Обеспечение безопасности работ с лоцманом на борту судна
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 12.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения безопасности работ на морском транспорте 6
1.1. Основные понятия в области обеспечения безопасности работ 6
1.2. Анализ требований к безопасности работ 12
1.3. Управление безопасностью труда 18
Глава 2. Анализ деятельности экипажа судна и лоцманов при осуществлении лоцманских проводок 23
2.1. Лоцманские проводки 23
2.2. Профессиональная деятельность экипажа судна при лоцманской проводке судна 25
2.3. Профессиональная деятельность лоцмана на борту судна 30
Глава 3. Анализ обеспечения безопасности работ с лоцманом на борту судна 40
3.1. Обеспечение безопасности работ с лоцманом на борту 40
3.2. Разработка рекомендаций по обеспечению безопасности труда при лоцманских проводках 49
Заключение 55
Список литературы 59
Морские лоцманы должны быть обеспечены [8]:- морскими навигационными картами и пособиями на район лоцманской проводки, которые откорректированы по последним «Извещениям мореплавателям»;- навигационной, гидрометеорологической и гидрологической информацией по району проводки;- спецодеждойисходяиз климатических условий района проводки;- индивидуальными спасательными средствами и средствами индивидуальной связи;- медицинскими средствами оказания первой медицинской помощи.Для осуществления доставки и безопасной передачиморских лоцманов непосредственно с борта на борт используются соответствующие плавсредства [15].К ним относятся следующие виды:- лоцманские суда, которые представляют собойплавсредства с механическим двигателем, их мореходные качества и оборудование позволяют им осуществлять доставку и безопасную передачу в районах, которые удалены от берега более чем на 20 миль;-лоцманские катера, под которыми понимаютсяплавсредства с механическим двигателем, с их помощью осуществляется доставка и безопасная передача лоцманов непосредственно с борта на борт в пределах 20-мильной зоны;- лоцманские боты, этоплавсредства с механическим двигателем, они могут быть принадлежностью лоцманского судна и используются для доставки лоцмана на расстояния до 5 миль, считая от лоцманского судна или от берега.В зависимости от географических условий эксплуатации лоцманские плавсредства делятся на три группы: для полярных районов, для районов средних широт и для районов тропиков.Ко всем лоцманским плавсредствам предъявляется ряд требований [15];- должна быть скорость, которая достаточна для эффективного выполнения всех операций, связанных с лоцманской проводкой;- период качки для судов – 9 с, для катеров – 6 с.Плавсредства, у которых собственные характеристики не обеспечивают вышеприведенные параметры, должны быть оборудованы дополнительно устройствами, которые повышают плавность качки, среди них успокоители, стабилизаторы, скуловые кили. Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна удовлетворять требованиям соответствующих органов.Плавсредства всех типов должны обеспечивать безопасный прием - высадку лоцмана при высоте волны до 3,5 м.В дополнение к средствам радиосвязи на всех лоцманскихплавсредствах должны быть установлены стационарные или переносные ультракоротковолновые радиостанции, которые обеспечивают связь по международным каналам с обслуживаемыми судами и лоцманскими станциями. На лоцманских судах должны быть основная и запасная ультракоротковолновые радиостанции [15].На судах и катерах, предназначенных дляплавания в полярных районах, должны быть:- эффективные средства для борьбы с обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, площадки для передачи и приема лоцмана;- РЛС с предельно малой мертвой зоной, на судах рекомендовано устанавливать две РЛС - основную и резервную;- специальные прожекторы, имеющие противотуманные светофильтрами;- ледовые усиленияисходя из условий ледовой обстановки, которая типична для района лоцманской проводки;- двигатели, которые легко запускаются при минусовых температурах.В связи с частой постановкой на якорь к элементам якорного устройства лоцманских судов предъявляются требования к повышенной прочности.Калибр цепей принимается на 10% больше по сравнению с тем, который принимается для судов других групп [15].Конструкция механизированного лоцманского подъемника должна обеспечивать эффективное и безопасное использование его в условиях вибрации, качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается эксплуатация судна или катера в районе лоцманской проводки.Подъемник необходимо располагать как можно ближе к плоскости мидельшпангоута, в этом месте амплитуда килевой качки минимальна. Также площадка или кабина с лоцманом должна постоянно находиться в поле зрения вахтенного штурмана.Для обеспечения видимости борта обслуживаемого судна из рубки лоцманского судна, катера или бота при передаче лоцмана, в подволоке рубки должны быть установлены иллюминаторы соответствующей конструкции.Для трансляции команд сигналов лоцманского судна и лоцманского катера они оборудуются громкоговорителями, которые должны обеспечивать достаточную слышимость подаваемых команд с носа, по бортам ис кормы [15].Состав спасательных средств определяется исходя из того, что все лоцманы, которые могут находиться одновременно на судне или катере, являются членами их команды.У лоцманских судов и катеров должны быть повышенные маневренные качества. Для этого рекомендовано оборудовать их следующим оборудованием [15]:- двухвальными силовыми установками с винтом регулируемого шага;- дизель-электрическими установками;- поворотными насадками или винторулевыми колонками.Для обеспечения швартовки к судам,имеющим высокие борта, на лоцманском катере и ботах должны устанавливаться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение швартовного троса в направлении, которое близко к вертикальному.Места установки киповых планок выбирается так, чтобы натяжение швартовного троса не приводило к созданию кренящих моментов, которые опасны для остойчивости.Для обеспечения безопасности лоцмана при его приеме и высадке при волнении носовую часть палубы катеров должна быть максимально освобождена от оборудования и иметь нескользящее покрытие [15].Устанавливаемый на палубе бота в районе приема лоцмана штанга-поручень должен находиться как можно ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам штанга-поручень должен отстоять от борта на расстоянии, которое обеспечивает безопасность лоцмана при крене бота и возможность схватиться за поручень в то время, когда он другой рукой держится за забортный трал.В носовой оконечности катера и бота площадь палубы должна быть достаточной для приема лоцмана с платформы подъемника и с забортного трапа.Для безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль каждого борта на палубе должны быть проходы шириной не менее 0,6 м с поручнем по надстройке.На всехплавсредствахвне зависимости от группы должны иметься эластичные кранцы и привальные брусья для эффективного смягчения ударов о корпус судна.Кроме общих и специальных огней, которые предусмотрены Международными правилами предупреждения столкновения судов (МППСС-72), на лоцманскихплавсредствах должны быть унифицированные сигнальные огни (для дневного времени - знаки), которые обозначают: «сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами». В любом случае, независимо от того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства, в дневное время суток на нем должен быть поднят флаг «H» Международного свода сигналов, обозначающий «на борту лоцман».Все устройства, которые используются для приема или спуска лоцмана, должны быть надлежащими для выполнения своего назначения [15].Технические средства необходимо содержать в чистоте, они должны быть отремонтированы и уложенными.Также их необходимо регулярно осматривать. Они должны использоваться только для посадки и высадки лоцманов.Лоцманский трап должен быть освидетельствован производителем. Трапы проверяются в соответствии с правилами 6, 7 и 8 главы I SOLAS.Все лоцманские трапы, которые используются для передачи лоцмана, маркируются биркой или другой постоянной маркировкой. Это делается для идентификации каждого средства в целях освидетельствования, проверки и ведения учета. На судне должен вестись учет в отношении дат: когда поступил данный трап на судно и когда производились все ТО и ремонты трапа.Лоцманский штормтрап должен состоять из одной секции, которая имеет достаточную длину, чтобы достигать уровня воды от места входа на судно или схода с него при любых осадках и дифферентах судна, а также при крене 15° на противоположный борт.3.2. Разработка рекомендаций по обеспечению безопасности труда при лоцманских проводкахАнализ статистики морских происшествий показывает, что к основным причинамаварийных случаев на морском транспорте относится [25]:- ошибки судоводительского состава;- низкая квалификация членов экипажей;- износ механизмов и оборудования судов, в том числе и лоцманских;- недостаток внимания судовладельцев к вопросам безопасности на море.При разработке рекомендаций по обеспечению безопасности работ при лоцманских проводках было обращено внимание на два основных фактора: применяемые технические средства и человеческий фактор. При этом рекомендации могут быть как организационными, так и техническими.В отношении технических средств можно предложить несколько практических рекомендаций, заключающихся в следующем:1. Постоянно поддерживать технические средства в установленной степени готовности к применению, обеспечивать их надежную работу и технически правильную эксплуатацию. Проводить постоянную работу по предупреждению аварий и поломок технических средств.2. Строго соблюдать сроки проведения ТО, гарантийных и межремонтных наработок.3. Обеспечить постоянный контроль за сроками проведения ТО, текущих и капитальных ремонтов, за качеством проводимых ремонтов, состоянием технических средств и их хранением.Традиционная лоцманская система, которая сложившаяся в морских странах, включает в себя лоцманский флот и лоцманские станции берегового или морского базирования [31]. Современный лоцманский флот состоит из специализированных судов, катеров и ботов, которые обеспечивают безопасное выполнение лоцманских операций в портовых акваториях и на внешних рейдах. Но тем не менее у имеющихся лоцманских катеров наблюдается высокая степень износа. В связи с этим необходимо более активно обновлять лоцманский флот с использованием современных технологий.Проведенный обзор современных лоцманских катеров позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к обновлению состава лоцманского флота.При этом особое внимание обращается внимание на такие характеристики, как скорость хода, период качки, водоизмещение, дальность и автономность плавания, мощность главного двигателя, наличие двух двигателей, форма обводов корпуса.Анализ статистических данныхговорит о том, что в большинстве случаев лоцманские являются однокорпусными, хотя есть и двухкорпусные суда, среди которых катамараны, суда с малой площадью ватерлинии.Выбор формы обводов корпуса лоцманского катера должен учитывать, как основные режимы движения, так и ограничения, которые вызываются условиями эксплуатации. При выборе скорости лоцманского катера необходимо учитывать, что, с одной стороны, катер должен быть скоростным, чтобы оперативно доставлять лоцманов к обслуживаемому судну, а с другой - достаточно управляемым при работе на малых скоростях при швартовке к судну и при эксплуатации в условиях ограниченных акваторий портов. Скорость большинства современных лоцманских катеров составляет 22-25 уз. В перспективе скорость будет составлять 30-42 уз.Повышение безопасности судовождения в современных условиях требует особого внимания к использованию новых технологий. Важная роль отводится уровню квалификации лоцманов и операторов СУДС, их взаимодействию в период проводки судов [26].Согласованность действий и своевременное принятие решений во многом зависит от используемых средств и методов проводки, уровня квалификации и оборудования, которое должно работать в едином информационном поле, основой которого является интегрированная информация всех навигационных датчиков и визуальный (для судового лоцмана) анализ окружающей обстановки.Информация электронной карты, которую обязаны использовать операторы СУДС, и использует множество судовых лоцманов в своих лоцманских комплектах, к большому сожалению, не всегда одинакова, что зачастую является причиной разногласий при принятии решения [26].Следует также отметить, что существующие навигационные устройства лоцмана не в достаточной мереобеспечивают лоцмана и капитана сведениями, которые необходимы для гарантированнойбезопасности много операторного управления движением.Процесс управления движением судна при лоцманской проводке осуществляется быстро, в связи с этимпри плавании в стесненных условиях обсуждать принимаемыерешения и приходить к согласованному мнениюпрактически невозможно. При этом, как правило, имеются различия в содержании информации, которой владеют лоцман и капитан, что объективно определяет необходимость их тесного сотрудничества. Капитан знает всю информацию о маневренных свойствах судна и не всегда имеетдетальные сведения о предстоящем районе плавания. Лоцман владеетинформацией об особенностях местных условий плавания, но при этому него недостаточно данных для использования знаний оманевренных свойствах судна. Лоцманская карточка дает лоцману общую информацию осудне и не может быть использована для планирования маневра. Лоцманский план проводкисудна является схемой движения и служит только для организационно-распорядительнойподготовки к плаванию под проводкой лоцмана.Он не может использоваться длянавигационных целей.Навигационные устройства лоцмана дублируют судовыенавигационные устройства и позволяют решать практически одинаковые задачи ]26]. Отдельныемодификации содержат устройства визуализации, которые облегчают выполнениеманеврирование при швартовных операциях. Однако единых требований к структуре исодержанию помещаемой в них информации не существует. Таким образом, для унификации содержания информации необходимо разработать единые требованияк структуре элементов и функциональных связей навигационных устройств исходя из последних достиженийсудоводительской науки и разработать соответствующий руководящий документ.Анализ основных причин происходящих несчастных случаев показывает, что большинство из них носят организационный характер и вызваны человеческим фактором [25]. Среди них:- неудовлетворительная организация производственной деятельности;- нарушения установленных требований ОТ и ТБ;- недостатки в обучении требованиям ОТ и профессиональном обучении;- нарушения трудовой дисциплины работниками судоходных компаний.В значительной мере безопасность мореплавания определяет безаварийность труда судоводителей, поскольку по вине, в основном, капитанов судов, ихпомощников и лоцманов происходит до60% всех аварий в море, что говорит о человеческом факторе [25].Существенное влияние на этотпоказатель оказывают не только тип, возрастсудна, его размеры, характер перевозимых грузов,район и условия плавания, уровень профессиональной подготовки и компетентности экипажа, но также социально-психологические, типологические особенности высшей нервной деятельностии индивидуально5личностные свойства,психофизиологический статус моряков и его динамика в плавании [32].Значительное количество исследований по трудовой деятельности лоцманов говорят о том, что лоцманы осуществляют сложные судоводительскиеоперации, среди которых проводка судов в каналах,проливах, узкостях, осуществлениешвартовных операций в акватории портов. Их труд отличается большой напряженностью,удлиненным графиком работы, большим количеством проводок исложными швартовными операциями в течениесуточной вахты лоцмана. Объективно сложность навигации впортахопределяется, прежде всего, габаритами судов и их осадкой. Для судна длиной свыше 200 м увеличивается времяпроводки, повышается сложность швартовных операций и повышаются квалификационные требования ккапитану судна и лоцману, который осуществляет проводку.Работа лоцмана складывается из 5 трудовых операций, при этом на внутрисменный отдых у него остается не более 11% и в который входит, как правило, и времяприема пищи.Все трудовые операции лоцмана можно разделить на три группы [32]:1. Первая группа характеризуется высоким информационным стрессом иответственностью, среди них проводка и швартовка судна, составляет43%.2. Для второй группы характерна высокая опасность для жизни, это посадка на лоцманский катер и судно, переход с одного судна на другое, составляет 24,0%;3. Третья группа - состояние оперативногопокоя, это ожиданиеподхода судна, лоцманского катера, составляет25%. Исследователями отмечается, чтодаже при оформлении документов и небольшом отдыхенервно/эмоциональное напряжение непроходит. Также, оценивая труд лоцмана, необходимо отметить, что межличностные отношения какфактор профессионального стресса занимают второе место. Онвключает в себя [32]:- проблемы профессионального общения с капитаном судна;- конфликты на работе (организационный стресс);- проблемы профессионального общения сбереговыми службами;- недоброжелательность другихлюдей. Отметим, что морские лоцманы представляют собой группу высококвалифицированных операторов-судоводителей, которые решают наиболее сложные в навигационном плане задачи, что сопряжено свысокими информационными нагрузками, дефицитом времени, несением суточных вахт, риском для здоровья и жизни. Все это лежит в основе интенсивного психоэмоционального напряжения. Исходя из-этого специфика профессиональной деятельности лоцманов требует наличияи развития ряда профессиональноважных качеств, среди которых ведущим является высокая стрессоустойчивость.Проведенные исследования показалиналичие существенных сдвигов впсихофизиологическом статусе лоцмана, проявляющиеся в высоком уровнепсихоэмоционального стресса и вразвитии физиологического утомления, высокая и средняя степень которого отмечена после выполненияшвартовных операций в сложных навигационных и метеорологическихусловиях у 83% обследованных лоцманов.В связи с этим целесообразно рекомендовать следующее:- проводить медицинское обследование 1 раз в полгода;- устройство комнат психологической разгрузки в портах;- осуществлять не только профессиональную подготовку, но и психологическую.ЗаключениеВ дипломной работе были рассмотрены вопросы обеспечения безопасности работ при выполнении лоцманских проводок. Для этого было поставлено несколько задач:- рассмотреть теоретические аспекты в обеспечения безопасности работ на морском транспорте;- проанализировать деятельности экипажа судна и лоцманов при осуществлении лоцманских проводок;- проанализировать обеспечение безопасности работ с лоцманом на борту судна;- разработать рекомендации по обеспечению безопасности труда при лоцманских проводках.Специалистами отмечается, что современное состояние безопасности труда на морском транспорте трудно оценить, как удовлетворительное. Это объясняется рядом факторов, среди которых и снижение в конце прошлого века объемов финансирования мероприятий по охране труда, высокая степень физического износа технологического оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников.Несмотря на постоянное совершенствование методов, способов и технических средств для выполнения работ на морском транспорте, ежегодно в море терпит кораблекрушение свыше 200 крупных морских судов и погибает более 2000 человек, теряется свыше миллиона тонн грузов, при этом в моря попадают нефтепродукты и ряд других загрязняющих веществ, что наносит ущерб окружающей среде.В связи с этим изучение вопросов, которые связаны с обеспечением безопасности работ на морском транспорте, в которых осуществляется трудовая деятельность судового экипажа, является одной из наиболее важных задач в разработке новых технологий выполнения судовых работ, технологического оборудования и устройств.Следует отметить, что судовладельцы и судоходные компании выполняют все требования по обеспечению безопасности, установленные законодательством. Внедряются более строгие правила, методы, надзор и контроль за выполнением судовых работ. Но при этом необходимо признать, что в дальнейшей работе по обеспечению безопасности работ и уменьшению производственного травматизма нужно изменить существующее отношение человека к своей собственной безопасности.Каждая судоходная компания исходя из требований Международного кодекса по управлению безопасностью должна разработать и внедрить на своих судах политику по обеспечению безопасности на судне при выполнении всех судовых операций. Конечной целью данной политики является обеспечение безопасности судового персонала, снижение производственного травматизма и уменьшение влияния «человеческого фактора» на аварийность и травматизм.Соблюдение всем экипажем требований охраны труда и техники безопасности способствует прогрессивному развитию системы обеспечения безопасных условий труда.Причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются опасности того или иного рода. Следует отметить, что в процессе труда человека всегда окружают опасности. Нет ни одного технического устройства или системы, которые были бы полностью безопасны. Поэтому задача судовладельцев и судовых компаний заключается к сведению воздействия опасностей к минимуму.Опасности не возникают просто так, все они является результатом возникновения, накопления и действия негативного фактора или группы факторов. Для оценки содержания угрозы или опасности требуется выявлять и анализировать факторы, которые их вызывают.Сегодня на практике для обеспечения безопасности применяются два основных принципа. Первый принцип заключается в проведении профилактики, т.е. это принцип предотвращения. На настоящий момент - это основной принцип обеспечения реальных безопасных условий трудового процесса. Второй принцип заключается в минимизации последствий неблагоприятных событий, которые не удалось предотвратить. Регулирование безопасности труда обеспечивается правовыми нормами, которые устанавливают правила, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе труда. Это Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский и Уголовный кодексы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Обеспечение безопасности при выполнении судовых работ кроме указанных выше нормативно-правовых документов, регулируется Правилами по охране труда на судах морского и речного флота. Согласно Правил должна быть разработана система управления охраной труда на судне, весь экипаж судна должен быть обеспечен СИЗ, регулярно проходить обучение и медицинское обследование, проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах.В дипломной работе также были рассмотрены деятельность капитана и экипажа судна, а также лоцмана при осуществлении лоцманской проводки. Отмечено, что целями лоцманской проводки является обеспечение безопасности плавания судов, предотвращение происшествий с судами и защита морской среды. Согласно Кодекса торгового мореплавания РФ в обязанности морских лоцманов входит осуществление проводки судов на подходах к морскому порту, в пределах акватории порта, между морскими портами и в открытом море. При обязательной лоцманской проводке лоцман, прежде всего, выполняет функции советника. Установлена ответственность капитана судна и лоцмана за обеспечение безопасности работ при лоцманской проводке. Лоцман должен иметь при себе лоцманское удостоверение, лоцманскую квитанцию и лоцманскую карточку, а также он должен быть обеспечен необходимыми условиями для работы и отдыха, техническими и информационными средствами, включая индивидуальные средствами защиты. Права и обязанности лоцмана определены Положением о морских лоцманах. В работе рассмотрены трудовые функции и трудовые действия морского лоцмана во время лоцманской проводки.В процессе работы были рассмотрены вопросы обеспечения безопасности работ при лоцманских проводках. Отмечено, что безопасность работ с лоцманом на борту должна обеспечиваться как со стороны экипажа судна, так и со стороны лоцмана. Рассмотрены требования, предъявляемые к морским лоцманам, к его образованию, знаниям и опыту работы. Также были требования к материально-техническому обеспечению лоцманов.Анализ статистики морских происшествий показывает, что к основным причинам аварийных случаев на морском транспорте относятся ошибки судоводительского состава, низкая квалификация членов экипажей, износ механизмов и оборудования судов, в том числе и лоцманских, а также недостаток внимания судовладельцев к вопросам безопасности на море.При разработке рекомендаций по обеспечению безопасности работ при лоцманских проводках было выявлено ряд проблемных вопросов. Исходя из этого было обращено внимание на два основных фактора: применяемые технические средства и человеческий фактор. Были предложены рекомендации как организационного характера, так и технического.Список литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007)Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗКодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗКодекс административного судопроизводства Российской ФедерацииПриказ Минтранса РФ от 24.06.2002 № 85 «Об установлении района обязательной лоцманской проводки судов»Приказ Минтранса РФ от 12.04.2010 № 86 «Об установлении районов необязательной и обязательной лоцманской проводки судов»Приказ Минтранса Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации» Приказ Минтранса России от 20.09.2016 № 270 (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов»Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.10.2017 № 728н «Об утверждении профессионального стандарта лоцмана»Приказ Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» Приказ Минтруда России от 05.06.2014 N 367н «Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота»ГОСТ Р 51874-2002. Безопасность мореплавания. Требования к морским лоцманам. Порядок подготовки. АттестацияГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. КлассификацияГОСТ ИСО 6216-200. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные средстваМеждународная конвенция по предотвращению загрязнения моря МАРПОЛ 73/78Международная конвенция по охране человеческой жизни на море СОЛАС 74Конвенция Международной организации труда 2006 года «О труде в морском судоходстве»Международное руководство по управлению безопасностью (ISM)Резолюция ИМО А 485 (XII) от 19 ноября 1981 г. «О подготовке, квалификации и порядке работы морских лоцманов, не являющихся лоцманами открытого моря»Резолюция ИМО А 918 (ХХ11), 2001 «Стандартные фразы ИМО для общения на море»Руководство безопасностью в судоходных компаниях (NauticalInstitute, 1996)Руководство по безопасности на морских судах (ISC,1996).Конвенция о предотвращении профессионального травматизма моряков (МОТ № 134,1970)ЛитератураАвраменко Д.В., Касаткин И.П. и др. Причины аварийности морских судов и повышение безопасности плавания. //Морской флот, №3. – 2009. – с.59-63.Алексишин В. Г. Обеспечение навигационной безопасности плавания / В. Г.Алексишин, Л. А.Козырь, С. В.Симоненко. – Одесса: Феникс; М.:ТрансЛит, 2009. – 518 с.Вильский Г. Б. Навигационная безопасность при лоцманской проводке судов / Вильский Г. Б., Мальцев А. С., Бездольный В. В., Гончаров Е. И. /Под ред. А. С. Мальцева, Г. Б. Вильского. – Одесса-Николаев: Феникс, 2007. – 456 с.Гуцуляк В.Н. Актуальные проблемы российского морского права, его современное состояние и тенденции развития // Государство и право, 2017, № 9, с. 74-92.Иванов Г.В. Особенности правового регулирования лоцманской проводки судов как договора оказания возмездных услуг: Дисс… канд. юрид. наук. М., 2006. - 27 с.Лоцманское право. Учебное пособие / Сост. Я.Е. Бразовская, А.С. Скаридов; Институт по изучения морского права. СПб: Academus, 2018. - 65 с.Шарлай Г.Н. Управление морским судном: учебное пособие/ Г.Н. Шарлай. - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2015. 467 с.Шафран Л.М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков / Л.М. Шафран, Э.М. Псядло. – Одесса: Феникс, 2008. – 292 с.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
6. Приказ Минтранса РФ от 24.06.2002 № 85 «Об установлении района обязательной лоцманской проводки судов»
7. Приказ Минтранса РФ от 12.04.2010 № 86 «Об установлении районов необязательной и обязательной лоцманской проводки судов»
8. Приказ Минтранса Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации»
9. Приказ Минтранса России от 20.09.2016 № 270 (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов»
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.10.2017 № 728н «Об утверждении профессионального стандарта лоцмана»
11. Приказ Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути»
12. Приказ Минтруда России от 05.06.2014 N 367н «Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота»
13. ГОСТ Р 51874-2002. Безопасность мореплавания. Требования к морским лоцманам. Порядок подготовки. Аттестация
14. ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
15. ГОСТ ИСО 6216-200. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные средства
16. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря МАРПОЛ 73/78
17. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море СОЛАС 74
18. Конвенция Международной организации труда 2006 года «О труде в морском судоходстве»
19. Международное руководство по управлению безопасностью (ISM)
20. Резолюция ИМО А 485 (XII) от 19 ноября 1981 г. «О подготовке, квалификации и порядке работы морских лоцманов, не являющихся лоцманами открытого моря»
21. Резолюция ИМО А 918 (ХХ11), 2001 «Стандартные фразы ИМО для общения на море»
22. Руководство безопасностью в судоходных компаниях (Nautical Institute, 1996)
23. Руководство по безопасности на морских судах (ISC,1996).
24. Конвенция о предотвращении профессионального травматизма моряков (МОТ № 134,1970)
Литература
25. Авраменко Д.В., Касаткин И.П. и др. Причины аварийности морских судов и повышение безопасности плавания. //Морской флот, №3. – 2009. – с.59-63.
26. Алексишин В. Г. Обеспечение навигационной безопасности плавания / В. Г.Алексишин, Л. А.Козырь, С. В.Симоненко. – Одесса: Феникс; М.:ТрансЛит, 2009. – 518 с.
27. Вильский Г. Б. Навигационная безопасность при лоцманской проводке судов / Вильский Г. Б., Мальцев А. С., Бездольный В. В., Гончаров Е. И. /Под ред. А. С. Мальцева, Г. Б. Вильского. – Одесса-Николаев: Феникс, 2007. – 456 с.
28. Гуцуляк В.Н. Актуальные проблемы российского морского права, его современное состояние и тенденции развития // Государство и право, 2017, № 9, с. 74-92.
29. Иванов Г.В. Особенности правового регулирования лоцманской проводки судов как договора оказания возмездных услуг: Дисс… канд. юрид. наук. М., 2006. - 27 с.
30. Лоцманское право. Учебное пособие / Сост. Я.Е. Бразовская, А.С. Скаридов; Институт по изучения морского права. СПб: Academus, 2018. - 65 с.
31. Шарлай Г.Н. Управление морским судном: учебное пособие/ Г.Н. Шарлай. - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2015. 467 с.
32. Шафран Л.М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков / Л.М. Шафран, Э.М. Псядло. – Одесса: Феникс, 2008. – 292 с.
Вопрос-ответ:
Какие понятия важны при обеспечении безопасности работ на морском транспорте?
Основные понятия в этой области включают в себя безопасность работ, риски и опасности, управление безопасностью труда и другие. Безопасность работ включает в себя меры по предотвращению травматических ситуаций и минимизации рисков для работников на морском транспорте. Риски и опасности могут быть связаны с различными аспектами работы, такими как работа с оборудованием, погодные условия, особенности местности и другие. Управление безопасностью труда включает в себя разработку и соблюдение правил и процедур, обучение сотрудников и проведение анализа рисков.
Какие требования предъявляются к безопасности работ на морском транспорте?
Требования к безопасности работ на морском транспорте включают в себя соблюдение нормативных актов, правил и инструкций, а также проведение соответствующих работ по предотвращению травматических ситуаций. Это может включать проверку и обслуживание оборудования, обучение работников, предоставление средств индивидуальной защиты и другие меры. Кроме того, требования к безопасности работ на морском транспорте могут также включать соблюдение международных стандартов и правил, таких как Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений.
Что включает в себя управление безопасностью труда на морском транспорте?
Управление безопасностью труда на морском транспорте включает в себя разработку и соблюдение правил и процедур, обучение сотрудников, проведение анализа рисков и предпринятие соответствующих мер по предотвращению травматических ситуаций. Это также включает в себя организацию системы контроля и учета происшествий, проведение расследований происшествий и принятие мер для предотвращения повторения подобных случаев. Управление безопасностью труда также может включать проведение аудитов и повышение осведомленности сотрудников о правилах и мерах безопасности.
Что такое лоцманские проводки?
Лоцманские проводки - это процесс передачи судна с внешним управлением от лоцмана на берегу или другого судна на экипаж судна, чтобы обеспечить его безопасное плавание в определенной местности или порту.
Какие требования предъявляются к безопасности работ на морском транспорте?
К требованиям безопасности работ на морском транспорте относятся следующие: должна быть обеспечена безопасность работников, они должны быть подготовлены к работе на судне, должны соблюдаться стандарты безопасного плавания, должны существовать системы безопасности и защиты от возможных аварий и травм.
Как управлять безопасностью труда на судне?
Управление безопасностью труда на судне включает в себя разработку и внедрение безопасных рабочих процедур, обучение экипажа правилам безопасности, проведение проверок и анализа возможных опасностей, а также создание системы контроля и непрерывного улучшения безопасности на судне.
Каковы основные понятия в области обеспечения безопасности работ на морском транспорте?
Основные понятия в области обеспечения безопасности работ на морском транспорте включают в себя: безопасность работников, безопасность судна, безопасность грузов, безопасность порта, безопасность морской среды и безопасность операций.
Какие особенности профессиональной деятельности экипажа судна при лоцманской проводке судна?
Во время лоцманской проводки судна экипаж судна должен взаимодействовать с лоцманом, следить за выполнением указаний лоцмана, обеспечивать безопасность плавания судна и соблюдать меры безопасности при проведении различных маневров и операций.
Какие основные понятия существуют в области обеспечения безопасности работ на морском транспорте?
Основные понятия в области обеспечения безопасности работ на морском транспорте включают в себя стандарты безопасности, правила и инструкции по безопасности, процедуры оценки рисков, контрольные мероприятия, а также учет и анализ несчастных случаев и аварийных ситуаций.
Какие требования предъявляются к безопасности работ на морском транспорте?
К требованиям безопасности работ на морском транспорте относятся обязательное применение средств индивидуальной защиты, выполнение соответствующего обучения и тренинга, соблюдение правил эксплуатации и обслуживания оборудования, предупреждение возможных опасностей и проведение регулярных проверок безопасности.