Концепция Всемирной Таможенной организации по координированному управлению границами: тенденции и перспективы развития таможенного дела

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 74 74 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 14.10.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Всемирная таможенная организация как институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли 5
1.1. Всемирная таможенная организация в системе международного таможенного администрирования 5
1.2. Концепция комплексного управления границами 13
Глава 2. Особенности упрощения транспортных процедур как особенность совместного координированного управления границами 18
2.1 Анализ способов координированного управления границами 18
2.2 Механизмы и инструменты осуществления сотрудничества между пограничными ведомствами 42
Глава 3. Оценка проблем и путей совершенствования механизма управления границами 47
3.1 Анализ проблем управления границами 47
3.2 Перспективы развития тенденций управления границами 56
Заключение 69
Список использованных источников 70

Фрагмент для ознакомления

Чрезмерные административные барьеры препятствуют вовлечению во внешнеторговую деятельность малого и среднего бизнеса, не имеющего достаточной финансовой устойчивости, адекватной рискам непредсказуемости требований таможенных органов при оформлении товаров.
Помимо административных барьеров, дополнительные издержки для компаний создает институт складов временного хранения. Он был введен в начале 90-х годов прошлого века и выступал как вынужденная и временная мера, позволившая создать необходимую таможенную инфраструктуру в условиях отмены монополии государства на внешнюю торговлю, а также при бурном росте импорта и бюджетном дефиците. Фактически данный институт давно нуждается в изменениях. Непрозрачные процедуры наделения владельцев складских комплексов привилегиями хранить импортные товары до их выпуска и получать монопольные доходы от предоставления услуг, навязанных перевозчикам и владельцам товаров, искусственно удлиняют сроки совершения таможенных формальностей, соответствующим образом увеличивая издержки. При этом сохраняющиеся требования бесплатно размещать таможенные органы на площадях СВХ порождают коррупционные связи.
Ключевым целевым ориентиром таможенной службы по-прежнему является максимальный сбор платежей, при этом эффективность таможенных органов не оценивается по такому показателю, как уровень собираемости платежей относительно тех сумм, которые должны были быть собраны исходя из товарооборота. Равно как не предпринимается попыток оценить уровень недостоверного декларирования товаров хотя бы на отдельных рынках, особо чувствительных для отечественных производителей. В результате до 60% обжалованных решений4 , касающихся действий (или бездействия) таможенных органов, выносится судами в пользу участников ВЭД. Эта устойчивая тенденция последних 10-15 лет остается без должного внимания, что поощряет сотрудников на увеличение сумм собираемых платежей любыми способами (не каждый предприниматель готов судиться с государством), в том числе с использованием методов административного принуждения. Чувствительность компаний к включению в «зеленый сектор», осуществляемому по непрозрачным критериям, вынуждает их лояльно относится к подобным явлениям, отказываться от обжалования неправомерных
Внешнеэкономическая стратегия современной России опирается на мировые торгово-экономические тренды, среди которых — усиление вовлеченности стран в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, развитие территорий за счет использования возможностей и преимуществ внешней торговли и транзита. При этом регулирующая и фискальная роль таможенной пошлины постепенно уменьшается — из-за снижения ставок в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. С другой стороны, расширяется применение режима свободной торговли между Россией, странами — членами СНГ, Сербией и Вьетнамом. Прорабатываются вопросы создания зон свободной торговли с Египтом, Израилем, Индией, Ираном и Сингапуром. Доходы федерального бюджета от ввозной таможенной пошлины в первом полугодии 2017 года составляют не более 0,62% ВВП (за аналогичный период 2016 года — 0,7%) и далее будут снижаться.
Принятые программные документы, направленные на дальнейшее развитие таможенной службы России, предусматривают повышение эффективности таможенного администрирования за счет улучшения действующих технологий, что в целом будет способствовать постепенному снижению остроты части из описанных выше проблем в сфере внешнеторговой деятельности. В основном речь идет о развитии электронных технологий (электронного декларирования, электронного взаимодействия между таможенными и иными государственными контролирующими органами (в том числе налоговой службой), внедрению механизмов прослеживаемости движения товаров при ввозе в страну), оптимизации подхода к категорированию участников ВЭД и других. В Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, одобренной решением коллегии ФТС России 25 мая 2017 года, определены направления развития таможенных органов. К числу основных относятся «внедрение лучших мировых практик таможенного администрирования (электронная таможня, механизм единого окна и др.), инструментов и рекомендаций ВТамО в области управления рисками, организации таможенного контроля после выпуска товаров».
Однако перечисленные направления не учитывают конкретные задачи программы и ее целевые показатели. Например, в группе показателей «Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров» целевым определена «доля объектов таможенного контроля после выпуска товаров, по которым проводится мониторинг (аудит), от общего количества объектов таможенного контроля после выпуска товаров, относящихся к низкому уровню риска нарушения таможенного законодательства». Данная формулировка, скорее, свидетельствует о том, что полноценное внедрение передовых технологий контроля после выпуска, включающих анализ хозяйственной деятельности и информации из применяемых систем учета в среднесрочной перспективе не планируется. Показателей для оценки внедрения механизма единого окна вовсе не установлено.
В то же время в паспорте проекта «Совершенствование функции государственного надзора ФТС России в рамках реализации приоритетной программы „Реформа контрольной и надзорной деятельности“« в качестве одной из основных целей провозглашается «сокращение доли таможенных платежей, подлежащих уплате участниками ВЭД высокого уровня нарушения таможенного законодательства, на 50% к концу 2025 года». С одной стороны, этот целевой ориентир может быть направлен на повышение эффективности государственного контроля и постепенный перевод все большего количества участников ВЭД в категорию с низким или средним уровнем риска, но, с другой стороны, может привести к повышению административного давления и, как следствие, сокращению числа компаний малого и среднего бизнеса, отнесенных к категории с высоким уровнем риска.
Таким образом, программные документы хотя и задают направление постепенных улучшений таможенного администрирования России, не противоречащее предлагаемым в настоящем докладе изменениям, но сохраняют в неизменном виде базовые технологии и бизнес-процессы организации таможенного дела, а значит, и основные проблемы администрирования. При этом облегчение процедур контроля производится в основном лишь для части участников ВЭД, выделенных ФТС в группу «добросовестных» (с низким уровнем риска) на основе субъективных критериев (например, «специализация по номенклатуре товара», «экспортная ориентированность», «соотношение стоимостного объема товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже аналогичного среднего показателя по ФТС России, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске» и другие).
К ключевым недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России относятся:
Многоэтапность таможенного оформления с предоставлением на каждом этапе сведений и их дублированием в различных форматах, в том числе на бумажных носителях, что в условиях современных информационных технологий приводит к излишним издержкам для предпринимателей.
Разобщенность контрольных функций таможенных и налоговых органов, а в пунктах пропуска — таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль трансграничного перемещения товаров, транспортных средств и лиц. Это влечет за собой дополнительные затраты государства и участников ВЭД на неоднократные проверки, позволяет недобросовестным лицам предоставлять в разные контролирующие органы неодинаковую информацию о товарах и сделках с ними.
Проведение основных проверочных мероприятий в фискальных целях, в том числе проверка правильности заявления таможенной стоимости, до выпуска товаров в оборот (их удержание до осуществления расчетов по таможенным платежам). Это создает предпосылки для административного давления, вынуждает выводить денежные средства из оборота компаний для их беспроцентного хранения на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежных депозитов. Причем на практике компаниям предлагается либо внести таможенные платежи с налоговой базы, сопоставимой по уровню таможенной стоимости с ценовым профилем риска, заложенным в информационной системе, либо внести залоговые платежи в размерах, существенно превышающих сумму платежей, которая может подлежать уплате после проведения всех дополнительных проверочных мероприятий.
Контроль товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации). Данный подход препятствует осуществлению аудита сделки после выпуска товаров в контексте всей хозяйственной деятельности импортера и его контрагентов. Невозможность на официальном уровне сблизить таможенный контроль с методами налогового контроля и обеспечить сопоставимость данных в фискальной сфере не позволяет наладить контроль по документам учета компаний и обеспечить прослеживаемость движения товара для последующего налогового надзора. Этим же во многом объясняется скудность данных, которыми обмениваются таможенные и налоговые органы (таможенные используют данные о плательщиках, налоговые — об уплаченных суммах НДС при импорте за конкретную поставку).
Подмена системы управления рисками «тарифной сеткой» (стоимостными профилями риска) с указанием минимальной стоимости товаров для начисления таможенных платежей. Это блокирует развитие системы контроля таможенной стоимости, интегрированной с налоговым контролем.
Слабая аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управления ими. Современные возможности цифровой обработки данных позволяют обрабатывать широкий спектр сведений о производителях и технологиях производства товаров, путях их доставки, лицах, участвующих в цепи поставок, ценовых факторах и другую значимую информацию. Подобный анализ позволяет выявлять рисковые товары до их ввоза, предотвращать ввоз запрещенной продукции, противодействовать недостоверному декларированию и занижению таможенной стоимости, отслеживать деятельность импортеров и иных лиц, участвующих в обороте товаров на таможенной территории, за определенные периоды времени, чтобы своевременно выявлять противоправные действия и противодействовать их совершению. Нынешняя система управления рисками характеризуется креном в сторону ранжирования участников ВЭД по степени риска нарушения ими таможенного законодательства и выявления рисковых поставок на этапе декларирования (в основном за счет стоимостных профилей риска). На практике это проявляется в мелочном контроле с низкой эффективностью в отношении тех лиц, которые не попадают в «зеленый сектор» доверия со стороны таможенных органов.
Мотивированность на сбор таможенных платежей в максимально доступных размерах без учета других экономических факторов, влияющих на развитие предпринимательства и внешней торговли. Такой подход выливается в принудительное удержание оборотных средств компаний на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежного залога, в чрезмерные меры административного давления. Кроме того, он создает искусственные препятствия для применения экспортно ориентированных таможенных процедур с экономическим содержанием — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободного склада.
Действующие технологии предусматривают возможность выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, если у таможенного органа есть сомнения в правильности исчисления соответствующих сумм. Однако такой выпуск осуществляется под разовые (на одну поставку) финансовые гарантии после предварительной оценки данных сумм. При этом величина финансовых гарантий определяется в максимальных размерах вне зависимости от истории деятельности, благонадежности и платежеспособности импортера, что приводит к непрогнозируемым задержкам выпуска товаров и незапланированным тратам на внесение денежного залога.
Качество таможенного администрирования должно оцениваться в двух аспектах: затратность (для бизнеса и государства) и эффективность (уровень достоверности декларирования или собираемости таможенных платежей).
Затраты на таможенное администрирование в действующих технологиях т.н. субъектно-ориентированного подхода снижаются только для крупных компаний, включаемых в «зеленый сектор». К ним не применяется большинство профилей рисков на этапе декларирования и выпуска товаров, при этом сложившаяся система не предусматривает компенсацию таких послаблений путем дополнительного контроля после выпуска товаров. Для прочих импортеров технологии таможенного администрирования остаются непредсказуемыми и затратными. Применение ценовых профилей риска при декларировании поставок компаниями, не включенными в «зеленый сектор», дополняется новыми требованиями, такими как маркировка товаров в соответствии с техническими регламентами, подтверждение правомерности получения сертификата соответствия и т. д.
Многоэтапность таможенного оформления, разобщенность таможенного и налогового администрирования образуют информационные дыры для фискального контроля. В морских пунктах пропуска при прибытии судов коносаменты представляются на бумажных носителях, что заведомо исключает сопоставление содержащейся в них информации с данными, представляемыми на последующих этапах оформления. Механизмов, позволяющих надежно сопоставить данные о таможенном декларировании и о реализации во внутреннем обороте, не внедряется (кроме уже существующего указания номера таможенной декларации в счете-фактуре).
Таким образом, затратные технологии контроля не гарантируют его надежности, что проявляется в наличии на рынке запрещенных к ввозу т.н. санкционных товаров, возможности недекларирования или недостоверного декларирования. Сосредоточенность на незыблемости сложившихся процессов не позволяет адекватно реагировать на новые вызовы — таможенное оформление товаров, подверженных высокому уровню налогообложения, в других странах — членах ЕАЭС; значительные темпы роста ввоза товаров без уплаты таможенных платежей через каналы интернет-торговли.
Участие России в Евразийском экономическом союзе предполагает применение наднациональных правил в области таможенного дела. В 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Для реализации его положений в России обсуждается законопроект о таможенном регулировании. Все эти правовые документы базируются на консервативных подходах к выстраиванию таможенного контроля и фиксации устоявшихся многоэтапных технологий. Видимые улучшения обновленного таможенного законодательства не изменяют ситуацию в целом, так как сосредоточены на создании правовых основ для автоматизации процесса декларирования товаров и на развитии института уполномоченных экономических операторов.

3.2 Перспективы развития тенденций управления границами
При разработке подходов к совершенствованию таможенного администрирования авторами настоящего доклада сделан выбор в пользу системных, радикальных изменений существующих технологий на всех этапах — от ввоза товаров до их реализации. Предлагаемый комплекс мер позволит охватить все лица, вовлеченные в совершение торговых, транспортных, логистических операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу, а также занятых в перестройке процессов государственного контроля. Целями таких изменений являются улучшение собираемости таможенных пошлин и налогов, повышение достоверности таможенного декларирования при одновременном упрощении процедур и сокращение затрат предпринимателей.
Достичь указанных целей предлагается путем:
переноса контроля в фискальных целях на этапы до ввоза товаров и после их выпуска для внутреннего потребления; постепенной замены физического контроля товаров (за исключением товаров с высоким риском существенных и необратимых последствий проникновения их в оборот в обход установленных запретов и ограничений) на анализ информации о них;
установления сквозного контроля движения товаров и совершения сделок с ними с момента ввоза до конечного потребления или реализации в розницу;
разделения фискальных и нефискальных функций контроля и их перераспределения между контролирующими (надзирающими) органами.
Предпосылкой предлагаемых мер является тезис о том, что таможенная пошлина — это обыкновенный косвенный налог, который можно взимать результативнее (с точки зрения уровня собираемости) и менее затратно для бизнеса, чем это делается в настоящее время. Для достижения таких результатов важно изменить бизнес-процессы, последовательность административных процедур и перераспределить функции между таможенными и налоговыми органами.
Основные изменения бизнес-процессов в рамках предлагаемой модели таможенного администрирования представлены на рисунке 3.1.


Рисунок 3.1 - Основные изменения бизнес-процессов в рамках предлагаемой модели таможенного администрирования границ

1. В пунктах пропуска осуществлять:
1) фиксацию факта ввоза товаров и перевозящих их транспортных средств, а также первичный контроль для недопущения запрещенных к ввозу товаров. Он осуществляется на основании предварительно полученной от перевозчика информации и ее анализа с использованием системы управления рисками;
2) идентификацию ввезенных товаров и импортеров на основе обязательного предварительного декларирования. Смысл этого этапа — отражение в информационной системе фискальных органов факта ввоза определенных товаров в адрес конкретного импортера (в настоящее время предварительное декларирование является добровольным);
3) интегрированный контроль в нефискальных целях: санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный. Он должен осуществляться на основе технологии единого окна. Этот механизм предполагает однократное представление сведений в электронном виде в единую базу данных отечественных контролирующих органов, а также использование данных, получаемых из схожих систем стран — торговых партнеров;
4) выборочную проверку/осмотр/досмотр товаров (на основе предварительного анализа рисков) при координирующей роли таможенных органов. Осмотр и досмотр товаров в пунктах пропуска осуществляются и сейчас, но анализ рисков и организация контроля нуждаются в настройке, чтобы проверке подвергались только товары с высоким риском нарушений, а сама она осуществлялась однократно для нужд всех видов государственного контроля. В настоящее время досмотр может проводиться несколько раз — как таможенными органами, так и другими представителями государственного контроля: Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Пограничной службой ФСБ России.
Информация для выпуска товаров представляется и анализируется предварительно, до их ввоза. Анализируются сведения, предоставляемые перевозчиком (через личный кабинет в системе ФТС-ФНС), и из таможенной декларации, предоставляемой импортером, которая также будет подаваться предварительно. Одновременно принимаются меры реагирования на «нетипичное поведение» и иные риски искажения информации о товарах. Повышенное внимание уделяется новым отправителям, перевозчикам, импортерам и иным лицам, впервые задействованным в цепочке поставок товаров. Также устанавливаются наличие и достаточность размера финансовых гарантий для выпуска товаров.
Такие гарантии обеспечивают обязательство импортера принять товары к бухгалтерскому учету (при необходимости — направить отчет с видеофиксацией товаров при их разгрузке на складе, либо уведомить таможенный или налоговый орган о прибытии товаров, чтобы разгрузка осуществлялась под контролем и наблюдением этих органов, либо выполнить другие действия, которые обеспечивают достоверность декларирования товаров). Генеральной гарантией может покрываться уплата таможенных платежей в максимальном размере (или в увеличенном на потенциальную сумму штрафов), если обязательство не будет выполнено. Для каждой конкретной поставки размер такой гарантии будет ниже, если исходить из разумных предположений и расчетов рисков уклонения от уплаты таможенных платежей за определенный период.
Выпуск товаров осуществляется в пункте пропуска под генеральные финансовые гарантии импортера, размер которых рассчитывается заранее, исходя из анализа рисков уклонения от уплаты таможенных платежей.
Оформление завершается после принятия товаров к бухгалтерскому учету и подтверждения правильности расчета и уплаты платежей во внутреннем таможенном органе. При дальнейшем совершенствовании таможенного администрирования, после проведения необходимых организационных мероприятий, указанные операции вместо таможни может осуществлять налоговый орган по месту регистрации импортера.
Предлагаемая целевая структура бизнес-процессов таможенного администрирования в определенной степени логически сонаправлена (с точки зрения максимального использования предварительной информации о ввозимых товарах, частичной ориентации контроля на этап после выпуска, повышения эффективности использования электронных технологий) и пересекается с существующим подходом ФТС, предусмотренным для участников ВЭД, отнесенных к группе низкого уровня риска. Так, к ним применяется минимальный контроль по всем направлениям, кроме контроля за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров, а определенная часть процедур проводится на этапе после выпуска товаров. Вместе с тем для компаний с низким уровнем риска в текущих планах ФТС сохраняются основные базовые элементы системы таможенного администрирования. Для тех же, кто причислен к категориям среднего и высокого уровня риска, контроль не только сохранится, но и может быть усилен, что соответствующим образом скажется на стоимостных и временных издержках на этапе выпуска товара.
Можно отметить следующие проблемы устоявшейся системы:
неоднократность представления одной и той же информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу; дублирование сведений в электронном виде документами на бумажных носителях;
выпуск товаров после контроля документов и сведений с целью проверки правильности таможенной стоимости и иной информации, влияющей на размер таможенных платежей;
контроль (в том числе фискальный) на этапе до выпуска товара с уклоном на субъектно-ориентированный подход без поддержки контроля на этапе после выпуска;
анализ ввозимых товаров с помощью СУР на уровне конкретной поставки и конкретной таможенной декларации с использованием стоимостных профилей рисков;
возможность использования финансовых гарантий только на одну поставку;
информационный разрыв между сведениями, представляемыми таможенным и налоговым органам в фискальных целях, отсутствие непрерывного (в онлайнрежиме) обмена информацией между таможенными, налоговыми и другими контролирующими органами.
За счет инструментов, описанных в данном и следующем разделах настоящего доклада, в целевой структуре бизнес-процессов перечисленные недостатки будут исключены для всех участников ВЭД (а не только для группы с низким уровнем риска).
Одной из основных задач управления является организация контроля и оказание помощи начальникам подчиненных подразделений, а одним из принципов организации работы органов управления – постоянный контроль за своевременным, точным и полным выполнением задач и принятых решений.
Контроль является неотъемлемой частью управления и одной из основных управленческих функций.
С помощью контроля обеспечивается в процессе управления формирование информации о фактическом состоянии положения дел пунктов пропуска органов управления.
Контроль дает возможность судить об эффективности принятых решений, своевременно вносить необходимые коррективы в деятельность подчиненных структур, выявлять недостатки и активно воздействовать на их устранение. Поэтому контроль (как важнейшая функция управления) в порядке обратной связи позволяет иметь объективную информацию о процессах, происходящих в структурах пунктов пропуска.
Сущность контроля заключается в непрерывном наблюдении за состоянием деятельности пунктов пропуска с целью получения своевременной, объективной информации о реальном положении дел и соответствии фактической деятельности органов управления и должностных лиц тем задачам и функциям, которые на них возложены.
Главным содержанием контроля является регулярное изучение исполнения приказов, распоряжений, оказание (при необходимости) помощи подразделениям, своевременное информирование начальника пункта пропуска о ходе и результатах их исполнения, а также о качестве выполнения поставленных задач.
Основными целями контроля являются: изучение и оценка фактического состояния дел; выявление проблемных вопросов; установление причин и предпосылок совершения правонарушений; выработка мер, направленных на установление обнаруженных недостатков, нарушений законности и правопорядка, неисполнительности и, особенно, предупреждение их в будущем. При этом конечной целью контроля является фактическое улучшение состояния дел.
Одним из основных элементов проверки подразделения пограничного контроля является проверка несения службы пограничными нарядами в пунктах пропуска.
Способы контроля должны обеспечивать его максимальную эффективность.
Нормативными правовыми актами Госпогранкомитета предусмотрены обычные, скрытные, внезапные, повторные проверки, а также направление учебных «нарушителей границы».
Проверяющие службу пограничных нарядов должны знать обстановку в пункте пропуска и на участке несения службы пограничного наряда, задачу проверяемого наряда и (с учетом этого) проверять несение службы.
Совершенствование контроля, овладение методикой его проведения должностными лицами является важной задачей органов управления.
В современных условиях основными путями повышения эффективности контроля за оперативно-служебными действиями подразделений пограничного контроля являются:
повышение уровня профессиональной подготовки лиц, организующих и осуществляющих контроль;
создание (совершенствование) методик осуществления контроля за несением службы пограничными нарядами;
применение технических средств пограничного контроля в практике работы по контролю;
анализ, обобщение и доведение результатов проверок до соответствующих категорий военнослужащих;
изучение вопросов теории и практики контроля в системе профессионально-должностной подготовки.
Работа должностных лиц, осуществляющих проверку оперативно-служебных действий подразделений пограничного контроля, является важным элементом определения фактического уровня его способности осуществлять пограничный контроль и пропуск через государственную границу физических лиц и транспортных средств в соответствии с законодательством РФ.
Возможность использования электронных документов при представлении информации государственным органам является дополнительным стимулом развития механизма «единого окна» в ЕАЭС, предусмотренного «Основными направлениями развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности», одобренными решением Высшего. Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 (далее – Основные направления).
В соответствии с международной рекомендацией №33 Европейской Экономической Комиссии ООН (далее – ЕЭК ООН) механизм «единого окна» (далее – «единое окно») создается «для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами» (B2G). При этом отмечается, что внедрение и использование «единого окна» может принести выгоды как государственным органам, так и бизнесу.
В соответствии с международной рекомендацией №33 ЕЭК ООН внедрение «единого окна» приносит следующие «преимущества для государства:
Более эффективное и рациональное распределение ресурсов;
Устранение проблемы недополучения доходов (и зачастую их увеличение);
Более строгое выполнение требований хозяйствующими субъектами;
Повышение безопасности;
Повышение добросовестности хозяйствующих субъектов и доступности информации об их деятельности».
В соответствии с международной рекомендацией №33 ЕЭК ООН внедрение «единого окна» приносит следующие «преимущества для бизнеса:
Снижение расходов благодаря уменьшению задержек;
Ускорение таможенной очистки и получения разрешения на движение грузов;
Предсказуемое применение и разъяснение правил;
Повышение эффективности и рационального распределения ресурсов;
Повышение транспарентности».
Особенно важное значение имеет внедрение механизма «единого окна» на морском транспорте для совершенствования процедур всех видов государственного контроля в морских пунктах пропуска (далее – МПП) в целях исключения задержек движения грузов в порту и непроизводительных простоев судов. Если государственные контрольные органы (далее – ГКО) изменят существующие технологии государственного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных при пересечении границы, основанные на проверке бумажных документов, и перейдут от обработки множества бумажных документов, в том числе на борту судна при оформлении прибытия и убытия, на электронный обмен данными через механизм «единого окна», то появится возможность избежать существующих многочасовых задержек грузовых операций и непроизводственных простоев судов.
В соответствии с «Основными направлениями развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности», одобренными решением №68 Высшего Евразийского Экономического Совета от 29 мая 2014 года, «под «единым окном» понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности». В указанное определение не включены участники транспортного рынка, в том числе морские перевозчики.
В соответствии с международной Рекомендацией No33 ЕЭК ООН «единое окно» определяется как механизм, позволяющий торговым и транспортным операторам предоставлять информацию и документы, связанные с выполнением требований всех регулирующих органов, относительно импорта, экспорта и транзита, только один раз, одному агентству, и в стандартном формате. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны предоставляться только один раз». Указанное определение включает в себя и участников транспортного рынка, и торговые предприятия, в том числе участников внешнеэкономической деятельности.
В механизме «единого окна» «единый орган получает информацию в бумажной или электронной форме, распространяет эту информацию среди всех соответствующих государственных органов и координирует меры контроля в целях предупреждения возникновения ненужных препятствий в логистической цепочке»:


Рисунок 1. Модель механизма «единого окна», основанная на работе «единого органа»

В целом, механизму «единого окна» присущи следующие обязательные признаки:
Наличие единого органа (головной организации), уполномоченного осуществлять прием данных от участников транспортного рынка и ВЭД через механизм «единого окна» и передавать их другим ГКО, а также получать результаты обработки информации от ГКО и передавать их участникам транспортного рынка и ВЭД и форме консолидированного решения («интегрированный ответ»);
Наличие единой точки входа для обмена информацией между госорганами и бизнесом (B2G):
Однократное представление и многократное использование данных, переданных через единую точку входа;
Единый стандартный формат элементов данных (единая модель данных).
Функции механизма «единого окна» существенно шире выполнения задачи представления предварительной информации таможенным органам, имеют несравнимо более важное значение для ГКО на границе, а применение механизма «единого окна» в целях развития института предварительного информирования имеет ряд преимуществ по сравнению с использованием специализированных информационных системам таможенных органов.
В новом Таможенном кодексе описана только «предварительная информация», но ничего не говорится о «предварительном информировании». Этот правовой вакуум позволяет нашим чиновникам произвольно рассуждать о «предварительном информировании», как прототипе механизма «единого окна», и даже заявлять о том, что введение обязательного «предварительного информирования», например, в Свободном порту Владивосток, приводит к успешной реализации механизма «единого окна».
На самом деле это, конечно же, не так. Существенные различия между «предварительным информированием» и механизмом «единого окна» представлены в таблице:
Так как внедрение механизма «единого окна» изначально направлено на улучшение эффективного обмена информацией участников ВЭД и перевозчиков со всеми государственными органами, то это в конечном счете полезно как для государства, так и для бизнеса. Кроме того, внедрение механизма «единого окна» в пунктах пропуска через границу (далее – пункты пропуска) является эффективным инструментом реализации политики координированного управления границей, что позволяет существенно улучшить качество всех видов государственного контроля на границе при сокращении временных и финансовых затрат.
Международные практики и рекомендации свидетельствуют о целесообразности развития института предварительного информирования в морских пунктах пропуска, в том числе с помощью применения электронного документооборота на основе механизма «единого окна» для представления предварительной информации не только таможенным органам, но и всем остальным ГКО в морских пунктах пропуска, чем обеспечиваются возможности построения интегрированной системы управления рисками и реализации принципа координированного управления границей.
Механизмы (инструменты) реализации представляют собой комплекс необходимых и взаимосвязанных мероприятий по различным направлениям, необходимых для внедрения предлагаемых изменений. К ним относятся:
1. Развитие информационных технологий:
обеспечение возможности использования единой электронной подписи для направления электронных сообщений в любые государственные сервисы, включая информационные базы таможенных и налоговых органов, Портал государственных услуг и т. д.;
создание системы идентификации отправителя сообщений в электронном виде для получения предварительной информации от иностранных перевозчиков, а также иных лиц, которые могут представить значимую для таможенного администрирования информацию (судовладельцы, иностранные отправители и т. д.), но не имеют электронной подписи;
переход на максимальное использование первичных документов, в том числе инвойсов и транспортных документов, если они составляются в унифицированном виде, в соответствии с обычаями делового оборота либо международными конвенциями; отказ от требований их преобразования в искусственно устанавливаемые форматы специально для таможенного администрирования;
разработка и принятие мер для признания юридической значимости внешнеторгового контракта, составленного из электронных сообщений продавца и покупателя, — оферта и ее акцепт (в настоящее время таможенные органы и иные контролирующие органы признают для целей контроля контракт, составленный в письменном виде в одном документе, который подписан двумя сторонами);
внесение изменений в законодательство в части возложения юридической ответственности за достоверность информации, переданной в электронном виде, на лицо, которое подтверждает возможность ее использования для целей таможенного администрирования, даже если она представлена иным лицом. Это исключит требование неоднократного представления информации разными лицами на различных этапах таможенного оформления (перевозчик, владелец терминала, импортер, морской агент и т. д.);
обеспечение автоматической регистрации в автоматизированной системе таможенных органов представляемых документов и сведений, в том числе таможенных деклараций;
отказ от дублирования электронной информации документами на бумажном носителе, кроме исключительных случаев;
разработка технологий накопления, обработки и анализа больших данных для создания обновленной системы управления рисками, системы бухгалтерского и иного учета коммерческих операций налогоплательщика (плательщика таможенных платежей) и системы прослеживаемости товаров и сделок с ними на основе сопоставления информации из ряда источников. Под последними понимаются сведения, фиксируемые в коммерческих и транспортных документах, сопровождающих хозяйственную деятельность компаний, информация, которая представляется государственным органам для проведения контроля, и т. д.;
создание единой информационной платформы государственных органов, контролирующих трансграничное перемещение товаров, с возможностью использования электронных данных, полученных от иностранных государств.
В результате внедрения новых инструментов, позволяющих осуществлять таможенное администрирование до прибытия товаров в пункт пропуска, на таможенной границе будут производиться следующие действия:
Первичный контроль реализуется до ввоза товаров и транспортных средств. В частности, анализируется предварительно представленная информация со стороны зарубежных органов и информация, собранная в рамках системы управления рисками. Также предлагается ввести обязательное предварительное декларирование в объеме, достаточном для идентификации товаров и импортеров и для переноса фискального контроля правильности расчета и уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. При использовании комплексной (финансовой) гарантии ее размер также будет определяться заранее, до ввоза товаров.
Будет осуществляться обязательное предварительное декларирование импортером товаров в электронной форме (через личный кабинет в системе ФТС-ФНС), предполагающее предоставление минимального набора сведений о продукции, ввозимой в адрес конкретного импортера7 . Данный механизм будет применяться наряду с действующим обязательным предварительным информированием со стороны перевозчика о предстоящем ввозе товаров и транспортных средств.
Предварительное декларирование и предварительное информирование являются основой для первичной оценки рисков в системе управления рисками. Она поможет определить целесообразность проверки информации и товаров и степень такой проверки, а также достаточность финансовых гарантий для выпуска (а также позволит просчитать возможную величину разовых — под конкретную партию импортируемой продукции — финансовых гарантий).
На основе предварительных данных будет приниматься решение о выпуске товаров. При этом переданные предварительно сведения на следующих звеньях бизнес-процесса могут быть дополнены (через личный кабинет в системе ФТС-ФНС), чтобы представить более полную информацию таможенным органам (для проверки правильности расчета платежей) и для иных целей государственного контроля трансграничного перемещения и внутреннего оборота товаров.
Чтобы обеспечить прослеживаемость товаров при фиксации факта их ввоза и ввоза транспортного средства, каждой партии будет присвоен уникальный номер, а соответствующие сведения переданы в налоговый орган по месту налогового учета импортера.
Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Выполнение перечисленных условий может создать предпосылки для более свободной интеграции в мировое экономическое сообщество. ВТамО выделяет ряд преимуществ внедрения в практику идеологии «единого окна».
Использование системы «единого окна имеет ряд преимуществ, а именно:
Для торговых компаний: сокращение расходов в результате более быстрой таможенной очистки и выпуска грузов, большей предсказуемости и прозрачности, установленных государством правил и процедур, а также более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Для государства: высокая степень соблюдения законов, возможность применять в процессе таможенной очистки методику оценки рисков, более эффективное использование имеющихся ресурсов.
Исследование зарубежного опыта деятельности таможенными администрациями (Финляндии, Великобритании, Кореи, Голландии и др. стран), показали, что мировым трендом в повышении эффективности деятельности таможенных органов является реализация концепции «единое окно». Реализация концепция предполагает использование для взаимодействия между всеми участникам внешнеэкономической поставки (продавцы, покупатели, перевозчики, контрольные органы) единой интеллектуальной интегрированной автоматизированной информационной системы – «единое окно». В ней можно выполнить все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров, и обмениваться стандартизированной информацией и документацией, необходимой для государственного контроля.
Однако Концепция ВТО не является готовым решением, внедрение которого решит все проблемы, но позволяет определить базовые принципы и рекомендации по созданию системы «единое окно», которым можно следовать при создании национальных систем исходя из специфики, приоритетов и потребностей национальной экономики.
Таким образом, международный опыт, требования Концепции ВТО по созданию системы «единое окно» могут быть адаптированы и использованы для совершенствования механизма межведомственного взаимодействия при осуществлении Федеральными органами исполнительной власти государственного контроля ВЭД.

Список использованных источников

Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества» (Вместе с «Правоспособностью, привилегиями и иммунитетами Совета») (Заключена в г. Брюсселе 15.12.1950) // СПС КонсультантПлюс.
Конвенция ООН ≪Об использовании электронных сообщений в международных договорах≫ 2007г.
Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе)
Алиев В. Р. Процесс создания, история развития, основные цели и задачи Всемирной таможенной организации // Научный вестник института международных отношений НАУ: экономика, право, политология № 1 (2013). — Киев: НАУ, 2013. — 192–196 с.
Ануфриева Л. И., Рыбак С. В. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2014. — 384 с.
Перепелкин С. М. Нормотворческая деятельность всемирной таможенной организации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 2 (15). — Ростов-на-Дону: «Российская таможенная академия», 2013. — 49–52 с.
Симахин О.Г., Черныш А.Я. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга. Монография. М.: Изд-во Российской таможенной
академии, 2012.Халапян Е. В. Всемирная таможенная организация на современном этапе // Международно-правовые чтения. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. — 158–164 с.
Официальный сайт Всемирной таможенной организации — URL: www.wcoomd.org
Партнерство в сфере таможенных академических исследований и развития (PICARD) — URL: www.picard.spb.ru
Accenture 2006, “Transforming global border management”, available at: http:// www.accenture.com/SiteCollectionDocuments/PDF/5969_ACCE_BorMgt_v3.pdf
Global Facilitation Partnership for Transportation and Trade, Explanatory Note on Integrated Border Management, June 2005.
Kieck, Erich 2009, “Coordinated Border Management: unlocking trade opportunities through one stop border post”, World Customs Journal, Volume 4, Number 1.3
Single Window. http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/ policy_issues/electronic_customs_initiative/it_projects/index_en.htm#sw
United Nations Conference on Trade and Development 2008, Technical Note, No. 14, Border Agency Coordination/Cooperation.
United Nations Development Programme 2007, Integrated Border Management Handbook for Central Asia.
United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific 2010, Improving Border Management to Facilitate Trade in SPECA: Challenges and Prospects.
United Nations Economic Commission for Europe, 1982 International Convention on Harmonization of frontier control of goods, Inland Transport Committee, UNECE, Geneva, full text available at: http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/ treatiesGeneralData.do?step=0&redirect=true&treatyId=509.
World Bank 2011, Border Management Modernization, World Bank, Washington D.C.
World Bank 2005, Customs Modernization Handbook, World Bank, Washington D.C.
World Bank 2011, Global Development Horizons, Multi-Polarity: The New Global Economy, World Bank, Washington D.C.
World Customs Organization 2009, Summary Report on “Inter Agency Forum on Coordinated Border Management”, 29 to 30 June 2009, Brussels.
World Customs Organization 2009, Coordinated Border Management – a concept paper, prepared as background paper for interagency form on Coordinated Border Management, June 2009, Brussels.











2

1. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества» (Вместе с «Правоспособностью, привилегиями и иммунитетами Совета») (Заключена в г. Брюсселе 15.12.1950) // СПС КонсультантПлюс.
2. Конвенция ООН ≪Об использовании электронных сообщений в международных договорах≫ 2007г.
3. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе)
4. Алиев В. Р. Процесс создания, история развития, основные цели и задачи Всемирной таможенной организации // Научный вестник института международных отношений НАУ: экономика, право, политология № 1 (2013). — Киев: НАУ, 2013. — 192–196 с.
5. Ануфриева Л. И., Рыбак С. В. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2014. — 384 с.
6. Перепелкин С. М. Нормотворческая деятельность всемирной таможенной организации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 2 (15). — Ростов-на-Дону: «Российская таможенная академия», 2013. — 49–52 с.
7. Симахин О.Г., Черныш А.Я. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга. Монография. М.: Изд-во Российской таможенной
8. академии, 2012.Халапян Е. В. Всемирная таможенная организация на современном этапе // Международно-правовые чтения. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. — 158–164 с.
9. Официальный сайт Всемирной таможенной организации — URL: www.wcoomd.org
10. Партнерство в сфере таможенных академических исследований и развития (PICARD) — URL: www.picard.spb.ru
11. Accenture 2006, “Transforming global border management”, available at: http:// www.accenture.com/SiteCollectionDocuments/PDF/5969_ACCE_BorMgt_v3.pdf
12. Global Facilitation Partnership for Transportation and Trade, Explanatory Note on Integrated Border Management, June 2005.
13. Kieck, Erich 2009, “Coordinated Border Management: unlocking trade opportunities through one stop border post”, World Customs Journal, Volume 4, Number 1.3
14. Single Window. http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/ poli-cy_issues/electronic_customs_initiative/it_projects/index_en.htm#sw
15. United Nations Conference on Trade and Development 2008, Technical Note, No. 14, Border Agency Coordination/Cooperation.
16. United Nations Development Programme 2007, Integrated Border Management Handbook for Central Asia.
17. United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific 2010, Improving Border Management to Facilitate Trade in SPECA: Challenges and Prospects.
18. United Nations Economic Commission for Europe, 1982 International Convention on Harmonization of frontier control of goods, Inland Transport Committee, UNECE, Geneva, full text available at: http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/ treatiesGeneralData.do?step=0&redirect=true&treatyId=509.
19. World Bank 2011, Border Management Modernization, World Bank, Washington D.C.
20. World Bank 2005, Customs Modernization Handbook, World Bank, Washington D.C.
21. World Bank 2011, Global Development Horizons, Multi-Polarity: The New Global Economy, World Bank, Washington D.C.
22. World Customs Organization 2009, Summary Report on “Inter Agency Forum on Coordinated Border Management”, 29 to 30 June 2009, Brussels.
23. World Customs Organization 2009, Coordinated Border Management – a concept paper, prepared as background paper for interagency form on Coordinated Border Management, June 2009, Brus-sels.

Вопрос-ответ:

Какова концепция Всемирной Таможенной организации по координированному управлению границами?

Концепция Всемирной Таможенной организации по координированному управлению границами предусматривает создание интегрированной системы управления границами, которая позволяет государствам-членам сотрудничать и координировать свои действия для обеспечения безопасности торговли и перемещения грузов через границы.

Какая роль играет Всемирная Таможенная организация в совершенствовании таможенного администрирования и упрощения процедур торговли?

Всемирная Таможенная организация играет роль института, который разрабатывает и рекомендует стандарты и методы в области таможенного администрирования. Она также содействует упрощению транспортных процедур и снижению бюрократической нагрузки, что способствует развитию международной торговли.

Какая роль Всемирной Таможенной организации в системе международного таможенного администрирования?

Всемирная Таможенная организация является главным международным органом по развитию и сотрудничеству в области таможенного администрирования. Она координирует деятельность государств-членов в этой области, разрабатывает и рекомендует стандарты, методы и лучшие практики, обеспечивая эффективное функционирование системы международного таможенного администрирования.

В чем особенности упрощения транспортных процедур согласно Всемирной Таможенной организации?

Основная особенность упрощения транспортных процедур, предлагаемая Всемирной Таможенной организацией, состоит в устранении излишней бюрократии и упрощении формальностей. В основе этого подхода лежит автоматизация таможенных процессов, использование современных технологий и стандартизация процедур для ускорения и упрощения перемещения грузов через границы.

Какая основная цель Всемирной Таможенной организации?

Основной целью Всемирной Таможенной организации является координированное управление границами с целью обеспечения безопасности, защиты национальных экономических интересов и упрощения процедур торговли.

Какова роль Всемирной Таможенной организации в системе международного таможенного администрирования?

Всемирная Таможенная организация играет важную роль в системе международного таможенного администрирования. Она разрабатывает и рекомендует стандарты и процедуры, которые помогают согласованно и эффективно управлять границами всех государств-членов.

Что такое концепция комплексного управления границами?

Концепция комплексного управления границами предполагает интеграцию и координацию разных организаций, включая таможенные, пограничные, иммиграционные, финансовые и другие, в целях эффективного контроля и управления границами. Она направлена на упрощение транспортных процедур и увеличение безопасности.

Какое значение имеет упрощение транспортных процедур?

Упрощение транспортных процедур имеет большое значение для развития международной торговли и экономического сотрудничества. Это позволяет сократить временные и финансовые затраты, улучшить логистические процессы и снизить барьеры для свободного перемещения товаров через границы.

Какие перспективы развития таможенного дела представляет Всемирная Таможенная организация?

Всемирная Таможенная организация активно работает над развитием таможенного дела. В перспективе она стремится к стандартизации и автоматизации таможенных процедур, внедрению новых технологий и современных подходов к управлению границами, а также к укреплению международного сотрудничества и обмену информацией.

Какая основная цель Концепции Всемирной Таможенной организации по координированному управлению границами?

Основная цель Концепции Всемирной Таможенной организации по координированному управлению границами - обеспечение безопасности и эффективного перемещения грузов через границы, с соблюдением таможенных и других регулирующих требований.

Какую роль играет Всемирная Таможенная организация в системе международного таможенного администрирования?

Всемирная Таможенная организация играет ключевую роль в системе международного таможенного администрирования. Она разрабатывает и реализует стандарты и рекомендации по таможенным процедурам, работает над упрощением и совершенствованием процедур торговли, обеспечивает сотрудничество между таможенными органами разных стран и т.д.

Каковы перспективы развития таможенного дела согласно Концепции Всемирной Таможенной организации?

Согласно Концепции Всемирной Таможенной организации, перспективы развития таможенного дела связаны с упрощением таможенных процедур, улучшением использования информационных технологий, усилением сотрудничества между таможенными органами и другими государственными и международными организациями, а также совместной борьбой с контрабандой и другими таможенными правонарушениями.