Организационно-педагогические условия осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 31 31 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 04.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Сущность и специфика организации досуга школьников 5
ГЛАВА II. Изучение организационно-педагогических условий осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Фрагмент для ознакомления

Благодаря посещениям мероприятий «Дома Актера», учащиеся студии «Феерия» перенимают театральный, актерский и сценический опыт артистов, 48 участвующих в мероприятиях и спектаклях. Тем самым реализуется продуктивный досуг (обучение, совмещенное с развлечением и активным отдыхом). Рассмотрим ход и результаты опытной работы Досуговая деятельность в любительской театральной студии «Феерия», направлена на тандемный отдых, либо продуктивный досуг. Учащиеся студии, в ходе посещения досуговых мероприятий совмещают, как отвлечение от основного учебного процесса, так и обучение театральному искусству, путем визуального и практического набора опыта у квалифицированных актеров. В соответствии с целью и задачами исследования, был составлен план организации досуговой деятельности театральной студии «Феерия». Цель опытной работы заключалась в раскрытии технологии организации досуговой деятельности и выявлении ее эффективности в детской любительской театральной студии «Феерия». На основе анализа теоретических исследований в области психологии и педагогики, а также с учетом цели и задач исследования была выделена положительная динамика обучающихся. Дети и подростки, занимающиеся в театральной студии, вышли на новые уровни освоения сценической речи, сценического движения и эстрадного вокала, новыми уровнями являются степень обучаемости, интерес к предмету, желание заниматься предметом, а также более серьёзный подход детей к тому или иному предмету. В ходе опытной работы были проведены организационный, процессуальный и результативный (оценочный) этапы. Каждый из этапов опытной работы решал определенные задачи. [8, с.12]На первом этапе было необходимо обеспечить каждому учащемуся с учетом его индивидуальных особенностей и личностных качеств условия для досуговой деятельности, заинтересовать самим процессом досуга. Было необходимо помочь ребенку 49 или подростку сделать выбор, какой именно досуг он хочет, и стимулировать его выбор, презентовав мероприятия. Организационный этап опытной работы проходил в январе 2017 года. В опытной работе участвовали 30 детей, обучающихся в театральной студии «Феерия». Организационный этап опытной работы решал задачу определения круга необходимых мероприятий для обучающихся театральной студии всех возрастов. В ходе этого этапа был составлен план посещения детской театральной студией «Феерия» мероприятий, проходящих на площадке Свердловского Отделения Союза Театральных Деятелей «Дом Актера». В ходе анализа результатов организационного этапа были определены особенности и предпочтения возрастных групп. На основании полученных данных были сформированы подгруппы по мероприятиям. Также на площадке СО СТД «Дом Актера» имеются и универсальные мероприятия, где были задействованы дети и подростки всех возрастов. На организационном этапе также был выявлен уровень заинтересованности досугом в форме желания посещать мероприятия. Опрос детей показал, что нежелание идти у обучающихся отсутствовало. 10% детей (3 человека) воздержались от выбора мероприятия;90% обучающихся (27 человек) участвовали в выборе мероприятия, на которое им бы хотелось пойти. В данных результатах нашел отражение имеющийся у детей опыт посещения предложенных сценических площадок. Процессуальный этап опытной работы проходил с января по июнь 2017 года. Этот этап предполагает организацию и управление процессом, который требует установления дисциплины и соответствующей мероприятию обстановки. В ходе процессуального этапа создаются необходимые для активности детей и подростков условия, направляющие, контролирующие и предоставляющие нужные средства и информацию. Мероприятия, посещаемые обучающимися театральной студии «Феерия». 1. Театральный проект: Дом Актера – Детям, в программе Азбука Театра. 2. Мастер-класс для всех обучающихся – «Мир театра кукол» 3. Театрализованная экскурсия в Доме Актера 4. Театральный проект: Дом Актера – Детям. В программе «Как ИванДурак ума-разума набирался» (театральный, познавательно-развивающий квест, с игровым элементом). 5. Театральный проект: Дом Актера – Детям. В программе «Фарфоровая Чашечка и Медный Ключ» (театр из предметов). 6. Театральный проект: Дом Актера – Детям. В программе «Тайна волшебного телефона» (театр на ширме). 7. Театральный проект: Дом Актера – Детям. В программе «Заколдованный Мигель» – спектакль из «волшебной кондитерской» с мастер-классом «букет конфет», а также познавательная интерактивная программа «Музыка в театре». 8. Спектакль Морфий – камерный спектакль по рассказу М. Булгакова. 9. Поэтический спектакль «Если душа родилась крылатой» по стихам М. Цветаевой. 10. «Чайка» – домашний театр по знаменитой пьесе А.П. Чехова «Чайка». В ходе процессуального этапа опытной работы решалась задача отслеживания дисциплины и активности детей, а также проявления их театральных способностей в независимой среде (конкретно на мероприятиях, при участии в заданиях от актеров и т.д.). Основным методом исследования в данном случае являлось целенаправленное наблюдение, которое осуществлялось тремя экспертами (педагогами студии). В задачи экспертов входило: оценка активности каждого ребенка, степень его инициативы в выдвижении идей и принятии решений, креативности в решении 51 поставленных задач. Оценка выражалась в баллах от 1 до 3. В качестве примера для оценивания использовались методики, предложенные Р.В. Овчаровой в книге «Практическая психология образования»(2013). В ходе анализа результатов процессуального этапа была выявлена оценка обучающимися указанных мероприятий, а также оценка актерской игры персонажей: понравилось – 70% (21 человек), затруднились в выборе ответа – 27% (8 человек), не понравилось – 3% (1 человек). Результативный (оценочный) этап опытной работы осуществлялся в течение всего времени опытной работы январь-июнь 2017 года. В ходе результативного (оценочного) этапа, наблюдалось развитие творческих способностей у детей и подростков, способность применять навыки, приобретенные в результате посещения мастер-классов и спектаклей «Дома Актера» на практических занятиях, в ходе репетиций спектаклей в театральной студии «Феерия» и даже в перерывах. В ходе результативного (оценочного) этапа были подведены итоги обучения в любительской театральной студии «Феерия». Одним из достижений являлось участие в Международном конкурсефестивале «DreamFest» в городе Казани, который проходил в мае 2017 года.Бабинцева Арина стала Лауреатом 1-й степени в номинации «чтение», благодаря стихотворению К. Стрельниковой «Одиноко Бабке Ежке». Исходя из отзывов преподавателя и родителей девочки о результатах данного достижения: «Она вдохновлялясь театральным проектом: Дом Актера – Детям. Программой «Как Иван-Дурак ума-разума набирался» (театральный, познавательно-развивающий квест, с игровым элементом), где одним из ключевых персонажей была «Баба-Яга»». Необходимо отметить и достижения студии в целом: так за спектакль «Звездный мальчик» любительская театральная студия «Феерия» получила звание Лауреата 2-й степени. Свою роль здесь сыграл приобретенный учащимися опыт, вынесенный на сцену благодаря досуговой деятельности. 52 Руководителю проекта «Дом Актера – Детям» была назначена стипендия, как ведущему деятелю культуры и искусства Свердловской области и талантливой молодежи, профессионально работающей в сфере искусства. Таким образом, результаты опытной работы подтверждают эффективность технологии организации досуговой деятельности в любительской театральной студии «Феерия». Подводя итоги, можно добавить, что реализованные мероприятия являются эффективными, так как они вводят каждого ребенка в театрализованную игру, неосознанный процесс обучения, тем самым вызывая у него интерес, эмоциональное отношение к творческому процессу, и при этом способствуют развитию коммуникативных навыков. В процессе проведения опытной работы уровень творческих способностей обучающихся в театральной студии значительно вырос. Высокие показатели в группе связаны, прежде всего, с созданием особой творческой среды, которая способствовала и стимулировала деятельность ребенка, – детям была обеспечена свобода выбора; а также продуктивно сказалось сотрудничество профессиональных актеров в творческом процессе с детьми. Также учитывались, как индивидуальный подход для каждого ребенка в зависимости от его личностных особенностей и потребностей, так и общий подход к детскому коллективу в области дисциплины и воспитания. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что достижения студии свидетельствуют об эффективности методов и форм проведения совместной досуговой деятельности детей и профессиональных актеров. ЗАКЛЮЧЕНИЕДеятельность организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности обучающегося, формированию его личностного роста. Среди множества учреждений, занимающихся организацией досуга детей, лидирующее место занимают учреждения культуры.В силу своих возрастных психологических особенностей дети и подростки готовы воспринимать все непознанноеиновое. Также необходимо всегда и во всем прививать ребенку что-то новое, развивать его способности. Поэтому даже досуг должен быть направлен на обучение, просто в завуалированной форме, чтобы ребенок не понимал, что его учат. В такой ситуации помогают методы организации досуга в форме игры, соревнования и т.п. Важно помнить психологические наклонности ребенка, если ребенок творческий, он более эмоционален и раним, соответственно к такому ребенку необходим определенный подход. Творческий ребенок, возможно, не заинтересуется такой формой досуга, как футбольный матч, борьба и т.д. Именно поэтому основной задачей учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и разнообразие перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений молодого населения. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что досуговая деятельность обучающихся влюбительской театральной будет способствовать развитию их творческих способностей при условии предоставления детям и подросткам свободы в выборе мероприятий, реализации индивидуального подхода и продуктивного сотрудничества с профессиональными актерами. Изучение проблемы выбора формы досуга для учащихся театральной студии позволило выявить методы, основанные на совокупном совмещении учебного и развлекательного процесса. Данные методы и формы позволяют учащимся, гармонично развиваться в театральном направлении, параллельно отдыхая и совершенствуя свои навыки. В ходе исследования, достигнута поставленная цель данной исследовательской, работы, были решены поставленные задачи. Это значит, что изученная научная и методическая литература по проблеме исследования сформировала базу, на основе которой были выявлены оптимальные методы и формы досуга для учащихся любительской театральной студии: мастерклассы, театральные экскурсии, игры и праздники. Опытным путем была проверенна эффективность используемых на досуговых мероприятиях методов и приемов в развитии различных театральных навыков у детей и подростков. В процессе проведения опытной работы, уровень указанных навыков детей на занятиях в театральной студии значительно вырос. Высокие показатели в группе, связаны, прежде всего, с ранним началом обучения в студии, с созданием творческой среды, которая способствовала и стимулировала деятельность ребенка. Учащимся была обеспечена свобода выбора действий, а также сотрудничество педагога в творческом процессе вместе с детьми. Взаимодействие в процессе досуга основывалось на дисциплине, взаимопонимании и интересе к творческой деятельности. Подводя общий итог, можно сказать, что методы, приемы и мероприятия, изученные в данной исследовательской работе показали себя эффективными, и могут быть рекомендованы, к использованию в образовательном процессе. Студия достаточно молода и продолжает развиваться. Все достижения студии сохраняются и являются несомненным показателем высоко профессионализма преподавательского состава. 55 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Андрейчук В.А. Организация и руководство любительским театральным коллективом. Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2016. 18 с. 2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.:МПСИ, 2007. 480с. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Изд-во, 2010. 223 с. 4. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. 284 с. 5. Горшечникова Т.Б. Научная статья Результаты социальнопсихологического исследования// Открытый урок, 2005-2006. с. 2 6. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. 176 с. 7. Кудриков М.А. Общеобразовательная программа студии сценического искусства отделения дополнительного образования. М. : ГБОУ ЦЛПДО, 2014. 53 с. 8. Крутых А.В., Крутых Е. В. Научный журнал Современные наукоемкие технологии//Психологические науки, 2013: №7 (часть 2) - с. 184-185 9. Ладыжец Н.С. Тренинги со студентами как форма организации образовательного аудиторного процесса и развивающего досуга //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2010. с. 3-17 10. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Изд-во, 2013. 448 с. 11. Осипов Ю.С. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с. 12. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта // Методист. 2015. № 4. с. 5213. Пахомова Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. :АПКиППРО, 2016. 172 с. 14. Попов В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. 176 с. 15. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. Казань: РИЦ «Школа», 2002. 216 с. 16. Серафимович И.В.Школьный театр // Материалы научно-практической конференции «Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи». Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013. С. 2-5. 17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М. : НИИ школьных технологий, 2015. 312 с. 18. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. 292 с. 19. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л. :Лениздат, 1977. 207 с. 20. Сухова Е.И. Социальная педагогика. М.: Юрайт. 2015. 451 с. 21. Туев В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Барнаул : Издательство АлтГАКИ. 2006. 87 с. 21. Филистович О.А. Специфика музыкально-досуговой деятельности в формировании творческой активности младших школьников // ВеснікБеларус. дзярж. ун-та культуры имастацтва. 2011. № 2 (16). Минск.с.86–93. 57 22. Шевчук И.В., Гурнак М.А. Игра как форма досуга младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 567-569. 23. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. 64 с. 24. Ярошевич Т.М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание // Журнал: гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. С.299-304.


1. Андрейчук В.А. Организация и руководство любительским театральным коллективом. Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2016. 18 с.
2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.:МПСИ, 2007. 480с.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Изд-во, 2010. 223 с.
4. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. 284 с.
5. Горшечникова Т.Б. Научная статья Результаты социальнопсихологического исследования// Открытый урок, 2005-2006. с. 2
6. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. 176 с.
7. Кудриков М.А. Общеобразовательная программа студии сценического искусства отделения дополнительного образования. М. : ГБОУ ЦЛПДО, 2014. 53 с.
8. Крутых А.В., Крутых Е. В. Научный журнал Современные наукоемкие технологии//Психологические науки, 2013: №7 (часть 2) - с. 184-185
9. Ладыжец Н.С. Тренинги со студентами как форма организации образовательного аудиторного процесса и развивающего досуга //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2010. с. 3-17
10. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Изд-во, 2013. 448 с.
11. Осипов Ю.С. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.
12. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта // Методист. 2015. № 4. с. 52
13. Пахомова Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. :АПКиППРО, 2016. 172 с.
14. Попов В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. 176 с.
15. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. Казань: РИЦ «Школа», 2002. 216 с.
16. Серафимович И.В.Школьный театр // Материалы научно-практической конференции «Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи». Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013. С. 2-5.
17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М. : НИИ школьных технологий, 2015. 312 с.
18. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. 292 с.
19. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л. :Лениздат, 1977. 207 с.
20. Сухова Е.И. Социальная педагогика. М.: Юрайт. 2015. 451 с. 21. Туев В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Барнаул : Издательство АлтГАКИ. 2006. 87 с.
21. Филистович О.А. Специфика музыкально-досуговой деятельности в формировании творческой активности младших школьников // ВеснікБеларус. дзярж. ун-та культуры имастацтва. 2011. № 2 (16). Минск.с.86–93. 57 22. Шевчук И.В., Гурнак М.А. Игра как форма досуга младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 567-569.
23. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. 64 с.
24. Ярошевич Т.М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание // Журнал: гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. С.299-304.

Вопрос-ответ:

Какие организационно-педагогические условия необходимы для осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников?

Организационно-педагогические условия для осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников включают разнообразие и доступность культурных мероприятий, наличие квалифицированных педагогических кадров, развитие творческих способностей и интересов учащихся, создание благоприятной и безопасной обстановки для досуга.

Какую роль играет организация досуга школьников в развитии социально-культурного менеджмента?

Организация досуга школьников играет важную роль в развитии социально-культурного менеджмента, так как предоставляет учащимся возможность активно проводить свободное время, развивать свои творческие способности, общаться и сотрудничать с другими учащимися, а также познавать и понимать культурные ценности и традиции.

Какие специфические условия следует учитывать при организации досуга школьников?

При организации досуга школьников следует учитывать специфические условия, такие как возрастные особенности учащихся, их интересы и потребности, доступность культурных объектов и мероприятий, сотрудничество с родителями и общественными организациями, обеспечение безопасности и контроль качества проводимых мероприятий.

Какие преимущества принесет организация социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников?

Организация социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников принесет ряд преимуществ, таких как развитие творческих способностей учащихся, формирование сознательного отношения к культурным ценностям, повышение интереса к образованию, укрепление социальных связей и сотрудничества между учащимися и педагогами, создание благоприятного и безопасного пространства для проведения досуга.

Каковы основные организационно-педагогические условия осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников?

Основными организационно-педагогическими условиями осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников являются наличие квалифицированных педагогических кадров, разнообразие досуговых программ, создание комфортной и безопасной обстановки, организация системы контроля и оценки результатов.

Какая сущность и специфика организации досуга школьников?

Сущность и специфика организации досуга школьников заключается в формировании полноценного и разностороннего развития ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей, создании условий для самореализации, социализации и формирования ценностных ориентаций.

Какие организационно-педагогические условия изучены в работе по осуществлению социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников?

В работе исследовались следующие организационно-педагогические условия осуществления социально-культурного менеджмента в организации досуга школьников: наличие квалифицированных педагогических кадров, создание инфраструктуры для проведения разнообразных мероприятий, формирование мотивации учащихся к активному участию в досуговых программах.