использование арт - терапевтических приемов в процессе обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 75 + 75 источников
- Добавлена 28.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 7
1.1. Формирование словарного запаса в онтогенезе 7
1.2. Понятие об общем недоразвитии речи 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 26
1.4. Роль арт-терапевтических приемов для словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 42
Выводы по главе 1 47
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 49
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы 49
2.2. Организация формирующего этапа эксперимента 59
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 64
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Критерии выполнения зданий:Составляет грамматически правильно предложение из трех слов. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а …» и т.д.Критерии оценки: 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 – высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 – средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.При обследовании активного словарного запаса у детей младшего школьного возраста выявляются умения:- активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;- подбирать синимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;- дифференцировать обобщающие понятия.3.Модифицированная схема обследования речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи по Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломахе.Цель: Обследовать активный словарный запас детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.1.Ребенку предлагается назвать конкретные существительные по картинкам на такие темы как «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Птицы», «Звери», «Мебель» и др.2.Педагог просит назвать одним словом группу предметов.3.Исследуется знание существительных, обозначающих части тела, части предметов. Педагог предлагает ребенку назвать части тела, части одежды, части автомобиля.4.Определяется знание ребенком название профессий.5.Исследуется глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Педагог задает вопросы: Что ты делаешь в течение дня? Кто как кричит? Кто как передвигается?6. Исследуется знание названия цветов с 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый и др.; с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый и др. Название формы: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный. Оценка результатов:3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.
2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. – М.: Учпедгиз, 1948. - 336 с.
3. Асанова Г. Р. Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Г. Р. Асанова, Н. В. Лебедева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 135-137.
4. Асатрян С.С. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии / С.С. Асатрян. - – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/
5. Безрукова С.А., Жемайтите Н.Г., Ковалева Л.Ю., Ковальчук Т.В., Чубарова И.Ю. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников/ «Логопед в детском саду» 6(21), 2007, С.40-41
6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
7. Бойкова С. В. Развитие лексико-граматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2006. – №3. – С. 42-48.
8. Вахтеров, В. П. Избраʜʜые педагогичесᴋᴎе сочинения / В.П. Вахтеров. – М.: Педагогика, 2007. – 400 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
10. Волкова Н.Н. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи / Н.Н. Волкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
13. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа.//Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – С. 58-69.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель, 2005. — 351с.
16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
17. Грошева, В.Л. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности., - Изд. Сфера, 2012.- 64 с.
18. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
19. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
20. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
21. Жураковская, Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я.В. Жураковская // Логопед сегодня. – 2012. – №1. – С. 53-58.
22. Егорова, И.В. Особенности изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи / И.В. Егорова // Специальное образование. - СПб.: ЛГУ, 2013. - С. 66-69.
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
24. Жинкин, Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 288 c.
25. Жураковская, Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я.В. Жураковская // Логопед сегодня. – 2012. – №1. – С. 53-58.
26. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: КнигоМир, 2011. - 320с
27. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Захарова. — Новосибирск, 1975. — 24 с.
28. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
29. Золова, Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.
30. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. / Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2005.
31. Использование сказкотерапии в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / Научная работа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: http://www.5rik.ru/
32. Ишимова, О.А. Развитие речемыслительных способностей детей / О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009. – 136 с.
33. Кислякова, Ю.Н. Учусь каждый день: учеб. пособие для детей / Ю.Н. Кислякова, И.К. Боровская, В.В. Мыслюк, И.В. Ковалец. – М.: Владос, 2008. – 150 с.
34. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. – С-Пб.: Издательство: Каро, 2006. – 304 с.
35. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – М.: У-Фактория, 2006. – 300 с.
36. Комарова, Т.Е. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Для воспитателя детского сада / Т.Е. Комарова, - 3-е изд., перераб. И дол. - М.: Просвещение, 1991- 176 с.
37. Коновалова, С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / С.Н. Коновалова // Логопед сегодня. – 2010. – №3. – С. 16-17
38. Киселева М.В. Сказкотерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб: Речь, 2006. – 160с., с. 33-45
39. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
40. Лавреньева, А.И. Этап становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Усвоение ребенком родного (русского) языка / А.И. Лаврентьева// – СПб.: Образование, 1996. – с. 57 – 69.
41. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – С-Пб.: Союз, 2001. – 224с.
42. Лапина Н.М. Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе / Н.М. Лапина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // http://festival.1september.ru/
43. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / М.: Аркти, 2005. – 222с.
44. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
45. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2013. – 248 с.
46. Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: 1984. – С. 79 - 83.
47. Логопедия: Учеб. для пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. –М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
48. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.: ил.
49. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - М.: Просвещение, 1991 – 208 с.
50. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Наука, 1981. – 111 c.
51. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
52. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.
53. Планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР // Логопед. – 2012. – № 5. – С. 39-63.
54. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд./Под общ. ред. В.Н. Дружинина.– СПб.: Питер, 2009.– 656 с: ил.– (Серия «Учебник для вузов»).
55. Психологический словарь /авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Горелова, Л.М.Балабанова; Под общей ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов- на-Дону.: Феникс, 2003. – 640 с.
56. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
57. Сазонова, C.H. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / C.H. Сазонова. – M.: Академия, 2007. – 144 c.
58. Сеничкина, В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР / В.В. Сеничкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 160 с.
59. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000. - 160 с.
60. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. - М. : Классик стиль, 2003. –
61. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Учебное пособие / Ф.А. Сохин. – Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2005. – 224 с.
62. Cтерн, В. Психология раннего детства / В. Cтерн. – Минск.: Харвест, 2011. – 399 с.
63. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. –– М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
64. Тихонова, И.Н. Особенности антонимии и синонимии у старших дошкольников с ОНР III уровня / И.Н. Тихонова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №9. – С. 52-55.
65. Ткаченко, Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет) / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
66. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
67. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П.Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. – 158 c.
68. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
69. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
70. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1994. - 103 с.
71. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, – 240стр.
72. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология / С.Н. Шаховская, Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2011. – 462 с.
73. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2007. - 144 с.
74. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.
75. Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей: пособие для самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.