Копченая рыба(Скумбрия)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Товароведение
  • 38 38 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 24.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретическая часть 5
1.1. Состояние и основные тенденции развития рынка копченой рыбы 5
1.2. Классификация и характеристика ассортимента копченой рыбы 9
1.3. Технология производства. Факторы, формирующие качество копченой рыбы 11
1.4. Методы оценки качества в РФ. Оценка качества и дефекты копченой рыбы. Идентификация и фальсификация копченой рыбы 15
1.5. Упаковка, маркировка, условия хранения и сроки хранения, правила транспортирования и реализации 22
2. Практическая часть 23
2.1. Цель, задачи и объекты исследования 23
2.2. Методы и методика проведения исследований 24
2.3. Результаты исследований 26
2.3.1. Анализ ассортимента копченой рыбы 29
2.3.2. Анализ упаковки и маркировки 30
2.3.3. Органолептическая оценка копченой рыбы 31
2.3.4. Физико-химические показатели качества копченой рыбы 32
2.3.5. Анализ реализации копченой рыбы 33
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения 39

Фрагмент для ознакомления

Как показывает наш опрос, большинство покупателей копченой скумбрии имеют высшее образование, а именно 76 % опрошенных. Учитывая этот факт можно сделать заключение о том, что покупатели больше ориентируются в информации имеют определённые знания и возможно опыт.
Большое количество респондентов по социальному положению являются служащие и составляют 78 % опрошенных. Важно понимать, что поскольку опрос носил учебный характер, то интервьюер проводил опрос, в случайном порядке исходя из возможностей и удобства. Другими словами качественная репрезентативность выборки может не соответствовать действительности. Если же абстрагироваться от качественной репрезентативности, то можно сделать вывод, что целевую группу людей в большей степени приобретающих копченую скумбрию входят люди по социальному положению - служащие. Именно на них необходимо разрабатывать весь комплекс маркетинга и считать целевым сегментом. Особенно не хватает вопроса об уровне дохода на 1 члена семьи, который позволил бы определить целевой сегмент.

2.3.1. Анализ ассортимента копченой рыбы
Рассчитаем основные показатели, анализирующие ассортимент копченой скумбрии представленной в торговой сети «Магнит»:
- Коэффициент устойчивости по следующей формуле:
у
Ку = ----- * 100% (1) где,
Шд
Ку – коэффициент устойчивости
У – количество видов товаров пользующихся спросом
Шд – наименование товаров имеющихся в наличии
Ку=9/10*100=90 %
Следовательно, потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
- Коэффициенты полноты и широты производится по формуле:
Шд
Кш(п) = ------- * 100% где,
Шб
Кш(п) – коэффициент широты(полноты), %
Шд (П) –фактическая широта (полнота), наименование товаров однородной группы товаров.
Шб (П) - базовая широта(полнота)
Кш =10/18*100 =55,55%
Кп =9/18 *100=50%
Таблица 8- Широта и полнота ассортимента
Наименование показателей Базовая широта Фактическая широта Коэффициенты Широта ассортимента 18 12 10/18*100 =55,55 % Полнота ассортимента 18 9 9/18 *100=50% Устойчивость ассортимента 12 9 9/10*100=90% Рассмотрим структуры ассортимента
Удельный вес рассчитывается по формуле:
С= А / S*100%
А – количество реализованного товара
S- сумма реализации всей группы товаров.
Структура ассортимента представлена в таблице 10 пункт 2.3.5.
В результате исследования можно сделать вывод, что ассортимент копчёной скумбрии, представленный в торговой сети «Магнит» отличается от запросов потенциальных покупателей. В торговой сети магнит представлена в основном скумбрия холодного копчения и практически только 1 товарная позиция скумбрии горячего хранения. С одной стороны предприятие должно стремиться максимально, удовлетворять запросы покупателей, но с другой стороны в силу условий производства, транспортировки и хранения, реализацию скумбрии горячего копчения могут себе позволить только специализированные магазины.
2.3.2. Анализ упаковки и маркировки
Представленные образцы копченой скумбрии находились в вакуумной упаковке. Маркировка соответствовала всем требованиям.
Условия и срок хранения 45 суток при t от +1 до +4.
В приложении на рисунке 2 представлена маркировка.
Маркировка упакованной рыбы содержить следующие сведения:
а) наименование пищевой рыбной продукции, которое включает в себя:
-наименование вида
- наименование вида водного биологического ресурса
-вид разделки рыбы
-вид обработки
б) информация о составе
в) наименование и место нахождения изготовителя или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименование и место нахождения импортера;
г) дата производства
Маркировка пищевой рыбной продукции, упакованной не в месте изготовления этой продукции (за исключением случаев упаковывания пищевой рыбной продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должна содержать информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой рыбной продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е) срок годности
ж) условия хранения
з) масса нетто
л) наличие вакуума
о) информация о замораживании (охлаждении) пищевой рыбной продукции;
р) показатели пищевой ценности
с) сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов

2.3.3. Органолептическая оценка копченой рыбы
Органолептическая оценка проводилась на основании сенсорного анализа, представлена в таблице 9
Таблица 9 – Оценка показателей качества скумбрии холодного копчения
Показатели Образец 1 Образец 2 Образец 3 Внешний вид чистый, цвет кожного покрова светло- золотистый
Существуют отпечатки сетки или прутков (без загрязнения сажей)
Порезы, проколы и срывы кожи на данном образце отсутствовали чистый, цвет кожного покрова светло- золотистый,
есть проколы от шомполов в хвостовой части чистый, цвет кожного покрова светло- золотистый.
Есть незначительный налет выкристаллизовавшейся соли на жаберных крышках, глазах и у основания хвостового плавника Консистенция плотная плотная плотная Вкус и запах приятный свойственный вкус и запах. приятный свойственный вкус и запах. приятный свойственный вкус и запах. Все представленные образцы соответствовали Госту 11482-96.
2.3.4. Физико-химические показатели качества копченой рыбы
Во время физико-химической оценки мы определяли массовую долю поваренной соли и влаги.
Метод определения массовой доли влаги основан на высушивании.
Массовую долю поваренной соли определяли аргентометрическим методом.
Массовая доля поваренной соли в мясе рыбы 7 % что в пределах нормы (по Госту 11482-96 от 5-9 %).
Массовая доля влаги в мясе рыбы 45%, что соответствует Госту 11482-96).
Массовая доля жира в мясе рыбы 12%.
Содержание фенолов определяется коллориметрически.
Были получены следующие результаты:
-скумбрия горячего копчения - 1,91 мг %;
-скумбрия холодного копчения - 1,65 мг %.
Содержание фенолов не нормируется, но чем меньше их в продукте, тем продукт безопаснее, поскольку фенолы оказывают разрушающее воздействие на нервную систему. Избыточное потребление фенолов способно вызывать рак.
На основании проведенных исследований было установлено, что Скумбрия холодного и горячего копчения по органолептическим, физико-химическим, спектрометрическим, колориметрическим, микробиологическим показателям соответствовали требованиям ГОСТ 11482-96, ГОСТ 7447-97 и ТР ТС 021/2011 и могут беспрепятственно реализовываться в торговой сети «Магнит».
2.3.5. Анализ реализации копченой рыбы
Таблица 10 - Анализ реализации копченой скумбрии
Наименование товаров Сумма реализации, руб. Удельный вес, в % Скумбрия "Русское море" х/к 17242,98 14,90245 Скумбрия VICI/Любо есть г/к 8355,514 7,22135 Скумбрия "Балтийский берег" х/к 21433,71 18,52433 Скумбрия Fish House г/к 7758,691 6,705539 Скумбрия Fish House х/к 15400,61 13,31016 Скумбрия, оптильный цех "Исток",г.Пенза
х/к 3165,754 2,73604 Скумбрия SmokeFish 9860,544 8,52209 Скумбрия ИП Трипольский А.Н, г. Пенза 8550,13 7,38955 Скумбрия холодного копчения (вес)
ТД Рыба-Меч, ООО, Ковров, 12195,94 10,54048 Скумбрия атлантическая филе копченое в масле Рыбное меню 175 гр. 11741,83 10,14801 Итого 115705,7 100 Заключение
В данной курсовой работе проведен анализ ассортимента и качества копченой рыбы (скумбрия):
-рассмотрены запросы требования и предпочтения потребителей к качеству копченой скумбрии
-проанализирован ассортимент копченый скумбрии в торговой сети «Магнит»;
- дана характеристика упаковки и маркировки ;
- проведена органолептическая оценка качества копченой скумбрии
-дана оценка физико-химическим показателям качества копченой скумбрии;
-проведен анализ реализации копченой рыбы .
В данном исследовании в качестве объекта исследования выступает население г. Пенза и торговая сеть «Магнит» г. Пенза
Предметом исследования населения г. Пенза является – запросы требования и предпочтения к копченой скумбрии. А предметом исследования торговой сети «Магнит» является ассортимент и качество копченой скумбрии, представленной в магазинах.
Использовались следующие методы исследования:
1), Маркетинговые исследования
2). Органолептический метод
3). Физико - химический анализ.
Скумбрия копченая изготавливается по ГОСТ 7447-97 или по ТУ 9263-039-46973989-2009 «Рыба горячего копчения. Технические условия». ГОСТ 7447-97 не распространяется на скумбрию мелкую азово-черноморскую.
Требования также предусмотрены Техническими условиями № 9263-002-29304028-2012 РЫБА ГОРЯЧЕГО КОПЧЕНИЯ «ДЕЛИКАТЕСНАЯ» 
Основным видом сырья для производства скумбрии г/к является – скумбрия свежемороженая неразделанная с головой или свежемороженая потр. б/г.
Размерные ряды для неразделанной определяются в см: 16+, 20+, 25+ и в граммах 300-500, 400-600.
Для б/г только в граммах: 200-, 200-300, 300+, 200-400, 400+.
Районы промысла: Юго-Восточная и Юго-Западная части тихого океана, прибрежные воды Марокко, Мавритании, Фарерско-Шотландский желоб. Скумбрия - пелагическая рыба (обитает в толще воды), мясо очень жирное (около 16,5%).
Различают атлантическую и курильскую (японскую) скумбрию. Она обитает в районах Курильских островов, и от Австралии до Японского моря. Основной сезон вылова: май-июль, в этот период она самая жирная. Но скумбрию вылавливают также в январе-феврале.
По данным результатам, представленным в таблице 7 можно сделать вывод, что 96,04 % покупают копченую скумбрию и только 1,96 % опрошенных не употребляют копченую скумбрию.
46 % всех опрошенных предпочитают скумбрию горячего копчения, большая часть респондентов (52%) отдала предпочтению рыбе холодного копчения.
94 % людей предпочитают копченую скумбрию отечественных производителей.
В результате исследования можно сделать вывод, что ассортимент копчёной скумбрии, представленный в торговой сети «Магнит» отличается от запросов потенциальных покупателей. В торговой сети магнит представлена в основном скумбрия холодного копчения и практически только 1 товарная позиция скумбрии горячего хранения. С одной стороны предприятие должно стремиться максимально, удовлетворять запросы покупателей, но с другой стороны в силу условий производства, транспортировки и хранения, реализацию скумбрии горячего копчения могут себе позволить только специализированные магазины.
Анализ упаковки и маркировки, а также органолептическая оценка позволяет сделать вывод, что копченая скумбрия соответствует требованиям НТД.



Список использованной литературы
ГОСТ 11482-96 Рыба холодного копчения. Технические условия [Текст];введ 12.04.96. – М.: Международный совет по стандартизации,метрологии и сертификации РФ – 14с.
ГОСТ 7447-97 Рыбы горячего копчения. Технические условия[Текст];введ 25.04.97. – М.: Международный совет по стандартизации,метрологии и сертификации РФ – 12с.
Вывотов А.А. Теоретические и практические основы органолептического анализа продуктов питания: учб.пособие/А.А. Вывотов.-СПб:ГИОРД,2010-232с. http://e.lanbook.com/view/book/4906
Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей [Текст] / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова. - М.: Дашков и К0, 2013.
Кажаева О.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кажаева О.И., Манихина Л.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014.— 211 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24347.— ЭБС «IPRbooks»
4.Резниченко И.Ю. Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных товаров: товароведение и экспертиза мучных кондитерских изделий./ Резниченко И.Ю. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности .-Кемерово, 2014-203 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60196. – ЭБС «Лань
Косолапова, Н.В.Товароведение молочных, мясных, рыбных товаров и пищевых концентратов : учебное пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, И.О. Рыжова .— 2-е изд., стер .— М : Академия, 2012 .— 64с : .— ISBN 978-5-7695-9355-0.
Маюрникова Л.А. Экспертиза специализированных пищевых продуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маюрникова Л.А., Позняковский В.М., Суханов Б.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: ГИОРД, 2012.— 424 c.— Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4888/.— ЭБС «Лань».
Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров/ Петрище Ф.А. – Электронные текстовые данные .М.: Дашков и К,2013- ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookchop.ru/14099 /10984
Е.А. Сарафанкина, О.Н. Пчелинцева, П.К. Воронина Товароведение продовольственных товаров. Учебно-методические рекомендации., Пенза,2015
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимые для освоения дисциплины
Законодательно-правовая электронно-поисковая база по качеству и безопасности пищевых продуктов «Консультант»: [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/ .
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный ресурс], URL: http://window.edu.ru/
Все для общепита в России.http://pitportal.ru
Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».www.spros.ru
На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус» http://www.codexalimentarius.net.
Ресурс на образовательном портале:URL-адрес:http://edu.pgta.ru/course/view.php?id=946.

Приложение

Рисунок - Ассортимент рыбы горячего копчения


Рисунок -Маркировка скумбрии холодного копчения
http://grifon-expert.ru/obzory/101-obzor-rynka-ryby-ryboproduktov-i-moreproduktov-2016-2018-gg.html
По данным Федерального агентства по рыболовству
По данным Федерального агентства по рыболовству
По данным Федерального агентства по рыболовству
Гост Р 51293-99 « Идентификация продукции. Общие положения»-М.:издание официальное «Госстандарт».- 2013г.

Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров : учеб. пособие / ред.: И.Ш. Дзахмишева .— 2-е изд., доп. и перераб. — М. : ИТК "Дашков и К", 2014 .— 357 с.









4



Ассортиментная


Потребительская

Виды идентификации

товарно-партионная

количественная

квалиметрическая (качественная)

Физические Микробиологические

Химические Физико-Химические

1. ГОСТ 11482-96 Рыба холодного копчения. Технические условия [Текст];введ 12.04.96. – М.: Международный совет по стандартизации,метрологии и сертификации РФ – 14с.
2. ГОСТ 7447-97 Рыбы горячего копчения. Технические условия[Текст];введ 25.04.97. – М.: Международный совет по стандартизации,метрологии и сертификации РФ – 12с.
3. Вывотов А.А. Теоретические и практические основы органолептического анализа продуктов питания: учб.пособие/А.А. Вывотов.-СПб:ГИОРД,2010-232с. http://e.lanbook.com/view/book/4906
4. Елисеева, Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей [Текст] / Л.Г. Елисеева, Т.Н. Иванова, О.В. Евдокимова. - М.: Дашков и К0, 2013.
5. Кажаева О.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кажаева О.И., Манихина Л.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014.— 211 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24347.— ЭБС «IPRbooks»
6. 4.Резниченко И.Ю. Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных товаров: товароведение и экспертиза мучных кондитерских изделий./ Резниченко И.Ю. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности .-Кемерово, 2014-203 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60196. – ЭБС «Лань
7. Косолапова, Н.В.Товароведение молочных, мясных, рыбных товаров и пищевых концентратов : учебное пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, И.О. Рыжова .— 2-е изд., стер .— М : Академия, 2012 .— 64с : .— ISBN 978-5-7695-9355-0.
8. Маюрникова Л.А. Экспертиза специализированных пищевых продуктов. Качество и безопасность [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маюрникова Л.А., Позняковский В.М., Суханов Б.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: ГИОРД, 2012.— 424 c.— Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4888/.— ЭБС «Лань».
9. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров/ Петрище Ф.А. – Электронные текстовые данные .М.: Дашков и К,2013- ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookchop.ru/14099 /10984
10. Е.А. Сарафанкина, О.Н. Пчелинцева, П.К. Воронина Товароведение продовольственных товаров. Учебно-методические рекомендации., Пенза,2015
11. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимые для освоения дисциплины
12. Законодательно-правовая электронно-поисковая база по качеству и безопасности пищевых продуктов «Консультант»: [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/ .
13. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный ресурс], URL: http://window.edu.ru/
14. Все для общепита в России.http://pitportal.ru
15. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос».www.spros.ru
16. На сайте представлены международные стандарты качества и безопасности пищевых продуктов Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус» http://www.codexalimentarius.net.
17. Ресурс на образовательном портале:URL-адрес:http://edu.pgta.ru/course/view.php?id=946.

Вопрос-ответ:

Каковы основные тенденции развития рынка копченой рыбы?

Основные тенденции развития рынка копченой рыбы включают увеличение спроса на натуральные и экологически чистые продукты, повышение качества и разнообразия ассортимента, развитие технологий производства с целью сохранения вкусовых и пищевых качеств рыбы, расширение сети сбыта, использование инновационных методов упаковки и маркировки для обеспечения безопасности и удобства потребления.

Какая информация содержится в классификации и характеристике ассортимента копченой рыбы?

Классификация и характеристика ассортимента копченой рыбы включают указание на вид рыбы, способ ее копчения, наличие кожи и костей, калибр, цвет и консистенцию мяса, содержание жира и белка, а также присутствие добавок и консервантов.

Какие факторы формируют качество копченой рыбы и влияют на ее вкус и пищевые качества?

Факторы, формирующие качество копченой рыбы, включают качество сырья (свежесть и чистоту рыбы), способ копчения (температура, длительность, вид древесины), использование натуральных топлив и дымовых продуктов, присутствие ароматизаторов и специй, а также правильное хранение и транспортировка готовой продукции.

Как осуществляется оценка качества копченой рыбы и что считается дефектами?

Оценка качества копченой рыбы включает в себя визуальный осмотр (внешний вид, цвет, консистенция), оценку запаха и вкуса, проверку наличия костей и кожи. Дефектами могут считаться неправильная окраска рыбы, неприятный запах, слишком мягкое или жесткое мясо, наличие костей или кожи в большом количестве.

Каково состояние и какие основные тенденции развития рынка копченой рыбы?

На данный момент рынок копченой рыбы находится в активной стадии развития. Тенденции включают увеличение спроса на натуральные и экологически чистые продукты, разнообразие вкусовых предпочтений потребителей, а также рост качества и ассортимента копченой рыбы.

Как классифицируются и какие характеристики имеет ассортимент копченой рыбы?

Ассортимент копченой рыбы может быть классифицирован по видам рыбы, способу копчения, содержанию жира, весу и форме продукта. Характеристики могут включать степень вяления, наличие кожицы, слабосоленость, а также характерные вкусовые и ароматические отличия.

Каковы факторы, определяющие качество копченой рыбы, и как происходит ее производство?

Качество копченой рыбы зависит от таких факторов, как качество сырья, способ копчения, применение приправ и специй, а также профессионализм и опыт производителя. Производство копченой рыбы включает этапы подготовки сырья, соления, вяления, сушки и, конечно, копчения.

Как осуществляется оценка качества копченой рыбы в России и какие могут быть дефекты?

Оценка качества копченой рыбы в России может проводиться с помощью органолептических, физико-химических и микробиологических методов. Дефектами могут быть нежелательный запах, наличие плесени, повреждения на поверхности рыбы, а также неправильная фасовка и маркировка товара.

Как происходит упаковка, маркировка и хранение копченой рыбы, а также какие правила относятся к ее транспортированию и реализации?

Упаковка копченой рыбы может выполняться в пленку, газовую среду или вакуумную упаковку. Маркировка должна содержать информацию о продукте, его весе, составе и сроке годности. Хранение следует проводить при температуре от 0 до +4 градусов Цельсия. Правила транспортирования и реализации копченой рыбы включают соблюдение условий хранения и транспортировки, а также соблюдение санитарных требований.