Методика изучения природных зон в курсе ''Окружающий мир''.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Естествознание
  • 18 18 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 08.11.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Методика изучения природных зон в курсе ''Окружающий мир'' 4
Заключение 15
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Индивидуальная форма организации учебной деятельности позволяет каждому ученику выполнять задание самостоятельно, не имея контакта с другими школьниками. Указанный вид деятельности может основываться на работе с учебником, картами или другими источниками информациями и, как правило, выражается в написании докладов, рефератов, подготовке сообщений, проведении наблюдений, сравнении объектов, составлении таблиц, схем, диаграмм и т.д. Например, в начальном курсе географии при изучении темы «Разнообразие организмов на Земле» учащимся можно предложить подготовить небольшие сообщения о вкладе в изучение природных зон таких выдающихся учёных, как В. Докучаев, В. Вернадский, А. Гумбольдт. После прослушанных сообщений школьники делают выводы о роли исследователей в изучении биосферы Земли и, в частности, природных зон.Коллективная форма деятельности опирается на самостоятельную работу школьников. В группе происходит распределение ролей: одни учащиеся выдвигают идеи и гипотезы, предлагают решения поставленной задачи, другие конкретизируют, подбирают примеры, передают смысл решения, третьи выступают в роли критиков. Использование коллективной формы наиболее эффективно при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, наблюдений на местности и т.д. Различают несколько видов коллективной работы: работа в малых группах (и в парах), ролевая игра, дискуссия.При работе в малых группах (и в парах) учащиеся получают общее задание, выполнить которое нужно коллективно. Данный вид работы можно организовывать в разных курсах. Например, при изучении темы «Природные зоны мира» в начальном курсе географии школьников можно разбить на бригады по 35 человек в каждой. Задача каждой группы – собрать материал по той природной зоне, которую ученики выберут. Учащиеся в своём отчёте должны отразить физиономический облик, климатические условия, почвы, представителей растительного и животного мира, хозяйственную деятельность человека. В конце проведённого исследования каждая бригада отчитывается перед аудиторией о проделанной работе, а именно по плану даёт характеристику исследованной природной зоны, и учащиеся делают выводы [11, c. 56].Ролевые игры имеют много общего с групповой работой, но имеются принципиальные отличия. Исполняя роли, учащиеся погружаются в ту действительность, которой посвящена игра, ставят себя на место реальных лиц, учатся оперативно действовать, быстро принимать решения. Например, при изучении в курсе физической географии материков и океанов темы «Природная зональность» выбираются школьники, которые будут представлять компоненты природы, а именно климат, воды, почвы, животных и др. Ученики должны взяться за руки. Таким образом, учитель подводит школьников к формированию понятия «природный комплекс» и показывает, что природные комплексы бывают разные. Так у школьников формируется представление о природных зонах. На данном этапе изучения темы следует показать, что климат оказывает набольшее влияние на разнообразие природных зон [11, c. 137].Дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, в ходе которого осуществляется борьба мнений. Эта форма организации обучения важна для развития критичности ума и формирования умений доказательной полемики. Так, в курсе физической географии материков иокеанов в теме « Природные зоны Южной Америки» сначала даётся общая характеристика природных зон материка, затем организуется небольшая дискуссия, на которой обсуждаются причины формирования конкретных природных зон. Каждый ученик высказывает своё мнение. Рассматриваемый вид коллективной работы пробуждает интерес учеников и создаёт благоприятный фон для изучения темы [11, c. 89].Таким образом, мы видим, что в школьной практике изучения темы «Природные зоны» применяются различные формы организации учебной деятельности. Наиболее широко используется фронтальная работа, поскольку лишь она охватывает весь класс и создаёт единый темп работы для всех учеников.ЗаключениеТаким образом, проанализировав различные научные подходы, методы обучения и формы организации учебной деятельности, применяемые в школе при изучении темы «Природные зоны», можно сделать следующие выводы:Первое. В настоящее время в методике преподавания природных зон разработана целая система разных подходов для формирования знаний и умений у учащихся, которые используются как комплексно, так и разобщенно. Например, используются следующие подходы:•комплексный, территориальный (глобальный уровень), экологический, поведенческий (природоведение);•комплексный, территориальный (глобальный и краеведческий), экологический, поведенческий (начальный курс географии);•комплексный, территориальный (глобальный, региональный, страноведческий), экологический, поведенческий (физическая география материков и океанов);•комплексный, территориальный (региональный, краеведческий), системный, типологический, экологический, исторический, конструктивный, проблемный, поведенческий (физическая география России).В наибольшей степени применяются территориальный, комплексный, поведенческий и экологический подходы, которые находят отражение в преподавании темы «Природные зоны» во всех курсах физической географии и природоведения.Второе. Для формирования у школьников понятий, представлений и умений при изучении природных зон применяются такие методы, как:•словесные, наглядные, практические (по источникам знаний);•объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частичнопоисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности). Среди вышеуказанных методов обучения в методике изучения природных зон наиболее часто используются такие методы, как: словесные, наглядные, а также объяснительно-иллюстративный. В наименьшей степени используются: практические, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и метод проблемного изложения.Третье. В практике изучения природных зон широкое развитие получили фронтальная, индивидуальная и коллективная формы организации учебной деятельности. Наиболее широко используется фронтальная работа, поскольку лишь она охватывает весь класс и создает единую для всех учеников работу.Список литературыБабанский Ю.К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М.: «Педагогика», 1980. 479 c.Баринова И.И. География России. Природа, Уч. для 8 кл. М.: «Дрофа», 1999. 288 с.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии, Уч. для 6 кл. М.: «Дрофа», 2004. 176 с.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие. М.: «Московский Лицей», 1996. 192 с.Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Уч. для студ. М.: «Дрофа», 2007. 509 с.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 8 класс. М.: «ВАКО», 2010. 352 с.Климанов В.В., Климанова О.А. Страноведение. Уч. для 7 кл. М.: «Дрофа», 2009. 336 с.Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. География материков и океанов. Уч. для 7 кл. М.: «Дрофа».2009. 319 с.Максаковский В.П. Географическая культура. Уч. для студ. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 1998. 416 с.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс, М.: «ВАКО», 2010. 288 с.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс, М.: «ВАКО», 2010. 304 с.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа: неживая и живая. Уч. для 5 кл. М.: «Дрофа», 2009. 224 с.Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе. Метод.пос. М.: «Просвещение», 1997. 384 с.Петрова Н.Н. Начальный курс географии. Уч. для 6 кл. М.: «Дрофа», 2009. 256 с.Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Уч. для 5 кл. М.: «Дрофа», 1998. 176 с.Раковская Э.М. География: природа России. Уч. для 8 кл. М.: «Просвещение», 2003. 301 с.http://libsib.ru/pedagogika/ – формы организации учебной деятельности.


Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М.: «Педагогика», 1980. 479 c.
2. Баринова И.И. География России. Природа, Уч. для 8 кл. М.: «Дрофа», 1999. 288 с.
3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии, Уч. для 6 кл. М.: «Дрофа», 2004. 176 с.
4. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие. М.: «Московский Лицей», 1996. 192 с.
5. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Уч. для студ. М.: «Дрофа», 2007. 509 с.
6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 8 класс. М.: «ВАКО», 2010. 352 с.
7. Климанов В.В., Климанова О.А. Страноведение. Уч. для 7 кл. М.: «Дрофа», 2009. 336 с.
8. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. География материков и океанов. Уч. для 7 кл. М.: «Дрофа».2009. 319 с.
9. Максаковский В.П. Географическая культура. Уч. для студ. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 1998. 416 с.
10. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс, М.: «ВАКО», 2010. 288 с.
11. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс, М.: «ВАКО», 2010. 304 с.
12. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа: неживая и живая. Уч. для 5 кл. М.: «Дрофа», 2009. 224 с.
13. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе. Метод.пос. М.: «Просвещение», 1997. 384 с.
14. Петрова Н.Н. Начальный курс географии. Уч. для 6 кл. М.: «Дрофа», 2009. 256 с.
15. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Уч. для 5 кл. М.: «Дрофа», 1998. 176 с.
16. Раковская Э.М. География: природа России. Уч. для 8 кл. М.: «Просвещение», 2003. 301 с.
17. http://libsib.ru/pedagogika/ – формы организации учебной деятельности.

Вопрос-ответ:

Какая методика изучения природных зон используется в курсе Окружающий мир?

Методика изучения природных зон в курсе Окружающий мир может основываться на работе с учебником, картами или другими источниками информации. Это может включать написание докладов, рефератов и подготовку презентаций.

Какую форму организации учебной деятельности можно использовать для изучения природных зон?

Индивидуальная форма организации учебной деятельности позволяет каждому ученику выполнять задания самостоятельно, не имея контакта с другими школьниками. Это может включать работу с учебником, картами или другими источниками информации и выражаться в написании докладов, рефератов или подготовке презентаций.

Какие источники информации можно использовать при изучении природных зон?

При изучении природных зон можно использовать учебник, карты, электронные ресурсы, научно-популярные книги, статьи, видео и другие источники информации. Важно выбирать надежные и актуальные источники, чтобы получить достоверную информацию.

Какие задания могут быть выполнены при изучении природных зон?

При изучении природных зон ученики могут выполнять различные задания, такие как составление описания природных зон, сравнение разных зон, анализ данных, построение графиков и карт, решение задач и многое другое. Задания могут быть представлены в форме докладов, рефератов, презентаций или практических работ.

Какова цель изучения природных зон в курсе Окружающий мир?

Цель изучения природных зон в курсе Окружающий мир заключается в формировании у школьников представления о разнообразии жизни на Земле, о причинах и особенностях распределения растительного и животного мира по разным типам и видам природных зон. Это помогает развить понимание взаимосвязи между природой и человеком, а также пробудить интерес к сохранению природного многообразия.

Какие методики используются при изучении природных зон в курсе "Окружающий мир"?

При изучении природных зон в курсе "Окружающий мир" используются методики, основанные на работе с учебником, картами или другими источниками информации. Ученики выполняют задания самостоятельно, не имея контакта с другими школьниками. Они могут писать доклады, рефераты или подготавливать презентации.

В чем заключается индивидуальная форма организации учебной деятельности при изучении природных зон?

Индивидуальная форма организации учебной деятельности позволяет каждому ученику выполнять задания самостоятельно, не имея контакта с другими школьниками. Она основывается на работе с учебником, картами или другими источниками информации. Ученики могут самостоятельно исследовать природные зоны, писать доклады, рефераты или подготавливать презентации.

Какие источники информации используются при изучении природных зон?

При изучении природных зон в курсе "Окружающий мир" используются различные источники информации. Это могут быть учебники, карты, интернет-ресурсы, научные статьи и т.д. Использование разнообразных источников позволяет ученикам получить полную и достоверную информацию о природных зонах и их особенностях.

Какие задания выполняют ученики при изучении природных зон?

Ученики при изучении природных зон выполняют различные задания. Они могут писать доклады о природных зонах, рефераты, подготавливать презентации. Также ученикам могут предлагаться задания на чтение и анализ учебного материала, составление карт, решение задач и тестовых заданий. Все эти задания направлены на развитие знаний учеников о природных зонах и их особенностях.

Какая методика изучения природных зон используется в курсе Окружающий мир?

В курсе Окружающий мир используется индивидуальная форма организации учебной деятельности. Ученикам предлагается работать самостоятельно с учебником, картами и другими источниками информации. Они могут написать доклады или рефераты, подготовить презентации и т. д.