Шкала Занга

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психофизиология
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 28.09.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШКАЛЫ ЗАНГА 6
1.1. Понятие тревожность в психологии 6
1.2. Подходы к исследованию тревожности в современных исследованиях… 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ШКАЛЫ ЗАНГА 20
2.1. Содержание методики использования шкалы Занга для исследования тревожности 20
2.2. Содержание и результаты исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

Бланк, содержащий утверждения шкалы должен быть заполнен исследуемым человеком самостоятельно. Из 20 предложенных утверждений 15 оценивают соматические симптомы, а оставшиеся 5 – аффективные симптомы тревожного расстройства.Для пунктов 5, 9, 13, 17, 19 ответ «редко» оценивается в 4 балла, «иногда» — в 3, «часто» — в 2, «очень часто» — в 1 балл. Для остальных утверждений шкалы Занга для оценки тревоги ответ «редко» оценивается в 1 балл, «иногда» — в 2, «часто» — в 3, «очень часто» — в 4 балла.Человек, набравший по этой шкале:от 20 до 44 баллов не находится в тревожном состоянии;при 45-59 баллах – имеет легкое или среднее тревожное расстройство;при 60-74 баллах – имеет выраженное тревожное расстройство;при 75-80 баллах тревожное расстройство принимает крайнюю степень тяжести.Если тревожное состояние не выявить своевременно и не вылечить, оно может спровоцировать развитие таких заболеваний, как гипертония, язва желудка и другие, а также трансформироваться в депрессивное расстройство.2.2. Содержание и результаты исследованияИзучение психического состояния имеет прямое отношение к изучению индивидуальных особенностей личности занимающихся, а именно: повышенный уровень тревожности, чувство страха, чувство паники, головокружение, головные боли и чувство утомления.Цель экспериментального исследования - определить уровень тревожности и психического состояния у студенток 3 курса, занимающихся в группах основного, специального медицинского отделений и группах лечебной физической культуры.Методы исследования — анализ научно-методической литературы; анализ интернет-источников; проведение опросника самооценки тревоги Занга; метод математической обработки полученных результатов.Шкала самооценки тревоги Занга заполнялась студентками около 3 мин после краткого инструктирования. Балл определялся в соответствии с 4 градациями степени выраженности симптома по каждому пункту: очень редко, редко, часто, большую часть времени или постоянно.Оценка уровня тревожности и психического состояния студенток проводилась в феврале 2018 года в …, на базе кафедры физического воспитания и спорта. В исследовании приняло участие 105 студенток 3 курса…., занимающихся в группах основного отделения (35 человек), специального медицинского отделения (35 человек), группах лечебной физической культуры (35 человек).Исследование показало, что психические состояния, такие как чувство усталости (2,76 балла) наиболее выражены у студенток специального медицинского отделения и группах лечебной физической культуры, головная боль (2,87 балла) и головокружение (2,0 балла) наиболее выражены у студенток групп лечебной физической культуры, чувство страха (1,77 балла) и чувство паники (2,17 балла) - у девушек групп основного отделения. Результатыпредставлены в таблице 2.Таблица 2. Результаты показателен психических состояний по шкале Цунга устуденток Психические состоянияУчебные отделенияОсновное (баллы)Специальноемедицинское(баллы)Лечебная физическаякультура(баллы)Головная боль2.372.462.87Чувство паники2.172.031.92Чувство усталости2Л2.62.76Головокружение1.771.832.0Чувство страха1.771.661.64Таким образом, уровень тревожности у студенток, которые занимаются в группах основного отделения, составляет 39,01 балла, специального медицинского отделения - 41,8 балла, группах лечебной физической культуры - 43,5 балла. В среднем у всех студенток наблюдается низкий (44,8%) и средний (48,6%) уровень тревожности.В группах специального медицинского отделения у 3 студенток наблюдается высокий уровень тревожности (8,6%), в группах лечебной физической культуры данный уровень у 4 девушек (14,3%).Таким образом, результаты проведённого исследования показывают, что уровни тревожности и показатели психических состояний у студенток различных учебных отделений отличаются и зависят от индивидуальных особенностей личности человека. Приобретение важных качеств в физкультурной деятельности у девушек зависит от переживаемых психических состояний в учебном процессе, этапов учебного процесса и уровня заболеваний.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, тревожность понимается как индивидуально-психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека кпереживанию состояния тревоги при ожидании неблагоприятного развития событий. А также как гипотетическую «промежуточную переменную»; как временное психическое состояние, что возникает под влиянием стрессовых факторов; как фрустрацию социальных потребностей и как мотивационный конфликт. В свою же очередь, личностная тревожность является сложным, полидетерминованным психическим образованием, которое проявляется на эмоциональном, когнитивном и поведенческих уровнях.Рассмотренные теории позволяют сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности разные. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, который оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, поскольку страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на ужасно фактор, вызывающий состояние тревожности.Итак, делая вывод, можно охарактеризовать тревогу следующим образом: тревога ─ это неадекватная реакция на ситуацию внешней угрозы; это реакция, аналогичная страха, но при отсутствии ситуации внешней опасности; она проявляется как состояние беспомощности перед лицом угрозы.Для оценки уровня тревожных расстройств Вильямом Зангом была разработана система самооценки тревоги. Шкала Занга является ценным инструментом для измерения тревоги и обладает всеми преимуществами шкал самооценки: информация поступает непосредственно от респондента, заполнение шкалы требует мало времени, а сама процедура оценки очень проста. Шкала состоит из 20 пунктов по которым оценивают различные симптомы.В данном исследовании уровень тревожности у студенток 3 курса довольно высок из-за тяжелой учебной нагрузки на этом курсе. Преподаватель может своевременно заметить особенности в поведении студенток, выявить отклонения, мешающие им активно заниматься физической культурой и спортом. В связи с этим, преподаватель должен принять комплекс мер по снижению уровня тревожности у девушек: обеспечить положительную (поддерживающую) атмосферу во время и после занятий, сконцентрировать внимание на эмоциональном состоянии, обеспечить реальную оценку действий каждой студентки.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАстапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция М. Астапова. - М .: ПЕР СЭ, 2008.- 240 с.Астапов В. М. Тревожность у детей / В. Астапова. - М .: ПЕР СЭ, 2008.- 160 с.Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. - М .: ПЕР СЭ, 2008.- С. 151-160.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. – Ленинград, 1988. – с.180. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- С. 25-27.Изард К. Страх и виды тревожности / Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 104 – 117.Изард К. Эмоции человека / К.Изард. – М.: Издательство Московского университета, 1980. – 340 с. Калюжная Е. М. Психологические механизмы личностной тревожности в подросткового возрасте: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / Е. М. Калюжная. - Киев, 2008. - 29 с.Мей Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 208 – 216.Мэй Р. Смысл тревоги / Перевод с английского М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.Мэй Р. Смысл тревоги / Ролло Мэй ; [пер. с англ. М.И. За васлова , А.И. Сибуриной]. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 240 c. Новик, Г.В. Анализ уровня тревожности и психического состояния у студентов ГомГМУ / Г.В Новик, О.П. Азимок, С.А. Ломако // Актуальные проблемы медицины: сб. науч. ст. Респ.науч.-практ. конф. и 26-я итоговая научная сессия Гомельского государственного медицинского университета, Гомель, 03-04 ноября 2016 г. – Гомель: ГомГМУ, 2016. – С. 545-547.Омельченко Я. М. Коррекция тревожных состояний младших школьников средствами кататимно-имагинативной психотерапии: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / Я. М. Омельченко. - Киев, 2006. - 20 с.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред.А.А. Крылова, С.А.Маничева. – 2-е издание., доп. и перераб. – СПб.:Питер, 2007. – 560с.Прихожан А.М. Психология тревожности / А.М.Прихожан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с. Психологіяособистості: Словник довідник / [За редакцією П.П. Горностая, Т.М. Титаренко]. – Київ: Рута, 2001. – 320 с. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.С.Салливан. – М. СПб, 1999. – 290 с. Ставицкая С. А. Психолого-педагогические условия преодоления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология "/ С. А. Ставицкая. - Киев, 1999. - 19 с.Тревога и тревожность / [Составитель В.М. Астапов]. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с. – (Серия “Хрестоматия по психологии”) Фромм Э. Искусство любить / Э.Фромм; [пер. с англ. Д.А. Леонтьева]. – СПб.: Азбука классика, 2008. – 224 с.Халик А. А. Тревожность как фактор дезадаптации практических психологивпочаткивцив :Автореф. дис. на получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / А. Халик. - Киев, 2010. - 20с.Халик А. А. Тревожность на начальных этапах профессионального становления личности / А. Халик // Проблемы современной психологии: сб. наук. пр. КПНУ им. Ивана Огиенко, Ин-т психологии Г. С. Костюка АПН Украины. - 2014. -Вып. 23. - С. 663-676. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/jpdf/Pspl_2014_23_60.pdfХорни К. Невротическая личность нашего времени / Карен Хорни. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с. – (Серия “Психология классика”.) Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г.Эриксон. – СПб.: АСТ,1996. – 592 с. Ясточкина И. А. Проявления тревожности среди студенческой молодежи / И. А. Ясточкина // Вестник Запорожского национального университета. серия: Педагогические науки. - 2014. - № 1 (22). - С. 173-180.Ясточкина И. А. Психологические факторы возникновения и коррекция личностной тревожности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. На получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология "/ И. А. Ясточкина. - Киев, 2011. - 20 с.Beesdo K., Knappe S., Pine D. Anxietyandanxietydisordersinchildrenandadolescents: developmentalissuesandimplicationsfor DSM-V // PsychiatrClinNorth. 2009. Vol. 32. P. 483–424.Murray L., Creswell C., Cooper P. Thedevelopmentofanxietydisordersinchildhood: anintegrativereview // PsychologicalMedicine. 2009. Vol. 39(9). P. 1413–1423. Noyes R., Hoehn-Saric R. TheanxietyDisorders. CambridgeUniversityPres, 1998. 303 p. 46. Sharma S. Generalizedanxietydisorderandpersonalitytraits // KathmanduUniversityMedicalJournal. 2003. Vol. 1, N 4. P. 248–250. Smoller J., Block S., Young M. Geneticsofanxietydisorders: thecomplexroadfrom DSM to DNA // DepressAnxiety. 2009. Vol. 26(11). P. 965–975.Strelay J. Theconceptsofarousalandarousabilityasusedintemperamentsstudies // TemperamentIndividualdifferencesattheinterfaceofbiologyandbehavior / Eds. Y. E. Bates, T. D. Wachs. Waschington, 1994. P. 117–141.

1. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция М. Астапова. - М .: ПЕР СЭ, 2008.- 240 с.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. Астапова. - М .: ПЕР СЭ, 2008.- 160 с.
3. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. - М .: ПЕР СЭ, 2008.- С. 151-160.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б.Березин. – Ленинград, 1988. – с.180.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- С. 25-27.
6. Изард К. Страх и виды тревожности / Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 104 – 117.
7. Изард К. Эмоции человека / К.Изард. – М.: Издательство Московского университета, 1980. – 340 с.
8. Калюжная Е. М. Психологические механизмы личностной тревожности в подросткового возрасте: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / Е. М. Калюжная. - Киев, 2008. - 29 с.
9. Мей Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 208 – 216.
10. Мэй Р. Смысл тревоги / Перевод с английского М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
11. Мэй Р. Смысл тревоги / Ролло Мэй ; [пер. с англ. М.И. За васлова , А.И. Сибуриной]. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 240 c.
12. Новик, Г.В. Анализ уровня тревожности и психического состояния у студентов ГомГМУ / Г.В Новик, О.П. Азимок, С.А. Ломако // Актуальные проблемы медицины: сб. науч. ст. Респ.науч.-практ. конф. и 26-я итоговая научная сессия Гомельского государственного медицинского университета, Гомель, 03-04 ноября 2016 г. – Гомель: ГомГМУ, 2016. – С. 545-547.
13. Омельченко Я. М. Коррекция тревожных состояний младших школьников средствами кататимно-имагинативной психотерапии: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / Я. М. Омельченко. - Киев, 2006. - 20 с.
14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред.А.А. Крылова, С.А.Маничева. – 2-е издание., доп. и перераб. – СПб.:Питер, 2007. – 560с.
15. Прихожан А.М. Психология тревожности / А.М.Прихо жан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
16. Психологія особистості: Словник довідник / [За редакцією П.П. Горностая, Т.М. Титаренко]. – Київ: Рута, 2001. – 320 с.
17. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.С.Салливан. – М. СПб, 1999. – 290 с.
18. Ставицкая С. А. Психолого-педагогические условия преодоления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология "/ С. А. Ставицкая. - Киев, 1999. - 19 с.
19. Тревога и тревожность / [Составитель В.М. Астапов]. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с. – (Серия “Хрестоматия по психологии”)
20. Фромм Э. Искусство любить / Э.Фромм; [пер. с англ. Д.А. Леонтьева]. – СПб.: Азбука классика, 2008. – 224 с.
21. Халик А. А. Тревожность как фактор дезадаптации практических психологивпочаткивцив : Автореф. дис. на получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / А. Халик. - Киев, 2010. - 20с.
22. Халик А. А. Тревожность на начальных этапах профессионального становления личности / А. Халик // Проблемы современной психологии: сб. наук. пр. КПНУ им. Ивана Огиенко, Ин-т психологии Г. С. Костюка АПН Украины. - 2014. -Вып. 23. - С. 663-676. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/jpdf/Pspl_2014_23_60.pdf
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Карен Хорни. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с. – (Серия “Психология классика”.)
24. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г.Эриксон. – СПб.: АСТ,1996. – 592 с.
25. Ясточкина И. А. Проявления тревожности среди студенческой молодежи / И. А. Ясточкина // Вестник Запорожского национального университета. серия: Педагогические науки. - 2014. - № 1 (22). - С. 173-180.
26. Ясточкина И. А. Психологические факторы возникновения и коррекция личностной тревожности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. На получение наук. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология "/ И. А. Ясточкина. - Киев, 2011. - 20 с.
27. Beesdo K., Knappe S., Pine D. Anxiety and anxiety disorders in children and adolescents: developmental issues and implications for DSM-V // Psychiatr Clin North. 2009. Vol. 32. P. 483–424.
28. Murray L., Creswell C., Cooper P. The development of anxiety disorders in childhood: an integrative review // Psychological Medicine. 2009. Vol. 39(9). P. 1413–1423.
29. Noyes R., Hoehn-Saric R. The anxiety Disorders. Cambridge University Pres, 1998. 303 p. 46. Sharma S. Generalized anxiety disorder and personality traits // Kathmandu University Medical Journal. 2003. Vol. 1, N 4. P. 248–250.
30. Smoller J., Block S., Young M. Genetics of anxiety disorders: the complex road from DSM to DNA // Depress Anxiety. 2009. Vol. 26(11). P. 965–975.
31. Strelay J. The concepts of arousal and arousability as used in temperaments studies // Temperament Individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Y. E. Bates, T. D. Wachs. Waschington, 1994. P. 117–141.

Вопрос-ответ:

Каковы теоретические основы изучения тревожности в психологии с использованием шкалы Занга?

Теоретические основы изучения тревожности в психологии с использованием шкалы Занга включают в себя понятие тревожности, подходы к исследованию тревожности в современных исследованиях и методики использования шкалы Занга для исследования тревожности.

Что такое тревожность в психологии?

В психологии тревожность - это состояние душевного беспокойства и нервозности, которое человек может испытывать в различных ситуациях. Тревожность может проявляться через физиологические симптомы, такие как повышенное сердцебиение, потливость, дрожь, а также через эмоциональные и психологические проявления, такие как усталость, плохое самочувствие, неуверенность и стресс.

Каким образом исследования тревожности проводятся с использованием шкалы Занга?

Исследования тревожности с использованием шкалы Занга проводятся путем заполнения специального бланка, содержащего утверждения, связанные с тревожностью. Человек должен указать, насколько сильно он согласен или не согласен с каждым утверждением. Далее результаты анализируются для определения уровня тревожности участника исследования.

Какие результаты были получены при исследовании тревожности с использованием шкалы Занга?

Результаты исследования тревожности с использованием шкалы Занга показали, что данная шкала является надежным и валидным инструментом для измерения тревожности. Было обнаружено, что уровень тревожности может различаться у разных групп людей и может быть связан с различными факторами, такими как возраст, пол и социальный статус.

Какие подходы используются в современных исследованиях тревожности?

В современных исследованиях тревожности используются различные подходы, включая психофизиологические методы, когнитивно-поведенческий подход, нейробиологический подход и другие. Каждый из этих подходов позволяет изучить тревожность с разных сторон и выявить ее причины, механизмы и последствия.

Что такое шкала Занга и для чего она используется?

Шкала Занга - это психологическая шкала, разработанная для измерения тревожности. Она используется для оценки уровня тревожности у индивидов в различных ситуациях и исследованиях.

Какие подходы применяются при исследовании тревожности?

В современных исследованиях тревожности применяются различные подходы, включая методы самоотчета, физиологические показатели, наблюдение за поведением и другие. Подходы выбираются в зависимости от целей и задач конкретного исследования.

Как применяется шкала Занга для изучения тревожности?

Шкала Занга применяется путем заполнения баллов на бланке, содержащем утверждения о различных ситуациях и переживаниях. Респонденты указывают, насколько они согласны с каждым утверждением, и их ответы суммируются, что позволяет определить уровень их тревожности.

Какие результаты были получены в исследовании тревожности с использованием шкалы Занга?

Исследования, проведенные с использованием шкалы Занга, позволили выявить различные уровни тревожности у индивидов в различных ситуациях. Некоторые люди проявляли высокую тревожность, в то время как другие - низкую. Эти результаты помогли лучше понять природу тревожности и ее влияние на поведение и эмоциональное состояние.

Где можно найти более подробную информацию по данной теме?

Дополнительную информацию по данной теме можно найти в списке литературы, который приведен в конце статьи. В нем перечислены источники, которые были использованы при написании статьи и где можно найти более подробные исследования на данную тему.

Что такое Шкала Занга?

Шкала Занга - это психологический инструмент, созданный для измерения уровня тревожности у человека. Она позволяет оценить индивидуальную склонность к тревожности и выявить ее особенности.