Эволюция барочного надгробия на примере римских надгробий Дж.Л. Бернини
Заказать уникальный доклад- 10 10 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 04.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Ритуальная архитектура XVIII века – как в Европе, так и в России – создавалась под влиянием традиций античности. Именно в это время оформление захоронений идеализируется, носят отпечаток античности и стилистического своеобразия барокко, а концу столетия – и классицизма.
Надгробие — это возможность физического увековечивания умершего, который захоронен в данном месте. Само понятие «надгробие» пришло к нам от французского среднего класса, который за неимением больших денег не мог на могилах устанавливал статуи, постаменты или целые часовни.
Надгробие выделяет место захоронения в окружающей среде (при-родной или архитектурной), символизирует погребённого и часто несёт зна-ки его идентификации – от социального статуса, имени до портретных черт. Надгробие может являться произведением скульптуры или архитектуры ма-лых форм.
И фигура молящегося папы, и фигура смерти с часами, по сути дела, представляют собой различные варианты воплощения ключевой аллегории барочного некрополя - memento mori. О её особом значении для папы Александра VII мы можем судить по тому, что уже в первые дни после его избрания на папский престол он заказал Бернини для своих покоев собственный гроб и мраморный череп, призванные служить ему напоминанием о краткости жизни, а через несколько месяцев – и надгробный памятник, аллегорическая программа которого обсуждалась со скульптором. Сам выбор четырёх добродетелей не является случайным: он отсылает к фрагменту текста 84-го Псалма («Милость и истина светятся, правда и мир облобызаются»), который был выбит на медали, посвящённой вступлению Александра VII на папский престол (на надгробии аллегория Мира заменена аллегорией Благоразумия). Глубокая набожность, выраженная в молитвенной позе папы, и связанные с ней добродетели позволяют понтифику спокойно встретить Смерть, угрожающе-предостерегающий жест которой обращён не только к нему, но и к любому «прохожему».Именно аллегория смерти является тем элементом, вокруг которого выстраивается весь образный ряд барочных надгробий вплоть до середины XVIII века, начиная от выдающихся произведений скульптуры и кончая рядовыми памятниками. Пластическая экспрессия и «осязаемость» Смерти с её неизменными атрибутами присущи и надгробию в Кафедральном соборе Трира, и памятнику супругам Найтингейл работы Рубийака в Вестминстерском аббатстве, и целому ряду надгробий, относящихся уже к периоду раннего классицизма. Аллегория смерти на барочном надгробии в Кафедральном соборе г. Трир (Германия). Фото А.ЧекмарёваНадгробие сэра Джозефа и леди Элизабет Найтингейл в Вестминстерском аббатстве в Лондоне (скульптор Луи Франсуа Рубийяк, 1758 – 1761): супруг пытается защитить жену от Смерти, вылезающей из склепа и вооружённой копьём.Таким образом, Каким бы ни было представление о смерти на разных этапах развития европейской культуры, она всегда остаётся «безвременной» и в этом смысле непредставимой. Осознание факта смерти и его включение в систему культурной памяти лежит на путях идеализации, формы и содержание которой зависят от эпохи, особенностей культуры и целого ряда индивидуальных факторов, а наиболее выдающиеся произведения мемориальной скульптуры XVII – первой половины XVIII вв. (прежде всего – работы Бернини и его последователей) представляют собой многофигурные аллегорические композиции, отличающиеся повышенной экспрессией и динамизмом, несущие интерес и для сегодняшних зрителей.Список литературыДасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами / Ф. Дасса; пер. с фр. Е. Мурашкинцева. - М.: АСТ, 2004. - 160 с.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М. Высш. шк., 2000. - 368 с.История искусства всех времен и народов / К. Верман. ООО Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ». Москва, 2001.Каган М.С. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / М.С. Каган, Л.М. Мосолова, П.С. Соболев; Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001. – 288 с.
Список литературы
1. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами / Ф. Дасса; пер. с фр. Е. Мурашкинцева. - М.: АСТ, 2004. - 160 с.
2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М. Высш. шк., 2000. - 368 с.
3. История искусства всех времен и народов / К. Верман. ООО Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ». Москва, 2001.
4. Каган М.С. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / М.С. Каган, Л.М. Мосолова, П.С. Соболев; Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001. – 288 с.
Вопрос-ответ:
Какие традиции влияли на создание римских надгробий Дж Л Бернини?
Ритуальная архитектура XVIII века была создана под влиянием традиций античности. Оформление захоронений идеализировалось, отражая стиль барокко и классицизма.
Какие особенности имели барочные римские надгробия Дж Л Бернини?
Барочные римские надгробия, созданные Дж Л Бернини, отражали своеобразие стилистики барокко. Они были идеализированными и вобрали в себя элементы античности.
Какое значение имело надгробие для умершего в XVIII веке?
Надгробие в XVIII веке давало возможность увековечить умершего и физически сохранить его память. Оно являлось символическим представлением его жизни и достижений.
Какие стилевые черты характерны для римских надгробий Дж Л Бернини в конце XVIII века?
В конце XVIII века римские надгробия Дж Л Бернини уже отражали и стилистику классицизма. Они сочетали элементы античности с эстетикой барокко и классицизма.
Какое влияние античность оказывала на оформление римских надгробий Дж Л Бернини?
Античность оказывала существенное влияние на оформление римских надгробий Дж Л Бернини. Они отражали идеалы античной культуры и использовали стилистические приемы античного искусства.
Что такое барочное надгробие? Какие особенности у него есть?
Барочное надгробие - это вид ритуальной архитектуры, созданный в XVIII веке под влиянием традиций античности. У него есть несколько особенностей. Во-первых, оформление надгробий идеализируется, то есть они изображают умерших в совершенной форме. Во-вторых, они отражают стилистическое своеобразие барокко и классицизма. В конце столетия надгробия становятся более классическими.
Какое значение имеет надгробие для умершего?
Надгробие имеет большое значение для умершего, так как оно является возможностью физического увековечивания его. Это место, где его память будет сохраняться и где близкие и потомки смогут приходить почтить его память. Надгробие также служит памятником истории и культуры, и в некоторых случаях становится частью архитектурного наследия.
Какие идеи и мотивы представлены на римских надгробиях Дж Л Бернини?
На римских надгробиях Дж Л Бернини представлены различные идеи и мотивы. Один из них - это идеализация умерших, то есть изображение их в совершенной форме. Бернини также использует мотивы античности, например, изображения богов и героев. Еще одна идея, которую передает Бернини, - это идея бессмертия души и продолжения жизни после смерти.