Система развития устной речи (восприятие и воспроизведение) у глухих и слабослышащих школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 18.11.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Теоретические основы развития речи у слабослышащих обучающихся 5
1.1. Особенности обучения школьников с нарушениями слуха 5
1.2. Обучение чтению как ключевое направление в развитии речи у слабослышащих школьников 8
2. Практические подходы к обучению развития речи у слабослышащих школьников 15
2.1. Методы, средства и формы обучения литературному чтению слабослышащих обучающих 15
2.2. Методические приемы 22
Заключение 28
Список литературы 29


Фрагмент для ознакомления

Своеобразие реализации принципа прочности заключается в следующем. В гораздо большем по сравнению с массовой школой удельным весом учебного времени, отводимого на процесс многократногоповторения учебного материала.- В необходимости введения в учебный процесс специальныхприемов активизации и интенсификации мнемического процесса. К таковым приемам следует отнести: формирование приемов запоминания;опору на полисенсорное восприятие информации; применение знанийна практике в многократно варьируемых условиях; эмоциональное насыщение учебной информации; здоровьесберегающие технологии, укрепляющие психофизиологическую основу мнемических процессов.- В развитии способности к логической обработке информации,которая идет: на основе формирования приемов сознательного чтения,целенаправленной работы над понятийным аппаратом учебного предмета, формирования логических операций сравнения, обобщения, абстрагирования и т.п. [31]- Учитывая, что слово есть одно из важнейших средств-опор запоминания воспринятого объекта, учитель выделяет как важное и самостоятельное направление на уроке работу надключевыми словами-понятиями по данной теме, добивается восприятия и воспроизведения терминологического фонда дисциплины в разнообразных модальностях: в оральной форме, дактильно-визуальной,дактильно-двигательной, артикуляционной, письменной.Принцип наглядностипредполагает организацию обучения с опорой на живое, чувственноевосприятие изучаемых предметов и явлений или их изображений. Наглядность – свойство, выражающее степень доступности и понятностипсихических образов объектов познания для человека. Трудно переоценить значение данного принципа, требующегоактивного применения наглядности как дидактического средства в обучении глухого учащегося. Прежде всего, наглядность активизируеткогнитивные процессы. В чувственно иллюстративнойфункции онаподтверждает информацию учителя; в демонстрационнойфункции онавыступает как источник знания. Натуральные объекты и их изображения компенсируют бедность личного чувственного опыта глухого; знаковая наглядность (схемы, карты и т.п.) создают условия для восхождения от наглядного уровня мышления к абстрактно-понятийному. Далее, наглядность играет важную роль в мотивировании учения. Делаяучебную информацию чувственной, а, значит, эмоционально насыщенной, она стимулирует познавательный интерес. Не менее важна рольнаглядности как средства мониторинга за качеством усвоения: выполненная учащимся наглядность (зарисовки, рисунки, схемы) помогаютучителю контролировать понимание текста.Своеобразие реализации принципа наглядности в обучении неслышащих заключается в самом обобщенном виде в следующем.- Прежде всего – в формировании речи. С. А. Зыков подчеркивал, что только тогда глухой ребенок усвоит номинативную функциюслова, когда будет установлена моментальная связь между самим словом и наглядно воспринимаемым предметом.- По сравнению с массовой школой принцип наглядности выстраивает иную иерархию в применении методов обучения. Вследствиеограничений в речевой компетентности и развитии логического мышления глухих учащихся наглядные методы являются средством, обязательно сопровождающим словесную подачу учебного материала.- Эффективность реализации принципа наглядности в школе дляглухих и слабослышащих, несмотря на свою явную природосообразность, парадоксально высоко зависит от степени и качества педагогического руководства процессом восприятия наглядности [36]. Cвоеобразиеприменения наглядности в обучении глухих состоит в том дидактическом феномене, о котором говорил еще А. С. Макаренко, «уединенныйметод», средство само по себе работать не может. По сравнению с массовой школой оно должно быть особо тщательно и более углубленно аранжировано.В условиях предметно-практической деятельности у школьников повышается потребность в чтении слов, предложений, поручений, инструкций текста, в определении смысла высказывания, в проверке понимания прочитанного через практическую деятельность, в использовании полученной при чтении информации. 2.2. Методические приемыОсновные рекомендации по реализации разработанных занятий:1. При работе с детьми следует учитывать уровень речевого развития ребенка и языковые способности, индивидуальные особенности каждого ребенка, его физическое и психическое состояние, предпочтения, интересы, желания.2. В зависимости от индивидуальных особенностей детей нужно очень корректно определять объем и учитывать степень сложности задач.3. Первые занятия должны длиться не более 10 минут, потому что на начальном этапе ребенок тяжело концентрирует внимание на учебном процессе. Впоследствии их продолжительность можно увеличить до 20-30 минут. Проводить занятия дважды в неделю.4. Педагогам нужно во время занятий создавать доброжелательную атмосферу, вызвать положительные эмоции и интерес к чтению.5. Занятия для сознательности чтению у детей с нарушениями слуха должны быть построены на игре, сказках. Это даст детям возможность самореализоваться. Педагоги должны стараться, чтобы каждое занятие заканчивалось на положительных эмоциях, используя различные сюрпризные моменты, награды.6. Параллельно с проведением занятий, педагог должен заниматься детьми индивидуально.7. Во время обучения чтению также обращаем внимание на развитие кисти руки и мелких мышц пальцев, на формирование пространственных представлений (слева, справа, внизу, сверху).Для этого можно детям давать такие задачи: выложи из бусинок, пуговиц, ниток, природного материала букву, слог, слово; обводки и раскраски контурных рисунков, рисование, вырезание, конструирование, лепка и т.д.Важным моментом является создание благоприятной обстановки на занятии, заинтересованности в занятии, которая в последствии станет основой интереса к процессу чтению. Примеры заданий:1.Вводные занятия (16 часов)Вводные занятияДля ознакомления детей с буквами следует организовать ряд вводных занятий с целью демонстрации детям вида буквы и осуществления ассоциации с предметами.Работа на вводном этапе должна быть организована следующим образом:С каждой буквой ознакомление происходит в три занятия – на первом происходило ознакомление с формой буквы и формирование самой простой ассоциации, на втором дети закрепляли букву и ознакомились со словами, на которые они начинаются. Третье включало сказку про букву. Занятия длятся недолго 10-15 минут, чтоб дети не заскучали.К примеру, буква А в картинках – конечно же буква А похожа на Арбуз! Зеленый, спелый, и вкусный! Только в осеннюю пору бывают такое вкусные арбузы, как наша буква А!Рисунок 1. Изображения буквы А, представленные детямВ качестве закрепления можно использовать следующие задания:Рисунок 2. Задание на нахождение словСказка про букву ААвтор сказки: Ирис РевюВ сказочном царстве Алфавит все знают букву А. Она стоит на первом месте.Давно прошли те времена, когда буква А считала себя самой главной.— Ведь не случайно я стою первой, — думала она.Теперь она понимает, что все буквы Алфавита одинаково важны. Даже твёрдый и мягкий знаки, которым сказочная фея позабыла дать собственные звуки.А в прежние времена… Долго терпели буквы её капризы. Похвалялась буква А: я – активная, азартная, агрессивная, и абсолютно главная.Обиделись тогда на неё все буквы, да и убежали из книжек. На страничках остался только набор из букв А – «А-а-а», так поют маленькие дети, недавно появившееся на свет.Естественно, что из книг ушёл главный смысл, и люди перестали их читать.Расстроилась буква А. Долго кричала она: «А-а» да «А-а». А потом утёрла слёзы и решила помириться со всеми буквами. Для этого она накрыла аппетитный стол. Чем же угощала буква А своих гостей – других букв Алфавита?А потчевала она вот чем: абрикосами и айвой, ананасами и алычой, авокадо иарбузом, апельсинами и ароматными яблоками, сорт которых назывался «антоновка».Отведав аппетитных яств, буквы решили, что больше обижаться на букву А они не будут, ведь и им без неё приходится туго.Еще и буква Ы, Ъ и Ь, но они постепенно будут вводиться в ходе выполнения заданийПосле прохождения всех букв детям предлагались интересные задания на внимание, сообразительность, творческие качества. К примеру, сделать муляжи букв, взять зеркало, (без острых углов, желательно пластмассовое) и провести с детьми эксперименты, отражая букву.Рисунок 3. Опыт с зеркалом для наблюдения симметричности букв.Далее, следует переходить с детьми к более сложным заданиям (Шифровальщик). Дети должны уяснить, что у каждого предмета есть имя, которое состоит из малюток – букв, выстроенных в определенном порядке. Когда это усвоено, переходим к заданиям следующего типа:1. Составление слова по первым буквамРисунок 4. Подвид задания «Шифровальщик»2. Составление полного названия предметовРисунок 5. Подвид задания «Шифровальщик»Такие тренировки позволят детям научиться составлять несложные слова и стали подведением к следующему этапу. Дети понимают, что читать – совсем несложно. Таким образом, можно сделать вывод, что уроки чтения имеют и коррекционную направленность, так как процесс обучения строится в соответствии с принципами коммуникативной системы. ЗаключениеИсследования многих специалистов и психологов в области специальной педагогики показывают, что школьники, у которых возникают проблемы в овладении навыками чтения ещё вначальных классах, в большинстве своём несут это бремя по всему образовательному маршруту. Отсюда ясно, что повышение качества образования глухих учащихся закладываются именно в младших классах. На ступени начальной школы чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Формирование навыка чтения идёт их знаний и представлений об окружающем мире. Уроки чтения имеют и коррекционную направленность, так как процесс обучения строится в соответствии с принципами коммуникативной системы. На занятиях максимально стимулируется овладение детьми словесной речью, всеми её сторонами - произносительной, лексической, грамматической, семантической в условиях использования и развития остаточного слуха. Глухие учащиеся наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при освоении навыка чтения: с трудом овладевают техникой чтения, плохо понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок. Слабая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и ограниченностью развития, приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текста в целом. В новых условиях жизни общества педагоги коррекционных школ для глухих детей активно ищут оптимальные варианты обучения школьников со сложными нарушениями развития, апробируют разные обучающие системы, заимствованные из теории и практики разных видов образовательных учреждений.


1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. – М.: Просвещение, 1987. – 231 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 139 с.
3. Гончарова Е.Л. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. – М.: 1986. – 220 с.
4. Граш Н.Е. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения: Книга для учителей и родителей.- Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001-192с.
5. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся ( I-VI классы 2-го отделения). М., «Педагогика», 1976.- 240с.
6. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. Избранные труды. М.: - Просвещение, 1997. – 129 с.
7. Исаева О.В. Трудности уроков чтения в начальной школе и пути их преодоления. – Оренбург: ОГПУ, 2013. – 128 с.
8. Корсунская Б.Д. Читаю сам: книга для чтения для глухих детей. – М.: Просвещение, 1995.
9. Красильникова О.А.Педагогическая система литературного развития слабослышащих учащихся на ступени начального обучения: Монография.-Спб.: Изд-во РГПУ им Герцена, 2016.-187с.
10. Красильникова О. А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения: учеб. пособие. — СПб.: КАРО, 2005. — 170 с.
11. Красильникова О. А. Овладение универсальными учебными действиями слабослышащими школьниками на уроках литературного чтения // Образование детей с нарушением слуха: материалы юбил. науч.-практ. семинара "Современная коррекционная школа. Какой ей быть?", 30 нояб. 2012 г. — СПб., 2012 — С. 122-127.
12. Красильникова О. А. Проектная деятельность слабослышащих младших школьников на уроках литературного чтения // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями : социокультурные стратегии и перспективы: материалы XVI Междунар. конф. "Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика", 22-24 апр. 2009 г. — СПб., 2009 — С. 94-98.
13. Красильникова О. А. Методы обучения чтению в инновационной педагогической системе литературного развития слабослышащих младших школьников // Ребенок с особыми образовательными потребностями в мире искусства: материалы XV Междунар. конф. "Ребенок в современном мире. Искусство и дети", 16-18 апр. 2008 г. — СПб., 2008 — С. 71-75.
14. Красильникова О. А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
15. Красильникова О. А. Воспитание интереса у слабослышащих к литературному чтению // Здоровье детей как ценность культуры: материалы X междунар. конф. "Ребенок в современном мире. Культура и детство", 16-18 апр. 2003 г. — СПб., 2003 — С. 58-64.
16. Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.-272 с.
17. Лазарева Е.И. Методика обучения «проблемных» детей по чтению: Учебное пособие. –Казань: Карпол, 2010. – 315 с.
18. Лапшин В.А., Пузанов Б.П.Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1998. – 167 с.
19. Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи. - СПБ.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена; Изд-во "СОЮЗ", 2001.-159с.
20. Морозова Н.Г. О воспитании сознательного чтения у глухих. – М.: Учпедгиз, 1989. – 219 с.
21. Нестерович Т.В. Обучение чтению в условиях использования предметно-практической деятельности. Вопросы обучения и воспитания глухих детей. – Свердловск, 1995. – 276 с.
22. Никитина М. И. Пути совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся. – М.: Просвещение, 1993.- 176 с.
23. Никитина М. И. Уроки чтение в школе для слабослышащих детей: Пособие для учителя.-2 изд. перераб. -М.: Просвещение, 1991.- 143 с.
24. Никитина М. И. Преподавание литературы в школе слабослышащих: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов.- М,: Просвещение, 1983- 120с.
25. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2016. – 276 с.
25. Никитина М.И., Матыня Э. Организация учебного процесса на уроках чтения в школе глухих. – М.: Просвещение, 1986.
26. Новосёлов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. – М.: Просвещение,1993. – 334 с.
27. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи школьников с нарушенным слухом. – М.: Владос, 2013. – 198 с.
30. Психология глухих детей/ Под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М.: Просвещение, 1991. – 401 с.
33. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида/ Под ред. Зыковой Т.С. Сборник 1.- М.: Просвещение, 2013. – 344 с.
34. Рау Ф.Ф. устная речь глухих. – М.: Просвещение, 1973. – 156 с.
35.Сурдопедагогика: Учебник. Под ред. Речицкой Е.Г. – М.:Владос,2014. – 237 с.
36. Специальная психология. Под ред. Лубовского В.И. - М.: Владос,2013. – 179 с.
37. Фишман М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения. – М.: Экзамен, 2014. – 230 с.
38. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. – М.: Просвещение, 1968. – 339 с.

Вопрос-ответ:

Какими особенностями обладают слабослышащие школьники при обучении речи?

Слабослышащие школьники имеют определенные особенности обучения речи, так как у них нарушено восприятие звуков. Они могут испытывать трудности в различении и правильном воспроизведении звуков, а также в понимании речи других людей. Для них важно разработать специальные методы и подходы обучения, которые помогут им успешно развивать устную речь.

Какое значение имеет обучение чтению для развития речи у слабослышащих школьников?

Обучение чтению играет ключевую роль в развитии речи у слабослышащих школьников. Чтение позволяет им улучшить навыки восприятия звуков и различения звукоподражательных слов, а также расширить словарный запас и улучшить грамматические навыки. Кроме того, чтение помогает развить понимание написанной речи и развить навыки самостоятельного чтения.

Какие методы и формы обучения литературному чтению используются при работе со слабослышащими школьниками?

При работе со слабослышащими школьниками используются различные методы и формы обучения литературному чтению. Например, часто используются метод звуко-буквенного анализа, который помогает детям разбирать слова на звуки и буквы. Также используются специальные задания, игры и упражнения, которые помогают развить навыки восприятия звуков и понимания прочитанного текста.

Какие практические подходы помогают развить речь у слабослышащих школьников?

Для развития речи у слабослышащих школьников используются различные практические подходы. Например, проводятся занятия с использованием специализированных слуховых аппаратов, которые помогают улучшить восприятие звуков и различение речи. Также применяются упражнения на развитие акустического анализа и синтеза звуков, игры и задания на развитие понимания речи и навыков правильного произношения.

Какие особенности обучения школьников с нарушениями слуха влияют на развитие их речи?

Одной из основных особенностей обучения школьников с нарушениями слуха является ограниченность аудитивного восприятия и воспроизведения. Это означает, что они могут испытывать трудности с пониманием и запоминанием устной речи, а также с произношением слов и звуков. Эти особенности могут оказывать негативное влияние на развитие их речи.

Какое место занимает обучение чтению в развитии речи у слабослышащих школьников?

Обучение чтению играет ключевую роль в развитии речи у слабослышащих школьников. Оно помогает им улучшить аудиальное восприятие и воспроизведение звуков и слов, расширить словарный запас, улучшить грамматическую структуру предложений и развить правильное произношение. Кроме того, чтение способствует развитию понимания текста и культуры речи в целом.

Какие методы, средства и формы обучения литературному чтению используются при работе со слабослышащими обучающимися?

При работе со слабослышащими обучающимися применяются различные методы, средства и формы обучения литературному чтению. Некоторые из них включают использование учебников с большим шрифтом и четкой печатью, использование специальных звуковых материалов для тренировки аудиального восприятия, использование технических средств для усиления звука, а также использование игр, ролевых игр и других интерактивных форм обучения.

Какие практические подходы могут помочь в развитии речи у слабослышащих школьников?

В развитии речи у слабослышащих школьников помогают практические подходы, такие как индивидуальные занятия с учителем, работа с речевыми специалистами, использование специальных компьютерных программ и приложений для тренировки восприятия и воспроизведения речи, проведение групповых и индивидуальных тренинговых сессий, а также использование специальных учебных материалов для развития речи.