Избирательные системы и организация проведения выборов в Республике Мордовия
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 84 + 84 источника
- Добавлена 30.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации проведения выборов 8
1.1. Понятие избирательных систем и организации проведения выборов 8
1.2. История развития организации проведения выборов в России 15
1.3. Современное состояние регулирования избирательных правоотношений 22
2. Особенности организации проведения выборов в Республике Мордовия 29
2.1. Современное состояние регулирования организация проведения выборов в Республике Мордовия 29
2.2. Проблемные аспекты правоприменения организация проведения выборов 47
2.3. Перспективы развития организация проведения выборов 56
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Также закономбыли закреплены права, обязанности, порядок государственной регистрацииуказанных политических общественных объединений, а также порядок осуществления контроля за их деятельностью.На территории Республики Мордовия зарегистрировано 39 региональных отделений политических партий, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона «О политических партиях» обязаны ежеквартально представлять в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия сведения о поступлении и расходовании средств регионального отделения политической партии.Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия осуществляет полномочия, связанные с приемкой и проверкой Сведений: направляет запросы о проверке сведений о жертвователях – юридических лицах в налоговые органы; проверяет некоммерческие организации на принадлежность к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранных агентов; устанавливает источники пожертвований региональным отделениям политических партий (денежных средств либо иного имущества).В научной литературе политические партии детерминируются по-разному.С одной стороны, ряд ученых, среди которых В. Г. Стрекозов, О. Г. Румянцев,В. Н. Додонов, Ю. Д. Казанчеев и В. А. Альхименко, под политической партией понимают самостоятельное общественное объединение,имеющее постоянный характер деятельности и устойчивую структуру, выражающее волю своих членов посредством участия в избирательном процессе путем выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, а такжечерез своих представителей, избранных в состав органов публичного управления. В то же время существует и более упрощенное понимание политическойпартии как группы единомышленников, стремящихся к общей цели. В 2001 г. законодательство Российской Федерации пополнилось специальнымзаконом о политических партиях, который за 18 лет претерпел более 50 редакций.Наиболее серьезным изменениям подвергались требования к численности политических партий и минимальному присутствию в регионах. ПервоначальноФедеральный закон «О политических партиях» установил минимальное требование для регистрации политических партий в 10 тысяч членов, а в периодукрепления вертикали власти, после получения фракцией «Единство и Отечество — Единая Россия» большинства в Государственной Думе в 2004 г., требования к минимальной численности возросли сразу в пять раз и составили уже50 тысяч, причем на реализацию указанного требования существующим партиям дали срок чуть больше года. Послеужесточениятребований количество партий в России сократилось до семи, и только впоследствии минимальные требования к количеству членов партии были уменьшенывначале до 45, а впоследствии до 40 тысяч, при том что более чем в половинесубъектов Российской Федерации численность членов регионального отделениядолжна была составлять не менее 500 граждан, а в остальных не менее 250.Такие барьеры послужили причиной ликвидации 13 политических партий и законным препятствием в регистрации новых. К примеру, в 2007 г.были ликвидированы Народно-патриотическая партия России, Республиканская партия России, Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов и другие. После массовых акций протеста в период думской кампании 2011 г. минимальные требования к численности политической партии сократились в разы ис 2012 г. составляют 500 граждан, при том что требования к численности членоврегионального отделения вообще оказались упразднены.Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно по запросуграждан Российской Федерации и общественных объединений подвергал проверке положения Федерального закона «О политических партиях». В деле опроверке указанного закона на предмет положений, не допускающих созданияполитических партий по признакам национальной либо религиозной принадлежности, Конституционный Суд указал, что политическая партия в силу своейправовой природы в увязке с иными требованиями Основного закона является«надконфессиональным» и «внеконфессиональным» объединением, и вместе стем заключил, что «конституционный принцип демократического и светскогогосударства не допускает создания политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности». Также Конституционный Суд прямо запретил в наименовании политическойпартии использовать слова и выражения, прямо указывающие на отношение к национальности либо конфессии.По обращению Балтийской республиканской партии Конституционный Судпроверил конституционность запрета деятельности так называемых «региональных партий», создание которых, по мнению Суда, может привести «к образованию множества региональных партийных систем, что чревато превращениемформирующейся партийной системы как части политической системы в факторослабления развивающейся российской демократии, народовластия, федерализма, единства страны и тем самым — ослабления конституционных гарантийправ и свобод», и таким образом пришел к выводу о конституционностинормы, запрещающей деятельность региональных партий.Возросшиев 2004 г. требования к минимальной численностичленов политических партий также были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который и в этом случае посчитал новыетребования законодателя конституционными.Вместе с развитием законодательства о политических партиях развивалосьи законодательство о выборах. В соответствии с Федеральным законом «Обосновных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ, в выборах имели право участвовать избирательныеобъединения, а именно любые общественные объединения, устав которых предусматривал участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. К общественным объединениям предъявлялось лишь одно требование: онидолжны были быть зарегистрированы в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерациине позднее чем за шесть месяцев до объявления выборов. Этим же закономрегулировалось право на участие в выборах избирательным блокам, т. е. союзамдвух и более избирательных объединений. Выдвижение от избирательногоблока проходило в два этапа: первый — принятие решения о вступлении в избирательный блок и избрание представителей на съезд избирательного блока на съезде избирательногообъединения; второй — принятие съездом избирательногоблока решения о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах. В поддержку как избирательного объединения, так и избирательного блока должны были быть собраны подписи избирателей, количествокоторых устанавливалось применительно к каждому виду выборов самостоятельно, но которое не могло превышать два процента от числа избирателей,учтенных при составлении списка избирателей.В 1997 г. был принят новый Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации». В соответствии с указанным законом произошло ограничениекруга общественных объединений, которые имеют право участвовать в выборах (избирательные объединения), в частности, в соответствии со ст. 2указанного закона, в выборах имели право участвовать политические партии,политические организации, политические движения. Для участия в выборахсоответствующего уровня избирательное объединение должно быть созданои зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов или болеевысоком, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднеечем за год до дня голосования. При этом закон сохранял право на созданиеизбирательных блоков, под которыми понимался союз двух и более избирательных объединений. Порядок выдвижения и регистрации кандидатови списков кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков,в соответствии с данным законом, не отличался относительно порядка, установленного в законе 1994 г.С принятием в 2002 г. третьего в современной истории России Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» тенденция на сокращение кругаизбирательных объединений продолжилась. Законом закреплено право на участиев выборах только политических партий, и лишь при формировании органовместного самоуправления допускалось участие общественных объединений, вуставе которых предусматривается участие в выборах. Также законом сохранялосьправо на создание избирательных блоков из двух или трех общероссийскихобщественных объединений и (или) политических партий. Вместе с тем, в соответствии с п. 4, 5 ст. 35 указанного Федерального закона, закреплены следующиетребования к общероссийскому общественному объединению: 1) устав указанного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за год до дняголосования либо при проведении досрочных выборов за шесть месяцев до дняголосования; 2) указанное общественное объединение не должно быть зарегистрировано в форме профессионального союза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии; 3) в уставе не должно быть предусмотрено членство только по профессиональному, национальномуэтническому, расовому и (или) конфессиональному признаку; 4) в уставе недолжен содержаться запрет на участие в выборах; 5) объединение не может бытьмеждународным по своей территориальной сфере деятельности.В 2005 г. законодательно в качестве участников избирательного процессабыли исключены избирательные блоки.После либерализации избирательного законодательства в 2012 г. в частиснятия барьеров для регистрации политических партиймногие, причисляющие себя к рядам политиков, посчитали своим долгом зарегистрировать своюполитическую партию, привлечь в нее положенные 500 человек и действоватьот лица этой партии, продвигая ее идеалы. Современная Россия уже сталкиваласьс таким явлением в начале 90-х годов XX столетия, когда насчитывалось околоста политических партий.Создание всех видов партий являетсяважным шагом на пути к демократизации общества. Однако простого избирателя большое количество политических партий может ввести в заблуждение.Кроме того, массовость политических сил, которые не имеют своей уникальности в глазах избирателя, размывает саму идею жизнеспособного политического плюрализма.Развитие парламентаризма неразрывно связано с развитием политического плюрализма. При этом политический плюрализм будетиметь значение лишь при существовании сильных и полновесных альтернатив.Политические амбиции политических лидеров часто не позволяют победитьздравому смыслу ради реализации политических идеалов, поэтому голоса,отданные малым партиям, не прошедшим в парламент, в конечном итоге размываются среди крупных партий. Представители непарламентских партий этопонимают, но не способны договориться о полном объединении, которое, поих мнению, может привести к потере самоидентификации. Схожие по идеологии политические партии могут объединяться навремя, ради достижения главной цели своей деятельности — участия в выборах и получения политической власти, трибуны в парламенте и права законодательной инициативы.За прошедший с момента введения проходного барьера и отмены возможности создания избирательных блоков период каждый политический период оставались «неучтенными» или размытыми среди парламентскихпартий голоса порядка 5-7% избирателей, пришедших на выборы.В частности, в первый после 2005 г. политический период, т. е. в 2007 г.,более 7% избирателей, пришедших на выборы, проголосовали за партии, которые не преодолели действовавший на выборах 7-процентный барьер, в тоже время при более низком пороге явки ряд политических партий мог бы объединиться в избирательный блок и получить возможность совместно представлять интересы избирателей. Партии, не имеющие своегопредставительства в парламенте, утрачивают финансовую поддержку со стороны государства, возможность донесения с трибуны парламента своих взглядов,и интерес со стороны избирателя. При формировании однопартийной, двухпартийной или трехпартийной политической системы это целесообразно, но в период становления молодого государства, формированияновой системы ценностей, с учетом турбулентности в экономике, важно сохранять ценности политического плюрализма, развития различных политическихакторов, отражающих широкий спектр настроений избирателей, ведь в противном случае избиратели утрачивают интерес к демократическому процессу,что губительно для провозглашаемых Конституцией Российской Федерацииценностей демократии и политического плюрализма.В 2014 г. был подписан новый закон о выборах депутатов ГосударственнойДумы. Была возвращена смешанная избирательная система, которая применялась на выборах 2003 г.Однако нерешенным остался комплекс вопросов. Вопрос определенияграниц округов — один из самых острых в отношении кандидатов, которыеизбираются по одномандатным округам. Формирование «партии власти», а также утраты у депутатовпосле 2007 г. непосредственной связи с населением послужило очередным«барьером» к возврату в парламент большего количества представителей оппозиции, что негативно сказывается на фактической реализации принципа многопартийности.В политических системах, которые предполагают наличие большого количества некрупных политических партий, существует такой описанный в статьеинструмент, как право объединения в избирательные блоки на выборах в различные законодательные органы власти. Блок формирует свой избирательныйсписок, при составлении которого учитываются интересы всех участниковблока. Данная идея была озвучена автором настоящей статьи на встрече с председателем Государственной Думы VI созыва С. Е. Нарышкиным в 2013 г., однако, несмотря на поддержку С. Е. Нарышкина, активную поддержкуданной идеи в обществе, не нашла своего отражения в законодательстве. Вопрос возврата к возможности создания избирательных блоков при выборах парламентов всех уровней не потерял своей актуальности и сегодня.В качестве ожидаемых результатов данной законодательной инициативы рассматриваются:а) возможность политическим силам объединяться в рамках предвыборногопроцесса и вместе получать заслуженную поддержку избирателей и представлять их права в законодательных органах всех уровней, а впоследствииформировать реальные крупные политические партии, объединяться.Таким образом, блоки позволят участникам политического процесса «попробовать» успешность сотрудничества и близость реальных политических взглядов и методов, что будет преддверием возможного объединения.Более того, избирательные блоки позволят политическим партиям приходить к компромиссу до парламентских слушаний — в ходе формирования совместной политической программы;б) избирателя, который понимает, какие реальные силы есть на политическойарене, который не запутывается в бесконечных названиях мелких и поотдельности ничего не значащих, и вряд ли имеющих шанс на получениемандата в законодательных органах власти партий.Возможность объединения политических сил в период выборов в избирательныеблоки будет способствовать защите интересов как малых партий, так и избирателей, а также соблюдению демократических принципов существования государственных институтов и развитию политического плюрализма. Необходимо развиватьполитические институты, устраняя барьеры на пути их деятельности. Избирательный процесс регламентирован федеральным законодательством. Однако, российским выборам присуща конфликтность, вплоть до агрессии в схватке политических сил. Имеющаяся детальная законодательная регламентация не всегда результативна при отсутствии общепризнанных демократических традиций, норм этики. Для избирательного процесса большую пользу принесло бы наличие наряду с юридическими норм обычного права, правил политической порядочности.Следует отметить прогресс в становлении российской партийной системы. Следствием этого стала возможность возврата прямых выборов глав российских регионов, демонстрирующих сейчас партийный характер, в отличие от электоральной практики 90-х гг. прошлого века, когда главой региона с помощью значительных финансовых ресурсов становились популисты и проходимцы. Политические партии сейчас достигли уровня, на котором они способны выдвигать эффективные, неслучайные и ответственные кандидатуры, в том числе на выборах глав регионов.Однако, федеральному законодателю следует поддерживать эволюцию и укрепление партийной системы. Необходимо предложить ввод в избирательное законодательство запрета на самовыдвижение кандидатом – члена политической партии в том избирательном округе, где партия на тех же выборах уже выдвинула кандидата. Эта ситуация встречается в электоральной практике и порождает не всегда конструктивную внутрипартийную конкуренцию, а также является катализатором разрушения первичных, низовых ячеек политических партий.Нецелесообразным на сегодняшний день является возврат к практике открытых списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, что предлагается некоторыми исследователями. В2003–2005 гг. в некоторых субъектах Российской Федерации такая практика существовала, но этот опыт не имел продолжения, поскольку продемонстрировал отсутствие необходимой устойчивости политических партий, даже на уровне региона, для допущения внутрипартийной конкуренции непосредственно в ходе избирательных кампаний.Задачей избирательной системы является гарантия реализации избирательных прав граждан вне зависимости от таких факторов, как доступность места проживания, график работы, состояние здоровья. Избирательные права являются необходимой и существенной частью конституционного права граждан России участвовать в управлении делами государства. Увеличение доступных и удобных дополнительных видов голосования способствует росту не только электоральной, но и гражданской активности.Федеральным законом установлен крайне узкий круг лиц, имеющих право проголосовать вне помещения для голосования. Такая возможность предоставляется избирателям только по уважительным причинам, связанным с состоянием здоровья, т.е. болезнью или инвалидностью. При этом данный перечень является исчерпывающим, а попытки регионального законодателя расширить его пресекаются в судебном порядке. К числу уважительных причин могут быть отнесены такие, как уход за тяжело больным, одинокое проживание с малолетними детьми (до 3 лет).Однако сейчас появляются предложения по отмене этих субсидиарных институтов, дополнительно обеспечивающих реализацию активного избирательного права. В качестве оснований заявляется о возможных потенциальных злоупотреблениях. Авторы подобных инициатив забывают о конституционной ценности каждого голоса избирателя. Необходимо не ограничивать возможности реализации активного избирательного права наших сограждан, а совершенствовать механизмы предотвращения правонарушений. Наряду с субсидиарными видами голосования должны быть обеспечены достоверность и справедливость выборов и их результатов, надежность и эффективность применяемых механизмов, соблюдение принципов свободных выборов и адекватное отображение волеизъявления избирателей.История 2016 г. о применении открепительных удостоверений на муниципальных выборах при совмещении с федеральной избирательной кампанией не имеет практических перспектив и нуждается в корректировке. Учитывая возрастающую мобильность трудовых ресурсов и долю работающих«вахтовым методом», целесообразно сохранение возможности досрочного голосования с увеличением его периода, что актуально для сельских районов в условиях дефицита рабочих мест.Таким образом, потенциал совершенствования избирательного законодательства на сегодняшний день не исчерпан и законодательные изменения в этой сфере имеют перманентный характер.ЗаключениеВысшая цель любой избирательной системы – это улучшение и обеспечение достойного уровня жизни граждан. Поэтому нет оснований говорить о существовании какой-либо зависимости между качеством избирательной системы и количеством предусматриваемых ею выборных лиц, что часто является поводом для различного рода спекуляций на тему «реальной демократии».Важнейшим критерием, которому должна соответствовать любая избирательная система, является её адекватность развитию общественных отношений, а также зрелости гражданского общества в контексте исторических традиций и географических особенностей. Одновременно избирательная система должна способствовать избранию честных людей, при этом профессионалов, а не популистов, содержать действенные механизмы «сдержек и противовесов», ротации кадров и не допускать концентрации властных полномочий в одних руках как на региональном, так и на местном уровне.Свободные выборы являются одной из конституционных основ построения демократического правового государства. Порядок формирования органов власти в таком государстве должен основываться на базовых международных принципах и внутригосударственном опыте. Такая правовая квинтэссенция позволяет обеспечивать безопасный демократический вектор развития, где основным источником и субъектом делегирования власти является народ.Можно констатировать активное использование юридических фикций в правовом регулировании избирательных отношений. Различия между фактической и правовой действительностью, меняющаяся правоприменительная практика, необходимость решения конъюнктурных политических задач — лишь часть причин, обусловливающих использование законодателем правовых фикций при регулировании избирательных отношений. Особенность юридических фикций в конституционно-правовом регулировании избирательных отношений заключается в том, что в большинстве своем они регламентируют вопросы процессуального характера, что обусловлено спецификой современного избирательного процесса, его быстротечностью и многочисленным составом участников.Под юридической ответственностью за нарушение избирательного законодательства понимается применение к правонарушителю установленных государством правовых мер уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя отрицательные последствия. Для юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства характерны следующие признаки: совершенное правонарушение, установленное государством и всегда связанное с применением к правонарушителям мер юридической ответственности, неразрывная связь с причинением к правонарушителю определенных негативных последствий, реализация в определенной процессуальной форме. В системе мер юридической ответственности, задействованных в обеспечении конституционного строя, правопорядка при реализации гражданами избирательных прав в охране избирательных правоотношений, действующим избирательным законодательством предусмотрена конституционно-правовая ответственность, уголовная ответственность и административная ответственность.Существует большое количество пробелов в законодательстве, которые необходимом устранить, что обеспечить подлинную реализацию права граждан на управление государством как непосредственно, так и через своих представителей.Правовые коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, их последствия негативно отражаются на состоянии законности и правопорядка. Они ущемляют права и свободы граждан. Однако, как отмечают многие исследователи, коллизии не всегда сугубо негативное явление, ведь они выступают как свидетельство естественных противоречий, нормального развития и функционирования государства. Коллизии в праве неизбежны, но это не значит, что не нужно с ними бороться, главная задача законодателя – свести юридические коллизии к минимуму, используя при этом исключительно легальные методы и средства. Это в свою очередь будет способствовать повышению правовой культуры граждан, укреплению правопорядка, а значит и построению правового государства в целом.Потенциал совершенствования избирательного законодательства на сегодняшний день не исчерпан и законодательные изменения в этой сфере имеют перманентный характер.Список использованной литературы1. Нормативные правовые актыВсеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10135532/#ixzz5UuC2ZGJYМеждународный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz5UuCAnmVFКонституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 18.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 04.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. N 8 ст. 740Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями от 23.05.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 15 ст. 1721 Консульский устав Российской Федерации: федер. закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 28, ст. 3554.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 01.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3104 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями о 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1998 г., N 30, ст. 3608 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями и дополнениями от 20.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21 ст. 1930 Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Алексея Анатольевича Навального, и ее уполномоченных представителей: постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 25 декабря 2017 г. № 118/973-7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/documents/decree_of_cec/30868.htmlФедеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 сентября 1997 г., N 38, ст. 4339 Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 1994 г. N 33, ст. 3406 Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708-I "Об общественных объединениях" (не действует) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 17 октября 1990 г. №839Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995) (ред. от 25.12.2017) // Известия Мордовии. 1995. 22 сентября.Закон Республики Мордовия от 13 июня 2012 г. N 42-З "О выборах Главы Республики Мордовия" (ред. от 30.08.2018) // Известия Мордовии. 2012. 13 июня.Закон Республики Мордовия от 8 сентября 1994 г. N 1433-XII "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Мордовия" (утратил силу) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/8900141/#ixzz5YKG0O47HЗакон Республики Мордовия от 8 сентября 1994 г. N 1431-XII "О выборах главы местного самоуправления" (утратил силу) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/8900143/#ixzz5YKGEDDniЗакон Республики Мордовия от 17 февраля 1994 г. N 1223-XII "О выборах депутатов Государственного Собрания РМ" (утратил силу) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/8904479/#ixzz5YKFmNQgaОб утверждении поста Президента Мордовской ССР. Закон Мордовской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1991 года // Мордовия. 1991. 1 нояб.2. Материалы судебной практикиПо делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г. Б. Егорова, А. Л. Казакова, И. Ю. Кравцова, А. В. Куприянова, А. С. Латыпова и В. Ю. Синькова: постановление Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 г. № 20-П // Рос. газ. 2013. 23 окт.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. № 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. № 4.Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 1.Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 1.По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова: постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 44. ст. 4358.По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 № 12-П // СЗРФ. 1998. № 18. Ст. 2063.Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 5.2 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2018 г. № 13-О [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.ksrf.ru./decision/KSRFDecision310695.pdfРешение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года».URL: http://www.ksrf.ruОпределение Верховного Суда РФ от 12.03.2014 № 8-АПГ14-1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ [сайт]. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=583536Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2007 г. № ГКПИ07-297 // СПС «Консультант Плюс».Решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2007 г. № ГКПИ07-300 // СПС «Консультант Плюс».Решение Верховного Суда РФ от 23 марта 2007 г. № ГКПИ07-293 // СПС «Консультант Плюс».О регистрации А. М. Тулеева кандидатом на должность губернатора Кемеровской области: решение Кемеровского областного суда от 29 марта 2001 года по жалобе общероссийского общественного движения «За права человека» на решение Избирательной комиссии Кемеровской области от 17.02.2001 № 21-130/11 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. № 5 (119). С. 24-30.Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 16 марта 2016 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 7.3. Научная и учебная литератураАвакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2-х т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М , 2014. Т. 1. С. 561.Актуальные проблемы избирательного права. Эбзеев Б.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина А.А., Шуленин В.В., Хазов Е.Н., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А. учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под редакцией Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. М., 2016. С. 81.Альбом схем по основам современного конституционализма. / Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Горшенева И.А., Агафонов С.И., Гарашко А.Ю., Саудаханов М.В. М., 2017. С. 23.Андреева Г.Н., Старостина И.А. Избирательное право в России и в зарубежных странах: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Клишаса. М.: Норма, 2016. С. 18Аничкин Е. С. Конституционно-правовые фикции как прием юридической техники: основные случаи использования// Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60летию образования БЮИ МВД РФ / под ред. Ю. В. Анохина. Барнаул, 2017. С. 8–10.Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М., 2014. С. 180 — 203.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2013. С. 405.Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б., Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в РФ. Иркутск, 2015. С. 440-441.Зиновьев А.В. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб. 2013. С. 24.Избирательное право России [В.О. Лучин и др.]; под ред. В.О. Лучина. М., 2016. С. 293.Избирательное право. / Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. М., 2015. С. 47.Кильдюшкина И. Г. Республика Мордовия: история, экономика, проблемы (Вторая половина 1980-х — середина 1990-х гг.) :моногр. / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2011. С. 180 — 181.Конституционное право зарубежных стран. / Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. СПб., 2013. С. 63.Конституционное право России. / Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Прудников А.С., Саудаханов М.В., Чертова Н.А., Егоров С.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Алексеев И.А., Варсеев В.В., Кальгина А.А. и др. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2018. С. 31.Очерки по истории выборов и избирательного права: Учеб. пособие / Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.Е. Кораблин и др. Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 2002. С. 419–611.Танимов О. В. Теория юридических фикций: монография / отв. ред. Т. В. Кашанина. М., 2016. С.83.Худолей Д.М. Структура избирательного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 71-79.4. Научные статьиАфамготов Э.М. Теоретические проблемы избирательного права Российской Федерации // Государство и право. Юридические науки. 2015. № 4. С. 91-92.Бетин А.В. Реализация норм международного права в избирательном процессе Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 88.Братищенко В.В., Кешиков К.А. Оценивание компетенций студентов вуза по данным учета текущей успеваемости/ В сб.: Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2016. С. 163-167Величинская Ю.Н. Международные избирательные стандарты как ориентир для совершенствования основ построения и функционирования системы избирательных комиссий в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 67-72Волченко В.Н. Некоторые особенности административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан // Наука и образование: хозяйство и экономика: предпринимательство, право и управление. 2015. № 3 (9). С. 101.Воробьев Н.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 4. С. 29Демешко И.В. Концептуализация понятия «избирательная система» через призму постнеклассической юридической рациональности в российском конституционном праве// BaikalResearchJournal. 2016. Т. 7. № 1. С. 18Дубровина Е.П. Вправе ли местные отделения политических партий выдвигать кандидатов? // Вестник ЦИКа РФ. 2014. № 10(172). С. 86.Заседания Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва. Внеочередная третья сессия (16 — 17 окт. 1990 г.): стеногр. отчет. Саранск, 1991. С. 19 — 20.Заседания Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва. Четвертая сессия (7 — 8 дек. 1990 г.) :стеногр. отчет. Саранск, 1991. С. 19.Заседания Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва. Девятая сессия (26 дек. 1991 г.): стеногр. отчет. Саранск, 1992. С. 1.Зеленов А.В. Историко-правовые аспекты становления и развития избирательного права в России // Современное право. 2015. № 3. С. 116–118.Зорькин В. Д. Право на свободные выборы в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 1. С. 69–72.Кешиков К.А. Система оценивания учебных достижений студентов в условиях реформы высшего образования // В кн.: Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: Материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2016. С. 79-85.Ким Ю. В. О фикциях в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 13. С. 8–9.Макарцев А.А. Административная ответственность средств массовой информации: на примере применения ст. 5.5 КоАП РФ // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 35.Миронов Н.М. Конституционно-правовая институционализация системы избирательных комиссий в свете международных стандартов // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10.Сербин М.В. Источники избирательного права Российской Федерации // Юридическая наука. 2014. № 4. С. 28-30.Сербин М.В. К вопросу о необходимости главы Конституции Российской Федерации «Избирательная система» в свете конституционной реформы // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 15-18.Фомина С.В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право. 2015. № 3. С. 75.Храмовский В.И., Алексеев Н.А. Ответственность за нарушение избирательных прав и законодательства о выборах // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014. №3. С. 277.Шемелин А.В. Проблемы реализации международных избирательных стандартов и имплементации зарубежных избирательных моделей в России // История государства и права. 2015. № 20. С. 29-31.Юрченков В. А. Внешнеэкономические связи Республики Мордовия в 1990-е гг. // Общество в контексте экономической и социальной истории: сб. науч. ст. Саранск, 2015. С. 161 — 177.5. Диссертации и авторефераты диссертаций.Рябчиков Р.В. Правовые проблемы соблюдения международных избирательных стандартов в национальном избирательном праве: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2011.Самарин А. А. Экстерриториальность действия права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016. С. 9.6. Интернет-ресурсыКониченко Ж. Д., Доленко Д. В., Логинов А. В. Системы органов государственной власти в финно-угорских субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Регионология. 2013. ¹ 3. URL: http://regionsar.ru/node/1129Ноу-хау белгородского губернатора – уйти в отставку, фактически не слагая с себя полномочий, и назначить новую дату выборов [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=9584Сергей Нарышкин: «Тема создания блоков активно обсуждается» // Парламентская газета. 2013. 30 января. URL: www.pnp.ru/social/2013/01/30/sergey-naryshkin-temasozdaniya-blokov-aktivno-obsuzhdaetsya.htmlСтали известны предварительные итоги выборов Главы Мордовии [Электронный ресурс]. — Портал «Про город». — Режим доступа: https://pg13.ru/news/23067
1. Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10135532/#ixzz5UuC2ZGJY
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz5UuCAnmVF
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 18.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 04.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. N 8 ст. 740
7. Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями от 23.05.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 15 ст. 1721
8. Консульский устав Российской Федерации: федер. закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 28, ст. 3554.
9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 01.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3104
10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171
11. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями о 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253
12. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950
13. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1998 г., N 30, ст. 3608
14. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями и дополнениями от 20.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21 ст. 1930
15. Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Алексея Анатольевича Навального, и ее уполномоченных представителей: постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 25 декабря 2017 г. № 118/973-7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/documents/decree_of_cec/30868.html
16. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 сентября 1997 г., N 38, ст. 4339
17. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 1994 г. N 33, ст. 3406
18. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708-I "Об общественных объединениях" (не действует) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 17 октября 1990 г. №839
19. Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995) (ред. от 25.12.2017) // Известия Мордовии. 1995. 22 сентября.
20. Закон Республики Мордовия от 13 июня 2012 г. N 42-З "О выборах Главы Республики Мордовия" (ред. от 30.08.2018) // Известия Мордовии. 2012. 13 июня.
21. Закон Республики Мордовия от 8 сентября 1994 г. N 1433-XII "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Мордовия" (утратил силу) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/8900141/#ixzz5YKG0O47H
22. Закон Республики Мордовия от 8 сентября 1994 г. N 1431-XII "О выборах главы местного самоуправления" (утратил силу) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/8900143/#ixzz5YKGEDDni
23. Закон Республики Мордовия от 17 февраля 1994 г. N 1223-XII "О выборах депутатов Государственного Собрания РМ" (утратил силу) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/8904479/#ixzz5YKFmNQga
24. Об утверждении поста Президента Мордовской ССР. Закон Мордовской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1991 года // Мордовия. 1991. 1 нояб.
2. Материалы судебной практики
25. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г. Б. Егорова, А. Л. Казакова, И. Ю. Кравцова, А. В. Куприянова, А. С. Латыпова и В. Ю. Синькова: постановление Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 г. № 20-П // Рос. газ. 2013. 23 окт.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. № 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. № 4.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 1.
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И. В. Артемова и Д. А. Савина // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 1.
29. По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова: постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 44. ст. 4358.
30. По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 № 12-П // СЗРФ. 1998. № 18. Ст. 2063.
31. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 5.2 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2018 г. № 13-О [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.ksrf.ru./decision/KSRFDecision310695.pdf
32. Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 «Об утверждении Обзора практики Консти¬туционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года».URL: http://www.ksrf.ru
33. Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2014 № 8-АПГ14-1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ [сайт]. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=583536
34. Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2007 г. № ГКПИ07-297 // СПС «Консультант Плюс».
35. Решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2007 г. № ГКПИ07-300 // СПС «Консультант Плюс».
36. Решение Верховного Суда РФ от 23 марта 2007 г. № ГКПИ07-293 // СПС «Консультант Плюс».
37. О регистрации А. М. Тулеева кандидатом на должность губернатора Кемеровской области: решение Кемеровского областного суда от 29 марта 2001 года по жалобе общероссийского общественного движения «За права человека» на решение Избирательной комиссии Кемеровской области от 17.02.2001 № 21-130/11 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. № 5 (119). С. 24-30.
38. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избира¬тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 16 марта 2016 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 7.
3. Научная и учебная литература
39. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2-х т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М , 2014. Т. 1. С. 561.
40. Актуальные проблемы избирательного права. Эбзеев Б.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина А.А., Шуленин В.В., Хазов Е.Н., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А. учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под редакцией Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. М., 2016. С. 81.
41. Альбом схем по основам современного конституционализма. / Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Горшенева И.А., Агафонов С.И., Гарашко А.Ю., Саудаханов М.В. М., 2017. С. 23.
42. Андреева Г.Н., Старостина И.А. Избирательное право в России и в зарубежных странах: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Клишаса. М.: Норма, 2016. С. 18
43. Аничкин Е. С. Конституционно-правовые фикции как прием юридической техники: основные случаи использования// Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60 летию образования БЮИ МВД РФ / под ред. Ю. В. Анохина. Барнаул, 2017. С. 8–10.
44. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М., 2014. С. 180 — 203.
45. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2013. С. 405.
46. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б., Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в РФ. Иркутск, 2015. С. 440-441.
47. Зиновьев А.В. Избирательная система России: теория, практика и пер¬спективы. СПб. 2013. С. 24.
48. Избирательное право России [В.О. Лучин и др.]; под ред. В.О. Лучина. М., 2016. С. 293.
49. Избирательное право. / Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. М., 2015. С. 47.
50. Кильдюшкина И. Г. Республика Мордовия: история, экономика, проблемы (Вторая половина 1980-х — середина 1990-х гг.) : моногр. / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2011. С. 180 — 181.
51. Конституционное право зарубежных стран. / Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. СПб., 2013. С. 63.
52. Конституционное право России. / Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева А.А., Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Прудников А.С., Саудаханов М.В., Чертова Н.А., Егоров С.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Алексеев И.А., Варсеев В.В., Кальгина А.А. и др. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2018. С. 31.
53. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учеб. пособие / Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.Е. Кораблин и др. Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 2002. С. 419–611.
54. Танимов О. В. Теория юридических фикций: монография / отв. ред. Т. В. Кашанина. М., 2016. С.83.
55. Худолей Д.М. Структура избирательного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 71-79.
4. Научные статьи
56. Афамготов Э.М. Теоретические проблемы избирательного права Российской Федерации // Государство и право. Юридические науки. 2015. № 4. С. 91-92.
57. Бетин А.В. Реализация норм международного права в избирательном процессе Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 88.
58. Братищенко В.В., Кешиков К.А. Оценивание компетенций студентов вуза по данным учета текущей успеваемости/ В сб.: Современные проблемы профессио¬нального образования: опыт и пути решения: материалы Первой всероссийской науч¬но-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2016. С. 163-167
59. Величинская Ю.Н. Международные избирательные стандарты как ориентир для совершенствования основ построения и функционирования системы избирательных комиссий в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 67-72
60. Волченко В.Н. Некоторые особенности административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан // Наука и образование: хозяйство и экономика: предпринимательство, право и управление. 2015. № 3 (9). С. 101.
61. Воробьев Н.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 4. С. 29
62. Демешко И.В. Концептуализация понятия «избирательная система» через призму постнеклассической юридической рациональности в российском конституци¬онном праве// BaikalResearchJournal. 2016. Т. 7. № 1. С. 18
63. Дубровина Е.П. Вправе ли местные отделения политических партий выдвигать кандидатов? // Вестник ЦИКа РФ. 2014. № 10(172). С. 86.
64. Заседания Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва. Внеочередная третья сессия (16 — 17 окт. 1990 г.): стеногр. отчет. Саранск, 1991. С. 19 — 20.
65. Заседания Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва. Четвертая сессия (7 — 8 дек. 1990 г.) : стеногр. отчет. Саранск, 1991. С. 19.
66. Заседания Верховного Совета Мордовской АССР двенадцатого созыва. Девятая сессия (26 дек. 1991 г.): стеногр. отчет. Саранск, 1992. С. 1.
67. Зеленов А.В. Историко-правовые аспекты становления и развития избирательного права в России // Современное право. 2015. № 3. С. 116–118.
68. Зорькин В. Д. Право на свободные выборы в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 1. С. 69–72.
69. Кешиков К.А. Система оценивания учебных достижений студентов в условиях реформы высшего образования // В кн.: Проблемы современного законода¬тельства России и зарубежных стран: Материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2016. С. 79-85.
70. Ким Ю. В. О фикциях в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 13. С. 8–9.
71. Макарцев А.А. Административная ответственность средств массовой информации: на примере применения ст. 5.5 КоАП РФ // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 35.
72. Миронов Н.М. Конституционно-правовая институционализация системы избирательных комиссий в свете международных стандартов // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10.
73. Сербин М.В. Источники избирательного права Российской Федерации // Юридическая наука. 2014. № 4. С. 28-30.
74. Сербин М.В. К вопросу о необходимости главы Конституции Российской Федерации «Избирательная система» в свете конституционной реформы // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 15-18.
75. Фомина С.В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право. 2015. № 3. С. 75.
76. Храмовский В.И., Алексеев Н.А. Ответственность за нарушение избирательных прав и законодательства о выборах // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014. №3. С. 277.
77. Шемелин А.В. Проблемы реализации международных избирательных стандартов и имплементации зарубежных избирательных моделей в России // История государства и права. 2015. № 20. С. 29-31.
78. Юрченков В. А. Внешнеэкономические связи Республики Мордовия в 1990-е гг. // Общество в контексте экономической и социальной истории: сб. науч. ст. Саранск, 2015. С. 161 — 177.
5. Диссертации и авторефераты диссертаций.
79. Рябчиков Р.В. Правовые проблемы соблюдения международных избирательных стандартов в национальном избирательном праве: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2011.
80. Самарин А. А. Экстерриториальность действия права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016. С. 9.
6. Интернет-ресурсы
81. Кониченко Ж. Д., Доленко Д. В., Логинов А. В. Системы органов государственной власти в финно-угорских субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Регионология. 2013. ¹ 3. URL: http://regionsar.ru/node/1129
82. Ноу-хау белгородского губернатора – уйти в отставку, фактически не слагая с себя полномочий, и назначить новую дату выборов [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=9584
83. Сергей Нарышкин: «Тема создания блоков активно обсуждается» // Парламентская газета. 2013. 30 января. URL: www.pnp.ru/social/2013/01/30/sergey-naryshkin-temasozdaniya-blokov-aktivno-obsuzhdaetsya.html
84. Стали известны предварительные итоги выборов Главы Мордовии [Электронный ресурс]. — Портал «Про город». — Режим доступа: https://pg13.ru/news/23067
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические аспекты связаны с организацией проведения выборов в Республике Мордовия?
Организация проведения выборов в Республике Мордовия связана с такими теоретическими аспектами, как избирательные системы, понятие избирательных правоотношений и история развития организации проведения выборов в России.
Какие основные этапы прошли выборы в России на протяжении истории?
За историю развития организации проведения выборов в России произошло много изменений. Вначале выборы проводились в соответствии с избирательными системами, унаследованными от бывшего Советского Союза. Затем, в 90-е годы, произошел переход к многопартийной системе и проведению свободных выборов. В последние годы были внесены изменения в регулирование избирательных правоотношений, направленные на повышение демократичности процесса выборов.
Каким образом регулируется организация проведения выборов в России?
Организация проведения выборов в России регулируется федеральными законами, которые определяют избирательные системы, порядок формирования избирательных комиссий, правила голосования и подсчета голосов, а также ответственность за нарушения законодательства в сфере выборов.
Каковы особенности организации проведения выборов в Республике Мордовия?
В Республике Мордовия организация проведения выборов имеет свои особенности. Здесь действует местная избирательная система, которая может отличаться от федеральных стандартов. Также в регионе проводятся выборы в органы местного самоуправления, что требует дополнительной организационной работы.
Как регулируется организация проведения выборов в Республике Мордовия?
Организация проведения выборов в Республике Мордовия регулируется как федеральными законами, так и региональным законодательством. В регионе действуют специальные органы, отвечающие за организацию и проведение выборов, а также контролирующие исполнение законодательства в данной области.
Какие основные принципы организации проведения выборов в Республике Мордовия?
Основными принципами организации проведения выборов в Республике Мордовия являются принцип свободы и тайного голосования, равенства и справедливости выборов, прозрачности и открытости избирательного процесса.
Какая история развития организации проведения выборов в России?
История развития организации проведения выборов в России насчитывает несколько этапов: от проведения первых демократических выборов в конце 80-х годов до современной системы, основанной на партийной системе и участии граждан в выборах.
Какие особенности регулирования организации проведения выборов в Республике Мордовия?
Особенности регулирования организации проведения выборов в Республике Мордовия включают в себя участие национальных меньшинств в политической жизни, наличие региональных законов, определяющих порядок проведения выборов, и специфику местного самоуправления.
Какие основные виды избирательных систем существуют в России?
В России существует несколько видов избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная, комбинированная. Каждая система имеет свои особенности и учитывает различные принципы представительства.
Какие принципы регулирования избирательных правоотношений существуют в современном законодательстве России?
В современном законодательстве России существуют принципы свободного и тайного голосования, равенства и справедливости выборов, прозрачности и открытости избирательного процесса, а также права граждан на участие в выборах и на политическую активность.
Какие избирательные системы применяются в Республике Мордовия?
В Республике Мордовия применяются различные избирательные системы в зависимости от уровня выборов. На федеральном уровне используется пропорциональная система с закрытыми списками партийных кандидатов. На региональном уровне применяются смешанные системы, в которых часть мандатов распределяется по пропорциональной системе, а часть - по мажоритарной системе. Точное количество мандатов и порядок распределения определяются для каждого выборного органа отдельно.
Как организуется проведение выборов в Республике Мордовия?
Проведение выборов в Республике Мордовия организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и дополнительными региональными нормами. Основные этапы организации выборов включают подготовительную работу, регистрацию кандидатов и партий, проведение предварительной кампании, голосование, подсчет голосов, определение результатов и оформление протоколов. Все эти этапы подробно регламентируются законодательством и контролируются избирательными комиссиями на разных уровнях.