Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 30 30 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 19.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………...6
1.1. Эмоции как категория психологии …………………………………………6
1.2. Особенности эмоциональной сферы у дошкольников ……………………………………………………...……………………………..16
Глава 2. Диагностика особенностей эмоциональной сферы дошкольников…………………..………………………………………………..23
2.1. Методы исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников…………………………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………....29

Фрагмент для ознакомления

Эмоциональные реакции в ходе коррекционного воздействия, постепенно входят в русло волевого контроля, на основе знания правил эмоционального общения и понимания их применения, поэтому уходят из неконтролируемой зоны побуждаемых спонтанными впечатлениями и чувствами, что означает переход от внешней к внутренней регуляции, а также возможности выбора собственных способов эмоционального реагирования. Совместно с этим, наблюдается и иное направление в развитии положительных эмоций в дошкольном возрасте, а именно - эмоции становятся более устойчивыми, приобретая большую глубину.Итак, старший дошкольный возраст –время бурного развития и становления эмоциональной сферы. И особенно важны знания о специфике развития эмоциональной сферы, а так же о причинах снижения уровня развития эмоций. Та как они недостаточное развитие эмоциональной сферы тормозит развитие всех остальных высших психических функций ребёнка и может развить у него патологический характер. Выводы по Главе 11.Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связанны с рядом инстинктов, потребностей, мотивов, которые отражают, как форма непосредственного переживания, значение действующего на субъект явления и ситуации при осуществлении его жизни и деятельности. Эмоции как основной механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направлен на то, чтобы удовлетворить актуальные потребности. Ряд биологических эмоций являются адаптационной формой поведения.2.Эмоции выполняют определенную роль в жизнедеятельности людей, регулируют их поступки, выполняя функцию, которая постоянно приносит пользу человеку. Даже если эмоция не всегда бывает желательна, но её развитие происходит непосредственно с развитием общества, самого субъекта, его личностных сфер. И поэтому, для детей крайне важным является нахождение в теплых отношениях окружающих его людей, только так развивается их ряд эмоциональных связей. 3. Старший дошкольный период детства характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются: детское мировоззрение, этические инстанции, мотивы деятельности, произвольное поведение, личное сознание, расширение эмоциональной сферы. 4.В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысливание. Чувства ребёнка становятся более глубокими по смысловому содержанию. Важной отличительной чертой этого возраста является формирование эмоционального предвосхищения (переживание по поводу возможных результатов деятельности), когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира. Глава 2. Диагностика особенностей эмоциональной сферы дошкольников 1.1 Методы исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников Методики диагностики:Графическая методика «Кактус»;Проективная методика Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен;Тест - сказка «Дурной сон» Л. Дюсс.Опишем кратко выбранные методики.1.Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»Цель - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия эмоций, ее направленности и интенсивности.Инструкция. На листе бумаги (формат А 4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:Кактус домашний или дикий?Его можно потрогать?Он сильно колется?Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?Когда кактус вырастет, что в нем изменится?Далее, по рисункам анализируется эмоциональное состояние ребенка.Рисунок светлый, радостный, наличие ярких цветов, отсутствие большого количества колючек, адекватный и оптимистичный рассказ, ровные и аккуратные линии, у кактуса есть окружение подобных растений - 5 баллов (оптимальный и положительный эмоциональный фон, отсутствие тревожности).Рисунок огромный, в центре, показан один кактус в окружении других маленьких, линии ровные, но жирные, либо слишком тонкие (допустимый рисунок, свидетельствующий об эгоцентризме, завышенной самооценке, а также повышенном уровне тревожности) - 3 балла.Кактус очень маленький, расположен в углу рисунка, прерывистые линии, темные тона, обилие иголок, символы опасности для растения на рисунке (ветер, хищники и так далее), отсутствие элементов на рисунке - 1 балл (высокая тревожность, агрессивность, интроверсия).2.Методика определения уровня тревожности Р. Темпла, В. Амена,М. ДоркиПроективный тест для детей 4-7 лет. Цель: определение уровня тревожности детей.Оборудование: карточки с изображениями различных ситуаций, глядя на которые испытуемому необходимо прокомментировать свое эмоциональное состояние в подобной ситуации: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).3.Тест-сказка «Дурной сон»Цель: определить наличие тревоги и страха. Надо в методике дать ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний. В этих целях можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.Ответ, демонстрирующий наличие тревоги и страха, оценивается в 3 балла. Средний балл — 2, низкий — 1.Итак, нами проанализированы 3 методики, при помощи которых можно выявить наличие и степени тревоги, страха.Причём данные методики позволяют выявлять эти черты вербально и невербально. Методики имеют разные виды – у нас есть проективная методика, есть рисуночная методика. ЗаключениеЦельюнашей работы быловыявитьособенности эмоциональной сферы старших дошкольников. Нами достигнута данная цель. Нашим объектом было эмоциональное развитие, а предметом - особенности эмоционального развития старших дошкольников. Мы поставили и выполнили следующие задачи:1) провели теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме специфики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, 2) сделали анализ методик исследования эмоциональной сферы у старших дошкольников. Итак, в нашей работе мы рассмотрели особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Первая глава нашего исследования была посвящена теоретическим аспектам изучения особенностей развития эмоциональной сферы. Данная сфера была рассмотрена нами в контексте общей психологии, после этого мы анализировали психолого-педагогическую литературу по вопросу особенностей развития эмоциональной сферы у старших дошкольников. Проанализировав литературу, мы выяснили некоторые особенности развития интересующей нас категории детей. Вторая глава нашего исследования была посвящена анализу методик диагностики эмоциональной сферы дошкольников. Нами приведен анализ четырёх методик, изучающих особенности их эмоциональной сферы.Таким образом, нами выдвинутая гипотеза подтвердилась, эмоциональной сфере дошкольника присущи специфические черты. Список литературы1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 814 с.2.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М., 1990.http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=7j32&from=yandex.ru3.Бехтерев, В.М. Охрана детского здоровья / В.М. Бехтерев // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 2014.- с. 230 4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2015. - 400 с.5. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб, пособие для студ. вузов/ Г.М. Бреслав. М.: Академия, 2012.6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - СПб.: Речь,2001. — 74 с.7. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч.: Собр. соч.: В6-ти т. М.: Педагогика, 1983, т. 5, с. 257—311. 8. Гошина, Л.Н. Происхождение и специфика потребности в общении со сверстниками у детей / Л.Н.Гошина // Новые исследования в психологии. -2016. - № 2. С.28-34.9. Гуцова, П.К. Личностные особенности у дошкольников /П.К.Гуцова// Психология и педагогика на современном этапе. ГИПСР. - 2017. - С. 78-85. 10.Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. – 2004. - №10. – С. 12-17.11. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е.Дружинин. - М.: ТЦ Сфера 2013. -96с. (Серия практическая психология".) - C. 6-10 12. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 757c.13. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А.В.Запорожец и др. - М., 1986. -118 с.http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=jpn&from=yandex.ru14. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2000.-С. 62-63.15.Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Издательский центр «Академия»,1996. – 347 с.16.Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е.Изард. - М., 2017. - 440 с. 17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 752 с. - C.14- 398 18.Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2014. - 144 c.19.Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/С.В. Крюкова,Н.П.Слободяник. – М.: Генезис, 2000.20.Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2008.21. Кириллова, Е.А. Тревожный ребенок / Е.А. Кириллова. Е.Э. Беляева. - М.: Основа, 2012. - 192 с.22. Кетс де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. - М.: АльпинаПаблишер, 2016. - 532c.23.Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание /А.Н.Леонтьев//Вопросы философии. - 1972. - № 12. - С. 140. 24. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 171 - 180. 25. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., 1980. - С. 36-46. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=1jhs&from=yandex.ru26. Маханева, М. Д. Мы с друзьями - целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: Сфера, 2010. - 96 c. 27. Махлышева, С.Д. Краткий курс по детской психологии: учебное пособие / С.Д. Махлышева. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009. – 128 с.28. Макаренко, Ю.А. Пути изучения эмоций у детей. Актовая речь, январь 1976. - М.: Ин-т педиатрии АМН СССР, 1976. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=rhi&from=yandex.ru29. Манеров, В.X Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего. Автореф.: дис. д-ра наук. - СПб., 1993. 30. Мещеряков, Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М.: 2012.31. Мухина. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: ACADEMIA ,2016. - 456 с. - 103с. 32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Воронеж, 2008. - 304 с.33. Райгородский, Д.Я. Ребёнок и семья. Учебное пособие по детской ивозрастной психологии / Д.Я. Райгородский. – М., 2009.34. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М.: Прогресс, 2014. - 424 с.35. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2008.36. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. - М., 2013.37. Стебленко, С. А. Маленький лидер. 77 готовых занятий по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей / С.А. Стебленко. - М.: Феникс, 2011. - 224 c.38. Хомская, Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. - М., 1998. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=tpe&from=yandex.ru39.Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / М.А. Федосеева. - М.: Учитель, 2015. - 122 c.40. Шапиро, Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет / Е.И. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2011. - 16 c.

Список литературы
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 814 с.
2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М., 1990. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=7j32&from=yandex.ru
3.Бехтерев, В.М. Охрана детского здоровья / В.М. Бехтерев // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 2014.- с. 230
4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
5. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб, пособие для студ. вузов/ Г.М. Бреслав. М.: Академия, 2012.
6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - СПб.: Речь,2001. — 74 с.
7. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч.: Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983, т. 5, с. 257—311.
8. Гошина, Л.Н. Происхождение и специфика потребности в общении со сверстниками у детей / Л.Н. Гошина // Новые исследования в психологии. -2016. - № 2. С.28-34.
9. Гуцова, П.К. Личностные особенности у дошкольников / П.К. Гуцова // Психология и педагогика на современном этапе. ГИПСР. - 2017. - С. 78-85.
10.Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. – 2004. - №10. – С. 12-17.
11. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. - М.: ТЦ Сфера 2013. -96с. (Серия практическая психология".) - C. 6-10
12. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 757 c.
13. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец и др. - М., 1986. -118 с. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=jpn&from=yandex.ru
14. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2000.-С. 62-63.
15.Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Издательский центр «Академия»,1996. – 347 с.
16.Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М., 2017. - 440 с.
17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 752 с. - C.14- 398
18. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2014. - 144 c.
19. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис, 2000.
20.Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2008.
21. Кириллова, Е.А. Тревожный ребенок / Е.А. Кириллова. Е.Э. Беляева. - М.: Основа, 2012. - 192 с.

22. Кетс де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 532 c.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание / А.Н. Леонтьев //Вопросы философии. - 1972. - № 12. - С. 140.
24. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 171 - 180.
25. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., 1980. - С. 36-46. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=1jhs&from=yandex.ru
26. Маханева, М. Д. Мы с друзьями - целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: Сфера, 2010. - 96 c.
27. Махлышева, С.Д. Краткий курс по детской психологии: учебное пособие / С.Д. Махлышева. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009. – 128 с.
28. Макаренко, Ю.А. Пути изучения эмоций у детей. Актовая речь, январь 1976. - М.: Ин-т педиатрии АМН СССР, 1976. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=rhi&from=yandex.ru
29. Манеров, В.X Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего. Автореф.: дис. д-ра наук. - СПб., 1993.
30. Мещеряков, Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М.: 2012.
31. Мухина. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: ACADEMIA ,2016. - 456 с. - 103с.
32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Воронеж, 2008. - 304 с.
33. Райгородский, Д.Я. Ребёнок и семья. Учебное пособие по детской и
возрастной психологии / Д.Я. Райгородский. – М., 2009.
34. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М.: Прогресс, 2014. - 424 с.
35. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2008.
36. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. - М., 2013.
37. Стебленко, С. А. Маленький лидер. 77 готовых занятий по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей / С.А. Стебленко. - М.: Феникс, 2011. - 224 c.
38. Хомская, Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. - М., 1998. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=tpe&from=yandex.ru
39.Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / М.А. Федосеева. - М.: Учитель, 2015. - 122 c.
40. Шапиро, Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет / Е.И. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2011. - 16 c.

Вопрос-ответ:

Какие особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста включают повышенную эмоциональность, возникновение сложных смешанных эмоций, преобладание эмоций настоящего момента, развитие эмоционального самоконтроля и осознания эмоций.

Какие методы используются для диагностики особенностей эмоциональной сферы дошкольников?

Для диагностики особенностей эмоциональной сферы дошкольников используются различные методы, включая наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка, анкетирование, проективные методики, игровые методы, беседы и интервью.

Как можно описать эмоции как категорию психологии?

Эмоции могут быть описаны как комплексные психические явления, включающие физиологические, психологические и поведенческие проявления. Они связаны с определенными ситуациями или событиями и имеют субъективный характер, поскольку каждый человек воспринимает их по-своему.

Какие методы исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников существуют?

Существует ряд методов исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников, таких как самоотчетные методики, тесты и опросники, проективные методики, наблюдение за ребенком в реальных ситуациях и экспериментальные методики.

Какие проблемы могут возникать в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста?

В эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста могут возникать различные проблемы, такие как нарушения эмоциональной адаптации, повышенная агрессивность или обратное, психосоматические реакции, нарушения эмоционального саморегулирования и низкая эмоциональная компетентность.

Что такое эмоции в психологии?

В психологии эмоции - это сложные психические процессы, связанные с ощущениями, чувствами и субъективными переживаниями. Эмоции влияют на наше поведение, наше решение и общение с другими людьми.

Какие особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста эмоциональная сфера развивается активно. Они становятся способными распознавать и называть свои эмоции, а также эмоции других людей. Они начинают проявлять эмпатию, понимание и умение сопереживать другим. Однако, у них могут быть проблемы с управлением своими эмоциями и контролем их проявления.

Какими методами можно исследовать особенности эмоциональной сферы у дошкольников?

Для исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников используют различные методы. Например, наблюдение за их эмоциональными реакциями в разных ситуациях, интервьюирование, тесты и анкеты. Также могут применяться проективные методики, которые помогают выявить скрытые эмоции и внутренние конфликты.

В чем суть проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста?

Проблема эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что они могут испытывать трудности в управлении своими эмоциями и контроле их проявления. Они могут быть склонны к агрессии, капризам, страхам и сильным переживаниям. Важно помочь им развивать навыки эмоциональной регуляции и общения, чтобы они могли успешно справляться с эмоциональными вызовами и строить здоровые отношения с окружающими.