Счетная палата РФ как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Аудит
  • 34 34 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 26.09.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты современной системы противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем 4
1.1 Природа отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем 4
1.2 Аспекты современной системы противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем 10
Глава 2 Практические аспекты современной системы противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем 16
2.1 Анализ деятельности счетной палаты РФ, как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля) 16
2.2 Счетная палата РФ, как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля) 19
2.3 Основные проблемы деятельности счетной палаты РФ, как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления

, в 2017 году - 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.2.3 Основные проблемы деятельности счетной палаты РФ, как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля)Постоянно действующим органом финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ (далее– Счетная палата), состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) (далее – Закон N 41-ФЗ). Такое правовое положение Счетной палаты соответствует основным положениям Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1977 г. в Лиме на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI), где указано, что «основные контрольные полномочия высшего контрольного органа должны быть определены конституцией, детали могут быть установлены законом». Говоря о правовом положении Счетной палаты, отметим, что хотя ее контрольные полномочия в положениях Конституции РФ полностью не раскрыты, но уже и такое ее правовое положение позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата как особый орган государственного финансового контроля образована и способствует осуществлению парламентом РФ контроля за исполнением федерального бюджета. Однако в современной правовой науке мнения по проблеме определения правового статуса Счетной палаты в системе органов государственной власти неоднозначны. Так, ряд авторов, отмечая специфику направленности функций этого органа, относят ее к законодательной ветви власти. Другие авторы пишут об «отпочковании» Счетной палаты от существующей традиционной триады властей – навои ветви власти – контрольной. При этом, полагаем следует согласиться с точкой зрения тех авторов по определению которых Счетная палата это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, выделяющийся своим правовым статусом среди специальных органов контроля, который и позволяет охарактеризовать ее как высший контрольный орган в стране. Следует отметить, что в большинстве стран в системе органов государственного финансового контроля образованы органы для осуществления финансового контроля от имени парламента над расходами, так, например, Управление Генерального аудитора – The Office of the Auditor General (OAG); Le Bureau du verificateur geneгal (BVG) – высший орган государственного финансового контроля в Канаде5, Высшая контрольная палата в Республике Польша и т.п. Вместе с тем установленные российским законодательством правовые гарантии организационной и функциональной независимости Счетной палаты согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля полностью не раскрыты, поскольку в качестве основополагающего принципа организации парламентского финансового контроля в последней закрепляется независимость контрольных органов от иных органов власти государства и организаций. Так, гарантией независимости органа финансового контроля выступает юридическая защита со стороны Верховного Суда государства от любого вмешательства, подрывающего независимость и полномочия высшего органа. Однако действующее российское законодательство такой нормы не содержит. При этом и Председатель Счетной палаты отмечал, что пред принимавшиеся попытки законодательного закрепления независимости счетной палаты получали отрицательные ответы власти[10]. Наряду с этим следует отметить и установленные в настоящее время действующим российским законодательством правовые гарантии организационной и функциональной независимости Счетной палаты от парламента РФ, как то: 1. В связи с роспуском ГД РФ ее контрольная деятельность в области финансов не приостанавливается (ст. 29 Закон N 41-ФЗ). 2. Финансирование ее контрольной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных отдельной строкой на ее содержание в законах о федеральном бюджете (ст. 30 Закон N 41-ФЗ). 3. В соответствии с действующим законодательством по своему правовому статусу Счетная палата является юридическим лицом (ст. 1 Закон N 41-ФЗ), поэтому ее статус должен соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), так, согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность и быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица могут существовать в качестве коммерческих, в целях извлечения прибыли, или некоммерческих организаций, которые не преследуют извлечение прибыли. Следовательно, Счетную палату можно отнести к некоммерческой организации в области финансового контроля, при этом результаты контрольных мероприятий должны отвечать интересам государства в целом и как следствие ее контрольная деятельность как юридического лица носит публичный характер. Таким образом, Счетная палата является особым органом финансового контроля специальной компетенции, который выделяется своим правовым статусом и своим значением. При этом контрольная деятельность Счетной палаты носит публичный характер, в том числе ее контрольная деятельность как юридического лица. С первых дней своей деятельности Счетная палата делает основной акцент на обеспечение контрольной деятельности по исполнению федерального бюджета и использованию федеральной собственности. С каждым годом масштабы ее контрольной деятельности увеличиваются в аспекте качества контрольных мероприятий и количества объектов, охваченных проверкой8. Это связано с увеличением количества контрольных мероприятий с использованием перспективных форм (видов) контроля как аудита эффективности или стратегического аудита. При осуществлении финансового контроля Счетной палатой как органа единой системы финансового контроля в РФ его главной целью является обеспечение реализации единой финансово­правовой политики государства при осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности[7]. В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет не только контрольно-ревизионную, но также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности (ст. 9 Закона N 41-ФЗ). В целях повышения эффективности работы последняя вправе выбрать «консультанта» для обработки исходной информации как из числа государственных контрольных органов, так и на возмездной основе аудиторские фирмы, а также научные организации, занимающиеся вопросами экономики9. Необходимо также отметить, что контрольным полномочиям субъектов финансового контроля, Счетной палаты в частности, уделено огромное внимание не только законодателя, но и в современной научной литературе эта проблема является актуальной в рамках нового, трехлетнего финансового планирования и особых правил осуществления контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящего из предварительного, оперативного (текущего) и последующего контроля. В связи с вышесказанным, полагаем остановиться на актуальной проблеме определения контрольных полномочий Счетной палаты в новом ее качестве. В области функционирования банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета и за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 19 Закона N 41-ФЗ). Таким образом, полагаем, что контрольные полномочия Счетной палаты в области финансов следует рассматривать не только как часть ее специальной компетенции, но и как часть ее финансово-правового статуса. Важно отметить и то, что при осуществлении Счетной палатой финансового контроля, она не только контролирует органы исполнительной и судебной ветви власти, но и активно взаимодействует с ними (ст. 22 Закона N 41-ФЗ). Так, Счетная палата активно взаимодействует с Президентом РФ (например, при формировании планов и программ работы Счетной палаты (п. ст. 10 Закона N 41-ФЗ), Министерством финансов РФ – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной, налоговой и других сферах, и с подведомственными ему органами финансового контроля. Кроме того, Счетная палата, не имея своих подразделений в субъектах Федерации, активно использует потенциал Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) для проведения контрольных мероприятий. В 2006 г. впервые силами двух органов государственного финансового контроля было осуществлено проведение комплексной совместной проверки использования средств федерального бюджета ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» за 2005 г. В ходе проверки Счетная палата проверяла центральный аппарат ФГУП РТРС, а территориальными органами Росфиннадзора проверялись региональные филиалы РТРС. Заслуживает положительной оценки взаимодействие Счетной палаты и с Федеральной налоговой службой, с Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством обороны РФ, а также с аудиторскими ведомствами других стран мира. Возможности информационно-аналитической системы удаленного аудита Счетной палаты по состоянию на 2018 год ограничиваются уровнем применения информационных технологий в объектах контроля. То есть отсутствие данных в информационных системах федеральных органов исполнительной власти или в принципе отсутствие информационных систем при выполнение функции и полномочий, которые являются предметом контроля Счетной палаты, не позволяет проводить Счетной палате удаленный аудит и автоматизированным способом обрабатывать данные.Таким образом, в части дальнейшего развития видится выполнение Счетной палатой организационных мероприятий по обеспечению наличия необходимых данных в информационных системах объектов аудита Счетной палаты в необходимом составе и форматах данных.Например, организацию деятельности можно осуществлять за счет реализации следующих мероприятий:•участие представителей Счетной палаты в составе различных координационных и иных органов, создаваемых для реализации мероприятий в области информационных технологий, например, правительственной комиссии по применению информационных технологий;•реализация полномочий Счетной палаты по формированию рекомендаций о составе и порядке формирования данных при создании и развитии федеральных государственных информационных систем на постоянной основе и мониторинг реализации объектами аудита рекомендаций, направленных Счетной палатой;•принятие необходимых действий в рамках контрольной и экспертно-аналитической деятельности по применению информационных технологий федеральными органами исполнительной власти в части наличия данных для государственного финансового аудита.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ целях укрепления сотрудничества между контрольно-счетными органами субъектов РФ, а также для повышения качества деятельности в области финансового контроля в РФ 9 декабря 2000 г. на первом Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов РФ была создана Ассоциация контрольно­счетных органов РФ (АКСОР) которая эффективно функционирует по сей день. Основные задачи АКСОР: содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней, вырабатывать единые стандарты и методики контрольно-ревизионной и экспертно­аналитической деятельности, организовывать обмен опытом и повышение профессиональной подготовки специалистов. Счетная палата РФ оказывает контрольно-счетным органам субъектов РФ на основе соглашений необходимую правовую, консультационную и методическую помощь. Одно из основных направлений взаимодействия проведение совместных контрольных мероприятий, количество и тематика которых расширяются из года в год. При этом в Ассоциацию контрольно-счетных органов РФ (АКСОР) входят контрольно-счетные органы 85 субъектов РФ, Счетная палата РФ и Союз муниципальных контрольно-счетных органов РФ, объединяющий муниципальные контрольно-счетные органы. В современных условиях развития государства и общества известен и опыт заключения соглашений о сотрудничестве Счетной палаты с рядом регионов. Так, например, заключили Соглашение о сотрудничестве Счетная палата с Московской областью (Московской областной Думой), Псковской областью и т.п. Исходя из изложенного, следует сформулировать вывод о том, что Счетная палата РФ – это независимый орган парламентского финансового контроля в области исполнения бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, использованию федеральной собственности, который свои контрольные функции и полномочия осуществляет независимо от федеральных и региональных органов государственной исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры и органов местного самоуправления. При этом в качестве отрицательного момента следует отметить, что Счетная палата в настоящее время не обладает системой территориальных органов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВI. Нормативные акты.Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63Ф3 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».II.Основная и специальная литератураАлиев В.М. Методологические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Алиев, Д.И. Аминов, П.В. Фетисов. М., 2017.Бастрыкин А.И. Для нас важно максимально использовать информационный потенциал Рос. Фин. мониторинга // Финансовая безопасность. 2014. № 7. С. 8—10.Выявление и блокирование финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом опиатов: доклад экспертной рабочей группы Парижского пакта при координации УНП ООН. Вена, 2014.Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2016.Корчагин О.Н., Колесников К.А. Организация противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков: учеб. пособие / под ред. И.И. Батыршина. ФКУ НИЦ ФСКН России. М., 2016.Корчагин О.Н. Проблемные вопросы имплементации новой редакции Рекомендаций ФАТФ в национальное законодательство Российской Федерации и практику противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2016. № 4. С. 14—17.Корчагин О.Н. ФАТФ в национальное законодательство Российской Федерации // Наркоконтроль. 2018. № 1. С. 21—34.Корчагин О.Н. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков: практ. пособие / под ред. И.И. Батыршина. ФКУ НИЦ ФСКН России. М., 2017.Ревин В.А., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2018. № 1. С. 9—13.Ревин В.А., Стахов Я.Г. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2017. № 12. С. 44—56.Селищева Е.Г. О проблемах совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, и дополнительных путях подрыва экономических основ организованной преступности // Наркоконтроль. 2019. № 2. С. 14—18.Селищева Е.Г. Легализация (отмыванием) средств // Наркоконтроль. 2018. № 6. С. 32—38.Финансовые расследования и типологические исследования в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://www.mumcfm.ru/course/2/2/start.html, (дата обращения: 19.09.2018).Публичный отчет о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports, (дата обращения: 19.09.2018).Официальный сайт Счетной палатой РФ, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ach.gov.ru, (дата обращения: 19.09.2018)

I. Нормативные акты.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63Ф3 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
II. Основная и специальная литература
2. Алиев В.М. Методологические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Алиев, Д.И. Аминов, П.В. Фетисов. М., 2017.
3. Бастрыкин А.И. Для нас важно максимально использовать информационный потенциал Рос. Фин. мониторинга // Финансовая безопасность. 2014. № 7. С. 8—10.
4. Выявление и блокирование финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом опиатов: доклад экспертной рабочей группы Парижского пакта при координации УНП ООН. Вена, 2014.
5. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2016.
6. Корчагин О.Н., Колесников К.А. Организация противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков: учеб. пособие / под ред. И.И. Батыршина. ФКУ НИЦ ФСКН России. М., 2016.
7. Корчагин О.Н. Проблемные вопросы имплементации новой редакции Рекомендаций ФАТФ в национальное законодательство Российской Федерации и практику противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2016. № 4. С. 14—17.
8. Корчагин О.Н. ФАТФ в национальное законодательство Российской Федерации // Наркоконтроль. 2018. № 1. С. 21—34.
9. Корчагин О.Н. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков: практ. пособие / под ред. И.И. Батыршина. ФКУ НИЦ ФСКН России. М., 2017.
10. Ревин В.А., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2018. № 1. С. 9—13.
11. Ревин В.А., Стахов Я.Г. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2017. № 12. С. 44—56.
12. Селищева Е.Г. О проблемах совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, и дополнительных путях подрыва экономических основ организованной преступности // Наркоконтроль. 2019. № 2. С. 14—18.
13. Селищева Е.Г. Легализация (отмыванием) средств // Наркоконтроль. 2018. № 6. С. 32—38.
14. Финансовые расследования и типологические исследования в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://www.mumcfm.ru/course/2/2/start.html, (дата обращения: 19.09.2018).
15. Публичный отчет о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports, (дата обращения: 19.09.2018).
16. Официальный сайт Счетной палатой РФ, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru , (дата обращения: 19.09.2018)


Вопрос-ответ:

Какова основная функция Счетной палаты РФ?

Основная функция Счетной палаты РФ - это осуществление внешнего государственного аудита и контроля за использованием бюджетных средств.

Что такое отмывание легализация доходов?

Отмывание легализация доходов - это процесс, в результате которого преступно полученные доходы приобретают легальный характер и включаются в официальные финансовые потоки.

Каковы аспекты современной системы противодействия отмыванию легализации доходов?

Аспекты современной системы противодействия отмыванию легализации доходов включают в себя принятие специальных законов, создание органов, отвечающих за контроль финансовых операций, а также сотрудничество с международными организациями в борьбе с этим явлением.

Какую роль играет Счетная палата РФ в системе противодействия отмыванию легализации доходов?

Счетная палата РФ играет роль постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита и контроля. Она осуществляет аудит бюджетных средств и обнаруживает финансовые нарушения, в том числе связанные с отмыванием легализацией доходов.

Какие проблемы возникают при противодействии отмыванию легализации доходов?

Проблемы, с которыми сталкивается система противодействия отмыванию легализации доходов, включают сложности в выявлении преступных схем, недостаточную координацию между государственными органами, а также зарубежные факторы, такие как использование оффшорных компаний.

Что такое Счетная палата РФ?

Счетная палата РФ - это постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита контроля в Российской Федерации.

Какова природа отмывания легализации доходов?

Отмывание легализации доходов - это процесс скрытия происхождения денежных средств или имущества, которое было получено незаконным путем, с целью придать им легальный статус.

Какие аспекты современной системы противодействия отмыванию легализации доходов существуют?

Существуют различные аспекты современной системы противодействия отмыванию легализации доходов, включая законодательные, оперативно-розыскные, финансовые и международные аспекты.

Что входит в практические аспекты современной системы противодействия отмыванию легализации доходов?

Практические аспекты современной системы противодействия отмыванию легализации доходов включают мониторинг финансовых операций, проведение аудита и проверок, осуществление уголовного расследования и установление международного сотрудничества.

Какую роль играет Счетная палата РФ в системе противодействия отмыванию легализации доходов?

Счетная палата РФ играет важную роль в системе противодействия отмыванию легализации доходов, осуществляя внешний государственный аудит и контроль за расходованием государственных средств и их возможным отмыванием.