижалась, лишь в середине – небольшое снижение показателей
1 35 2 35 3 32 4 35 5 35 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрел бланк со стимульным материалом до конца, пропустил 1 мяч 110 1 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В середине потерял интерес к заданию, но сосредоточился к концу задания.
2 2 3 3 4 1 5 2 6 4 7 5 8 4 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значки просмотрел почти до конца (осталось 6 значков), ошибок не сделал, в ходе работы переспрашивал инструкцию
94 0
Протокол обследования № 3
Имя, фамилия: Миша С. Возраст: 5 лет 9 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания по мере увеличения времени работы практически не снижалась, лишь в середине – небольшое снижение показателей
1 36 2 37 3 33 4 37 5 36 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрел бланк со стимульным материалом до конца, пропустил 1 звездочку 110 1 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В середине потерял интерес к заданию, но сосредоточился к концу задания, переживал за результат
2 2 3 3 4 4 5 1 6 4 7 6 8 4 9 4 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значки просмотрел почти до конца (осталось 5 значков), ошибок не сделал, в ходе работы переспрашивал инструкцию
95 0
Протокол обследования № 4
Имя, фамилия: Денис Ч. Возраст: 5 лет 7 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Неустойчивое внимание - по мере увеличения времени работы то снижалось, то повышалось
1 37 2 34 3 32 4 37 5 34 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 8 фигур), пропустил 2 елки 102 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Объем внимания в середине задания недостаточный, но сосредоточился к концу задания, показатели улучшились
2 2 3 2 4 3 5 3 6 2 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал, в ходе работы переспрашивал инструкцию, долго разбирался, каким значком отмечать разные фигуры
81 0
Протокол обследования № 5
Имя, фамилия: Вова Н. Возраст: 5 лет 11 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания по мере увеличения времени работы практически не снижалась, лишь в середине – небольшое снижение показателей
1 36 2 36 3 32 4 36 5 36 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрел (осталось 5 фигур), пропустил 2 елки и мяч 105 3 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Объем внимания недостаточный, работу выполнял небрежно – ставил точки, зачеркивал и пр.
2 2 3 3 4 3 5 2 6 4 7 5 8 4 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал, в ходе работы отвлекался, пытался поговорить с экспериментатором на посторонние темы
94 0
Протокол обследования № 6
Имя, фамилия: Даша О. Возраст: 5 лет 9 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Внимание достаточно устойчивое, но показатели низкие, работала сосредоточенно, но медленно
1 27 2 26 3 26 4 27 5 26 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 3 фигуры), пропустила 2 звездочки и 2 мяча 107 4 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек На последних попытках внимание рассеивалось приходилось направлять внимание
2 2 3 2 4 3 5 2 6 4 7 4 8 5 9 5 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, сделала 2 ошибки - неправильно проставленные знаки. Инструкцию понимала плохо, требовались пояснения
51 2
Протокол обследования № 7
Имя, фамилия: Лена И. Возраст: 5 лет 8 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Неустойчивое внимание - по мере увеличения времени работы то снижалось, то повышалось
1 36 2 34 3 33 4 36 5 34 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрела бланк со стимульным материалом до конца, пропустила 3 елочки 110 3 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В середине потеряла интерес к заданию, но сосредоточилась к концу задания
2 2 3 3 4 2 5 2 6 3 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, но ошибок не сделала, работала тщательно, но медленно
72 0
Протокол обследования № 8
Имя, фамилия: Катя Т. Возраст: 5 лет 11 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Неустойчивое внимание - по мере увеличения времени работы то снижалось, то повышалось
1 38 2 37 3 35 4 38 5 37 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 16 фигуры), работала медленно, пропустила 2 мяча 94 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Работала медленно, к концу задания потеряла интерес к заданию.
2 2 3 3 4 4 5 1 6 4 7 6 8 4 9 4 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Не успела просмотреть 5 значков, но ошибок не сделала, работала медленно
95 0
Протокол обследования № 9
Имя, фамилия: Ира Ф. Возраст: 5 лет 6 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Неустойчивое внимание - по мере увеличения времени работы то снижалось, то повышалось
1 30 2 32 3 34 4 30 5 32 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок До конца бланк со стимульным материалом не просмотрела (осталось 7 фигур), пропустила 2 звездочки и 2 мяча 103 4 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Внимание постоянно рассеивалось приходилось направлять внимание, но результаты – низкие
2 2 3 2 4 1 5 1 6 1 7 2 8 2 9 3 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, сделала 2 ошибки - неправильно проставленные знаки. Инструкцию понимала плохо, требовались пояснения
56 2
Протокол обследования № 10
Имя, фамилия: Маша Ж. Возраст: 5 лет 7 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания снижалась по мере увеличения времени работы, некоторый подъем отмечен на 4-й минуте
1 36 2 33 3 33 4 36 5 33 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрела бланк со стимульным материалом до конца, пропустила 2 елки 110 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Долго сосредотачивалась, удалось сосредоточиться к концу задания.
2 2 3 2 4 3 5 2 6 2 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, сделала 1 ошибки - неправильно проставленный значок. 74 1
Протокол обследования № 11
Имя, фамилия: Костя О. Возраст: 5 лет 11 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания снижалась по мере увеличения времени работы
1 34 2 33 3 31 4 30 5 30 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрел бланк со стимульным материалом почти до конца (осталось 2 фигуры), пропустил 2 мяча 108 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Работал с интересом, задание старался выполнить как можно лучше, хотя результаты - невысокие
2 2 3 3 4 2 5 3 6 4 7 5 8 5 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, сделал 2 ошибки – 1 неправильно проставленный значок и 1 пропущенная фигура.
79 2
Протокол обследования № 12
Имя, фамилия: Ваня Е. Возраст: 5 лет 9 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания снижалась по мере увеличения времени работы
1 35 2 34 3 34 4 33 5 31 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрел бланк со стимульным материалом до конца, пропустил 1 елку 110 1 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек В середине потерял интерес к заданию, но сосредоточился к концу задания, работал активно.
2 2 3 3 4 3 5 2 6 3 7 6 8 5 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, хотя и старался, сделал 2 ошибки – 1 неправильно проставленный значок и 1 пропущенная фигура 81 2
Протокол обследования № 13
Имя, фамилия: Паша К. Возраст: 5 лет 7 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания несколько снизилась по мере увеличения времени работы
1 33 2 32 3 31 4 32 5 31 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрел бланк со стимульным материалом почти до конца (осталось 3 фигуры), пропустил 1 мяч 107 1 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Работал с интересом, сосредоточенно, хотя показатели невысокие
2 2 3 2 4 3 5 3 6 3 7 6 8 5 9 5 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрел мало, но ошибок не сделал, работал с интересом, сосредоточенно 83 0
Протокол обследования № 14
Имя, фамилия: Галя П. Возраст: 5 лет 10 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания снижалась по мере увеличения времени работы
1 36 2 33 3 33 4 31 5 32 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрела бланк со стимульным материалом почти до конца (осталось 2 фигуры), пропустила 2 мяча 108 2 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Работала активно, с интересом, не отвлекалась
2 2 3 3 4 3 5 4 6 3 7 5 8 5 9 6 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Значков просмотрела мало, хотя и старалась, сделала 1 ошибку – пропущенная фигура 87 1
Протокол обследования № 15
Имя, фамилия: Тоня Ф. Возраст: 5 лет 8 мес. Без патологий развития.
Методика Показатели Отметка
о выполнении Особенности проявлений внимания и поведения 1 Устойчивость внимания Минута Количество
колец Устойчивость внимания снижалась по мере увеличения времени работы
1 37 2 35 3 34 4 34 5 33 2 Концентрация и переключаемость внимания Количество
значков Количество
ошибок Просмотрела бланк со стимульным материалом до конца, но пропустила 2 елки и 1 мяч 110 3 3 Объем внимания Точек на карточке Воспроизведено точек Работала с интересом, но медленно; не отвлекалась, старалась выполнить задание хорошо.
2 2 3 3 4 3 5 4 6 3 7 6 8 5 9 7 4 Переключаемость и распределяемость внимания Колич. значков Колич. ошибок Не успела просмотреть 9 значков, но ошибок не сделала, в ходе работы переспрашивала инструкцию
91 0
2
1.Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. // «Вопросы психологии». - №1. - 2008.
2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб, пособие для студентов вузов. — М.: ACT: Астрель, 2007.
3.Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969. – С.11-47.
4.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5.Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 2006. – № 1. – С.14-15.
6.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. – М., 2007.
7.Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 2009.
8.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973.
9.Волкова Г.А. Принципы и методы коррекции нарушений речи. — СП6.: Образование, 2007.
10.Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, 2008.
11.Вопросы психологии внимания. - Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 2002.
12.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005.
13.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие/Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2005.
14.Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие. – М.: Фокус, 2003.
15.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.
16.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.
17.Джеймс У. Научные основы психологии – Минск: Харвест, 2003.
18.Добрынин, Н.Ф. Об изучении свойств внимания. // Вопросы психологии внимания, вып. IV. - Саратов, 1972. – С. 141-143.
19.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009.
20.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
21.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте — М., 1962.
22.Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
23.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии //Дефектология. 1996. №5.
24.Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – Автореф. Дис. …канд.пед.наук. -М., 2000.
25.Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 — 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. — СПб, 2002.
26.Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2006 - № 3. - С.63.
27.Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
28.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1984.
29.Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010.
30.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологии факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия, 2007.
31.Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009.
32.Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»/ Межвуз. Сб. научн. трудов Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л., 1989.
33.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. — СПб: Издательство «Союз», 2005.
34.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.
35.Лопатина С.П., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. — СП6: Образование, 2009.
36.Макарова С. В. Коррекция нарушений звукопроизношения как основа предупреждения нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. – Екатеринбург, 1998.
37.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 2005.
38.Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - С. 214 - 218.
39.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 2007.
40.Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. — М.: Учпедизд, 2009.
41.Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1987.
42.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. — М., 1997.
43.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003.
44.Общая психология: Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998.
45.Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах / Расстройства речи и голоса в детском возрасте // Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1973.
46.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Р.-на- Д.: «Феникс», 2003.
47.Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов внимания и памяти у первоклассников с ЗПР//Дефектология, № 4, 1980. - С. 35.
48.Правдина О.В. Логопедия. М., 2008.
49.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2007.
50.Психология личности в трудах зарубежных психологов / Общая редакция А.А.Реана — СПб: Питер, 2000.
51.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — СПб: Питер, 2006.
52.Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 2007.
53.Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 2010.
54.Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003.- №5.
55.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 2006, № 4.
56.Степанова О.А. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. –2006. - №11.
57.Токарева О.А. Дизартрия //Расстройства речи у детей и подростков. - М.: Изд-во МГПИ, 1969. - С.144-156.
58.Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,2010.
59.Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учеб.пособие для студентов высших и сред.спец.пед.учебзаведений: В 2т.т. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
60.Шабалина Г.Ф., Зернова Л. П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
61.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2008.
Вопрос-ответ:
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это речевое нарушение, которое проявляется сложностью в артикуляции и произношении звуков.
Какие виды внимания существуют?
Существуют такие виды внимания как селективное внимание, устойчивое внимание, распределенное внимание и переключение внимания.
Как развивается внимание у детей до 7 лет?
Внимание у детей до 7 лет развивается постепенно: сначала они могут сосредоточиться только на одной задаче, потом научатся переключаться между несколькими заданиями и удерживать внимание на длительное время.
Какие особенности внимания у детей со стертой дизартрией?
У детей со стертой дизартрией может наблюдаться низкая концентрация внимания, трудности в переключении и разделении внимания, а также повышенная отвлекаемость.
Как проводилось исследование особенностей внимания у детей со стертой дизартрией?
Исследование проводилось с использованием методик и организации, включающих наблюдение за поведением детей, тестирование и анализ результатов.
Что такое стертая дизартрия?
Стертая дизартрия - это расстройство речи, при котором происходит нарушение артикуляции и произношения звуков, при этом речь остается понятной и разборчивой.
Какие виды внимания существуют?
Существуют разные виды внимания, такие как селективное внимание, пассивное внимание, альтернативное внимание, устойчивое внимание и т. д. Каждый вид внимания имеет свои особенности и характеристики.
Как развивается внимание у детей дошкольного возраста?
Внимание развивается у детей от рождения до 7 лет. Сначала они обладают неустойчивым и непродолжительным вниманием, постепенно находят возможность сосредоточиться на задаче, улучшается концентрация, устойчивость и объем внимания.
Какие особенности внимания у детей со стертой дизартрией?
Дети со стертой дизартрией могут иметь определенные особенности внимания, такие как трудности с концентрацией, отвлекаемостью, селективностью внимания и т. д. Эти особенности могут влиять на их способность усваивать информацию и выполнять задачи.
Какие методики и организация исследования особенностей внимания у детей со стертой дизартрией используются?
Для исследования особенностей внимания у детей со стертой дизартрией могут применяться различные методики, такие как тесты на внимание, наблюдения, интервью и т. д. Организация исследования может включать проведение экспериментов, анализ результатов и выводов.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это речевое нарушение, которое характеризуется нарушением артикуляции звуков речи, вызванное поражением органов артикуляции.