«Путешествие из Петербурга в Москву», его художественные особенности и нравственно-политические искания.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 13.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НРАВСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
то, чего отнять не можем, — воздух. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отьяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие, с другой — немощь беззащитная».
И такие же мысли обретают собственное развитие в последней главе произведения под символическим названием «Черная грязь», где путешественник стал свидетелем церемонии заключения насильного брака: «Они друг друга ненавидят и властию господина своего влекутся на казнь». Данный образ в контексте всего произведения, чередующего «мысль народную» с «мыслью семейной», приобрел смысл определенной аллегории тех социальных уз, которыми соединяются в России дворяне и крестьяне — таких же нерасторжимых, как брак, заключаемый перед Богом, таких же противоестественных, как насильный брак: «О, горестная участь многих миллионов! конец твой сокрыт еще от взора и внучат моих...».
Последний композиционный элемент «Путешествия» — «Слово о Ломоносове», которое было введено в повествование в качестве авторского текста Радищева — снова соотносится с посвящением А. М. К. и по собственной общей идее, и по композиционной функции.
В «Слове о Ломоносове», которое стало следствием радищевских размышлений о путях становления выдающейся личности и ее значимости в истории, в образной структуре похвальной речи развивается тот же тезис, который в предельно обобщенной форме высказывается в посвящении: «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». «Слово о Ломоносове также выступает объяснением причин, которые заставили Радищева написать свою книгу, и изложением роли, которую писатель предназначает ей в духовной культуре нашей страны.
Пройдя путь духовного освобождения сам, проведя по данному пути своего героя-путешественника и тем доказывая его несомненную эффективность, Радищев предлагает пройти этот путь и читателю — и в этом, а не в социальном насилии, он усматривает залог демократизации жизни общества. Возможно, главная мысль «Путешествия» высказана героем книги в главе «Выдропуск» — «Но чем народ просвещеннее, то есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать может».
Возвращаясь к художественным особенностям «Путешествия», требуется отметить ее очевидную цикличность композиции, обеспеченную перекличкой сюжетов, тем, идей и образов начальных и финальных глав, а кроме того логический характер, проявляющийся в четкой проекции главных тезисов посвящения на крупные композиционные элементы книги, последовательно демонстрирующие модель познания в образной структуре повествования.
Следовательно, «Путешествие» обладает всеми признаками риторической композиции, исключительно продуктивной в старших жанрах русской литературы XVIII в.: проповеди, сатире и торжественной оде, традиции которых очевидно актуальны для всех уровней поэтики «Путешествия» — от типологии бытовой и идеологической художественной образности до двойной отрицательно-утвердительной этической установки книги в целом и включения жанровых образцов оды («Вольность») и проповеди («Слово о Ломоносове») в сам ее текст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вне всякого сомнения, Радищев является одним из самых радикальных и последовательных политических мыслителей не только своего исторического времени, а и всей истории отечественной общественной мысли. Но, это лишь одна из граней облика Радищева-литератора, абсолютизация которой наносит ущерб представлению о нем как о художнике, да и собственно сущность революционности идеологии Радищева тоже требует более основательных дефиниций.
Вместе с общей для них всех традицией старших жанров оды и сатиры, Радищев унаследовал и третью, в течение всего литературного века словно бы маргинальную, традицию романного повествования, актуализируя ее в преддверии периода русского сентиментализма. Данная синтетическая черта прозы Радищева делает ее связующим звеном словесной национальной культуры: в качестве идеолога-мыслителя Радищев выступает не просто наследником идеологии XVIII столетия, а и одним из основоположников перспективного в XIX и XX столетиях направления отечественной общественной мысли; в качестве литератора-художника он становится итоговой фигурой отечественной эстетической мысли и отечественной литературы XVIII столетия.
Радищев усугубляет силу влияния политической мысли весьма эмоциональной формой ее изложения: две превосходные степени в структуре эпитета «наипротивнейше» подчеркнули патетику радищевского стиля изложения. Это является характерной чертой поэтики всей его прозы. Глубочайшая эмоциональная насыщенность манеры изложения социально-политических тезисов, темпераментность мыслей придают прозе Радищева истинный пафос: мысль делается переживанием, переживание представляет «осердеченную идею», и все в совокупности в одинаковой степени адресовано и к сердцу, и к уму читателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева А.Я. Богом упоенный Радищев // Истина и жизнь. – М., 2002. – №11. – С. 37-43.
Егорова Н.О. Художественная специфика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Автореф. ди.канд. филол.наук. – СПб., 2000. – 18 с.
Кантор В. Куда и откуда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Сайт. – URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2006/4/ka5.html (дата обращения 17.03.2013).
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века Учебник для вузов: www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html
Макогоненко Г. П. О композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. XVIII век. Сб. 2, М-Л, 1940, с. 25 – 53
Радищев Александр Николаевич. Философские и социологические взгляды. Биография. [Электронный ресурс]: http://intencia.ru/Filosof-view-55.html.
Степник Ю.В. Проблема композиции «Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева // Скафтымовские чтения. – Саратов, 2003. – С. 12-16.
Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова. [Электронный ресурс]: http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_0110.shtml.
Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова. [Электронный ресурс]: http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_0110.shtml.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века Учебник для вузов: www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html
Степник Ю.В. Проблема композиции «Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева // Скафтымовские чтения. – Саратов, 2003. – С. 13.
Радищев Александр Николаевич. Философские и социологические взгляды. Биография. [Электронный ресурс]: http://intencia.ru/Filosof-view-55.html.
13
1. Андреева А.Я. Богом упоенный Радищев // Истина и жизнь. – М., 2002. – №11. – С. 37-43.
2. Егорова Н.О. Художественная специфика «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Автореф. ди.канд. филол.наук. – СПб., 2000. – 18 с.
3. Кантор В. Куда и откуда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Сайт. – URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2006/4/ka5.html (дата обращения 17.03.2013).
4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века Учебник для вузов: www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html
5. Макогоненко Г. П. О композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. XVIII век. Сб. 2, М-Л, 1940, с. 25 – 53
6. Радищев Александр Николаевич. Философские и социологические взгляды. Биография. [Электронный ресурс]: http://intencia.ru/Filosof-view-55.html.
7. Степник Ю.В. Проблема композиции «Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева // Скафтымовские чтения. – Саратов, 2003. – С. 12-16.
8. Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова. [Электронный ресурс]: http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_0110.shtml.
Вопрос-ответ:
Какие художественные особенности можно выделить в путешествии из Петербурга в Москву?
В путешествии из Петербурга в Москву можно выделить такие художественные особенности как описание природы, архитектуры и культурных особенностей обоих городов, а также психологическое изображение главного героя и его внутренний монолог.
Какие нравственно-политические искания можно увидеть в путешествии из Петербурга в Москву?
В путешествии из Петербурга в Москву можно увидеть нравственно-политические искания главного героя, который в поисках смысла жизни задается вопросами о нравственности и справедливости на фоне социальной и политической обстановки того времени.
Какие образы и характеристики главного героя присутствуют в путешествии из Петербурга в Москву?
В путешествии из Петербурга в Москву присутствуют образы и характеристики главного героя, такие как его внутренний монолог, сомнения и поиски смысла жизни, его взгляд на мир и людей, его эмоциональное состояние и внутренние переживания, а также его взаимодействие с окружающими персонажами.
Какая роль описания природы и архитектуры играет в путешествии из Петербурга в Москву?
Описание природы и архитектуры в путешествии из Петербурга в Москву играет важную роль в создании атмосферы и образной художественности произведения. Оно помогает передать настроение и эмоции главного героя, а также создает контраст между двумя городами и их культурными особенностями.
Какие мысли о немощи и беззащитности отражаются в путешествии из Петербурга в Москву?
В путешествии из Петербурга в Москву отражаются мысли о немощи и беззащитности человека перед силой и неизбежностью времени. Главный герой задается вопросами о быстротечности жизни и бессилии перед ее ходом, что позволяет рассматривать произведение с философской точки зрения.
Какие художественные особенности можно выделить в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"?
В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" можно выделить несколько художественных особенностей. Во-первых, это описание пейзажей и природы, которые помогают передать настроение и особенности путешествия. Во-вторых, автор активно использует диалоги и монологи героев, чтобы раскрыть их характеры и взгляды. Также в произведении присутствует много критических и сатирических замечаний, которые отражают нравственно-политические искания автора.
Какие нравственно-политические искания прослеживаются в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"?
В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" прослеживаются различные нравственно-политические искания автора. Он высмеивает и критикует негативные явления в обществе, такие как коррупция, цинизм, лицемерие и бюрократия. Автор также выступает за идеалы честности, справедливости и свободы, и выражает свое несогласие с государственной политикой и системой правления.
Какие мысли автор развивает в последней части произведения "Путешествие из Петербурга в Москву"?
В последней части произведения "Путешествие из Петербурга в Москву" автор развивает мысли о немощи и беззащитности человека перед всесилием природы и силой времени. Он задается вопросами о жизни и смерти, о том, какие способы отнятия жизни у нас есть и насколько мы незащищены перед естественными силами. Эти мысли отражают философские и нравственные искания автора.
Как автор использует описание пейзажей и природы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"?
Автор активно использует описание пейзажей и природы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву". Он передает настроение и особенности путешествия через детальное описание окружающей среды, включая природные явления, звуки, запахи и цвета. Это придает произведению живость и оживляет действие. Описание пейзажей также помогает передать эмоциональное состояние героев и подчеркнуть их характеры и настроение.
Какие художественные особенности есть в статье о путешествии из Петербурга в Москву?
В статье описывается путешествие из Петербурга в Москву, представленное через призму художественного восприятия. Автор акцентирует внимание на описании природы, пейзажей и атмосферы пути. Он использовал живописные и красочные образы для передачи эмоциональной окраски.
Какие нравственно-политические искания испытывают герои в статье о путешествии из Петербурга в Москву?
В статье автор обращается к нравственным и политическим вопросам, с которыми сталкиваются герои во время путешествия. Он рассматривает их моральные дилеммы, выявляет их этические противоречия и показывает, как они действуют и делают выборы в сложных ситуациях.
Чем отличается описание природы и пейзажей в статье о путешествии из Петербурга в Москву?
Описание природы и пейзажей в статье о путешествии из Петербурга в Москву отличается выразительностью и эмоциональностью. Автор использовал яркие и образные сравнения, чтобы передать красоту и величие природы. Он также подчеркивает влияние окружающей среды на эмоциональное состояние героев и их восприятие мира.