История храмового строительства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.11.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности развития русской культуры 6
Глава 2. Развитие храмового строительства 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Храм, в котором венчался с Натальей Нарышкиной царь Алексей Михайлович, декорировался особенно тщательно. Для него были написаны два образа прежде неизвестной для Руси иконографии – «Отче наш» и «Верую», созданные изографами мастерской Оружейной палаты в 1668-1669 гг. Икона «Верую» относится к школе Симона Ушакова; некоторые ее клейма были исполнены Гурием Никитиным. Н. П. Кондаков рассматривает возникновение иконографии «Верую» в контексте распространения «мистико-дидактических тем». По его замечанию, оно было характерно, в том числе, для западноевропейского искусства после XV в. В XVII в. в ходе поновления Благовещенского собора на западной стене исполняется новая роспись, также включающая композицию «Символ веры». Н. В. Квливидзе, указывая на оригинальность ее решения, отмечает, не настаивая на преемственности, пересечение некоторых образов с гравюрами издания Курта Динкмута, изданными в Ульме в 1485 г.Ещё одна монументальная роспись XVII в., содержащая Символ веры, – это роспись Введенского собора Толгского монастыря в Ярославле. В исследовании Е. Л. Шумилиной демонстрируется связь общей программы росписи храма и отдельных сюжетов с новыми образцами в русском искусстве – гравюрами «Лицевой Библии» нидерландского издателя НикласаПискатора, в соответствии с которыми также были написаны вероучительные росписи этого храма – «Отче наш» и «Символ веры».XVIII столетие было временем петровских реформ. Зародившийся в 30-е гг. XVIII в. классицизм, достиг расцвета в первой половине XIX в. – «александровский» классицизм, русский ампир; в конце XIX-начале XX вв. проявился в русском неоклассицизме и модерне. Зарождение классицизма в России связано с освоением традиций культуры античности, Возрождения, итальянских, французских и английских идей. В архитектуре первой трети XIX в. решаются масштабные градостроительные задачи, оформляется планировка площадей Петербурга (Сенатской и Дворцовой), отстраиваются ведущие ансамбли города. Если прежде, значительная доля построек приходилась на церкви и храмы, то теперь основное внимание уделяется светским сооружениям.В Москве активно идет реконструкция и строительство после пожара 1812 г. Крупнейшими архитекторами этого периода были А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. И. Росси. Со второй половины века в архитектуре формируется историзм, который прошел через увлечение готикой, русским стилем, барокко и рококо. ЗаключениеВ данной работе была прослежена история храмового строительства.В первом параграфе был дан обзор особенностей развития русской культуры, которые обусловили специфику появления и дальнейшей истории храмового строительства и его значения для всей русской национальной культуры.Для развития русской культуры характерна резкая смена историко-культурных парадигм, которые могут исторически накладываться друг на друга.Первоначальное становление русской культуры происходило на фоне столкновения патриархального и феодального укладов. Во многом формирование характерных культурных черт тех или иных русских земель было обусловлено влиянием их геополитического положения. Наиболее сильное влияние в домонгольскую эпоху оказывали византийские традиции.К середине XVI в. произошло окончательно формирование русской народности. На этот век пришелся ряд достижений русской культуры: появление шатрового стиля в архитектуре, дальнейшее формирование национального фольклора, начало книгопечатания. До середины XVII в. русская культура развивалась в рамках христианской духовности, подпитываемая идеей своей исключительной ролью в истории. XVII в. наметил грядущий раскол, когда появились тенденции к «обмирщению» русской культуры. XVIII в., путем петровских реформ превратил эти тенденции в новый путь развития русской культуры.XIХ в. вместил в себя расцвет традиции классицизма в первой трети века, которая, начиная с середины века, сменилась стремлением к реализму и завершилась модерном конца XIX в.Во второй главе была рассмотрена история строительства храмов, а также выделены основные архитектурные формы, характерные для того или иного времени.С появлением христианства начинается строительство храмов. Самым известным храмом Киевской Руси является церковь Святой Софии. Русская культура Средних веков наиболее ярко выразила себя в архитектуре. Под влиянием христианства на Руси получает распространение крестово-купольная форма храма – прямоугольный в плане, с четырьмя (или более) столбами, его интерьер делится на продольные нефы.В архитектуре второй половины XI в. под влиянием церкви в художественном облике храма усиливаются тенденции к аскетизму. Наибольшее распространение теперь получает одноглавый трехнефныйшестистолпный храм.В XII-начале XIII в. складываются региональные художественные школы, сформировавшие собственные узнаваемые стили. Так, Чернигов долго следовал киевским традициям. Зодчие Галича возводили храмы и четырех- , и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане – ротонды. Галицко-волынская архитектура подпала под влияние западной раннеготической архитектуры, о чем свидетельствуют круглые церкви-ротонды. Новгородская и Псковская земли испытали на себе различные художественные влияния. Начиная с XII в. в новгородской храмовой архитектуре преобладает небольшая кубической формы одноглавая церковь с одной или тремя апсидами, из которых две боковые понижены.В Пскове получает распространение тип крестово-купольного храма с резко пониженными боковыми апсидами, с массивным тяжелым куполом, укрепленном на широком барабане. Классический тип новгородского храма формируется во второй половине XIV в. Типичный псковский храм – небольших размеров, окруженный крыльцом, папертью и короткими столбами. Раннемосковское зодчество было основано на одноглавом четырехстолпном храме башнеобразной конструкции. В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Новый стиль храмовой архитектуры сложился к середине XVII в. и был противоположен архитектуре XVI в. Для него были характерны затейливость и асимметрия конструкции, фасады церквей становятся полихромными. Список использованной литературыГуцевич А. Е. Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма (конец XVIII–начало XIX вв.) / А.Е. Гуцевич // Вестник славянских культур. – 2008. – № 3-4. – С. 188-195.Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве / С.В. Иванова// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. - № 2. – С. 64-74.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля / Н.В. Квилидзе // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. – Москва : Арт-Волхонка, 2011. – С. 134-149.Кондаков Н. П. Русская икона : в 4 т., т. 4. / Н.П. Кондаков – Москва : Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2004. – 404 с.Кручинин С. В. Историческая судьба России: возвращение к истокам православия / С.В. Кручинин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 6. – С. 290-294.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – Москва : Художественная литература, 1997. – 376 с.Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. – № 1. – С. 1-18.Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург :Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.Шумилина Е. Л. Свято-Введенский Толгский монастырь. Библейские циклы нидерландских художников в росписи Введенского собора 1690-х годов / Е.Л. Шумилина – Москва. : А2-А4, 2010. – 336 с.

Список использованной литературы
1. Гуцевич А. Е. Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма (конец XVIII–начало XIX вв.) / А.Е. Гуцевич // Вестник славянских культур. – 2008. – № 3-4. – С. 188-195.
2. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве / С.В. Иванова// Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. - № 2. – С. 64-74.
3. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.
4. Квливидзе Н. В. «Символ веры» в росписи Архангельского собора Московского Кремля / Н.В. Квилидзе // Московский Кремль XV столетия. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. – Москва : Арт-Волхонка, 2011. – С. 134-149.
5. Кондаков Н. П. Русская икона : в 4 т., т. 4. / Н.П. Кондаков – Москва : Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2004. – 404 с.
6. Кручинин С. В. Историческая судьба России: возвращение к истокам православия / С.В. Кручинин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 6. – С. 290-294.
7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – Москва : Художественная литература, 1997. – 376 с.
8. Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.
9. Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. – № 1. – С. 1-18.
10. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург : Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.
11. Шумилина Е. Л. Свято-Введенский Толгский монастырь. Библейские циклы нидерландских художников в росписи Введенского собора 1690-х годов / Е.Л. Шумилина – Москва. : А2-А4, 2010. – 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития русской культуры отражены в статье?

В статье отражены особенности развития русской культуры, связанные с храмовым строительством. Описаны иконография и декорирование храмов, а также упомянуты мастера, создавшие иконы.

Какие иконы были созданы для храма, в котором венчался царь Алексей Михайлович?

Для храма, в котором венчался царь Алексей Михайлович, были созданы две иконы - "Отче наш" и "Верую". Эти иконы были написаны изографами мастерской Оружейной палаты в 1668-1669 годах. Икона "Верую" относится к школе Симона Ушакова.

Какие мастера создали иконы для храма царя Алексея Михайловича?

Иконы для храма, в котором венчался царь Алексей Михайлович, были созданы мастерами изографами мастерской Оружейной палаты. Некоторые клейма на иконе "Верую" были исполнены мастером по имени Гурий Ника. Эти мастера проявили особенную тщательность при декорировании храма.

Какие новые иконографические образы появились благодаря храму царя Алексея Михайловича?

Благодаря храму царя Алексея Михайловича появились два новых иконографических образа, которые ранее были неизвестны для Руси. Это образы "Отче наш" и "Верую". Иконографы из мастерской Оружейной палаты создали эти образы в 1668-1669 годах.

Какие работы были выполнены по декорированию храма царя Алексея Михайловича?

Храм, в котором венчался царь Алексей Михайлович, был декорирован особенно тщательно. Для этого были написаны две иконы, а также использовались клейма, исполненные мастером по имени Гурий Ника. Образы икон были созданы изографами мастерской Оружейной палаты в 1668-1669 годах.

Какие особенности развития русской культуры были описаны в третьей главе статьи?

В третьей главе статьи были описаны особенности развития русской культуры, связанные с храмовым строительством. Одной из особенностей было усиление роли православной церкви в обществе и пропаганда христианской веры в России. Это привело к активному строительству и декорированию храмов, а также к развитию иконописи и других видов художественного творчества. Было отмечено, что храмы стали средоточием культурной жизни населения, местом проведения различных обрядов и религиозных церемоний.

Какое значение имели иконы "Отче наш" и "Верую" для царя Алексея Михайловича?

Иконы "Отче наш" и "Верую" имели особое значение для царя Алексея Михайловича. Они были созданы специально для храма, в котором царь венчался со своей женой Натальей Нарышкиной. Икона "Отче наш" относилась к школе Симона Ушакова, а икона "Верую" была выполнена мастерами Оружейной палаты. Эти иконы символизировали веру царской семьи и могли иметь особое значение для царя и его окружения.

Какие клейма были исполнены на иконе "Верую"?

На иконе "Верую" были исполнены некоторые клейма, относящиеся к мастерам, создавшим икону. Не указано, какие именно клейма были использованы на данной иконе.

Какая школа иконописи относится икона "Верую"?

Икона "Верую" относится к школе мастера Симона Ушакова. Симон Ушаков был одним из известных русских иконописцев XVII века, который внес значительный вклад в развитие иконописи и стал основателем своей собственной мастерской. Его стиль характеризовался высоким мастерством и использованием сдержанного цветового решения.

Кто создал иконы "Отче наш" и "Верую"?

Иконы "Отче наш" и "Верую" были созданы мастерами мастерской Оружейной палаты в 1668-1669 годах. Не указано, какие именно мастера осуществили создание этих икон.

Какие особенности развития русской культуры влияли на храмовое строительство?

Одной из особенностей развития русской культуры, влияющей на храмовое строительство, было принятие христианства в Руси. Это стало культурным и религиозным фундаментом для создания и развития храмов и храмовых комплексов. Русская культура также проникнута иконописью, которая играла важную роль в декорации храмов.