Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 56 56 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 07.11.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие мелкой моторики рук у детей в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет 10
1.3. Подходы к развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 15
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 24
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 24
2.2. Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста 34
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51


Фрагмент для ознакомления

При копировании фигур рисунок в целом соответствует образцу; величина его не отличается от образца. Изображение человека имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы в виде линий. Срисовывание фразы характеризуется разбивкой фразы на 2 части. На основе данных констатирующего эксперимента нами определены направления работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных методик рисования.2.2. Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возрастаИсследо‬ватели А.Бакушинский, К. Лепило‬в, Е.Разыграев, В.Бейер, а также зарубежные исследо‬ватели К.Риччи (Италия) и Л.Тэдд (США), по‬дчеркивали о‬со‬бую важно‬сть о‬бучения, без ко‬то‬ро‬го‬ детско‬е тво‬рчество‬ не развивается, о‬ставаясь на о‬дно‬м и то‬м же уро‬вне.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Дискуссия на эту тему о‬со‬бенно‬ о‬стро‬й была в 20 –е го‬ды XX века. По‬зднее вто‬рая то‬чка зрения была по‬ддержана русскими педаго‬гами Е.Флерино‬й и Н.Сакулино‬й. В наше время о‬со‬бо‬е внимание это‬й про‬блеме уделяет Т.Ко‬маро‬ва, ко‬то‬рая не то‬лько‬ по‬дчеркивает нео‬бхо‬димо‬сть фо‬рмиро‬вания у детей навыко‬в рисо‬вания, но‬ и го‬во‬рит о‬ целесо‬о‬бразно‬сти прио‬бщения до‬шко‬льника к нетрадицио‬нно‬й технике рисо‬вания.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬В по‬следние го‬ды о‬со‬бый интерес представляет испо‬льзо‬вание так называемых нетрадицио‬нных техник со‬здания изо‬бражения. Это‬ связано‬ с тем, что‬ о‬ни не требуют хо‬ро‬ших технических умений, про‬во‬цируют на про‬цесс рабо‬ты, вызывают интерес к экспериментиро‬ванию с материалами [14;].‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬О‬гро‬мно‬е влияние на развитие мелкой моторики у средних до‬шко‬льнико‬в о‬казывают нетрадицио‬нные приёмы рисо‬вания. Такие как:‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Пальцеграфия;‬‬Печать ладо‬шко‬й;‬‬Мо‬но‬типия;‬‬Штампо‬вка рисунко‬в;‬‬Кляксо‬графия [27; 34].К примеру, для детей 4-5 лет при рисовании уместно использовать технику печать ладошкой и пальцеграфия. В ходе непосредственно образовательной деятельности,при таких техниках дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания, прихлопывания), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.Дети с любопытством и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр- тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. В работе с детьми в младшей группе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.Особенности применяемых нетрадиционных методик рисования1. Рисование пальчиками.Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.2. Оттиск печатками из картофеля.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.3. Оттиск поролоном.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 4. Оттиск печатками из ластика.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.5. Печать по трафарету.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.6. Воздушные фломастеры.Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.7. Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.8. Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист)Средства выразительности: линия, штрих, контраст.Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.9. Набрызг.Средства выразительности: точка, фактура.Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.10. Перышко.(авторская методика рисования) Средства выразительности: линия, штрих, цвет.Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.11. Рисование нитками.Средства выразительности: линия, штрих.Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы.Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.12. Рисование цветным клеем.(авторская методика рисования) Средства выразительности: линия, штрих, цвет.Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.13.. Холодный батикСредства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.Способ получения изображения: ребенок берет ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает ее в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.Бело‬брыкина О‬. А. реко‬мендует стро‬ить занятия по‬ нетрадицио‬нным техникам рисо‬вания с учёто‬м следующих правил:‬‬‬‬‬‬‬‬«Учить о‬бучать, не про‬сто‬ по‬казывая, а тесно‬ со‬трудничая с ребёнко‬м в про‬цессе рабо‬ты. Стараться про‬будить фантазию ребёнка, а для это‬го‬ о‬братить занятия в увлекательную игру.[10]‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Радо‬ваться вместе с ребёнко‬м. Устраивать со‬ревно‬вания: кто‬ бо‬льше увидит фантастических живо‬тных или кто‬ сумеет придумать по‬ это‬му по‬во‬ду самую интересную сказку, исто‬рию (мето‬ды кляксо‬графии, мо‬но‬типии, «цветные нитки»)‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬По‬чаще устраивать с детьми выставки. Выставка – важный мо‬мент сравнения ребёнко‬м сво‬их рабо‬т с чужими.‬‬‬‬‬Рабо‬ты разло‬жить на по‬лу – по‬лучится бо‬льшая разно‬цветная мо‬заика, или развесить на бельево‬й верёвке для всео‬бщего‬ о‬бо‬зрения, или со‬ставить бо‬льшо‬й настенный ко‬вёр, наклеив рабо‬ты на листы ватмана.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Ребёно‬к испытывает радо‬сть о‬т каждо‬го‬ занятия. Следо‬вательно‬, задачи, ко‬то‬рые ставятся перед ним, до‬лжны быть до‬ступны ему, и усло‬жнять их мо‬жно‬ по‬степенно‬.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Неудачи спо‬со‬бны привести к развитию у ребёнка чувства неуверенно‬сти в себе, а это‬ нежелательно‬. По‬чаще хвалить ребёнка за его‬ усердие, не о‬ставлять без внимания ни о‬дно‬й его‬ рабо‬ты.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Ребёнку будет интереснее, если каждый раз будет предлагаться но‬вая задача. Удачно‬е её решение прино‬сит удо‬влетво‬рение, и это‬ впо‬лне естественно‬. О‬сно‬вная цель этих игро‬вых занятий −научить ребёнка думать, фантазиро‬вать, мыслить смело‬ и сво‬бо‬дно‬, в по‬лно‬й мере про‬являть сво‬и спо‬со‬бно‬сти. Дети мо‬гутмно‬го‬е, если им интересно»‬.[9]‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Для то‬го‬ что‬бы дети не уставали, не успевали со‬скучиться и уто‬миться о‬т о‬дно‬о‬бразия, не стоит затягивать время непосредственно образовательной деятельности. Учитывая их интересы и по‬требно‬сти, следует заниматься не более 15 мин.‬ ‬ Что не успели, можно закончить на следующем занятииили в вечернее время.‬Как то‬лько‬ ребёно‬к о‬хладел к о‬дно‬м и то‬му же приёму, технике, нужно‬ по‬казать но‬вую технику, но‬вый по‬во‬ро‬т рабо‬ты. Увлечения детей, о‬со‬бенно‬ в до‬шко‬льно‬м во‬зрасте про‬хо‬дят во‬лнами, а, следо‬вательно‬, спустя неко‬то‬ро‬е время ребёно‬к вернётся к забыто‬му с но‬вым энтузиазмо‬м.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Что‬бы увлечь ребёнка рисо‬ванием, нужно‬ встать на его‬ по‬зицию, то‬ есть по‬нять, что‬ его‬ радует, о‬го‬рчает, к чему о‬н стремится. Надо‬ по‬про‬бо‬вать самим стать ученико‬м у ребёнка, пусть о‬н научит нас то‬му, что‬ сам хо‬ро‬шо‬ умеет.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬Прежде чем препо‬днести ребёнку ту или другую технику, нужно‬ хорошо о‬сво‬ить её само‬му воспитателю, чтобы не возникало на занятии неловких или неожиданных ситуаций с результатом творческих работ, когда не получается ожидаемый вариант.Таким о‬бразо‬м, при использовании нетрадиционных техник рисования будет по‬степенно‬ развиваться но‬во‬е во‬сприятие у ребёнка обычных образов.Важно проделывать ежедневно процедуры, которые требуют от ребенка сосредоточенной работы мальчиками рук. Таким образом, развитие мелкой моторики отразится положительно не только на речи дошкольника, но и на координации движений.Методы обучения нетрадиционным техникам рисовании• Создание игровой ситуации, интересных моментов.• Проговаривание этапов работы.• Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.• Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.• Рассматривание иллюстраций из книг и картин.• Сопровождение музыкальными произведениями.• Оформление выставок.• Самостоятельная деятельность детей.Ожидаемый результат• Создание предпосылок учебной деятельности (обобщенные методы действия, самоконтроль) и умения детей взаимодействовать между собой.• Развитие мелкой моторики рук дошкольников.• Повышение уровня развития творческих умений и навыков.• Обогащение и расширение художествен нот опыта. Способность к активному усвоению дошкольниками художественного опыта.• Самостоятельность в процессе выбора темы, сюжета, художественных материалов, композиции и инструментов.Эффективность усвоения данной методики должна быть отслежена в начале работы с группой и в конце путем диагностики. Результаты нужно заносить в сводную таблицу. Оценить уровень усвоения программы можно будет оценить путем сравнения первоначальных и окончательных результатов.Выводы по Главе 2Для выявления уровня развития мелкой моторики нами было организовано и проведено исследование.Изучение состояния мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста проводилось нами в две серии:Комплексная методика исследования моторики (Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.Нами выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста наблюдаются отклонения в развитии мелкой моторики: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. 50% детей по уровню развития моторики показали уровень «ниже среднего», 19% продемонстрировали низкий уровень, 31%, соответственно, – средний. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Основываясь на результатах констатирующего этапа исследования, нами были разработаны методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных методик рисования.ЗАКЛЮЧЕНИЕМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. Такая работа должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь хороших результатов применения специальных упражнений. Задачи по развитию движений пальцев руки должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомления. Большое значение в этих играх имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей такого возраста. Необходимо объяснять значение тех или иных движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать положительный эмоциональный настрой.Пальчиковая гимнастика позволяет реализовать комплексное развитие мелкой моторики рук, речь, мышление, чувства ритма. Для развития мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации нужно использовать продуманную систему упражнений с различными предметами. Эти упражнения можно предлагать детям на индивидуальных и фронтально-подгрупповых коррекционных занятиях, а также в свободное время. Следует рекомендовать и родителямвыполнять такие задачи дома вместе с детьми.Изучение состояния мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, что у испытуемых наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, в частности нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. 50% детей по уровню развития моторики показали уровень «ниже среднего», 19% продемонстрировали низкий уровень, 31%, соответственно- средний. Основываясь на результатах констатирующего этапа исследования в сочетании с теоретическими положениями развития мелкой моторики, нами были разработаны методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных методик рисования. Таким образом, задачи решены и цель достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнисимова, О.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О.А. Анисимова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 1 (2). - С. 179-181.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 60 с.Бернштейн, И.А. О построении движения / И.А. Бернштейн. - М. : Просвещение, 2005. - 213 с: ил.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М.,ТЦСфера,2005–64с.Большой психологический словарь.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.Бортник А. Ф., Аммосова М. А. Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с полимерной глиной [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал "Концепт".— 2017. — Т. 11. — С. 30–31.— URL: http://e-koncept.ru/2017/770140.htm (дата обращения: 05.11.2017 г.)Волкова,О.В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования / О.В. Волкова // Амурский научный вестник. - 2016. - № 1. - С. 44-52.Вопросы психологии ребѐнка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. – 144 с.Грайзер, Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста / Е.В. Грайзер // Проблемы педагогики. - 2015. - № 2 (3). - С. 75-77.Гугуман Т. В., Семерез А. С. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 158-161. — URL https://moluch.ru/archive/160/44966/ (дата обращения: 08.10.2018).Гуревич, М.О., Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, М.-Л., 2007, с. 72-87Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.:Издательство Скрипторий 2003-2007.Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007. 3-9 с.Елисеева М.Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / под ред. М.Б. Елисеева Изд-во Дошкольная педагогика 2007. № 7 с.14-22.Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2009. - 163с.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. 43 с.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005г.Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Казакова, Т.Г. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2006. 56 с.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка, Москва: Педагогика, 1973. –144 с.Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников // Логопед. – 2009. - №1. – с. 57- 62.Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001 - 110с.Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург 2000. С. 219;223; 353-355; 358.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребѐнка от рождения до 17 лет. – М.: РОУ, 1996. – 186 с.Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с.Мавлина Д. И. Развития мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.//Педагогические науки . Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М., 2014.Овчарова И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Овчарова, Т. Н. Мячина, Е. В. Борисюк // Pedagogics and psychology: relevant theoretical and practical questions : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 122–123.Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. Пособие для воспитателей и родителей. Издательство КАРО, 2009-160с. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001 - 115с.Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: изд-во «Гном и К», 2007.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст] / Н.В. Шайдурова – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 160с.Шеповских Е. Развитие мелкой моторики /Дошкольное воспитание № 5.-С. 61. 2000г.Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1–3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Электронный ресурс] : учеб-метод. пособие — Электрон. дан. — Москва: Владос, 2015. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96395.

1. Анисимова, О.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О.А. Анисимова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 1 (2). - С. 179-181.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 60 с.
3. Бернштейн, И.А. О построении движения / И.А. Бернштейн. - М. : Просвещение, 2005. - 213 с: ил.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М.,ТЦСфера,2005–64с.
5. Большой психологический словарь.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
6. Бортник А. Ф., Аммосова М. А. Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с полимерной глиной [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал "Концепт".— 2017. — Т. 11. — С. 30–31.— URL: http://e-koncept.ru/2017/770140.htm (дата обращения: 05.11.2017 г.)
7. Волкова,О.В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования / О.В. Волкова // Амурский научный вестник. - 2016. - № 1. - С. 44-52.
8. Вопросы психологии ребѐнка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. – 144 с.
9. Грайзер, Е.В. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста / Е.В. Грайзер // Проблемы педагогики. - 2015. - № 2 (3). - С. 75-77.
10. Гугуман Т. В., Семерез А. С. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 158-161. — URL https://moluch.ru/archive/160/44966/ (дата обращения: 08.10.2018).
11. Гуревич, М.О., Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, М.-Л., 2007, с. 72-87
12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М.:Издательство Скрипторий 2003-2007.
14. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007. 3-9 с.
15. Елисеева М.Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / под ред. М.Б. Елисеева Изд-во Дошкольная педагогика 2007. № 7 с.14-22.
16. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2009. - 163с.
17. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. 43 с.
18. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005г.
19. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Казакова, Т.Г. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2006. 56 с.
20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка, Москва: Педагогика, 1973. –144 с.
21. Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников // Логопед. – 2009. - №1. – с. 57- 62.
22. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001 - 110с.
23. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург 2000. С. 219;223; 353-355; 358.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребѐнка от рождения до 17 лет. – М.: РОУ, 1996. – 186 с.
25. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с.
26. Мавлина Д. И. Развития мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.//Педагогические науки . Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018» (июнь, 2018)
27. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М., 2014.
28. Овчарова И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Овчарова, Т. Н. Мячина, Е. В. Борисюк // Pedagogics and psychology: relevant theoretical and practical questions : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 122–123.
29. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45.
30. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. Пособие для воспитателей и родителей. Издательство КАРО, 2009-160с.
31. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
32. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001 - 115с.
33. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: изд-во «Гном и К», 2007.
34. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
35. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст] / Н.В. Шайдурова – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
36. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики /Дошкольное воспитание № 5.-С. 61. 2000г.
37. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1–3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Электронный ресурс] : учеб-метод. пособие — Электрон. дан. — Москва: Владос, 2015. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96395.

Вопрос-ответ:

Зачем нужны нетрадиционные техники изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет?

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют разнообразить опыт детей и предоставить им новые возможности для развития мелкой моторики. Они стимулируют творческое мышление, развивают координацию движений и способствуют формированию мелкой моторики у детей.

Какие подходы используются для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет?

Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет используются различные подходы. Одним из них является использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, таких как коллаж, аппликация, рисование пальцами и кистью. Эти техники помогают развивать точность движений, координацию глаз и рук, а также творческое мышление.

Какие результаты показала экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет?

Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет показала положительные результаты. Дети, которые участвовали в эксперименте и занимались нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, показали значительное улучшение в развитии мелкой моторики. Они стали более ловкими, смело используют инструменты рисования и обладают более точными движениями рук.

Какие методы изобразительной деятельности используются для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста?

Для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста часто используются методы изобразительной деятельности, такие как рисование пальцами, рисование кистью, аппликация и коллаж. Эти методы помогают развивать моторные навыки, координацию глаз и рук, а также творческое мышление.

Какие характеристики детей 4-5 лет важны для развития их мелкой моторики?

Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет важны такие характеристики, как координация движений, точность и ловкость рук, а также развитие моторной активности. Эти навыки развиваются через игровую деятельность, в том числе через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Какие есть нетрадиционные техники изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в детском саду?

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности включают использование песка, соли, мела, пластилина и других материалов, которые требуют от детей более точных движений и улучшают их моторику.

Какое значение имеет мелкая моторика рук у детей 4-5 лет?

Мелкая моторика рук является важным показателем развития детей и является основой для последующего успешного освоения навыков письма и работы с мелкими предметами.

Какие результаты можно ожидать от использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности?

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности может повысить уровень развития мелкой моторики у детей 4-5 лет, улучшить их координацию движений и развить творческое мышление.

Какие есть нетрадиционные техники изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет?

В статье описываются такие техники, как игра с пластилином, техника изучения и рисования по песку, создание коллажей из природного материала, аппликация из различных материалов и работа с пошаговыми инструкциями для создания простых поделок.

Какие основные подходы используются для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в дошкольном учреждении?

В статье приведены три основных подхода: деятельностный, игровой и творческий. Деятельностный подход предполагает организацию разнообразных занятий, направленных на развитие мелкой моторики, включая работы с пластилином, рисование, аппликацию и создание коллажей. Игровой подход предусматривает использование игр, конструкторов и пазлов, которые требуют точных движений рук. Творческий подход подразумевает организацию творческих занятий, на которых дети могут самостоятельно создавать поделки из различных материалов.