Пути становления профпригодности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология труда
  • 25 25 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 21.11.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Профессиональная пригодность 3
2. Пути становления профпригодности 13
Заключение 24
Литература 25

Фрагмент для ознакомления

На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;2) при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа способностей и желаний того, кому предоставляется консультация;Профессиональная ориентация представляет собой комплекс тестов, бесед со специалистами, консультаций направленных на определение подходящей профессии.Основной задачей является ознакомление молодых людей, школьников ссуществующим рядом востребованных профессий, определение предрасположенности субъекта к конкретным занятиям, видам работы.Результатом профессиональной ориентации должен стать корректный выбор рода деятельности человеком, в котором он сможет проявить максимальную эффективность, пользу.Специализированные тесты содержат вопросы, на основе которых можно получить сведения об умениях, навыках. Проводятся такие тестирования не только в школах, но и в центрах занятости. По ответам тестируемого можно получить расширенную информацию о его личностных качествах, целях в жизни, составить примерный психологический портрет (умение работать в команде, отношения с людьми). Собранные сведения рассматриваются в комплексе, позволяя найти оптимальное место работы для кандидата.Основное направление работы, выбранное тестируемым, может иметь разнообразные ответвления. Если ученик желает получить работу в сфере медицины, то нужно определить какую именно должность в будущем желает занять школьник. Направления разнообразны: работа с людьми (в качестве лечащего врача, консультанта), работа с документацией (справки, регистрационные карты), проведение исследований (лабораторные работы). Любое из выбранных направлений требует специальной подготовки, обучения в медицинском колледже, медицинском ВУЗе. Возможно, потребуется дополнительное прохождение курсов для повышения квалификации или получения новой профессии на основе имеющейся (например, из фармацевта стать провизором).Проведение психологических тестов является одним из важнейших этапов профориентации. Дополнительно осуществляются беседы и консультации квалифицированного психолога. Согласно полученным сведениям из письменных и устных ответов специалист сможет установить следующее:готов ли субъект работать с людьми;как можно подготовить школьника для совместного труда с другими людьми;какие личные качества он выделяет в первую очередь у окружающих;как быстро находит школьник общий язык с новым коллективом.Помощь психолога позволит минимизировать стресс перед поступлением в новый ВУЗ и позволит настроиться на эффективную работу с командой, создать прочные и доверительные отношения с коллегами и начальством.Основная задача социального ориентирования: установить в какой сфере деятельности готов, и сможет работать ученик. Немаловажным фактором при определении становятся его персональные качества (лидерство, упорство, харизма). Чем сильнее постановка желания и готовность выполнять тщательную подготовку (обучение), посещать дополнительные занятия для получения должности, тем выше вероятность занятия руководящего поста.Социальная и психологическая профориентация плотно переплетаются и в отдельных случаях дополняют друг друга. Например, ученик готов развиваться, он целеустремлен и упорен, но боится работать в команде и плохо сходится с людьми. Эти данные указывают на невозможность корректного труда личности в коллективе. Скорее всего, тестируемый - сильный индивидуум, который в будущем займется уникальными исследованиями, разработками или откроет собственное дело.3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д..Методы отбора при анализе профпригодностиРаботодатели проводят отбор кандидатов на должность путем определения их категории профпригодности. Существует несколько таких методов:Анкетирование. Определяется соответствие должности путем анализа анкетных данных и документов, представленных потенциальным работником.Собеседование. Работодатель самостоятельно (либо его доверенный представитель) проводит опрос кандидатов и принимает решение о дальнейшем трудоустройстве или отказе в нем. Благодаря личному собеседованию определяются не только способности и профессиональная пригодность, а также индивидуальные характеристики личности, особенности характера и профессиональное поведение будущего сотрудника.Наведение справок. Работодатель отправляет запрос на прежнее место работы кандидата или наводит справки о профессиональных качествах по иным источникам.Тестирование. Самая распространенная экспертиза профпригодности потенциального работника. Кандидату выдаются вопросы, ответы на которые дают оценку его профессиональным качествам в той или иной производственной области.Проверочные задания. Кандидатам выдаются соответствующие задания-проверки, которые отражают его профессионализм в определенной производственной сфере.Профессиональная пригодность и профессиональный отбор – это довольно трудоемкие и сложные процессы, в определении которых участвуют две стороны работодатель и потенциальный работник. Не только наниматель выбирает себе будущего сотрудника, но и сам работник знакомиться с будущей профессией и своим потенциальным начальником, а в дальнейшем принимает решение, способен ли он будет нести ответственность за возложенные на него обязанности. Поэтому несмотря на уровни профпригодности, полученные трудоустраивающимися в ходе отбора кандидата на должность, работодатель, особенно в условиях дефицита специалистов определенной сферы, может получить квалифицированного сотрудника только при согласии его самого. Следовательно, наниматель должен заинтересовать кандидатов условиями труда, заработной платой и отношением к персоналу.Определить соответствие работника к занимаемой им должности можно, установив степень его профпригодности.Таблица.1. Степени профпригодности, по которым определяется соответствие работника к занимаемой им должности.СтепеньУровень соответствияПризваниеЭто высшая степень профессиональной пригодности. Она говорит о том, что работник обладает высоким квалификационным уровнем, имеет необходимые навыки и умения. Кроме того, такой сотрудник будет выделятся среди общей рабочей массы.СоответствиеДанная степень характеризует работника, как знающего свои служебные обязанности, имеющего навыки в определенной сфере, обладает индивидуальными качествами, не противоречащими выполнению трудовых функций.ГодностьЭтот уровень квалификации говорит об отсутствии явных противопоказаний к выполнению служебных обязанностей. Работник вполне справится со своими функциями и задачами.НепригодностьВ этом случае стоит говорить об отдельных областях, где человек не совсем компетентен в производственных вопросах, либо у него имеются некоторые ограничения к выполнению трудовых функций, связанные со здоровьем.Определив виды профпригодности, работодатель принимает решение о трудоустройстве кандидата на соответствующую должность. Не секрет, что каждому из них хочется заполучить высококвалифицированного сотрудника, но не всегда получается так. Многие находят большой потенциал в студентах, только закончивших вуз. В любом случае профпригодность 2018 года обязует всех работодателей проводить проверку кандидатов при трудоустройстве, а методы отбора, разработанные Трудовым законодательством РФ, позволят более точно дать оценку потенциальным возможностям и квалификационным характеристикам претендующих на вакантную должность.Профпригодность в медицинском аспектеПрофессиональная пригодность человека – это не только совокупность квалификационных характеристик, как потенциального специалиста в определенной сфере, но и его медицинские показатели, позволяющие или отрицающие выполнение работником тех или иных трудовых обязанностей.Как гласит законодательство, при трудоустройстве обязательным является условие прохождения первичного медицинского осмотра. Однако, согласно статье 213 ТК РФ в определенных случаях, когда профессиональная пригодность в медицинском аспекте требует периодического подтверждения, работника обязуют проходить периодические медицинские осмотры. Проводятся в таких целях:подтверждение возможности человеком продолжать выполнять свои должностные обязанности;при занятости в опасных и вредных условиях труда предупредить возможное развитие профзаболеваний.После прохождения медицинского осмотра работнику выдается заключение медицинской комиссии, подтверждающее или опровергающее его профпригодность.ЗаключениеТрудовая деятельность требует от работников определенных качеств, требующихся для исполнения ими той или иной производственной задачи. Понятие профессиональной пригодности включает в себя комплекс таких свойств, как знания, умения и навыки, определяющие возможность человека занимать соответствующую должность. Однако, его рассматривают не только в профессионально-квалификационном аспекте, но также и в медицинском, то есть в определенных случаях трудоустройство зависит от результатов медицинского обследования.Итак, с точки зрения современной психологии, профессиональная пригодность личности понимается как динамическое сочетание индивидуально-психологических особенностей, которые формируются в процессе обучения и деятельности, обеспечивающих успешное освоение профессии до уровня мастерства и высокопроизводительной профессиональной деятельности. Ведущими факторами формирования профпригодности есть способности, профессионально важные качества, которые развиваются и совершенствуются в процессе обучения и деятельности на основе мотивации. ЛитератураБодров В.А. Психология профессиональнойпридантосты. - М.: ПЕРСЭ, 2014. - 511 с.Климов Е.А. Психология профессионала. Психологи Отечества. - М., Воронеж: МОДЭК, 2013. - 360 с.Корольчук М.С., Крайнюк В.М. Теория и практика профессионального психологического отбора: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: Ника-центр, 2015. - 536 с.Лукьянчук А.М. Развитие профессиональной идентичности будущих педагогов в условиях вне учебной работы (психологического клуба): Учебно-методическое пособие. - БЦФ ООО «Дельфин», 2014. - 93 с.Методы психодиагностики в системе профессионального отбора: Методическое пособие /Под общей редакцией В.В.Синявського. - Кии: ГЦЗ, 2012. - 251 с.

Литература


1. Бодров В.А. Психология профессиональной придантосты. - М.: ПЕРСЭ, 2014. - 511 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионала. Психологи Отечества. - М., Воронеж: МОДЭК, 2013. - 360 с.
3. Корольчук М.С., Крайнюк В.М. Теория и практика профессионального психологического отбора: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: Ника-центр, 2015. - 536 с.
4. Лукьянчук А.М. Развитие профессиональной идентичности будущих педагогов в условиях вне учебной работы (психологического клуба): Учебно-методическое пособие. - БЦФ ООО «Дельфин», 2014. - 93 с.
5. Методы психодиагностики в системе профессионального отбора: Методическое пособие /Под общей редакцией В.В.Синявського. - Кии: ГЦЗ, 2012. - 251 с.

Вопрос-ответ:

Какие пути ведут к становлению профессиональной пригодности?

Для становления профессиональной пригодности необходимы такие пути, как воспитание у ребенка любви к труду, помощь в овладении простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, развитие общетрудовых навыков.

Какие методы помощи при профессиональной ориентации применяются?

При профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа своих интересов и способностей, осуществления практических занятий и тренингов.

Какое значение имеет воспитание любви к труду для развития профпригодности?

Воспитание любви к труду имеет огромное значение для развития профессиональной пригодности. Это помогает формировать у ребенка позитивное отношение к труду, сознание его необходимости и значимости, а также способность эффективно осваивать различные виды деятельности.

Что охватывает профессиональное просвещение при профессиональной ориентации?

Профессиональное просвещение включает в себя знакомство с различными профессиями, их особенностями, требованиями и перспективами. Оно также помогает провести анализ своих интересов и способностей, а также познакомиться с возможностями образования и трудоустройства.

Какие навыки развиваются в процессе формирования профпригодности?

В процессе формирования профессиональной пригодности развиваются общетрудовые навыки, такие как коммуникативные, организационные, творческие и практические навыки. Эти навыки необходимы для успешного освоения различных профессий и выполнения профессиональных задач.

Какие пути становления профпригодности существуют?

Существует несколько путей становления профпригодности. На первом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду и развитие общетрудовых навыков. При профессиональной ориентации помощь оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями и анализом.

Какие навыки необходимы для становления профпригодности?

Для становления профпригодности необходимо развить у ребенка навыки работы с простейшими орудиями и способами труда, а также общетрудовые навыки. Это включает умение работать в коллективе, выполнять инструкции, соблюдать трудовую дисциплину и т.д.

Какая роль профессиональной ориентации в становлении профпригодности?

Профессиональная ориентация играет важную роль в становлении профпригодности. Она помогает ребенку познакомиться с различными профессиями, понять свои интересы, таланты и предпочтения, а также принять осознанное решение о своем профессиональном будущем.