Анализ рентабельности организации
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 08.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия 5
1.1 Экономическая сущность, виды и значение рентабельности предприятия 5
1.2 Информационная база анализа рентабельности предприятия 9
1.3 Методика анализа рентабельности предприятия 10
2. Оценка и анализ рентабельности в ООО «Ашан» 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ динамики показателей рентабельности 22
2.3 Факторный анализ рентабельности 28
3. Рекомендации по повышению рентабельности ООО «Ашан» 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Вспомогательная таблица для факторного анализа оборачиваемости активов по модели Дюпон приведена в таблице 2.18.
Таблица 2.18
Вспомогательная таблица для факторного анализа оборачиваемости активов по модели Дюпон
Показатель 2016/2015 2017/2016 2017/2015 Оа баз 1,33 1,26 1,33 Оа усл 1,50 1,42 1,70 Оа тек 1,26 1,14 1,14 На основании данных таблицы 2.18 составим таблицу 2.19.
Таблица 2.19
Факторный анализ оборачиваемости активов по модели Дюпон
Показатель 2016/2015 2017/2016 2017/2015 Изменение выручки 0,18 0,16 0,37 Изменение активов -0,25 -0,28 -0,56 Итого -0,07 -0,12 -0,19 На основании данных таблицы 2.19 видно, что оборачиваемость активов предприятия снизилась на 0,19 оборота за счет изменения суммы активов на 0,56 оборота, а рост выручки от реализации положительно повлиял на оборачиваемость активов.
Факторная модель рентабельности активов и их оборачиваемости выглядит следующим образом:
Ра = Рп * Оа, (2.4)
где Ра – рентабельность активов, %;
Рп – рентабельность продаж, %;
Оа – оборачиваемость активов, обороты.
С другой стороны экономический смысл рентабельности активов позволяет определить ее по следующей формуле:
Ра = Чистая прибыль / Сумма активов *100% (2.5)
Рентабельность продаж определяется по следующей формуле:
Рентабельность продажа =Чистая прибыль/ Выручка от продажи товаров. (2.6)
Оборачиваемость активов определяется по следующей формуле:
Оборачиваемость активов = Выручка от продажи товаров / Сумма активов. (2.7)
Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов по модели Савицкой Г.В. приведены в таблице 2.20.
Таблица 2.20
Факторный анализ рентабельности активов по модели Савицкой Г.В.
Показатели Значения по годам, млн. руб. Изменения 2015 год 2016 год 2017 год 2016/
2015 2017/
2016 2017/
2015 1. Сумма активов, млн. руб. 98600 117883 146874 19283 28991 48274 2. Чистая прибыль 8300 2586 2648 -5714 62 -5652 3.Выручка от продажи 130659 148072 167164 17413 19092 36505 4. Рентабельность активов, % 8,42 2,19 1,80 -6,22 -0,39 -6,61 5. Рентабельность продаж, % 6,35 1,746 1,58 -4,61 -0,16 -4,77 6. Оборачиваемость активов, обороты 1,33 1,26 1,14 -0,07 -0,12 -0,19 Факторный анализ рентабельности активов проведем с использованием метода цепных подстановок и использования базовой модели для факторного анализа формулы (2.4).
На основании данных таблицы 2.20 для факторного анализа рентабельности активов методом цепных подстановок выделяем 3 периода: базовый, условный и текущий периоды.
В данной работе проводим анализ за 2015-2017 годы.
Факторного анализа рентабельности активов приведена в таблице 2.21. На основании данных таблицы 2.21 видно, что рентабельность активов на 6,61% уменьшилась на 5,73% за счет уменьшения рентабельности продаж и на 0,88% за счет уменьшения оборачиваемости оборотных активов.
Таблица 2.21
Факторный анализ рентабельности активов по модели Савицкой Г.В.
Показатель 2016/2015 2017/2016 2017/2015 Ра баз 8,42 2,19 8,42 Ра усл 2,62 2,25 2,69 Ра тек 2,19 1,80 1,80 Изменение рентабельности продаж -5,80 0,05 -5,73 Изменение оборачиваемости активов -0,43 -0,44 -0,88 Итого -6,22 -0,39 -6,61 Факторный анализ рентабельности собственного капитала по модели Савицкой Г. В. выглядит следующим образом:
Рск = Увчп * Ра * МО или Рск = Увчп * Ко * Ро * МО (2.5)
где Рск – рентабельность собственного капитала, %;
Увчп - удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения;
МО – мультипликатор оборота;
Ко – коэффициент оборачиваемости капитала, обороты;
Ро – рентабельность оборота, %.
Рентабельность собственного капитала в данной модели рассчитывается по следующей формуле:
Рск = Чистая прибыль/ Собственный капитал * 100% (2.6)
Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения рассчитывается по следующей формуле:
Увчп = Чистая прибыль / Прибыль до налогообложения (2.7)
Рентабельность активов рассчитывается по следующей формуле:
Ра = Прибыль до налогообложения / Совокупные активы = = Коэффициент оборачиваемости капитала * Рентабельность оборота (2.8)
Ко = Выручка от продажи товаров / Совокупные активы (2.9)
Рентабельность оборота = Прибыль до налогообложения / Выручка от продажи товаров (2.10)
Мультипликатор оборота рассчитывается по следующей формуле:
МО = Совокупные активы / Собственный капитал (2.11).
Таблица 2.22
Исходные данные для факторного анализа рентабельности собственного капитала
Наименование показателя Значение, млн. руб. Изменения 2015 год 2016 год 2017 год 2016/2015 2017/2016 2017/2015 Выручка от реализации, 130 659 148 072 167 164 17413 19092 36505 Чистая прибыль, 8 300 2 586 2 648 -5714,36 62,4 -5651,96 Собственный капитал 43321 37607 37669 -5714,36 62,4 -5651,96 Прибыль до налогообложения 10921 3232 3310 -7689 78 -7611 Совокупные активы 98600 117883 146874 19283 28991 48274 Рентабельность собственного капитала, % 19,16 6,88 7,03 -12,28 0,15 -12,13 Удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли 0,76 0,80 0,80 0,04 0,00 0,04 Рентабельность активов, % 11,08 2,74 2,25 -8,33 -0,49 -8,82 Мультипликатор оборота 2,28 3,13 3,90 0,86 0,76 1,62 Коэффициент оборачиваемости капитала, обороты 1,33 1,26 1,14 -0,07 -0,12 -0,19 Рентабельность оборота, % 8,36 2,18 1,98 -6,18 -0,20 -6,38 Факторный анализ рентабельности собственного капитала в 2016 году по сравнению с 2015 годом приведен в таблице 2.23.
Таблица 2.23
Факторный анализ рентабельности собственного капитала в 2016 году по сравнению с 2015 годом
2016/2015 Ув МК Коб Роб Произведение Удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли 0,04 2,28 1,33 8,36 1,01 Мультипликатор оборота 0,80 0,86 1,33 8,36 7,61 Оборачиваемость капитала 0,80 3,13 -0,07 8,36 -1,45 Рентабельность продаж 0,80 3,13 1,26 -6,18 -19,45 Итого -12,28 На основании данных таблицы 2.23 видно, что рентабельность собственного капитала в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 12,28% за счет следующих факторов:
1) уменьшения рентабельности продаж на 19,45%;
2) уменьшения оборачиваемости капитала на 1,45%.
Положительно на рентабельность собственного капитала оказали следующие факторы:
1) рост удельного веса чистой прибыли за счет снижения ставки налогообложения с 24% до 20% на 1,01%;
2) рост мультипликатора оборота на 7,61%.
В итоге действие положительных факторов была меньше, чем действие отрицательных факторов и поэтому рентабельность собственного капитала уменьшилась.
Особенно негативно на рентабельность собственного капитала сказалось снижение рентабельности продаж, вызванное снижением прибыли от реализации продукции. А снижение прибыли от реализации продукции было вызвано ростом коммерческих и управленческих расходов. Таким образом, можно сделать вывод, что на снижение рентабельности собственного капитала повлиял рост коммерческих и управленческих расходов.
В таблице 2.24 приведен факторный анализ рентабельности собственного капитала в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
Таблица 2.24
Факторный анализ рентабельности собственного капитала в 2017 году по сравнению с 2016 годом
2017/2016 Ув МК Коб Роб Произведение Удельный вес чистой прибыли в общей прибыли 0,00 3,13 1,26 2,18 0,00 Мультипликатор оборота 0,80 0,76 1,26 2,18 1,68 Оборачиваемость капитала 0,80 3,90 -0,12 2,18 -0,80 Рентабельность продаж 0,80 3,90 1,14 -0,20 -0,72 Итого 0,15 На основании данных таблицы 2.24 видно, что основным негативным фактором снижения рентабельности собственного капитала явилось снижение оборачиваемости капитала и снижение рентабельности продаж.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала в 2017 году по сравнению с 2015 годом приведен в таблице 2.25.
Таблица 2.25
Факторный анализ рентабельности собственного капитала в 2017 году по сравнению с 2015 годом
2017/2015 Ув МК Коб Роб Произведение Удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли 0,04 2,28 1,33 8,36 1,01 Мультипликатор оборота 0,80 1,62 1,33 8,36 14,38 Оборачиваемость капитала 0,80 3,90 -0,19 8,36 -4,88 Рентабельность продаж 0,80 3,90 1,14 -6,38 -22,64 Итого -12,13 На основании данных таблицы 2.25 видно, что основным негативным фактором, повлиявшим на снижение рентабельности собственного капитала было снижение рентабельности продаж. Мультипликатор оборота и удельный вес чистой прибыли в общей сумме чистой прибыли положительно повлиял на рентабельность собственного капитала предприятия.
Таким образом, на основании проведенного в данной главе анализа показателей рентабельности ООО «Ашан» можно сделать вывод, что в целом рентабельность деятельности предприятия, рентабельность его продаж и использования капитала снизились. Основным фактором снижения показателей рентабельности стало снижение прибыли от реализации предприятия, вызванное ростом коммерческих и управленческих расходов. Кроме того негативное влияние на рентабельность собственного капитала оказывает нерациональная структура капитала предприятием, вызванная невыгодными условиями его кредитования.
3. Рекомендации по повышению рентабельности ООО «Ашан»
Для рассматриваемого предприятия для повышения его рентабельности необходимо:
1) улучшить структуру капитала и его размещение в активах, снизив размер дебиторской задолженности и кредиторской задолженности и тем самым повысить рентабельность его активов и капитала;
2) повысить эффективность его хозяйственной деятельности и тем самым повысить показатели рентабельности деятельности.
Предлагаемая программа улучшения управления финансами предприятия включает следующие этапы:
1) рост эффективности деятельности предприятия за счет усиления маркетинговой работы на предприятии;
2) оптимизация структуры активов и пассивов.
Рекомендации:
1. Увеличить объемы продаж.
Для увеличения объема продаж необходимо:
- расширение рынков сбыта за счет увеличения количества покупателей продукции предприятия;
- роста осведомленности покупателей за счет рекламы;
- проведения мероприятий по стимулированию сбыта отдельных видов товаров;
- расширения ассортимента товаров;
- стимулирование отдела сбыта для увеличения объема продаж.
2. Увеличить цену продукции.
Для того, чтобы увеличить цену продукции необходимо повысить ценность продукции для покупателя:
- за счет предложения более качественной продукции;
- повышения качества послепродажного обслуживания;
- разработки модификаций существующей продукции с принципиально новыми свойствами, что позволит увеличить на нее интерес со стороны покупателей.
3. Повысить рентабельность.
Для повышения же рентабельности недостаточно просто увеличить прибыль необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности использования ресурсов и капитала.
Эффективное использование ресурсов означает, что материальные затраты более экономно используются и тем самым предприятие способно повышать свою эффективность.
Снижение материальных затрат возможно, как за счет внешних, так и за счет внутренних факторов.
К внешним факторам снижения материальных затрат можно отнести выбор поставщиков, которые предлагают ресурсы по более выгодным ценам, а также если поставщик поставляет продукцию в те сроки, когда необходимо ее производство, то это позволяет снизить расходы на хранение и складскую переработку продукции.
Внутренние факторы снижения материальных затрат производственного предприятия – это обеспечение четкого контроля над соблюдением норм расходов сырья и материалов, а также снижение потерь от брака и внутрипроизводственных потерь.
Экономии фонда оплаты труда способствует внедрение автоматизации производства и оптимизация организационной структуры предприятия, а также установление взаимосвязи между размером выпущенной и реализованной продукцией и оплатой труда.
Для этого рекомендуется установить минимальную оплату труда для персонала, а персонал должен быть заинтересован в максимальном выполнении норм выработки и рациональном использовании своего рабочего времени.
Значительные резервы экономии затрат предприятия можно добиться, если использовать аутсорсинг, который предполагает передачу ряда услуг, оказываемых предприятию на аутсорсинг. Экономия достигается в данном случае за счет того, что аутсорсинговая компания предлагает более низкие цены на свои услуги, чем их покупка напрямую у сторонних организаций.
Кроме того, часть функций предприятия может быть передана на аутсорсинг за счет экономии управленческих расходов. Например, можно перевести на аутсорсинг услуги по уборке помещений предприятия, услуги по ведению бухгалтерского учета, услуги юриста. В данном случае экономия будет достигнута за счет экономии на отчислениях на социальные нужды.
Таким образом, факторы повышения рентабельности зависят в первую очередь от более экономного использования ресурсов и капитала.
Заключение
Исследование теоретических аспектов рентабельности показало, что показатели рентабельности позволяют дать оценку эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия, которую можно сделать, если определить показатели рентабельности деятельности и показатели рентабельности капитала.
В данной работе анализируются показатели рентабельности ООО «Ашан», которое занимается розничной торговлей товарами повседневного спроса. В целом анализ деятельности ООО «Ашан» показал, что несмотря на рост выручки от реализации, финансовые результаты деятельности ООО «Ашан» ухудшились»
Анализ рентабельности продукции показал, что в целом эффективность производства продукции выросла, а эффективность основной деятельности снизилась за счет роста коммерческих и управленческих расходов.
Анализ рентабельности продаж предприятия показал, что эффективность продаж предприятия за анализируемый период снизилась за счет снижения прибыли от реализации продукции.
Анализ рентабельности производственных фондов показал, что эффективность использования производственных фондов предприятия снизилась как в целом, так и по отдельным показателям. Это вызвано снижением прибыли от реализации продукции и ростом стоимости основных средств и оборотных активов.
Анализ показателей рентабельности капитала свидетельствует о снижении эффективности использования всех видов капитала. Это объясняется снижением прибыли до налогообложения с одной стороны, а с другой стороны ростом размера капитала предприятия.
Анализ показателей рентабельности предприятия показал, что за анализируемый период снизилась рентабельность производства, продаж, производственных фондов, рентабельность капитала. Это свидетельствует о снижении в целом эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В целом рентабельность деятельности предприятия, рентабельность его продаж и использования капитала снизились. Основным фактором снижения показателей рентабельности стало снижение прибыли от реализации предприятия, вызванное ростом коммерческих и управленческих расходов. Кроме того негативное влияние на рентабельность собственного капитала оказывает нерациональная структура капитала предприятием, вызванная невыгодными условиями его кредитования.
Для рассматриваемого предприятия для повышения его рентабельности необходимо:
- улучшить структуру капитала и его размещение в активах, снизив размер дебиторской задолженности и кредиторской задолженности и тем самым повысить рентабельность его активов и капитала;
- повысить эффективность его хозяйственной деятельности и тем самым повысить показатели рентабельности деятельности.
Список использованной литературы
1. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. Испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2012.
4. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.7-е изд., перераб. и доп.- М.- Инфра-М, 2016.
5. Аверина О. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. 2-е изд., перераб., М.- КНОРУС, 2016.
6. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: Учебник. 4-е изд., переаб. и доп.- М.: Дело и сервис, 2006.
7. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: практикум. 5-е изд., перераб. – М.: Дело и сервис, 2015
8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Москва, 2013.
Экономика предприятий: учебное пособие. /Под ред. Н.Р. Егоровой и Т.И. Николаевой. – М.: КноРус, 2018.
Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Краюхина.- СПб.: СПбГИЭА, 2018. - c.64.
2
Руководитель ООО «Ашан»
Вице-президент, руководитель творческой службы
Вице-президент, руководитель службы исполнения заказов
Вице-президент, руководитель службы маркетинга
Вице-президент, руководитель административной службы
Инструкторы рабочих групп
Текстовики
Художественные редакторы
Отдел производства телевизионной рекламы
Отдел производства печатной рекламы
Отдел средств рекламы
Отдел исследований
Отдел стимулирования сбыта
Административно-хозяйственный отдел
Бухгалтерия
Планово-фин. отдел
Отдел прохождения заказов
Руководитель рабочих групп клиентов
Отдел кадров
Директор
Зам. директора
Коммерческий директор
Финансовый директор
Дизайнеры
Отдел взаимодействия с производителями
Отдел снабжения и сбыта
Склад
Транспортный участок
Бухгалтерия
Финансовый отдел
Отдел кадров
1. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. Испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2012.
4. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.7-е изд., перераб. и доп.- М.- Инфра-М, 2016.
5. Аверина О. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. 2-е изд., перераб., М.- КНОРУС, 2016.
6. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: Учебник. 4-е изд., переаб. и доп.- М.: Дело и сервис, 2006.
7. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: практикум. 5-е изд., перераб. – М.: Дело и сервис, 2015
8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Москва, 2013.
Вопрос-ответ:
Что такое рентабельность предприятия?
Рентабельность предприятия - это экономический показатель, позволяющий оценить эффективность его деятельности и способность генерировать прибыль. Он показывает, какую прибыль предприятие получает от каждого вложенного в него рубля.
Какие виды рентабельности предприятия существуют?
Существует несколько видов рентабельности предприятия, включая общую рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Каждый из них позволяет проанализировать разные аспекты деятельности организации.
Какая информация используется для анализа рентабельности предприятия?
Для анализа рентабельности предприятия используются финансовые отчеты, включающие отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежных средств. Эти отчеты содержат информацию о доходах, расходах, активах и обязательствах предприятия, которая необходима для расчета различных показателей рентабельности.
Какими методами проводится анализ рентабельности предприятия?
Для анализа рентабельности предприятия используются различные методы, включая абсолютные значения, коэффициенты рентабельности, сравнительный анализ и факторный анализ. Эти методы позволяют оценить не только текущую рентабельность предприятия, но и ее динамику, а также выявить факторы, влияющие на рентабельность.
Как можно повысить рентабельность предприятия?
Для повышения рентабельности предприятия можно применять различные стратегии, включая оптимизацию расходов, увеличение объемов продаж, внедрение новых технологий и улучшение бизнес-процессов. Также важно анализировать факторы, влияющие на рентабельность, и принимать меры по их устранению или снижению влияния.
Чему равна рентабельность предприятия?
Рентабельность предприятия - это показатель, который позволяет оценить доходность деятельности предприятия за определенный период времени. Рентабельность может быть вычислена по разным показателям, таким как рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и др. Обычно рентабельность выражается в процентах.
Какова экономическая сущность рентабельности предприятия?
Экономическая сущность рентабельности предприятия заключается в возможности оценки эффективности использования ресурсов предприятия для получения прибыли. Высокая рентабельность говорит о том, что предприятие эффективно использует свои ресурсы и способно генерировать прибыль. Низкая рентабельность может свидетельствовать о проблемах в деятельности предприятия.
Какие показатели используются для анализа рентабельности предприятия?
Для анализа рентабельности предприятия используются различные показатели, такие как валовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и др. Данные показатели позволяют оценить эффективность использования ресурсов предприятия и его финансовое состояние.
Как провести анализ рентабельности предприятия?
Анализ рентабельности предприятия проводится на основе данных о валовой прибыли, чистой прибыли и других показателей, которые позволяют оценить эффективность использования ресурсов предприятия. Для проведения анализа необходимо собрать и проанализировать финансовую отчетность предприятия за определенный период времени.
Как можно повысить рентабельность предприятия?
Для повышения рентабельности предприятия можно использовать различные стратегии и тактики. Например, можно снизить затраты на производство, улучшить управление запасами, повысить эффективность маркетинговых и продажных активностей, рассмотреть возможность внедрения новых технологий и др. Также важно анализировать и учитывать конкурентные преимущества и изменения на рынке, чтобы адаптироваться к новым условиям и максимизировать прибыль предприятия.