Исследование социально психологической компетентности учителя
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 27.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущностная характеристика социально-психологической компетентности 5
2. Специфика педагогической деятельности 12
3. Особенности изучения социально-психологической компетентности учителя 16
Заключение 23
Список литературы 25
Таким образом, на базе психологической готовности может формироваться любая компетентность, в нашем случае это психологическая компетентность.Становление компетентного будущего управленца-профессионала во многом связанос его вхождением в профессиональную общность, а также рефлексией данного процесса.Компетентность может развиваться в двух основных направлениях:- присвоение определенной психологической культуры, а также освоение системы культурно-исторических орудий (или знаков) психологической практики;- расширение умений для дальнейших действийв конструктивных условиях и при повышенной энтропийности среды, либо нового опыта.В основе подобного развития может лежать определенный уровень сформированности рефлексиипедагога, его прогностических особенностей и психологической конструктивности.Особенно важно при этом принятие человеком психологической грамотности как определенной ценности, что, в свою очередь может обеспечить создание позитивных установок на восприятие психологической информации и способствовать мобилизации внутренних ресурсов человека на ее освоение. Следующий шаг можно связать с самооценкой учителя как носителя соответствующего знания, обладающего рефлексией,что ведет к успешности при возникающих затруднениях. После оценки собственного знания педагогу важно принять идею о необходимости и возможности самоизменений и формирования преимуществ и наград, которые может получить человек в результате таких изменений. Это способствует поддержке достаточного уровнясамомотивации и мобилизации.На следующем этапе происходит инвентаризация, переосмысление и освоение нового психологического знания по следующему алгоритму: психологическая информация анализ возможностей применения в индивидуальном опыте апробация в различных видах активности рефлексия опыта тренировка обретение способа компетентного действия. Понятно, что показанный алгоритм лишь отражение схематичного представления о достаточно сложном и многогранном процессе.Далее можно говорить о том, что происходит систематизация, а также обобщение способов компетентной деятельности. При этом формируются индивидуальные техники по компетентному решению определенного круга проблем. Важно отметить, что какие-то области оказываются при этом вовсе неосвоенными. Это можно определить комплексом внешних и внутренних детерминант. Но проблема заключается в том, что, если педагог останавливается на рассмотренном выше уровне, он будет регулярно сталкиваться с кризисом компетентности. Это обстоятельство объясняется, прежде всего, тем, что в динамичных условиях частные техники не могут срабатывать постоянно, наступает разочарование, тревога, неуверенность в самоэффективности. Как правило, наиболее рельефно кризис компетентности проявляется в кризисные периоды жизни субъекта, связанные с изменением возрастного, социального, межличностного или профессионального статуса. Невозможно выработать раз и навсегда абсолютно эффективную технику компетентного поведения, можно лишь создать прочную базу психологической подготовленности, освоить широкий тезаурус способов и принципов построения моделей компетентного поведения. Это обусловлено тем, что человек каждый день сталкивается с огромным множеством различных ситуаций жизнедеятельности. Каждая из них одновременно бросает ему вызов и дает шанс подтвердить свою компетентность.К тому же, эффективный процесс по формированию подготовки учителя к применению образовательных технологий характеризуется соблюдением определенных педагогических условий, а анализ особенностей оценивания методических умений педагога основываться на определенных принципах, соблюдение которых определяет успешность формирования данной подготовки.ЗаключениеПроблема изучения социально-психологической компетентности учителя была определена как актуальна в связ0и с тем, что сегодня в сфере образования наблюдаетсясложная обстановкадля педагогов, а именно – растут требования к качеству образования, образовательные программы все более наполняются информационно-коммуникационным контентом, вместе с этим постоянно растут требования и к квалификации, и к личностным качествам педагогов, - они должны работать только в творческом русле, успевать совместить учебный материал и не упустить личностное развитие каждого учащегося. Вследствие всего перечисленного может расти показатель психического и эмоционального напряжения, который связан с проявлением стресса на рабочем месте. Для преодоления подобных проявлений и получения удовлетворения от профессиональной деятельности актуально рассмотреть проблему социально-психологической компетентности педагога.Целью работы было изучение социально-психологической компетентности учителя. Данная цель была достигнута посредством решения задачисследования.Так, было охарактеризовано понятие социально-психологической компетентности.Выявлено, что «социально-психологическая компетентность личности» является аналогом коммуникативной компетентности, так как знание правил социального поведения, овладение коммуникативным репертуаром и умение на этой основе взаимодействовать с другими людьми – следствие высоко развитойсоциально-психологической компетентности. Социально- психологическая компетентность складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности, а также знаний в области взаимодействия, поведения.Рассмотрена специфика педагогической деятельности.Определено, что в профессиональной деятельности учителя главное место отводится именно его профессионализму, учитель обеспечивает активное воздействие на все другие стороны своего труда. Педагогическая деятельность, являясь сложной динамической системой, имеет специфическую структуру, включающую многочисленные элементы - внутренне взаимосвязанные компоненты.Проанализированы особенности изучения социально-психологической компетентности учителя.Выявлено, что эффективный процесс по формированию подготовки учителя к применению образовательных технологий характеризуется соблюдением определенных педагогических условий, а анализ особенностей оценивания методических умений педагога основываться на определенных принципах, соблюдение которых определяет успешность формирования данной подготовки.Таким образом, определена главная особенность исследования и формирования социально-психологической компетентности учителя. Она заключается в том, что невозможно выработать раз и навсегда абсолютно эффективную технику компетентного поведения, можно только лишь создать прочную базу психологической подготовленности, освоить широкий тезаурус способов и принципов построения моделей компетентного поведения. Это обусловлено тем, что педагог каждый день сталкивается с огромным множеством различных педагогических ситуаций. Каждая из них одновременно бросает ему вызов и дает шанс подтвердить свою компетентность, а также прибавляет педагогический опыт.Список литературыВведенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика, 2003. – № 10. – С. 51–55.Вегерчук И.Э. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. -М.: МГУ 1111, 1999. -218 с.Галеева Н.Л. «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующие требования ФГОС». – М. «Первое сентября», 2013. – 13 с.Деркач A.A. Акмеологические основы развития персонала - М.- Изд-во Московского психолого-социапьного института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001. – №22. – С.44-45.Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности госслужащих// Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. - М.: РАГС, 1999. - 324 с.Зазыкин В.Г. Проблема профессионализма специалистов служб занятости// Кадровый потенциал, 1997. - №1. - С. 68-75.Зазыкин В.Г. Психология проницательности. - М.: РАГС, 2001. -128 с.Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005.Кирдянкина С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. — Хабаровск, 2011. — 24 с.Кузьминов Я.И., Шадриков В.Д. «Профессиональный стандарт педагогической деятельности». – М., 2006. – С. 3.Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика, 2001. - № 6. - С. 25.Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с. 484 стр.Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5 . С. 61 - 68Милованова Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. — СПб. : Экспресс, 2013. — 365 с.Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.Петровская Л.А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.- 112 с.Радионова Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллек-тивн. моногр. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 1999. — Вып. VII. — С. 7 — 17.Роботова А.С., Леонтьева Т.В, Шапошникова И.Г. и др. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Раздел: Введение в педагогическую деятельность. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Академия, 2002.Сурова Л.Н. Региональный мониторинг профессиональной компетентности педагогических кадров // Среднее профессиональное образование, 2012. − № 2.Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интернет-конференция, 2012.Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования: сборник работ участников сетевой экспериментальной площадки / Авт.-сост. Галеева Н.Л. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 424 с.
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика, 2003. – № 10. – С. 51–55.
2. Вегерчук И.Э. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. -М.: МГУ 1111, 1999. -218 с.
3. Галеева Н.Л. «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующие требования ФГОС». – М. «Первое сентября», 2013. – 13 с.
4. Деркач A.A. Акмеологические основы развития персонала - М.- Изд-во Московского психолого- социапьного института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004
5. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001. – №22. – С.44-45.
6. Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности госслужащих// Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. - М.: РАГС, 1999. - 324 с.
7. Зазыкин В.Г. Проблема профессионализма специалистов служб занятости// Кадровый потенциал, 1997. - №1. - С. 68-75.
8. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. - М.: РАГС, 2001. -128 с.
9. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005.
10. Кирдянкина С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. — Хабаровск, 2011. — 24 с.
11. Кузьминов Я.И., Шадриков В.Д. «Профессиональный стандарт педагогической деятельности». – М., 2006. – С. 3.
12. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика, 2001. - № 6. - С. 25.
13. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с. 484 стр.
14. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5 . С. 61 - 68
15. Милованова Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. — СПб. : Экспресс, 2013. — 365 с.
16. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
17. Петровская Л.А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.- 112 с.
18. Радионова Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллек-тивн. моногр. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 1999. — Вып. VII. — С. 7 — 17.
19. Роботова А.С., Леонтьева Т.В, Шапошникова И.Г. и др. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Раздел: Введение в педагогическую деятельность. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Академия, 2002.
20. Сурова Л.Н. Региональный мониторинг профессиональной компетентности педагогических кадров // Среднее профессиональное образование, 2012. − № 2.
21. Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интернет-конференция, 2012.
22. Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования: сборник работ участников сетевой экспериментальной площадки / Авт.-сост. Галеева Н.Л. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 424 с.
Вопрос-ответ:
Что такое социально-психологическая компетентность учителя?
Социально-психологическая компетентность учителя - это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с учениками, учитывая их индивидуальные особенности и создавать благоприятный психологический климат в классе.
Какова специфика педагогической деятельности?
Специфика педагогической деятельности заключается в том, что учитель не только передает знания своим ученикам, но и воспитывает их, развивает их личность и формирует социализацию. Это требует от учителя не только знаний своего предмета, но и умения понимать и удовлетворять потребности каждого ученика, быть терпимым и эмоционально открытым.
Какие особенности изучения социально-психологической компетентности учителя?
Изучение социально-психологической компетентности учителя предполагает анализ его профессиональной подготовки, определение его психологической готовности к взаимодействию со студентами, а также оценку его педагогических умений и навыков в области социально-психологической работы.
Какая связь между психологической готовностью и компетентностью учителя?
Психологическая готовность является основой для формирования компетентности учителя. На базе психологической готовности формируются различные профессиональные компетенции, включая социально-психологическую компетентность.
Какие источники можно использовать для изучения социально-психологической компетентности учителя?
Для изучения социально-психологической компетентности учителя можно использовать различные источники: научные публикации, опросы и интервью с учителями, наблюдения за их работой, анализ практических заданий и т. д.
Что такое социально-психологическая компетентность учителя?
Социально-психологическая компетентность учителя - это способность учителя эффективно взаимодействовать с учениками и обеспечивать их психологическое благополучие. Она включает в себя умения построения доверительных отношений, эмоциональной поддержки, управления конфликтами и многие другие навыки, необходимые для успешного образовательного процесса.
Какая специфика педагогической деятельности влияет на социально-психологическую компетентность учителя?
Педагогическая деятельность требует от учителя постоянного контакта с учениками, организации групповой работы, управления классом. Именно эти особенности делают социально-психологическую компетентность неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя. Учитель должен уметь распознавать и учитывать индивидуальные особенности учеников, создавать дружественную и поддерживающую обстановку в классе.
Как изучается социально-психологическая компетентность учителя?
Изучение социально-психологической компетентности учителя включает различные методы и подходы. Подходы могут быть количественными и качественными, включая опросники, наблюдения, интервью, анализ педагогической деятельности и другие. Эти методы позволяют получить информацию о навыках и умениях учителя, его эмоциональной и интеллектуальной готовности для решения социально-психологических задач.
Какие практические рекомендации можно получить из исследования социально-психологической компетентности учителя?
Исследование социально-психологической компетентности учителя может привести к выявлению слабых и сильных сторон его работы и способствовать разработке рекомендаций по улучшению профессиональных навыков. Например, если учитель имеет недостаточные навыки работы с конфликтами, ему может быть рекомендовано обучение техникам медиации, психологической поддержке учеников или другим методам решения конфликтных ситуаций.