Особенности готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 44 44 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 07.10.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц. В психологии есть очень важный принцип — «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка. Другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это, естественно, так и будет), махнут рукой, мол, «живи как хочешь». Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте  во многом зависит от оценки окружающих его людей.  Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.  Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора. Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга. В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения. В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность. Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развитияУспех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей.1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.6. Занятия должны носить занимательный характер.7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.10. Занятия должны быть регулярными.11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра: « Что сначала, что потом?» Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.                                1) Покажи - развитие пассивного словаря. 2) Назови - развитие активного словаря.Примерные вопросы:- Какое время года недавно закончилось?- Какое время года сейчас?                                          - После, какого времени года приходит весна?- С какого времени начинается год?Расставь картинки и назови по порядку все времена года.Игра: «Найди такую же цифру». Цель: Развитие зрительного восприятия. Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру. Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.Игра:  «Чудесный мешочек» или «Узнай  цифру  на ощупь».Цель:  Развитие  тактильных ощущений.1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.2. Найти цифры по заданию  (только1).Игра: «Составь фигуру»Цель: Развитие целостного восприятия.Детям предлагается составить и назвать  геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.Игра: «Узнай фигуру».Цель: Закрепление  формы, цвета, размера.Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры. Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету.                  Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать.                  Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.Игра: «Большие, маленькие, одинаковые»Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по  размеру.Детям предлагается найти  геометрические фигуры по  размеру. 1. Найти все большие фигуры.2. Найти все маленькие фигуры.3.Найти одинаковые фигуры.Игра: «Подбери пару»Цель: Соотнесение размераПеред ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т.д.)1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.Игра: «Что сверху, а что снизу?»Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т.д.)1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху.                                  2. Найди  предметы, которые должны находиться внизу.3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.Игра: «Угадай, что у меня»Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например:  Он резиновый, круглый, красный ит.д.2. Дети сами составляют загадки-описания.Игра: «Собери разрезную картинку»Цель: Развитие целостного восприятия.Ребёнку предлагается собрать  картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит.д. частей.Игра: «Выполни, не ошибись»Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)Игра: «Что изменилось?»Цель: Развитие зрительного восприятия.Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает: «Что изменилось?».Выводы по Главе 2.В практической части настоящего исследования мы привели ряд методик, которые применили в экспериментальной диагностике. Участники обследование в общем составе из 5 человек с диагнозом ЗПР показали результаты, характерные для ребят с отклонениями в психическом развитии.Использованные нами методики в экспериментальной части исследования отличались грамотностью и специфической направленностью для детей с диагнозом ЗПР. Каждая из выбранных нами методик, соответствует обследованию и выявлению у ребят уровня готовности обучения к грамоте. К основным выводам по методикам обследования готовности детей с ЗПР к обучению грамоте являются:Дети с ЗПР легко уязвимы. Их динамика настроения и общего психологического состояния колеблется постоянно, являясь неустойчивыми факторами развития личности.Дети с ЗПР склонны к ожесточению и напряженности.Ребята с ЗПР не усидчивы, менее любопытны и активны, чем дети при нормальном развитии.Для работы с детьми с диагнозом ЗПР необходим постоянный контроль и внимание со стороны взрослых (педагогов).Ребятам с ЗПР необходимо уделять больше времени на расшифровку заданий и смысла упражнений, а также периодически предлагать свою помощь в выполнении какого-либо задания.Также мы привели основные рекомендации в направлении работы с детьми с ЗПР как дома, так и в специальных учреждениях. Для родителей таких ребят нами был разработан свод рекомендаций для развивающего обучения и воспитания ребят, а также целая картотека дидактических игр, способствующих развитию памяти, мышления, воображения, развитию лексической и грамматической стороны речи.ЗаключениеВ практической части настоящего исследования мы привели ряд методик, которые применили в экспериментальной диагностике. Участники обследование в общем составе из 5 человек с диагнозом ЗПР показали результаты, характерные для ребят с отклонениями в психическом развитии.Использованные нами методики в экспериментальной части исследования отличались грамотностью и специфической направленностью для детей с диагнозом ЗПР. Каждая из выбранных нами методик, соответствует обследованию и выявлению у ребят уровня готовности обучения к грамоте. Основные методики, по которым проводилась экспериментальная работа:Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина).Также в программу обследования мы включили пакет диагностик изучения состояния словаря существительных у детей с ЗПР, который позволяет судить о готовности ребят с данным диагнозом обучения к грамоте.Общие результаты методики Н.И. Гуткинойпоказали, что ребята могут заниматься самостоятельно под контролем педагога упражнениями на срисовывание и перерисовывание картины, не усложненной замысловатым сюжетом. Деятельность ребят с ЗПР отличается от работы детей при норме в психологическом развитии. Дети с ЗПР склонны к проявлению разных видов эмоционально-психологических всплесков, которые характеризуются неосознанным видом деятельности. Все обследуемые ребята склонны к частой смене настроения и проявлению агрессии, тревожности и невроза.К основным выводам по методикам обследования готовности детей с ЗПР к обучению грамоте являются:Дети с ЗПР легко уязвимы. Их динамика настроения и общего психологического состояния колеблется постоянно, являясь неустойчивыми факторами развития личности.Дети с ЗПР склонны к ожесточению и напряженности.Ребята с ЗПР не усидчивы, менее любопытны и активны, чем дети при нормальном развитии.Для работы с детьми с диагнозом ЗПР необходим постоянный контроль и внимание со стороны взрослых (педагогов).Ребятам с ЗПР необходимо уделять больше времени на расшифровку заданий и смысла упражнений, а также периодически предлагать свою помощь в выполнении какого-либо задания.Графический диктант был сложен для детей с ЗПР, практически все ребята совершали большое количество ошибок и неточностей, каждый принимался с энтузиазмом, но был расстроен своим результатом. В результате проведенного эксперимента, в ходе которого было обследовано 5 детей с ЗПР старшей группы ДОУ (3 девочки и 2 мальчика), мы пришли к следующим основным выводам.Во-первых, в ходе экспериментальной части работы с детьми от 6 до 7 лет развитие речевой деятельности мальчиков с диагнозом ЗПР намного выше, чем у девочек той же возрастной категории, с тем же диагнозом. Это можно проследить по качеству ответов и знаниям обследуемых детей.Можно прийти к заключению, что уровень сформированности словаря существительных у мальчиков, в частности использование слов существительных по наглядно-иллюстративному материалу, намного выше, чем у девочек. Также можно отметить тот факт, что мальчики отнеслись к заданиям логопеда с интересом, отвечали на вопросы охотно и в большинстве случаев самостоятельно, то есть не дожидались подсказок и помощи со стороны педагога. Что касается девочек, то они напротив, были пассивны и зачастую отвечали на вопросы лишь тогда, когда педагог подводил к наводящей мысли. Большинство девочек использовали в процессе диагностики именно те слова, которые слышали от педагога в момент подсказки.Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ЗПРгораздо менее активны на подобных занятиях, они, как правило, стесняются рассказывать и общаться открыто с педагогом. Конечно, следует учитывать и тот факт, что многие из них (особенно девочки) стесняются. Также мы привели основные рекомендации в направлении работы с детьми с ЗПР как дома, так и в специальных учреждениях. Для родителей таких ребят нами был разработан свод рекомендаций для развивающего обучения и воспитания ребят, а также целая картотека дидактических игр, способствующих развитию памяти, мышления, воображения, развитию лексической и грамматической стороны речи.Список использованной литературы:Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О.К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. – 412 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии, 1992. – 320 с.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко и др.; под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с.Мамайчук И.И. Психо-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / И.И. Мамайчук. - СПб: Речь, 2006. – 400 с.Приложение 1.Основные результаты и характеристики выполнения методики Д.Б. Эльконина «Графический диктант»Таблица 1.Имя обследуемого ребенкаХарактер выполнения заданияКоличество балловКалмыкова ЕваДевочка с азартом принялась за работу, но в процессе методики азарт прошел, и девочке стало скучно, так как она практически не справлялась с заданием. Педагог помогал девочке, подробно объяснял Еве, что означает значение и насколько верно девочка все выполняет. Общая итоговая оценка по методике - низкая.2 баллаКолачева ДашаДевочка начала спокойно выполнять задание педагога, внимательно прислушивалась к фразам педагога, усердно принималась за работу, однако было совершено значительное количество ошибок и недочетов. Педагог внимательно следил за деятельностью девочки, выжидал время, необходимое для выполнения задания. Педагогу приходилось по несколько раз повторять задания графического диктанта. Общая итоговая оценка по методике – ниже среднего.4 баллаЕвлеева КаринаДевочка выполняла задание, совершая многократно ошибки, и педагог остановил выполнение заданий, так как Карина заплакала и расстроилась. Общая итоговая оценка по методике – низкая.1 баллЛеонов ВоваМальчик с интересом принялся за работу, но в процессе методики интерес прошел, и Вове стало неинтересно. Мальчик плохо справлялся с заданием. Педагог помогал ему, подробно объяснял, что означает значение и насколько верно мальчик все выполняет. Общая итоговая оценка по методике – низкая.2 баллаСамсонов ДаниилМальчик начал выполнять задание педагога, внимательно прислушивался к педагогу, усердно принимался за работу, но совершал ошибки. Педагог внимательно следил за деятельностью ребенка, выжидал время, необходимое для выполнения задания. Педагогу приходилось по несколько раз повторять задания графического диктанта. Общая итоговая оценка по методике – ниже среднего.3 балла

Список использованной литературы:


1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О.К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. – 412 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. – 320 с.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко и др.; под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с.
5. Мамайчук И.И. Психо-коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / И.И. Мамайчук. - СПб: Речь, 2006. – 400 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности готовности к обучению грамоте есть у старших дошкольников с ЗПР?

Старшие дошкольники с ЗПР могут иметь особенности в готовности к обучению грамоте, такие как затруднения с звукоподразделением, слабая моторика рук, недостаточное развитие внимания и памяти.

Какие рекомендации дают психологи и врачи по выполнению домашнего задания?

Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8-15 минут. Также непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8-10 минут, а письмо - 4-5 минут. После этого лучше сменить деятельность.

Какие рекомендации к процессу обучения грамоте дает статья для старших дошкольников с ЗПР?

Статья рекомендует делать перерывы в процессе обучения грамоте. Через 30-40 минут имеет смысл сделать большой перерыв, можно перекусить, попрыгать, заняться другой деятельностью. Такие перерывы помогут сохранить интерес и концентрацию ребенка, а также предотвратить утомление.

Какие преимущества перерывов в процессе обучения грамоте у старших дошкольников с ЗПР?

Перерывы в процессе обучения грамоте у старших дошкольников с ЗПР имеют ряд преимуществ. Они помогают сохранить интерес и концентрацию ребенка, предотвращают утомление и растягивание занятия на более продолжительное время. Также перерывы позволяют ребенку отдохнуть и заняться другой деятельностью, что способствует развитию его общей активности и моторики.

Какие длительности перерывов во время обучения грамоте рекомендуются для старших дошкольников с ЗПР?

Длительности перерывов во время обучения грамоте могут быть разными, но статья рекомендует делать большой перерыв через 30-40 минут. Кроме того, перерывы в чтении у первоклассников не должны превышать 8-10 минут, а в письме - 4-5 минут.

Какие перерывы необходимы во время выполнения домашнего задания?

Согласно психологам и врачам, перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Они помогают сохранить сосредоточенность и эффективность работы.

Сколько времени рекомендуется сосредоточенно работать без отдыха при начале обучения грамоте?

Ребенку в начале обучения грамоте рекомендуется работать без отдыха недолго - всего 8-15 минут. После этого лучше сменить деятельность.

Какова оптимальная продолжительность непрерывного чтения у первоклассника?

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения у первоклассника не должна превышать 8-10 минут. После этого ребенку лучше сменить деятельность, чтобы сохранить сосредоточенность и избежать утомления.

Через какой промежуток времени рекомендуется делать большой перерыв во время выполнения домашнего задания?

Через 30-40 минут работы рекомендуется сделать большой перерыв. Во время этого перерыва ребенок может перекусить, попрыгать, заняться другой активной деятельностью.

Почему перерывы во время выполнения домашнего задания важны для старших дошкольников с ЗПР?

Перерывы во время выполнения домашнего задания особенно важны для старших дошкольников с ЗПР. Они помогают ребенку сохранить сосредоточенность и эффективность работы, а также предотвратить утомление и избежать ухудшения психического состояния.

Какова оптимальная длительность непосредственной работы с грамотой у старших дошкольников?

Оптимальная длительность непрерывной работы с грамотой у старших дошкольников составляет примерно 8-15 минут для чтения и 4-5 минут для письма.