Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 05.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема: теоретические аспекты 5
1.1. Терминология проблемы бродяжничества и беспризорности детей 5
1.2. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема 10
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Моделирование социально-педагогической деятельности по профилактике бродяжничества детей 20
2.1. Особенности профилактики бродяжничества 20
2.2. Особенности социально-педагогической работы с бродяжными и беспризорными детьми 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

[1]
Также, в связи с этим документов предусматривается восстановление и обеспечение устойчивости санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с увеличившимся уровнем бродяжничества. Дети-бродяги не только подвергают опасности свое здоровье, но и здоровье окружающих, так как их можно встретить в любом общественном месте: транспорте, магазине, на остановках.
Таким образом, на органы социальной защиты бродяжных возлагается очень большая ответственность. Сотрудникам необходимо распределять и направлять лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты. Также им необходимо проводить экспертизу для определения оснований, которые позволят доказать, что человек нуждается в финансовой поддержке (например, в пенсии или льготах).
Рассмотрим особенности социальной работы с бродяжными
Реализация мер борьбы с бродяжничествою зависит от уровня развития социума, его социальной сферы, политической культуры, духовной жизни общества, состояния экономики. При работе с бродяжными от социального работника требуется владение выраженной коммуникабельностью. Необходимо найти такой путь общения с бродяжным, который бы не унижал его человеческое достоинство, дал почувствовать теплое отношение и внимательность.
Комплекс социально-реабилитационных мероприятий при работе с бродяжными лицами обязательно должен включать следующие аспекты:
социально-правовая реабилитация – восстановление утраченных документов, в частности, паспорта, военного билета, пенсионного удостоверения, документов об образовании, трудовой книжки;
оформление документов на назначение пенсии;
социально-медицинская реабилитация – медицинский осмотр, консультации узкими специалистами, помощь в прохождении медико-социальной экспертизы, помощь в госпитализации, оформление группы инвалидности;
социально-трудовая реабилитация – восстановление квалификации, трудовых навыков. [10]
Социальная работа с бродяжными предполагает использование различных методов деятельности. Существуют следующие группы методов социальной работы:
Социально-правовые методы:
правовой контроль,
правовое просвещение,
правовое консультирование,
правовые санкции.
Разработка и внедрение системы правовых норм, создание эффективной системы контроля за исполнением этих норм. Социально-экономические методы: система минимальных социально-экономических гарантий, компенсация расходов, индексация доходов, денежная и натуральная помощь, экономическое поощрение и экономическое стимулирование, экономические льготы и поддержка.
Направлены на создание и поддержание удовлетворительного уровня жизни, создание условий для удовлетворения необходимых материальных потребностей. В качестве профилактики беспризорности предусмотрено устранение причин, ведущих к беспризорности.
Организационно-административные методы:
социальный надзор и социальный контроль,
социальное планирование, социальное управление и др.
Создание системы социального контроля, разработка правовой и законодательной базы.
Медико-социальные методы:
пропаганда здорового образа жизни,
медико-социальное просвещение,
медико-социальный патронаж,
профилактические прививки,
профилактика туберкулеза, наркомании, алкоголизма,
предупреждение эпидемиологических заболеваний,
проведение медицинских осмотров и др.
Методы направлены на формирование необходимых условий для приемлемого уровня социального и физического здоровья человека. Социально-психологическая работа.
Методы социально-психологической работы:
психогигиена, психопрофилактика,
психодиагностика,
психосоциальное консультирование и психологическая помощь,
коррекция поведения и отношений,
вмешательство в кризисных ситуациях.
Основное направление работы – анализ социальной ситуации безпризорного, удаление психологических причин, приводящих к беспризорности, морально-психологическая поддержка в период реабилитации.
Социально-педагогические методы:
методы образования и воспитания,
мероприятия по восстановлению профессиональных навыков,
содействие в проведении культурно-массовых мероприятий, организации досуга и т.д.
Использование методов направлено на формирование приемлемой системы норм и ценностей, идеалов, стереотипов, расширение кругозора и повышение уровня знаний.
Социально-политические методы.
Создание в обществе эффективной системы политических свобод, прав, ориентиров и ценностей, позволяющих отстаивать свои интересы в социально-допустимых рамках. [17]
Социальная работа в своей практике выделяет два подхода к клиентам и их проблемам: подход технический, подход коммуникативный. Технический подход предполагает социальную коррекцию в жизненных ситуациях клиента. Это специальные приемы и мероприятия, которые направляются на преодоление, ослабление, исправление недостатков развития индивида. Коммуникативный подход устанавливает коммуникативное взаимодействие с клиентом на основе сотрудничества. Работа с данной категорией граждан требует от социального работника коммуникабельности и сопереживания.
Бродяжным детям важно дать возможность почувствовать к себе человеческое отношение и, предлагая элементарные услуги, не обидеть. Решая проблемы бродяжных, важно пробудить у них желание изменить судьбу. Социальные работники должны помочь этим детям обрести психологическую адекватность, помочь с минимальным социальным набором – одежда, питание, крыша над головой. Кропотливая и длительная по времени работа требуется для лиц с большим стажем беспризорности. [9]
Выводы по второй главе

Обобщая вышеизложенное, мы полагаем, что для эффективной работы в школе с детьми, склонными к бродяжничеству, необходимо создавать следующие условия:
1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальными педагогами, психологами для непосредственной работы со школьниками, склонными к бродяжничеству и другим формам асоциального поведения.
2. Привлекать к решению проблемы разные службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д.), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т. д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта) и др.
3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении по работе с семьей.
4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методы и формы организации свободного времени учащихся.
5. Организовать работу по преодолению бродяжничества школьников посредством взаимодействия с ближайшим социумом.
На органы социальной защиты бродяжных возлагается очень большая ответственность.
Таким образом, основой профилактической работы с самовольными уходами подростков, является комплексная работа всех специалистов. Помимо этого, необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, и у одного процесс происходит заметно, а у другого процесс внутренне длительный, малозаметный.

Заключение


Причина возникновения детской беспризорности, по мнению специалистов по делам несовершеннолетних, является пребывание ребенка в социально опасном положении. Дети, находящиеся в социально опасном положении, отличаются своими жизненными целями, которые смещаются в сторону психологического комфорта, потребительства, наживы. Такие нравственные категории, как стыд, сопереживание, уважение ослабевают, но зато растет агрессивность, грубость, лживость. Бродяжный ребенок отличается сильным инстинктом самосохранения, со временем развивается привычка к наркотикам, алкоголю. Такие дети, как правило, имеют целый букет хронических заболеваний, но, вместе с этим, у них наблюдается хорошая физическая закалка. Безпризорные дети отличаются выносливостью, точностью восприятий, смелостью и активностью, в своих групповых действиях проявляют солидарность.
Потребность в социальной поддержке бродяжных растет, а это значит, что меры государственной политики социальной и трудовой адаптации бродяжных должны быть усилены. Центры социальной адаптации и районные центры занятости организуют обучение и трудоустройство бродяжных детей. Содействие бродяжным детям должно сопровождаться социально-психологической помощью, которая в решении данного вопроса имеет большое значение. Предоставляться психологическая поддержка может в виде индивидуальных консультаций и бесед. Их цель должна быть направлена на преодоление депрессивных состояний, пассивности, неверия в то, что свою судьбу можно изменить к лучшему.
Список литературы


Арифулина, Р.У., Наумов С.В., Трушина Ю.Х. Девиантное поведение детей и молодежи: анализ проблемы, основы профилактической деятельности. – Н.Новгород: НГПУ, 2012.
Беженцев А.А. Проблемы предупреждения беспризорности , бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних // Беженцев А.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010
Беляев В.С. Отношению к проблеме бездомных детей /В.С. Беляев // Новости и аналитика. - 2016. - № 109. - С. 3-4.
Беспризорность в России: информационно-биографическое пособие / сост. Н.В. Малютина. - Батайск: МУК ЦБС, 2010. - 22 с
Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. С. 438.
Валуйсков Н.В. Некоторые уголовно-правовые проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних /Н.В. Валуйсков // Российское общество и государство. Сборник статей, М., МФЮА, 2015. -С.122- 125
Валуйсков Н.В. Некоторые уголовно-правовые проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних /Н.В. Валуйсков // Российское общество и государство. Сборник статей, М., МФЮА, 2015. -С.122- 125.
Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: рекомендовано Министерством образования РФ. – М.: КноРус, 2010 – 230с.
Возмилкина Е.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: правовой аспект // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 108-112.
Гоголева А. В. Социально-психологическая характеристика побега, бегства, ухода ребенка из дома // Мир психологии. – 2013. – № 4. – С. 218-229.
Демидова, Е.В. Беспризорность и безнадзорность в Российской Федерации / Е.В. Демидова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.-2013.-№5.
Ершова И.Н. "Вопросы ювенальной юстиции", 2016, N4 / Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской. URL: (дата обращения 06.10.2018)
Искрин, Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме / Н.С. Искрин // Интернет-журнал «Науковедение».-2014.-Вып. 4.
Камалдинова Э.Ш. Безнадзорность и беспризорность // Знание. Понимание. Умение, 2004.№1. С. 133-134.
Кириллова Л.С. Профилактика безнадзорности у подростков. /Л.С. Кирилова. - Ставпрополь., 2014. - 302 с.
Климов, И. А. Агентурный метод защиты интересов личности, общества, государства и борьбы с преступностью / И.А. Климов, Г.К. Синилов, Л.Л. Тузов. - Калининград: КЮИ МВД РФ, 2012. - 281 с.
Кочеров С. Беспримерная беспризорность. // Новая Газета. 2007. № 11. С.43
Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов. – СПб: Питер, 2009.
Кудрязцев В.Н. Личность преступника в криминологии. - М.: ТКВелби, 2010. - 190 с.
Лелеков В.А. Преступления несовершеннолетних против личности // Р оссийский следователь. - 2013. - № 12. - С. 36-38.
Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике.-М.: ВЛАДОС, 2010. – 235с.
Менделевич Д.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2015. – 445с.
Миньковский Г. М . Криминология. - М.: Приор, 2014. - 622 с.
Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2009.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2009.
Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2011. №6.С. 59.
Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. // Аналитический вестник. 2002. № 20. С. 176.
Потепалов Д.В. Попечение о беспризорных и безнадзорных детях в период правления Екатерины II // «Вестник Томского государственного университета». Общенаучный периодический журнал. 2011, № 343. 216 с. С. 191-194
Практикум по психологии состояний: Учебное пособие под редакцией профессора А. О. Прохорова. 2-ое изд., – СПб: Речь, 2016. – 480с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р г. Москва
Романов Б.А. Дети и нравы Древней Руси. М.-Л., 1966. С.180-185
Рудов А. Беспризорная Россия // Индекс, 2002, № 17.С.118
Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО по образованию в области социальной работы / Под ред. Н.Ф. Басова.- 3-е изд.- М.: Дашков и К, 2010.- 326 с.
Товмасян, Р.В. Тенденции развития российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Р.В. Товмасян // Вестник Омского университета. Серия «Право».-2013.-№»4.
Трушина, Ю.Х. Социальная педагогика: курс лекций. – Н.Новгород: НГПУ, 2009, 109с.
Ханбекова. А.Э. социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (9), с. 130









2


3


1. Арифулина, Р.У., Наумов С.В., Трушина Ю.Х. Девиантное поведение детей и молодежи: анализ проблемы, основы профилактической деятельности. – Н.Новгород: НГПУ, 2012.
2. Беженцев А.А. Проблемы предупреждения беспризорности , бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних // Беженцев А.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010
3. Беляев В.С. Отношению к проблеме бездомных детей /В.С. Беляев // Новости и аналитика. - 2016. - № 109. - С. 3-4.
4. Беспризорность в России: информационно-биографическое пособие / сост. Н.В. Малютина. - Батайск: МУК ЦБС, 2010. - 22 с
5. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. С. 438.
6. Валуйсков Н.В. Некоторые уголовно-правовые проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних /Н.В. Валуйсков // Российское общество и государство. Сборник статей, М., МФЮА, 2015. -С.122- 125
7. Валуйсков Н.В. Некоторые уголовно-правовые проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних /Н.В. Валуйсков // Российское общество и государство. Сборник статей, М., МФЮА, 2015. -С.122- 125.
8. Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: рекомендовано Министерством образования РФ. – М.: КноРус, 2010 – 230с.
9. Возмилкина Е.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: правовой аспект // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 108-112.
10. Гоголева А. В. Социально-психологическая характеристика побега, бегства, ухода ребенка из дома // Мир психологии. – 2013. – № 4. – С. 218-229.
11. Демидова, Е.В. Беспризорность и безнадзорность в Российской Федерации / Е.В. Демидова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.-2013.-№5.
12. Ершова И.Н. "Вопросы ювенальной юстиции", 2016, N4 / Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской. URL: (дата обращения 06.10.2018)
13. Искрин, Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме / Н.С. Искрин // Интернет-журнал «Науковедение».-2014.-Вып. 4.
14. Камалдинова Э.Ш. Безнадзорность и беспризорность // Знание. Понимание. Умение, 2004.№1. С. 133-134.
15. Кириллова Л.С. Профилактика безнадзорности у подростков. /Л.С. Кирилова. - Ставпрополь., 2014. - 302 с.
16. Климов, И. А. Агентурный метод защиты интересов личности, общества, государства и борьбы с преступностью / И.А. Климов, Г.К. Синилов, Л.Л. Тузов. - Калининград: КЮИ МВД РФ, 2012. - 281 с.
17. Кочеров С. Беспримерная беспризорность. // Новая Газета. 2007. № 11. С.43
18. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов. – СПб: Питер, 2009.
19. Кудрязцев В.Н. Личность преступника в криминологии. - М.: ТКВелби, 2010. - 190 с.
20. Лелеков В.А. Преступления несовершеннолетних против личности // Р оссийский следователь. - 2013. - № 12. - С. 36-38.
21. Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике.-М.: ВЛАДОС, 2010. – 235с.
22. Менделевич Д.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2015. – 445с.
23. Миньковский Г. М . Криминология. - М.: Приор, 2014. - 622 с.
24. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2009.
25. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2009.
26. Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2011. №6.С. 59.
27. Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. // Аналитический вестник. 2002. № 20. С. 176.
28. Потепалов Д.В. Попечение о беспризорных и безнадзорных детях в период правления Екатерины II // «Вестник Томского государственного университета». Общенаучный периодический журнал. 2011, № 343. 216 с. С. 191-194
29. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие под редакцией профессора А. О. Прохорова. 2-ое изд., – СПб: Речь, 2016. – 480с.
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р г. Москва
31. Романов Б.А. Дети и нравы Древней Руси. М.-Л., 1966. С.180-185
32. Рудов А. Беспризорная Россия // Индекс, 2002, № 17.С.118
33. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО по образованию в области социальной работы / Под ред. Н.Ф. Басова.- 3-е изд.- М.: Дашков и К, 2010.- 326 с.
34. Товмасян, Р.В. Тенденции развития российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Р.В. Товмасян // Вестник Омского университета. Серия «Право».-2013.-№»4.
35. Трушина, Ю.Х. Социальная педагогика: курс лекций. – Н.Новгород: НГПУ, 2009, 109с.
36. Ханбекова. А.Э. социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (9), с. 130

Вопрос-ответ:

Что такое бродяжничество и беспризорность детей?

Бродяжничество и беспризорность детей - это социально педагогическая проблема, которая заключается в том, что некоторые дети не имеют постоянного места жительства или опеки взрослых и вынуждены самостоятельно справляться с трудностями жизни на улицах.

Какие термины используются для описания проблемы бродяжничества и беспризорности детей?

В литературе по этой теме используются такие термины, как "бродяжничество", "беспризорность", "уличная детство", "детский бездомность", "дети на улицах". Эти термины часто используются взаимозаменяемо для описания ситуации, когда дети находятся без постоянного присмотра взрослых и вынуждены самостоятельно обеспечивать себя на улицах.

Как бродяжничество и беспризорность детей влияют на общество?

Бродяжничество и беспризорность детей имеют отрицательное влияние на общество. Во-первых, это угрожает безопасности и здоровью детей самих, так как они становятся более уязвимыми для различных опасностей на улицах. Во-вторых, это создает проблемы для общества, так как бродяжничество детей может вести к увеличению числа преступлений и социальных конфликтов.

Какие модели социально педагогической деятельности могут быть применены для профилактики бродяжничества детей?

Для профилактики бродяжничества детей могут быть применены различные модели социально педагогической деятельности. Некоторые из них включают работу с семьями детей, помощь в организации образования и занятости детей, создание безопасных и поддерживающих сред для детей на улицах, сотрудничество с правоохранительными органами и другими социальными службами.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

В первой главе статьи были рассмотрены терминология проблемы бродяжничества и беспризорности детей, а также ее социально педагогические аспекты. Были выявлены основные характеристики проблемы и ее влияние на общество. Выводы по первой главе позволяют лучше понять сущность проблемы и определить возможные пути ее решения.

Что такое бродяжничество и беспризорность детей?

Бродяжничество - это состояние, когда ребенок лишен постоянного места жительства и бродяжничает без определенной цели. Беспризорность детей - это отсутствие опеки и попечения над ребенком со стороны родителей или законных опекунов.

Почему бродяжничество и беспризорность детей являются социально педагогической проблемой?

Бродяжничество и беспризорность детей являются проблемой, так как они влекут за собой множество негативных последствий как для детей, так и для общества в целом. Эти явления могут привести к социальной дезадаптации, преступности, а также негативно сказываться на развитии личности ребенка.

Какие термины используются для описания проблемы бродяжничества и беспризорности детей?

Для описания проблемы бродяжничества и беспризорности детей используются термины: бродяги, бездомные дети, уличные дети, дети-сироты, брошенные дети и т.д.

Какие аспекты теоретической подготовки реализуются в работе с бродяжничеством и беспризорностью детей?

В работе с бродяжничеством и беспризорностью детей реализуются следующие аспекты теоретической подготовки: изучение причин и условий возникновения данных проблем, разработка моделей социально педагогической деятельности, определение особенностей профилактики данной проблемы и т.д.

Какие модели социально педагогической деятельности применяются для профилактики бродяжничества детей?

Для профилактики бродяжничества детей применяются различные модели социально педагогической деятельности, такие как: социально-педагогическое сопровождение, формирование семейных ценностей, психологическая поддержка, социальное включение и др.