«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 42 42 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 13.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование социально-психологических проблем подросткового возраста 7
1.1 Социально-психологическая характеристика подросткового возраста 7
1.2 Общение в подростковом возрасте 11
1.3 Отношения подростков со сверстниками 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем подросткового возраста 25
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. 25
2.2 Результаты эксперимента и их анализ 27
2.2 Рекомендации по решению проблем буллинга в подростковой среде 32
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список литературы 39


Фрагмент для ознакомления

При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность.Описание: Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.Оборудование: Бланки с анкетами.Инструкция: По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.3. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности. Цель: Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.Описание: Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.Оборудование: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт).Инструкция: Подросткам стоит ответить на предложенные вопросы.4. Тест Будасси С.А. исследования Я-концепции «Я-реальное, Я-идеальное». Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. Тест состоит из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в преставлении испытуемого. В этом ряду могут найти место и негативные качества.2.2 Результаты эксперимента и их анализДля диагностики межличностных отношений в подростковой среде использовалась методика социометрический опросникТаблица 1 – Результаты по методике социометрический опросникУровеньЗвездыПредпочитаемыеПринятыеНепринятыеОтвергнутыеНизкий3%14%14%7%7%Средний14%36%36%20%20%Высокий24%30%30%46%46%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Результаты по методике социометрический опросникТаким образом, полученные результаты диагностики межличностных отношений в подростковой среде позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели «непринятые» и «отвергнутые». Для диагностики межличностных отношений в подростковой среде использовалась методика «Оценка отношений подростка с классом». Таблица 2– Результаты по методике «Оценка отношений подростка с классом»УровеньТип 1.Тип 2.Тип 3.Низкий15%10%79%Средний37%29%13%Высокий76%68%5%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Результаты по методике «Оценка отношений подростка с классом». Таким образом, полученные результаты диагностики межличностных отношений в подростковой среде позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня первого типа оценки отношений подростка с классом. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых воспринимает группу, в качестве помехи своей деятельности или относится к ней нейтрально. Для диагностики проявлений буллинга в подростковой среде использовалась методика Баса-Дарки. Таблица 3 – Результаты по методике Баса-Дарки. УровеньФизическая агрессияКосвеннаяРаздражениеНегативизмНизкий74% 15%12%9%Средний23%35%33%29%Высокий5%64%77%79%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3.– Результаты по методике Баса-Дарки. Таким образом, полученные результаты диагностики проявлений буллинга в подростковой среде позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня негативизм. Это свидетельствует о том, что для большинства испытуемых характерны проявления негативизма. Для исследования Я-концепции у девиантных подростков мы использовали методику Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное». (таблица 4).Таблица 4 – Результаты по методике Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное».УровеньЯ-реальноеЯ-идеальноенизкий60,5%76,2%средний30,5 %23,8%высокий--Представим полученные результаты графически (рисунок 4).Рисунок 4 - Анализ результатов по методике Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное»Анализ результатов методики Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное» наглядно демонстрирует, что представления у девиантных подростков о Я-реальном и Я-идеальном находятся на низком уровне. Для диагностики поведения использовалась шкала диагностики враждебности Кука-Медлей. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице.Таблица 5 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.УровеньВраждебностьнизкий1средний4,5высокий4,5Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 5).Рисунок 5 – Анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей. Таким образом, полученные результаты анализа поведения позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровней враждебности у подростков. Это свидетельствует о том, что, почти половина подростков враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.2.2 Рекомендации по решениюпроблембуллинга в подростковой средеВ отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика осуществляется по следующим направлениям:1. Создаются условия недопущения буллинга. 2. Быстро и грамотно происходитразобщение подростков с соответствующими стрессовыми влияниями.3. Укрепляются защитные силы детской личности и организма в противостоянии травле не только для условно здоровых подростков, но и для уже обладающих соматической или психической патологией.Ниже на примере двух стран, США и Швейцарии, приведем опыт комплексной работы по профилактике буллинга в школах. Результаты такой работы не только по отчетам самих обучающихся, но и по мнению педагогов довольно обнадеживающие [13].Многиеамериканские педагогиполагают, что проблема предупреждения притеснения – травли – насилия может быть решена пошагово.1 шаг является самым ответственным, заключающийся в том, чтобы признать, что подобная проблема имеет место быть. Для признания проблемы в рамках школы требуется, чтобы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее наличии и о работе с ней. Работа с притеснением может быть результативна лишь тогда, когда конкретная группа либо школа в качестве целого определяет проблему и соглашается с важностью изменения ситуации. Лучше, если взрослый, который будет руководить будет иметь административную власть. Пока не будет достигнуто согласие, начинать работу не имеет смысла.Основной аргумент инициативной группы для тех, кто неприсоединился к школьному сообществу следующий: «Если вы ничего не предпринимаете для решения проблемы, вы сами становитесь ее частью». Значимо, чтобы к работникам школы присоединились школьники и их родители. Первоначально необходимо выявить масштабность проблемы. Это можно сделать самыми разными путями.Хорошим способом может быть опрос школьников о том:имелись ли у них до этого момента проблемы в школе;существуют ли у них сейчас неприятности; знают ли они кого-нибудь, у кого имеются неприятности; если они сейчас не имеют лично каких-либо проблем, то чувствуют ли страх вообще за собственную безопасность.Подобный опрос нужно провести и среди педагогов. Далее идет сравнение результатовпроведенных опросов и сопоставление их с информацией, которая была получена от родителей (опрос родительской озабоченности).2 шаг – выявление проблемы.Не существует в каждой школе унифицированных критериев выявления проблемы. Но все же, инициативная группа взрослых и ребят должна выявить: сущность проблемы (проблем); серьезность проблемы; частоту проблемы;с приведением соответствующих примеров.Потом идет разработка совместного плана действий [14].Затем инициативная группа должна оповестить все школьное сообщество о смысле происходящего, о тех направлениях деятельности, которые будут осуществляться для предупреждения проявлений насилия.К примеру, создать атмосферу нетерпимости ко всякому акту насилия в школе;внимательно наблюдать за холлами, комнатами отдыха, столовыми;проводить соответствующую воспитательную работу по классам в режиме свободногообсуждения; разрабатывается этический кодекс школы; ясно выраженное ожидание, что учащиеся будут сообщать о нарушениях или администрации, или консультантам; консультанты создают группы поддержки для пострадавших и группы для работы с обидчиками. Цель работы с ними состоит в контроле агрессивных намерений обидчиков и их реабилитация [7].Таким образом, были рассмотрены средства профилактики буллинга в подростковой субкультуре.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной психологическим проблемамподростков позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: тест Будасси С.А. исследования Я-концепции «Я-реальное, Я-идеальное»; методика «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова); методика Баса-Дарки, методика «Шкала диагностики враждебности Кука-Медлей», методика «Оценка отношений подростка с классом»..2. Далее нами было проведено диагностическое исследование психологических проблем у подростков с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень склонности к отклоняющемуся поведению при помощи методики Баса-Дарки, мы сделали выводы, что большинство подростков, участвующих в эксперименте склоны к проявлениям агрессивности.4. Определив уровень исследования Я-концепции по тесту Будасси, мы сделали выводы, что представления у подростков о Я-реальном и Я-идеальном находятся на низком уровне.5. Определив особеннсоти межличностных отношений у подростков по методу вербальных выборов (Е.О. Смирнова) мы сделали выводы, что у большинства диагностируемых недостаточный уровень развития межличностных отношений у обследуемых подростков.6. Определив особеннсоти межличностных отношений у подростков по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова), мы сделали выводы, что у большинства диагностируемых недостаточный уровень развития межличностных отношений у обследуемых подростков.8. Определив уровень враждебности у подростков при помощи шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей, мы сделали выводы, что почти половина подростков враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.9. В связи с результатами проведенного диагностического обследования мы дали рекомендации по решению проблем буллинга в подростковой среде.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование социально-психологических проблем во взаимоотношениях подростков со сверстниками и путей их решения.Для достижения поставленной задачи, а также для подтверждения выдвинутой гипотезу были решены следующие задачи:1.Изучить социально-психологическую характеристику подросткового возраста.2.Проанализировать особенности общения в подростковом возрасте. 3.Рассмотреть особенности отношения подростков со сверстниками.4.Провести эмпирическое исследование психологических проблем подросткового возраста. 5.Дать рекомендации по решению проблем буллинга в подростковой среде.Таким образом, в первой главе была изучена психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста, проанализированы особенности общения в подростковом возрасте и рассмотрены особенности отношения подростков со сверстниками. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Подростковым возрастом является переходный этап в жизни человека между детством и зрелостью. Подростковый возраст начинается с вхождением ребенка в пубертатный период. Данный возраст делится на три периода: младший – от 11 до 14 лет; средний – от 15 до 17 лет; старший – от 17 лет. 2. В подростковом возрасте дети начинают больше общаться со своими ровесниками, а не с родителями, учителями и другими взрослыми. Общение в подростковом возрасте является специфическим каналом информации, видом межличностных отношений и видом эмоционального контакта. 3. Дети в подростковом возрасте очень нуждаются в близких друзьях. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоизм, жадность, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. 4. Нарушения во взаимоотношениях подростков с ровесниками проявляется в буллинге. Под буллингом понимается многократное отрицательное психологическое давление на индивида, вследствие чего он вынужден постоянно испытывать стресс и менять место работы или учебы. Во второй главе было проведено психологических особенностей подростков и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики тест Будасси С.А. исследования Я-концепции «Я-реальное, Я-идеальное»; методика «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова); методика Баса-Дарки, методика «Шкала диагностики враждебности Кука-Медлей», методика «Оценка отношений подростка с классом». Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список литературы Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2012. - 400 с.Болбочану А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми // Вопросы психологии. – № 4, 2006. - С. 63-69.Воробьева А.С. Проблема школьного буллинга в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/178/2003Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 264 с.Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Илларионова Е. С., Шалагинова К. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/178/2003 Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс]. URL: http://sexology.narod.ru/info178.htmlКон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: изд-во УРАО, 2013. - 175 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с. Мамбетова Л.М. Буллинг в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7061Митичева Т. И., Максимова А. А. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы // Молодой ученый. - №21, 2004. - С. 198-200.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.Пак Е.Б., Балкунова Н.П. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 20-30. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. // Интернет-журнал Науковедение, ск № 3 (22), 2014. – С. 1-10.Тягунова А.В. Исследование взаимоотношений подростка с родителями. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (17). – С. 40-50.Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - №1, 2005. - С. 34-36.Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2012. - 400 с.
3. Болбочану А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми // Вопросы психологии. – № 4, 2006. - С. 63-69.
4. Воробьева А.С. Проблема школьного буллинга в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/178/2003
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 264 с.
7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
8. Илларионова Е. С., Шалагинова К. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/178/2003
9. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с.
10. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс]. URL: http://sexology.narod.ru/info178.html
11. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: изд-во УРАО, 2013. - 175 с.
14. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с.
15. Мамбетова Л.М. Буллинг в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7061
16. Митичева Т. И., Максимова А. А. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы // Молодой ученый. - №21, 2004. - С. 198-200.
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
19. Пак Е.Б., Балкунова Н.П. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 20-30.
20. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
21. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
22. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
24. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. // Интернет-журнал Науковедение, ск № 3 (22), 2014. – С. 1-10.
25. Тягунова А.В. Исследование взаимоотношений подростка с родителями. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2 (17). – С. 40-50.
26. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
27. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - №1, 2005. - С. 34-36.
28. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
29. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
30. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы рассматривает статья?

Статья рассматривает актуальные социально-психологические проблемы подростковой субкультуры.

Что такое подростковый возраст?

Подростковый возраст - это период развития человека между детством и взрослостью, характеризующийся физическими, психологическими и социальными изменениями.

Какие особенности общения в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте особенно важна роль сверстников в формировании личности, поэтому общение с ними играет значительную роль в развитии подростковых отношений.

Что исследуется во второй главе статьи?

Во второй главе статьи проводится эмпирическое исследование социально-психологических проблем подросткового возраста, где изучается организация и методы экспериментального исследования.

Какие выводы делаются по первой главе статьи?

По первой главе статьи делаются выводы о социально-психологической характеристике подросткового возраста, особенностях общения и отношениях подростков со сверстниками.

Какие проблемы рассматривает статья?

Статья рассматривает актуальные проблемы подростковой субкультуры в рамках социальной психологии.

Что такое подростковый возраст?

Подростковый возраст - это период развития, который наступает после детства и до взрослости, обычно приходится на примерно 12-17 лет. В этот период происходят значительные физические, психологические и социальные изменения.

Какое значение имеет общение в подростковом возрасте?

Общение играет важную роль в подростковом возрасте, так как подростки начинают активно искать свое место в обществе и формировать свою индивидуальность. Общение семье, друзьям и сверстникам помогает развивать социальные навыки, обретать уверенность в себе и находить поддержку.

Какие отношения могут складываться у подростков со сверстниками?

Подростки могут развивать различные типы отношений со сверстниками, например, дружеские отношения, романтические отношения, конкурентные отношения и т.д. Взаимодействие с другими подростками имеет важное значение для становления личности и социализации в обществе.

Какие методы использовались в эмпирическом исследовании второй главы статьи?

Во второй главе статьи были использованы организационные методы, а также экспериментальные методы исследования. Детальная информация о методах проведения эксперимента описана в статье.

Какие проблемы исследует статья?

Статья исследует социально-психологические проблемы подросткового возраста, такие как характеристика этого возраста, особенности общения в подростковом возрасте и отношения подростков со сверстниками.

Что изучается в первой главе статьи?

Первая глава статьи посвящена теоретическому исследованию социально-психологических проблем подросткового возраста. Она включает социально-психологическую характеристику подросткового возраста, рассматривает особенности общения в этом возрасте и отношения подростков со сверстниками.