Арт-терапия, как технология социально-культурной анимации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 26 26 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Арт-терапия как технология социально-культурной анимации
Содержание

Введение 3
Глава 1. Арт-терапия как объект научного исследования 5
1.1. Понятие «Арт-терапия» 5
1.2. Виды арт-терапии 9
Глава 2. Анализ применения технологий арт-терапии 12
2.1. Мировой опыт применения технологий арт-терапии в процессе социально-культурной анимации 12
2.2.Отечественный и региональный опыт применения технологий арт-терапии 15
Выводы 22
Список использованных источников 24

Фрагмент для ознакомления

В своей докторской диссертации «Социокультурная становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве» (Москва, 2007) ученый поднимает и исследует роль искусства как одного из важнейших путей социализации ребенка с проблемами психического развития, поскольку именно оно создает «благоприятное пространство для «врастания» такого ребенка в культуру, знания и усвоения им ценностей и социокультурного становления личности». Как утверждает исследовательница, «общая психическая незрелость у детей данной категории в силу биологических и социально-психологических причин определяет личностные отклонения их развития» и, при отсутствии целенаправленной коррекционной работы и психологической помощи, они не достигают (отстают) возрастных норм в социокультурном и личном становлении.
Результатом научного исследования А. Медведевой стала разработка и внедрение в практику подготовки специалистов учреждений образования и социальной сферы программ учебных курсов по арт-терапии; написание и издание учебника и учебного пособия, раскрывающих возможности искусства и художественной деятельности в развитии детей с проблемами психической организации; разработка и апробация программы повышения квалификации психологов по использованию ими арт-технологий в процессе сопровождения личности ребенка в специальных учебных заведениях [10, 10].
В дальнейшем такой подход к использованию арт-терапии продолжает внедрять Л. Белозоров. В своей работе «Арт-терапия как средство психокоррекции отклонений в эмоциональном состоянии детей дошкольного возраста» (Воронеж, 2011) автор исследует возможности использования методов арт-терапии и их ценность в работе с детьми в контексте формирования их межличностных отношений с окружающими в процессе совместной художественно-творческой деятельности.

Вывод. Таким образом, на основе проведенного анализа имеющихся исследований по изучению опыта использования арт терапевтических технологий в США, Западной Европе и России можем констатировать, что арт-терапия за последние века получила широкое распространение в медицинской, психологической и педагогической практике.
В частности, среди основных достижений ученых в этом направлении исследований можно определить:
• теоретически обоснована необходимость и особенности использования арт-терапии в системе лечебно-реабилитационных мероприятий для работы с детьми с функциональными ограничениями как средства самореализации личности и фактора, способствующего лучшей социализации ребенка;
• осуществлена разработка и внедрение в практику работы специализированных учреждений и общеобразовательных школ комплексных методик по работе с детьми с функциональными ограничениями с использованием арт-терапевтических технологий;
• отдельно выделен воспитательный, психокоррекционный и терапевтический потенциал искусства, которое может обеспечить формирование гармонично развитой личности ребенка с функциональными ограничениями на базе общечеловеческих и духовных ценностей личности;
• происходит постепенное внедрение программ арт-терапии в профессиональную подготовку будущих специалистов помогающих профессий и, в частности, в педагогическую практику.
Важным, по нашему мнению, является понимание учеными и практиками не только особенностей людей с функциональными ограничениями, проявлений тех или иных пороков развития, а также эффективности методов и форм арт-терапевтической работы с ними. Вопрос использования арт-терапевтических технологий в работе до сих пор имеет узкоспециализированную направленность; приоритетными остаются исследования, сосредотачивают свое внимание на компенсаторной составляющей средств арт-терапии, на четко определенных группах имеющихся недостатков (недостатки слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и т.д.). Остаются мало исследованными вопросы использования методов арт-терапии для решения вопросов социализации людей с функциональными ограничениями и их ценностного воспитания, поскольку духовная составляющая развития является «проводником» для интеграции таких лиц в общество.
По нашему глубокому убеждению, арт-терапия способствует формированию чувства собственной ценности, преодолению страха жизненной самореализации, что создает лучшие условия для формирования ценностного отношения к собственной жизни через использование мировоззренчески-ценностного потенциала произведений искусства.


Выводы

Использование арт-терапии имеет мощный потенциал в создании психологически комфортной среды, что, в свою очередь, способствует гармонизации развития личности через способность самовыражения и самопознания. Важно, чтобы каждый относилась к себе как к субъекту собственных изменений, понимал и принимал ответственность за собственное развитие и личностный рост.
Арт-терапия сегодня активно развивается и за рубежом, и в нашей стране, используется с терапевтическими целями, при решении диагностических, коррекционных, психотерапевтических задач, и становится все более популярным лечебным методом.
Трансформация социально-политической, экономической, культурно-информационной сферы общества в целом, стимулирует развитие арт-терапевтических технологий, исследования, посвященные разработке арт-терапевтических технологий и научному анализу их психотерапевтического эффекта. Все чаще арт-терапия используются не только в клинических целях, но как профилактическом среде для развития здорового мировосприятия и образа жизни.
Арт-терапия является методологической базой, которая объединяет и достижения научной мысли, и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, рефлексию и деятельность. С помощью арт-терапии можно ставить воспитательные и психокоррекционные задачи, так и развивать собственное творческое отношение к действительности - к обучению, общению, семейному досугу. И в то же время на сегодняшний день можно констатировать недостаточность использования в отечественной медицине возможностей арт-терапии не только для лечения отдельных пациентов или групп, но и для «социального лечения». Как в теории, так и в практике остается много белых пятен и дискуссионных вопросов.
Таким образом, выделяем следующую особенность развития арт-терапии - ее преимущественное распространение в социальной сфере и образовании. Арт-терапия используется в форме групповой и индивидуальной работы, ее области применения очень широки. Она применяется в реабилитации и адаптации инвалидов, в работе с детьми и подростками и в семейной психотерапии, при эмоциональном выгорании педагогов и психологов.
Арт-терапия наиболее точно отражает дух терапии будущего и соответствует постмодернистскому подхода в культуре, искусстве и науке. Арт-терапия в нашей стране находится на стадии становления, и сейчас не следует ожидать от этого направления терапии четкости и однозначности, так как искусство, творения, фантазия - это всегда пространство таинственности и непостижимости - во все времена. Особенностями развития арт-терапии есть: народное творчество, мультимодальность, стремление к новым технологиям, объединение арт деятельности и психотерапевтических форм работы, преимущественное развитие в социальной сфере и образовании.




Список использованных источников

Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - СПб.: Паритет, 2001. - 512 с.
Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
Арт-терапия в зпоху постмодерна / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, Семантика. С, 2002. - 224 с.
Арт-терапия. Хрестоматия // Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. 320с.
Бирюкова И. Танцевально-двигательная терапия - основные идеи и принципы // Музыкальная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 117-127.
Блох О. Музыкально-терапевтическое воздействие - свет жизни // Музыка и время. - 2007. - № 12. - С. 29-31.
Борздыко Ю. Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 2007. - № 2. - С. 123-127.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 364 с.
Вачков И.Г. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось -89, 2003. - 144 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
Дединская Е. Музыкальная терапия в клинической практике // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 2. - С. 112-118.
Зауторова Э. В. Роль музыкального искусства в исправлении осужденных // Музыка и время. - 2006. - № 2. - С. 18-19.
Карпова Н. Л. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя / Н. Л Карпова, М. М. Данина, Н. В. Кисельникова // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 87-97.
Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с.
Копытин А.И. Системная арттерапия. - СПб: Питер, 2001. - 224 с.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.
Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике / Л. Д. Лебедева // Педагогика. - 2000. - №9. -С. 27-34.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
Усова Е. Феномен изменения состояния сознания в арт-терапевтических технологиях // Музыкальная психология и психотерапия. - 2010. - № 4. - С. 73-84.
Циганенко Н. Арт-терапия как метод управления стрессом // Управление персоналом - Украина. - 2015. - № 2. - С. 58-60.
Gernier Matthew. Puppetry as an Art Therapy Technique with Emotionally Disturbed Children: A Thesis Presented to The Faculty of the Gr aduate School Hahnemann University: In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree master of Creative Arts in Therapy / Matthew Gernier. - Alexandria, Vircinia, 1983. - 183 г.
Morrison Amy. Understanding Children's Preferences in Art Making: Im plications for Art Therapy: A dissertation: In partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy / Amy Morrison. - Lesley University, 2013. - 179 г.
Ramirez Kelvin. Art Therapy for Enhancing Academic Experience of Male High S chool Freshmen: A Dissertation Submitted by Kelvin Ramirez: In partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy / Kelvin Ramirez. - Lesley University, 2013 - 149 г..
Tipple Robin Anthony. Looking for a Subject - Art Therapy a nd Assessmentin Autism: Art Psychotherapy Unit Goldsmiths College University of London: PhD submission / Robin Anthony Tipple. - University of London, 2011. - 387 г.












2

Список использованных источников

1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - СПб.: Паритет, 2001. - 512 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
3. Арт-терапия в зпоху постмодерна / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, Семантика. С, 2002. - 224 с.
4. Арт-терапия. Хрестоматия // Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. 320с.
5. Бирюкова И. Танцевально-двигательная терапия - основные идеи и принципы // Музыкальная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 117-127.
6. Блох О. Музыкально-терапевтическое воздействие - свет жизни // Музыка и время. - 2007. - № 12. - С. 29-31.
7. Борздыко Ю. Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 2007. - № 2. - С. 123-127.
8. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 364 с.
9. Вачков И.Г. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось -89, 2003. - 144 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
11. Дединская Е. Музыкальная терапия в клинической практике // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 2. - С. 112-118.
12. Зауторова Э. В. Роль музыкального искусства в исправлении осужденных // Музыка и время. - 2006. - № 2. - С. 18-19.
13. Карпова Н. Л. Психологический, педагогический и психотерапевтический аспекты воздействия кино на зрителя / Н. Л Карпова, М. М. Данина, Н. В. Кисельникова // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 87-97.
14. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
15. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с.
16. Копытин А.И. Системная арттерапия. - СПб: Питер, 2001. - 224 с.
17. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.
18. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике / Л. Д. Лебедева // Педагогика. - 2000. - №9. -С. 27-34.
19. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
20. Усова Е. Феномен изменения состояния сознания в арт-терапевтических технологиях // Музыкальная психология и психотерапия. - 2010. - № 4. - С. 73-84.
21. Циганенко Н. Арт-терапия как метод управления стрессом // Управление персоналом - Украина. - 2015. - № 2. - С. 58-60.
22. Gernier Matthew. Puppetry as an Art Therapy Technique with Emotionally Disturbed Children: A Thesis Presented to The Faculty of the Gr aduate School Hahnemann University: In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree master of Creative Arts in Therapy / Matthew Gernier. - Alexandria, Vircinia, 1983. - 183 г.
23. Morrison Amy. Understanding Children's Preferences in Art Making: Im plications for Art Therapy: A dissertation: In partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy / Amy Morrison. - Lesley University, 2013. - 179 г.
24. Ramirez Kelvin. Art Therapy for Enhancing Academic Experience of Male High S chool Freshmen: A Dissertation Submitted by Kelvin Ramirez: In partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy / Kelvin Ramirez. - Lesley University, 2013 - 149 г..
25. Tipple Robin Anthony. Looking for a Subject - Art Therapy a nd Assessmentin Autism: Art Psychotherapy Unit Goldsmiths College University of London: PhD submission / Robin Anthony Tipple. - University of London, 2011. - 387 г.

Вопрос-ответ:

Что такое арт терапия?

Арт терапия - это технология, которая использует художественные и культурные методы для достижения психологического и эмоционального благополучия. Она позволяет людям выразить свои чувства и эмоции через различные виды искусства, такие как живопись, рисование, скульптура и др.

Какие существуют виды арт терапии?

Существует несколько видов арт терапии, включая музыкальную терапию, танцевальную терапию, театральную терапию и литературную терапию. Каждый из этих видов использует конкретные художественные методы для достижения своих целей в рассматриваемой терапии.

Какие примеры мирового опыта применения арт терапии в социально-культурной анимации?

Мировой опыт показывает успешное применение арт терапии в различных сферах социально-культурной анимации. Например, арт терапия используется в работе с детьми с нарушениями развития, пациентами психиатрических клиник, а также для реабилитации после травм и стрессовых ситуаций.

Какие примеры отечественного и регионального опыта применения арт терапии есть?

В России и регионах также существует опыт применения арт терапии в различных областях. Например, она применяется в работе с детьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми, участниками программ социальной адаптации и реабилитации.

Какие выводы можно сделать из анализа применения технологий арт терапии?

Анализ применения технологий арт терапии позволяет сделать вывод о том, что она эффективна в достижении психологического и эмоционального благополучия людей. Кроме того, она является универсальной и может быть применена в различных сферах социально-культурной анимации.

Что такое арт терапия?

Арт-терапия - это методика психотерапии, которая использует искусство и творчество в качестве средства для самовыражения и самопознания. Через создание и анализ художественных работ люди могут исследовать свои эмоции, проблемы и взаимоотношения с окружающими.

Какие бывают виды арт терапии?

Существует несколько видов арт-терапии: музыкальная терапия, танцевальная терапия, драма-терапия, живопись-терапия и др. Каждый вид использует конкретные художественные формы и методы для достижения целей психотерапии и самоанализа.

Как арт терапия применяется в социально-культурной анимации?

Арт-терапия может быть использована в различных социально-культурных мероприятиях для создания атмосферы самовыражения и взаимодействия. Она может помочь участникам лучше понять и выразить себя, развить креативное мышление и улучшить коммуникацию. Арт-терапия также может быть использована для решения социальных проблем и конфликтов через художественное выражение.

Каков мировой опыт применения арт терапии в социально-культурной анимации?

В мировой практике арт-терапия активно используется в различных областях социально-культурной анимации, таких как работа с детьми, психологическая реабилитация, образование и др. Это позволяет повысить качество жизни людей, улучшить их эмоциональное состояние и развить творческие навыки.