Массовые открытые онлайн курсы (MOOCs) в контексте формирования современной системы непрерывного образования
Заказать уникальную дипломную работу- 39 39 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 08.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Трансформация образовательных процессов в информационном обществе 6
1.1. Тенденции развития образовательных процессов в условиях перехода к системе непрерывного образования 6
1.2. Открытые образовательные ресурсы как компонент системы непрерывного образования 14
Глава 2. Массовые открытые онлайн-курсы: особенности формирования, виды, направления использования 22
2.1. Становление и развитие массовых открытых онлайн-курсов 22
2.2. Массовые открытые онлайн курсы (MOOCs) как инструмент повышения квалификации 28
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 36
Анализируя опыт по внедрению МООСs в России, отметим, что развитие данных ресурсов в нашей стране имело свою специфику. В отличие от зарубежных стран, первоначально массовые открытые онлайн-курсы развивались не в системе высшего образования на базе различных ВУЗов, а в качестве элементов дополнительного профессионального образования.Вкачествепервоговариантаихразвитияможноназватьсистемудистанционногобизнес-образованиямалогоисреднегобизнеса(СДБО). Именноонасталаобеспечиватьвозможностьнабесплатнойоснове, практическивлюбоевремя,атакжелюбомместе, гдеимеетсядоступвсетьИнтернет, существеннымобразомповыситьсвоюквалификациювобластипредпринимательскойдеятельности. ВкачестведругогопримерароссийскихМООСsможноназватьранееупомянутоенегосударственноеобразовательноеучреждениеНациональныйоткрытыйуниверситет«Интуит». Вэтомслучаеимеетсябольшоеразнообразиеуровней,аименно: высшееобразованиедляслушателей, второевысшее, вобщейсложности547 курсовдляосуществленияпереподготовки,атакже173 видеокурса. Данныйобразовательныйпроект, ведущимицелямикотороговыступаетсвободноераспространениезнанийпосредствомсетиИнтернет,атакжепредоставлениеуслугпользователямдистанционногообучения.Анализпоказал, чтовсекурсыНОУ«ИНТУИТ»посвоемуоформлениюнапоминаютэлектроннуюбиблиотеку. ИмеетсясвидетельствоорегистрациивкачествеСМИ,атакжесвидетельствоогосударственнойрегистрациивфедеральнойслужбепоинтеллектуальнойсобственности.В2014 г.зародилсяещеодинроссийскийМООС«Универсариум». Вцеломмиссияданногопроектазвучитследующимобразом«предоставлениивозможностиполучениякачественногообразованияотлучшихроссийскихпреподавателейиведущихуниверситетовдлямиллионовроссийскихграждан». Стоит заметить, что российское пространство массовых открытых онлайн-курсов включается в себя не только российские ресурсы. Некоторые ВУЗы нашей страны активно взаимодействуют с ведущими зарубежными платформами, такими как EdXи Coursera. Так, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, Финансовый университет, Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт», Томский государственный университет и Новосибирский государственный университет осуществляют тесное сотрудничество с данными платформами, запуская курсы на русском языке. Курсы разрабатываются по инициативе руководства ВУЗов как элемент продвижения образовательной программы на международном рынке образовательных услуг. Как известно, на данных ресурсах зарегистрировано несколько миллионов человек, поэтому такое сотрудничество является хорошей возможностью для позиционирования российскими высшими учебными заведениями своих преподавателей и программ. Также данные ВУЗы в числе прочих предлагают слушателям новый формат курсов- так называемые курсы по требованию. Данные курсы характеризуются тем, что их старт не привязан к конкретной дате, и пользователи могут начать обучение в удобное для себя время. НИУ ВШЭ планирует в ближайшее время расширить их число, а в конечном итоге перевести все свои курсы в новый формат. Еще одним направлением развития сотрудничества российских ВУЗов с EdX иСoursera является разработка русскоязычных специализаций, которые представляют собой наборы из 3-5 дисциплин, завершающиеся большим итоговым проектом, охватывающим все дисциплины специализации. Как отмечает региональный менеджер CourseraИ. Роман-Погоржельская, для улучшения своих позиций на ресурсе, российским ВУЗам необходимо сделать упор на разработку курсов на английском языке, поскольку количество русскоязычных слушателей на данный момент составляет всего 3-4%, а потому предлагаемые курсы являются доступными для небольшого числа пользователей. Кроме того, она считает, что для популяризации российских курсов важно, чтобы они имели практическую ориентацию и соотнесениетребованиями рынка труда. Также необходимо учитывать потребности аудитории, среди которой большинство пользователей составляют люди с высшим образованием, целью которых является приобретения дополнительных навыков. В основном это навыки в области технологий, компьютерных наук, в области бизнеса, то есть в наиболее быстро развивающихся отраслях.Наконец, И. Роман-Погоржельская советует российским ВУЗам-партнерам адаптировать свои курсы под онлайн-формат. Такой формат предполагает, например, наличие коротких видео (5-7 минут), чтобы у слушателей была возможность быстро получать обратную связь, а также, чтобы недельный объем работы был для них приемлемым. Важно, чтобы в конце обучения слушатель смог сделать какой-то проект, артефакт, который он сможет потом представить своему работодателю или потенциальному работодателю. В то же время, нельзя не упомянуть и особый проект центра DigitalOctober, целью которого является упрощение доступа к некоторым курсам платформы Coursera, посредством их перевода на русский язык. Одним из наиболее важных компонентов сотрудничества является организация телемостов и лекций с участием преподавателей, ученых, предпринимателей со всего мира, а параллельно осуществляется их перевод, что позволяет слушателям преодолеть языковые барьеры. Еще одной частью взаимодействия DigtalOctoberи Courseraявляется проведение международных практических семинаров, во время которых российские студенты, находящиеся в центре DigitalOctober, взаимодействуют с онлайн-слушателями курсов на Cousera, применяя знания, полученные на данном ресурсе. Также на сайте центра собраны различные видеоматериалы с записью лекций, конференций, образовательных семинаров, мастер-классов и тренингов. Если рассматривать востребованность MOOCs, а также уровеньактивностиотечественнойаудитории, тосогласноимеющимисяисследованиям, надолюРоссиивэтомсегментеприходитсяоколо1,6 % всехрегистрацийнаMOOCs–именнонакурсыипримерно3,6 % техслушателей, которыепоитогамобученияполучилисертификаты(подчеркнем,чтопорогсертификациивэтомслучаесоставляет50–80 балловиз100 возможныхвпрямойзависимостиотконкретнойдисциплины). Приэтомпопервомупоказателюнашастраназанимает7-еврейтинге, аповторому–5-еместовмире, приэтомуступаяВеликобритании, Испании, атакжеИндиииСША.аким образом, можно заключить, что развитие MOOCs в России:1. Имело свои особенности и на начальном этапе происходило в сфере дополнительного профессионального образования.2. Характеризуется активным функционированием не только российских ресурсов, но и тесным сотрудничеством российских ВУЗов с ведущими платформами онлайн-образования.Российские ВУЗы активно разрабатывают собственные массовые открытые онлайн-курсы, не забывая при этом воспринимать определенные педагогические наработки ряда зарубежных МООСs. В то же время они готовы принимать активное участие в процессе продвижения российских МООС на зарубежный образовательный рынок и позиционировании своих программ и преподавателей. Однако данный процесс является частью стадии интеграции российской образовательной системы в международное образовательное пространство.ЗаключениеИзучение проблемы массовых открытых онлайн-курсов в менеджменте организационного развития позволило понять, что МООК это довольно перспективное направление в образовательной деятельности. Описанные курсы можно использовать, как средство расширения возможностей дистанционного или онлайн обучения, с точки зрения свободного доступа к курсам во всем их масштабе. Рассмотреные современные образовательные тенденции, которые привели к появлению феномена МООК это: прогрессирование знаний в рамках научного менеджмента, изменение самой образовательной практики, социальный спрос, потребности государства и общества. Сопровождающими тенденциями выступили такие процессы как гуманизация, демократизация и индустриализация образования, которые привели к возникновению МООК. В свою очередь применение новых информационных технологий нацелено не только на увеличение кругозора знаний, изучаемых обучающимся ранее, сколько на поиск и применение на практике новейших способов информации в момент ее понимания и усвоения.Исследование рынка онлайн-образования и сравнение современных платформ для реализации МООК показало, что данный рынок долгое время провел в стадии зарождения. Переход от активных методов обучения к информационным дистанционным включает элементы проблемности, а так же методы научного поиска, обширное использование ресурсов самостоятельной работы студентов, он подразумевает отход от строго регламентированных контролирующих, мониторинговых способов организации образовательного процесса в пользу развивающих образовательных технологий, которые способствуют развитию творчества личности. В современных тенденции экономики и менеджмента профессиональной деятельности, требуют от личности творческих и не стандартных решений проблем, поэтому личность специалиста и руководиеля должна достаточно четко выражать высокий потенциал, умения системно обозначать и решать разного рода задачи. Повышение знаний и изучение новых подходов руководителями или специалистов смежных областей не могло быть поставлено на поток высшего профессионального образования, так как повышение компетенций требовало безотрывного образования от профессиональной деятельности человека. Это послужило основной тенденцией к возникновению.Так как индустриализация обучения или же его компьютеризация и технологизация обучения, позволяет реализовывать и использовать новейшие модели обучения. Кроме того стала возможна проверка результативности усвоения содержания МООК. Поэтому, компьютеризация образовательного процесса в достаточной степени расширяет возможности дистанционного или заочного обучения и повышения квалификации, особенно для людей, которые зависимы от обстоятельств и не могут принять форму классического обучения. Функциональное назначение компьютеров и подобных других гаджетов в обучении доступно как учащимся и преподавателям. Для преподавателей компьютерная техника выступает непосредственным орудием его труда, а для обучающихся - средством развития и получения знаний. С одной стороны, компьютерные гаджеты и сами компьютеры упрощают процесс обучения в плане оперативности передачи информации, а так же расширяет способы контроля ее усвоения.. С другой стороны чрезмерное проведение времени с компьютерами, и применение их не по назначению становится источником утраты познавательных интересов, доминирования лености мышления над желанием получения знаний и других последствий у обучающихся и преподавателей.Таким образом, современные образовательные тенденции, которые привели к появлению феномена МООК это: прогрессирование знаний в рамках научного менеджмента, изменение самой образовательной практики, социальный спрос, потребности государства и общества. Сопровождающими тенденциями выступили такие процессы как гуманизация, демократизация и индустриализация образования, которые привели к возникновению МООК.Список использованных источников и литературыНормативно-правовые актыВсеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Всеобщая декларация прав человека. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.htmlДекларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года // Декларация прав ребенка. - [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtmlКонвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Конвенция о правах ребенка. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtmlБолонская декларация от 19 июня 1999 года // Болонская декларация. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija.pdfНаучная литература на русском языкеАндреев А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 116-117.Вознесенская Н.В., Мичкасская Е.И. Особенности разработки онлайн-курсов для реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий //Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 2 (86). С. 60-70.Горнева Е. К вопросу о применении электронных образовательных ресурсов в процессе формирования информационной культуры будущих учителей технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С. 120-121Гуреева Л. В., Козьмина Н. А. Коннективистская теория обучения // Молодой ученый. 2014. №6. С. 695-697.Драйдент Г. Революция в обучении. М., 2003..Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://school-collection.edu.ruЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам. - [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ruКалачов А.В. О содержании понятия «демократизация образования // Извест. Воглоград. гос. пед. ун-та. 2015. № 4. С. 56Колокольникова З.У. Тенденции развития мирового образовательного процесса на современном этапе // Инновации в образовании. 2013. № 7. С. 26-27.Кухаренко В.Н. Инновации в e-learning: массовый открытый дистанционный курс // Высш. образование в России. 2011. № 10. C. 93МФТИ Онлайн. - [Электронный ресурс]. - URL: http://online.mipt.ru/Открытое образование. - [Электронный ресурс]. - URL: https://openedu.ru/university/msu/Попов А.Э. Опыт применения системы поддержки e-learning в ДПО // Высшее образование в России. 2008. №7. C. 43.Рябчиков А.П. Характеристика российской аудитории MOOC // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4. С. 80-88.Система дистанционнго бизнес-образования малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - URL: www.businesslearning.ruТравкин И.Ю. Массовое, открытое, онлайн - параллельно или вместе? // Высш. образование в России. 2015. № 12. С. 32.Травкин И.Ю. Неформальное образование в Интернет: от сетевых сообществ к массовым открытым онлайн-курсам // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. №2. C. 455.Универсариум: межвузовская площадка электронного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: http://universarium.org/Университет без границ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://distant.msu.ru/Факультет довузовской подготовки "Интернет школа". - [Электронный ресурс]. - URL: https://fdp.hse.ru/ischoolФедеральный портал «Российское образование». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ruФилософский энциклопедический словарь. Под.ред. Аверинцева C.С.,Араб-Оглы Э.А., Иличева Л.Ф. М.., 1989. Фролов А.В. Глобализация высшего образования: противоречия и новации // Вестник высшей школы.2011. №8. С. 21-25.Электронные образовательные ресурсы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eor-edu.ru/Литература на иностранном языкеDownes S. Connectivism and Connective Knowledge. - 2016. - [Электронныйресурс]. - URL: http:// www.downes.ca/ post/ 54540.LevitteT. The Globalization of Markets. https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-marketsLisa M. Lane. Three Kinds of MOOCs. - 2015. - [Электронныйресурс]. - URL: http://lisahistory.net/wordpress/2015/08/threekindsofmoocs/Moodle. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moodle.org/TuomiI. OER and transformation of education// European Journal of Education.2013. p.62-64YouDo. - [Электронный ресурс]. - URL: https://youdo.comЭлектронные образовательные ресурсы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eor-edu.ru/
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Всеобщая декларация прав человека. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html
2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года // Декларация прав ребенка. - [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Конвенция о правах ребенка. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
4. Болонская декларация от 19 июня 1999 года // Болонская декларация. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija.pdf
Научная литература на русском языке
5. Андреев А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 116-117.
6. Вознесенская Н.В., Мичкасская Е.И. Особенности разработки онлайн-курсов для реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий //Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 2 (86). С. 60-70.
7. Горнева Е. К вопросу о применении электронных образовательных ресурсов в процессе формирования информационной культуры будущих учителей технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С. 120-121
8. Гуреева Л. В., Козьмина Н. А. Коннективистская теория обучения // Молодой ученый. 2014. №6. С. 695-697.
9. Драйдент Г. Революция в обучении. М., 2003..
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://school-collection.edu.ru
11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru
12. Калачов А.В. О содержании понятия «демократизация образования // Извест. Воглоград. гос. пед. ун-та. 2015. № 4. С. 56
13. Колокольникова З.У. Тенденции развития мирового образовательного процесса на современном этапе // Инновации в образовании. 2013. № 7. С. 26-27.
14. Кухаренко В.Н. Инновации в e-learning: массовый открытый дистанционный курс // Высш. образование в России. 2011. № 10. C. 93
15. МФТИ Онлайн. - [Электронный ресурс]. - URL: http://online.mipt.ru/
16. Открытое образование. - [Электронный ресурс]. - URL: https://openedu.ru/university/msu/
17. Попов А.Э. Опыт применения системы поддержки e-learning в ДПО // Высшее образование в России. 2008. №7. C. 43.
18. Рябчиков А.П. Характеристика российской аудитории MOOC // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4. С. 80-88.
19. Система дистанционнго бизнес-образования малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - URL: www.businesslearning.ru
20. Травкин И.Ю. Массовое, открытое, онлайн - параллельно или вместе? // Высш. образование в России. 2015. № 12. С. 32.
21. Травкин И.Ю. Неформальное образование в Интернет: от сетевых сообществ к массовым открытым онлайн-курсам // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. №2. C. 455.
22. Универсариум: межвузовская площадка электронного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: http://universarium.org/
23. Университет без границ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://distant.msu.ru/
24. Факультет довузовской подготовки "Интернет школа". - [Электронный ресурс]. - URL: https://fdp.hse.ru/ischool
25. Федеральный портал «Российское образование». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru
26. Философский энциклопедический словарь. Под.ред. Аверинцева C.С.,Араб-Оглы Э.А., Иличева Л.Ф. М.., 1989.
27. Фролов А.В. Глобализация высшего образования: противоречия и новации // Вестник высшей школы.2011. №8. С. 21-25.
28. Электронные образовательные ресурсы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eor-edu.ru/
Литература на иностранном языке
29. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge. - 2016. - [Электронныйресурс]. - URL: http:// www.downes.ca/ post/ 54540.
30. LevitteT. The Globalization of Markets. https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets
31. Lisa M. Lane. Three Kinds of MOOCs. - 2015. - [Электронныйресурс]. - URL: http://lisahistory.net/wordpress/2015/08/threekindsofmoocs/
32. Moodle. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moodle.org/
33. TuomiI. OER and transformation of education// European Journal of Education.2013. p.62-64
34. YouDo. - [Электронный ресурс]. - URL: https://youdo.com
35. Электронные образовательные ресурсы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eor-edu.ru/
Вопрос-ответ:
Какие тенденции развития образовательных процессов можно наблюдать в условиях перехода к системе непрерывного образования?
В условиях перехода к системе непрерывного образования можно наблюдать следующие тенденции развития образовательных процессов: индивидуализация образования, активное использование информационных технологий, развитие онлайн образования, повышение доступности образования, расширение возможностей самообразования.
В чем заключаются особенности формирования массовых открытых онлайн курсов?
Особенности формирования массовых открытых онлайн курсов включают в себя следующие аспекты: гибкость и доступность обучения, использование интерактивных методов обучения, наличие разнообразных образовательных ресурсов, возможность самостоятельной работы, свободный доступ к контенту и возможность учиться на собственном темпе.
Каковы виды и направления использования массовых открытых онлайн курсов?
Массовые открытые онлайн курсы могут использоваться в различных направлениях образования и учебного процесса. Они могут быть использованы для самообразования, профессионального развития, повышения квалификации, подготовки к экзаменам, углубленного изучения определенной темы или предмета, а также для поддержки традиционных образовательных программ.
Какие преимущества и недостатки массовых открытых онлайн курсов?
Преимуществами массовых открытых онлайн курсов являются: доступность и гибкость обучения, возможность обучения на собственном темпе, наличие разнообразных образовательных ресурсов. Однако, недостатками могут быть: отсутствие личного контакта с преподавателем, сложность оценки знаний, необходимость самостоятельной организации учебного процесса и потребность в мотивации для самоучения.
Какой роль открытых образовательных ресурсов в системе непрерывного образования?
Открытые образовательные ресурсы играют важную роль в системе непрерывного образования, так как позволяют повысить доступность и гибкость образования, предоставляют возможность самостоятельного изучения и обучения на собственном темпе, а также позволяют получить знания и навыки в определенной области без необходимости полного прохождения формальных образовательных программ.
Что такое MOOCs?
MOOCs - это массовые открытые онлайн курсы. Это формат образования, который позволяет множеству людей получить доступ к высококачественному образованию через интернет.
Какие тенденции приводят к изменению образовательных процессов?
Одной из тенденций, приводящих к изменению образовательных процессов, является переход к системе непрерывного образования. Это обусловлено необходимостью постоянного обновления знаний и навыков в связи с быстрыми изменениями в информационном обществе.
Какие виды и направления использования MOOCs существуют?
MOOCs можно использовать как средство самообразования, для получения дополнительных знаний или для профессионального развития. Они также могут быть включены в программы формального образования и использоваться для обучения студентов в университетах.
Чем открытые образовательные ресурсы полезны в системе непрерывного образования?
Открытые образовательные ресурсы играют важную роль в системе непрерывного образования, так как они позволяют учиться на собственном темпе, выбирать интересующие курсы и получать доступ к актуальным знаниям и информации.
Каким образом MOOCs способствуют формированию современной системы непрерывного образования?
MOOCs предоставляют возможность получить образование дистанционно и гибко, без привязки к географическому местоположению и графику занятий. Они также позволяют обучаться на протяжении всей жизни, не зависимо от возраста и статуса.
Какие тенденции развития образовательных процессов можно наблюдать в условиях перехода к системе непрерывного образования?
Развитие образовательных процессов в условиях перехода к системе непрерывного образования характеризуется несколькими тенденциями. Во-первых, это появление массовых открытых онлайн курсов (MOOCs), которые предлагают широкий доступ к образованию и позволяют получать знания и навыки в любое время и в любом месте. Во-вторых, это развитие открытых образовательных ресурсов, которые становятся важной компонентой системы непрерывного образования. Они позволяют широкой аудитории получать доступ к образовательным материалам и средствам обучения. В-третьих, это усиление взаимодействия между участниками образовательного процесса через различные онлайн платформы и инструменты. Все эти тенденции способствуют развитию гибкой и адаптивной системы образования, которая отвечает на потребности современного общества.
Какие особенности формирования и направления использования массовых открытых онлайн курсов можно выделить?
Формирование и направления использования массовых открытых онлайн курсов (MOOCs) имеют несколько особенностей. Во-первых, MOOCs позволяют получить образование на любом уровне и по различным предметам. Они предлагают курсы, разработанные экспертами из разных областей знания, что позволяет получить актуальные и качественные знания. Во-вторых, MOOCs предлагают гибкую форму обучения, позволяющую учащимся выбрать удобный режим и темп обучения. Учащиеся могут изучать материалы в любое время и в любом месте, используя свои собственные устройства. В-третьих, MOOCs предлагают инновационные методы обучения, такие как интерактивные задания, обратная связь от преподавателей и других учащихся, а также возможность коллективного обучения. Эти особенности делают MOOCs эффективным инструментом для обучения в рамках системы непрерывного образования.