Самодеятельный театр как средство социализации младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 10.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации младших школьников 6
1.1 Понятие, особенности и технологии социализации 6
1.2 Социально-педагогический потенциал самодеятельного театра и его роль в социализации младших школьников 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра 21
2.1. Диагностика социализации младших школьников 21
2.2. Проект социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра на БАЗЕ 23
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Список литературы 34
Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.Психо-физический тренинг, введённый в систему занятий С.В. Клубковым, помогает не только понять суть актёрского мастерства (перевоплощение, сценическое переживание и т.д.), но и освободиться от собственных комплексов, проблем в общении.Все вышеперечисленные методики обучения адаптированы авторами программы для детей младшего школьного возраста.Цель и задачи программыЦелью программы является социализация и личностный рост каждого ребенка, постижение основ театральной деятельности с помощью психо-физического тренинга, этюдной работы и в итоге, театральной постановки, показанной на зрителя.Задачи программы:Развивающие:• развитие у обучающихся ассоциативного и образного мышления, наблюдательности, памяти и внимания,• развитие речи обучающихся, расширение словарного запаса,• развитие коммуникабельности, умения взаимодействовать в коллективе;• развитие у обучающихся творческих способностей, способности к перевоплощению• развитие координации и пространственной ориентацииОбучающие:• расширение кругозора детей через знакомство с лучшими произведениями литературы и искусства;• изучение простейшей театральной теории, умения применять её на практике;• формирование у обучающихся умения работать над образом, с помощью навыка перевоплощения, владения своим телом и голосом;• формирование начального навыка работы на сцене: умение верно выстраивать композицию, взаимодействовать с партнёром.Воспитательные:• знакомство с основами здорового образа жизни;• воспитание у обучающихся сценической культуры и эстетического вкуса;• воспитание у обучающихся внимательного товарищеского отношения к партнеру, формирование навыков взаимодействия в коллективе, работы в команде;• воспитание любви к искусству, в том числе к литературе и театральному искусствуВозраст детей: 6-9 летСроки реализации программы - 1 годИгровая методика является основополагающей формой занятий в группе.Занятия группы проводятся 2 раза в неделю. Занятие группы длятся 1,5 учебных часа (1 уч. час равен 45 минутам), полчаса уделяется на проветривание кабинета. Количество детей в группе 1-го года обучения - 10-15 человек.Ожидаемые результаты и способы их проверкиПоскольку ознакомительная программа предполагает постижение воспитанниками театрального искусства через игру и этюд, а лишь затем через репетиционный процесс, то и ожидаемые результаты связаны в первую очередь, с личностным ростом детей.Таким образом, в конце учебного года ребенок должен:• Уметь перевоплощаться в любые предметы и наделять их характером;• Уметь четко выполнять задания педагога;• Не бояться сцены, уметь правильно вести себя на ней;• Научиться работать в коллективе. Должны быть сформированы:• Начальные навыки внимания ("поймать «хлопочек», повторить движения ведущего);• Навыки воображения и пластики (этюды на перевоплощение в любые формы жизни).• Дети должны уметь разыгрывать коллективные этюды по заданию педагога.У обучающихся должны быть воспитаны• основы здорового образа жизни;• основы культуры речи;• любовь к искусству, в том числе к театральному жанру искусства;• толерантность, внимательное отношение к партнёру, доброжелательность.• умение работать в команде, слушать своего партнёраФорма подведения итогов - открытые уроки и показательное выступления.1. Вводное занятиеТеоретическая часть: правила техники безопасности и проведения во время занятий и выездов, знакомство с обучающимися, содержание программы.Практическая часть: физическая разминка, игра «Баранья голова»,2. Сценическая речьТеоретическая часть: правильная техника дыхания и артикуляцииПрактическая часть: дыхательные упражнения («нюхаем цветок», «книжки», «бутон», «запах гари», «наклоны», «надуваем шарик»), артикуляционная гимнастика («вкус варенья», «цоканья», «уколы в щёки», «холодная каша», «мишка в домике живёт»), работа с гласными и согласны ми звуками, со скороговорками3. Развитие координации движений, пластика.Теоретическая часть: техника безопасности на занятияхПрактическая часть: упражнения «Мельница», «Снежки», «Любимые животные», «Шаги», игры «Кладоискатель», «Море волнуется раз», тренинг «Походки»4. Развитие воображения.Теоретическая часть: Волшебное «если бы»Практическая часть: упражнения «музыка рук», «построение картин», «скульптор-глина», тренинг «Эволюция»5. Развитие внимания.Теоретическая часть: Как концентрировать вниманиеПрактическая часть: упражнения «хлопочки», «заполнение пространства», «ниточка», «зеркало», «сыщик», игра «стрелок», «найди булавку»6. Взаимодействие.Теоретическая часть: Взаимодействие актёров на сценеПрактическая часть: упражнения «монетки», «две стены», «ведомый-ведущий», тренинг «завяжи глаза»7. Подготовка к показательным выступлениямТеоретическая часть: правила взаимодействия с партнёром и зрительным залом во время репетиций и показательных выступлений.Практическая часть: репетиции, показательные выступления, участие в конкурсах и фестивалях.8. Итоговое занятиеПрактическая часть: открытый урок, показательное выступлениеМетодическое обеспечение занятий.Все темы учебно-тематического плана обеспечены методическими и дидактическим и материалами. На занятиях используются различные материалы, такие как иллюстрации, карточки со скороговорками и таблицей гласных звуков для занятий сценической речью, методические материалы по сценическому движении и сценическому бою.Материально-техническое обеспечение программы.Для реализации программы «Социальный театр» необходимо обеспечить следующие условия:- большое хорошо проветриваемое помещение (по возможности театральная сцена), с ковровым покрытием;- помещение для хранения костюмов и декораций;- по возможности, необходимое световое оборудование;- музыкальный центр;- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;- элементы костюмов для создания образовВыводы по главе 2Исследование проводилось на базе ………., в нем приняли участие 56 учеников младшей, которые были разделены на 2 группы: 28 человек составили контрольную группу исследования, другие 28 – экспериментальную группу. Все они посещают группу продленного дня на базе исследуемого образовательного учреждения.Результаты по методике для изучения социализации личности учащихся М. И. Рожкова на констатирующем этапе эксперимента показали, что в целом уровень социализированности детей во второй группе выше чем у детей в первой группе. В частности, статистически значимыми являются различия по трем показателям социализированности: социальной адаптированности, социальной активности и нравственности личности детей. 19 детей во второй группе (79% опрошенных) демонстрируют высокий уровень развития социальных качеств. Среди детей первой группы с высоким уровнем таких детей 10 (35% опрошенных), а чуть больше – 16 детей (65%) демонстрируют средний уровень развития социальных качеств. Низкий уровень социализированности личности был выявлен лишь 2 детей (7%) первой группы, а среди детей второй группы не был диагностирован совсем. После проведения формирующего этапа уровень социализированности детей первой группы повысился. 24 ребенка (86% опрошенных) показали высокий уровень развития социальных качеств.Полученные результаты свидетельствует об эффективности реализованных условий социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра, о повышении уровня социализации детей младшего школьного возраста в первой группе. У детей второй группы, где не осуществлялась специальная работа по организации выявленных условий, произошли лишь незначительные изменения.Изменения в динамике социализации в первой группе говорят об эффективности выявленных и реализованных педагогических условий социализации детей младшего школьного возраста в условиях самодеятельного театра.ЗаключениеИтак, нами изучена роль современной досуговой деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста. В ходе исследования был проделан значительный объем работы по изучению теоретической основы процесса социализации.При решении задачи изучения процесса социализации личности и её содержания — функций, уровней, основных этапов, агентов, факторов, механизмов и технологий в первой главе данной работы мы выделили основные закономерности развития школьников младшего возраста. В соответствии с этим нами обнаружены недостатки в воспитании — относительно малое количество времени ежедневного контакта родителей с ребёнком, разрешение проводить время за компьютером рекомендованного, невладение приёмами правильного воспитания. К наиболее частым проблемам, с которыми сталкиваются родители, можно отнести: чрезмерное увлечение школьником младшего возраста компьютерными играми, слабая обратная связь во время контакта, частые семейные конфликты, недоверие ребёнка и нежелание общаться с родителями.Результаты по методике для изучения социализации личности учащихся на констатирующем этапе эксперимента показали, что в целом уровень социализированности детей во второй группе выше чем у детей в первой группе. В частности, статистически значимыми являются различия по трем показателям социализированности: социальной адаптированности, социальной активности и нравственности личности детей. 19 детей во второй группе (79% опрошенных) демонстрируют высокий уровень развития социальных качеств. Среди детей первой группы с высоким уровнем таких детей 10 (35% опрошенных), а чуть больше – 16 детей (65%) демонстрируют средний уровень развития социальных качеств. Низкий уровень социализированностиличности был выявлен лишь 2 детей (7%) первой группы, а среди детей второй группы не был диагностирован совсем. После проведения формирующего этапа уровень социализированности детей первой группы повысился. 24 ребенка (86% опрошенных) показали высокий уровень развития социальных качеств.Полученные результаты свидетельствует об эффективности реализованных условий социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра, о повышении уровня социализации детей младшего школьного возраста в первой группе. У детей второй группы, где не осуществлялась специальная работа по организации выявленных условий, произошли лишь незначительные изменения.Изменения в динамике социализации в первой группе говорят об эффективности выявленных и реализованных педагогических условий социализации детей младшего школьного возраста в условиях самодеятельного театра.Список литературыАверьянов, А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков / А. И. Аверьянов. – Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Москва, 1994. – 27 с.Александрова, Е. В. Технология театральной педагогики как средство формирования и развития психологических и личностных качеств ребѐнка [Электронный ресурс] / Е. В. Александрова. – Режим доступа: http://aulena.ucoz.ru/.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: монография / под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 2015. – 247 с. Большой психологический словарь: психологический словарь / М: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС. – сост. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. – 2014. – 112 с. Выготский, Л. С. Психология развития ребѐнка / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл: Эксмо, 2013. – 512 с.Гребенкин, А. В. Парадокс театральной правды / А. В. Грекин // Искусство и образование – 2015. – № 1 (33). – С.116–127.Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях: учебник / И. Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 2014. – 91 с. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: учебное пособие / М. Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 132 с. Ковалева, А. И. Социализация. / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – 34 с. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2015.Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю.В. Колчеев, Н. М. Колчеева // Воспитание школьников. Библиотека журнала. – Москва: Школьная пресса, 2013. – Вып. 30. – 96 с.Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: учебное пособие / Т. С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 28 с.Кон, И. С. Детство как социальный феномен / И. С. Кон // Исследования социальной политики. – 2004. – № 2. – 104 с. Леонтьев, А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста: монография / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: учебник для вузов / А. Н. Леонтьев. – М: Просвещение, 2013. – 116 с. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина: учебное пособие / под общ. ред. В. Н. Столетова. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 76 с. Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. Нам весело. – М.: Академия, 2013. – 102 с.Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания: учебник / А. В. Петровский. – М.: Знание, 2015. – 221 с. Петровский, А. В. Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский / под. общ. ред. М. Г. Ярошевского. – М: Академия, 2012. – 157 с. Реан, А. А. Социализация личности: Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб: Академия, 2015. – 224 с. Сорокин, П. А. Социальная мобильность: учебное пособие для вузов / П. А. Сорокин. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – СПб.: Питер, 2014. – 113 с. Теоретические основы социокультурной адаптации в младшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.solidpsyholog.ru.Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 157 с.Яворский, Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б. Л. Яворский / ред. сост. И. С. Рабинович. – М: Просвещение, 2017. – 670 с.
1. Аверьянов, А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков / А. И. Аверьянов. – Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Москва, 1994. – 27 с.
2. Александрова, Е. В. Технология театральной педагогики как средство формирования и развития психологических и личностных качеств ребѐнка [Электронный ресурс] / Е. В. Александрова. – Режим доступа: http://aulena.ucoz.ru/.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: монография / под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 2015. – 247 с.
4. Большой психологический словарь: психологический словарь / М: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС. – сост. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. – 2014. – 112 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребѐнка / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл: Эксмо, 2013. – 512 с.
6. Гребенкин, А. В. Парадокс театральной правды / А. В. Грекин // Искусство и образование – 2015. – № 1 (33). – С.116–127.
7. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях: учебник / И. Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 2014. – 91 с.
8. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: учебное пособие / М. Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 132 с.
9. Ковалева, А. И. Социализация. / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – 34 с.
10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2015.
11. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю.В. Колчеев, Н. М. Колчеева // Воспитание школьников. Библиотека журнала. – Москва: Школьная пресса, 2013. – Вып. 30. – 96 с.
12. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: учебное пособие / Т. С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 28 с.
13. Кон, И. С. Детство как социальный феномен / И. С. Кон // Исследования социальной политики. – 2004. – № 2. – 104 с.
14. Леонтьев, А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста: монография / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
15. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: учебник для вузов / А. Н. Леонтьев. – М: Просвещение, 2013. – 116 с.
16. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина: учебное пособие / под общ. ред. В. Н. Столетова. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 76 с.
18. Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. Нам весело. – М.: Академия, 2013. – 102 с.
19. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания: учебник / А. В. Петровский. – М.: Знание, 2015. – 221 с.
20. Петровский, А. В. Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский / под. общ. ред. М. Г. Ярошевского. – М: Академия, 2012. – 157 с.
21. Реан, А. А. Социализация личности: Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб: Академия, 2015. – 224 с.
22. Сорокин, П. А. Социальная мобильность: учебное пособие для вузов / П. А. Сорокин. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с.
23. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – СПб.: Питер, 2014. – 113 с.
24. Теоретические основы социокультурной адаптации в младшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.solidpsyholog.ru.
25. Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 157 с.
26. Яворский, Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка / Б. Л. Яворский / ред. сост. И. С. Рабинович. – М: Просвещение, 2017. – 670 с.
Вопрос-ответ:
Что такое самодеятельный театр?
Самодеятельный театр - это форма театральной деятельности, которая осуществляется без профессиональной поддержки и создается любителями, обычными людьми, не имеющими профессионального образования в сфере театра.
Какие особенности и технологии социализации младших школьников используются в самодеятельном театре?
В самодеятельном театре используются различные методы и приемы для социализации младших школьников. Одной из основных особенностей является коллективная работа, включая совместное создание спектаклей, обсуждение ролей и сценария. Также важным аспектом является участие в различных театральных мероприятиях и выступлениях, которые помогают детям преодолеть стеснительность и развить уверенность в себе.
Какова роль самодеятельного театра в социализации младших школьников?
Самодеятельный театр играет важную роль в социализации младших школьников. Он способствует развитию таких качеств, как эмоциональная отзывчивость, эмпатия, умение работать в команде, адаптивная способность. Также театральная деятельность помогает младшим школьникам освоить навыки общения и выражения своих мыслей и чувств, развивает творческое мышление и воображение.
Как проходило эмпирическое исследование социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра?
В рамках эмпирического исследования была проведена диагностика социализации младших школьников, а также изучены особенности их взаимодействия в процессе театральной деятельности. Для этого использовались различные методы, такие как наблюдение, беседы и анкетирование. Результаты исследования позволили выявить положительное влияние самодеятельного театра на социализацию младших школьников.
Какой смысл имеет самодеятельный театр для социализации младших школьников?
Самодеятельный театр играет важную роль в процессе социализации младших школьников. Он помогает детям развить коммуникативные и творческие навыки, а также учит работать в коллективе и выступать перед публикой. В результате этого, дети становятся более общительными, уверенными в себе и способными адаптироваться в социуме.
Какие особенности и технологии социализации младших школьников используются в самодеятельном театре?
В самодеятельном театре используются различные техники и методы, направленные на социализацию младших школьников. Например, игровая форма работы помогает детям освоить коммуникационные навыки, развить эмоциональный интеллект и учиться работать в коллективе. Также, важную роль играет разбор спектаклей после выступлений, чтобы дети могли осознать свои успехи и ошибки, а также получить обратную связь от педагогов и сверстников.
Каков социально-педагогический потенциал самодеятельного театра в социализации младших школьников?
Самодеятельный театр обладает огромным социально-педагогическим потенциалом в социализации младших школьников. Он позволяет детям развивать себя в различных областях: творческой, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной. Также, участие в театральных постановках помогает детям стать более открытыми, самостоятельными и адаптивными в обществе.
Как проводилось исследование социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра?
Для проведения исследования социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра была использована диагностическая методика. С помощью опросников и наблюдений были проанализированы различные аспекты социализации, такие как коммуникативные навыки, уверенность в себе, способность работать в коллективе и т.д. Исследование позволило выявить положительное влияние участия в самодеятельном театре на социализацию младших школьников.
Каковы особенности социализации младших школьников?
Особенности социализации младших школьников включают развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, формирование социальных ролей, адаптацию к социальным нормам и ценностям, развитие эмоциональной интеллектуальности и саморегуляции.
Каким образом самодеятельный театр может способствовать социализации младших школьников?
Самодеятельный театр предоставляет младшим школьникам возможность развивать коммуникативные навыки, учиться работать в коллективе, осваивать социальные роли, вырабатывать навыки эмоциональной интеллектуальности и саморегуляции. Он также способствует осознанию и принятию социальных норм и ценностей.
Какова роль самодеятельного театра в социализации младших школьников?
Самодеятельный театр играет значительную роль в социализации младших школьников. Он помогает им развивать взаимодействие с другими людьми, учиться слушать и выражать свои мысли и чувства, осваивать социальные навыки и правила поведения. Также, самодеятельный театр помогает младшим школьникам сформировать уверенность в себе, проявить творческий потенциал и научиться решать проблемы.
Какие выводы можно сделать по исследованию социализации младших школьников в условиях самодеятельного театра?
Исследование показало, что самодеятельный театр способствует развитию социальных навыков и умений у младших школьников. Они улучшают коммуникативные навыки, учатся работать в коллективе, развивают эмоциональную интеллектуальность и саморегуляцию. Театр также помогает младшим школьникам лучше понять социальные нормы и ценности, а также способствует их личностному росту и саморазвитию.