способы создания женских образов в романе Ш.Бронте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 30 30 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 18.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Концепция литературных типов и образов художественного произведения…………………………………………………………………..6
1.1. Специфика понятия литературного типа………………………………6
1.2. Характеристика художественных образов и их типология………….10
Выводы по Главе 1. …………………………………………………………..14

Глава 2. Специфика создания женских образов в творчестве Ш. Бронте на примере романа «Городок»………………………………………………15
2.1. Особенности творческой индивидуальности Шарлотты Бронте………15
2.2. Анализ женских образов и способов их создания в романе Ш. Бронте «Городок»………………………………………………………………………20
Выводы по Главе 2. ……………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………..28

Список использованной литературы………………………………………….30




Фрагмент для ознакомления

Образ мисс Марчмонт создается Шарлоттой Бронте посредством воспоминаний о ней Люси. Главная героиня описывает подробный портрет женщины, приютившей ее. В описании внешнего вида Марчмонт нет скрытых мотивов – эмоционального проникновения, иронического подтекста и др. Люси создает лаконичный портрет женщины через последовательные характеристики:«Мисс Марчмонт была богата и жила в великолепном доме, но уже двадцать лет из-за подагры у нее отнялись руки и ноги»[Бронте, 2011:54].После данной характеристики перед читателем вырисовывается женский образ, обделенный физическими возможностями, и способностью жить в полную силу. Этот образ уже неполноценный и выступает, как статичный, лишенный возможности всякого движения и развития.«Целые дни она сидела у себя наверху, где были расположены, примыкая друг к другу, гостиная и спальня»[Бронте, 2011:54].Образ мисс Марчмонт создается через отсылку Люси о том, что она «много слышала» о хозяйке, о ней говорили служащие. Однажды, увидев воочию госпожу, Люси осталась в волнении:«Я много слышала о мисс Марчмонт и ее странностях (говорили, что она весьма неуравновешенна), но никогда ее не видела. Она оказалась морщинистой, седой дамой, мрачной от одиночества, ожесточенной страданиями и, вероятно, вспыльчивой и требовательной»[Бронте, 2011:56].Женский образ Марчмонт все-таки открылся немного с другой стороны перед Люси. Время позволило изменить первоначальное отношение к хозяйке дома со стороны главной героини, которое заключалось в отчуждении и робости. С прошествием времени Люси поняла, что госпожа благотворно влияет на нее – ей спокойно и приятно рядом с ней. Одним из важных способов создания женских образов романа «Городок» является обращение к воспоминаниям героинь, к описанию и рассказам из прошлого. Помогает в этом особый стилистический прием – ретроспектива. Так, в беседе между мисс Марчмонт и Люси Сноу происходит довольно близкое доверие друг другу, женщины сближаются, хозяйка рассказывает о своем прошлом, о том, что ее тяготит и тревожит по сей день.Прибыв в Брюссель (довольно символический топоним для самой Шарлотты Бронте), Люси устраивается на работу в дом-пансион мадам Бек. В этом доме воспитываются девочки из состоятельных семей, одной из воспитательниц которых становится Люси Сноу. Со временем героиня получает повышение и становится учительницей английского языка и грамматики.В создании женского образа весомую роль играют сюжетно-композиционные и словесно-речевые характеристики действий героини. Они способствуют более глубокому восприятию читателем сути и специфики героини, а также пониманию авторского замысла.Подробно рассматривая средства описания действий персонажа, нужно принимать во внимание оценочный аспект данных средств. Ш. Бронте косвенно описывает характер Люси Сноу, как главного женского образа романа «Городок», сквозь призму ее действий, размышлений и описаний своей жизни. Так, Люси предстает перед нами доброжелательной, милосердной, заботливой и непритязательной девушкой. Женский образ главной героини создается через ряд событий, подтверждающих характер Люси:« - Иди ко мне, - сказала я, желая, чтобы она согласилась, но почти не надеясь на это, потому что она была очень странным и капризным созданием и именно при мне особенно явно выказывала свои причуды. Однако она тут же подошла ко мне, скользя по ковру подобно привидению. Я взяла ее к себе. Она совсем замерзла, ти я обняла ее, чтобы согреть. Ее пробирала нервная дрожь, а я старалась убаюкать ее. Согревшись, она наконец затихла и уснула»[Бронте, 2011:36].Образ главной героини романа, Люси, создается посредством портретных описаний, свойственных определенной жизненной ситуации. Так, например, во время пребывания в доме-пансионе у мисс Марчмонт, в момент разговора с хозяйкой, Люси Сноу невольно увидела свое отражение в большом зеркале. Это видение поразило девушку, сравнивая себя с призраком, она пришла в волнение и глубокую грусть, однако предложение хозяйки заменить одну из ее служанок помогло Люси отвлечься от мрачного состояния:«И правда, в зеркале отражался одетый в траурное платье призрак с изможденным лицом и ввалившимися глазами. Однако я недолго предавалась созерцанию этого грустного зрелища. Я верила, что сникла лишь внешне, а в глубине души ощущала возрождающуюся жизнь»[Бронте, 2011:72].Выше приведенный материал позволяет говорить о том, что множество языковых средств и способов их реализации в тексте произведения позволяют сформировать цельный художественный женский образ, который помогает читательской аудитории в большей степени подвергнуться эмоционально-эстетическому воздействию от прочитанного произведения.Люси Сноу является новым типом героини в романе Англии XIX века. Шарлотта Бронте отчаянно отстаивает мысль, что роль женщины не должнасводится лишь к замужеству и семейной жизни; она может посвятить себя какому-то важному делу, служить своему призванию.Выводы по Главе 2.В практической части настоящего исследования мы рассмотрели два серьезных аспекта темы – выявление основных черт творческой деятельности Шарлотты Бронте и специфика создания женских образов в романе Бронте «Городок», которые позволили нам сделать следующие выводы.Шарлотта Бронте создает образы посредством обращения к совершенно иной модели женского характера. Люси, как главного персонажа романа, отличают моральные устои и нравственность, а также справедливость и жизненная правда, которой героиня остается верна и преданна на протяжении всего повествования.Женские образы романа создаются посредством художественно-выразительных средств и изобразительных приемов.Одними из важнейших способов создания женских образов романа «Городок» является обращение к приему ретроспекции, сюжетно-композиционным и словесно-речевым характеристикам действий героинь, портретным описаниям.Через определенные жизненные коллизии, которые представляет нашему вниманию главная героиня, вырисовывается цельный женский образ, отличающиеся гармоничностью и динамичностью.ЗаключениеВ настоящей работе рассмотрен серьезный вопрос литературоведения, который сводится к выявлению специфики создания женских образов в романе Шарлотты Бронте «Городок». В теоретической части курсовой работы мы привели толкование основных литературоведческих понятий: «литературный тип», «тип», «образ», «художественный образ» и «образность».В мировой литературе реализма складываются особые типы литературных героев, отличающиеся рядом общих черт и признаков, их поведение обусловлено схожими обстоятельствами, а раскрытие образа в тексте строится на традиционных сюжетных коллизиях и мотивах.Образ следует рассматривать с позиции литературного аспекта. Художественный образ является существенной категорией литературного текста. Одной из самых значительных характеристик художественного произведения, необходимых для литературоведческого анализа.Женщина в романах писательницы сильная, волевая, предприимчивая, независимая, готовая на самостоятельное выживание в любых жизненных условиях. Бронте показывает, что женщина должна содержать в порядке не только дом, но и свой внутренний мир. Роман «Городок» написан по традициям романного творчества Бронте. Писательница всегда была неравнодушна к женской судьбе и теме женского равноправия. Главной темой романа является процесс «вхождения» в серьезную жизнь и процесс постепенного становления личности главной героини.Одним из важных способов создания женских образов романа «Городок» является обращение к воспоминаниям героинь, к описанию и рассказам из прошлого – прием ретроспекции.В создании женского образа весомую роль играют сюжетно-композиционные и словесно-речевые характеристики действий героини. Они способствуют более глубокому восприятию читателем сути и специфики героини, а также пониманию авторского замысла.Образ главной героини романа, Люси, создается посредством портретных описаний, свойственных определенной жизненной ситуации.Подробно рассматривая средства описания действий персонажа, нужно принимать во внимание оценочный аспект данных средств. Ш. Бронте косвенно описывает характер Люси Сноу, как главного женского образа романа «Городок», сквозь призму ее действий, размышлений и описаний своей жизни. Через определенные жизненные коллизии, которые представляет нашему вниманию главная героиня, вырисовывается цельный женский образ, отличающиеся гармоничностью и динамичностью.Все женские образа романа «Городок» многоплановы и весьма индивидуальны. У каждой из героинь свой характер и приоритеты, с которыми читатель знакомится через воспоминания Люси Сноу.Шарлотта Бронте была заинтересована показать весь спектр женских качеств, в частности силу воли и смелость, коими может обладать Леди современного писательнице времени.Создавая женские образы, Шарлотта Бронте, основывалась на собственном мировосприятии и личностных качествах, присущих ей и ее сестрам. Волевая, решительная, смелая, способная на искренние чувства и справедливую оценку окружающей действительности писательница создает образы сильной женщины, готовой добиться успеха в жизни.Список использованной литературы:Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.Беликова Е.В. Система личностных мотивов и организация сюжета в романе Ш. Бронте «Городок» // Вестник Омского университета, №3, 2013. – С. 136-139.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – С. 93-98.Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе ХХ века: типология – лингвопоэтика – перевод: автореф. дисс. …канд. филол. наук. – Самара, 2011. – 60 с.Бронте Ш. Городок: роман. – М.: Эксмо, 2009. – 467 с.Бронте Ш. Городок / Пер. А. Орел, Е. Суриц. – М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. – 448 с.Васильева Э.В. К вопросу о реализме Ш. Бронте («Городок» и мономиф) // Вестник Пермского университета / Российская и зарубежная филология. Вып. 1 (33). – 2016. – С. 93-99.Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика, 1898. – 400 с.Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т.1. – М., 1971. – С.244.Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997. – С.129.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб.пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.Ефимова Е.Ш. Положение гувернанток и учительниц в Великобритании последней трети XIX века // Вестник Челябинского государственного университета, №23 (238), Вып. 47, 2011. – С. 164-168.Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций, 1980. – С. 183-201.Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Уральского государственного университета, №35, 2005. – С. 28-44. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск,1992. – С.207.Крупенина М.И. Магическое восприятие в романе «Виллет»: трансформация действительности // Историческая и социально-образовательная мысль, Т. 9, №4/2, 2017. – С.163-168.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. – М., 2003. – С. 241-248.Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дисс. …канд. филол. наук. – Самара, 2014. – 208 с.Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // КЛЭ. Т. 5., 2009. – С.363-369.Сидорова О. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании / О.Сидорова. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2005. – 374 с.Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. I. – СПб., 2001. – 600 с.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.Тугушева М.П. Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества. – М.: Худож. лит., 1982. – 191 с.Хабибуллина Л.Ф. Женский национальный тип в английской литературе XIX века // Вестник ЧГПУ / Филология и искусствоведение, №11, 2009. – С. 292-299.Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, №4, 2003. – С.3-13. Шамина Н.В. Женская проблематика в викторианском романе 1840-1870-х гг.: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот // канд. дисс. фил. – Саранск, 2005. – 235 с.Щемелева Л.М. Символ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С.378-379.Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. – М., 2011. – С. 252-257.Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms, 2000, p. 208.Morier H. Dictionnaire de poétique et de rhétorique, 2008, p. 548-549.Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory, 2014, p. 442-443.

Список использованной литературы:

1. Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.
2. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.
4. Беликова Е.В. Система личностных мотивов и организация сюжета в романе Ш. Бронте «Городок» // Вестник Омского университета, №3, 2013. – С. 136-139.
5. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.
6. Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – С. 93-98.
7. Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе ХХ века: типология – лингвопоэтика – перевод: автореф. дисс. …канд. филол. наук. – Самара, 2011. – 60 с.
8. Бронте Ш. Городок: роман. – М.: Эксмо, 2009. – 467 с.
9. Бронте Ш. Городок / Пер. А. Орел, Е. Суриц. – М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. – 448 с.
10. Васильева Э.В. К вопросу о реализме Ш. Бронте («Городок» и мономиф) // Вестник Пермского университета / Российская и зарубежная филология. Вып. 1 (33). – 2016. – С. 93-99.
11. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика, 1898. – 400 с.
12. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т.1. – М., 1971. – С.244.
13. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997. – С.129.
14. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.
15. Ефимова Е.Ш. Положение гувернанток и учительниц в Великобритании последней трети XIX века // Вестник Челябинского государственного университета, №23 (238), Вып. 47, 2011. – С. 164-168.
16. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций, 1980. – С. 183-201.
17. Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Уральского государственного университета, №35, 2005. – С. 28-44.
18. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск,1992. – С.207.
19. Крупенина М.И. Магическое восприятие в романе «Виллет»: трансформация действительности // Историческая и социально-образовательная мысль, Т. 9, №4/2, 2017. – С.163-168.
20. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
21. Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. – М., 2003. – С. 241-248.
22. Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дисс. …канд. филол. наук. – Самара, 2014. – 208 с.
23. Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // КЛЭ. Т. 5., 2009. – С.363-369.
24. Сидорова О. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании / О.Сидорова. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2005. – 374 с.
25. Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. I. – СПб., 2001. – 600 с.
26. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.
27. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества. – М.: Худож. лит., 1982. – 191 с.
28. Хабибуллина Л.Ф. Женский национальный тип в английской литературе XIX века // Вестник ЧГПУ / Филология и искусствоведение, №11, 2009. – С. 292-299.
29. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, №4, 2003. – С.3-13.
30. Шамина Н.В. Женская проблематика в викторианском романе 1840-1870-х гг.: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот // канд. дисс. фил. – Саранск, 2005. – 235 с.
31. Щемелева Л.М. Символ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С.378-379.
32. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. – М., 2011. – С. 252-257.
33. Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms, 2000, p. 208.
34. Morier H. Dictionnaire de poétique et de rhétorique, 2008, p. 548-549.
35. Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory, 2014, p. 442-443.