Методики оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 5
Глава 2. Организация и методы исследования 17
Глава 3. Результаты исследования 21
Выводы 27
Практические рекомендации 28
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

5).При анализе показателей систолического артериального давления внутри половых групп выявлены следующие различия. У девушек в пределах оптимальной нормы систолического артериального давления выявлено 51% студентов, нормального давления - в 30,6%, повышенной нормы - 8,2%. В 10,2% девушек, по данным систолического артериального давления, отмечается гипертония I степени. Среди юношей в пределах оптимальной нормы систолического артериального давления выявлено 17,8% студентов, нормального давления - 28,8%, повышенной нормы - 26,7% и в 26,7% юношей отмечается гипертония I степени (табл. 6).При анализе половых различий, согласно градации норм артериального давления, выявлено преобладание мужчин в группах студентов с оптимальной нормой (75,8% и 24, 2% соответственно) и нормальным давлением (53,6% та46,4% соответственно). Тогда как, в группах студентов с повышенной нормой преобладали юноши (75% и 25% соответственно) и артериальной гипертензией первой степени - 70,6% и 29,4% соответственно (табл. 6).Рядом исследований установлено, что при росте толерантности к физическим нагрузкам отмечается закономерное снижение индекса Робинсона. Этот индекс является показателем экономизации функции сердечно-сосудистой системы. При оценке результатов показатели индекса Робинсона делятся на пять уровней: низкий 111 у.е. и более, ниже среднего - 95-110 у.е., средний- 85-94 у.е., выше среднего - 70-84 у.е., высокий - 69 у.е. и меньше [1].Между девушками и юношами не обнаружено существенных различий показателей индекса Робинсона (И06,26 ± 21,97 у.е. и 110,47 ± 19,43 у.е. соответственно) (табл. 6).В группе девушек выявлены следующие показатели индекса Робинсона: низкий уровень в 34,7%. ниже среднего - в 30,6%, средний уровень - у 18,4%, выше среднего уровень - у 14,3% и высокий уровень в 2,1%. Среди юношей выявлены следующие показатели индекса Робинсона: низкий уровень в 44,4%, ниже среднего- в 35,6%, средний уровень - у 11,1%, выше среднего уровень - 8,9% и высокий уровень не зафиксировано (табл. 6).При анализе половых различий, согласно градации уровня индекса Робинсона, высокий уровень выявлен только в 2.1% девушек. В группе студентов с показателями индекса Робинсона выше среднего преобладали девушки (63,6% и 36,4% соответственно). В группе студентов с показателями индекса Робинсона среднего уровня также преобладали девушки (64,3% и 35,7% соответственно). В группе студентов с показателями индекса Робинсона ниже среднего преобладали юноши (51,6% и 48,4% соответственно). В группе студентов с низким уровнем индекса Робинсона также преобладали юноши (54,1% и 45,9% соответственно). Таким образом, только в 34,8% девушек и 20,0% юношей отмечается надлежащий уровень систолической работы сердца. Соответственно в 65,3% девушек и у 80% юношей выявлено напряжение систолической работы сердца по показателям индекса Робинсона (табл. 2).Одним из важных показателей донозологической диагностики является адаптационный потенциал кровообращения (АП). Адаптационный потенциал кровообращения позволяет судить о состоянии миокардиального-гемодинамического и энерго-метаболического гомеостаза с учетом возраста. При оценке АП результаты делятся на четыре уровня: удовлетворительная адаптация - 2,1 у.е. и меньше, напряжение механизмов адаптации - 2,11-3,2 у.е., неудовлетворительная адаптация - 3,21-4,3 у.е., срыв механизмов адаптации - 4,31 у.е. и более [1].Анализируя средние показатели адаптационного потенциала между девушками и юношами достоверных различий не выявлено (2,19 ± 0,40 у.е. и 2,40 = 0,28 у.е. соответственно) (табл.1).Таблица 5.Средние показатели состояния сердечно-сосудистой системы студентов 1-го курса в начале учебного годаПоказателиМ±m девушкиМ±m юношиРЧастота сердечных сокращений, уд/мин'187,31±13,2783,49-1:12,11р > 0,05Артериальное давление систолическое, мм.рт.ст.121,29±13,48132,49± 14,28р< 0,001Артериальное давление диастологическое. мм.рт.ст.77,76±9,2977,53±7,97р>0,05Индекс Робинсона, у.о.І06.26±2І,97110.47! 19,43р > 0.05Адаптационный потенциал кровообращения, у.о.2,19±0,402,40±0,28р > 0,05В группе девушек выявлены следующие показатели АП: удовлетворительная адаптация - в 28,9%, напряжение механизмов адаптации обнаружено в 68,9%, неудовлетворительная адаптация Таблица 6. Сравнительная характеристика состояния сердечно-сосудистой системыстудентов 1-го курса в начале учебного годаГрадации показателейСредние показателиПоловые отличия согласно градации показателейМ+mдевушкиМ+mюношиМ+m девушкиМ+mюношиЧСС,уд/мин'1<600%2.2 %0%100%60-8026.5 %35.6%44,8 %55,2 %>8073.5 %62.2 %56.3 "і,43.7%Артериальное давление, систолическое, мм.рт.ст.> 14010,2%26,7 %29.4 %70.6 %131-1398.2 %26.7 %25.(1 »„75.0 %120-13030.6 %28.9 %53,6 %,46,4 %< 12051 %17,8%75,8 %24,2 %Индекс Робинсона, у.е.<692.1 %0%100% 0%70-8414.3%8.9 %63.6 %36,4 %85-9418.4%11.1%64,3 %35,7 %95-11030.6 %35.6 %48.4 %51.6%> 11134,7 %44,4 %45,9 %54,1%Адаптационный потенциал кровообращения, у.е.<2.128.9 %22.2 %52.0 %48.0 %2.11-3.2068.9 %77.8 %42.5 %57,5 %3.21-4.302.2 %0 %100%0%> 4.310%0%0%0%- 2,2%, со срывом механизмов адаптации студентов не обнаружено. Среди юношей выявлены следующие показатели АП: с удовлетворительной адаптацией - 22,2%, напряжение механизмов адаптации отмечается в 77,8%, юношей с неудовлетворительной адаптацией и со срывом механизмов адаптации не выявлено (табл. 6).При анализе половых различий, согласно градации норм АП, в группе студентов с удовлетворительной адаптацией несколько преобладали девушки (52% и 48% соответственно). В группе студентов с показателями напряжения механизмов адаптации преобладали юноши (57,5% и 42,5% соответственно) (табл. 6).Итак, в начале учебного года наблюдается низкий уровень функционирования сердечно-сосудистой системы у студентов первого года обучения. В частности, как у девушек, так и у юношей выявлена тахикардия, повышенное систолическое артериальное давление и гипертонию I степени, напряжение систолической работы сердца по показателям индекса Робинсона и напряжение механизмов адаптации по показателям адаптационного потенциала кровообращения. У юношей отмечаются несколько худшие показатели состояния сердечно-сосудистой системы по сравнению с девушками.ВыводыЦель исследования заключалась воценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека (на примере студентов).Исследования проводились на базе научно-исследовательской лаборатории функциональной диагностики и физической реабилитации …. Было обследовано 47 студентов (24 девушки и 23 юноши) основной медицинской группы. Состояние сердечно-сосудистой системы исследовали по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), индекса Робинсона, адаптационного потенциала кровообращения (АП).Для характеристики функционального состояния студентов первого года обучения анализировали показатели сердечно-сосудистой системы. Проведенные исследования мы сравнивали с нормами функции сердечно-сосудистой системы, принятыми Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и с данными других авторов.В начале учебного года наблюдается низкий уровень функционирования сердечно-сосудистой системы. В частности, в 73,5% девушек и 62,2% юношей выявлено тахикардию; в 8,2% девушек и 26,7% юношей обнаружено повышенное норму систолического артериального давления и выявлены гипертонию I степени - у 26,7% мальчиков и у 10,2% девушек. В 65,3% девушек и у 80% юношей выявлено напряжение систолической работы сердца по показателям индекса Робинсона. В 68,9% девушек и в 77,8% юношей выявлено напряжение механизмов адаптации, а также в 2,2% девушек установлено неудовлетворительный уровень адаптации.Практические рекомендацииПриведенные результаты, иногда противоречивые через малую репрезентативность выборок и различные критерии их формирования, позволяют констатировать, что функциональное состояниеССС студентов-первокурсников как информативный показатель их здоровья и адаптации к нагрузкам формируется на фоне незавершенного биологическогосозревания в юношеском возрасте; характеризуетсясущественными колебаниями в различных по профилю иместом дислокации вузов, связанными с индивидуальнымиособенностями вегетативной регуляцииССС, уровнями учебной нагрузки, физическойподготовки и двигательной активности студентов,социально-экономическими и экологическими условиямиих проживания, и отмечается по некоторымоценкам тенденцией к ослаблению, особеннопосле функциональных проб.Функциональное состояние сердечно-сосудистой системыпервокурсников высших учебных заведений зависит от комплекса биологических (тип вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы), социальных (уровень учебной нагрузки, физическойтренированности и двигательной активности, связанныйс профилем высшего учебного заведения; местопостоянного проживания) и экологических факторов. Полученные данные могут быть использованы в качестве отправной точки для коррекции способа жизни студентов и их учебной нагрузки таким образом, чтоб организм испытуемых действовал наиболее эффективно и сохранял состояние здоровья, что во многом соотносится с состоянием сердечно-сосудистой системы.Список используемой литературыАнализ морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях УРФО / К.А. Сидорова, Т.А. Сидорова, О.А. Драгич [и др.] // Фундаментал. исследования. – 2011. – № 12. – С. 712-715Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968. - 251 с.Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. и др. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы // Здравоохранение Российской Федерации, 1995. - № 1. - С.23-25.Артеменков А.А. Изменнения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам / А.А. Артеменков // Гигиена и санитария. – 2007. – № 1. – С. 62-64.Баламутова Н.М., Коломийцева О.Э. Мониторинг состояния здоров’я студентов Харьковских вузов. Слобожанськийнауково-спортивнийвiсник. 2013. №1. С. 56-59.Будук-оол Л.К. Состояние сердечно-сосудистой системы при адаптации студентов, проживающих в условиях Южно-Сибирского региона / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Гигиена и санитария. – 2010. – № 1. – С. 84-87.Булич Є. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в её стимуляции / Булич Є. Г., Муравов И. В. – Киев : Олимпийская лит., 2003. – 384 с.Влияние физической нагрузки на кардиогемодинамические показатели студентов / Э.С. Геворкян, Ц.И. Адамян, С.М. Минасян [и др.] // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. – С. 56-59.Дубровский В.И. Валеология. Здоровье образ жизни. - М .: Retorika - A. 2001, 560 с.Коновалов В.В., Козменко О.А. Изменение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов ПГМУ под влиянием регулярных физических нагрузок // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7.;Марьинских С.Г. Морфофункциональное состояние и двигательная активность студентов в период адаптации к обучению в вузе / С.Г. Марьинских: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук: 03.03.01 “Физиология”. – Набережные Челны, 2011. – 24 с.Минский И.Я. Практикум по валеологииЧ.2. Черкассы, ВВД Университета, 1998. 84 с.Минский И.Я. Практикум по валоологииЧ.1. Черкассы, ВВД Университета, 1998. 118 с.Пискарев Ю.Г., Трофимов С.А. Влияние условий труда на состояние здоровья лиц с различным уровнем физической активности // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 3 – С. 114 ‒ 118с.Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в условиях адаптации к обучению в вузе в зависимости от вегетативного статуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 5-2. – С. 252-256;Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения / Г.А. Севрюкова // Гигиена и санитария. – 2006. – № 1. – С. 72-74.Слугина М.А., Слугин В.И. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека в покое и при нагрузках. Новый подход // ЛФК и массаж. ‒ 2004. ‒  № 1(10) ‒  С. 14 ‒ 20.Физиология человека: общая возрастная, спортивная: лабораторный практикум / Ю.М. Досин, Т.А. Миклуш, Т.В. Ровдо и др.; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Минск : БГПУ, 2009. – С.114-116.Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке / Э.С Геворкян, С.М. Минасян, Н.Н. Ксаджикян, А.В. Даян / Гигиена и санитария. – 2005. – № 5. – С. 55-57.Юрьева Е.В. Физиолого-гигиенические основы профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы персонала предприятия электрических сетей. Автореф. Дис. Канд. Мед. Наук. ‒ Москва – 2004. – 24 с.


Список используемой литературы

1. Анализ морфофункциональной изменчивости организма студентов юношеского возраста в условиях УРФО / К.А. Сидорова, Т.А. Сидорова, О.А. Драгич [и др.] // Фундаментал. исследования. – 2011. – № 12. – С. 712-715
2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968. - 251 с.
3. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. и др. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы // Здравоохранение Российской Федерации, 1995. - № 1. - С.23-25.
4. Артеменков А.А. Изменнения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам / А.А. Артеменков // Гигиена и санитария. – 2007. – № 1. – С. 62-64.
5. Баламутова Н.М., Коломийцева О.Э. Мониторинг состояния здоров’я студентов Харьковских вузов. Слобожанський науково-спортивний вiсник. 2013. №1. С. 56-59.
6. Будук-оол Л.К. Состояние сердечно-сосудистой системы при адаптации студентов, проживающих в условиях Южно-Сибирского региона / Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Гигиена и санитария. – 2010. – № 1. – С. 84-87.
7. Булич Є. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в её стимуляции / Булич Є. Г., Муравов И. В. – Киев : Олимпийская лит., 2003. – 384 с.
8. Влияние физической нагрузки на кардиогемодинамические показатели студентов / Э.С. Геворкян, Ц.И. Адамян, С.М. Минасян [и др.] // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. – С. 56-59.
9. Дубровский В.И. Валеология. Здоровье образ жизни. - М .: Retorika - A. 2001, 560 с.
10. Коновалов В.В., Козменко О.А. Изменение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов ПГМУ под влиянием регулярных физических нагрузок // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7.;
11. Марьинских С.Г. Морфофункциональное состояние и двигательная активность студентов в период адаптации к обучению в вузе / С.Г. Марьинских: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук: 03.03.01 “Физиология”. – Набережные Челны, 2011. – 24 с.
12. Минский И.Я. Практикум по валеологииЧ.2. Черкассы, ВВД Университета, 1998. 84 с.
13. Минский И.Я. Практикум по валоологииЧ.1. Черкассы, ВВД Университета, 1998. 118 с.
14. Пискарев Ю.Г., Трофимов С.А. Влияние условий труда на состояние здоровья лиц с различным уровнем физической активности // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 3 – С. 114 ‒ 118с.
15. Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в условиях адаптации к обучению в вузе в зависимости от вегетативного статуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 5-2. – С. 252-256;
16. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения / Г.А. Севрюкова // Гигиена и санитария. – 2006. – № 1. – С. 72-74.
17. Слугина М.А., Слугин В.И. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека в покое и при нагрузках. Новый подход // ЛФК и массаж. ‒ 2004. ‒ № 1(10) ‒ С. 14 ‒ 20.
18. Физиология человека: общая возрастная, спортивная: лабораторный практикум / Ю.М. Досин, Т.А. Миклуш, Т.В. Ровдо и др.; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Минск : БГПУ, 2009. – С.114-116.
19. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке / Э.С Геворкян, С.М. Минасян, Н.Н. Ксаджикян, А.В. Даян / Гигиена и санитария. – 2005. – № 5. – С. 55-57.
20. Юрьева Е.В. Физиолого-гигиенические основы профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы персонала предприятия электрических сетей. Автореф. Дис. Канд. Мед. Наук. ‒ Москва – 2004. – 24 с.

Вопрос-ответ:

Какие методики оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека были использованы в исследовании?

В исследовании были использованы различные методики оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека. Некоторые из них включали измерение систолического артериального давления, анализ показателей сердечной активности и т.д.

Какие результаты были получены в исследовании о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы?

В результате исследования было обнаружено, что у девушек в пределах оптимальной нормы систолического артериального давления выявлено 51 студент. Также были выявлены другие различия в показателях внутри половых групп.

Какие выводы были сделаны на основе проведенного исследования по оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека?

После проведения исследования были сделаны следующие выводы: [тут должны быть указаны выводы, которые были представлены в статье]

Какие практические рекомендации предлагаются на основе результатов исследования о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы?

По результатам исследования были предложены следующие практические рекомендации: [тут должны быть указаны практические рекомендации, которые были представлены в статье]

Какие методы были использованы в организации исследования о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы человека?

В организации исследования были использованы различные методы, включая [тут должны быть указаны методы, которые были использованы в статье]

Какие методики используются для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы?

В статье описываются различные методики оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, такие как измерение систолического артериального давления, анализ показателей пульсовой волны, изучение физической активности и многое другое.

Как можно измерить систолическое артериальное давление?

Систолическое артериальное давление можно измерить с помощью специального тонометра, который сжимает артерию на плече пациента и измеряет давление в манжете. Этот метод позволяет определить показатели систолического давления.

Какие различия были выявлены в показателях систолического артериального давления среди половых групп?

По результатам исследования, в пределах оптимальной нормы систолического артериального давления было выявлено 51 студент. Не уточняется, являются ли эти студенты мужчинами или женщинами, поэтому неизвестно, возникли ли какие-то различия между полами в данном показателе.

Какие выводы были сделаны по результатам исследования?

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что методики оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы являются эффективными и могут быть использованы для определения состояния здоровья у людей. Однако, не уточняется, какие именно выводы были сделаны на основе конкретного исследования.

Какие рекомендации даются в статье на основе полученных результатов?

По результатам исследования, в статье делаются практические рекомендации по использованию методик оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы для оценки здоровья человека. Однако, не указаны конкретные рекомендации, которые дали авторы статьи.