О жизни российских чиновников во второй половине XIX века (Источникам личного происхождения )

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 32 32 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.12.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности русской чиновничьей службы в XIX веке 6
1.1. Дворяне на государственной службе 6
1.2. Семейные узы, быт и нравы выдающихся чиновников-дипломатов России второй половины XIX века (на примере А.К. Толстого) 11
Глава 2. Городское управление. Низшие чины и сословия на государственной службе 19
2.1. Выборы городского головы, членов городской думы и городской управы 19
2.2. Образ рядового чиновника 27
2.3. Русские классики о чиновниках второй половины XIX века 28
Заключение 31
Список источников и литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Активное участие при его подготовке принимали общественные деятели.Городской голова также избирался на четыре года и утверждался либо Министром внутренних дел, либо губернатором из претендентов в количестве двух человек после избрания их на думском собрании большинством голосов. По уровню общественного положения в Севастополе на этот высокий пост в системе городского самоуправления могли претендовать только почтенные лица из дворян, почетных граждан, а также купцы 1 гильдии, имевшие в городе собственность на сумму не менее 15 тыс. рублей.Все должностные члены самоуправления за свои преступления отвечали по суду. В свою очередь городской голова привлекался к ответственности по решению 1-го департамента Сената, а остальные по решению думы. Таким образом, высшим органом гражданского управления в городе стала городская дума, а исполнительным являлась управа, которая приводила в исполнение все её решения. Число членов управы устанавливалось решением думы.Нередко среди градоначальников встречались настоящие посредственности и карьеристы, что, впрочем, не было исключением и для многих городов обширной империи.Таким образом, дума, управа и городской голова составляли единую систему общественного управления, на плечи которых ложилась тяжкая ноша в «попечении и распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству».Непосредственно исполнительную власть в городе представляла управа. Председательствовал в ней городской голова. В состав управы входили два человека, в губернских городах – три, крупных населенных пунктах с численностью жителей более 100 тыс. человек – четыре и только в столице – шесть. Они также избирались городской думой на четыре года. Это были член управы и замещающее его лицо.Кроме избранных деятелей в системе исполнительной власти работали на постоянной основе сотрудники канцелярии (секретарь думы и его помощник, делопроизводитель, регистратор и архивариус), бухгалтерии (9 чиновников), торгового (3 человека), строительного и технического отделов (12 служащих). Любопытно, но городским головой не могло быть лицо еврейской национальности. Устанавливалось и предельное число лиц нехристианского вероисповедания имевших право быть избранными в состав управы. Оно не могло превышать одной трети от общего числа её членов.В целом существенным прогрессом в реформе Городового положения 1870 года было не только отмена сословного характера городских учреждений, но и заметно расширившаяся их самостоятельность. До известной степени дума стала хозяином города. В круг её компетенции входило его благоустройство, управление доходной и расходной частью бюджета на медицинские и санитарные учреждения, ремесленные заведения, богадельни и приюты, организацию уличного движения и многое другое.Однако, несмотря на то, что городское самоуправление после реформы 1870 года стало более эффективным, существенные изменения, внесённые за последующие десятилетия в сферу устройства земских учреждений, потребовали его дальнейшего совершенствования. В связи с этим назрела необходимость к составлению нового Городового положения. Все необходимые распоряжения на этот счёт были даны в 1890 году. И уже на следующий год соответствующий законопроект внесён к рассмотрению Государственным Советом, а 11.06.1892 года утверждён императором Александром III (1845–1894 гг., на престол вступил в 1881году).Ограничение круга избирателей и избранников рамками имущественного ценза,уже давно не отвечало требованиям современности, и было камнем преткновения в противостоянии сторон относительно поиска путей развития городского самоуправления. Однако известный консерватизм всегда являлся одной из характерных черт любого государственного образования. Последнее обстоятельство так же многие признавали. Тем не менее, с наступлением каждой очередной избирательной кампании данный вопрос становился одним из основных в противостоянии сторон относительно возможных путей реформирования системы городского самоуправления. Спорили до хрипоты и, что было вполне предсказуемо и разумно, приходили к пониманию, что не в городскойдуме такие вопросы решаются.Пока споры накалялись в одном направлении, в другом продолжалась рутинная, черновая работа по подготовке избирательной кампании.Оставшиеся дни до первого избирательного собрания превратились в любопытную игру. Некоторые кандидаты в гласные с холодным спокойствием ждали дня Х,заведомо не изъявляя желания оказаться в рядах городского самоуправления. Но это не было равнодушным созерцанием надвигающихся событий, так как за их голоса станут бороться те из коллег, кто намеренно стремился в думу. Как «дороже их продать» – вот проблема более всего владевшая умами этих людей.Председатель Второй Государственной думы Ф.А. Головин, член центрального комитета партии кадетов, так описал народных избранников: «Левое крыло Думы невольно поражало зрителя множеством молодых лиц и при этом неинтеллигентных. Общая масса отличалась тупым самомнением опьяневшей от неожиданного успеха необразованной и озлобленной молодежи. Все же вера в непогрешимость проповедуемых ими идей и несомненная бескорыстность и готовность к самопожертвованию ради торжества их принципов возбуждали симпатию… Не такое чувство возникало при взгляде на правое крыло Думы. Здесь, прежде всего, бросались в глаза злобные лица крайних реакционеров. Они ненавидели Думу, грозившую их материальному благосостоянию и их привилегированному положению; мешали ее работе, не скрывали даже своей радости при ее неудачах… Сжатый этими двумя буйными и сильными крыльями центр, стремящийся к законодательной работе на строго конституционных основах, вызывал в зрителе и сожаление, и уважение».Дума была слепком с общества, которое ее сформировало. Как здесь, так и там многочисленные фракции, группы, кружки, партии скорее напоминали лебедя, рака и щуку, которые тащили несчастную страну каждый в свою сторону, по их разумению, единственно верную.2.2. Образ рядового чиновникаВ первой половине XIX века форменная одежда чиновников была слишком вычурной, даже была неудобной для носки. Во второй половине XIX века, Александр II лично участвовал в утверждении мундира для служащих. Служащие стали носить полукафтаны, среднее звено – фраки и сюртуки. Хотя до конца столетия существовала сложная система мундиров гражданских служащих.Специальная форма одежды для различных классных должностей требовала четкого знания текста закона, где было изложено полное описание одежды. Большую путаницу вызывал еще тот факт, что вторая половина века ознаменовалась частыми реформами гос. аппарата, в связи с этим ростом численности служащих и соответственно постоянной сменой формы.Высшие чины увлекались охотой, игрой в карты и собиранием коллекций. Большинство высших чиновников следовало в ногу со временем, они покупали автомобили, устанавливали в домах телефоны и электрические лампы, что было очень дорогим удовольствием в то время.Низшие ранги чиновников – разночинцы – не могли себе позволить ни рестораны, ни театры, ни посещение клубов. Рядовые чиновники не могли себе позволить жениться и завести детей, так как сами выживали с трудом. Если же вступление в брак было запланировано, то чиновнику следовало испросить на то соизволения начальства.Разночинцы, как малоимущий слой населения естественно были недовольны условиями своей жизни, в свободное от службы время они иногда собирались в компании, обсуждали свою жизнь, спорили - все это постепенно стало выливаться в организацию кружков, где молодые люди стали интересоваться политикой, новостями науки и образования .2.3. Русские классики о чиновниках второй половины XIX векаКнязь Горчаков: И что же происходит в России?Карамзин: Как обычно… Воруют-с…Исторический анекдотНа сегодня точность действующих лиц данного диалога не столь важна. Неизменно одно – многозначительное «воруют-с». Указание на то, что ничего иного в России происходить и не может.Рассказами о стяжательстве, воровстве, хищениях из казны полным-полна русская классика. Например, романы Льва Толстого, написанные никак не о воровстве, герои его вообще довольно далеки от любых материальных дел. И если в «Войне и мире» рассказы о воровстве интендантов – будничные пассажи, то в «Севастопольских рассказах» многие места просто страшно читать. Получается, пока одни россияне героически защищают Севастополь, проливают кровь на бастионах, другие преспокойно крадут то, что казна отпустила для обмундирования, вооружения и пропитания армии. Как пишет автор, что воруют невероятно, неправдоподобно, феерически.И Стиву Облонского, «героя» «Анны Карениной» устраивают на хлебное местечко, лишь бы он не очень воровал. Такого человека и ищут – пусть ни черта не понимает в работе железных дорог, но чтобы без воровских наклонностей.В «Доходном месте» А. Н. Островского вся интрига заворачивается вокруг того, что главный герой не хочет брать взяток, а окружение считает его дураком. Давят на беднягу, и когда любимая жена грозит уходом, он сдается, идет к тестю просить найти ему «хлебное местечко».У Чехова есть забавный рассказ, в котором чиновник перепутал, где произносит речь: на похоронах или на чествовании юбиляра. Говорит, что мол, покойный взяток не брал. А юбиляр обижается: как это так, взяток не брал?! Их только дураки не берут. Выходит – публично дураком обозвали…«Ревизор» Гоголя вызывал самую живую реакцию публики. Известно, что император Николай I на премьерном представлении буквально захлебывался от смеха, выбегал из зала, хлопал себя по коленям… Царь веселился вместе со всеми. Но ведь и правда… верно говорит в конце Городничий, поворачиваясь к залу:– Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!..У Островского вообще все состояния купцов или получены воровством на подрядах, или другим нечестным способом. Его герои фиктивно разоряются, женятся на богатых невестах, присваивают деньги сирот, требуют от приказчиков обманывать в лавках. В общем, нет у великого драматурга практически ни одного приличного предпринимателя, который зарабатывал бы деньги хотя бы сравнительно честно. Купец Островского – считай, синоним слова «жулик».Приходим к мнению, что русская классика как сговорилась: если царедворец – то казнокрад. Если чиновник – то взяточник. Если купец – то жулик и махинатор.Если принимать эту позицию русской литературы всерьез, то получается: «воруют-с» – и вправду есть честное, фотографически точное определение главного устройства чиновничьей русской жизни.Литература отразила некое народное убеждение в том, что Россия – очень страна вороватых чиновников. Это убеждение свойственно народным массам, и образованный слой Российской империи такое мнение разделял. «Воруют-с» – мнение об отдельном слое русского народа – чиновниках. это выраженное в одном кратком афоризме представление об особой вороватости чиновников, о характере русского предпринимательства, воровстве, как неотъемлемой части русской государственной жизни и общественных отношений.Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция норм поведения и культуры общения чиновников была обусловлена изменениями в политической и общественной сферах иностранного общества, в котором находился государственный служащий. Русские чиновники, являясь традиционным обществом, стремилось к большей свободе и перенимало из стран Западной Европы соответствующие образцы поведения.В иерархии ценностей первое место принадлежало чину, затем следовали богатство, род и честь, затем светскость, талант и образование. Бытовые условия русских чиновников и нравственные устои – это целая система, которая состояла из большого числа служащих различных рангов, живущих на удаленных территориях и связанных различными взаимоотношениями с родной страной и страной пребывания.ЗаключениеВнешняя политика России во второй половине XIX в. отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами.Отвечая на поставленные задачи, следует отметить, что особенностью русского чиновничества во второй половинXIX века явилось его разделение на два уровня: высший эшелон – это дворяне, европейски утонченное и образованное сообщество, и нижние чины – городское управление–самобытное и реакционно настроенное. И те и другие, воплотили идеал Петра I, который стремился к заимствованию только лучшего из опыта западных стран для блага России.Изучив государственную культуру при русском императорском дворе XIX века необходимо указать на особенности русской культуры данного периода в целом, поскольку культура поведения внутри определенного круга лиц является составной, можно сказать, важнейшей частью духовной культуры всего общества.Рассмотрев повседневную жизнь русских чиновников-дипломатов XIX века можно отметить основные характерные черты быта и нравов. Прежде всего – это отчетливое разделение служащих дипкорпуса на сословия. Во-вторых, повседневная культура или отсутствие таковой. Дипломатическое дворянство не отличалось большей настроенностью на модернизацию, на усвоение новых тенденций в культуре, поэтому нравы чиновников характеризуются большой привязанностью к традициям, но при этом, учитывая настроения дворянства, органично менялись, соотносясь с изменениями в обществе, политике и культуре. Своеобразие культуры общения русских дипломатов при иностранных дворах объясняется подверженности западноевропейскому влиянию. Делать «хорошую мину при плохой игре» приходилось всем, кто попадал за границу. Во-первых, из-за отсутствия финансирования, но необходимости вести светскую жизнь. Во-вторых, физической зависимости от воли иностранного монарха. От его отношения к России зависело, где поселят дипломата, как будут относится к его семье, насколько реально он будет принимать участие в решении политических вопросов.Следует отметить разнузданность и своеволие некоторых русских чиновников. Это касается самых высших эшелонов власти, распределяющих финансы и дальнейшую цепочку чиновников, через руки которых проходили деньги. Это объясняется подкреплением своей правоты принадлежностью к дворянскому сословию.Проследив порядок поступления на службу (через взятки, протеже, родственные связи, выгодный брак) можно провести параллель с нашими днями. Можно пронаблюдать большое значение карьеры для дворянина, как способа добиться лучшего положения в обществе, и буквально улучшения своего финансового состояния.Список источников и литературы

-

Вопрос-ответ:

Какие особенности имели русские чиновники во второй половине XIX века?

Русские чиновники во второй половине XIX века были главным образом дворянами, которые занимали высокие позиции на государственной службе. Они обладали определенными привилегиями и были обязаны следовать строгим нормам поведения и этикету.

Какие семейные узы и нравы характеризовали российских чиновников во второй половине XIX века?

Семейные узы сыграли значительную роль в жизни российских чиновников во второй половине XIX века. Они стремились создать благополучную семью, а жены и дети чиновников, в свою очередь, должны были соответствовать определенным стандартам и образу жизни. Нравы чиновников были сдержанными и формальными, их роль в обществе требовала строгой дисциплины.

Как происходили выборы городского головы и членов городской думы во второй половине XIX века?

Выборы городского головы и членов городской думы во второй половине XIX века проводились по особым правилам. Голосование проходило на основе общественного согласия и консенсуса. Горожане выбирали своих представителей из числа образованных и состоятельных граждан, которые обладали определенной квалификацией и опытом в городском управлении.

Какие низшие чины и сословия занимали должности в городском управлении во второй половине XIX века?

В городском управлении во второй половине XIX века низшие чины и сословия занимали должности, требующие меньшей квалификации и опыта. Это могли быть мещане, обыватели или представители местной знати. Их роль была менее значимой по сравнению с высшими чиновниками, но они все же участвовали в процессе городского управления и принимали участие в принятии решений.

Какие были особенности русской чиновничьей службы в XIX веке?

Особенности русской чиновничьей службы в XIX веке включали в себя наличие дворян на государственной службе, а также семейные узы, образ жизни и нравы выдающихся чиновников и дипломатов России второй половины XIX века. Они также включали городское управление и выборы городского головы, членов городской думы и городской управы.

Какие были выдающиеся чиновники и дипломаты России во второй половине XIX века?

Один из выдающихся чиновников и дипломатов России во второй половине XIX века был А.К. Толстой. Его семейные узы, образ жизни и нравы являются примером для изучения данной темы.

Как проходили выборы городского головы, членов городской думы и городской управы в XIX веке?

Выборы городского головы, членов городской думы и городской управы в XIX веке проходили через особые процедуры. Детали процесса выборов и представители низших чинов и сословий на государственной службе изучаются в данной статье.

Какие были семейные узы и образ жизни российских чиновников и дипломатов во второй половине XIX века?

Семейные узы и образ жизни российских чиновников и дипломатов во второй половине XIX века включали в себя определенные традиции и особенности. Они могли влиять на выбор профессии, способствовать карьерному росту и определять стиль жизни и поведение в обществе.

Каким был статус дворян на государственной службе в XIX веке?

Статус дворян на государственной службе в XIX веке был особенным. Они обладали определенными привилегиями и имели возможность занимать высокие посты в государственном аппарате. Однако, для достижения успеха на службе требовалось не только родовое происхождение, но и способности и заслуги перед государством.