Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 28.11.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Лингвистические и психолингвистические основы разговорной речи 4
2. Влияние взрослого на становление речи 9
Заключение 13
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Этот эксперимент показал, что стратегия взаимодействия с ребенком при чтении оказывает весьма существенное влияние на речевое развитие детей. Обратимся к такому известному всем взрослым явлению, как автономная речь. Она носит упрощенный характер и состоит из слов, которые понятны лишь близким взрослым, постоянно взаимодействующим с ребенком. На стадии автономной речи ребенок может находиться достаточно долгое время. Продолжительность этой стадии во многом обусловлена позицией взрослых, провоцирующих ее сохранение: использование «детских» слов в разговоре с ребенком никак не продвигает его в речевом развитии. Поэтому от них лучше отказаться. В одном исследованиибыл выбран ряд слов, которые достаточно рано осваиваются большинством детей. Для этого были выбраны такие слова, как «кошка», «мяч» и «машина» [7]. В ходе проведения данного эксперимента 13-месячные дети играли со своими мамами. Для того, чтобы осуществить процесс стимулирования участников игры произносить необходимые слова, в игре было использовано значительное количество игрушек, часть из которых была связана с данными объектами. В качестве примера можно сказать о том, что для обозначения слова «кошка» в эксперимент былавключена игрушечная кошка, для слова «машина» использовались спортивная и гоночная машинки, для слова «мяч» подобраны резиновый и футбольный мячи. Кроме того также были представлены игрушки, не соответствующие базовым категориям – леопард, вагон, елочное украшение, свеча, а также бусы. В ходе игры мамами использовались для названия данных объектов базовые категории (мяч, машина, кошка) в отношении всех используемых предметов. Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, чтоими использовалисьданные названия даже в том случае, когда малыши еще не умели произносить данные слова. Таким образом, по результатам проведенного эксперимента, можно сделать вывод о том, что большинство детей из группы, гдереализовывались занятия по отработке вопросов, сумели освоитьданную синтаксическую форму. Кроме того, все дети из группы, которые обучались сложноподчиненным предложениям, стали свободно пользоваться предложениями с двумя глаголами. Проведенный анализ записей разговоров детей с родителями показал, что в ежедневной речи взрослыми, как правило, используются сложноподчиненные предложения и вопросы, тем не менее, они делают это достаточно редко и бессистемно. В ходе же эксперимента удалось привлечь внимание ребенка к соответствующей синтаксической форме, что способствовало достижениюзначительного успеха.ЗаключениеОдной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение связной диалогической речью. Успешность развития связной диалогической речи зависит от множества условий – от характера речевой среды, от социального окружения ребенка, от семейного благополучия, а также от индивидуальных особенностей личности ребенка, его познавательной активности. Все это необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.Развитие диалогической речи необходимо учитывать при подготовке к дальнейшему обучению детей родному языку, так как в ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием, формируется правильная и красивая речь [8]. На первом этапе дети не понимают речь взрослых, но в это время возникают предпосылки для овладения речью в последующем. Вербальному развитию ребенка всегда предшествует наличие протознаков, в совокупности образующих первичную дословесную систему коммуникации. Протоязык имеет невербальную паралингвистическую природу, состоит из жестов, неречевых звуков и т.д. Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни языкового сознания личности, где образуют базис для формирования особого языка интеллекта. Позже эта система будет совершенствоваться вместе с языком, влияя на процесс порождения и понимания речи. Для того, чтобы стимулировать развитие речи необходимо как можно больше и правильно (в соответствии с ситуацией) говорить с ребенком. Американские психологи доказали, что уже новорожденные реагируют на присутствие или отсутствие речи матери.Список литературыАлексеева М.М. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М., 2013. – 262с.Артемова Л.В. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2014. – 237с.Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.Смирнова Е.О. Особенности речевого развития детей. – М.:, 2012. – 160с.Ушакова Т. Н. Развитие речи дошкольников. – М.: Педагогика, 2012. – 240с.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2010. – 250с.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2014. – 144с.

1. Алексеева М.М. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М., 2013. – 262с.
2. Артемова Л.В. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2014. – 237с.
3. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.
5. Смирнова Е.О. Особенности речевого развития детей. – М.:, 2012. – 160с.
6. Ушакова Т. Н. Развитие речи дошкольников. – М.: Педагогика, 2012. – 240с.
7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2010. – 250с.
8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2014. – 144с.


Вопрос-ответ:

Какой фактор важен для формирования речи ребенка?

Важнейшим фактором формирования речи ребенка является речь взрослых.

Какой характер имеет автономная речь у взрослых?

Автономная речь взрослых носит упрощенный характер и состоит из слов, которые понятны лишь близким взрослым.

Какое влияние оказывает взрослый на становление речи у ребенка?

Взрослый играет весьма существенную роль в формировании речи ребенка и его речевого развития.

Что показал эксперимент, связанный с чтением и взаимодействием с ребенком?

Эксперимент показал, что стратегия взаимодействия с ребенком при чтении имеет значительное влияние на его речевое развитие.

Какие основы лежат в основе разговорной речи?

Основы разговорной речи базируются на лингвистических и психолингвистических принципах.

Как взрослые влияют на формирование речи у детей?

Взрослые играют важную роль в формировании речи у детей. Они являются моделями для детей, которые наблюдают и повторяют их речевые выражения. Взрослые также общаются с детьми, задают им вопросы, развивают их словарный запас и грамматические навыки. Взрослый также может помочь ребенку правильно произносить слова и корректировать его речь, если есть ошибки.

Какой механизм взаимодействия взрослого с ребенком при чтении оказывает влияние на его речевое развитие?

Эксперименты показали, что стратегия взаимодействия взрослого с ребенком при чтении имеет большое значение для речевого развития детей. Взрослый, который активно задает вопросы о содержании книги, стимулирует детей к общению и активному использованию речи. Взрослый также помогает развивать словарь ребенка, объясняет значения слов и предложений, помогает понять связь между текстом и иллюстрациями.

Что такое автономная речь и как она влияет на развитие речи у детей?

Автономная речь - это упрощенная версия речи, которую взрослые используют при общении с маленькими детьми. Она состоит из простых и понятных слов, которые помогают детям легче понимать и запоминать. Такая речь также обогащает словарный запас ребенка и развивает его языковые навыки. Взрослый, использующий автономную речь, помогает ребенку понять связь между словами и предметами, а также формирует у него понятия о мире.